Срыв погрузки

Срыв погрузки

Что делать, если груз прибыл повреждённым или с недостачей? Какие действия должны последовать, если транспорт прибыл с опозданием или вообще не прибыл, сорвав погрузку? Как действовать перевозчику, если от пользования его транспортное средство, прибывшее на погрузку, отказываются грузить или если на выгрузке отказываются от груза? Выход во всех этих ситуациях один – составлять акт, а затем претензию и направлять их перевозчику или заказчику. Давайте разберёмся – что это за документы и почему вообще их надо составлять.

В постановлении Правительства от 15 апреля 2011 года №272 претензиям и актам отведена VII глава. Статья 79 устанавливает случаи, в которых составляется акт, это:

а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
е) просрочка доставки груза;
ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.

В транспортной накладной и заказ-наряде делаются отметки о составлении акта. Помните об этом!

Статья 82 постановления Правительства от 15.04.2011 №272 устанавливает сведения, которые должны содержаться в акте:

а) дату и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза — их описание и фактический размер;
д) подписи участвующих в составлении акта сторон.

В случае, если какая-то из сторон отказывается подписать акт, то причина этого указывается в акте – об этом говорится в ст. 82 постановления Правительства №272 от 15.04.2011. Срок составления акта определяется 80-ой статьёй этого же постановления – это день обнаружения обстоятельств для составления акта. Впрочем, если невозможно составить акт в этот же день, то его возможно составить на следующий день. Кроме того, если одна из сторон уклоняется от участия в составлении акта, то акт составляется в одностороннем порядке с предварительным письменным уведомлением второй стороны — об этом также говорится в ст. 80 ППГ.

Акт составляется в таком количестве экземпляров, сколько лиц участвовало в его составлении.

Образцы часто применяемых в грузоперевозках актов в формате Microsoft Word:

Претензии в грузовых автоперевозках.

Срок исковой давности, предусмотренный для автомобильных грузоперевозок, составляет 1 год. Этот срок установлен статьёй 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Отсчёт срок давности начинается со дня наступления события, служащего причиной предъявления претензии заказчику или перевозчику.

Все претензии предъявляются в письменном виде. Статья 88 Постановления Правительства от 15.04.2011 №272 определяет следующие сведения, которые должны содержаться в претензии:

а) дату и место составления;
б) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
в) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
ж) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

Претензия составляется в двух экземплярах: один отправляется контрагенту, второй остаётся у стороны, подающей претензию. Рекомендуется высылать претензию заказным письмом с описью вложения, чтобы у стороны, принявшей претензию, не было возможности заявить, что в письме были чистые листы. Отсылать претензию дополнительно факсом или электронной почтой можно, но не обязательно.

Срок рассмотрения претензии составляет 30 дней, по истечении которого сторона, к которой предъявляется претензия, обязана либо удовлетворить её полностью, частично или же отклонить. В двух последних случаях необходимо аргументировано указать причину принятия такого решения.

Вы можете скачать образцы претензий о срыве погрузки как по вине перевозчика, так и по вине грузоотправителя в формате Microsoft Word.

Помните, что претензия – это очень важный документ. Согласно ст. 797 ГК РФ, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика

1. За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтователь также вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении.

4. Грузоотправитель, фрахтователь в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, также вправе потребовать от перевозчика, фрахтовщика возмещения причиненных ими убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

6. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

7. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:

1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;

2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;

3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

8. Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

9. Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

10. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.

11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

12. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трех процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы. Просрочка доставки багажа исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен багаж. Штраф за просрочку доставки багажа уплачивается на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, не позднее чем в течение десяти дней со дня оформления этого акта. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.

13. За задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира

1. За непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования, фрахтователь уплачивает фрахтовщику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование этим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтовщик также вправе потребовать от фрахтователя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.

4. За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

5. При задержке (простое) специализированных транспортных средств размер штрафа, указанного в части 4 настоящей статьи, увеличивается в два раза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перечень специализированных транспортных средств определяется правилами перевозок грузов.

6. Штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств.

7. За задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку, выгрузку, сверх норм, установленных договором перевозки груза, соответственно грузоотправители, грузополучатели уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

8. Штраф за задержку (простой) контейнеров взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозки грузов, предусмотренных договором перевозки грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) контейнеров служат отметки в транспортных накладных, путевых листах или сопроводительных ведомостях о времени подачи и отправления контейнеров.

9. За отправление в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена, пассажир уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа.

Статья 36. Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности

Перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь освобождаются от ответственности, предусмотренной статьями 34 и 35 настоящего Федерального закона, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;

3) иных не зависящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин.

Статья 37. Недействительность соглашений

Любые соглашения перевозчиков, фрахтовщиков с грузоотправителями, грузополучателями, фрахтователями, пассажирами, имеющие целью ограничить или устранить ответственность, возложенную на них, считаются недействительными, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Срыв погрузки — общее понятие, включающее в себя несколько предусмотренных Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта понятий, объединённых единым смыслом, который можно выразить простой, но ёмкой фразой «груз никуда не поехал”. Другими словами, это событие, в результате которого не произошло перемещения товарно-материальных ценностей, предусмотренного договором перевозки, фрахтования или другого, смешанного договора, предметом которого является доставка товарно-материальных ценностей.

Срыв может случиться по вине перевозчика или фрахтовщика, грузоотправителя или фрахтователя. Остановимся на каждом случае отдельно.

Срыв погрузки по вине перевозчика или фрахтовщика.

Эти случаи предусмотрены пунктами 1 и 2 статьи 34 УАТиГНЭТ и именуются «невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки” и «непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования” соответственно. Согласно пункту 2 статьи 9 УАТиГНЭТ, грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза в случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием.

Пригодными считаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием (п. 23 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом).

Опозданием является подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если в договоре перевозки или фрахтования стороны не предусмотрели иного (п. 25 ППГАТ).

Срыв погрузки по вине грузоотправителя или фрахтователя.

В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта такие случаи предусматриваются пунктами 1 и 2 статьи 35 и обозначаются как «непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки” или «отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования” соответственно.

Пунктом 4 статьи 10 УАТиГНЭТ устанавливаются случаи, в которых груз считается не предъявленным к перевозке:

  1. предъявление груза для перевозки с опозданием;
  2. предъявление для перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза;
  3. предъявление для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза;
  4. несоответствие состояния предъявленного для перевозки груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и неприведение груза грузоотправителем в соответствие с указанными требованиями в срок, установленный договором перевозки груза.

Правилами перевозки грузов не устанавливается время, в течение которого предъявление груза для перевозки не будет считаться опозданием, следовательно, им считается любое опоздание при предъявлением груза. Также законом не раскрывается понятие «предъявление груза к перевозке”, что даёт возможность вольной трактовки понятия. Помимо прочего, следует понимать, что сроки предъявления и погрузка грузов — различные понятия, смешивать которые недопустимо.

Согласно п. 30 ППГАТ состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:

  • груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару и упаковку;
  • при перевозке груза в таре или упаковке груз маркирован в соответствии с установленными требованиями;
  • масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.

Говоря проще, если перевозчик приезжает на погрузку и ему говорят: «Пиво/масло/напитки не разлиты” (шоколадки не упакованы, мешки не запаллечены), это является непредъявлением груза к перевозке.

Штраф за срыв погрузки.

Во всех случаях Устав автомобильного транспорта предусматривает возможность сторонам самостоятельно установить размер штрафа за срыв погрузки в договоре, а в случае, если договором перевозки или фрахтования размер штрафа не установлен, то он составляет 20% от стоимости перевозки. Размер штрафа не ограничен и может быть как больше, так и меньше 20% от цены перевозки, он может выражаться в твёрдой сумме (например, 10000 рублей), а также иметь привязку к иным ценам — например, объявленной стоимости груза.

Также Устав автомобильного транспорта прямо предусматривает право каждой из сторон договора перевозки или фрахтования требования у другой стороны возмещения причинённых убытков (затрат на топливо, зарплату водителя, «холостая” аренда погрузочных механизмов и прочее).

Особое внимание хотелось бы уделить договорам, заключаемых между посредником и перевозчиком. На них в полной мере не распространяется действие 34-ой и 35-ой статей УАТиГНЭТ, так как диспетчер не является ни фрахтователем, ни грузоотправителем, поэтому заключённый между диспетчером и перевозчиком договор не является ни договором перевозки, ни договором фрахтования, поэтому, во избежание возможных споров о праве, штраф за срыв погрузки в должен быть прямо обозначен в договоре или заявке. Если в заявке или в договоре с посредником размер штрафа не указан, то при определенных условиях стороны этого договора могут рассчитывать только на возмещение причинённых убытков в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса. Доказать эти убытки — задача нетривиальная, требующая правильной фиксации всех фактов, имеющих отношение к срыву погрузки. Однако, Верховный Суд РФ разделил понятия «договорный перевозчик» и «фактический перевозчик», создав тем самым возможность для применения положений норм, регулирующих договор перевозки, к смешанным договорам, заключаемым в том числе перевозчиками с экспедиторами.

Оформление срыва погрузки.

Порядок оформления прост, для фиксации факта достаточно составить надлежащим образом соответствующий акт (шаблоны здесь), указав в нём все требуемые сведения. Не лишним будет приложить к акту фотографии, данные системы спутникового слежения (ГЛОНАСС, GPS). Акт необходимо заверить подписями лиц, участвующих в его составлении. Если акт составляется в одностороннем порядке, то необходимо предварительно письменно уведомить вторую сторону договора о составлении акта и предложить принять участие в его составлении.

В дальнейшем этот акт следует приложить к претензии за срыв погрузки и направить его виновной стороне с требование произвести оплату штрафа. Если оплата не будет произведена, следует обратиться в суд за защитой своих интересов.

Прикладывать к претензии счёт за срыв погрузки не обязательно (но и не запрещено), однако, отсутствие счёта не может служить основанием для неоплаты надлежащим образом оформленной претензии за срыв погрузки. Оплата может производиться по приложенным к претензии реквизитам. Акт оказанных услуг о срыве погрузки к претензии не прикладывается, так как никакой услуги фактически оказано не было.

Правомерность штрафа за срыв погрузки в отсутствие убытков.

Один из частых вопросов от перевозчиков — вправе ли экспедитор выставить штраф за срыв погрузки, если грузовладелец не предъявлял экспедитору никаких претензий. Экспедиторы также нередко задаются аналогичным вопросом в отношении перевозчика — правомерно ли требование перевозчика об уплате штрафа за непредъявление груза к перевозке, если он даже не приехал на погрузку.

Ответ прост. Гражданское законодательство устанавливает, что неустойкой является денежная сумма в обеспечение исполнения сторонами соглашения своих обязательств. Частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ прямо предусмотрено, что по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Таким образом, если договором или заявкой предусмотрен штраф за срыв погрузки, ни перевозчик, ни экспедитор не обязаны доказывать, что в результате действий (бездействия) контрагента они понесли убытки.

В это же время если размер штраф за срыв погрузки у экспедитора перед клиентом выше, чем тот же штраф перевозчика перед экспедитором, то экспедитор вправе требовать от перевозчика уплатить неустойку и убытки в части, не покрытой неустойкой, то есть, фактически, полную сумму уплаченного грузовладельцу штрафа (ст. 394 ГК РФ). В этом случае экспедитор должен будет доказать факт уплаты и размер штрафа грузовладельцу.

Как правильно отменить загрузку.

Избежать уплаты неустойки за срыв погрузки, а также возмещения затрат, вызванных этим срывом, можно в случае, если договором предусмотрено время, в течение которого стороны могут отказаться от исполнения договора перевозки. Однако, и здесь следует соблюсти некоторые правила.

Не достаточно просто предупредить перевозчика или грузовладельца (экспедитора) об отмене погрузки по телефону. В соответствии со статьёй 161 Гражданского кодекса РФ, сделки между организациями должны заключаться с соблюдением простой письменной формы. Из положений пункта 1 статьи 452 ГК РФ вытекает, что расторжение или изменение договора производится в той форме, в которой он был заключён. Таким образом, если сведения о срыве погрузки появились у одной из сторон договора в промежуток времени, когда можно отказаться от перевозки без уплаты неустойки, следует в письменной форме уведомить другую сторону об расторжении договора, в таком случае договор будет считаться расторгнутым в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ.

То же самое относится и к ситуации, если время, в течение которого стороны могут отказаться от перевозке, в договоре не указано или оно истекло. В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, а также положениями пункта 1 статей 34 и 35 УАТиГНЭТ, перевозчик и грузоотправитель имеют право требовать возмещения причинённых срывом погрузки убытков, поэтому чем раньше грузоотправитель или перевозчик будут предупреждены о срыве погрузки, тем меньше убытков придётся возмещать пострадавшей стороне.

Уведомление об отказе от транспортного средства или о невывозе груза составляется в свободной форме.

Возможность отказаться от погрузки за 24 часа.

Многие перевозчики, экспедиторы (диспетчера) и грузовладельцы до сих пор заблуждаются по поводу вопроса о том, можно ли отказаться от погрузки за сутки, хотя закон, позволяющий это сделать, с 2011 года практически не применяется в практике, а Приказом Минтранса от 23 марта 2018 г. № 113 был признан утратившим силу. Речь идёт о Постановлении Минтранса РСФСР 30.07.1971 года «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом». Пунктом 9 раздела 12 Постановления предусмотрена возможность отказа от предъявления груза, предусмотренного в заявке (разовом заказе), к перевозке не позднее 12 часов дня, предшествующего дню перевозки.

Нормы права должны толковаться системно, то есть, в своей взаимосвязи с другими нормами. Учитывая то, что действующее законодательство не содержит пробелов по этому вопросу, то и применению подлежит именно оно. Поэтому при разрешении вопроса о возможности отказаться от исполнения договора (то есть, отменить погрузку за сутки) перевозчикам, экспедиторам и грузовладельцам следует руководствоваться общими нормами права — ст. 310 и гл. 29 Гражданского кодекса.

Указанные правовые нормы предусматривают недопустимость одностороннего отказа от исполнения договора, однако, допускают возможность сторонам договора предусмотреть условия его расторжения в одностороннем порядке. Также в договоре стороны могут предусмотреть размер неустойки за расторжение договора, либо согласовать отсутствие любых штрафов и отказ от возмещения причиненных убытков.

Отказаться от погрузки за 24 часа без уплаты штрафа, если такая возможность договором (заявкой) на перевозку груза не предусмотрена, нельзя.

Ответственность за неподачу транспортных средств и непредъявление груза к перевозке

Гражданским кодексом РФ предусмотрена ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя – за непредъявление груза либо за неиспользование поданных транспортных средств (п. 1 ст. 794). Однако конкретные санкции за эти правонарушения не закреплены. Законодатель делегировал такое право транспортным уставам и кодексам, а также сторонам договорных отношений.

В некоторых транспортных законах норма ГК, устанавливающая ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств, конкретизирована и расширена. Так, например, в УАТГНЭТ закреплена ответственность перевозчика за несвоевременное предоставление транспортных средств, контейнеров, предусмотренное договором. В УЖТ содержится иная формулировка – ответственность перевозчика за неподачу под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время. Кроме того, УАТГНЭТ устанавливает ответственность за невывоз груза (ч. 1 ст. 34), а УЖТ – за подачу под погрузку вагонов и контейнеров, не пригодных для перевозок грузов (ч. 2 ст. 94).

Вместе с тем в УЖТ отсутствует норма об ответственности перевозчика за неподачу вагонов, контейнеров для перевозки ι-руза в соответствии с принятой заявкой. Это является пробелом в регулировании ответственности перевозчика. Такая ответственность закреплена в УЖТ лишь в связи с неподачей рефрижераторных вагонов и транспортеров (ч. 4 ст. 94).

В качестве санкций транспортными законами предусмотрено применение к перевозчику штрафа. В УЖТ он «привязан» к непогруженным объемам груза. Единицей измерения служит одна тонна непогруженного груза. Размеры штрафных санкций на железнодорожном транспорте зависят от того, перевозится ли груз в контейнерах или в вагонах, а также от вида вагона (вагон или рефрижераторный вагон, транспортер).

УАТГНЭТ устанавливает штраф за каждый полный час просрочки подачи транспортного средства. Его размер определен в зависимости от того, осуществляется ли перевозка груза в городском, пригородном или междугородном сообщении. Необходимо отметить, что в отличие от УЖТ и транспортных кодексов УАТГНЭТ кроме штрафа предоставляет грузоотправителю право потребовать от перевозчика возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 1 ст. 34).

Что касается КТМ, то в нем отсутствует развернутое регулирование ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств. Все же отдельные его статьи касаются этого вопроса. Так, в соответствии с п. 2 ст. 124 перевозчик не несет ответственность за нсморсходнос состояние судна, если докажет, что оно было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками). Следовательно, при недоказывании перевозчиком приведенных обстоятельств он несет ответственность за подачу непригодного для перевозки груза судна на общих основаниях либо на условиях, установленных соглашением сторон.

Статья 128 КТМ, регулирующая обязанность перевозчика подать судно в обусловленный чартером срок, устанавливает его ответственность за несоблюдение данного срока. В этом случае фрахтователь вправе потребовать возмещения убытков. Другое правовое последствие неисполнения перевозчиком обязательства – отказ фрахтователя от договора морской перевозки груза.

В отношении грузоотправителя ГК установлена ответственность за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам (п. 1 ст. 794). Формулировки норм, закрепляющих ответственность грузоотправителя в транспортных уставах и кодексах, отличаются от приведенного положения ГК большей конкретизацией. Так, УЖТ содержит перечень оснований ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки. В него включены четыре основания, среди которых неиспользование поданных вагонов, контейнеров, а также отказ от предусмотренных заявкой вагонов и контейнеров (ч. 1 ст. 94). Но в этом перечне отсутствует основание, прямо указанное в ГК – непредъявление для перевозки груза.

В отличие от УЖТ закрепленная в ГК ответственность грузоотправителя за непредъявление для перевозки груза полностью воспроизведена в УАТГНЭТ (ч. 1 ст. 35). Кроме того, этим Уставом на него возложена ответственность за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку. Санкции за указанные нарушения обязательств зеркально отражают санкции, применяемые к перевозчику за невывоз по его вине груза и за несвоевременное предоставление транспортных средств, контейнеров, предусмотренных договором перевозки груза. Вместе с тем, как и в случае с ответственностью перевозчика, кроме штрафной санкции предусмотрено право перевозчика требовать от грузоотправителя возмещения причиненных им убытков за непредъявление для перевозки груза (п. 1 ст. 35 УАТГНЭТ).

В УАТГНЭТ выделена специальная норма, устанавливающая ответственность грузоотправителя за задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных иод погрузку, сверх норм, установленных договором перевозки груза (ч. 7 ст. 35). Санкции за совершение этого правонарушения такие же, как и за задержку (простой) транспортного средства, поданного под погрузку.

Следует отметить, что Уставом закреплены более строгие штрафные санкции к грузоотправителю при задержке (простое) специализированных транспортных средств. Они увеличены в два раза по сравнению с санкциями за задержку (простой) обычного транспорта (ч. 5 ст. 35 УАТГНЭТ). Аналогичной нормы относительно ответственности перевозчика за несвоевременное предоставление под погрузку специализированных транспортных средств мы не найдем. Тем самым нарушается принцип равной ответственности сторон договора за «симметричные» правонарушения.

В КВВТ не имеется отличий в урегулировании ответственности грузоотправителя от той, которая установлена ГК. Что касается санкций, то они такие же, как и применяемые к перевозчику, и исчисляются из количества тонн непогруженного груза (ст. 115).

ГК устанавливает основания освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств. В соответствии с п. 2 ст. 794 они освобождаются от ответственности, если нарушения обязательств произошли вследствие:

  • – непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • – прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
  • – в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Транспортные уставы и кодексы содержат перечни оснований освобождения перевозчиков и грузоотправителей от ответственности, базирующиеся на закрепленных в ГК основаниях. Так, УЖТ, регулируя основания освобождения от ответственности перевозчика, повторяет первое основание, а также конкретизирует второе и третье (ст. 117). В частности, второе основание определено как прекращение или ограничение погрузки грузов в предусмотренных Уставом случаях. Эти случаи касаются блокады, эпидемии, иных независящих от перевозчиков обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок. Вследствие таких обстоятельств погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков.

УЖТ допускает временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика обстоятельств только в исключительных случаях. Решение об этом принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в письменном виде. При этом он немедленно извещает о принятом решении Правительство РФ, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.

Ограничение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа на отдельные железнодорожные станции возможно в связи с необеспечением выгрузки вагонов грузополучателями или неприемом вагонов железными дорогами иностранных государств. Оно проводится владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением перевозчиков и федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Если ограничение и прекращение перевозки груза, грузобагажа осуществляется по инициативе перевозчика, он немедленно информирует об этом соответствующих владельцев инфраструктур и в письменной форме уведомляет грузоотправителей и заинтересованных грузополучателей.

Сформулированное в ГК в общей форме третье основание освобождения перевозчика от ответственности конкретизировано в УЖТ в виде двух самостоятельных оснований, таких как:

  • – неподача перевозчиком вагонов, контейнеров по причине невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся платежей;
  • – неподача под погрузку не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя.

Что касается оснований освобождения от ответственности грузоотправителя, то из закрепленных в ст. 116 УЖТ пяти оснований первое и второе полностью совпадают с первыми двумя основаниями освобождения от ответственности перевозчика. К оставшимся относятся:

  • – обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке грузов, а также авария у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление его основной производственной деятельности;
  • – неиспользование вагонов, контейнеров, поданных грузоотправителю сверх указанных в принятой заявке без предварительного его согласия;
  • – выполнение заявки (в тоннах).

УАТГНЭТ не выделяет специальных оснований освобождения сторон от ответственности за невыполнение заявки. Закрепленные в ст. 36 основания освобождения сторон от ответственности распространяются на все указанные в законе нарушения обязательств, в том числе связанные с невыполнением заявки на перевозку груза. Перечисленные в ней основания, по сути, дублируют основания, закрепленные в п. 2 ст. 794 ГК.

КВВТ не выделяет закрепленного в ГК первого основания (непреодолимой силы). Но, устанавливая в качестве основания ограничение или запрещение движения судов, увязывает его с непреодолимой силой, военными действиями, объявлением карантина, а также чрезмерным скоплением грузов и судов в порту в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов. Вместе с тем второе основание он трактует как установленные в соответствии со ст. 77 КВВТ ограничения и запрещения движения судов на период таких ограничений и запрещений (подп. 1 п. 1 ст. 118 КВВТ).

Кроме того, КВВТ включает такое дополнительное основание, как спасание жизни людей или имущества на воде (п. 1 ст. 118).

На грузоотправителя КВВТ распространяет в качестве основания освобождения его от ответственности лишь ограничение или запрещение движения судов по тем же причинам, которые касаются ограничения и запрещения движения судов применительно к освобождению от ответственности перевозчика.

КТМ не содержит норм, закрепляющих основания освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств. Однако, как вполне обоснованно отмечает В. В. Витрянский, обстоятельствам, закрепленным в п. 2 ст. 794 ГК в качестве оснований освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности, в определенной степени корреспондируют положения ст. 156 КТМ, содержащие перечень обстоятельств, при наступлении которых до отхода судна от места погрузки груза каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков.

К таким обстоятельствам КТМ относит:

  • – военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;
  • – блокаду места отправления или места назначения;
  • – задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора;
  • – привлечение судна для государственных нужд;
  • – запрещение соответствующими властями вывоза груза или ввоза его в место назначения.

Таким образом, транспортные кодексы и уставы с разной степенью детализации регламентируют применительно к особенностям каждого вида транспорта закрепленную в ст. 794 ГК ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за непредъявление груза к перевозке либо неиспользование поданных транспортных средств и основания освобождения от нее. Исключение составляет ВК. Это единственный транспортный законодательный источник, который не содержит норм, регулирующих эти вопросы.

  • См.: Витрянский В. В. Договор перевозки. М., 2001. С. 389.

Под срывом погрузки понимается ситуация, когда грузоотправитель не предъявил груз в сроки, либо транспортное средство не было подано перевозчиком в назначенное время. Ответственным за срыв погрузки могут быть как отправитель груза, так и перевозчик.

Распространенная причина срыва — несвоевременная погрузка и разгрузка товаров, в результате чего партия пришла получателю позже, чем ожидалось. В таком случае отправитель вынужден заплатить условленный процент от суммы фрахта. Вот почему лучше воспользоваться услугами погрузки, которые предоставляют надежные фирмы.

Прежде чем перевезти груз, оформляют заявку и заключают договор с фирмой, которая предоставляет такие услуги.

Для чего нужен договор на погрузку груза?

Типовой договор на оказание услуг погрузки предусматривает срыв погрузки и определяет степень ответственности сторон. Такой договор заключают, чтобы застраховать себя от неприятных сюрпризов, если фирма не выполнит все пункты в договоре. Когда из претезии заказчика ясно, что погрузка вагонов или машины проведена несвоевременно или привела к материальному ущербу, исполнитель обязан устранить все недостатки за свой счет. Для решения проблемы придется составить акт о срыве погрузки.

Акт о срыве погрузки

Акт о срыве погрузки относится к тем документам, которые помогают урегулировать спорные ситуации при нарушениях хода работ. В акте подробно описывается, какие именно обязательства не выполнены стороной, нарушения каких правил погрузки-разгрузки привели к ущербу. Акт составляется при условии, что между сторонами заключен договор погрузки. Ознакомьтесь образцом акта, перейдя по ссылке.

Как видно из образца, фирма не выполнила все пункты в договоре, и это случается в реальности. Приведем пример. При погрузке металлолома применяют специальную технику, но фирма вовремя не предоставила ее. По этой причине автомобиль простоял несколько часов. В таком случае, к фирме предъявляется претензия о срыве погрузки.

Претензия о срыве погрузки

Претензия о срыве погрузки — основной документ, который позволяет урегулировать споры. Они возникают при нарушении порядка работ. К претензии прилагается копия договора, в которой указывают стоимость погрузки и обязательства сторон. Также прилагают акт о срыве погрузки.

Претензия составляется на основании непредоставления исполнителем техники, указанной в договоре, или других нарушений. Например, исполнитель указал в акте приема стоимость вывоза снега с погрузкой, но провел работы ручным способом, и это привело к задержке работ. В таком случае в претензии указывается размер издержек, которые предстоит компенсировать недобросовестному исполнителю. Образец претензии смотрите тут.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А40-220614/15-131-1833
г. Москва
08 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2016 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Видановым А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
истец ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ИНКОМ- КАРГО»
ответчик ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПРОМТРАНССЕРВИС»
о взыскании 5 140 руб.
в заседании приняли участие:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»ИНКОМ- КАРГО» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПРОМТРАНССЕРВИС» о взыскании 5 140 руб. задолженности по договорам-заявкам об организации транспортно-экспедиционного обслуживания, из них 5 000 руб. долг, 140 руб. пени, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб.
Истец и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчика, в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) были заключены договоры-заявки об организации транспортно-экспедиционного обслуживания.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором-заявкой 03.09.2015года к месту погрузки истцом было предоставлено транспортное средство . Ответчик отказался от услуг ООО «Инком Карго». В связи с чем, был составлен Акт о срыве от 03 сентября 2015.
Согласно п.3.3 договора-заявки, заказчик выплачивает исполнителю штрафные санкции за простой ТС на погрузке/выгрузке согласно Уставу Автомобильного Транспорта РФ (УАТ РФ). Штраф за срыв погрузки по вине исполнителя — тысяча руб., штраф за срыв погрузки по вине заказчика -согласно УАТ РФ. Штрафные санкции выплачиваются виновной стороной в течение трех дней с момента выставления счета.
Из главы 6 статья 35. п. 1, п. 2 УАТ РФ Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира, следует, что за не предъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

За отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования, фрахтователь уплачивает фрахтовщику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование этим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтовщик также вправе потребовать от фрахтователя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Феде рации.
Согласно п. «штрафные санкции», штраф за срыв погрузки со стороны заказчика, согласно УАТ, штрафные санкции составляют 20% от стоимости перевозки (25 000 рублей), итого 5000 рублей.
Таким образом, на 03.09.2015 ответчиком была признана задолженность в размере 5 000 руб.
15 сентября 2015г. ответчику в порядке досудебного регулирования была направлена Претензия, счет, акт, договор-заявка, акт о срыве погрузки, уведомление. Претензия оставлена без ответа и удовлетворения.
Задолженность ответчика перед истцом составляет 5000 руб. В нарушение требований ст. 65 АПК РФ доказательств перечисления истцу суммы задолженности полностью или в части ответчик не представил.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании изложенного требования истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 5000. обоснованно и подлежит удовлетворению.
Ответчик в судебное заседание не явился, требования истца документально не опроверг.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п.3.2 договора-заявки, в случае просрочки оплаты по договору-заявке заказчик обязуется выплатить пеню в размере 0,1% в день от суммы, указанной в договоре-заявке.
Согласно расчету истца, проверенному судом, сумма пени за просрочку платежа составила 140 руб.
Истец заявил о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., в подтверждение заявления истцом представлен договор поручения №01/12 от 03.09.2015г., платежное поручение.
Суд, рассмотрев заявление истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя, считает его подлежащим удовлетворению в размере 5 000 руб. 00 коп., поскольку указанная сумма соответствует размеру исковых требований, сложности дела, объему документов, подготовленных представителем истца, времени, затраченному на подготовку документов и на участие в судебных заседаниях.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика, истцу из дохода федерального бюджета Российской Федерации подлежит возврату госпошлина в связи с уменьшением размера исковых требований.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 65, 307, 309, 310, 801-806 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 106, 110, 121, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПРОМТРАНССЕРВИС» (адрес: 454021, ОБЛАСТЬ ЧЕЛЯБИНСКАЯ, ГОРОД ЧЕЛЯБИНСК, УЛИЦА ХУДОЖНИКА РУСАКОВА, 5, Б, 12, ОГРН 1117447017049, ИНН 7447200676, дата регистрации: 14.11.2011) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ИНКОМ-КАРГО» (адрес: 142502, ОБЛАСТЬ МОСКОВСКАЯ, ГОРОД ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД, УЛИЦА ЮЖНАЯ, 12, ОГРН 1105001003447, ИНН 5001078760, дата регистрации в качестве юридического лица: 23.07.2010) сумму задолженности в размере 5 140 (Пять тысяч сто сорок) руб., из них 5 000 (Пять тысяч) руб. долг, 140 (Сто сорок) руб. пени, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 (Две тысячи) руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 (Пять тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Ю.В.Жбанкова

Суд:

АС города Москвы

Истцы:

ООО «ИНКОМ-КАРГО»

Ответчики:

ООО ПромТрансСервис

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *