Способы защиты прав страхователя
Содержание
- Какова цель страхования?
- Что является предметом договора страхования?
- Что такое страховой случай?
- Кто является субъектами отношений по страхованию?
- Основные законодательные акты в области защиты прав страхователей:
- Виды страхования
- Виды нарушений прав страхователей
- Способы защиты нарушенных прав страхователя:
Выход прост. Достаточно дополнить статью 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» пунктом 3 следующего содержания:
3. Потребитель имеет право на расторжение договора страхования жизни или имущества в течение тридцати рабочих дней с момента его заключения, если в период, прошедший с момента заключения договора страхования, у потребителя не наступило страхового случая по данному договору. При этом потребителю подлежит возврату 100% уплаченной им страховой премии.
Заявление потребителя о расторжении договора страхования должно быть рассмотрено страховой компанией непосредственно в день его поступления в страховую компанию, а страховая премия должна быть возвращена потребителю не позднее дня, следующего за поступлением заявления потребителя в страховую компанию.
За нарушение срока рассмотрения заявления потребителя о расторжении договора страхования и/или возврата потребителю страховой премии страховая компания уплачивает потребителю штраф в размере десятикратной суммы, уплаченной потребителем страховой премии за каждый полный или неполный день просрочки.
За уклонение от получения заявления потребителя о расторжении договора страхования страховая компания выплачивает потребителю штраф в размере тысячекратной суммы страховой премии, уплаченной потребителем при заключении договора.
- Для читателей 45-60 лет
Какова цель страхования?
Обеспечить страховую защиту в части материальных интересов физических лиц в виде полного или частичного возмещения ущерба и потерь, причиненных стихийными бедствиями, чрезвычайными происшествиями и событиями в различных областях человеческой деятельности, а также в части выплаты гражданам денежных сумм при наступлении страховых событий за счет страхового фонда, создаваемого на основе обязательных и добровольных платежей участников страхования.
Что является предметом договора страхования?
Предметом договора страхования является установление прав и обязанностей сторон, связанных с предоставлением страховщиком страховой защиты имущественных интересов страхователя.
Что такое страховой случай?
Страховой случай – это реализованный в действительность страховой риск, и с возникновением страхового случая (события), предусмотренного договором страхования или законом, возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
К числу страховых случаев в имущественном страховании преимущественно относятся стихийные бедствия, аварии, катастрофы, последствия чрезвычайных ситуаций. В личном страховании к их числу относятся дожитие до определенного возраста, травма, повлекшая постоянную утрату трудоспособности или стойкое расстройство здоровья, смерть.
Кто является субъектами отношений по страхованию?
Страхователь – лицо, заключающее договор страхования и выплачивающее страховую премию, застрахованное лицо – лицо, чья жизнь и здоровье страхуются, и выгодоприобретатель – лицо, получающее страховое возмещение.
Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной российским законодательством, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории России.
Основные законодательные акты в области защиты прав страхователей:
- Гражданский кодекс РФ,
- Гражданский процессуальный кодекс РФ,
- Федеральный закон от 04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»,
- Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»,
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителе»
- Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и др.
Виды страхования
Виды нарушений прав страхователей
- отказ в страховой выплате,
- задержка страховой выплаты.
Способы защиты нарушенных прав страхователя:
- претензионный порядок:
а. получить письменный отказ от страховой компании, б. написать претензию в страховую компанию,
в. написать жалобу в Росстрахнадзор или в Российский союз автостраховщиков (в случае ОСАГО).
- обращение в органы прокуратуры:
а. написать заявление, в котором нужно описать ситуацию, нарушающую право, б. приложить все необходимые документы.
- судебный порядок:
а. написать исковое заявление, в котором нужно описать ситуацию, нарушающую право,
б. приложить все необходимые документы,
в. иск на сумму менее 50 тыс. руб. подается к мировому судье по месту регистрации страховой компании, на сумму более 50 тыс. руб. – в суд общей юрисдикции по месту регистрации страховой компании.