Срок договора по 223 ФЗ

Срок договора по 223 ФЗ

Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.

Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.

Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства

Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений. Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит. Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Для продления срока действия контракта имеется две возможности:

  1. Заключение сторонами дополнительного соглашения.
  2. Наличие возможности пролонгации в тексте договора.

В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя.

В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д. Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ

Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № 223-ФЗ, находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.

Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет. Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.

Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:

  • пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
  • возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
  • рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.

На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.

Опираясь на практику работы контрольных органов, следует отметить, что нередко продление сроков действия договора, заключенного конкурентным способом, расценивается как ограничение конкуренции и влечет соответствующее наказание. Что касается пролонгации контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то контрольные органы склонны расценивать такие действия, как заключение нового контракта, опираясь на трактовку о возникновении новых обязательств.

Наиболее оптимальным и целесообразным для заказчиков, вне зависимости от того, в рамках какого закона они работают, будет заключение нового контракта, а не продление срока действия старого.

Срок действия договора поставки, заключенного по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», — по 25.12.2018. Весь предусмотренный договором товар поставлен, оплата осуществлена в полном объеме 10.10.2018. То есть последнее платежное поручение датировано 10.10.2018. Каковы действия заказчика: разместить последнее платежное поручение в реестре договоров в течение 10 дней с отметкой «Исполнение по договору завершено» или ждать 25 декабря и уже тогда поставить отметку о завершении исполнения договора?

29 октября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Информацию об исполнении контракта необходимо разместить в реестре договоров в десятидневный срок со дня, которым датировано упомянутое в вопросе платежное поручение. Размещение соответствующей информации с нарушением этого срока (в том числе после 25.12.2018) свидетельствует о несоблюдении порядка внесения информации в реестр договоров.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), а также подп. «в» п. 10 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. N 1132 (далее — Правила), в течение десяти дней со дня исполнения договора заказчики вносят в реестр договоров информацию и документы о результатах исполнения договора. К таким документам относятся в том числе документы, касающиеся оплаты договора (пп. «з» п. 2 Правил).
Ни Закон N 223-ФЗ, ни Правила не предусматривают, что сроки направления подлежащей включению в реестр информации об исполнении договора каким-либо образом взаимосвязаны с предусмотренным в договоре сроком его действия или сроками исполнения отдельных обязательств по договору. Из приведенных актов следует, что такая информация должна быть направлена заказчиком в Федеральное казначейство в течение 10 дней именно со дня исполнения договора в целом.
Ни Закон N 223-ФЗ, ни Правила не определяют, что в целях указанных нормативных актов следует понимать под исполнением договора. Поскольку в силу ч. 1 ст. 2 указанного закона при закупке заказчики руководствуются в том числе ГК РФ, полагаем, что в целях применения Закона N 223-ФЗ под исполнением договора понимается совершение сторонами договора действий, предусмотренных договором, в результате которых возникшие из договора обязательства прекращаются надлежащим исполнением (ст.ст. 309, 408 ГК РФ, смотрите также материал: Энциклопедия решений. Надлежащее исполнение обязательств).
Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ обязательство (в том числе возникшее из договора — п. 2 ст. 307 ГК РФ) прекращается надлежащим исполнением. По смыслу п. 2 ст. 307, п.п. 1, 2 ст. 308, п.п. 1, 3 ст. 420 ГК РФ исполнением договора для каждой из сторон является надлежащее исполнение всех установленных в соответствии с договором обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи (и поставки — п. 5 указанной статьи) одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Как следует из ст. 458 ГК РФ, обязанность продавца по передаче товара считается исполненной, в зависимости от условий договора купли-продажи, в момент вручения товара покупателю или предоставления его в распоряжение покупателя или в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю. Обязанность покупателя оплатить товар по смыслу ст. 486 ГК РФ считается исполненной в момент уплаты цены товара в полном объеме.
Действительно, помимо срока исполнения обязательства, договором может быть, а в предусмотренных законом случаях должен быть определен срок действия самого договора. Закон не дает определения срока действия договора, однако из п. 1 ст. 425 ГК РФ следует, что таким сроком является период времени, в течение которого договор обязателен для сторон. С практической точки зрения согласование срока действия договора, отличного от срока исполнения предусмотренных этим договором обязательств, может оказаться целесообразным, например, в тех случаях, когда предметом договора является не поставка определенных товаров (выполнение работ, оказание услуг), а пользование тем или иным имуществом; если договор предполагает систематическое осуществление стороной деятельности, точные количественные параметры которой заранее определить затруднительно (в частности, оказание некоторых видов услуг), в других случаях, в зависимости от характера обязательства и намерений сторон. Стороны могут использовать срок действия договора также для того, чтобы связать с ним прекращение не исполненных надлежащим образом на определенную дату обязательств (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Как видим, срок действия договора купли-продажи (поставки) не тождественен срокам исполнения обязательств продавца и покупателя, а с исполнением последних условие договора о сроке действия прекращает силу вместе с самим договором (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Напротив, если обязательства сторон не исполнены, с истечением срока действия договора они не прекращаются, если иное не предусмотрено условиями договора (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Следовательно, в целях исполнения заказчиком обязанности по направлению информации и документов об исполнении контракта в реестр контрактов упомянутый в вопросе срок действия договора, как нам представляется, не имеет значения.
Поэтому мы полагаем, что информация, касающаяся результатов исполнения договора, должна вноситься заказчиком в реестр в течение десяти дней со дня исполнения договорных обязательств в полном объеме, то есть со дня приемки заказчиком товара, результатов выполненных работ (оказанных услуг) в количестве (объеме), предусмотренном договором, и полной оплаты заказчиком цены договора. Для заказчика исполнением договора, с которым Закон N 223-ФЗ и Правила связывают обязанность внести информацию в реестр, являются и принятие исполненного от контрагента (приемка товаров от поставщика, результатов работ от подрядчика и т.д.), и оплата товаров, работ или услуг, являющихся предметом договора (ст.ст. 454, 513, 702, 781 ГК РФ). Если в рассматриваемой ситуации документы и информация об исполнении договора будут направлены заказчиком для включения в реестр позднее указанного срока (например, после истечения указанного в договоре срока его действия), действия заказчика могут быть квалифицированы как нарушения порядка внесения информации в реестр договоров. Ответственность за это нарушение предусмотрена ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

Необходима нормативная база, указывающая на то, в каких случаях возможно изменение условий договора, в том числе увеличение объема услуг по 223 ФЗ если указанные изменения оформляются дополнительным соглашением и изначально не были включены в условия договора?

Сообщаю Вам следующее:

В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменить договор можно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. При этом необходимо, чтобы изменения соответствовали положению о закупке (ст. 2 Законы N 223-ФЗ). Последнее может содержать запрет или ограничение возможности таких изменений. При несоблюдении требований положения суд может признать изменение условий договора недействительным.

Возможность изменить объем, цену и (или) срок исполнения договора

подтверждается ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, согласно которой информация о таких изменениях должна размещаться в ЕИС.

Из этой нормы прямо следует возможность изменения условий договора, заключенного по результатам процедур закупки товаров (работ, услуг), в ходе исполнения этого договора, в том числе увеличение объема услуг.

Закон N 223-ФЗ не содержит ни указания на то, что остальные условия договора можно изменить, ни запрета изменять их. Полагаем, что эти условия тоже могут быть изменены в ходе исполнения договора на основании п. 1 ст. 450 ГК РФ.

Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, заказчик вправе изменять только объем, цену и сроки исполнения договора (см. Письмо от 24.09.2015 N ОГ-Д28-12981).

Таким образом, независимо от того, была ли включена возможность изменения в условия договора, изменение объема услуг при исполнении договора возможно, если это не противоречит положению о закупке.

Подборка материалов:

Документ 1

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

  1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).
  2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

…5. В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Документ 2

Статья 450. Основания изменения и расторжения договора

  1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором…

Статья 452. Порядок изменения и расторжения договора

  1. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное…

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) {КонсультантПлюс}

Документ 3

КАК ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В ДОГОВОР, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ

Чтобы внести изменения в договор, нужно:

Шаг 1. Проверить, какие изменения можно внести

Шаг 2. Согласовать изменения договора

Шаг 3. Оформить изменения договора

Шаг 4. Направить информацию об изменении договора в реестр договоров

Шаг 5. Разместить сведения об изменении объема, цены и сроков исполнения договора в ЕИС

Какие изменения можно внести в договор

В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменить договор можно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. При этом необходимо, чтобы изменения соответствовали положению о закупке. Последнее может содержать запрет или ограничение возможности таких изменений. При несоблюдении требований положения суд может признать изменение условий договора недействительным.

Объем, цена и (или) срок исполнения договора

Возможность изменить перечисленные условия подтверждается ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, согласно которой информация о таких изменениях должна размещаться в ЕИС.

Иные условия договора

Закон N 223-ФЗ не содержит ни указания на то, что остальные условия договора можно изменить, ни запрета изменять их. Полагаем, что эти условия тоже могут быть изменены в ходе исполнения договора на основании п. 1 ст. 450 ГК РФ.

Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, заказчик вправе изменять только объем, цену и сроки исполнения договора (см. Письмо от 24.09.2015 N ОГ-Д28-12981). Если суд поддержит данную позицию, другие изменения могут быть признаны недействительными по иску контролирующего органа или иного заинтересованного лица.

Сторона договора

Помимо изменения условий договора допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения (см. Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2015 N ОГ-Д28-15146).

Как согласовать изменения договора

По общему правилу изменить договор можно по соглашению сторон. Для этого нужно согласовать с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новые условия договора.

Порядок согласования может быть предусмотрен в договоре. В таком случае необходимо придерживаться именно его. В ситуациях, когда подобный порядок не определен, целесообразно использовать те способы коммуникации, которые позволяют зафиксировать процесс и результаты согласования (например, обмен документами посредством электронной почты, факсимильной или почтовой связи).

Если стороны не достигли согласия по поводу изменения условий или расторжения договора, он может быть изменен по решению суда в следующих случаях:

— одна из сторон существенно нарушила условия договора;

— существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора (допускается только в исключительных случаях);

— в иных случаях, прямо предусмотренных законодательством.

О порядке изменения отдельных видов договоров см. Путеводитель по договорной работе.

Как оформить изменение договора

Если требования к оформлению изменений предусмотрены в самом договоре, заказчику нужно придерживаться этих условий. В остальных случаях рекомендуем руководствоваться положениями ст. 452 ГК РФ, в силу которых соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор. Так, если договор заключен в форме единого документа, подписанного сторонами, требуется составить и подписать дополнительное соглашение о внесении изменений в договор.

Как направить информацию об изменении договора в реестр договоров

Согласно пп. «ж» п. 2 Правил ведения реестра договоров в реестр нужно вносить изменения, касающиеся объема, цены и сроков исполнения контракта. Вместе с тем из ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ следует, что в реестр необходимо направлять информацию о любых изменениях, которые вносятся в договор. Рекомендуем отразить в реестре все изменения договора.

Сведения об изменении договора нужно внести в реестр в течение 10 дней со дня их внесения в договор. В противном случае на заказчика может быть наложен административный штраф.

См. Как внести сведения в реестр договоров по Закону N 223-ФЗ

Как разместить сведения об изменениях договора в ЕИС

Размещать сведения об изменении объема, цены или срока исполнения договора заказчик обязан в силу ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Для этого требуется:

1) сформировать информацию об изменении договора, используя функционал ЕИС;

2) разместить в ЕИС электронную версию дополнительного соглашения или его скан-копию (если такое соглашение оформляется);

3) подписать сформированную информацию и прикрепленные документы усиленной квалифицированной электронной подписью представителя заказчика.

Разместить в ЕИС информацию о внесении изменений в договор нужно в течение 10 дней с даты их внесения (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если этот срок нарушен или информация об изменении условий договора не размещена, антимонопольный орган может наложить на заказчика штраф.

Ситуация: Как внести изменения в договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) {КонсультантПлюс}

Документ 4

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона N 223-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 указанной статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» установлены правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее — Постановление N 1132, Правила).

Подпунктом «ж» пункта 2 Правил установлено, что в реестр включаются информация об изменении предусмотренных частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ условий договора с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Таким образом, заказчик вправе вносить изменения в заключенный договор только в случаях, установленных частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.

{Вопрос: О внесении заказчиком изменений в заключенный договор при закупках отдельными видами юрлиц. (Письмо Минэкономразвития России от 24.09.2015 N ОГ-Д28-12981) {КонсультантПлюс}}

Документ 5

Изменение условий договора

В соответствии с Законом N 223-ФЗ заказчик определяет в положении о закупке порядок не только заключения, но и исполнения договора (ч. 2 ст. 2), в т.ч. случаи изменения его условий.

При этом в письме Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3357 разъясняется, что «…при заключении и исполнении договора правомерно внесение изменений в договор относительно объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Внесение иных изменений, изменяющих существенные условия договора, по мнению Департамента, неправомерно…»

Данный вывод сделан на основании того, что ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ устанавливает обязанность заказчика размещать на официальном сайте информацию об изменении договора только в случае изменения перечисленных выше условий.

Представляется, что в указанном письме нарушена причинно-следственная связь. Отражение изменений договора на официальном сайте — это последствие такого изменения, а не его условие. Отсутствие обязанности размещать сведения об изменении договора в случаях, не оговоренных в ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, не может воспрепятствовать изменению иных условий договора.

Документ 6

Пределы изменения условий договора

В Законе N 223-ФЗ нет запрета на изменение условий договоров, заключенных по результатам закупки. Если у заказчика появилась необходимость увеличить количество товаров (работ, услуг), сроки по договору и даже цену договора, то заказчик вправе произвести эти изменения.

Однако, для того чтобы это сделать, необходимо в положении о закупке заранее предусмотреть такую возможность и не забыть прописать это в самом договоре.

Это вытекает из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, согласно которой в положении о закупке в том числе должен быть порядок исполнения договора, а также из общих норм ст. 450 ГК РФ, устанавливающих, что договор может быть изменен по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Договор можно изменить и по решению суда, такие возможность и основания также можно предусмотреть в положении о закупке, но в любом случае для суда необходимо будет соблюсти досудебный претензионный порядок изменения договора (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Спорным на сегодняшний день остается вопрос пределов изменения условий договора. В первую очередь это касается цены, объема, ассортимента продукции.

Складывается ситуация, когда законодатель не стал ограничивать заказчиков в свободе договора, но многие заказчики опасаются менять данные условия из-за того, что, по их мнению, антимонопольный орган может усмотреть в этом ограничение конкуренции и нарушение общих принципов Закона N 223-ФЗ. Поэтому они либо вообще устанавливают запрет на изменение условий, либо предусматривают предел в виде процентного отношения к первоначальным условиям (например, не более 25%).

Судебная практика по данному вопросу не отрицает возможности менять договор.

Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2014 N Ф03-4277/2014 по делу N А80-486/2013 указано:

«Законодательством о закупках предусмотрена возможность при заключении и исполнении договора изменить объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Целью предоставления данного права является рациональное использование денежных средств и эффективное участие предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о закупках субъектов.

Суды, признавая подпункты 1 и 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» незаконными, указали на предоставление данными нормами заказчику права произвольного изменения условий договора, усмотрев в этом нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Однако суды фактически исходили из предположения о возможном недобросовестном поведении заказчика при реализации содержащихся в обжалуемых пунктах правил, установленных в соответствии с законодательством о закупках. Указанное в силу главы 24 АПК РФ, в рамках которой рассмотрено заявленное требование, не может служить основанием для его удовлетворения.

Обжалуемые пункты содержат ссылку на возможность изменения условий договора только при наличии согласия участника, указанные в пунктах случаи изменений предусмотрены нормами гражданского законодательства, оснований полагать, что наличие данных пунктов в Положении о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» нарушает установленные частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запреты, не имеется».

Несмотря на отсутствие законодательного запрета на изменение условий договора вариант наличия в положении о закупке пределов изменения условий договора представляется достаточно разумным, так как в отсутствие каких-либо ограничений возможна ситуация, когда заключается один договор, а затем к нему оформляется большое число дополнений на увеличение объема, цены, добавляются новые позиции товаров, работ, услуг, места поставок и т.д. и т.п. И может так сложиться, что заказчиками Закон N 223-ФЗ будет применяться только один раз — при заключении основного договора…

Статья: Сложные вопросы заключения и исполнения договоров, заключенных по результатам закупки (Кошелева В.В.) («Юриспруденция», 2015) {КонсультантПлюс}

Документ 7

Заказчик предусмотрел возможность изменить условия договора при его исполнении

Арбитражные суды: Заказчик вправе предусмотреть в положении и (или) документации о закупке возможность при исполнении договора изменить его условия (в том числе объем, цену, сроки исполнения).

Применимые нормы: ч. 1, ч. 2 ст. 2, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, ч. 1 ст. 450 ГК РФ.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2014 N Ф03-4277/2014 по делу N А80-486/2013

«Подпунктами… Положения о закупке… предусмотрено, что заказчик по согласованию с участником… вправе изменить: предусмотренный договором объем закупаемых товаров (работ, услуг).

<…> Законодательством о закупках предусмотрена возможность… изменить объем, цену… или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе… Целью предоставления данного права является рациональное использование денежных средств и эффективное участие предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о закупках субъектов.

<…> Обжалуемые пункты содержат ссылку на возможность изменения условий договора только при наличии согласия участника, указанные в пунктах случаи изменений предусмотрены нормами гражданского законодательства, оснований полагать, что наличие данных пунктов в Положении… нарушает установленные частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запреты, не имеется».

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2014 по делу N А72-3097/2014

«<…> Основным видом деятельности предприятия является сбор и очистка воды, и закупаемый раствор… используется… в указанных целях. …Заказчиком установлены… условия исполнения договора… которые являются для него наиболее значимыми.

…Требования… об изменении в пределах 50 процентов в сторону уменьшения или увеличения потребности в товаре с учетом возможных изменений качества природной воды и водопотребления города… установлено заказчиком в целях добросовестного и качественного исполнения условий договора. Данные требования продиктованы объективной необходимостью, вытекающей из специфики деятельности указанного предприятия как водоснабжающей организации…

<…> Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, а также своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц».

Госорганы: две позиции (первая — совпадает с позицией судов, вторая — противоположна ей).

Позиция госорганов 1. Заказчик вправе предусмотреть в положении и (или) документации о закупке возможность при исполнении договора изменить его условия (в том числе объем, цену, сроки исполнения).

Решение Архангельского УФАС России от 25.04.2013 по делу N 20т-13

«<…> По мнению Заявителя… <…> незаконна сама возможность внесения изменения в условия договора путем включения дополнительных работ и… испытаний, проведение экспертиз, не являющихся предметом торгов, может повлиять на решение участника торгов на само участие…

<…> Пунктом… проекта договора предусмотрена возможность внесения в заключенный по итогам аукциона договор изменений о проведении дополнительных работ…

Законом о закупках предусмотрено право заказчика при изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора вносить в договор изменения, путем заключения дополнительного соглашения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в случае, если… изменяются объем, цена… или сроки исполнения договора… размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий, что также не противоречит пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым изменение договора возможно по соглашению сторон…»

Позиция госорганов 2. Заказчик не вправе предусмотреть в положении и (или) документации о закупке возможность при исполнении договора изменить его условия (в том числе объем, цену).

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 11.11.2015 по делу N Т02-559/15

«…Согласно пп… Документации Заказчик по согласованию с участником при заключении и исполнении договора вправе увеличить предусмотренный договором объем товаров… не более чем на 30% и уменьшить не более чем на 70% при изменении потребности… При этом должна быть пропорционально изменена цена договора.

…Наличие указанного… условия противоречит содержанию извещения о Закупке. Кроме этого, возможное 70%-ное уменьшение объема товаров… с пропорциональным уменьшением цены может повлечь невозможность или убыточность заключения такого договора для потенциального участника Закупки, и, как следствие, служит ограничивающим конкуренцию условием.

…Комиссия… усматривает в действиях Организатора торгов по установлению… условия о возможности изменения объема товаров… нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, а также ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ».

Все выводы из практики судов и госорганов к ст. 2 «Правовая основа закупки товаров, работ, услуг» Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ

{Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ). Заказчик предусмотрел возможность изменить условия договора при его исполнении (Правовая основа закупки товаров, работ, услуг) {КонсультантПлюс}}

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Гадисламова Ирина Мидхатовна

Ответ актуален на 26.02.2018

Вопрос недели: В каких случаях возможно изменение условий договора по 223 ФЗ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *