Способность к самоорганизации

Способность к самоорганизации

Самоорганизация – процесс упорядочения элементов за счет внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия. Это наиболее общее определение термина, которое, во многом, послужит и нам. Ведь его можно перенести и в самообразование, при котором учебный процесс или отдельные его части нужно уметь организовать самостоятельно, исходя из индивидуальных целей, наличия времени, специфики образовательного материала. Это не отдельная задача, стоящая перед каждым, кто задается вопросами самообучения, а ценный навык современного человека. И далее в этом уроке мы опишем этапы формирования и его составляющие; создания собственного алгоритма, помогающего следовать плану обучения.

Оглавление урока:

  • Самоорганизация: от навыка до стиля жизни
  • Этапы создания системы самоорганизации
  • Необходимые способности
  • Популярные заблуждения о самоорганизации
  • Проверочный тест

Самоорганизация: от навыка до стиля жизни

Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация – это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.

В рамках тренинга и в этом уроке в частности мы будем говорить о самоорганизации как навыке. Между тем, это не совсем верно, хотя для удобства мы и будем использовать такое определение. Самоорганизация в некоторой мере является консолидацией нескольких умений. В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как самодисциплина, управление временем, организационные способности (с приставкой «само» разумеется – речь не об организации мероприятий, а о развитии нужных качеств, таких как пунктуальность, склонность к порядку и планированию, приоритизация, правильная организация пространства). При этом все написанное в той или иной мере будет справедливо в отношении самообразования, но нужно понимать – самоорганизация развивается как стиль жизни, а не как отдельный элемент его составляющий.

Исходя из этого, самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, системе контроля и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров. Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция. По сути, их можно расценить и как этапы, которые необходимо пройти для развития навыка. А уже его оттачивать, гибко настраивая для разных задач в течение жизни.

При этом следует понимать, что теория нужна лишь для получения общего представления и структуризации знаний. Ниже мы также опишем некоторые практические аспекты, из совокупности которых фактически и строится «бытовая» самоорганизация, необходимая для любой успешной деятельности (в том числе и самообразование).

Этапы создания системы самоорганизации

Целеполагание

Задача – стать организованным – должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения. О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация – именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый – над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй – каким должен быть итог работы?

Анализ ситуации

Этот этап – экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.

Планирование

Следующий этап – планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.

Волевая регуляция и коррекция

Непосредственно действия. Воля и ее сила определяются поступками человека. Способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов, желаний, лени и т.д. является важной частью развития навыка самоорганизации. Также Вам придется нередко поступать наперекор устоявшимся привычкам, менять один или много аспектов образа жизни – корректировать действия, если они вовсе не приносят или приносят недостаточно пользы и не согласовываются с поставленными целями.

Самоконтроль

Самоконтроль поведения – контроль собственных действий и воздействий. В отличие от ситуативного самоконтроля, когда предпринимаемые действия зависят от условий их совершения, самоконтроль поведения это глобальная способность надолго изменять свое поведение в целом. С точки зрения самоорганизации это способность постоянно совершать конкретные действия, управляя, а точнее контролируя время, состояние, отношение, желания, привычки.

Устранение трудностей

Как итог смыслового блока – небольшое теоретическое руководство о том, как справляться с возникающими препятствиями. Педагоги, занимающиеся вопросами развития самоорганизации деятельности, выделяют несколько этапов работы с учащимися, которые сталкиваются с трудностями при формировании этого навыка. Они, конечно же, подразумевают работу с преподавателем, но могут быть полезны и тем, кто разбирается в тематике самостоятельно. Поэтому коротко их рассмотрим.

Диагностический этап – выявление и фиксация проблемы. Установление ее причин – недостаточность личных знаний, опыта, внешние факторы, условия. Другими словами, на данном этапе нужно четко определить то, что вызывает наибольшие трудности и «не получается», постараться найти причины возникновения этих факторов.

Поисковый этап – выявление возможных путей разрешения проблемы. Составление плана устранения причин.

Активный этап – фаза действия, практические шаги, направленные на реализацию плана из второго этапа.

Рефлексивный этап – определение сильных и слабых сторон, предпринятых действий. Последующая их коррекция для максимизации достигнутых результатов.

необходимые способности

Организованность – воспитание в себе определенных качеств и привычек. Об их развитии мы, так или иначе, писали в других тренингах и многочисленных статьях блога. Поэтому здесь приведем лишь короткий список. Многие из его пунктов могут показаться не связанными с тематикой самообразования, но пусть вас это не смущает – самоорганизация является выходящим за рамки тренинга навыком, требующим, как говорилось выше, комплексного развития.

Самодисциплина

Самодисциплина – это способность заставить себя предпринимать действия независимо от эмоционального состояния. Другими словами, это – конкретные шаги, которые вы совершаете после постановки какой-либо цели для ее достижения вне зависимости от желаний, состояний и внешних факторов. Отчасти информация о том, что такое самодисциплина, из каких элементов она состоит и как ее развивать, давалась в статье по ссылке выше. Надеемся, она будет полезной и в вопросах самообразования, с точки зрения которого самодисциплина не является чем-то принципиально иным.

Решительность

Отдельно рассмотрим такое качество как решительность, которая может быть как аспектом самодисциплины, так и самостоятельной характеристикой личности. С точки зрения самообразования решительность интересует нас как способность действовать без «раскачки» и «включения». Другими словами, это более конкретный, в сравнении с самодисциплиной, навык, который подразумевает не само действие, а саму быстроту начинания, отсутствие сомнений, неуверенности, «творческих страданий» и т.п.

Если вы работаете в коллективе (с другими людьми), то наверняка замечали, что ваших коллег по их действиям с утра можно условно разделить на 2 категории – тех, кто приходит в офис и сразу включается в работу, и тех, кому необходимо время на «раскачку» (кофе, обсуждение последних новостей, соцсети). На поверку – первые почти всегда более организованы, чем вторые. Эту способность нужно развивать и в себе: вставать по первому будильнику, приниматься за дела без проволочек и мнимых оправданий, следовать намеченному плану. Это может пугать, но со временем входит в привычку и оттачивается до автоматизма.

Организация и планирование в отдельных случаях могут быть синонимами. Без тщательной проработки, оценки и принятых на их основании действий не стоит рассчитывать на успех ни в одной из сфер жизни, будь то работа, или самообразование. В то же время при самостоятельном обучении планирование это не только составление плана и программы обучения, распределение нагрузки, но и интеграция всего процесса самообучения в свою жизнь, отведение достаточного времени для этих нужд и их согласование с другими аспектами деятельности.

Соблюдение режима дня

Режим дня является основополагающим элементом не только планирования, но и организации жизни, не нуждаясь при этом в долгом представлении. Ведь не имея общего распорядка, ни о какой специфике не может быть и речи. Привнести частичку организованности в ежедневный хаос дел невероятно сложно. И, наоборот – с глобальной надстройкой в виде режима дня следовать расписанию занятий будет легче.

Обустроенное рабочее место и пространство в целом

Правильно обустроенное рабочее место повышает продуктивность работы. Это же утверждение будет справедливым и в случае с образованием – очень хорошо иметь в доме уголок, который бы предназначался для нужд обучения. Первая заповедь его организации – максимальное удобство и стимулирование процесса, исключение отвлечения. Пусть это будет обычный письменный стол с ноутбуком – уберите все лишнее, что может отвлекать или мешать заниматься. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой всегда было все необходимое – карандаш, ручка, тетрадь для записей, канцелярские стикеры и т.д. Избегайте использовать отведенное для учебы место для диаметрально противоположных задач. Это может быть и не важно, но учиться и есть лучше все-таки в разных местах. Что касается пространства в целом, то здесь также можно прибегать к определенным уловкам. Например, при изучении иностранного языка, в частности новых слов, рекомендуют сделать карточки с ними и расставить по дому так, чтобы постоянно натыкаться на них и повторять. Также в ход идут триггеры – вещи, которые мотивируют вас на обучение, держат в тонусе, напоминают о целях и результатах, к которым вы стремитесь.

Борьба с прокрастинацией

«Не до этого сейчас. Устал на работе, нет сил. Перенесу на завтра». Это – типичный внутренний диалог при прокрастинации или привычка откладывать на потом. Очевидно, что, стремясь стать самоорганизованным, от этой привычки следует избавляться. По сути, борьба с прокрастинацией и есть воспитанием в себе решительности действовать. В развитии этого качества помогут осознанность при акцептовании решений, преодоление колебаний и принятие ответственности, ранжирование и приоритизация, целеполагание, прием «съедание лягушки», занятия спортом.

Выработка привычек

Самоорганизация это комплексный навык, состоящий из комбинации личностных качеств и мелких привычек. Выработка привычек – процесс во многом сходный по своей природе, вне зависимости от того, говорим ли мы о чтении профессиональной литературы минимум 15 минут в день или о еженедельной уборке квартиры. Детальнее о развитии привычек читайте в наших статьях «Как развить привычку» и «30 идей для 30-дневных вызовов самому себе».

Органайзеры и прочие «помощники»

Быть более организованным, да и просто держать в голове все необходимые данные, будь то связано с образованием или любой другой деятельностью, помогут многочисленные специально предназначенные для этого инструменты. Благо в наш информационно-технологический век недостатка в них нет. Рынок предлагает достаточное количество вариантов – от заточенных под конкретные системы тайм-менеджмента рабочих тетрадей и ежедневников до мини-программ и приложений для смартфонов и планшетов. Канбан-доски, электронные списки задач, онлайн-календари – короткий список категорий. Более специфичными в области самообразования можно считать worksheets – специально разработанные для нужд обучающихся тетради. Они предлагаются популярными МООК-платформами для более успешного освоения курсов. Развиваются и сервисы интерактивного взаимодействия – в онлайн-классе вы можете «сидеть» за партой, имея возможность общения с учителем и одноклассниками. В целом, онлайн-образование переживает сейчас настоящий бум, предлагая много не только интересных, но и функциональных инструментов для саморазвития.

Популярные заблуждения о самоорганизации

Напоследок – некоторые заблуждения, которые связаны с таким полезным навыком как самоорганизация. Их выделяет в книге «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу»» Джулия Моргенстерн – специалист в области личной организованности и тайм-менеджмента.

Способность к самоорганизации – это врожденная характеристика личности. Отдельные люди более дисциплинированы и организованы в силу природных способностей. Это справедливо лишь в незначительной мере. На самом деле мы говорим о навыке, который можно развить. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой.

Чтобы стать организованным – нужно долго и упорно трудиться. Доля правды здесь есть, но на самом деле это не так. Пройдя процесс один раз, и вынеся нужные уроки, в дальнейшем будет гораздо легче. Это как уборка дома, где давно никто не убирался. Сначала нужно приложить много сил, но в дальнейшем, если поддерживать порядок постоянно, будет не так сложно, как в первый раз.

Самоорганизация – не статичный процесс, поддерживать определенный порядок постоянно невозможно. Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Но это не будет значить, что самоорганизация не работает в обоих случаях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей – он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком. Но как навык, самоорганизация состоит из деталей, которые идентичны в любых случаях. Это как детский конструктор – из него можно построить как дом, так и автомобиль.

Тратить время на самоорганизацию непродуктивно. Ведь организация со временем приходит сама собой, достаточно постепенно «влиться в течение», поэтому учиться ей не обязательно. Но в данном отношении все немного сложнее. Речь идет не только о порядке вещей или правильной организации пространства. Самоорганизация является важной составляющей тайм-менеджмента и окупится многократно, поскольку в перспективе, с выработкой личной системы, будет способна помочь и в деле экономии времени, и его рационального использования, и повышения эффективности.

Успешного вам освоения навыка!

Этот урок поможет заложить лишь основу формирования первичных умений и навыков самоорганизации, совершенствовать которые нужно будет самостоятельно. Возможно, мы сейчас озвучим непопулярную мысль, особенно для тех, кто верит в быстрые результаты, но в данном направлении нужно будет работать в течение жизни. Советы из данного урока носят глобальных характер, их цель – указать знаковые вопросы развития самоорганизации (а также возможные проблемы и способы их решения), которая тесно связана не только со способностью учиться, но и любой другой деятельностью человека (работа, отдых). В интересующей нас области основное внимание нужно уделять тем аспектам, от которых непосредственно зависит обучение. Задача их определения сугубо индивидуальна но, скорее всего, вам, для того чтобы успешно самостоятельно обучаться, не понадобится отдельно работать над навыком самоорганизации. Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Закирова Алина Шамилевна
студентка
Научный руководитель:
Нухова Марина Владимировна
кандидат психологических наук,
заведующая кафедрой общей и социальной психологии
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Уфа
Проблема психической самоорганизации деятельности является актуальной на протяжении долгого времени. Исследования по проблеме самоорганизации востребованы в различных областях деятельности (психологии, менеджменте, педагогике и др.). Существует множество подходов, рассматривающих различные аспекты процесса самоорганизации, однако проблема его единого определения все еще не решена.
Психологические основы формирования самоорганизации личности раскрыты в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович и др. Процесс формирования самоорганизации учебной деятельности нашел отражение в трудах В. Графа, И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис, А.Д. Ишкова, Е.В. Камалетдиновой и др. Самостоятельность рассматривается как поведенческая сторона самоорганизации в работах психологов В.В. Давыдова, А.К. Осницкого и др.
В настоящей работе мы придерживаемся следующего определения самоорганизации. «Самоорганизация – деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решения и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга» .
Самоорганизация является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, в котором студент выступает как активный субъект учебной деятельности. Очень важно чтобы при этом он умел правильно формулировать цели, соотносить свои желания и возможности, продуктивно организовывать собственную активность, обладать навыками самоконтроля и саморегуляции.
Анализ психологических исследований позволил выделить три подхода к пониманию и изучению процесса самоорганизации деятельности: личностный, деятельностный и интегральный. Личностный подход к исследованию самоорганизации исходит из того, что характеристики системы самоорганизации человека существенно зависят от общего уровня его психического развития – интеллектуального, волевого, эмоционального, нравственного (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.М. Пейсахов и др.). Деятельностный подход ориентирован на изучение структуры процесса самоорганизации, связей между компонентами (функциями) структуры и их влияния на успешность организации самостоятельной деятельности (Ю.А. Цагарелли, В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис и др.). В интегральном подходе при рассмотрении самоорганизации деятельности учитываются личностные качества субъекта, способные сыграть свою роль в результатах деятельности (О.А. Конопкин, В.В. Курунов, А.К. Осницкий, К.А. Абульханова-Славская и др.).
Нами были рассмотрены наиболее известные модели процесса самоорганизации деятельности Н.М. Пейсахова, О.А. Конопкина, Е.Ю. Мандриковой, А.Д. Ишкова.
Модель осознанной саморегуляции произвольной деятельности О.А. Конопкина включает в себя следующие функциональные звенья: 1) принятая субъектом цель деятельности, 2) субъективная модель значимых условий, 3) программа исполнительских действий, 4) система субъективных критериев достижения цели, 5) контроль и оценка реальных результатов, 6) решения о коррекции .
Целостная система самоуправления Н.М. Пейсахова состоит из анализа противоречий, прогнозирования, целеполагания, планирования, критериев оценки качества, принятия решения, самоконтроля, коррекции .
Е.Ю. Мандрикова выделяет в структуре самоорганизации планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксацию (на структурировании деятельности), самоорганизацию (с помощью внешних средств), ориентацию на настоящее .
А.Д. Ишковым проведен анализ базовых структурно-функциональных моделей процесса самоорганизации. Им выделено пять наиболее значимых функциональных компонентов процесса самоорганизации, присутствующих в подавляющем большинстве рассмотренных деятельностных моделей: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и коррекция, а также добавленный автором шестой личностный компонент – волевые усилия .
Каждый из компонентов структуры самоорганизации характеризует отельные стороны единого целого:
— целеполагание – индивидуальные особенности принятия и удержания целей, уровень осознанности человеком данных процессов;
— анализ ситуации – индивидуальные особенности выделения и анализа внешних и внутренних значимых условий достижения целей, уровень их осознанности и адекватности;
— планирование – индивидуальные особенности распределения человеком своей деятельности;
— самоконтроль – индивидуальные особенности контроля и оценки своих действий, психических процессов и состояний;
— коррекция – индивидуальные особенности исправления при изменении ситуации своего поведения, целей, способов и направленности анализа значимых условий, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля и волевой регуляции;
— волевая регуляция – индивидуальные особенности управления человеком собственными действиями, психическими процессами и состояниями.
При изучении основ формирования самоорганизации деятельности студентов как средства организации учебной, научной и практической деятельностей, выделяют внутренние и внешние факторы, повышающие эффективность самостоятельной деятельности. К внутренним факторам относятся положительные эмоции при решении учебных задач, мотивация в учебной деятельности, настрой на успех, на потребность в достижениях в учебном процессе, желание приносить пользу и радость окружающим своей деятельностью. Внешние факторы – заинтересованность в объекте деятельности, организация форм проявления определенного способа деятельности, изучение средств деятельности, направленность на глубину деятельности .
А.В. Зобков считает, что в учебной деятельности студентов самоорганизация предполагает сознательное изменение методов, способов и приемов активности. Основой для этого является способность учащегося адекватно оценивать свои личные качества, эмоциональное состояние, адекватно представлять условия деятельности, объем своих знаний, умений, навыков. Автор выявил, что существует зависимость самоорганизации объективных проявлений отношения студентов к учебной деятельности от профессиональной направленности их сознания .
Целью нашего исследования явилось выявление особенностей самоорганизации деятельности студентов-психологов в зависимости от формы обучения в вузе. Исследование проводилось на базе факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы на протяжении 2011 года. В нем приняли участие 60 студентов, в том числе 30 студентов дневной и 30 студентов заочной формы обучения.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что уровень самоорганизации студентов очной формы обучения выше, чем уровень самоорганизации студентов заочной формы обучения.
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы опросники А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации-39» (ДОС-39), Е.Ю. Мандриковой «Диагностика самоорганизации деятельности» (ОСД), А.К. Осницкого «Диагностика самостоятельной активности учащихся» (СамОС), А. Мехрабиана «Диагностика мотивации достижения» (ТМД), А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Диагностика волевой саморегуляции» (ТВС).
Анализ результатов исследования показал, что у студентов заочной формы обучения (ОЗО) уровень развития навыков принятия и удержания цели ниже, чем у студентов дневной формы обучения (ДО). Студенты ДО достаточно хорошо видят и понимают свои цели, способны достигать их, хотя у них могут быть периоды, когда не вся деятельность направлена на достижение каких-либо ясных целей. Студенты ОЗО не всегда четко видят свои цели или не склонны ставить перед собой конкретные цели, им менее свойственно к чему-либо целенаправленно стремиться и прилагать усилия для достижения поставленных целей.
Студенты дневного отделения обладают развитыми навыками планирования собственной деятельности, выявления и анализа обстоятельств, значимых для достижения поставленной цели, контроля и оценки собственных действий, психических процессов и состояний. Студенты-заочники же имеют по данным показателям сравнительно низкие баллы. Они менее способны анализировать существенные обстоятельства, планы действий, критерии оценки, формы самоконтроля.
Студенты очной формы обучения демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Они больше, чем студенты заочного отделения способны мобилизовывать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана. Студенты ДО достаточно организованны и структурированы, способны на волевые усилия, хотя и могут оставлять начатое дело, переключаясь на более значимые для них виды деятельности. Студентам ОЗО более сложно прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения, они более склонны отвлекаться на посторонние дела.
Студенты ДО достаточно гибки в планировании своей деятельности и в построении отношений, тем не менее, они стремятся выполнять данные ими обязательства. Студенты ОЗО также гибкие, легко переключаются на новые виды деятельности и отношения, но в отдельных ситуациях они могут восприниматься недостаточно обязательными и последовательными.
При планировании рабочего и личного времени студенты ДО склонны пользоваться вспомогательными средствами (ежедневником, расписанием). Студенты ОЗО полагаются как на вспомогательные средства (ежедневники, записные книжки), так и на свою природную организованность.
Студенты ДО склонны фиксироваться на происходящем в настоящий момент времени, для них переживания и происходящее «здесь и сейчас» имеют особую ценность и значимость. Студенты ОЗО способны видеть и ценить свое психологическое прошлое и будущее, наряду с происходящим с ними в настоящий момент времени.
Профессионально ориентированные интересы ярче проявляются у студентов-заочников по сравнению со студентами ДО.
Стремление проявить себя у студентов ДО несколько выше, чем у студентов ОЗО. Если для студентов ДО проявление себя является демонстрацией своих возможностей, то для студентов ОЗО желание проявить себя обусловливается самостоятельностью.
Для студентов ОЗО ориентация на успех является преобладающей, а для студентов ДО – в основном умеренной. У некоторых студентов ДО встречается сдерживаемый страх перед неудачей. Выраженность социальной направленности у студентов ДО выше, чем у студентов ОЗО.
У студентов дневной формы обучения мотивация достижения, самообладание, волевая саморегуляция выше, чем у студентов заочной формы обучения. Настойчивость у студентов ДО ниже, чем у студентов ОЗО.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что у студентов дневной формы обучения лучше развиты целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция и волевые усилия, навыки тактического планирования и стратегического целеполагания, структурирования деятельности самоорганизации и мотивация достижения. Они более целеустремленны, настойчивы, ориентируются на настоящее.
У студентов заочной формы обучения выражена самостоятельная активность, проявляющаяся в ориентации на профессиональный интерес и стремлении проявить себя. Студентам заочной формы обучения больше свойственна пассивная позиция вследствие недостаточной мотивации.
Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть использованы в работе вузовской психологической службы, в психологическом консультировании, в учебных курсах для студентов и аспирантов, при проектировании исследований самоорганизации, в деятельности педагогов для более продуктивной организации учебного процесса, а также психологов, занимающихся данной научной проблемой.
Литература:
1. Зобков, А.В. Психология саморегуляции учебной деятельности в переходный (от старшего школьного к студенческому) период обучения. / А.В. Зобков . – Владимир, 2010.
2. Ишков, А.Д. Влияние структуры процесса самоорганизации на успешность учебной деятельности студентов. /А.Д. Ишков . Автореферат дисс…канд. психол. наук. – М., 2004.
3. Камалетдинова, Е.В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении. / Е.В. Камалетдинова . Автореферат дисс…канд. психол. наук. – М., 2008.
4. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. 1995. № 1. С.5-12.
5. Мандрикова. Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е.Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика. 2010. № 2. — С.87-111.
6. Пейсахов Н.М. Система понятий теории психического самоуправления // Теоретические и прикладные исследования психической самореализации. / Н.М. Пейсахов . – Казань, 1982. – С.5-8.
7. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. . – Минск, 1998.

16.03.2016 5 416 Время на чтение: 8 мин.

Константин Белый

Сегодня предлагаю рассмотреть такое важное понятие как самоорганизация или управление собой. Из этой статьи вы узнаете, почему так нужна и важна самоорганизация, как управлять собой, какие внутренние враги есть практически у каждого человека, какие приемы и методы самоорганизации можно использовать для их устранения, и к каким результатам это может привести.

Начну с пары крылатых выражений, которые, на мой взгляд, очень хорошо отражают необходимость самоорганизации в принципе. Один китайский философ сказал:

Тот, кто умеет управлять другими, силен, но еще сильнее тот, кто умеет управлять собой!

И отсюда уже вывели популярное ныне высказывание:

Если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие!

Думаю, этим все сказано. Заниматься самоорганизацией, учиться управлять собой нужно и важно. И чтобы лучше представить, как управлять собой, давайте начнем с теории.

Что такое самоорганизация?

Все очень просто. Самоорганизация — это умение правильно организовать себя на выполнение определенных действий или достижение определенных целей. Это довольно обширное понятие, включающее в себя не просто борьбу с ленью (хотя и это тоже), но и умение грамотно планировать свое время, расставлять приоритеты, мотивировать себя и т.д.

Поскольку самоорганизация — это примерно все то, что должен делать руководитель по отношению к своим подчиненным, для достижения ими максимальных результатов работы, то можно утверждать, что самоорганизация — это управление собой, это тот сложный случай, когда руководитель и подчиненный выступают в одном лице.

Управлять собой действительно сложнее, чем управлять другими, поскольку в человеке обязательно возникает конфликт противоречий: руководителя и подчиненного, у которых поровну голосов, и каждый из которых не хочет уступать друг-другу.

Управление собой во многом базируется на выработке волевых качеств. Но главная цель самоорганизации — свести все к тому, чтобы совершение необходимых действий и достижение целей происходило не через сильные волевые усилия, а легко и непринужденно, само собой.

Методы самоорганизации

Итак, рассмотрим основные методы самоорганизации, которые можно использовать, для того чтобы научиться управлять собой.

Метод 1. Тайм-менеджмент. Первое, чем нужно заняться, чтобы повысить свой уровень самоорганизации — это планированием своего времени, то есть, тайм-менеджментом. Но не просто планированием, а и следованием намеченным планам. Управлять собой и своим временем нужно тоже грамотно. Изучите основные принципы тайм-менеджмента и подумайте, как их эффективнее применить конкретно в вашей ситуации. Управление временем — на самом деле очень обширное понятие, целая наука, поэтому требует серьезного изучения.

Метод 2. Выработка привычек. Чтобы научиться без особых проблем совершать необходимые регулярные действия, нужно всего-навсего превратить их в привычку. А сделать это можно, воспользовавшись простым правилом 21 дня — именно такое количество дней нужно, чтобы любое, даже самое ненавистное, действие стало привычкой. Приобретая таким образом нужные, полезные привычки, вы существенно повысите свой уровень самоорганизации.

Метод 3. Самомотивация. Еще один неплохой метод самоорганизации — самомотивация. Эти слова созвучны, но их значения отличаются. Самомотивация — это определение для себя каких-то мотивов, наличие которых усилит интерес к выполнению нужных действий или достижению целей. Здесь тоже следует изучить основные способы самомотивации, решить, какие мотивы из возможных имеют наибольшее значение конкретно для вас, и использовать их.

Метод 4. Круг общения. Успех в самоорганизации во многом зависит от круга общения, в котором находится человек. К примеру, если все коллеги в одной офисной комнате привыкли «валять дурака», то даже самый отъявленный трудоголик, попав в этот коллектив, тоже существенно снизит свою производительность труда. Поэтому стоит формировать свой круг общения из людей с высоким уровнем самоорганизации, у которых, по вашему мнению, есть, чему поучиться в этом плане. И, наоборот, исключить общение с теми людьми, которые не умеют управлять собой, не стремятся к этому, а то еще и вас отговаривают, мол, кому все это нужно.

Метод 5. Обучение других. И последний интересный метод самоорганизации, который я хочу рассмотреть — это обучение ей же кого-то еще. Дело в том, что когда человек учит других, он подсознательно сам совершенствует свои знания и умения, он должен быть грамотнее и профессиональнее обучаемых. А чтобы кого-то учить, совершенно не обязательно устраиваться на работу преподавателем. Например, родители могут учить своих детей, ведь для них самоорганизация тоже никогда не будет лишней. Старшие братья и сестры — младших. Наконец, можно по взаимному согласию заняться обучением своего друга или подруги. И во всех этих случаях вы должны будете, прежде всего, показывать личный пример, что будет иметь большую пользу для вас самих.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: самоорганизация очень нужна и важна — хорошо запомните это. Не было бы самоорганизации — не было бы, например, и сайта Финансовый гений, и много чего еще, что создается самыми разными людьми. Те, кто способны управлять собой, однозначно достигнут в жизни больших успехов и смогут сотворить великие дела. А те, кто даже не задумываются об этом — будут жить «как все». Смотрите сами, что для вас интереснее…

Теперь вы имеете какое-то представление о том, что такое самоорганизация, как управлять собой, какие методы самоорганизации можно для этого использовать. Изучайте эту тему глубже, применяйте на практике, и наверняка уже скоро вы увидите первые положительные изменения.

На этом все, желаю вам успехов в достижении поставленных целей! До новых встреч на страницах сайта!

Умения самоорганизации

освоенные человеком способы рационального выполнения действий, направленных на решение профессиональных и личностно значимых задач, в которых человек выступает субъектом деятельности и профессионально-личностного саморазвития.

Формирование самоорганизационных умений происходит на основе имеющихся у обучающихся знаний об организационно-продуктивных приемах деятельности и навыков их использования и регулирования в изменяющихся условиях учебной, научной и учебно-профессиональной деятельности. К ним относятся планово-прогностические, пропедевтико– реабилитационные, исполнительско-деятельностные, саморегуляции, аналитические, самоопределения, коррекционно-компенсаторные умения. Организационными условиями формирования умений по самоорганизации является включение обучающихся в решение следующих задач:

1. Обучение осознанному и целенаправленному выполнению действий, направленных на достижение результата (принятие учебной задачи), а именно:

? объективной оценке положения дел (ситуации, возможностей и ресурсов) и принятию решения к действию;

? постановке целей (что нужно сделать?) и формулированию задач, необходимых для их достижения (нахождению промежуточных действий);

? планированию действий (как нужно сделать?), намеченных для осуществления в соответствии с поставленной целью;

? соотнесению запланированной работы с реальными условиями их выполнения (расчету ресурсов, прогнозированию);

? ориентировке в сфере учебной деятельности, в разнообразии видов учебной работы и осуществлению в ней целенаправленных действий.

2. Обеспечение возможности для первичного освоения техник рационального планирования, в частности:

? осуществление осознанного выбора на основе установления приоритетности решаемых задач;

? приближенный расчет временных затрат на выполнение намеченных действий и работ;

? установление хронологической последовательности реализации предполагаемых работ, учет рационального распределения нагрузки и возможностей привлечения необходимых ресурсов;

? освоение текущего планирования на базе разработанного долгосрочного плана.

3. Формирование навыков самоконтроля и самооценивания, включая:

? овладение разнообразными способами проверки результата работы;

? сличение полученного результата с запланированным и оценка качества работы;

? обнаружение недостатков, рефлексия собственной активности (выполнил самостоятельно, выполнил с помощью, выполнил полностью, выполнил частично и др.) и разработка плана коррекционных действий по ликвидации ошибок и недочетов.

4. Развитие способности визуализировать и представлять результаты собственной деятельности, а именно:

? составлять конспект сообщения о своих намерениях и целях и выступать с подготовленным сообщением перед аудиторией;

? представлять составленный календарный план работ с помощью графических средств.

Освоение практических умений и навыков самоорганизации должно сопровождаться формированием знаний и представлений о способах организации успешной деятельности в различных областях жизни человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *