Спортивная площадка движимое или недвижимое имущество?

Спортивная площадка движимое или недвижимое имущество?

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Южно-Сахалинск
«23» сентября 2015 года Дело № А59-1054/2015
Резолютивная часть решения объявлена 16.09.2015. Полный текст решения изготовлен 23.09.2015.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Ким С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Е.П., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «САМКОЭР» /ОГРН 1106501004906, ИНН 6501219588/
к ответчику Администрации муниципального образования «Анивский городской округ» /ОГРН 1036500602093, ИНН 6510003232/
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, открытое акционерное общество «Сампкоэр»
о признании права собственности,
при участии:
от истца Гришакова Е.В. – по доверенности от 22.05.2014, Гладов Е.П. – по доверенности от 09.09.2015
от ответчика не явились
от третьих лиц не явились
У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «САМКОЭР» (далее ООО «САМКОЭР», истец) обратилось с иском к Администрации муниципального образования «Анивский городской округ» (далее Администрация МО «Анивский городской округ», ответчик) о признании права собственности на объекты недвижимости — сооружение – водозаборная скважина 2-317 (2-258) глубиной 80 м, назначение – вспомогательное, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:1 по адресу: Сахалинская область, Анивский район, с. Троицкое, ул.Центральная, 1а и сооружение – водозаборная скважина 2-98 глубиной 60 м, назначение – вспомогательное, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:20 по адресу: Сахалинская область, Анивский район, с.Троицкое, ул.Центральная, 1а.
В обоснование иска указано, что водозаборные скважины были созданы хозяйственным способом Сахалинским акционерным многоотраслевым промышленно-коммерческим обществом экономического развития «САМПКОЭР» в период 1992-1998 гг.
Водозаборные скважины были созданы на земельном участке, принадлежащим «САМПКОЭР» на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № 760. Впоследствии, площадь земельного участка была уменьшена, в связи с чем, созданные скважины оказались за границами участка. Общество является правопреемником Сахалинского акционерного многоотраслевого промышленно-коммерческого общества экономического развития «САМПКОЭР», в связи с чем, в порядке универсального правопреемства у него возникло право собственности на данные объекты. Общество как собственник несет бремя содержания данного имущества, в том числе предпринимает все действия, необходимые для получения лицензии на эксплуатацию водозаборных скважин. В настоящее время административный порядок оформления права собственности обществом утрачен, что и послужило основанием для обращения истца в суд.
Определениями от 26.03.2015 и 04.06.2015 привлечены по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора — Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области и открытое акционерное общество «САМПКОЭР».

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16.09.2015 на 16-30.
Ответчик и третье лицо – ОАО «САМПКОЭР» в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств не заявили.
Третье лицо — Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области письменно заявило о рассмотрении дела без их участия.
Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ определил рассмотреть дело без неявившихся лиц, участвующих в деле.
Ответчик в отзыве на иск с заявленными требованиями не согласился, просил в иске отказать по основаниям, что при признании права собственности на скважины за ООО «Самкоэр» будут нарушены права арендатора ОАО «Сампкоэр».
Третье лицо — Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области в отзыве на исковое заявление указало, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержится сведений о зарегистрированных правах субъектов либо имеющихся правопритязаниях в отношении спорных объектов недвижимости. Возражений по существу иска не заявило.
Выслушав доводы представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе, в том числе путем признания права.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее Постановление N 10/22 от 29.04.2010) если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 и пункта 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно абзацу 1 пункта 52 Постановление N 10/22 от 29.04.2010 в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В 1991 году создано Сахалинское акционерное многоотраслевое промышленно-коммерческое общество экономического развития «САМПКОЭР». На основании решения Анивской районной администрации от 05.04.1991 № 178 обществу был предоставлен земельный участок площадью 11,24 га для строительства производственной базы, что подтверждается государственным актом на право на землю, пожизненного наследуемого владения бессрочного (постоянного) пользования землей АН № 190 от 05.04.1991.
На указанном земельном участке выделен участок недр «Акционерный» право пользования которым было передано Сахалинскому АО «САМПКОЭР».
На участке недр в 1992 году пробурена скважина №2-317 глубиной 80 м., в 1998 году пробурена скважина №2/98 глубиной 60 м.
Создание скважин 2-317, 2-98 подтверждается:
-актом обмера выполненных геологоразведочных работ за февраль 1992;.
-учетной карточкой буровой скважины №2-317 от 03.03.1992;
-учетной карточкой буровой скважины № 1362 от 18.11.1998.
Указанные скважины пробурены для обеспечения водой на хозбытовые нужды, переработку рыбы и пожаротушение производственной базы Сахалинского акционерного многоотраслевого промышленно-коммерческого общества экономического развития «САМПКОЭР».
09.04.1997 Сахалинское акционерное многоотраслевое промышленно-коммерческое общество экономического развития «САМПКОЭР» перерегистрировано в ОАО «САМПКОЭР», что подтверждается свидетельством о перерегистрации предприятия № 153.
В 2001 году ОАО «САМПКОЭР» выкупило земельный участок, в связи с введением в действие 25.01.2001. ФЗ 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ». Границы земельного участка определены Администрацией муниципального образования Анивский район в порядке п.7 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент выкупа). Общая площадь земельного участка составила 16 341 кв.м. При этом, водозаборные скважины остались за границами выкупленного земельного участка.
26.11.2007 общим собранием акционеров ОАО «САМПКОЭР» (ИНН 6510900578) принято решение о реорганизации общества в форме выделения открытого акционерного общества «САМКОЭР» (ИНН 6501191477).
04.02.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы № 1 по Сахалинской области зарегистрировано ОАО «САМКОЭР», которому были переданы все права на скважины, скважины переданы по акту приема-передачи.
25.12.2009 акционером ОАО «САМКОЭР» принято решение о реорганизации ОАО «САМКОЭР» в форме преобразования.
23.06.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы № 1 по Сахалинской области произведена государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица (ОАО «САМКОЭР») при реорганизации в форме преобразования.
23.06.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы № 1 по Сахалинской области принято решение о государственной регистрации юридического лица (ООО «САМКОЭР») при создании путем реорганизации в форме преобразования.
Таким образом, истец является правопреемником Сахалинского акционерного многоотраслевого промышленно-коммерческого общества экономического развития «САМПКОЭР».
Правопреемство ООО «САМКОЭР» на водозаборные скважины подтверждается, в том числе записями ЕГРЮЛ, отражающими выдачу и переоформление уполномоченным органом лицензии ЮСХ № 01048 ВЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ – добыча питьевых подземных вод на участке недр «Акционерный».
Так, 17.11.2009 в сведения по ОАО «САМКОЭР», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись ГРН № 2096501134200 о предоставлении лицензии ЮСХ 01048В.
28.04.2011 в сведения по ООО «САМКОЭР», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц ЕГРЮЛ внесена запись о переоформлении лицензии ЮСХ 01048В.
Внесение вышеуказанных записей совпадают с периодами проведенных реорганизаций и исключают правопреемство в отношении водозаборных скважин других юридических лиц.
В силу части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» (действовавшей в период создания скважин) гражданин или другое лицо приобретают право собственности на имущество, полученное по не противоречащим закону основаниям, в том числе на созданные ими вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 14 названного Закона хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
Таким образом, у правопредшественника истца — Сахалинского акционерного многоотраслевого промышленно-коммерческого общества экономического развития «САМПКОЭР» возникло право собственности на построенные им хозяйственным способом объекты недвижимости, которые в силу закона впоследствии перешли к истцу.
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации, Закон) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Водозаборные (артезианские) скважины являются объектами недвижимого имущества, поскольку связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В силу ст.25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствие с законодательством требуется получение такого разрешения.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Вместе с тем, согласно п.3 ч.17 ст.51 ГК РФ выдача разрешения на строительство не требуется на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в своем письме от 09 февраля 2012 N 14-910-ГЕ разъяснила особенности регистрации объектов вспомогательного назначения и указала, что действующее законодательство не дает определение понятию «объект вспомогательного использования». При этом согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами истца о том, что водозаборные скважины являются вспомогательными сооружениями, поскольку из представленных доказательств следует, что скважины были созданы для обеспечения водой производственной базы, постоянное пребывание людей для эксплуатации водозаборных скважин не требуется.
Порядок государственной регистрации водозаборных скважины как вспомогательных объектов указан в п.1 ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствие с указанной статьей основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Истцом в доказательство факта создания водозаборных скважин 2-317, 2-98 представлены учетные карточки буровых скважин, паспорта эксплуатационных скважин.
В тоже время из содержания письма № 36 от 06.04.2015 г. ИП Подковырова Д.О. (аттестат кадастрового инженера 65-11-29) следует, что водозаборные скважины 2-98 и 2-317 (2-258) расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 65:05:0000037:20 и 65:05:0000037:1 соответственно. Истец права на пользование и владение земельными участками с кадастровыми номерами 65:05:0000037:20 и 65:05:0000037:1 не имеет.
Таким образом, иск общества, по существу, направлен на подтверждение возникшего у него права собственности на созданные в 1992 – 1998 годах объекты недвижимости вспомогательного назначения с целью последующей государственной регистрации данного права.
Доказательств принадлежности водозаборных скважин иным лицам в материалы дела лицами, участвующими в деле, не представлены.
При вышеизложенных обстоятельствах требования истца, суд считает правомерными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, понесенные обществом расходы по уплате государственной пошлины, суд оставляет на истца.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск общества с ограниченной ответственностью «САМКОЭР» /ОГРН 1106501004906, ИНН 6501219588/ удовлетворить.
Признать право собственности общества с ограниченной ответственностью «САМКОЭР» /ОГРН 1106501004906, ИНН 6501219588/
на объекты недвижимости: водозаборная скважина 2-317 (2-258), расположенная на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:1, по адресу: Сахалинская область, Анивский район, с.Троицкое, ул.Центральная, 1а; водозаборная скважина 2-98, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:20, по адресу: Сахалинская область, Анивский район, с.Троицкое, ул.Центральная, 1а.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья С.И. Ким

Суд:

АС Сахалинской области

Истцы:

ОАО «Самкоэр»

Ответчики:

Администрация МО «Анивский ГО»

Иные лица:

ОАО «Сампкоэр»
Росреестр

Бюджетный учет

20.05.2015 ВОПРОС: В учреждении (детском саду) построили спортивную площадку с резиновым покрытием площадью 200 кв. м, которая включает в себя лестницы, перекладины и другие приспособления для занятий спортом.

На каком счете учреждения учитывается данный инвентарный объект? ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указанная спортивная площадка может быть отнесена к движимому имуществу.
Окончательное решение по этому вопросу относится к компетенции профильной комиссии и основывается на профессиональном суждении уполномоченных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) данного имущества.

Обоснование позиции:
При решении вопроса об учете того или иного объекта основных средств на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться п. 53 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), в соответствии с которым группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренным п. 37 Инструкции N 157н (недвижимое имущество учреждения, особо ценное движимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество — предметы лизинга).
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ недвижимым имуществом (недвижимостью) являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, предприятия как имущественные комплексы.
Перечень объектов недвижимого имущества является открытым, в законе названы лишь некоторые из них. При этом основным критерием отнесения того или иного объекта к недвижимости является наличие прочной связи объекта с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно (постановления ФАС Московского округа от 2 августа 2010 г. N КГ-А40/7823-10, ФАС Центрального округа от 7 июля 2010 г. N А62-3325/2009). Также объект может быть отнесен к недвижимому имуществу в силу прямого указания закона (например здания). В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2006 по делу N А26-4169/2005-112 суд также указал, что для признания имущества недвижимым как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
В отношении детской спортивной площадки с резиновым покрытием в законодательстве соответствующего указания не содержится, поэтому необходимо установить, имеется ли прочная связь с землей, при которой перемещение указанного объекта без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Если перемещение объекта без несоразмерного ущерба его назначению возможно, к недвижимому имуществу он не относится.
Окончательное решение по конкретному объекту безусловно основывается на профессиональном суждении уполномоченных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Мы считаем, что демонтаж спортивной площадки и резинового покрытия не должен нанести значительный ущерб подобному имуществу.
В свою очередь, сооружения, не являющиеся недвижимыми, следует принимать к учету по иным группам: особо ценное движимое имущество учреждения или иное движимое имущество учреждения в соответствии с критериями отнесения к особо ценному имуществу.
В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н группировка основных средств по соответствующим счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с разделами классификации, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ).
Кроме того, срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее — Классификация), утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую) (п. 44 Инструкции N 157н).
Отметим, что ни Классификация, ни ОКОФ не содержат отдельного самостоятельного кода для детской спортивной площадки с резиновым покрытием.
Детская спортивная площадка может быть отнесена к коду ОКОФ 12 4528471 «Комплекс физкультурно-оздоровительный». Соответственно, в этом случае площадка должна быть учтена в составе основных средств на счете 101 00 «Основные средства» с присвоением аналитического кода вида синтетического счета объекта учета 3 «Сооружения».
Также нельзя исключать подход, когда детская площадка с включенными в нее приспособлениями все же относится к оборудованию (смотрите, например, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52301-2013, утвержденный приказом Росстандарта от 24.06.2013 N 182-ст, параграф 2.7 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613). В этом случае площадка учитывается на счете 101 00 «Основные средства» с присвоением аналитического кода вида синтетического счета объекта учета 6 «Машины и оборудование». Например, согласно ОКОФ к объектам основных средств относятся оборудование и инвентарь спортивный для дошкольных учреждений (код 16 3693552).
Объекты основных средств, которые затруднительно отнести к какой-либо группе (в том числе детской площадки с резиновым покрытием), могут учитываться как прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках, по коду ОКОФ 19 0009000 в составе прочих основных средств (8 «Прочие основные средства» — п. 53 Инструкции N 157н.)
В заключение мы рекомендуем утвердить в учетной политике учреждения порядок принятия к учету нефинансовых активов, которые не могут быть однозначно отнесены к конкретному коду ОКОФ (п. 6 Инструкции N 157н), и придерживаться единообразия в учете однотипных материальных активов.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Группировка основных средств госучреждения — применение ОКОФ;
— Энциклопедия решений. Определяем код ОКОФ в госучреждении. Поиск по названию основного средства;
— Энциклопедия решений. Примеры. Определение кода ОКОФ в госучреждении по назначению основного средства;
— Энциклопедия решений. Формируем учетную политику госучреждения для целей бухгалтерского учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Категория: Блог эксперта по лицензированию скважин на воду

01.10.2019 Обновлено 24.09.2020 14:10 Просмотров: 2327

Вопрос лицензирования скважин на воду неизбежно сопряжен с целым рядом иных процедур. В том числе клиенты часто задают вопрос о том является ли скважина для добычи воды объектом недвижимости и нужно ли ее регистрировать. В этой публикации попробуем дать обоснованный ответ на эти вопросы.

Скважина это недвижимость?

Скважины регистрируют как недвижимость?

Какие платежи за скважину недвижимость?

Как зарегистрировать скважину в качестве объекта недвижимости?

Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:

Примечание. Обращаем внимание, что данная статья в первую очередь рассматривает скважины, сооруженные для добычи воды для нужд централизованного водоснабжения или для снабжения водой промышленных предприятий. Рассуждения, приведенные в публикации, могут быть распространены на частные водозаборные сооружения, но с существенными оговорками.

В первую очередь давайте разберемся в том, зачем вообще рассматривать водяную скважину как объект недвижимости. Этот вопрос возникает в двух случаях:

  • Если необходимо продать или сдать в аренду скважинный водозабор;
  • Если необходимо решить вопрос о платежах связанных с сооружением для добычи подземных вод.

В этих случаях вопрос регистрации водозаборного сооружения в качестве объекта недвижимости встает однозначно.

Есть еще ситуации, которые предполагают необходимость указания в кадастровой палате не только данных о скважинах, но и информации об объектах неразрывно связанных с водозаборными сооружениями (водонапорные башни, зоны санитарной охраны, павильоны над скважинами и т.п.). Например, данные о зоне санитарной охраны целесообразно внести в кадастр недвижимой собственности с целью соблюдения особого статуса данной территории. Дело в том, что и рядом с СЗО, и тем более в границах 1, 2 и 3 поясов ЗСО есть существенные ограничения на хозяйственную деятельность, строительные работы и размещение опасных объектов.

Является ли скважина на воду объектом недвижимости?

Давайте посмотрим, что является объектом недвижимости по гражданскому кодексу. В статье 130 к недвижимым вещам причисляются объекты, которые нельзя перенести без причинения существенного ущерба их назначению. Точный текст определения смотрите на изображении ниже:

С учетом этого определения Гражданского кодекса РФ скважина может быть отнесена к объектам недвижимости.

Нужна ли государственная регистрация скважины как объекта недвижимости?

Согласно статьи 131 Гражданского кодекса права связанные с объектом недвижимости подлежат регистрации в государственном реестре. Цитату из кодекса читайте ниже:

Соответственно скважина, как и другие объекты недвижимости должна проходить процедуру регистрации.

  • Рекомендуем почитать о процедуре регистрации скважины на воду в качестве объекта недвижимости

Какие платежи связаны со скважиной, как с объектом недвижимости?

Очевидно, что скважинный водозабор, являясь объектом недвижимого имущества оказывается одновременно и объектом налогообложения.

Примечание. При изучении этого вопроса нашим специалистам удалось найти интересную справку подготовленную на сайте КонсультантПлюс. В этом документе детально рассматривается вопрос необходимости уплаты налогов на имущество в отношении зарегистрированной водяной скважины применительно к садовому некоммерческому товариществу. В справке получен весьма интересный вывод, что налоговые платежи в виде налога на имущество в отношении общей скважины в СНТ должны оплачиваться не самим садовым товариществом, а его членами.

Правда справка в основном ссылается на прекративший действие Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Мы попросили наших юристов изучить данный документ в свете нового закона о садовых некоммерческих товариществах. Результаты анализа опубликуем на нашем сайте в следующих публикациях.

Если ваше СНТ владеет скважиной, то эти статьи могут быть полезны:

  • Скважина для добычи воды на несколько садовых товариществ
  • Лицензия на воду для нужд садового товарищества
  • Законное централизованное водоснабжение в СНТ

Как зарегистрировать скважину на воду в качестве объекта недвижимости?

Мы пытались получить ответ на этот вопрос в интернете, у специалистов по регистрации прав собственности. Но, увы, четкого ответа на момент создания статьи не получили.

Видимо по вопросам регистрации прав собственности на водозаборные скважины обращаются не так часто. Оказалось, найти специалистов для решения этой задачи не просто. Попросим наших специалистов подготовить подробную справку по данному вопросу.

Обещанная статья про порядок регистрирования скважины в качестве объекта недвижимости.

Проект по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости стартовал в Московской области в 2016 году. Для этого проводят аэрофотосъемку территории региона, а снимки сопоставляются с официальными данными Росреестра, налоговой службы и БТИ. Благодаря этой работе в Подмосковье выявлено почти 500 тысяч объектов, не поставленных на кадастровый учет.

Как оформить градостроительный план земельного участка: ограничения, документы и причины отказа>>

Для чего нужно регистрировать недвижимость

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Владельцы поставленной на учет недвижимости облагаются имущественным налогом, который напрямую зачисляется в местные бюджеты. Муниципальные власти направляют эти средства на развитие инфраструктуры, ремонт дорог и строительство социальных объектов (детских садов, школ, поликлиник).

Из-за неоформленных объектов недвижимости Подмосковье несет колоссальные финансовые потери – по данным Мособлдумы, ежегодно бюджет региона недополучает около 2 миллиардов рублей дохода с налогов на имущество.

Как получить разрешение на условно разрешенный вид использования объекта в Подмосковье>>

Реестр неузаконенных строений

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Узнать, не попал ли ваш объект недвижимости в Реестр неузаконенных домов и строений, можно в онлайне. Для этого достаточно ввести кадастровый номер земельного участка в базе неузаконенных объектов на портале госуслуг Подмосковья, сайте Министерства имущественных отношений Московской области, а также на сайтах муниципалитетов.

Владельцы неоформленной недвижимости также получают официальное информационное письмо. В нем указан контактный номер специалиста Министерства имущественных отношений Московской области, который может проконсультировать гражданина по данному вопросу.

Как жителям Подмосковья правильно оградить свой участок>>

Какое имущество надо ставить на кадастровый учет

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Регистрировать необходимо все объекты капитального строительства – дома, гаражи, бани и хозяйственные постройки. При этом налогом облагаются только те строения, площадь которых составляет более 50 квадратных метров. Регистрации не подлежат теплицы, навесы, беседки, бассейны, колодцы и временные постройки.

Как получить справку из ИСОГД Подмосковья онлайн>>

Пакет документов

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Поставить недвижимость на кадастровый учет можно через МФЦ или Росреестр.

В МФЦ можно заказать и все необходимые документы:

  1. Справка об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости
  2. Справка о наличии или отсутствии права собственности на объекты недвижимости
  3. Технический паспорт квартиры, жилого дома
  4. Копия технического объекта недвижимости
  5. Отчет об оценке рыночной стоимости квартиры
  6. Технический план дома (либо другого строения). Техплан можно также заказать в БТИ, стоит услуга 12 тысяч рублей, срок предоставления — от 10 дней.
  7. Акт обследования

Полный пакет документов и заявление можно подать в местный МФЦ или отделение Росреестра лично, а также онлайн на портале государственных и муниципальных услуг и на сайте Росреестра, приложив к нему:

  1. Паспорт
  2. Документ, подтверждающий право собственности на земельный участок
  3. Заявление (бланк можно получить в МФЦ или Росреестре)
  4. Технический план строения. Техплан можно получить, обратившись к частному кадастровому инженеру или в БТИ, стоит услуга от 12 тысяч рублей, срок предоставления – от 10 дней.
  5. Чек об оплате госпошлины за постановку объекта на кадастровый учет – 350 рублей.

От пошлины освобождаются: граждане, признанные малоимущими; федеральные органы госвласти и органы местного самоуправления; собственники, если регистрация права вызвана изменениями в законодательстве РФ.

Через 12 рабочих дней выписка о зарегистрированных правах будет готова.

Как в Подмосковье получить разрешение на изменение параметров строительства онлайн>>

Что будет, если не зарегистрировать недвижимость

Источник: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области

В случае если владелец недвижимости не поставит ее на кадастровый учет в течение 10 лет, то ему придется заплатить двойной земельный налог. Если гражданин без основания так и не узаконит имущество, то по решению суда объект может быть признан самовольным строением и снесен.

Читайте, как подать заявку на техприсоединение к электросетям в Подмосковье>>

На основе данных Московского областного БТИ

Кадастровый учет на государственном уровне применительно к земельным участкам — обязательная процедура, подразумевающая фиксацию надела в специальном реестре. Факт регистрации подтверждает наличие надела, а также позволяет совершать с ним сделки — продавать, покупать, передавать наследникам или решать иные вопросы. В процессе постановки на кадастровый учет каждый ЗУ получает персональный кадастровый номер. При этом регистрация обязательна практических для всех объектов, в том числе специфических. Рассмотрим, подлежат ли кадастровому учету кладбища, как сооружения, что говорит законодательства, и по какой процедуре проходит постановка на учет.

Причины регистрации

Кадастровый учет — процесс, подразумевающий отражение сведений о недвижимости в ЕГРН. Выполнение таких действия обязательно для решения следующих задач:

  • Проведения операций с недвижимостью.
  • Контроль объектов и земли на территории государства, создание планов на мероприятия по землеустройству и градостроительству.
  • Вычисление размера налога.

Что необходимо ставить на кадастровый учет?

Полный перечень объектов, которые подлежат регистрации, рассмотрены в ФЗ №218 (статья 1, пункт 7). Если говорить в целом, постановке на учет подлежат объекты, которые тесно связаны с ЗУ и не могут быть перенесены без разрушения. К примеру, для построек главным критерием, свидетельствующим о необходимости регистрации, является наличие фундамента. Вот почему постановка на учет сарая обязательна, а вот для туалета или палатки для торговли в этом нет необходимости.

Что касается земельных участков, они передаются новым владельцам из местных или государственных земель, а после регистрируются в ЕГРН. Основание для выполнения такой работы — план межевания и правоустанавливающие бумаги. Заявитель должен подтвердить, что ЗУ находится в его владении на базе договора дарения, ренты или купли-продажи.

Если новый земельный участок находится вблизи других наделов, которые поставлены на учет, не обойтись без согласования границ. Выделение и регистрация надела происходит при наличии обременения. При этом площадь ЗУ не должна быть меньше параметров, указанных в градостроительных актах или ЗК РФ.

Также на учет ставятся следующие объекты:

  • Жилое здание (в том числе с большим числом квартир).
  • Квартиры и жилые помещения (при наличии двух критериев — обособленности и изолированности).
  • Садовые (дачные) постройки. Обязательно требование для регистрации — отнесение объекта к капитальной постройке. Главным критерием, как отмечалось выше, является наличие фундамента.
  • Нежилые объекты. Исключением являются сооружения, которые не могут использоваться без основного здания. Факт принадлежности к капитальной постройке определяется кадастровый инженер.

Если говорить об объектах недвижимости, на учет ставятся гаражи, машино-места, имущественные комплексы, мосты, газопроводы и другое.

Подлежат ли кадастровому учету кладбища?

С учетом сказанного напрашивается вывод, что регистрации обязательна для земельных участков и капитальный строения. Но остается еще один вопрос — подлежат ли кадастровому учету кладбища, и можно ли их рассматривать как сооружения. Сразу отметим, что кладбищенская земля не относится к сооружению, но регистрация этого объекта является обязательной. Такой ЗУ относится к наделам специального назначения. При этом на территории кладбища могут быть сооружения и постройки, например, крематорий.

Выделение земельных наделов для строительства происходит на базе ЗК РФ под номером 136. Так, в статье 30, пункте первом указано, что выдача ЗУ для возведения объектов осуществляется двумя способами — без предварительного согласования и с обязательным выполнением этой работы. С учетом того, что ЗУ под кладбище передаются местными органами власти, для таких объектов характерны обе приведенные формы.

В ЗК РФ (статье 30, пункте 11) указано, что в предварительном согласовании нет необходимости при выполнении таких условий:

  • Объект размещается в селе или городе.
  • Учитываются градостроительные документы о застройке, а также правила пользования землей.

В рассмотренном кодексе рассматриваются и иные случаи, позволяющие избежать согласования.

Возможны ситуации, когда получение ЗУ физлицами или компании требует обязательного согласования. Это возможно, если объект передается на правах аренды, государственным или местным организациям, а также другими структурами в бессрочное применение. Так, в статье 31 ЗК РФ указано, что юрлицо при передаче участка под возведение объектов захоронения, оформляет прошение в местный (государственный) орган власти. В заявлении указывается интересующий участок и ориентировочное место размещения сооружения.

Выбор точки для кладбища производится с учетом правил застройки населенного пункта. Здесь же берутся во внимание правила застройки города, а также ряд других характеристик — состояние земли, доступные экологические нагрузки, рельеф и прочие. В процессе оценки учитываются действующие санитарные правила и нормы. Важно, чтобы надел обеспечивал продолжительную эксплуатацию кладбища как сооружения (хоть оно таковым и не является).

Особенности выделения земли

Новые места для захоронения создаются только при условии позитивного заключения различных экспертиз (гигиенической, санитарной и экологической). Расстояние от места захоронений до пределов селитебного участка должны быть от 300 метров и больше. Муниципальные власти гарантируют выбор ЗУ при учете ФЗ под номером 8, а также Постановления главного санитарного врача страны.

При выделении земли под кладбище обязательно информирование:

  • Людей, которые проживают вблизи будущей застройки.
  • Пользователей, владельцев и арендаторов ЗУ, права которых могут затрагиваться в результате появления кладбища.
  • Владельцев наделов. Они информируются о вероятной покупке ЗУ для госнужд и будущего возведения мест для захоронения человеческих останков.

Тонкости регистрации кладбища как объекта недвижимости

После успешного выбора ЗУ для строительства кладбища составляются специальные акты, а также устанавливаются дополнительные зоны (охранная, санитарная, защитная). Вместе с ними передаются:

  • Проекты с пределами ЗУ. Информация утверждается муниципальными органами власти.
  • Вычисления ориентировочных убытков владельцев земельных наделов, пользователей земли, владельцев ЗУ, а также арендополучателей.
  • Вычисления потерь для с/х производства или лесничества. Муниципальный (исполнительный) орган решает о возможности размещения кладбища, после чего утверждается акт выбора ЗУ. Копии упомянутых бумаг передаются заявителю.

После получения предварительного решения можно переходить к следующему этапу. На нем необходимо добиться решения о получении надела и его применения для организации кладбища. При этом обязательно выполнение землеустроительных работ. Что касается срока действия решения, он составляет три года (максимальный период).

Далее формируются новые и приводятся в порядок уже действующие объекты. После этого создаются и закрепляются границы ЗУ с помощью межевых знаков. Как только эта работа выполнена, заполняются землеустроительные дела с учетом требований Росземкадастра. На базе утвержденных градостроительных бумаг готовится документация о межевании с учетом приказа Роскомкадастра.

Итоги

Таким образом, регистрация кладбища, как объекта недвижимости, имеет свои особенности. Наибольшие трудности связаны с выделением и подготовкой участка, а также прохождением множества согласований. Это не удивительно, ведь речь идет о выделении надела под специфический объект — место для захоронения. Также что конфликтные ситуации с заинтересованными лицами почти неизбежны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *