Сп 4616 88 статус

Сп 4616 88 статус

Содержание

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ*

Общие положения

1. Общие положения

1.2. Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.

1.3. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.

1.4. Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.

1.5. Настоящие Санитарные правила вступают в силу с момента их утверждения.

Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны

2.1. Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных (табл.2.1) или допустимых (табл.2.1 и 2.3) параметров микроклимата не позднее чем через 30 мин после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.

Таблица 2.1

Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей

Сезон года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С

Относи-
тельная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Холодный и переходный периоды года

Легковые

0,2

Грузовые и автобусы

0,2

Теплый период года

Легковые

0,2

Грузовые и автобусы

0,3

Таблица 2.2

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С

Относительная влажность, %, не более

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Легковые

19-25

0,2

Грузовые и автобусы

17-23

0,3

Таблица 2.3

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в теплый период года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С*

Относительная влажность в %

Скорость движения воздуха, м/с**

Легковые, грузовые и автобусы

Не более чем на 3 °С выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28 °С

При 28 °С не более 55

0,2-0,5

При 27 °С не более 60

При 25 °С не более 70

При 24 °С и ниже не более 75

2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3 °С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, указанных в табл.2.1 при обеспечении оптимальных параметров микроклимата, или в пределах величин, приведенных в табл.2.2 и 2.3 для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата.

2.4. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3 °С.

2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя — не более 35 Вт/м, а от окон — не более 100 Вт/м.

2.6. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, с тем чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями пп.2.1-2.5 настоящих Правил.

2.7. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.

2.8. Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать величин, указанных в «Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны», утвержденных Минздравом СССР.

2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.

2.10. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках и карьерах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентраций, не превышающих предельно допустимые.

2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива:

г) газовое топливо — углеводородов алифатических предельных C-С (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO), меркаптанов.
Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.

Допустимые уровни шума, инфразвука и вибрации

3.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА (ПС 65).

31,5

Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА — 70 дБА.
Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА (ПС 55).

31,5

500

Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА — 60 дБА.

3.3. Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать величин, указанных в табл.3.1, 3.2.

Таблица 3.1

Санитарные нормы вибрации для грузовых автомобилей

7.4. Администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры к обеспечению питания водителей, соответствующего рекомендациям данных санитарных правил.

Водителям рекомендуется следующий режим питания: прием пищи должен быть регулярным, промежутки между приемами пищи не должны превышать 4-5 часов, обязателен прием пищи перед выходом на работу, ужин должен приниматься не менее чем за 2-2,5 часа до сна. Рекомендации к качественному и количественному составу пищи изложены в приложении № 2.

7.5. Водители, занятые междугородними грузовыми перевозками (за исключением плечевых) при продолжительности рейса более одной смены должны быть обеспечены администрацией АТП:

а) рейсовыми чемоданами, в комплект которых должны входить: набор посуды для принятия и приготовления пищи, примус или портативная газовая плита с запасным баллоном, средства для мытья посуды, термос объемом не менее двух литров, фляга для питьевой воды объемом не менее двух литров;

б) картой-схемой маршрута движения с обозначением пунктов отдыха (гостиниц), пунктов питания, пунктов медицинского обслуживания.

7.6. С целью выявления больных водителей и водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с последующим отстранением их от управления автомобилем, водители проходят ежедневные предрейсовые медицинские осмотры.

7.7. Администрация АТП и других организаций, имеющих транспорт, должна обеспечить прохождение водителями обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно приказам МЗ СССР № 3 от 4 января 1983 года и № 700 от 19 июня 1984 года.

7.8. Руководители предприятий обязаны организовывать и проводить с участием территориальных органов здравоохранения гигиеническое обучение водителей по «Программе гигиенического обучения водителей предприятий автотранспорта», утвержденной Минздравом СССР 23. 11. 77 г. и согласованной с ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 28. 10. 77 г., а также полный курс подготовки по программе оказания первой медицинской помощи при дсрожно-транспортных происшествиях, утвержденной приказом Минздрава СССР № 3 от 4 января 1983 г.

8. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕМОНТНЫХ РАБОТ

8.1. При привлечении водителей к выполнению ремонтных работ на них должны быть распространены действующие отраслевые нормативно-технические документы, регламентирующие организацию и проведение указанных работ и гигиенические требования к этим работам.

При выполнении водителями ремонтных работ в АТП и других организациях, имеющих транспорт, вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника запрещается работа без лежаков на полу (земле).

8.2. Выполнение в помещениях работ по проверке, ремонту или наладке работающего двигателя разрешается только при наличии местного отсоса, эффективно удаляющего отработавшие газы.

8.3. Водители, выполняющие техническое обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, личной гигиены и защитными приспособлениями в соответствии с действующими отраслевыми типовыми нормами.

8.4. Для переливания топлива автомобили должны быть укомплектованы шлангом с сифоном-насосом; засасывать топливо ртом в шланг для переливания запрещено.

8.5. Администрация предприятия обязана обеспечить регулярную химчистку, стирку, дезинфекцию, ремонт и проверку исправности средств индивидуальной защиты (в соответствии с действующими типовыми нормами).

Приложение 1

Перечень санитарно-гигиенических характеристик (санитарный паспорт рабочего места водителя автомобиля)

1. Кабина:

— герметичность,

— наличие напольных ковриков,

— состояние обивки.

2. Сиденье

— состояние обивки,

— состояние набивки,

— состояние регулировочного механизма.

3. Остекление кабины:

— состояние переднего стекла,

— состояние заднего стекла,

— состояние боковых стекол,

— состояние стеклоочистителей,

— состояние стеклоподъемников.

4. Наличиие и состояние зеркал заднего вида.

5. Система вентиляции.

6. Система отопления.

7. Воздух рабочей зоны.

8. Уровни вибрации.

— общей на рабочем месте,

— локальной на органах управления.

9. Уровни шума:

— внешнего,

— внутреннего.

10. Уровни инфразвука в кабине.

11. Токсичность отработавших газов двигателя.

Приложение 2.

Рекомендации к питанию водителя

1. Суточная потребность водителей в пище должна определяться на основе данных, приведенных в таблице.

Таблица

Энерготраты и суточная потребность водителей автомобилей в белках, жирах и углеводах в зависимости от пола и возраста

Пол

Возраст

Энерготраты

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

ккал.

мДж

Муж.

18—39 лет

40—60 лет

12,55

11,71

Жен.

19— 39 лет

40 — 55 лет

10,66

9,83

2. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно выражаться как 13:30:57% суточной энергетической ценности пищи. Количество белков животного происхождения в рационах должно составлять не менее 55% от их общего потребления, а содержание растительных масел -25—30% суточной потребности в жирах. Потребление сахара не должно превышать 70—80 г в сутки, при этом за счет полисахаридов необходимо обеспечить 70—80% общего количества углеводов. Оптимальное соотношение кальция, фосфора и магния равно 1:(1,5—2,0):0,6.

3. Суточная калорийность должна распределяться по отдельным приемам пищи в зависимости от смены:

а) дневная смена — ранний завтрак перед работой (15— 20%), обед на работе (30—35%), полдник после работы (20—25%), ужин (20—25%).

б) вечерняя смена — поздний завтрак после работы (10—25%), поздний обед дома (30—35%), ужин дома (20— 25%), прием пищи на работе (15—20%).

в) ночная смена — прием пищи (из трех блюд) в первую половину смены, энергоемкость пищи 700—800 ккал.

Приложение 3.

Перечень нормативно-технических документов, на которые приводятся ссылки в тексте Санитарных правил

1. СНиП 2.01.01—82 «Строительная климатология и геофизика».

2. «Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах» Минздрава СССР № 3223—85 от 12.08.85 г.

3. «Гигиенические нормы инфразвука на рабочих местах» Минздрава СССР № 2274—80 от 12.12.80 г.

4. «Санитарные нормы вибрации рабочих мест» Минздрава СССР № 3044 —84 от 15.06.84 г.

5. «Санитарные нормы и правила при работе с машинами и оборудованием, создающими локальную вибрацию, передающуюся на руки работающих» Минздрава СССР 3041— 84 от 13.06.84 г.

6. «Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 255/16 от 16.08.77 г.

7. ГОСТ 21393—75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов».

8. ГОСТ 17.2.2.03—87 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности».

9. СНиП П-93-74 «Нормы проектирования. Предприятия по обслуживанию автомобилей».

10. СНиП 2-09-04-87 «Административные здания».

11. СН-245-71 «Санитарные нормы проектирования».

12. ОНТП-01-86 и ОНТП-02-86 «Отраслевые нормы технологического проектирования».

13. ГОСТ 12.4.068—79 «Средства дерматологические защитные».

** С выходом настоящих Правил утрачивают силу «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» № 4233—86 от 30. 12. 86 г.

*** Автобус — автомобиль, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров.

Журналы и бланки

БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияКанатные дороги, фуникулерыКладбищаАрхивыАттракционыЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетов

Удостоверения, Свидетельства

Зачетные книжки, студенческие билетыУдостоверения рабочих различных строительных специальностей

Членские книжки

ГК, ГСК, членские книжки, пропуска и пр.Садоводческие книжки, членские книжки СНТ

Печати и штампы

Оснастки, самонаборные штампыШтампы по техническому контролю, учету и хранениюПечати и штампы для бухгалтерии и делопроизводстваПечати и штампы для водителейМедицинские печати и штампы

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорДругоеИскусство. Культура. ФилологияКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Знаки безопасности, таблички, стенды

Вспомогательные знаки, таблички-наклейкиЗапрещающие знакиЗнаки для инвалидовЗнаки пожарной безопасностиЗнаки электробезопасностиИнформационные знаки для строительных площадокМедицинские и санитарные знакиПредписывающие знакиПредупреждающие знакиСтендыЗнаки для уборки и сбора мусораУказательные знакиЭвакуационные знакиЮмористические знакиЗнаки на автомобильНаклейки

Металлические изделия (металлическая мебель, конструкции, навесы)

Металлическая мебельМеталлические изделия для дачи и дома

Подарки нашим покупателям

Кружки для термопереносаБрелокиГудки и Рожки охотничьиСувениры, подарки для мужчинПредметы интерьераЗажигалкиПодарочные наборы игрБизнес сувениры, корпоративные подаркиГимн России. Эксклюзивное графическое оформление в багетном обрамлении

Товары для дома и офиса

Каски, защитные очки, маскиПланы эвакуацииСамоспасателиИндикаторы стерилизацииГрамоты и благодарностиСредства дезинфекцииФитолампы и прожекторыОгнетушителиКанцелярские товарыКухонные принадлежностиХозяйственные товарыЭлектроудлинители, тройники, катушкиКартонные коробкиЭлектроустановочные изделия

Товары для развития, игрушки

Бумажные модели

Погоны министерств и ведомств

Аюрведические товарыСредства гигиены, косметика из минералов Мертвого моря

ГОСТ 27436-87
(CT СЭВ 4864-84)
Группа Т34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВНЕШНИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Допустимые уровни и методы измерений
External noise of motor vehicles.
Permissible levels and methods of measurement

ОКП 45 1000

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ

2. УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.87 N 3808

3. Срок первой проверки 1992 г.

4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4864-84 и Правилам ЕЭК ООН N 51

5. ВЗАМЕН ГОСТ 19358-85 в части разд.1-3, пп.4.1, 4.2.1, 4.2.3-4.2.7, 4.3, 4.5-4.7

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Настоящий стандарт распространяется на легковые, грузопассажирские, грузовые автомобили, автопоезда и автобусы (далее — автомобили), предназначенные для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог СССР.
Стандарт устанавливает допустимые уровни внешнего шума автомобилей и методы его измерения.
Допустимые уровни не распространяются на автомобили, находящиеся в эксплуатации.

ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

1.1. В качестве оценочного показателя устанавливается уровень звука в децибелах (дБ) по ГОСТ 17187-81.

1.2. Допустимые уровни шума опытных образцов автомобилей приведены в табл.1.

1.3. Рекомендуемые допустимые уровни шума опытных образцов автомобилей, производство которых начнется после 01.01.89, приведены в табл.2.

1.4. Уровни шума серийных автомобилей при испытаниях в объеме гарантийного пробега не должны превышать более чем на 1 дБ допустимых значений, приведенных в табл.1 и 2.

Таблица 1

Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей

Тип автомобиля

Уровни звука дБ автомобилей, производство которых начато

до 01.01.87

с 01.01 87

Легковые и грузопассажирские автомобили

Автобусы с двигателем мощностью до 147 кВт и полной массой, кг:

до 3500 включ.

св.3500

Автобусы с двигателем мощностью 147 кВт и выше

Грузовые автомобили, автопоезда с полной массой, кг:

до 3500 включ.

св. 3500

» 12000 с двигателем мощностью 147 кВт и выше

Примечания:

1. Под мощностью двигателя подразумевается номинальная мощность нетто по ГОСТ 14846-81. Мощность нетто 147 кВт соответствует примерно мощности брутто 162 кВт.

2. Для седельных тягачей за полную массу автомобиля принимают массу тягача, увеличенную максимальной массой, которая передается от полуприцепа тягачу через седельное устройство.

3. Масса оборудования специальных автомобилей (автокраны, рабочие мастерские и др.) входит в полную массу соответствующего автомобиля.

4. Для модифицированных автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей.

Таблица 2

Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей и их модификаций (с 01.01.89)

Тип автомобиля

Уровень шума, дБ

Легковые и грузопассажирские автомобили

Автобусы с полной массой св. 3500 кг и с двигателем мощностью, кВт:

менее 150

150 и более

Автобусы и грузовые автомобили с полной массой, кг:

не более 2000

св. 2000, но не более 3500

Грузовые автомобили, автопоезда с полной массой св. 3500 кг и с двигателем мощностью, кВт:

менее 75

75 и более, но менее 150

150 и более

Примечания:

1. Под мощностью двигателя подразумевается номинальная мощность нетто по ГОСТ 14846-81. Мощность нетто 75 и 150 кВт соответствует примерно мощности брутто 82,5 и 165 кВт.

2. Для автомобилей с полной массой не более 3500 кг допускается превышение уровня шума на 1 дБ, если на автомобиле установлен дизель с непосредственным впрыском топлива.

3. Для полноприводных автомобилей с полной массой св. 2000 кг допускается увеличивать уровень шума на 1 дБ, если мощность двигателя менее 150 кВт, и на 2 дБ, если мощность двигателя 150 кВт и более.

СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

2.1. При измерении внешнего шума применяют следующие приборы:

1) шумомер 1-го класса по ГОСТ 17187-81;

2) приборы для измерения скорости движения автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя (погрешность измерения ±3%);

3) прибор для измерения скорости ветра (диапазон измерения не менее 1-10 м/с, погрешность измерения ±0,5 м/с);

4) прибор для измерения температуры окружающего воздуха, погрешность измерения ±1 °С;

5) прибор для измерения атмосферного давления, погрешность измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.).

2.2. Шумомер следует калибровать по стандартному источнику шума непосредственно до и после каждой серии испытаний. Если при этой проверке показания шумомера отличаются более чем на 1 дБ, то его необходимо снова калибровать и испытания повторить.

ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

3.1. Автомобиль, предназначенный для испытаний, должен быть технически исправным, отрегулирован, обкатан, укомплектован, заправлен топливом и маслом в соответствии с нормативно-технической документацией на автомобиль конкретной модели.

3.2. Шины не должны иметь повреждений. Износ их не должен превышать 30% первоначальной высоты рисунка протектора. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя автомобиля.

3.3. Автомобили испытывают без полезной нагрузки, прицепов и полуприцепов, за исключением нерасцепляемых автотранспортных средств.

3.4. Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты автомобиля должны быть прогреты до рабочей температуры.

3.5. При измерении окна автомобиля должны быть закрыты.

3.6. Оборудование специальных и специализированных автомобилей, работающее во время движения автомобиля (например, холодильные установки), при измерении шума должно быть включено.

3.7. В автомобиле должно находиться не более двух человек (включая водителя).

3.8. Для проведения испытаний выбирают горизонтальный участок дороги с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием. Продольный уклон дороги — не более 1%. Поверхность измерительного участка дороги должна быть сухой, гладкой и чистой (без песка, гравия, грязи, воды и снега). В радиусе 50 м от середины измерительного участка не должно находиться зданий и других объектов, отражающих звук, а также высокой травы, кустарника и снега. Измерительный участок должен быть размечен согласно схеме, приведенной на черт.1.

Черт.1. Схема измерительного участка

Схема измерительного участка

и — начало и конец измерительного участка;
— осевая линия движения автомобиля.
Черт.1

3.9. Акустические условия при измерениях должны соответствовать условиям свободного звукового поля. Проверка условий свободного звукового поля проводится по ГОСТ 12.1.026-80.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Испытания проводят при следующих климатических условиях:

1) отсутствие атмосферных осадков;

2) атмосферное давление — 1013 гПа (760 мм рт. ст.), допустимое отклонение ±5%;

3) температура окружающего воздуха — от минус 5 до плюс 30 °С;

4) скорость ветра — не более 5 м/с.

4.2. Уровень шумовых помех должен быть не менее чем на 10 дБ ниже измеряемого уровня шума.

4.3. При измерении шума вентиляционные установки кабины или кузова автомобиля должны быть включены на полную мощность, а соответствующие клапаны или заслонки должны находиться в положении, соответствующем наиболее шумной работе установки.

4.4. Если автомобиль оборудован жалюзями и (или) вентилятором системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом, то испытания должны проводиться при их работе в автоматическом режиме с указанием их рабочего положения в протоколе испытаний. При оборудовании автомобиля жалюзями с ручным управлением испытания проводятся при полностью открытых жалюзях.

4.5. Если автомобиль имеет более одного ведущего моста, то испытания проводят при отключенных дополнительных мостах, если имеется устройство отключения.

ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ

5.1. Легковые, грузопассажирские автомобили, а также грузовые автомобили с полной массой до 3500 кг включ. с механической коробкой передач, имеющей четыре и менее передач переднего хода, должны испытываться на второй передаче. Если коробка передач имеет более четырех передач переднего хода, автомобили должны испытываться последовательно на второй и третьей передачах. За результат измерения принимается среднее арифметическое значение уровней шума на второй и третьей передачах.
Грузовые автомобили с полной массой св. 3500 кг, автопоезда и автобусы, которые имеют механическую коробку передач с общим числом передач переднего хода (включая передачи, получаемые с помощью дополнительной коробки передач или многоступенчатого редуктора ведущего моста), должны испытываться последовательно на передачах от до (от до , если — нечетное число). За результат измерения принимают наибольшее значение уровня звука.

5.2. Автомобили, кроме легковых и грузопассажирских, с механической коробкой передач, производство которых начато до 01.01.87, испытывают на второй передаче, если коробка имеет четыре и менее передач переднего хода. Если коробка передач имеет более четырех передач переднего хода, испытания должны проводиться на третьей передаче.
Легковые и грузопассажирские автомобили с механической коробкой передач испытываются на второй передаче независимо от количества передач переднего хода.
У автомобилей с дополнительной коробкой передач с ручным управлением или главной передачей с несколькими передаточными отношениями необходимо включать передачу, обеспечивающую наиболее высокую скорость движения. Отключаемые ведущие мосты должны быть выключены.

5.3. Автомобили с механической коробкой передач, с автоматической коробкой передач с ручным переключателем управления, без коробки передач должны приближаться к началу измерительного участка с установившейся скоростью, наименьшей из следующих скоростей:
соответствующей 3/4 номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя;

50 км/ч.

5.4. В автомобиле с автоматической коробкой передач с ручным переключателем управления, имеющей более двух передач, с целью предотвращения включения первой понижающей передачи, допускается либо увеличить начальную скорость до 60 км/ч, либо уменьшить подачу топлива до 95% необходимой подачи при полной нагрузке. Последнее условие считается выполненным, если угол открытия дроссельной заслонки или перемещение регулятора топливного насоса составляет не менее 90% их максимального значения. Увеличение начальной скорости или уменьшение подачи топлива должно быть отмечено в протоколе испытаний.
При выборе управления автоматической коробкой передач переключатель устанавливают в положение, соответствующее нормальным условиям движения в городе.

5.5. Автомобили с автоматической коробкой передач без ручного переключателя должны приближаться к началу измерительного участка последовательно с установившимися скоростями 30, 40, 50 км/ч. За результат принимают наибольшее значение, полученное при измерении на указанных скоростях.

5.6. Движение автомобиля на измерительном участке дороги должно производиться с интенсивным разгоном в двух направлениях. В момент пересечения передней частью автомобиля линии (см. черт.1) следует резко нажать на педаль дроссельной заслонки или подачи топлива. Педаль резко отпускают в момент пересечения задней частью автомобиля линии , не учитывая наличия нерасцепляемого прицепа или полуприцепа.

5.7. Микрофон устанавливают в точках, указанных на черт.1, на высоте (0,2±0,1) м от уровня дороги. Главная ось микрофона должна быть ориентирована к центру измерительного участка и расположена горизонтально.

5.8. При измерении уровня шума в шумомере включают временную характеристику «быстро” и регистрируют максимальное показание шумомера. С учетом показаний измерительного прибора значения, получаемые в ходе измерения, должны быть уменьшены на 1 дБ.

5.9. Измерения шума проводят не менее трех раз с каждой стороны автомобиля. Предварительные пробные измерения (если они производились) не должны учитываться.
Измерения считают действительными, если разность между тремя результатами измерений с одной и той же стороны автомобиля не превышает 2 дБ; при большей разности проводят повторные измерения.

5.10. За результат измерения шума принимают наибольшее значение, полученное при измерении с каждой стороны автомобиля и округленное до целого числа.
Наибольший из двух результатов, полученных при измерениях шума с обеих сторон автомобиля, следует сравнить с допустимыми значениями, приведенными в табл.1 и 2.

ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕ

6.1. Измерения проводят с целью получения данных, необходимых для контроля шума автомобилей в условиях эксплуатации.

6.2. Измерения шума опытных образцов проводят на неподвижном автомобиле в соответствии с методикой, приведенной в приложении 1.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

Результаты испытаний должны быть занесены в протокол, форма которого приведена в рекомендуемом приложении 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). ИЗМЕРЕНИЕ ВНЕШНЕГО ШУМА НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое

1. При измерениях шума в автомобилях с механической коробкой передач рычаг переключения должен находиться в нейтральном положении, а сцепление должно быть включено.
В автомобилях с автоматической коробкой передач переключатель управления должен находиться в нейтральном положении.

2. Для проведения испытаний выбирают площадку с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием. Поверхность площадки должна быть сухой, гладкой и чистой. На расстоянии 3 м от автомобиля не должно быть объектов, отражающих звук (черт.2).

Черт.2. Расположение микрофона при измерении шума на неподвижном автомобиле

Расположение микрофона при измерении шума на неподвижном автомобиле

Черт.2

3. Микрофон устанавливают на высоте расположения выпускной трубы глушителя шума, но не менее 0,2 м от уровня дороги (черт.3).

Черт.3-7. Установка микрофона

Черт.3

4. Микрофон направляют к отверстию выпускной трубы и располагают на расстоянии 0,5 м от него. Главная ось микрофона должна быть параллельна дороге и составлять угол (45±10)° с вертикальной плоскостью, которая проходит через ось выпускной трубы (черт.4).

Черт.4

5. В автомобиле с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми составляет не более 0,3 м (черт.5), микрофон устанавливают у трубы, наиболее близко расположенной к контуру автомобиля.

Черт.5

6. В автомобиле с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми составляет более 0,3 м, микрофон устанавливают у каждой трубы (черт.6).

Черт.6

За результат измерения принимают наибольшее значение.

7. В автомобиле с выпускной трубой, расположенной вертикально, микрофон располагают на высоте среза выпускной трубы (черт.7). Главная ось микрофона должна быть ориентирована вертикально.

Черт.7

8. При измерении шума частота вращения коленчатого вала двигателя должна составлять 3/4 номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
После достижения постоянной частоты вращения коленчатого вала двигателя педаль подачи топлива следует быстро перевести в положение, соответствующее минимальной подаче.
Уровень шума измеряют как в течение работы двигателя на режиме с постоянной частотой вращения, так и в течение всего периода замедления частоты вращения коленчатого вала двигателя. За результат измерения принимают максимальное показание шумомера.

9. При измерении уровня шума в шумомере включают временную характеристику «быстро”.

10. Измерение шума проводят не менее трех раз в каждой точке.
Измерения считают действительными, если разность между тремя результатами не превышает 2 дБ.
За результат измерения шума принимают наибольшее значение трех измерений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

Автомобиль (модель)

Двигатель N

Шасси N

Дата

1. Техническая характеристика автомобиля

Тип автомобиля

Число мест

Грузоподъемность, кг

Полная масса, кг

Тип двигателя

Мощность двигателя нетто, кВт (л. с.)

Номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин

Сорт топлива

Тип коробки передач и передаточные отношения

Тип ведущего моста и передаточные отношения

Тип и размер шин

Давление в шинах, кПа (кгс/см):

передних

задних

2. Пробег автомобиля до начала испытаний, км

3. Пробег рекомендуемый предприятием-изготовителем для обкатки, км

4. Место испытаний

5. Тип дорожного покрытия

6. Уровень шумовых помех

7. Атмосферные условия:

температура воздуха, °С

скорость ветра, м/с

барометрическое давление, гПа (мм рт. ст.)

8. Измерительные приборы (тип, модель, номер)

9. Начальная скорость разгона автомобиля на измерительном участке, км/ч

10. Результаты измерений внешнего шума при движении автомобиля, дБ

Точка измерения

Номер измерения

Окончательный результат

Допустимый уровень звука

С правой стороны

С левой стороны

11. Результаты измерений внешнего шума неподвижного автомобиля, дБ

Точка измерения

Номер измерений

Окончательный результат

1

2

12. Измерения шума проведены в соответствии с программой испытаний.

13. Заключение по результатам испытаний

14. Данные о лаборатории, которая проводила измерения:

Наименование

Ответственный исполнитель

Дата

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1988

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *