Способы приватизации земли юрист

Способы приватизации земли юрист

Основания приватизации земли

Приватизация земельных участков – это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений абзаца второго пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках.
Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами. К таким законам относятся, в частности, ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» и Закон о приватизации.
В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что установленная пунктом 7 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ (ЗК РФ вступил в силу 29.10.2001г.), права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена. Наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие ЗК РФ, также не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.

Отказ в приватизации земли

Как предусмотрено в абзаце пятом пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации, отказ в выкупе земли не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Земельным кодексом РФ и Законом о приватизации предусмотрен ряд норм, исключающих приватизацию земли. Исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся препятствием для приватизации земли, на которых находятся здания, строения, сооружения, в виде единого списка отсутствует, что создает определенные сложности в определении того, возможна или нет приватизация того или иного земельного участка.

Препятствием к приватизации земли является изъятие из оборота земельных участков, установленные в статье пункте 4 статьи 27 ЗК РФ. Это земли государственных заповедников и парков, земли стратегического назначения, земли вооруженных сил и федеральной службы охраны, земли под объектами атомной энергетики, земли занятые воинскими и гражданскими захоронениями и другие земли, имеющие особое значение для безопасности и обороноспособности государства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность земли ограниченные в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ, земли, ограниченные в обороте, это земли в пределах особо охраняемых природных территорий, земли водного и лесного фонда, земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия, историко-культурными заповедниками, земли необходимые для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, земли в границах закрытых административно-территориальных образований, земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, для нужд связи и другие подобные.

Однако не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Так, например, в соответствии с Земельным кодексом РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и земли иного специального назначения могут находиться в собственности граждан, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями использования земли для указанных нужд.
Достаточно ясный перечень обстоятельств, препятствующих приватизации земельных участков, также указан в пункте 8 статьи 28 Закона о приватизации.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что, рассматривая дела о приватизации земли, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации земли, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.

Обжалование отказа в приватизации земли

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ недействительным может быть признан судом только такой ненормативный правовой акт, который не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы, заинтересованного лица.

В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При анализе возможности обращения в арбитражный суд с указанным выше требованием необходимо учитывать, что согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов. Срок для подачи заявления может быть восстановлен судом, только если он пропущен по уважительной причине.

Также за собственником недвижимости признается право предъявления иска о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.

При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Как следует из пункта 8 статьи 126 АПК РФ к такому исковому заявлению должен быть приложен проект договора, о понуждении заключить который просит истец.

Приватизируемые земельные участки

Объектами приватизации могут быть земельные участки. При этом необходимо иметь ввиду, что приватизация части земельного участка допускается только в случае, когда эта часть образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории и такой участок более минимального размера земельного участка, установленного субъектом РФ.
Существует различная классификация земельных участков. Наиболее важными для понимания процесса приватизации земли являются 4 вида классификации.
1. По категории земельного участка.
2. По наличию прав на земельный участок до приватизации:
• земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования;
• земельные участки, находящиеся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения;
• земельные участки, находящиеся на праве аренды;
3. По месту расположения земельных участков (для определения выкупной стоимости)
4. По наличию на земельном участке строений:
• земельные участки, расположенные под зданиями, строениями, сооружениями, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц;
• земельные участки свободные от зданий, строений, сооружений.
Субъектами приватизации земли выступают граждане и юридические лица.
Земельный участок может быть приватизирован на следующих правах:
-единоличная собственность (один собственник земельного участка);
-долевая собственность (каждый из сособственников имеет право собственности на долю земельного участка);
-совместная собственность (это собственность супругов и лиц, которые ведут крестьянское (фермерское) хозяйство);

Общий порядок приватизации земельных участков

Земельным кодексом РФ установлен общий порядок приватизации земельных участков. Однако для каждого вида участка существуют особенности приватизации.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Принципиально называть приватизацией передачу в аренду земельного участка нельзя, но тем не менее на практике аренду часто называют приватизацией.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Однако каждый гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или находящи9шйся в его пожизненном наследуемом владении, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления, в котором должны быть определены:
-цель использования земельного участка,
-его предполагаемые размеры,
-местоположение,
-испрашиваемое право на землю.

Необходимо также предоставить документы, удостоверяющие личность гражданина.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме земель изъятых или ограниченных в обороте.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами

Юридические лица, которым ранее земельные участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования, теперь, в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (№ 137-ФЗ) «…обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или приобрести земельный участок в собственность…».

При этом, до 01 января 2010 года, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» цена приобретения в собственность земельного участка устанавливается субъектами РФ и должна оставаться «…в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3-х миллионов человек…» (т.е. для Санкт-Петербурга).

После 01 января 2010 года обязанность выкупить земельные участки или оформить в аренду у лиц, которым такие участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования сохранится, но сделать это они уже смогут лишь уплатив полную стоимость участка. Кроме того, с 01 января 2011 года Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен ст. 7.34., устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» переоформление указанных прав осуществляется в соответствии с правилами статьи 36 Земельного Кодекса РФ.

Регистрация прав на земельный участок

Переход права собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в территориальном органе Федеральной регистрационной службы. В соответствии с ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для регистрации необходимы следующие документы:

-решение о о предоставлении в собственность земельного участка, вынесенное органами исполнительной власти;
-договор купли-продажи земельного участка;
— договор о передаче земельного участка в собственность
-акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является кадастровый паспорт земельного участка с указанием его кадастрового номера. Кадастровый паспорт земельного участка выдается и удостоверяется органом кадастрового учета – ТО Управления Роснедвижимости.

Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Помимо приобретения в собственность, аренда земельного участка на срок более 1 года, также подлежит государственной регистрации. При этом в территориальный орган Федеральной регистрационной службы подаётся тот же комплект документов, только вместо договора купли-продажи представляется договор аренды земельного участка.

Особенности приватизации различных земельных участков

Предоставление земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Граждане, желающие приобрести земельный участок в садоводческих, огороднических или дачных хозяйствах подают уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления (по месту территориального расположения) необходимые документы:

  1. заверенную копию свидетельства о государственной регистрации садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения;
  2. заверенную копию проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения, утвержденного главой муниципального образования.
  3. заявление;
  4. документы, удостоверяющие личность.

Решение о предоставлении земельных участков в собственность членам садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения принимается уполномоченным органом РФ или Субъекта РФ или органом местного самоуправления в течение 14 дней после получения указанных выше документов.

Заверенная копия такого решения выдается заявителю для установления границ земельного участка на местности и проведения его государственного кадастрового учета, что проводится за счет заявителя.

Договор купли — продажи земельного участка, который по решению уполномоченного органа РФ или Субъекта РФ или органа местного самоуправления предоставлен для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, заключается в течение 5 дней после представления садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединением кадастровой карты (плана) земельного участка.

При этом, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка осуществляется на основании заявления этого гражданина или его представителя.

К данному заявлению прилагаются следующие документы:
— описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
— заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком, вправе зарегистрировать право собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В случае, если указанный земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Предоставление земельных участков в собственность граждан, обладающих ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения с иным целевым и пользованием.

Переоформление права на земельный участок включает в себя:

1. подачу в уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении права.

Вместе с заявлением предоставляются следующие документы:

— документы, подтверждающие нахождение у него земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (государственный акт или свидетельство);
— кадастровой паспорт земельного участка;
— копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя.

2. принятие решения уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

3. государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В случае, если земельный участок, находящийся у гражданина на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, должен быть предоставлен ему бесплатно, договор купли — продажи не заключается, а решение о предоставлении земельного участка в собственность является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Предоставление земельных участков, расположенных под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности граждан и юридических лиц.

Приватизацию земельного участка осуществляет исполнительный орган федеральных органов власти или органов власти субъекта федерации или органом местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок.

Собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию расположенных под принадлежащей им недвижимостью земельных участков.

В случае, если здание, строение, сооружение (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, принимается совместное заявление от этих лиц о приобретении данного земельного участка в общую долевую собственность либо в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В случае, если в здании, строении, сооружении, находящемся на неделимом земельном участке, помещений принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, принимается совместное заявление от этих лиц о приобретении данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Поскольку в общем случае приватизация земли платная, при приобретении в собственность земельных участков под объектами недвижимости также необходимо уплатить выкупную цену, однако эта цена существенно ниже. Размер стоимости земли устанавливается органами гос.власти или местного самоуправления в зависимости от вида собственности на земельный участок. Указанная цена выкупа не может превышать его кадастровую стоимость.

Для приватизации земельного участка собственник недвижимого имущества должен подать в уполномоченный исполнительный орган собственника земельного участка (обычно это фонды, департаменты или министерства по управлению государственными или муниципальным имуществом) заявление. В заявлении указывается вид истребуемого права на земельный участок. К заявлению прикладываются нотариально заверенные копии правоподтверждающих документов на объекты недвижимости и в случае наличия кадастровый паспорт земельного участка.

В случае наличия у заявителя кадастрового паспорта в соответствии со ст. 36 ЗК РФ уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в органы кадастрового учета.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Граждане, желающие приобрести земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, подают в уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления необходимые документы:

  1. заявление;
  2. копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя.

Орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в органы кадастрового учета.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.

В случае, если земельный участок был заранее сформирован (проведено его межевание и государственный кадастровый учет), уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления до принятия решения о предоставлении его в собственность или аренду обращается к главе муниципального образования с запросом о наличии в отношении данного земельного участка публичного сервитута, установленного по решению органов местного самоуправления.

Подготовка пакета документов, необходимых для реализации права приватизации по указанным выше основаниям, вызывает много вопросов и требует не только углубленных знаний в области имущественно-правовых отношений, но и навыков практической работы с административными органами.

Только сформированный земельный участок может являться объектом приватизации. Сформированный – это участок, границы которого утверждены в установленном законом порядке, в отношении которого в полном объеме имеется картографический материал и полная, не противоречивая информация в соответствующих реестрах.

В большинстве случаев процесс приватизации земельного участка не может выполняться по универсальной схеме, так как осложняется дифференцированностью земель по целям использования, наличию прав граждан, юридических лиц на земельные участки, наличию на земельном участке зданий (строений, сооружений), по признакам делимости участка. Кроме того, существуют земли, приватизация которых ограничена и, в этом случае, для определения возможности приватизации/выкупа необходимо всестороннее изучение, в том числе и архивной документации.

Учитывая ограниченные сроки, которые остались до окончания «льготной» приватизации, имеет смысл обратиться к профессионалам, т.к. их услуги будут многократно дешевле стоимости выкупа участка за полную цену, если вследствие ошибок не удастся приватизировать участок до 01.10.10 года.

Актуальность темы связана с практическими проблемами получения и реализации гражданами Украины гарантированного Конституцией и действующим законодательством Украины права на приватизацию земельных участков.

Статьей 14 Конституции Украины гарантируется право собственности на землю. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.

В свою очередь часть 1 статьи 81 Земельного кодекса Украины определяет, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности.

Как видео из вышеуказанных норм законодательства, право на приватизацию земельных участков принадлежит исключительно гражданам Украины, иностранцы и лица без гражданства таким правом не наделены.

Впрочем, если на первый взгляд кажется, что такое право гарантировано Основным законом и Земельным кодексом Украины каждому гражданину Украины, то на практике получить бесплатно земельный участок не так то и просто, поскольку процедура ее получения довольно таки непростая и состоит из многих этапов, которые сопровождаются нюансами и системою бюрократических преград.

Прежде всего, каждому, кто желает получить бесплатно земельный участок стоит знать, какие именно земельные участки он может получить, с какой площадью и с каким целевым назначением.

Согласно части 1 статьи 121 Земельного кодекса Украины, установлено нормы бесплатной передачи земельных участков гражданам, а именно:

а) для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;

б) для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2,0 гектара;

в) для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;

ґ) для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара;

д) для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.

Исключения из этого списка становят земли сельскохозяйственного назначения, которые по предписаниям части 1 статьи 121 Земельного кодекса Украины, размер земельных участков, которые передаются безвозмездно гражданину для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая).

Сразу стоит отметить, что частью 4 статьи 116 Земельного кодекса Украины устанавливает, что передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных настоящим Кодексом, проводится один раз по каждому виду использования.

То есть, каждому гражданину гарантировано законодательством право на разовую приватизацию каждого вида целевого назначения земельных участков, что в совокупности дает право на бесплатное получение шести земельных участков соответствующей площади, с разными видами целевого назначения. Защищайте свою землю от рейдерского захвата Для этого можно воспользоваться сервисом SMS-маяк, который сообщает не только об изменениях, которые случились, но и о попытках внести такие изменения в реестр

При этом обращаем внимание и на то, что действующим законодательством не предусмотрено бесплатное получение земельных участков с какой-либо привязкой к месту регистрации, проживания, пребывания и тому подобное. Каждый гражданин может получить земельные участки на территории любого населенного пункта Украины или же за пределами такого населенного пункта.

Следовательно, какие же именно этапы нужно пройти гражданину Украины в случае возникшего желания реализовать свое право на бесплатную передачу земельного участка:

  1. Нужно определиться с населенным пунктом, где гражданин желает получить земельный участок, целевым назначением земельного участка и выбрать свободный земельный участок.
  2. Обращение гражданина с ходатайством о передаче бесплатно в собственность земельного участка.

В зависимости от вида и местоположения земельного участка, с таким ходатайством нужно обращаться:

  • в местный совет (если вопрос касается земель коммунальной собственности, расположенных в населенных пунктах);
  • в районной госадминистрации (если вопрос касается земель государственной собственности за пределами населенных пунктов);
  • в Главное управление Госгеокадастра в областях (если вопрос касается земель для ведения личного крестьянского хозяйства или садоводства государственной собственности за пределами населенных пунктов).

В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства). Также прилагаются копии документов, которые удостоверяют личность, которая обратилась с соответствующим ходатайством и справку о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (номер и серия паспорта для лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от получения этого номера).

Обращаем на то, что часть 6 статьи 118 Земельного кодекса Украины выражена в категорической форме и прямо запрещает требовать дополнительные материалы и документы, которые не предусмотрены этой статьей.

Но, уже на этом этапе граждане могут столкнуться с такими трудностями:

  1. На сегодня у граждан Украины отсутствует доступ к реестру земельных участков, которые могут быть выделены на безвозмездной основе. Кадастровая карта Украины наполнена уже информацией об оформленных земельных участках, а пустые места на карте не гарантируют, что на эту землю можно претендовать (возможно на нее ее уже кто-то подал соответствующее ходатайство или по другим причинам нельзя претендовать). Кроме того, для выделения земельных участков, должны быть разработаны Детальные планы территорий городов, поселков и сел, которые разрабатываются и утверждаются достаточно медленно, а порой и вообще отсутствуют на некоторых территориях.
  2. Обращаясь с таким ходатайством, лицо должно добавить графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Здесь возникает вопрос где же получить такие материалы и как они должны выглядеть. Стоит отметить, что действующим законодательством не предусмотрена форма таких графических материалов, поэтому фактически можно добавить к ходатайству графические материалы, используя Google Maps, или же используя Google Earth, однако это не гарантирует правильный выбор.

Однако, существуют и другие способы: можно использовать Публичную кадастровую карту Украины (хитрости использования этой карты состоят в том, что землю нужно выбирать рядом с уже выделенным земельным участком. Это повышает вероятность того, что на этой территории разработан Детальный план территории и целевое использование земли соответствует такому плану.

  1. Также, можно обратиться в территориальные органы Госгеокадастра и заказать указаны графические материалы по местонахождению земельного участка (стоимость таких услуг — выкопировки из кадастровой карты или плана (стоимость такой услуги определяется в соответствии с постановлением КМУ от 01.08.2011 года № 835 «Некоторые вопросы предоставления государственным агентством земельных ресурсов и его территориальными органами административных услуг».

Однако, сроки изготовления выкопировки может достигать и до одного месяца, а за это время на такой земельный участок может быть подано соответствующее ходатайство и принято по нему решение в пользу другого лица.

  1. Обязательно стоит проверять земельные участки сельскохозяйственного назначения по этой на предмет включения таких земельных участков в перечень земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности для продажи права на них на земельных торгах в соответствии с приказами компетентных органов. В таком случае, такие земли по процедуре бесплатной передачи нельзя будет получить в связи с реализацией права на них на конкурсной основе.
  • В дальнейшем нужно получить согласование поданного ходатайства.

В соответствии с ч. 7 ст. 118 Земельного кодекса Украины соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в частную собственность, в соответствие с полномочиями, предусмотренные статьей 122 этого Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка либо предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

Акцентируем внимание на то, что согласно этой же ж ч. 7 ст. 118 Земельного кодекса Украины основанием для отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно благоустройства территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Уже на этой стадии может возникнуть ситуация, когда соответствующий орган в течение установленного месячного срока не рассмотрит поданное ходатайство вообще, то есть у лица, обратившегося с соответствующим запросом не будет ни разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, ни мотивированного отказа в его предоставлении.

Однако в указанной ситуации, действует принцип «молчаливого согласия», когда лицо может начать процесс разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка, после чего подает его с соответствующим заявлением на утверждение. Шансы на его утверждение по молчаливому согласию довольно высокие (правовых оснований для отказа у исполнительного органа почти нет), однако это не исключает получения отказа в его утверждении, которую нужно будет обжаловать в судебном порядке или повторно обращаться с заявлением.

В случае возникновения такой ситуации, лицо письменно уведомляет исполнительный орган о начале разработки проекта землеустройства и прилагет к письменному уведомлению договор на выполнение работ по разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка в месячный срок со дня истечения месячного срока, установленного для согласования ходатайства, то есть фактически через два месяца со дня подачи ходатайства.

  1. Следующим этапом является заключения договора на разработку проекта землеустройства и разработка такого проекта.

Стоит обратить внимание, что непосредственным исполнителем такого проекта может быть только лицо, имеющее сертификат инженера-землеустроителя, в противном случае осуществить государственную регистрацию земельного участка будет невозможно, поскольку проект землеустройства будет считаться недействительным. Перечень таких лиц размещен на официальном сайте Госгеокадастра (подраздел «Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей» раздела «Лицензирование и сертификация»).

В соответствии со статьей 28 Закона Украины «О землеустройстве» максимальный срок составления документации по землеустройству не должен превышать шести месяцев с момента заключения договора. Однако, дополнительно, стоит в договоре согласовать конкретные сроки выполнения работ.

Если отвод земельного участка, который желает получить лицо обратившееся с ходатайством, будет происходить за счет особо ценных земель, земель лесного фонда, а также земель водного фонда, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, то в соответствии со статьей 9 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации» такой проект землеустройства подлежит обязательной государственной экспертизе, которая проводится Госгеокадастром.

  1. После разработки проекта землеустройства, лицо должно получить согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка.

Согласно статьи 1861 Земельного кодекса Украины проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом Госгеокадастра.

Кроме того, проект землеустройства по отводу земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором планируется размещение объекта строительства подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры.

Такую услугу можно заказать также в Центрах предоставления административных услуг соответствующего региона.

Согласно статьи 50 Закона Украины «О землеустройстве» проекты землеустройства по отводу земельных участков включают:

  • задание на разработку проекта землеустройства;
  • пояснительную записку;
  • копию ходатайства (заявления) о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (в случае формирования и / или изменения целевого назначения земельного участка за счет земель государственной или коммунальной собственности);
  • решения Верховного Совета Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (в случаях, предусмотренных законом);
  • справку из государственной статистической отчетности о наличии земель и распределении их по собственниками земель, землепользователями, угодьями;
  • материалы геодезических изысканий и землеустроительного проектирования (в случае формирования земельного участка);
  • сведения о вычисления площади земельного участка (в случае формирования земельного участка);
  • копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке (при наличии таких объектов);
  • копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества для объектов строительства которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями, которые расположены на земельном участке;
  • расчет размера потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (в случаях, предусмотренных законом);
  • расчет размера убытков собственников земли и землепользователей (в случаях, предусмотренных законом);
  • акт приема-передачи межевых знаков на хранение (в случае формирования земельного участка);
  • акт переноса в натуру (на местность) границ охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель при их наличии (в случае формирования земельного участка);
  • перечень ограничений в использовании земельных участков;
  • выкопировки из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка (в случае формирования земельного участка);
  • кадастровый план земельного участка;
  • материалы переносе границ земельного участка в натуру (на местность) (в случае формирования земельного участка);
  • материалы согласования проекта землеустройства.

Органы, которые согласовывают такой проект землеустройства, обязаны в течение десяти дней безвозмездно предоставить или отправить заказным письмом с уведомлением разработчику свои выводы о его согласовании или об отказе в таком согласовании с обязательной ссылкой на законы и принятые в соответствии с ними нормативно-правовые акты, регулирующих отношения в соответствующей сфере.

Основанием для отказа в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка может быть только несоответствие его положений требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, документации по землеустройству или градостроительной документации.

Соответствующие правила закреплены в ч. ч. 5-7 ст. 1861 Земельного кодекса Украины.

Читайте нас в соцсетях Подпишитесь, чтобы быть в курсе всех бизнес-новостей

  1. В дальнейшем происходит регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре.

В соответствии с пунктом 110 Порядка ведения Государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением КМУ №1051 от 17.10.2012 года, для государственной регистрации земельного участка государственному кадастровому регистратору, который осуществляет такую ​​регистрацию, подаются:

  • заявление (в бумажной или электронной форме) о государственной регистрации земельного участка по форме согласно приложению 22;
  • оригинал согласованной в соответствии с законодательством документации по землеустройству, которая является основанием для формирования земельного участка (вместе с положительным заключением государственной экспертизы землеустроительной документации в случае, когда такая документация подлежит обязательной государственной экспертизе землеустроительной документации), в бумажной или электронной форме в соответствии с требований Закона Украины «О землеустройстве»;
  • электронный документ.

Такое заявление может подать как лицо самостоятельно, так и уполномочить на это землеустроительную организацию, однако такое право должно быть обязательно согласовано в договоре на разработку проекта землеустройства об отводе земельного участка.

Также, к заявлению необходимо приложить копию документа, удостоверяющего личность, копию документа, удостоверяющего полномочия действовать от имени лица (договор, доверенность), копию документа о присвоении налогового номера.

Заявление и прилагаемые к нему документы можно подать лично или отправить по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Срок рассмотрения заявления составляет 14 дней (пункт 111 вышеуказанного Порядка).

В подтверждение государственной регистрации земельного участка заявителю бесплатно выдается выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке. Извлечение содержит все сведения о земельном участке, внесенные в Поземельной книге, в частности, кадастровый номер. Составной частью извлечения является кадастровый план земельного участка.

Согласно ч. ч. 1, 2 Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» внесение сведений в Государственный земельный кадастр, внесение изменений в них осуществляются бесплатно, административный сбор взимается только за предоставление сведений из Государственного земельного кадастра.

  • Последним этапом является утверждение проекта землеустройства о отводе земельного участка в собственность лица.

После регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре, лицо, желающее получить земельный участок должна обратиться с ходатайством, с согласованным проектом землеустройства и выпиской из Государственного земельного кадастра о земельном участке в местный совет (если земельный участок в пределах населенного пункта) или в местную государственную администрацию (если нет) для утверждения проекта землеустройства.

Согласно ч. ч. 9, 10 статьи 188 Земельного кодекса орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации по закону — после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суде.

В дальнейшем, по заявлению лица, желающего получить земельный участок, государственный регистратор осуществляет государственную регистрацию права собственности на отведенный и предоставленный в собственность земельный участок по правилам Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений».

Однако, если кажется, что вроде все этапы пройдены, документы получены и любые препятствия для получения желаемой земельного участка отсутствуют, на практике на самом последнем этапе могут возникнуть препятствия в их получении.

Как было сказано выше, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка должен принять решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления ее в собственность.

Однако, на практике такие органы могут отказать в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность, оставить такое ходатайство лица без рассмотрения или же просто в течение длительного периода времени не выносить этот вопрос для его принятия на соответствующей сессии.

Конечно, такое бездействие или незаконный отказ можно и нужно оспаривать в судебном порядке, поскольку при прохождении всех вышеописанных этапов фактически у соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления отсутствуют правовые основании для его не утверждения и не передачи земельного участка в собственность.

Стоит отметить, что суды в основном удовлетворяют такие иски и обязывают уполномоченные органы приняты соответствующие решения. Яркими примерами, касающиеся выводов Верховного Суда по этому вопросу выражены в постановлениях по делам №825/602/17 (постановление от 23.05.2018 года) и №819/570/18 (постановление от 11.09.2019 года). В этих постановлениях Верховный Суд пришел к выводу, что «полномочия государственных органов не являются дискреционными, когда есть только один правомерный и законно обоснованный вариант поведения субъекта властных полномочий. То есть в случае наступления определенных законодательством условий уполномоченный орган обязан совершить конкретные действия, и если он их не совершает, его можно обязать к этому в судебном порядке.

То есть, дискреционное полномочие может заключаться в выборе действовать, не действовать, а если действовать, то в выборе варианта решения или действия среди вариантов, которые прямо или косвенно закреплены в законе. Важным признаком такого выбора является то, что он осуществляется без необходимости согласования варианта выбора кем угодно.

Условия, при которых орган отказывает в предоставлении разрешения, определенные законом. Если такие условия отсутствуют, орган должен предоставить разрешение. Эти полномочия и порядок их реализации предусматривают только один вид правомерного поведения соответствующего органа — разрешить или нет (отказать). По закону у этого органа нет выбора между несколькими возможными правомерными решениями. Поэтому указанные полномочия не является дискреционным».

Однако, трудности возникают при следующем выполнении решений судов об отводе в собственность земельных участков ввиду того, что такой вопрос может длительное время не включаться в повестку дня сессии или же за него могут не проголосовать необходимое количество депутатов, что приведет к тому, что орган исполнительной власти или местного самоуправления не рассмотрит и не будет принимать решение об отводе в собственность земельного участка в течение длительного времени.

Таким образом, несмотря на то, что право на приватизацию хотя является гарантированным правом, однако на путь его реализации будет сопровождаться не только бюрократическими преградами, но и правом усмотрения органов государственной власти и местного самоуправления, который на сегодня и является фактической преградой в реализации этого права.

Блынду Анастасия Васильевна, адвокат Адвокатского объединения «Лещенко, Дорошенко и партнеры»

Старт земельной реформы, активизация рейдерства и законодательные изменения требуют постоянной работы на опережение неожиданных последствий. ЛІГА:ЗАКОН предлагает комплексный инструмент LIGA360 для агробизнеса, который дает возможность руководителю, юристу и всей команде быть на шаг впереди внешних угроз. Решение содержит главные инструменты, которые помогают отслеживать риски и принимать сильные решения для удерживания лидерских позиций. Выбирайте комплекс информационно-аналитических продуктов со скидкой.

Говоря о приватизации земли сельскохозяйственного назначения, необходимо определиться с тем, что следует считать объектом приватизации.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса, объектом являются земли, находящиеся за чертой сельских и городских селений, используемые для потребностей сельского хозяйства и соответствующие этим целям.

Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:

— сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;

— не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.

Приватизация земельных участков — это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.

Процесс приватизации земельных участков регламентируется действующим законодательством.

Прежде всего, право собственности на землю закреплено в Конституции РФ, где в статье 9 говорится о частной, муниципальной, государственной и других формах собственности на землю. Государство выступает гарантом неприкосновенности и защиты прав частной собственности на землю, защиты прав владельца при совершении сделок с землей.

24 июля 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу через 6 месяцев после его опубликования. В законе определены условия приватизации, на которых предоставляются участки земли из сельскохозяйственных земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью.

В ст.1 Закона говорится о порядке приватизации земельных участков, регулируемом Законом, земельным кодексом РФ и другими законами.

В ст.10 Закона оговорены условия, на основании которых граждане и юридические лица могут получить в собственность или аренду земельные участки. Получить земельный участок можно при участии в торгах. Организацию торгов регламентирует ст.38 Земельного кодекса РФ

Ст.10, п. 4 закрепляет правило, в соответствии с которым арендуемый гражданином или юридическим лицом земельный участок может быть выкуплен по истечении трех лет со времени заключения арендного договора, при условии соответствующего использования. Решение принимается в течение 2 недель со дня оформления заявления в органы государственной власти.

Использование земельных участков для подсобного и дачного хозяйства, строительства жилища и гаражей, в том числе участков, находящихся под строениями и сооружениями, оговаривается ст.1 Земельного кодекса РФ.

Ст. 59 п. 1, п ст. 64, п.1 ЗК РФ оговаривают возникновение земельных споров и признание права собственности на участок земли в судебном порядке.

Ст. 17, ст. 46 Конституции РФ так же гарантируют возможность судебной защиты прав и свобод граждан России, в том числе признание права собственности на землю.

Некоторые особенности приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков реализуется в зависимости от их классификации. Участки делятся по категориям, по существующим до приватизации правам на него (право бессрочного пользования, пожизненно наследуемые, находящиеся в аренде), по территории расположения, по имеющимся на участке строениям (свободные и находящиеся под сооружениями, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам).

Субъекты приватизации — физические и юридические лица, приватизирующие земельные участки на правах единоличной, долевой или совместной (право собственности супругов или лиц, ведущих фермерское хозяйство) собственности.

Порядок, в соответствии с которым происходит приватизация участков земли, предусмотрен Земельным кодексом РФ, с учетом особенностей приватизации для разных категорий участков.

Как уже говорилось выше, для приватизации земельных участков, необходимо внести плату.

Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.

Юридические лица, имеющие земельные участки в бессрочном пользовании, обязаны переоформить право пользования на право аренды или выкупить его в собственность, на основании ст.3, п.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Лица, которым земельные участки были выделены для подсобного или дачного хозяйства, для строительства жилищ и гаражей на правах бессрочного или пожизненно наследуемого владения, должны оформить регистрацию прав собственности на эту землю.

Реализовать приватизацию земельных участков имеют право владельцы построек, под которыми эти участки расположены. Если владельцами постройки, стоящей на земельном участке, являются несколько лиц, то оформляется долевая собственность.

Во многих случаях в процессе приватизации возникают осложнения из-за классификации земельных участков, из-за имеющихся прав физических и юридических лиц на участки земли, из-за необходимости делить участок, а также из-за ограничений приватизации на некоторые участки. В таких случаях возникает необходимость подробного изучения дела и, зачастую, работа с архивными документами.

Оформление права собственности на участки

Оформление земли в собственность — процедура обязательная, потому что право собственности не возникнет до тех пор, пока не будет зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе. Распоряжаться земельным участком без оформления документов на право собственности невозможно.

Начало оформления земли в собственность — это формирование необходимого пакета документов:

— копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

— документы, подтверждающие сведения о том, когда, кем, с какой целью, на каких основаниях был выделен или передавался земельный участок. Подобные документы обязаны представить правления садовых обществ, административные архивы, организации, которыми выдавался участок и пр.;

— официально заверенный кадастровый план участка земли, который запрашивается в кадастровом центре. Если раньше участок не был зарегистрирован, его следует поставить на учет в органах Роснедвижимости;

— в случае смерти владельца, необходимо представить документы о правах наследования (нотариальные или решение суда).

Все документы, квитанция по оплате услуги регистрации земельного участка и соответствующее заявление подаются в Федеральную регистрационную службу.

Документы, предоставляемые в Федеральную регистрационную службу, подаются в количестве двух экземпляров, один из которых должен быть оригиналом и возвращаться после завершения регистрации правообладателю.

По окончании процедуры оформления земли в собственность владелец получает свидетельство о собственности на земельный участок, а вместе с ним право продажи, обмена, дарения участка и пр.

Некоторые особенности существуют в процессе приватизации земельных участков с имеющимися на них строениями. В пакет документов, помимо оговоренных выше, должны входить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.

Если здание принадлежит нескольким лицам, то заявление на оформление земли в собственность подается от всех владельцев недвижимостью, и право собственности оформляется в долях.

Для упрощения процесса переоформления права собственности на земельные участки 30 июня 2006 г. был принят Федеральный Закон N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», называемый в народе Законом о дачной амнистии, призванный ускорить процесс приватизации земельных участков, которые принадлежат дачным и садоводческим товариществам.

В настоящее время идет активное безвозмездное оформление в собственность земельных участков лицами, которые имели на них бессрочное право пользования.

Особое внимание Закон об амнистии уделяет ускорению регистрации права собственности на участки земли. Чтобы произвести оформление земли в собственность, необходимо собрать следующие документы:

— акт о выделении гражданину земельного участка, выданный государственными органами в установленном законодательством, существующим на момент выдачи этого акта порядке;

— акт, подтверждающий права физического лица на земельный участок, выданный государственными органами, в существующем на момент выдачи этого акта порядке;

— выписка из похозяйственной книги, предоставляемая для подтверждения права физического лица на земельный участок;

— иной документ, подтверждающий право гражданина на данный участок;

— в обязательном порядке подается кадастровый план участка земли. Если кадастровый номер отсутствует, необходимо определить границы участка, так называемое межевание, и передать информацию в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для регистрации в Государственном земельном кадастре, а затем запросить кадастровый план.

После обращения с этим пакетом документов в Федеральную регистрационную службу, владельцу выдается свидетельство о регистрации права собственности на конкретный участок земли.

Признание права собственности на участок земли

Земля — это объект, отличающийся особой ценностью и особым статусом. Именно с важностью законодательного разграничения земельных отношений связано интенсивное развитие законодательства, в котором законы зачастую входят в противоречие.

Приватизация земельных участков с оформлением права собственности дает возможность гражданам владеть, распоряжаться участком, совершать куплю-продажу, менять, дарить, передавать по наследству либо оставлять в залог. Собственностью на землю обладают и юридические лица, поэтому в последнее время вопрос о признании права собственности на участки земли приобрел особую актуальность.

Судебная защита права на оформление земли в собственность есть один из способов реализации права собственности физических лиц на участки земли.

Зачастую, как свидетельствует судебная практика, причиной споров являются проблемы, возникающие при оформлении земли в собственность гражданами, имеющими право на бесплатную приватизацию. Истцами выступают, как правило, представители администрации, отказывающие гражданам в реализации положенного права. Самостоятельно защищать право собственности на землю граждане имеют возможность, предъявляя иск о признании права собственности на участок земли.

Заявление гражданина о праве на бесплатное оформление владения участком земли на основании закона является предметом иска. Иначе говоря, существует неоформленное право собственности.

Земельный участок становится объектом судебного спора о признании права собственности, причем конкретный участок, так как при подаче искового заявления оговариваются его параметры и кадастровый номер.

Основаниями для подачи иска являются конкретные обстоятельства, подтверждающие то, что гражданин имеет право собственности на землю, такое, как право на пожизненное владение землей. В данном случае истец при оформлении земли в собственность может требовать бесплатного оформления передачи участка земли.

То обстоятельство, что участок земли является муниципальной собственностью, не становится препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.

В случае если органы администрации отказываются признать право гражданина на бесплатную регистрацию собственности на участок земли, это является поводом для подачи в суд с иска о признании права собственности.

Рассмотренный пример — один из большого разнообразия земельных споров, куда могут входить претензии по поводу незаконного раздела земельных участков, нарушения в землепользовании, землеустройстве, наследовании и пр.

Судебные споры о признании права собственности — категория дел, отличающихся большой сложностью, поэтому в большинстве своем требуют досконального знания действующих законов и помощи профессиональных юристов.

ПОЛНАЯ ПРОЦЕДУРА ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СЕВАСТОПОЛЕ (СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ RUINFORMER.COM)

Юристы ЮК «ЩИТ» дают советы читателям ruinformer.com по актуальным правовым вопросам. Сегодняшний материал о процедуре приватизации земельного участка в Севастополе.

Бесплатная приватизация дачных, садовых и огородных земель (необходимо обратить внимание, что речь идет только о земле без дома), введенная Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», однако изначально ее предельный срок в законодательстве ограничен не был. И вот 23.06.2014 года закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» бесплатную приватизацию участков все-таки ограничил — действовать дачная амнистия на землю будет до 31.12.2020 года.

Процедура приватизации земельного участка включает следующие этапы:

Шаг 1

Заказ схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории у кадастрового инженера. Для этого в Департамент по имущественным и земельным отношениям необходимо подать Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

К заявлению следует приложить следующие документы:

1. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (4 экз.)

2. Копия паспорта гражданина РФ

3. Копия членской книжки СТ

4. Справка о членстве в СТ

5. Выписка из Протокола общего собрания СТ о приеме владельца участка в СТ

6. Выкопировка из плана организации СТ (с подписью председателя и печатью СТ)

7. Копия свидетельства о регистрации СТ (с подписью председателя и печатью СТ)

8. Копия государственного акта общего пользования (с подписью председателя и печатью СТ)

9. Копия кадастрового паспорта на земли СТ (с подписью председателя и печатью СТ)

10. Копия устава СТ (с подписью председателя и печатью СТ)

Результат: получение утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Шаг 2

Заказ Межевого плана земельного участка у кадастрового инженера.

Межевой план изготавливается в форме электронного документа и передается на носителе. После этого межевой план, а также отсканированная утвержденная схема подаются в Управление государственной регистрации права и кадастра.

Результат: получение кадастрового паспорта земельного участка с указанием плана и координат границ.

Шаг 3

Подача в Департамент по имущественным и земельным отношениям Заявления о передаче в собственность земельного участка.

К заявлению прилагаются:

1. Копия паспорта гражданина РФ

2. Выписка из ЕГРП о не использовании права на приватизацию (выдается в МФЦ)

3. Утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Результат: Постановление о выделении в собственность земельного участка.

Шаг 4

Регистрация права на земельный участок. Для этого в Многофункциональный центр (МФЦ) следует подать Заявление на регистрацию права на земельный участок (оформляется непосредственно в МФЦ).

К заявлению прилагаются:

1. Кадастровый паспорт земельного участка.

2. Постановление о выделении в собственность земельного участка.

Результат: Свидетельство о праве собственности на земельный участок.

Процедура приватизации земельного участка в Севастополе регулируется следующими нормативными правовыми актами:

— распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 74 от 27.07.2015 г.

— Федеральный закон Российской Федерации от 23.06.2014 № Г71-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

— приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка иди земельных участков на кадастровом: плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе»

— постановление Правительства Севастополя от 16.06.2015 № 521-ГШ. «О признании постановления Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» утратившим силу и об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции»

Следует помнить, что самостоятельное прохождение всех этапов процедуры приватизации земельного участка может отнять у собственника достаточно много времени и сил. При этом возрастает вероятность того, что будет допущена ошибка, которая повлияет на конечный результат и увеличит риски владельца участка при совершении операций с землей. Поэтому эксперты рекомендуют обращаться за помощью к квалифицированным специалистам, не один год работающим в юридических компаниях Севастополя.

Источник: Юридическая компания «ЩИТ» 2016-03-11

Документы

Во избежание тяжб, штрафов и переоформлений соберите полный пакет необходимых документов.

Для оформления земли в собственность по приватизации:

  • паспорт собственника;
  • договор получения участка;
  • заявление о гос регистрации права;
  • квитанция оплаты государственной пошлины;
  • подтверждение правомерности сделки (юридическим лицам);
  • право на недвижимость (если размещена на участке).

Для оформления прав на землю при купле/продаже:

  • паспорт собственника;
  • договор купли/продажи;
  • заявлениео гос регистрации;
  • квитанция оплаты государственной пошлины;
  • кадастровый паспорт;
  • согласие супруга продавца (заверенное нотариусом);
  • отказ других собственников (если землей владеет несколько лиц);
  • свидетельство обременения.

Для переоформления — пакет документов зависит от типа участка, текущего и будущего владельца. Подробные разъяснения даст юрист «Априори».

Юрист — помощник и советчик

Юрист в принципе не только сам решает земельные вопросы . Оформление документов на землю сопряжено с необходимостью обращаться в различные инстанции.

Первоначальными землеотводными документами занимается администрация муниципального образования, отвечающая за конкретный участок. Чиновник обязан принять правильно составленное заявление и рассмотреть в течение 30 календарных дней. В случае положительного решения, процесс переходит к топографической съемке — и заключению договора на основании результатов замера.

Право на землю, полученное много лет назад, нужно оформить в Управлении Федеральной регистрационной службы, для этого передать чиновнику кадастровый паспорт и документы на права владения участком. Эта же инстанция решает вопросы переоформления права собственности.

Квалифицированный юрист поможет:

  • правильно заполнить документы;
  • обозначить и отстоять права заказчика;
  • решить земельные вопросы максимально быстро;
  • избежать коррупции или немотивированных отказов.

Планируете оформление земли в Екатеринбурге? Обратитесь за бесплатной консультацией к нашим менеджерам. Определитесь, нужна ли помощь юриста и какие именно выгоды он обеспечит — только после этого принимайте решение о сотрудничестве с «Априори».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *