Социальное страхование в разных странах

Социальное страхование в разных странах

© И.П. Денисова

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» РГЭУ «РИНХ»

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Мировой опыт свидетельствует о разнообразии организационно-правовых форм социального страхования. Способы организации руководства данными системами варьируются от одного крайнего типа, определяемого полным государственным контролем, осуществляемым специальным министерским аппаратом (что часто имеет место в англоязычных странах), до другого (фондов, компенсаций или товариществ взаимного страхования), при котором руководство состоит полностью из членов такого объединения, а иногда — профсоюзов. Во всех случаях установленные системы (то есть те, которые гарантируются законодательством) находятся под защитой государства. Это объясняется тем, что участие государства в самоуправляемых системах позволяет минимизировать нежелательные явления, возникающие в случаях, когда системы управляются только государством или только на основе самоуправляемых товариществ или фондов страхования.

Участие государства в управлении аргументируется взносами государства в фонды социального страхования и в целом заинтересованностью в эффективном функционировании учреждений страхования, которые, даже если подпадают под положения частного права, в действительности представляют общественные услуги.

Государство в отдельных случаях принимает участие в оперативной (административной) деятельности страховых организаций. Например, к исключительной компетенции государства отнесены вопросы определения статуса и административной организации Национального института страхования по болезни и инвалидности

Бельгии, который является государственным учреждением. Национальное управление по семейным пособиям наемным трудящимся осуществляет предоставленные ему полномочия. В этих пределах управление самостоятельно, за исключением тех вопросов, за которые отвечает государство. Рамки компетенции и деятельности Федерации органов управления социального обеспечения Испании также определены в законодательном порядке. Установлены законом обязанности, компетенция и состав Совета директоров Генеральной дирекции социального обеспечения Португалии. Объем деятельности, задачи и организация Национального управления социального страхования Швеции также определены в инструкциях, опубликованных государством.

В то же время имеются страны, где страховые учреждения имеют большую свободу деятельности. К ним относятся учреждения пенсионного страхования, входящие в Федерацию германских учреждений пенсионного страхования и Федеральный институт занятости, которые сами устанавливают правила (правила внутреннего распорядка и административные директивы) в силу предоставленного им по закону права на организацию.

Институты социального страхования Австрии также являются независимыми учреждениями и не получают инструкций. Кассы общества взаимопомощи в сельском хозяйстве во Франции являются частными учреждениями, предоставляющими на профессиональной основе и в соответствии с принципами взаимопомощи общественные услуги.

В большинстве систем социального страхования социальные пособия назначаются государством. Однако имеются страны, где системы, помимо управления отраслью или отраслями социального обеспечения, за которые они несут ответственность (выплата социальных пособий и сбор взносов), наделены самостоятельностью в выполнении этих функций. Такими учреждениями являются:

— кассы обществ взаимопомощи в сельском хозяйстве во Франции, которые свободно управляют, помимо социального страхования в сельском хозяйстве, еще тремя секторами, а именно: программами здравоохранения и социальными программами, превентивной медицинской помощью и предупреждением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, работающих в сельском хозяйстве по найму;

— Федерация германских учреждений пенсионного страхования ФРГ. Вопросы предоставления пенсий детально урегулированы законом. В то же время учреждения пенсионного страхования практически совершенно свободны в предоставлении пособий на здравоохранение и про-

фессиональную реабилитацию, а также ряда услуг (например, медицинская помощь или помощь на дому). Они могут принимать меры по осуществлению деятельности, направленной на оказание помощи застрахованным или членам их семей по поддержанию или обеспечению трудоспособности или по улучшению состояния здоровья застрахованного населения;

— Федеральный институт занятости ФРГ. Вопросы предоставления пособий по безработице и семейных пособий урегулированы законом. Однако закон не распространяется на дополнительное обучение и профессиональную реабилитацию, которые (частично) оставлены на усмотрение учреждений.

В Институте дополнительных пенсий для рынка труда Дании совет директоров института, исходя из его доходов, принимает решение об увеличении размеров пенсий в связи с ростом цен, положением национальной экономики и финансовым положением застрахованных лиц. Совет директоров может также принять решение об изменении ставки взносов.

Существуют три типа взаимоотношений между государством и учреждением по этому вопросу.

1. Государство назначает руководителей учреждений. В некоторых странах государство назначает руководящий персонал учреждений социального страхования. В Национальном институте страхования по болезни и инвалидности Бельгии генеральный администратор, его заместитель и сотрудник, руководящие службами контроля (медицинский и административный контроль) назначаются королем. В национальном управлении по семейным пособиям для наемных трудящихся Бельгии Генеральный директор и его заместитель так же назначаются королем, который устанавливает сроки и условия их службы.

Государством назначается руководящий персонал Федерации органов управления социального обеспечения Испании.

В ФРГ президент Республики назначает президента и вице-президента Федерального института занятости и после консультаций с Административным советом и правительствами соответствующих земель ФРГ — президентов и вице-президентов. Бюро труда земель ФРГ и административные советы различных бюро земель ФРГ, а также назначают других сотрудников (на определенные посты) из предложенного советом директоров списка.

Государство назначает Генерального директора и его заместителя и руководителей отделов и подразделений Национального управления социального страхования в Швеции.

2. В ряде стран роль государства сводится только к утверждению назначений. На таких началах организованы Федерация австрийских учреж-

дений социального страхования, Национальный институт социального страхования Италии и кассы обществ взаимопомощи в сельском хозяйстве Франции.

Руководство последнего из названных учреждений (директор, его заместитель и помощник или генеральный секретарь) назначается административным советом каждой кассы, после того как они были включены в список лиц, отвечающих за работу касс, представленный на рассмотрение Министерства сельского хозяйства. Руководство касс приступает к исполнению своих обязанностей только после одобрения назначений Комиссаром Республики соответствующего района, действующего от имени Министерства сельского хозяйства. Руководители бухгалтерских служб должны быть утверждены в должности Комиссаром Республики соответствующего района и казначеем по общим платежам.

3. В ряде стран государство не участвует ни в назначении, ни в утверждении руководителей. Такое положение, например, в Институте дополнительных пенсий для рынка труда Дании, Институте страхования по болезни Израиля и Федерации германских учреждений пенсионного страхования ФРГ.

Контроль со стороны государства.

1. Учреждение контролируется государством в разной степени. Контроль может носить характер сугубо юридический, не технический, как это имеет место, например, в Федерации германских учреждений пенсионного страхования. В данном случае контрольные органы могут объявить о нарушении учреждением пенсионного страхования закона и потребовать принять меры к его исполнению. Контрольные органы могут также критиковать бюджет, следить за управлением и бухгалтерским учетом, они утверждают покупку недвижимости.

В других случаях государство может быть наделено полномочием принимать решения о роспуске административных органов. Это касается, например, Федерации австрийских учреждений социального страхования, где контролируются все виды деятельности руководителей социального страхования (включая соблюдение законов и выполнение задач по важным программам). Решения административных органов могут быть отменены или приостановлены. Последней мерой является право распустить административный орган.

2. Государство участвует по общему правилу в финансировании системы, делая дополнительные вклады, покрывая балансовый дефицит или предоставляя дотации. Оно осуществляет контроль и надзор за учреждением. Контроль и надзор усиливаются по мере увеличения предоставляемых сумм.

Кассы обществ взаимопомощи в сельском хозяйстве Франции, которые распоряжаются значительным капиталом, образованным в основном за счет субсидий из национального бюджета, контролируются несколькими органами: представителями Министерства сельского хозяйства (органа, отвечающего за функционирование), служащими Министерства финансов и самим финансовым судом.

Бюджет Федерального института занятости ФРГ подлежит утверждению Федеральным правительством. Данная процедура содержит некоторые противоречия. С одной стороны, правительство считает, что имеет право в этом участвовать в силу того, что по закону несет ответственность в случае финансового дефицита. С другой стороны, институт имеет административную независимость от федерального правительства.

Национальное управление социального страхования Швеции, финансируемое из государственных фондов, ежегодно представляет проект своего бюджета на одобрение парламента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В вопросах организации и функционирования систем социального страхования государство играет чрезвычайную важную роль. Оно определяет правила взаимоотношений основных субъектов социального страхования, в отдельных случаях датирует нехватку финансовых средств, определяет минимальные нормы социальной защиты.

Финансирование социального страхования включает две взаимоувязанные между собой группы вопросов: 1) финансовое обеспечение систем социального страхования (источники, способы и формы получения и накопления денежных средств) и 2) способы и формы расходования и распределение средств в различных системах социального страхования.

Главными источниками финансирования социального страхования в странах с рыночной экономикой являются страховые взносы застрахованных и работодателей (в пользу лиц, работающих по найму), а также субсидии государства.

В целом система социального страхования основывается на принципах страховой солидарности. Страховые взносы работодателя и самих застрахованных играют роль основного источника, обеспечивающего выплату компенсации за утрату дохода пропорционально его величине (ограниченной определенным уровнем), а средства государства, как правило, предназначаются для выплат общего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов.

Доля каждого из этих источников сильно колеблется по странам. Но во многих из них (Австрия, Бельгия, США, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Испания, Португалия, Нидерланды) отчисления застрахованных и работодателей составляют примерно 70-80 % всех поступлений в

страховые фонды. Доля разных источников неодинакова в различных системах социального страхования — как в зависимости от целевого назначения, так и по странам. Например, расходы по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний несут повсюду только работодатели, затраты на семейные пособия — работодатели и государство. Трудящиеся наряду с ними разделяют бремя финансирования страховых пособий по безработице, болезни, материнству, а также пенсий по старости, инвалидности и по потере кормильца. Существует большое разнообразие в структуре источников финансирования социального страхования — как отдельных его видов, так и совокупной величины по всем вместе взятым видам. Доля взносов трудящихся колеблется от 3,7 % в Дании, 13,9 % в Италии, до 29,6 % в ФРГ и 36,8 % в Нидерландах.

Доля взносов работодателей наиболее высока в Италии и Франции — соответственно 53,3 и 52,8 % и наименьшая в Дании — 10,4 %. Взносы же государства самые низкие в Нидерландах — 18,6 % и во Франции — 20,5 %, а самые высокие в Дании — 81,5 %, затем в Великобритании — 43,4 %, Италии — 30,6 %.

Что касается доли отчислений самих трудящихся по отношению к их заработной плате, то она составляла в последние годы в Италии свыше 8 %, Греции — 9 %, Бельгии — 12 %, Франции — около 14 %, ФРГ — 17,3 % и в Нидерландах — около 27 %.

Таким образом, в различных странах распределение долей финансирования систем социального страхования складывается по-разному, поскольку формировалось оно под влиянием конкретной практики, национальных традиций и соотношения общественных сил.

Соотношение долей страховых взносов работников, работодателей и субсидий государства является достаточно сложной социально-экономической проблемой. Вместе с налогами, взносы для работников означают существенные вычеты и что сбалансированность зависит от функционирующей в стране экономической системы и социальной политики государства. Чаще всего страховой взнос независимо от того, кто его выплачивает, сокращает текущие доходы работников и представляет собой «отложенную заработную плату», которая должна в будущем удовлетворять потребности, связанные с возникновением случаев страхового риска.

Величина взноса на совокупное социальное страхование всего населения — один из ключевых вопросов социальной политики государства. Это объясняется рядом причин: величина страхового взноса во многом определяет политику распределения общественного дохода; от нее зависит масштаб сокращения текущего дохода; пропорции перераспределения дохода между

высоко- и низкооплачиваемыми работниками, а также перераспределение дохода между группами трудящихся, подверженных в разной степени профессиональному риску.

Именно в пропорциях страховых взносов и находит свое материальное выражение идея солидарности трудящихся, во имя которой все остальные субъекты участвуют в формировании фондов, использовать которые в большей мере будут менее материально обеспеченные, занятые в производствах с высоким уровнем профессионального риска, живущие в худших условиях и в большей степени подвергающиеся социальному риску.

Реализация прав на социальную защиту с помощью автономных и «прозрачных» систем социального страхования позволяет смягчить социальную напряженность в обществе, усиливает мотивационные установки по самообеспечению у работников, повышает ответственность за социальное благополучие работников со стороны работодателей, усиливает функцию гаранта со стороны государства, создает механизмы по достижению социального консенсуса в обществе.

В большинстве стран с рыночной экономикой используют системы социального страхования с достаточно развитой автономией и дифференцированными взносами. Одним из примеров является межотраслевая дифференциация, в основе которой лежит идея о том, что каждая отрасль должна компенсировать работнику иск профессиональных последствий труда в ней (в зависимости от вредности или опасности условий труда). В некоторых странах, например в Норвегии, величина взноса дифференцируется по регионам.

Страховой взнос дифференцируется и зависит от уровня профессионального риска (страхование от несчастных случаев на производстве), от величины заработной платы, от природно-климатических условий. Это регулирование осуществляется посредством изменения пропорции взносов работников и работодателей и общей величины страхового взноса. В этом случае проявляется противоречие между высокооплачиваемыми работниками, отчисляющими большой объем средств в фонды социального страхования, и низкооплачиваемыми, чаще пользующимися страховыми выплатами. Это вызывает у высокооплачиваемых категорий трудящихся желание оставаться вне системы (или какого-либо другого вида) обязательного социального страхования, так как получаемые ими доходы позволяют удовлетворять свои потребности за счет личных накоплений или за счет выплаты взносов в системе добровольного страхования.

Формой, которая в определенной степени изживает этот недостаток, является законодательное установление верхней границы заработ-

ной платы и ограничение тем самым размеров отчислений в фонды социального страхования до определенного уровня. Исторически формирование систем социального страхования было связано с созданием автономных фондов, в которых накапливались страховые взносы и которые обеспечивали выплаты соответствующих страховых возмещений. Обычно такие фонды образовывались отдельно для каждого вида (отрасли) страхования и расходовались в соответствии с принципами функционирования этих видов, которые имели свою специфику. При краткосрочном страховании это означало ежегодное балансирование доходов и расходов, а при долгосрочном (пенсионном) — накопление резервов на покрытие будущего роста расходов.

В настоящее время в большинстве западных стран аккумулирование средств страховых фондов базируется на принципе распределения, в соответствии с которым поступившие в данном году отчисления (как и государственные субсидии) расходуются на выплату в том же году пенсий и пособий всем нуждающимся в них, тем самым они также защищаются от инфляции.

По нашему мнению, при таком принципе финансирования, особенно в странах, где удельный вес обязательных отчислений от заработной платы преобладает в поступлениях средств в страховые фонды, объем имеющихся в их распоряжении ресурсов непосредственно зависит от уровней занятости и заработной платы, типов их изменения, а также соотношения между работающим населением и пенсионерами.

Таким образом, серьезные различия между странами существуют в видах, условиях получения и размерах страховых выплат по безработице, пенсиям по старости, семейных пособий и т.д. Семейные пособия, в основном на детей, выплачиваются практически во всех странах, но критерии их предоставления неодинаковы, поскольку они сформировались в разных условиях и во многом под влиянием неблагоприятных условий демографических факторов (прежде всего во Франции и Бельгии). В ФРГ и Италии учитываются общие семейные доходы, возраст и число детей и предоставляется помощь школьникам. Во Франции пособия в целом выше и они значительно увеличиваются, начиная с третьего ребенка, причем в семейные пособия входит также помощь на оплату жилья. В Великобритании, Ирландии, Италии, Дании и Португалии размер пособий зависит от числа детей и их возраста. Насколько велики различия в размере пособий, можно видеть из следующих данных: на второго ребенка в Испании платят всего лишь 13 франц. франков в месяц, в Португалии — 45, в ФРГ — 210-300, в Великобритании — 320, во Франции и Бельгии — 550-700 франц. франков.

Не менее, если не более серьезные различия существуют в условиях получения пособия по безработице, продолжительности трудового и страхового стажа, при отсутствии которого многие молодые люди и женщины, начавшие трудовую деятельность и быстро потерявшие работу, равно как и временные работники, домашняя прислуга, лица, занятые на семейных предприятиях, и ряд других категорий, оказываются лишенными этих пособий. Например, в ФРГ трудовой стаж продолжительностью не менее 360 дней, а страховой — не менее 3 лет, в Бельгии — трудо-

вой стаж варьируется от 75 до 600 дней (в зависимости от возраста), в Италии страховой стаж — 2 года, в Великобритании и Ирландии необходимо уплатить определенную сумму страховых взносов.

Таким образом, финансовые вопросы обеспечения систем социального страхования в значительной степени зависят от национальных особенностей и развитости систем социальной защиты, что следует учитывать при формировании системы социального страхования в отечественной практике.

УДК 330.8

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

© В. Г. Ишмуратова

Научно-производственная фирма «Биомаг» Россия, Республика Башкортостан, 450096 г. Уфа, а/я 98.

Тел.: +7 (347) 235 58 01. Email: insect@anrb.ru

Система социальной защиты, с помощью которой в развитых странах осуществляется регулирование трудовых отношений, складывалась на протяжении практически всей истории становления и функционирования рыночного общества. В разные периоды истории господствовали различные формы регулирования. Предпосылкой создания этих систем стало воздействие целого ряда социальных и экономических факторов: урбанизации образа жизни, индустриализации, монополизации экономики, рождения промышленного пролетариата, активизации классовой борьбы, создания профсоюзов, служащих целям взаимопомощи. Действующее в настоящее время в странах с развитой экономикой социальное законодательство является завоеванием трудящихся, достигнутым в результате десятилетий упорной борьбы. Зарубежный опыт реализации социальной функции государства (на примерах Германии, Японии, США и Швеции) свидетельствует о необходимости установления обоснованных и законодательно регулируемых социальных нормативов, формирования рассчитанной на длительную перспективу комплексной системы социальной защиты населения.

Ключевые слова: национальные системы социальной защиты в развитых странах в условиях рыночной экономики.

Система социальной защиты — специфический вид деятельности, направленной на перераспределение средств в пользу бедных и социальное обслуживание населения .

Система социальной защиты, с помощью которой в развитых странах осуществляется регулирование трудовых отношений, складывалась на протяжении практически всей истории становления и функционирования рыночного общества.

В разные периоды истории господствовали различные формы регулирования. Предпосылкой создания этих систем стало воздействие целого ряда факторов социального и экономического порядка. Прежде всего, это урбанизация образа жизни, индустриализация, монополизация экономики. Затем — появление промышленного пролетариата, активизация классовой борьбы, создание профсоюзов, которые служили целям взаимопомощи. Становление рабочего движения вызывает к жизни новые формы социальной защиты трудящихся и их семей. Коллективная борьба рабочих с хозяевами за выгодные условия продажи рабочей силы, за улучшение своего материального положения стала борьбой профессиональной, поскольку условия труда в разных профессиях весьма разнообразны.

Действующее в настоящее время в развитых странах социальное законодательство является завоеванием трудящихся, достигнутым в результате десятилетий упорной борьбы. Рассматривая систему социальной защиты зарубежных стран, остановимся на странах наиболее отличительных, таких как Германия, Япония, США и Швеция.

Германия. Система социальной защиты в Германии складывалась, начиная с послевоенных лет. Доля социальных услуг в валовом внутреннем продукте ФРГ составляет свыше 30% . Почти треть из них приходится на пенсионное страхование и страхование на случай болезни. Оказывая эти услуги, государство выполняет обязанности по Основному закону. Согласно ст. 20 Конституции ФРГ, она является демократическим и социальным государством. Цель социального государства — не всесторонне обеспеченный и обслуживаемый человек, напротив, оно (государство) строится на самостоятельно приобретенных правомочиях граждан. С этой целью принят широкий спектр социальных законов, которые охватывают обеспечение по

болезни, в старости и в связи с несчастным случаем, пособия на детей, для оплаты жилья и по безработице.

Система социальной защиты в ФРГ характеризуется как совокупность мер, призванных обеспечить экономическое и социальное благополучие и защиту различных групп населения перед разными жизненными опасностями, такими как несчастный случай, болезнь, инвалидность, старость, безработица и смерть кормильца.

Страховая защита распространяется на несчастные случаи не только на производстве, но и в пределах заводской территории, а также на несчастные случаи, которые происходят по пути домой или на работу.

Правовой основой пенсионного обеспечения является социальное законодательство ФРГ. Пенсионное страхование имеет своей целью:

— предоставление пенсий в связи с профессиональной или общей нетрудоспособностью, а также выплату пенсий по старости;

— предоставление пенсий по случаю утраты застрахованного кормильца семьи;

— мероприятия по улучшению санитарных условий жизни застрахованного населения.

Система страхования по безработице в Германии заключается в том, чтобы обеспечить оказавшимся безработными необходимые средства к жизни, а также свести к минимуму экономические и социальные последствия безработицы.

Нынешнее регулирование страхования по безработице основывается на законе по обеспечению занятости. Страхование и выплаты по безработице осуществляются Федеральным ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для рабочих и служащих независимо от их доходов. Безработные получают пособие по безработице. Его размеры зависят от общего трудового стажа до наступления безработицы, от размеров получаемой до потери работы заработной платы, от возраста, а также от наличия детей .

Япония. В систему социального обеспечения Японии входят общественное вспомоществование, социальное обслуживание, социальное страхование и общественное здравоохранение. К ней же относится учрежденная в 1974 г. самостоятельная служба здравоохранения для престарелых.

Главным звеном всей системы является социальное страхование, в задачу которого входит обеспечение граждан в случае временной или постоянной нетрудоспособности. Оно осуществляется за счет создаваемых в обязательном или добровольном порядке страховых фондов, формируемых из страховых взносов населения и работодателей, а также государственных средств. В 1960-е гг. на долю социального страхования приходилось 78.6% доходной и 73.8% расходной частей бюджета министерства здравоохранения и социального обеспечения.

Наряду со сложностью организационной структуры социальное обеспечение в Японии отличается еще и дробностью входящих в него звеньев. Так, в пределах пенсионной системы действуют до десяти относительно самостоятельных режимов обеспечения граждан по одним и тем же видам постоянной нетрудоспособности. Такое положение порождает различия в размере и условиях получения тех или иных видов обеспечения для отдельных категорий населения.

Благодаря принятым государством мерам (наиболее значительные реформы имели место в 1973 и 1983 гг.) в 1970-80-е гг. в системе социального обеспечения Японии произошли изменения: повышены размеры выплат, расширен охват населения отдельными видами обеспечения, предприняты попытки преодолеть дробность системы. Существенно изменилась и его структура: как и в других развитых странах, в Японии пенсионная система превратилась в ведущую отрасль социального обеспечения, что имеет большое значение ввиду ускорения процесса «старения населения» страны. Если в 1970 г. 58.9% всех расходов на социальное обеспечение в Японии шло на пособия по временной нетрудоспособности и лишь 24.3% на пенсии, то в 1980-е гг. — соответственно 40.7% и 45.4%.

Пенсионное обеспечение. В рамках государственной системы социального обеспечения Японии существует несколько пенсионных систем, основанных на принципах страхования населения. Большая их часть охватывает страхование наемных работников по месту их работы, где страховые взносы кроме самих работников выплачивают их работодатели. Государство там, где оно не выступает в качестве работодателя, выплачивает к пенсиям определенные дотации.

По страхованию здоровья Япония является первой страной в Азии, где было введено в общенациональном масштабе страхование здоровья населения (1961 г.). Этому предшествовало принятие ряда законов о страховании, обеспечивших населению компенсацию расходов на медицинскую помощь, в том числе и об обязательном страховании служащих (1922 г.), о национальном страховании здоровья (1938 г.), о страховании моряков (1939 г.), о страховании поденных рабочих (1953 г.) и др. В настоящее время медицинское обслуживание в Японии финансируется преимущественно за счет фондов страхования здоровья. Лишь небольшим группам населения она оказывается бесплатно по линии медицинской помощи бедным или общественной медицинской помощи .

США. Для Соединенных Штатов, осуществляющих стратегию устойчивого экономического роста, повышение экономической безопасности человека путем развития сферы социального обеспечения и усиления конкурентоспособности трудоспособных граждан стало важнейшим элементом укрепления национальной безопасности страны, обеспечения ее конкурентоспособности в условиях глобальной конкуренции.

Социальное обеспечение в США охватывает совокупность программ, основанных на принципах как страхования, так и вспомоществования (из бюджетных средств), по материальному и иному обеспечению престарелых, нетрудоспособных, нуждающихся.

В отличие от западноевропейских стран, где уже в конце XIX в. были заложены основы государственного социального обеспечения, в Соединенных Штатах вплоть до конца 30-х годов прошлого века обеспечение престарелых, нуждающихся осуществлялось на уровне местной общины, добровольческих организаций, семьи, самообеспечения. С принятием в 1935 г. Закона о социальном обеспечении различные формы страхования и вспомоществования были учреждены в масштабах страны, и граждане США получили гарантируемое государством право на пенсию по возрасту, инвалидности, в случае смерти кормильца, на пособие при потере рабочего места, а некоторые наиболее социально уязвимые категории населения — на пособие по нуждаемости.

Важнейшей социальной функцией государственных структур стали стимулирование и координация деятельности частного сектора по развитию пенсионного обеспечения и социальных услуг. Освобождение от налогообложения средств частного сектора, направляемых на социальные программы, способствовало превращению их в важный источник материального обеспечения населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственной экономико-правовой основой осуществления социальной политики правительственных органов США служат Закон о социальном обеспечении от 1935 г. с поправками и дополнениями и Закон о личной ответственности от 1996 г. По мере эволюции социальной политики эти государственные акты периодически корректируются и включают новые положения, отражающие динамику и направление развития социальных функций американского государства.

Основная часть социальных расходов (или, по американской терминологии, расходов на «человеческие ресурсы») в США приходится на регламентируемые федеральным законодательством программы социального обеспечения, материального вспомоществования, помощи ветеранам, на получение или совершенствование образования либо профессиональную подготовку и охрану здоровья. Главный источник финансирования системы социального обеспечения составляют социальные взносы предпринимателей (работодателей), застрахованных работников, бюджетное финансирование. По оценке на 1998 г., ВВП США составил 8.08 трлн. долл., а общий объем государственных расходов (федеральных, штатов, местных органов власти) на социальные цели составил 1.7 трлн. долл. или 21%, в т.ч. федеральные расходы — 1.033 трлн. долл. Федеральные расходы включают социальное страхование, программы образовательные, денежной, продовольственной и медицинской помощи, жилищных субсидий, социальных услуг .

Одним из наиболее эффективных и перспективных направлений организации социального обеспечения стало заключение контрактов с частными агентствами по оказанию социальной помощи, финансируемой из государственного бюджета. Конкретная система часто рассматривается как средство наиболее оптимального расходования ограниченных ресурсов в сфере предоставления социальных услуг, в том числе для организации профессионального обучения, ухода за детьми, предоставления социально-бытовых и медицинских услуг для пожилых и для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Швеция. Основным элементом шведской социальной политики является социальное страхование. Цель системы социального обеспечения в Швеции, как это подчеркивается в официальных документах, -обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование от безработицы и денежная помощь от рынка труда). Окончательной гарантией, независимо от причины обращения, считается денежное пособие, известное как социальная помощь.

Развитие системы социальной помощи прошло длительный путь. На первом этапе, начавшемся с 80-х гг. XIX в., главное внимание уделялось мерам социальной защиты по месту работы: страхование по болезни, меры по охране труда и страхование от несчастных случаев на производстве. Цель этих мер — снизить для предпринимателей издержки на рабочую силу. С 1913 г. осуществлялась первая национальная программа социального обеспечения (система народных пенсий). Второй этап начался с 30-х гг. с приходом к власти социал-демократов. На рынке труда стала проводиться политика по оказанию помощи семьям. Расширились системы социального страхования и здравоохранения. Третий этап начался со вступления в силу в 1982 г. Закона о социальных услугах, включающего все сферы социальной деятельности государства.

Все постоянно проживающие в Швеции (как шведской, так и иной национальности) в возрасте от 16 лет и старше зарегистрированы в одной из 26 местных контор социального страхования. Обязательное медицинское страхование (эта система введена в 1955 г.) охватывает различные выплаты в связи с посещением врача, стоматолога, лечением в больнице и т.д. Как правило, эти расходы непосредственно оплачиваются конторой социального страхования медицинскому учреждению или лицу, ответственному за лечение. Обычно пациент платит только небольшую сумму за консультацию.

Система национальных пенсий включает народную (основную), дополнительную (трудовую) и частичную (неполную) пенсию. Во всех этих случаях выплаты основываются на ежегодно устанавливаемой правительством так называемой базовой сумме, которая автоматически растет с инфляцией. Пенсионный возраст в Швеции одинаков для мужчин и женщин (65 лет).

Народная и дополнительная пенсия имеют три формы: по старости, по инвалидности и семейные, выплачиваемые в связи со смертью кормильца. Один человек может получать одновременно несколько пенсий.

Система защиты населения от безработицы, действующая с 1974 г., отличается от германской, американской, японской моделей социальной защиты. Для получения пособия по безработице необходимо быть членом кассы по безработице, организуемой профсоюзами. Таких касс 43, в них состоят на добровольной основе около 3.5 млн. членов. Кассы действуют по всей стране и охватывают различные профессиональные категории. Иными словами, местные конторы страхования не имеют дела с этим типом страхования .

Анализ системы социальной защиты в Швеции показывает ее высокую степень развития. Вместе с тем, в последние годы обострился ряд ее финансовых проблем. Одна из важнейших — проблема пособий по

безработице, которые рассчитаны на кратковременную безработицу. Тяжелое положение наблюдается и в области пенсионного обеспечения. Старение населения также является одной из главных причин усиления напряженности в системе здравоохранения.

Таким образом, что касается организации самой социальной защиты, в большинстве стран взносы на социальное страхование оплачивают и предприниматели, и работники, хотя в таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды и Франция большая доля падает на плечи самих работников, в Италии же наоборот — на предпринимателей. В Финляндии и Швеции взносы оплачивают только работодатели, а в Дании финансирование социальной защиты и вовсе осуществляется из средств госбюджета. Если же говорить о США, то там фактически отсутствует система обязательных взносов со стороны работодателей, и как говорилось ранее, большее внимание уделяется коллективным договорным условиям.

В практике западных стран в области страхования по безработице можно выделить два основных принципа:

— государственное страхование находится в руках государства, и такое положение характерно для большинства стран;

— страхованием ведают профсоюзы, в которых создаются специальные кассы страхования по безработице. Это свойственно в основном странам Северной Европы и некоторым другим, в частности, аграрному сектору Италии.

В первом случае контроль возлагается на министерство труда, занятости, социальных дел и, в том числе, на их подразделения на местах. Так, в Японии -на министерство труда, в Германии — на больничные кассы, которые, в частности, занимаются соответствующей работой по всем видам социальной защиты, и такая практика была распространена в дореволюционной России. В США и Канаде сбором средств в фонды страхования занимаются налоговые ведомства.

В большинстве случаев финансовые средства на осуществление программ занятости собираются за счет налога на фонд заработной платы, тогда как в Японии они на четверть покрываются за счет госбюджета. В Италии и США отчисления поступают в основном от работодателей, а в других европейских странах обложению могут подлежать как работники, так и работодатели. Взносы трудящихся от общей суммы страхового взноса составляют: в Германии — 50%, в Японии -37.5%, во Франции — 36% и в США — менее 4% .

Определенные отличия можно наблюдать и в средних размерах получаемых пособий по безработице. Так, в Германии оно составляет 63% от размера последнего заработка, в Японии и некоторых штатах США размер пособий может быть обратно пропорциональным уровню предыдущей заработной платы, т.е. пособие тем больше, чем меньше был предыдущий заработок.

В США и Японии устанавливается верхний предел пособия по безработице, размер которого не должен превышать 80% заработной платы за вычетом всех премий, причем следует учитывать, что в Японии премии, как правило, составляют около трети доходов трудящихся. Кроме Японии и Германии, сами пособия облагаются налогом.

Устанавливается и максимальная продолжительность для получения пособий по безработице: в США она зависит преимущественно от общего уровня безработицы в стране или штате. В Германии и Японии она исчисляется исходя из характеристик безработно-

го: его возраста и трудового стажа. В США, как правило, максимальный срок получения пособий по безработице равен 26 неделям, в Канаде — 35 неделям, но при высоком уровне безработицы в этих странах срок может продлеваться.

По истечении срока выплат пособий по безработице человек вправе получать специальное «социальное пособие» из государственных средств, которое невелико и в принципе чуть выше уровня официально принятой «черты бедности». Но продолжительность получения социального пособия бывает, как правило, неограниченной.

Таким образом, формирование адекватной системы социального обеспечения в условиях перехода России к рыночным отношениям невозможно без активной регулирующей роли государства, восполняющего ограниченность рынка в социально-трудовой сфере и служащего гарантом развития рыночной системы как таковой. Зарубежный опыт реализации социальной функции государства свидетельствует о необходимости установления обоснованных и законодательно регулируемых социальных нормативов, формирования

рассчитанной на длительную перспективу комплексной системы социальной защиты населения.

ЛИТЕРАТУРА

2. Гатауллин Р. Ф., Ишмуратова В. Г. Бедность в России: масштабы и пути преодоления. Уфа: Восточный университет, 2006. 104 с.

3. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело ЛТД, 1994. 224 с.

4. Япония / Под общ. ред. Ф. Кима и др. М.: Наука, 1992. 283 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Лебедева Л. Ф. США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования. М.: Наука, 2000. 268 с.

9. Волков A. M. Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль, 1996. 216 с.

10. Можаев В. Человек на Западе. Пособие по безработице // Социальная защита. 1996. №2. С. 44-45.

Поступила в редакцию 01.10.2014 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №3

NATIONAL SYSTEMS OF SOCIAL SECURITY IN THE DEVELOPED COUNTRIES

© V. G. Ishmuratova

Scientific-Production Company «Biomag» P.O. Box 98, 450096 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Email: insect@anrb.ru

Keywords: national system of social security, developed countries, market economy.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

3. Lampert X. Sotsial’naya rynochnaya ekonomika. Germanskii put’ . Moscow: Delo LTD, 1994.

4. Yaponiya / Pod obshch. red. F. Kima i dr. Moscow: Nauka, 1992.

5. Gataullin R. F., Ishmuratova V. G. Problemy ekonomiki i upravleniya: Mezhdunar. nauch.-proizv. zhur. Belgorod, 2006. No. 3. Pp. 8-28.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *