Спонсорская помощь бюджетному учреждению

Спонсорская помощь бюджетному учреждению

Содержание

В ситуациях, когда имущественные блага передаются физическим лицом или юридическим на небольшую сумму в составлении такого документа нет необходимости. А вот если организация хочет подарить денежные средства свыше 3000 рублей, договор пожертвования просто необходим. Причём это должен быть именно письменный документ со всеми необходимыми реквизитами, подписями и печатями. Лучше будет в дополнение к нему разработать акт приема-передачи пожертвований. Его подписание будет служить подтверждением получения дара, а о распоряжении средствами или полученным имуществом одариваемая сторона отчитывается также в письменной форме. Если дарение производится в виде недвижимости или другого имущества, то процедура должна включать переоформление прав собственности. Необходимые пункты договора Составление документа начинается с даты и места составления договора.

Пожертвование бюджетному учреждению

Внимание

Нельзя обойтись без указания сторон и лиц, представляющих данные организации. Важным аспектом при составлении договора пожертвования является запрет на его заключение между двумя коммерческими структурами. Так как подобные соглашения могли бы стать прикрытием для мошеннических действий.

В случаях, когда соглашением чётко установлено, на что должно быть направлено имущественное благо, одариваемый не имеет права использовать его на другие нужды. Пожертвование в виде имущества Если в благотворительных целях передаётся какая-либо собственность, то необходимо её детально охарактеризовать, указать вид, размеры, примерную цену и обременения, если такие имеются. При наличии третьих лиц, у которых есть право пользоваться передаваемым имуществом, они также указываются в договоре.

Договор пожертвования бюджетному учреждению

Инфо

Пожертвование имущества бюджетному учреждению В зависимости от предмета договора пожертвования он может заключаться как в устной, так и в письменной форме. Пожертвование недвижимости обязательно облекается в письменную форму, однако регистрировать такой договор не нужно. Дополнительно Общие особенности договора установлены в ст.

582 ГК РФ. Конкретные детали, элементы текста соглашения необходимо согласовать с юристом бюджетного учреждении, для того, что бы учесть особенности связанные со спецификой направленности организации и правовых отношений между благотворителем и учреждением.

Могут ли бюджетному учреждению жертвоваться деньги на оснваонии договора о благотворительной помощи

Основные моменты, которые необходимо отразить в договоре пожертвования имущества бюджетному учреждению:

  • предмет пожертвования (движимое или недвижимое имущество, не изъятое из гражданского оборота.

Договор на оказание благотворительной помощи бюджетному учреждению

  • Тип получения финансов. Для этих целей используются, банковские переводы, терминалы оплаты, мобильные платежи и ящики-копилки.
  • Целевая аудитория. Важно учесть будут ли это люди, столкнувшиеся с подобными проблемами, сочувствующие граждане или же абсолютно любой человек.
  • Периодичность переводов.
    Постоянные или временные.
  • Форма пожертвования (услуги, деньги или предметы).
  • Размер благотворительного финансирования. Крупные суммы или множество мелких.

Необходимость составления договора пожертвования Учитывая, что передача благ в данном случае подразумевает безвозмездность действий, то подобное соглашение составляется практически на тех же условиях, что и дарственная.

Как сделать пожертвование денег

Обязательно фиксируются документально сроки передачи имущества и то, кто будет оплачивать все расходы, связанные с передачей и переоформлением собственности. Одариваемая сторона не обязана принимать благотворительную помощь и может отказаться от пожертвованного имущества в любой момент. Денежные пожертвования Помимо обязательных для всех договоров данных, здесь указывается сумма пожертвования.

Прописывается она полностью с копейками цифрами и прописью. Также согласовывается начало действия договора. Как правило, это момент передачи средств или их перечисления на счёт. И конечно же, стороны договариваются о том, как будет контролироваться расходование поступивших финансов.

Концовка договора содержит полные реквизиты сторон, фактические и юридические адреса, номера телефонов, электронную почту, ИНН, ОКАТО, БИК, ОКПО, ОГРН.

Всероссийский муниципальный форум

Договор пожертвования может быть заключен как устно, так и письменно, по усмотрению благотворителя и одаряемого. Обязательное заключение письменного договора пожертвования бюджетному учреждению:

  • если жертвователем выступает юридическое лицо, а стоимость его подарка превышает 3000 рублей;
  • если благотворитель обещает в будущем передать пожертвование.

Жертвователями не могут быть при пожертвовании бюджетной организации малолетние и недееспособные физические лица.

Образец договора пожертвования имущества бюджетному учреждению

ВажноДля оказания благотворительной помощи и получении при этом льгот необходимы следующие документы:

  • налоговая декларация 3-НДФЛ;
  • справка 2-НДФЛ;
  • платежные документы, подтверждающие, что деньги были пожертвованы на благотворительные цели (квитанции, платежные поручения, банковские выписки);
  • акт о приемке-передаче имущества;
  • договор о пожертвовании.

Могут понадобиться и другие документы, их просят предоставить в индивидуальном порядке. Документальное подтверждение сделки не является обязательным (например, в случае отказа получателя от помощи), но тогда не будет налоговых льгот. К вычету по НДФЛ принимается не более 25% от общей суммы доходов, облагаемых по ставке 13%.

Благотворительность от юридического лица Налог на прибыль.

Благотворительность: нужно ли платить налоги?

Ответственность за нецелевое использование пожертвований несет руководитель (или временно исполняющий обязанности руководителя) организации. Вопрос — Ответ Мы совместно с родителями выпускников одиннадцатого класса решили на последний звонок подарить школе оргтехнику, растения в горшках и бытовую технику для столовой. Каким образом передачу таких подарков закрепить письменно? Обязательно ли это делать или достаточно просто вручить администрации школы? Родителям необходимо заключить с образовательным учреждением (представителем, скорее всего, будет директор школы) договор пожертвования в котором подробно описать все предметы пожертвования, что бы администрация школы смогла его поставить на бухгалтерский учет, включив в имущество школы.

Правовой статус доходов бюджетного учреждения в виде спонсорской помощи

Правовой статус доходов бюджетного учреждения в виде спонсорской помощи

Вопрос:
Каков правовой статус доходов бюджетного учреждения в виде спонсорской помощи, относятся ли указанные доходы к средствам бюджетного финансирования (дополнительного бюджетного финансирования)?

Ответ:
В настоящее время в структуре доходов бюджетных учреждений принято выделять средства основного (за счет средств, выделяемых непосредственно из бюджета) и дополнительного (за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) финансирования.
Действующее бюджетное законодательство РФ не оперирует таким понятием, как дополнительное бюджетное финансирование. Его появление в правоприменительной практике и научно-практической литературе во многом связано с нормой, закрепленной пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Именно включение доходов от предпринимательской деятельности бюджетного учреждения и от иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме в состав неналоговых доходов соответствующего бюджета позволяет квалифицировать получаемые бюджетным учреждением по данным основаниям денежные средства в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования.
Подобный подход к правовому режиму доходов бюджетных учреждений от самостоятельной приносящей доход деятельности был продиктован потребностью государства в более жестком контроле за получаемыми бюджетными учреждениями от самостоятельной приносящей доход деятельности денежными средствами, направлениями их расходования и, в конечном итоге, за деятельностью бюджетных учреждений в целом. Указанные денежные средства в силу прямого указания пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ подлежат обязательному отражению в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, утверждаемой в соответствии с пунктом 4 статьи 158 и пунктом 5 статьи 159 Бюджетного кодекса РФ соответственно главным распорядителем либо распорядителем бюджетных средств. В силу пункта 4 статьи 254 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности подлежат обязательному отражению на лицевом счете бюджетного учреждения и подлежат расходованию в пределах их остатка по данному лицевому счету (пункт 15 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина РФ от 21 июня 2001 года N 46н). При этом данные средства расходуются в соответствии с назначениями смет доходов и расходов по внебюджетным средствам.
Однако при всем сказанном сохраняются существенные различия в принципах осуществления основного (за счет средств, выделяемых непосредственно из бюджета) и дополнительного (за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) финансирования. Несмотря на ограничение прав бюджетного учреждения по распоряжению доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности рамками сметных назначений, действующее бюджетное законодательство РФ не позволяет сделать вывод о полном переводе внебюджетных средств учреждения в режим бюджетных. Рассматривая указанные средства в качестве источника дополнительного финансирования, законодатель не может не учитывать принципов самостоятельности распоряжения ими учреждением, установленных в том числе и гражданским законодательством РФ (статья 298 Гражданского кодекса РФ).
Учет деятельности, связанной с получением доходов от самостоятельной приносящей доход деятельности учреждения и их расходованием, выделен из основного баланса учреждения и включен в отдельный баланс по внебюджетным источникам финансирования. В силу прямого указания статьи 254 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться указанными средствами в пределах их остатка на лицевом счете (хотя и в соответствии с направлениями, указанными в смете по внебюджетным источникам финансирования). Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов по внебюджетным источникам финансирования, остается в распоряжении бюджетного учреждения; суммы данного превышения направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений.
Таким образом, декларирование в статье 42 Бюджетного кодекса РФ принадлежности всех доходов бюджетных учреждений от самостоятельной приносящей доход деятельности к доходам соответствующего бюджета преследует цель не объединения правовых режимов двух источников покрытия расходов бюджетного учреждения, а усиления контроля государства за деятельностью бюджетного учреждения, целевым расходованием указанных средств.
Анализ норм действующего в настоящее время законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что в структуре доходов бюджетных учреждений можно условно выделить два их вида, различающихся между собой по своему правовому режиму. Истоки такой дифференциации можно проследить уже в Гражданском кодексе РФ. Так, из статей 120, 296, 298 Гражданского кодекса РФ следует, что, хотя учреждения и осуществляют свою деятельность за счет денежных средств, выделяемых собственником, уставом учреждения может быть предусмотрена возможность осуществления самостоятельной деятельности, приносящей доход. При этом учреждение вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться полученными от такой деятельности доходами, расходуя их на цели, соответствующие целям создания данной организации, предусмотренным ее уставом.

Пожертвование бюджетному учреждению

Следовательно, Гражданский кодекс РФ предполагает возможность наличия в составе доходов учреждений доходов, полученных от собственника в порядке финансирования, и доходов, полученных учреждениями от собственной деятельности, приносящей доход. Как уже отмечалось, из этого же исходит и Бюджетный кодекс РФ.
В свою очередь, доходы, получаемые учреждениями от собственной приносящей доход деятельности, по их правовому режиму также можно подразделить на две группы: доходы от предпринимательской деятельности и доходы от иных приносящих доход видов деятельности. Приведенный здесь тезис подтверждается нормами действующего законодательства РФ, а также судебной практикой по данному вопросу. Так, например, в силу пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ в смете доходов бюджетного учреждения подлежат отражению доходы, полученные из бюджета, доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности и доходы, полученные от иной деятельности.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы. Доходы бюджетного учреждения в виде спонсорской помощи относятся к доходам от предпринимательской и иной деятельности (дополнительному бюджетному финансированию) и подлежат учету в структуре баланса бюджетного учреждения по внебюджетным источникам финансирования. При этом статус таких доходов ничем не отличается от иных видов доходов, учитываемых в структуре данного баланса. Бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять направления и объемы расходования данных средств в пределах статей, предусмотренных сметой доходов и расходов бюджетного учреждения.
В завершение обратимся к понятию спонсорства, закрепленному действующим законодательством РФ. Не редко спонсорство путают с безвозмездными поступлениями (пожертвованиями). В то же время данные понятия не являются тождественными, и существующие различия влекут за собой совершенно определенные правовые последствия.
Действующее на сегодняшний день законодательство РФ содержит легальное определение спонсорства. Такое определение содержится в статье 19 Федерального закона "О рекламе", где спонсорство рассматривается как один из видов рекламы (рекламной деятельности). Согласно указанной статье под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. При этом, Закон определяет, что спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Спонсорство осуществляется на основании договора спонсора и спонсируемого, в котором определяются их права и обязанности. Следовательно, поступления от спонсоров не могут быть квалифицированы как безвозмездные поступления, их следует расценивать как выручку от реализации рекламных услуг и облагать налогом на прибыль в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ. Просим обратить внимание на указанную особенность и во избежание недоразумений оформлять безвозмездные поступления не как спонсорство, а как пожертвования в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса РФ.

Смирнов А.Е.,

главный юрисконсульт

ЗАО "Юридический центр

"Северо-Западный регион"

тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64
11 марта 2004 года N Ю5156Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Литература

l.120-bal.ru

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И ЗАКУПКИ

О.Л. Лобанова
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента
им.

Бюджетное учреждение оказывает пожертвование какие проводки

Н.П. Пастухова, г. Ярославль

    Государственные (муниципальные) учреждения нередко становятся объектом для благотворительности. Чаще всего благотворители предлагают денежные средства, но учреждениям выгоднее принимать "натуральную" помощь и причиной тому — закупочное законодательство.
 

Все регламентировано!

 
    При получении от благотворителей денежных средств руководителям государственных и муниципальных учреждений следует помнить о том, что порядок расходования таких средств регламентируется закупочным законодательством независимо от финансового источника. Другими словами, при направлении "благотворительных" денег на закупку необходимых товаров (работ, услуг) учреждению придется столкнуться с необходимостью проведения соответствующих закупочных процедур.
    В настоящее время правила организации закупок носят преимущественно регламентированный характер. В зависимости от статуса закупающей организации закупочная деятельность осуществляется либо в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон № 44-ФЗ) либо в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон № 223-ФЗ).
    При этом бюджетные учреждения — это одна из категорий закупающих организаций (далее — заказчиков), которая попала под двойной режим регулирования закупочной деятельности. И это, прежде всего, связано со спецификой их финансового обеспечения.
    Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. И порядок траты таких денежных средств определен законодателем однозначно — закупка необходимых товаров (работ, услуг) производится по правилам Закона № 44-ФЗ. Кроме этого, у бюджетных учреждений есть иные источники поступления денежных средств, например средства, полученные при осуществлении иной приносящей доход деятельности, а также средства, выделенные в рамках грантов, благотворительная помощь, пожертвования и т.п.
    Может ли бюджетное учреждение расходовать такие денежные средства "за рамками" закупочного законодательства?

Поступившие некоммерческой организации негосударственному образовательному учреждению суммы в качестве пожертвования не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Об этом Письмо Минфина РФ от 16.12.2011 N 03-11-06/2/179.

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При этом не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 2 ст.

Всероссийский муниципальный форум

251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.

Пунктом 1 ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Финансовые институты (банки, страховые компании)

Альфа-Банк

Альфа-Банк является партнером благотворительной программы спасения тяжелобольных детей «Линия жизни». Альфа-Банк — член Всемирного фонда дикой природы и регулярно участвует в природоохранных мероприятиях.

При поддержке Альфа-Банка в регионах России ежегодно проходят выставки и концерты лучших театров и музыкальных коллективов страны.

Альфа-Банк также принимает участие в организации выставок произведений национального искусства в музеях Европы и США. При поддержке Альфа-Банка Россию посетили многие всемирно известные зарубежные музыканты — Элтон Джон, Стинг, Тина Тернер, Эрик Клэптон, Робби Уилльямс, Уитни Хьюстон, Пол Маккартни.

Сбербанк России

Генеральный спонсор Национальной театральной Премии и Фестивалю «Золотая Маска»
Генеральный спонсор чемпионата России по шахматам среди мужчин.
Официальный банк Олимпийского комитета России на Играх XXVIII Олимпиады.
И множество других проектов.

Внешторгбанк

Банк неоднократно выступал генеральным спонсором балетных фестивалей "Мариинский", а также ежегодных фестивалей "Звезды белых ночей".

С особой гордостью Внешторгбанк сотрудничает также и с Большим театром России. Банк является членом Попечительского совета Государственного Академического Большого театра, содействуя его перспективным и новаторским начинаниям, направленным на развитие исполнительского мастерства.

Осуществляя свою благотворительную и спонсорскую деятельность Внешторгбанк видит свою миссию в том, чтобы способствовать сохранению и приумножению национального достояния России — будь то ее культурные и духовные ценности или здоровье, а значит и процветание нации.

Банк Москвы

Банк Москвы поддерживает спорт уже много лет, выступая постоянным партнером Международного теннисного турнира «Кубок Кремля», Международного турнира по конному спорту «Кубок Мэра», Шахматной федерации г.Москвы. Банк Москвы выступил генеральным спонсором Всемирных юношеских игр 1998 года, Игр стран СНГ, Балтии и регионов России 2001 года, Олимпийских юношеских игр «Москва-Юта» 2003 года.

Поддержка спорта отвечает принципам социальной ответственности, которыми руководствуется Банк Москвы в своей деятельности. Кроме того, поддержка спорта позволяет банку продемонстрировать свою нацеленность на лидерство и постоянный успех.

Газпромбанк

Большую помощь оказывает Газпромбанк в восстановлении Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мужского монастыря. Усилия Банка получили высокую оценку святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Банк также оказывает поддержку изданию Православной энциклопедии и Библии для детей.

Газпромбанк выступил спонсором издания полного собрания сочинений композитора Георгия Свиридова, помогает в создании киноверсии балетов Бориса Эйфмана, а также финансировал проведение Кубка мира и Чемпионата Европы среди профессионалов по латиноамериканским танцам.

Оказана помощь Образовательному центру ОАО "Газпром", Фонду Ирины Архиповой, спортивной школе фигурного катания "Престиж" Е.Чайковской, Московскому Центру медико-социальной помощи, ВНИИ охраны природы, Обществу инвалидов "Энергия".

МДМ-Банк

Выставка произведений из коллекции Национального музея в Белграде — по сути, первый большой культурный проект Банка. Поддержка искусства становится одним из приоритетных направлений культурно-просветительской деятельности МДМ-Банка. Банк намерен продолжать благородные традиции российских меценатов, по мере сил способствуя развитию отечественного искусства, приобщая широкий круг людей к мировым культурным ценностям.

Юниаструм Банк

Социальная программа "Юниаструм Банка" направлена на поддержку организаций, оказывающих помощь социально незащищенным слоям населения: ветеранам войн и вооруженных сил, инвалидам. Более двух лет Банк сотрудничает с Советом Московского Дома ветеранов войн и вооруженных сил, оказывая финансовую помощь.

Банк оказал спонсорскую поддержку XV Российскому международному кинофестивалю "Кинотавр" в июне 2004 года и отметил дополнительным призом фильм Валерия Твардовского "Мой сводный брат Франкенштейн", получившего Гран-при фестиваля.

"Юниаструм Банк" и в дальнейшем намерен предоставлять адресную финансовую помощь на развитие науки, культуры, искусства, укрепление здоровья подрастающего поколения, поддержку института семьи, продолжая лучшие традиции социального попечительства.

Московский кредитный банк

Банк считает своим долгом продолжение традиций, заложенных российскими меценатами ещё в 19 веке. С момента основания Банк последовательно осуществляет многочисленные проекты, направленные на сохранение и возрождение общечеловеческих и культурных ценностей. Одним из главных направлений благотворительной деятельности Банк избрал помощь подрастающему поколению, наименее защищенной социальной группе, постоянно нуждающейся в заботе и участии. Детская спортивная школа “Русь” — гордость Банка. В 1996 году Банк финансировал спортивно-тренировочные мероприятия и участие хоккейной сборной школы в турнире детских команд, проходившем в г. Тампере (Финляндия). На этом турнире команда школы “Русь” завоевала первое место.

В течение ряда лет МКБ оказывает помощь врачам и педагогам Мытищинского специального образовательного учреждения №1 в их благородной деятельности — лечении, образовании и социальной адаптации детей с тяжелыми врожденными заболеваниями.

О благотворительной помощи

Банк неоднократно приобретал для МСОУ специальные учебные пособия, хозяйственный инвентарь для благоустройства территории, к новогодним праздникам 2002-2003 года Банк оформил все учебные группы прекрасными новогодними елками. Осенью 2003 года Банк провел полный комплекс ремонтных работ под ключ в жилых и нежилых помещениях МСОУ, а также возвел детские игровые площадки.

Банк “ГЛОБЭКС”

Банк «ГЛОБЭКС» выступил спонсором Российско-нидерландского экономического форума, официальным спонсором II Международного банковского форума "Банки России XXI век", спонсором “Исследования относительной кредитоспособности субъектов РФ по итогам 2003 года”.

РОСБАНК

Осознавая всю степень ответственности перед обществом, РОСБАНК социально активен в ведении бизнеса и рассматривает благотворительную деятельность с точки зрения “корпоративного гражданства”. “Корпоративное гражданство” определяет неразрывность общих экономических принципов существования Банка и его социальной ответственности перед окружающей социальной средой.

В 2004 г. РОСБАНК продолжил сотрудничество с московским театром “Современник”, заключив соглашение о его поддержке.

РОСБАНК продолжает осуществление Грантовой программы “Новый день”. Проект представляет собой открытый общероссийский конкурс грантов в социальной сфере.

РОСБАНК является корпоративным членом Всемирного фонда дикой природы (WWF).

РОСНО

РОСНО – спонсор Национальной премии лучшим врачам России «Призвание». Компания РОСНО выступила официальным спонсором мероприятия и застраховала медицинскую ответственность врачей всех клиник, в которых работают лауреаты.

РОСНО выступало официальным страховщиком членов сборной команды России на зимних играх в Нагано в 1998 году, на Играх 2000 года в Сиднее, в 2002 году в Солт-Лейк-Сити. Компания являлась официальным партнером Олимпийского комитета России по страховой защите на Играх XXVIII Олимпиады 2004 года в Афинах.

Ингосстрах

В 2005 году «Ингосстрах» оказал финансовую помощь Региональной общественной организации художников-инвалидов «Гуманитарный центр Музей творчества аутсайдеров». Музей — своеобразный проект, задуманный с целью представления аудитории альтернативного взгляда на современное искусство с позиции творчества, свободного от сдерживаемого влияния традиционной культуры. Средства направлены на поддержку художников-душевнобольных, а также на организацию постоянной экспозиции, проведение выставок и организацию экспедиций по России с целью сбора новых произведений этого направления. Сегодня в коллекции музея около 4000 работ более 200 авторов.

С 2004 года действует общественный договор с Российским фондом помощи ИД «КоммерсантЪ», в рамках которого «Ингосстрах» оплачивает потребности людей, нуждающихся в прямой адресной помощи.

Ренессанс Страхование

«Группа Ренессанс Страхование» (ГРС) выступила генеральным страховщиком Пятого Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова, генеральным спонсором VIII Открытого первенства России по Дайдо Джуку Карате До.

Спасские ворота

Страховая группа "Спасские ворота" получила высшую юридическую премию "Фемида" за большой вклад в развитие российского законодательства о страховании, активную благотворительную и меценатскую деятельность, поддержку отечественной культуры, науки, спорта и здравоохранения.

Компания является спонсором Государственного симфонического оркестра под управлением Павла Когана, Фестиваля детского кино в Артеке, ряда спортивных мероприятий, регулярно помогает Детскому противораковому фонду, Госпиталю ветеранов ВОВ, Всероссийскому обществу слепых. Совместно с Министерством культуры и Международным культурным центром Страховая группа спонсирует и проводит цикл встреч представителей московского дипкорпуса с российскими деятелями культуры.

Спонсорская помощь для спортивных школ. Особенности налогообложения

Спортивные школы и школы олимпийского резерва, проводящие спортивно-массовые и иногда даже зрелищные мероприятия, для достижения уставных целей и задач используют все возможные источники финансирования; не последнее место среди них занимают спонсорская помощь и взносы. Как отразить их в учете и нужно ли исчислять налоги с поступлений от спонсора? Ответы на эти и другие небезынтересные для бухгалтера вопросы даны с учетом мнения Минфина и выводов судебных инстанций.

Непростая правовая природа спонсорства

Для того чтобы понять правовую сущность спонсорства, нужно представить, как это выглядит на практике. Спортивная школа получает от коммерческой организации спортивную форму (майки, перчатки, щитки, иную атрибутику), на которую нанесено наименование компании.

Может ли казенное учреждение оказывать благотворительную помощь (пожертвование)

Возможна другая ситуация, когда спонсор выделяет денежные средства на обновление материальной базы, приобретение спортивной формы, осуществление иных расходов, связанных с основной деятельностью учреждения физической культуры и спорта. За это спортивная школа обязуется выполнить определенные действия, направленные на распространение информации о спонсоре. Изобразим схематично отношения между учреждением физической культуры и спорта и спонсором.

————¬ Взносы, предоставление имущества ————¬
¦ Учреждение¦<————————————————+ Спонсор ¦
¦ +————————————————>¦ ¦
L———— Размещение информации о спонсоре L————

В действующем законодательстве определение термина "спонсорство" отсутствует. Вместе с тем определения понятий "спонсор" и "спонсорская реклама" приведены в Законе о рекламе <1>.

<1> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

К сведению. Спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Отметим, в качестве спонсора может выступать исключительно лицо, а не товар (работа, услуга). При этом лицо должно быть определено в рекламе именно в качестве спонсора, то есть данное указание является обязательным для учреждения. При указании в рекламе на то, что спонсором является тот или иной товар, товарный знак, данная реклама не будет подпадать под понятие спонсорской рекламы (Письмо ФАС России от 09.08.2006 N АК/13075).

К сведению. Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Исходя из приведенных понятий, можно сделать вывод, что спонсорство — это взаимоотношения между спонсором и спонсируемым лицом (в статье — учреждение), которые в данном случае выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя. Но вот вопрос: носят данные отношения возмездный характер или стороны исполняют обязательства по договору добровольно, не требуя ничего взамен от партнера?

Если исходить из сути взаимоотношений учреждения и спонсора, то можно утверждать, что договор между ними является возмездным. В пользу этого говорит не только Закон о рекламе, которым предусмотрено такое понятие, как спонсорская реклама, но и положения гражданского законодательства. В частности, согласно п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, признается возмездным. Приведенные аргументы являются косвенными и не дают достаточных оснований считать отношения между учреждением и спонсором возмездными. Это можно было бы сделать исходя из прямых аргументов, но таких нет, как нет и формы спонсорского договора. Поэтому сторонам приходится выбирать из наиболее близких договоров — возмездного оказания услуг или дарения (пожертвования). В пользу первой разновидности договора мы привели аргументы, скажем несколько слов о втором типе оформления отношений.

Как показывает практика, учреждения физической культуры и спорта могут получать спонсорские взносы безвозмездно на ведение уставной деятельности (то есть не предусмотрено встречное обязательство получающей средства стороны по распространению рекламы о спонсоре). Тогда это уже, можно сказать, не спонсорская, а благотворительная помощь, которая относится к целевым поступлениям, а не к коммерческим доходам. Для того чтобы благотворительную помощь бухгалтер по ошибке не учел как спонсорские взносы, нужно внимательно ознакомиться с текстом договора о спонсорстве и правильно определить сущность договорных отношений, так как это влияет как на учет, так и на налогообложение. Может выясниться, что отношения между учреждением и спонсором не оформлены письменным договором, тогда сторонам следует обменяться иными документами с указанием цели оказываемой помощи.

Мы будем исходить из того, что спонсорские взносы (вклады) — это не благотворительные пожертвования, а поступления за оказание учреждением услуг по рекламе коммерческой организации — спонсора. Приведем мнение Минфина и судебные решения в пользу данной позиции.

В частности, в Письме Минфина России от 01.09.2009 N 03-03-06/4/72 отмечено, что спонсорский взнос не является благотворительным пожертвованием, носит целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. Аналогичное мнение высказывают отдельные судебные инстанции.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 N 09АП-8442/2009-ГК указано, что исходя из условий заключенного сторонами договора и ст. 3 Закона о рекламе спонсорство носит возмездный характер. Критерий признания помощи спонсорской — предоставление средств для определенных мероприятий. Таким образом, договор о спонсорстве мероприятия имеет правовую природу договора возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить их. Спонсорский взнос является платой за рекламу со всеми вытекающими отсюда последствиями как для самого спонсора, так и для лица, получающего спонсорскую помощь, о чем сказано уже в другом судебном решении — Постановлении ФАС МО от 27.05.2008 N КА-А40/4424-08.

Спонсорский взнос в бюджетном учете

Итак, если исходить из классификации спонсорских взносов (вкладов) как поступлений, связанных с исполнением договора по оказанию рекламных услуг, то бюджетному учреждению следует отразить доходы и расходы от данной операции как выручку и затраты, связанные с ведением коммерческой деятельности. При этом спортивной школе нужно будет начислить НДС и рассчитать налогооблагаемую прибыль от оказания рекламных услуг, о чем будет рассказано после примера.

Пример. Спортивной школе перечислен спонсорский взнос от коммерческой организации. На полученные деньги школа закупила спортивную форму для воспитанников. За это она рекламирует спонсора и его коммерческую деятельность. В частности, школа предоставляет организации-спонсору возможность размещения рекламы в виде рекламного щита на месте проведения спортивных состязаний, а также информирует доступными способами участников мероприятий и зрителей о товарах спонсора.

В бухгалтерском учете спортивной школы в части спонсорства будут сделаны проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Основание

Поступили денежные средства от

спонсора

2 201 01 510

2 205 03 660

Пункт 149

Инструкции

N 148н <2>

Исчислен НДС с поступившего аванса

2 210 01 560

2 303 04 730

Пункт 177

Инструкции

N 148н

Закуплена спортивная форма для

воспитанников с логотипами спонсора

2 105 01 340

2 302 22 730

Пункт 60

Инструкции

N 148н

Отражены доходы от оказания спонсору

услуг по рекламе

2 205 03 560

2 401 01 130

Пункт 151

Инструкции

N 148н

Принят к вычету "авансовый" НДС

2 303 04 830

2 210 01 660

Пункт 203

Инструкции

N 148н

Исчислен НДС со стоимости оказанных

спонсору услуг

2 401 01 130

2 303 04 730

Пункт 177

Инструкции

N 148н

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Налогообложение спонсорских взносов

Налог на добавленную стоимость. Объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг). С одной стороны, средства, поступившие от спонсора, не связаны с реализацией товаров, с другой стороны, они могут быть расценены как предоплата за рекламные услуги. Поэтому с них нужно исчислить НДС, при этом пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ учреждение не спасет, так как он освобождает от налогообложения средства, переданные бескорыстно в рамках благотворительной деятельности. Спонсорская помощь как плата за рекламу под действие пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подпадает, поэтому облагается НДС. Если спортивная школа докажет обратное, она может не облагать налогом такие взносы, которые с правовой точки зрения все же трудно назвать спонсорской помощью <3>.

<3> Постановление ФАС ПО от 10.11.2005 N А55-2057/2005-29.

Если исходить из того, что спонсорская помощь облагается налогом, то в части расходов, произведенных за счет средств этой помощи, бюджетное учреждение может воспользоваться вычетом по НДС. При этом нужно помнить, что отдельные услуги спортивных учреждений, такие как реализация входных билетов на спортивно-зрелищные мероприятия, предоставление в аренду спортивных сооружений, не облагаются НДС (пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ). Осуществление облагаемых и необлагаемых операций обязывает вести раздельный учет по данному налогу, но даже в этом случае учреждение физической культуры не застраховано от претензий налоговиков по поводу возмещения НДС.

Обратимся к Постановлению Президиума ВАС РФ от 03.03.2009 N 13708/08. По результатам камеральной проверки налоговики признали правомерным применение налоговых вычетов по НДС, уплаченному поставщикам рекламной продукции, но не согласились с вычетами сумм налога, уплаченного при приобретении иных товаров (работ, услуг), связанных с организацией и проведением спортивных соревнований. Налоговики решили, что раз эти соревнования направлены на реализацию уставных целей клуба как некоммерческой организации, то налог по ним к вычету не принимается, а учитывается в составе расходов, осуществленных за счет целевых средств. Заметим, суд кассационной инстанции согласился с мнением проверяющих, не приняв во внимание тот факт, что договоры НКО со спонсором об оказании рекламных услуг непосредственно связаны с организацией и проведением спортивных состязаний.

Размещение логотипов и эмблем спонсоров на форме спортсменов, бортах, льду, радио- и видеореклама спонсоров во время трансляции имеют прямое отношение к зрелищному мероприятию. Без проведения таких мероприятий заключение договоров, предметом которых является распространение рекламы о спонсорах, не могло иметь места, поскольку клуб не представлял бы коммерческого интереса для спонсоров. Следовательно, хозяйственные операции, совершенные для организации и проведения соревнований, на которых и в связи с которыми рекламировались спонсоры, осуществлялись и для исполнения обязательств клуба перед спонсорами по договорам об оказании рекламных услуг. В итоге высший суд признал правомерным применение вычетов по услугам бронирования и проживания спортсменов в гостиницах, услугам по организации перевозок, приобретению медикаментов и спортивного инвентаря. Перечисленные затраты связаны с организацией соревнований, при проведении которых на основании договоров распространялась облагаемая налогом реклама спонсоров.

Принятое судебное решение говорит о том, что у учреждения физкультуры и спорта, получающего спонсорский взнос, есть возможность не только поправить материальное положение, но и сэкономить на налогах, предъявив НДС к вычету по многим связанным со спортивно-зрелищным мероприятием расходам.

Налог на прибыль. Спонсорский взнос (вклад) может признаваться платой за рекламу и, соответственно, рассматриваться в целях налогообложения прибыли как доход от оказания услуг за плату. На это указано в Письмах Минфина России от 01.09.2009 N 03-03-06/4/72, от 26.12.2008 N 03-03-06/4/102. Несмотря на то что разъяснение касается некоммерческих организаций, считаем, что бюджетное учреждение может им также воспользоваться в целях налогообложения.

Чиновники признают, что источниками формирования имущества некоммерческой организации могут являться среди прочего добровольные имущественные взносы и пожертвования. В целях налогообложения прибыли не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, полученные безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными НКО по назначению, по перечню таких поступлений, установленному п. 2 ст. 251 НК РФ. При этом спонсорские взносы не попадают в список поступлений, которые не облагаются налогом на прибыль.

К тому же по договору о спонсорской помощи бюджетные учреждения в рамках осуществления уставной деятельности (организация и проведение тех или иных мероприятий) принимают на себя обязательство провести рекламную кампанию спонсора. То есть спонсорский взнос является платой за рекламу, а не безвозмездной передачей имущества, как при пожертвовании. В подтверждение такой позиции финансисты ссылаются на судебное решение — Постановление ФАС МО от 27.05.2008 N КА-А40/4424-08. В случае если у организации-спонсора средства спонсорской помощи являются расходами на рекламу, данные поступления у спонсируемой организации могут быть признаны доходами от оказания услуг и учтены в целях налогообложения прибыли в установленном гл. 25 НК РФ порядке (то есть в составе облагаемых доходов).

Со своей стороны отметим: мнением финансового ведомства нужно руководствоваться осторожно. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 08.08.2008 N А56-13732/2007 суд не согласился с доводами налоговиков о включении в расчет налога спонсорской помощи. Арбитры оценили условия договора о спонсорской помощи и установили, что учреждение не понесло каких-либо встречных расходов по исполнению обязательств по договору (за исключением предоставления отдельного статуса спонсору). Налоговый орган не представил доказательств оказания учреждением своему спонсору услуг по распространению рекламы, поэтому поступившие средства суд не посчитал выручкой за услуги, а отнес к необлагаемым целевым поступлениям. Таким образом, в рассматриваемой ситуации имело место пожертвование, а не спонсорская помощь.

В случае если спортивная школа получает все же спонсорские взносы (а не пожертвования) и учитывает их в составе налогооблагаемых доходов, она имеет полное право уменьшить их на расходы, связанные с рекламой спонсора и его деятельности. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 N 09АП-5273/2008-АК отмечено, что учреждение правомерно учло расходы, связанные с организацией и проведением мероприятий, в ходе которых давалась реклама во исполнение договорных обязательств со спонсором. Без осуществления конкретных затрат по организации и проведению данных мероприятий невозможно было бы дать рекламу спонсоров. Тот факт, что из заключенных со спонсорами договоров нельзя определить точные суммы затрат, направленные на осуществление спонсорской рекламы, не дает налоговикам право не признавать расходы в уменьшение доходов от спонсорской поддержки.

Внимание: спортсмены, не подведите спонсора!

Учреждениям физкультуры и спорта, получающим спонсорские взносы, следует внимательнее относиться к своим обязательствам перед спонсором, так как их нарушение может привести к налоговым проблемам спонсора. Например, налоговики могут не признать его взносы расходами на рекламу (даже как нормативные в размере 1% от выручки) и доначислить налог на прибыль, как это было сделано в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 N 09АП-12051/2009-АК. Ревизоры посчитали, что получатель спонсорских взносов не исполнил свои обязательства, не указав при проведении зрелищных мероприятий статус компании — официальный (генеральный) спонсор и партнер. Несмотря на это, спонсору удалось отстоять в суде рекламный характер расходов и возможность их учета при налогообложении. Как выяснилось, заведение при проведении зрелищных мероприятий распространяло информацию о спонсоре, но только она звучала не так, как требовали налоговики и условия договора: "при поддержке спонсора". Применение различной терминологии (генеральный спонсор, спонсор, поддержка) в данном случае не может свидетельствовать о неисполнении спонсируемым лицом своих обязательств, ведь характер правоотношений при этом не меняется. В итоге спонсорские взносы все же были признаны рекламными расходами, а претензии налоговиков — необоснованными. Такое же решение в пользу спонсора вынесено в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 N 09АП-463/2008-АК, но получателю спонсорской помощи лучше не провоцировать споры с налоговиками и выполнять обязательства, возложенные на него договором.

Если остались спонсорские взносы

На практике не исключена следующая ситуация. Бюджетное учреждение получило денежные средства в полном объеме, предусмотренном договором, однако израсходовало не все. Вопрос: что делать с оставшимися, неиспользованными средствами? Есть два варианта.

Во-первых, их можно вернуть спонсору, во-вторых, их можно потратить, причем лучше на уставную деятельность. Оба варианта не нарушают норм законодательства, но дело здесь совсем в другом. Если бы спонсорские взносы являлись средствами целевого финансирования (как пожертвования), то их следовало бы вернуть источнику. Но так как спонсорский взнос — это выручка по договору оказания услуг, возвращать их нет необходимости (конечно, при условии, что обязательства перед спонсором по размещению рекламы в ходе спортивно-зрелищных мероприятий исполнены в полном объеме).

Ю.Локтева

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *