Ст 165 нк РФ

Ст 165 нк РФ

Содержание

Особенности применения п. 10 статьи 165 НК РФ

В этом пункте сказано, что порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам) имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Право на применение вычетов при осуществлении экспортных операций имеют только плательщики НДС. У организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность подачи налоговых деклараций по НДС, в том числе по налоговой ставке 0%, – такие налогоплательщики не вправе получать возмещение по налоговым вычетам на основании деклараций, представляемых в налоговый орган. Данные разъяснения даны в Письме УМНС России по г. Москве от 07.04.04 № 21-08/23770.

Несмотря на то, что прямого указания на ведение раздельного учета статья 165 НК РФ не содержит, из пункта 10 статьи 165 НК РФ следует, что налогоплательщик, осуществляющий операции, облагаемые по ставкам НДС 18, 10 и 0 процентов, должен вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для производства товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит налогообложению по разным ставкам. Установленный порядок ведения раздельного учета с целью определения суммы НДС, подлежащей вычету, должен быть закреплен в учетной политике.

Для того, чтобы доказать поступление экспортной выручки по конкретному контракту, налогоплательщику придется представить дополнительные доказательства: справку из банка, платежные поручения, мемориальные ордера, свифт-сообщения и т.п. Подача подтверждающих документов в налоговый орган и соблюдение времени подачи (с налоговой декларацией) также являются обязательными обстоятельствами для возмещения «экспортного» НДС. Доказательствами могут служить сопроводительные письма с отметкой налогового органа об их получении (желательно, чтобы такие письма содержали подробный перечень приложенных документов, а не просто указание «контракты на … листах», «ГТД на … листах»), опись вложения в почтовое отправление и т.п.

Подтверждение размера налоговых вычетов (сумм НДС, уплаченных поставщикам экспортированных товаров) не предусмотрено ст. 165 НК РФ. Тем не менее, основанием требования о возмещении НДС является факт уплаты НДС поставщикам в заявленном размере, в связи с чем, это обстоятельство подлежит доказыванию. В качестве доказательств должны быть представлены договоры с поставщиками, счета-фактуры, товарно-сопроводительные документы, документы, подтверждающие уплату стоимости товара с включением НДС (платежные поручения с выписками банка, доказательства взаимозачетов, бартера, передачи векселей и т.п.).

Документы, предоставляемые в налоговый орган, связанные с требованием возмещения экспортного НДС:

1. Имеющиеся акты и решения налоговых проверок, связанных с операциями заявленными на возмещение налога на добавленную стоимость.

2. Налоговые декларации по НДС за возмещаемый период.

3. Контракт с нерезидентом (инопартнером).

4. Выписки из обслуживающего банка о поступлении на расчётный счёт валютной выручки.

5. ГТД (таможенные декларации) с отметками таможенных органов о выпуске и вывозе товара в режиме экспорта.

6. Транспортные, товаросопроводительные, иные документы с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

7. Договоры с поставщиками товаров, поставленных на экспорт.

8. Счета-фактуры, подтверждающие отпуск товаров, которые были экспортированы.

9. Платёжные поручения, выписки банка, подтверждающие уплату НДС поставщикам.

10. Учредительные документы налогоплательщика.

11. Свидетельства о постановке налогоплательщика на налоговый учет, и о внесении в ЕГРЮЛ.

12. Переписка с налоговым органом.

В соответствии с нормами действующего налогового законодательства компании, реализующие товары на экспорт, имеют право на возврат из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного ими поставщикам экспортированных товаров. Для получения права на возврат из бюджета уплаченных сумм НДС налогоплательщик подает в ИФНС налоговую декларацию по НДС по ставке 0% с приложением документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.

По итогам рассмотрения налоговой декларации и подтверждающих документов ИФНС принимает решение о возмещении из бюджета НДС или об отказе в возмещении. К сожалению, в последнее время, практически в 100% случаев налоговые органы принимают решения об отказе в возмещении налогоплательщикам НДС из бюджета. Основными мотивами отказа являются претензии к оформлению платежных, транспортных, таможенных и иных документов. При этом зачастую такие претензии являются абсолютно необоснованными. Обжалование решений ИФСН в вышестоящие органы – соответствующие управления ФНС также, как правило, не приносят необходимого результата.

В таких условиях единственным способом добиться возврата из бюджета уплаченных сумм НДС является обращение в арбитражный суд с иском о признании незаконным решения ИФНС об отказе в возмещении сумм НДС. В случае наличия документов, предусмотренных Налоговым кодексом, налогоплательщик имеет все шансы получить из бюджета уплаченные суммы НДС, что подтверждается cложившейся арбитражной практикой по вопросам связанным с возвратом экспортного НДС.

Для консультации желательно подготовить следующие документы, связанные с возмещением экспортного НДС:

1. Переписка с налоговым органом, в т.ч. заявление о возврате НДС (если таковое было направлено в ИФНС);

2. Имеющиеся акты и решения налоговых проверок, связанных с операциями заявленными на возмещение налога на добавленную стоимость.

3. Налоговые декларации по НДС за возмещаемый период.

4. Контракт с нерезидентом (инопартнером).

5. Выписки из обслуживающего банка о поступлении на расчётный счёт валютной выручки.

6. ГТД (таможенные декларации) с отметками таможенных органов о выпуске и вывозе товара в режиме экспорта.

7. Транспортные, товаросопроводительные, иные документы с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

8. Договоры с поставщиками товаров, поставленных на экспорт.

9. Счета-фактуры, подтверждающие отпуск товаров, которые были экспортированы.

10. Платёжные поручения, выписки банка, подтверждающие уплату НДС поставщикам.

11. Учредительные документы налогоплательщика.

12. Свидетельства о постановке налогоплательщика на налоговый учет, и о внесении в ЕГРЮЛ.

Если подано заявление о признании недействительным решения ИФНС об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость рекомендуется получить консультацию у специалистов, которые могут представлять права и законные интересы организации в арбитражном суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
^

Отказ налогового органа в применении налоговой ставки 0%

Основные доводами налогового органа в решениях об отказе в применении налоговой ставки 0% являются:

1.
Неподтверждение факта экспорта:

— На представленных ГТД товаросопроводительных документах отсутствуют отметки пограничной таможни;

— Несоответствие между сведениями, представленными экспортером, и данными, полученными налоговиками от таможни;

2.
Неподтверждение оплаты экспортного товара.

Особенности налогообложения при экспорте товаров из РФ

Неправильное оформление платежных документов:

— Выписки банка не заверены подписью должностного лица и печатью банка,

— Ошибка в платежном поручении иностранного контрагента,

— Неподтверждение факта поступления оплаты от иностранного покупателя,

— Невозможность определить, что оплата за товар поступила именно от покупателя указанного товара.

4.
Отказы в праве на вычет НДС:

— Претензии к оформлению счетов-фактур. Счета-фактуры экспортера составлены его контрагентами с нарушением требований ст. 169 НК РФ.

5.
Подтверждение факта уплаты НДС поставщиками:

— Факт уплаты поставщиками налога не подтверждается, налоговики отказывают в возврате НДС, мотивируя это отсутствием источника возмещения налога.

Возмещение НДС налогоплательщику из бюджета осуществляется, как правило, только в судебном порядке, несмотря на то, что Налоговый кодекс предусматривает и внесудебное возмещение НДС. Однако, возмещение экспортного НДС во внесудебном порядке реализуется на практике лишь в исключительных случаях, особенно в тех случаях когда возмещение НДС производится путем возврата.

В соответствии с нормами действующего налогового законодательства компании, реализующие товары на экспорт, имеют право на возврат из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного ими поставщикам экспортированных товаров (возмещение экспортного НДС). Для получения права на возврат из бюджета уплаченных сумм НДС налогоплательщик подает в ИФНС налоговую декларацию по НДС по ставке 0% с приложением документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.

По итогам рассмотрения налоговой декларации и подтверждающих документов ИФНС принимает решение о возмещении из бюджета НДС или об отказе в возмещении НДС. К сожалению, в последнее время, практически в 100% случаев налоговые органы принимают решения об отказе в возмещении налогоплательщикам НДС из бюджета. Основными мотивами отказа являются претензии к оформлению платежных, транспортных, таможенных и иных документов. При этом зачастую такие претензии являются абсолютно необоснованными. Обжалование решений ИФСН в вышестоящие органы – соответствующие управления ФНС также, как правило, не приносят необходимого результата.

В таких условиях единственным способом добиться возврата из бюджета уплаченных сумм НДС является обращение в арбитражный суд с иском о признании незаконным решения ИФНС об отказе в возмещении сумм НДС.

В случае наличия документов, предусмотренных Налоговым кодексом, налогоплательщик имеет все шансы получить из бюджета уплаченные суммы НДС, что подтверждается cложившейся арбитражной практикой по вопросам связанным с возвратом экспортного НДС.
^

К вопросу применения положений статьи 167 и пункта 9 статьи 165 налогового кодекса Российской Федерации

Терехина А.П., председатель 18-го судебного состава Арбитражного суда города Москвы.

С 1 января 2006 г. организации, осуществляющие работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, погрузке, перегрузке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, не представляют в налоговые органы грузовые таможенные декларации в подтверждение правомерности применения ставки 0% (за исключением перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного транзита (п. 4 ст. 165, подп. 2, 3 п. 1 ст. 164, подп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ)). В связи с чем возникли споры между налоговыми органами и налогоплательщиками о моменте определения налоговой базы в такой ситуации.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.

Заявление мотивировано представлением в налоговый орган налоговой декларации по НДС за июль 2006 г. По результатам проведения камеральной проверки представленной декларации налоговый орган вынес решение, которым общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислены налог к уплате и сумма штрафа. Общество считает, что вынесенное инспекцией решение противоречит нормам налогового законодательства и подлежит признанию недействительным.

Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик представил налоговую декларацию по НДС по ставке 0% за август 2006 г., согласно которой в июле 2006 г. были оказаны услуги по перевалке на общую стоимость 20151062,04 руб., услуги по оформлению документов на общую стоимость 60488,47 руб. Оказанные услуги подпадают под налогообложение по ставке 0% в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Основанием для принятия оспариваемого решения является позиция налогового органа, согласно которой у общества нет 180 дней для сбора комплекта документов в соответствии со ст. 165 НК РФ, организации-перевозчики определяют налоговую базу согласно п. 1 ст. 167 НК РФ, т.е. на более раннюю из дат — дату отгрузки или дату оплаты услуг. В нарушение п. 9 ст. 167 НК РФ организацией не собран пакет документов в месяце отгрузки (март 2006 г.) и не начислен НДС с полученной выручки по ставке НДС 18% в марте 2006 г.

Суть спора заключается в различном толковании налоговым органом и налогоплательщиком норм налогового законодательства о моменте определения налоговой базы по НДС по работам, услугам по перевалке (погрузке, перегрузке) экспортируемого товара, вывозимого с территории Российской Федерации морскими судами.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0%, в частности при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Положение этого подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями.

С учетом того что организация оказывает услуги, связанные с перевалкой (погрузкой, перегрузкой) экспортируемого товара, вывозимого с территории Российской Федерации морскими судами, данные услуги подпадают под налогообложение НДС по ставке 0% в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 167 НК РФ предусмотрено, что моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 — 11, 13 — 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Однако абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подп. 1 — 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Таким образом, указанной нормой установлено специальное правило определения налоговой базы, являющееся исключением из общего правила, установленного п. 1 ст. 167 НК РФ. Указанное означает, что налогоплательщик не вправе выбирать порядок определения налоговой базы по своему усмотрению и в установленных законом случаях (п. 3, 7 — 11, 13 — 15 ст. 167 НК РФ) и обязан руководствоваться специальным положением — п. 9 ст. 167 НК РФ.

Пункт 4 ст. 165 НК РФ предусматривает документы, которые должен представлять налогоплательщик при реализации услуг по перевозке или транспортировке экспортируемых товаров. К таким документам законодатель относит: контракт, выписку банка о фактическом поступлении выручки от иностранного или российского покупателя, копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара.

С 1 января 2006 г. налогоплательщик (перевозчик) может не представлять грузовые таможенные декларации в налоговый орган для обоснования налоговой ставки 0%.

В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ документы, указанные в п. 4 этой статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации работ, услуг, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии в п. 4 ст. 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

Налоговый орган, ссылаясь на п. 4, 9 ст. 165 НК РФ, указывает, что, поскольку для общества не предусмотрено предоставления таможенной декларации и порядок предоставления документов в течение 180 дней на общество не распространяется, моментом определения налоговой базы для него является наиболее ранняя из дат: день отгрузки или день оплаты.

Поскольку на момент определения налоговой базы, т.е. на день отгрузки, у общества отсутствовал полный комплект документов, для обоснования применения ставки 0%, обществу необходимо было операции облагать по ставке 18%.

Между тем установленная налоговым органом зависимость момента определения налоговой базы от предусмотренного п. 4 ст. 165 и подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ порядка сбора документов противоречит толкованию указанных норм, так как эти нормы не носят отсылочного характера к п. 1 ст. 167 НК РФ.

Содержание ст. 165 НК РФ определяет порядок и сроки представления документов для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по ставке 0%, ст. 167 НК РФ — момент определения налоговой базы.

Не обоснован вывод налогового органа о том, что в нарушение п. 9 ст. 167 НК РФ обществом не собран полный пакет документов в месяце отгрузки.

Пункт 9 ст. 167 НК РФ не содержит требований для налогоплательщика, осуществляющего работы (услуги) по подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, собрать полный пакет документов в месяце отгрузки.

Законодатель, устанавливая с 1 января 2006 г. новые правила налогообложения, не преследовал цель ухудшить положение налогоплательщиков, оказывающих услуги в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, по сравнению с другими лицами, пользующимися правом применения нулевой ставки НДС.

Принцип равного налогового бремени вытекает и из ч. 2 ст. 8, ч.

Сырьевые товары и НДС: плохо или хорошо?

1 ст. 19 Конституции РФ.

Более того, то обстоятельство, что п. 9 ст. 165 НК РФ не предусматривает для налогоплательщиков, освобожденных от представления в налоговые органы таможенных деклараций, срока для представления документов в подтверждение ставки 0%, не является основанием для неприменения императивной нормы, содержащейся в абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о правомерном применении заявителем момента определения налоговой базы в соответствии с абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ и удовлетворил требования общества, признав недействительным решение налогового органа. Указанная позиция поддержана и вышестоящими судебными инстанциями.

Часть 1 и Глава 21 части 2 НК РФ, регулирующая исчисление НДС, не содержат самостоятельного определения понятия «экспорт», поэтому для целей применения нулевой ставки НДС, следует руководствоваться тем, как экспорт определен в таможенном законодательстве.

Статья 212 ТК ТС:

экспорт — таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

То есть правила главы 21 НК о нулевой ставке НДС применимы для случаев вывоза товаров из России за пределы ЕАЭС, даже если такой вывоз происходит через территорию других стран-участниц ЕАЭС (Казахстан, Армения, Белоруссия и Кыргызстан).

Порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте за пределы ЕАЭС

Сразу оговоримся, что все сказанное ниже не применяется к реализации товаров на экспорт лицами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС.

В отличие от большинства других налогов применение ставки НДС 0% носит не заявительный характер, а обусловлено предоставлением экспортером документов, подтверждающих экспорт:

  • таможенное оформление вывозимых товаров,
  • а также фактическое перемещение товаров за пределы Евразийского экономического союза,

    которые должны быть также подтверждены результатами камеральной налоговой проверки, в процессе которой налоговые органы сверяют эту информацию с таможенными органами.

При вывозе товара с территории РФ НДС не уплачивается и не исчисляется (ст. 151 НК РФ).Однако этот момент является ключевым, т.к. с него исчисляться срок для предоставления в налоговый орган подтверждающих документов.

Документы, подтверждающие обоснованность применения ставки НДС 0% при экспорте

Перечень таких документов установлен ст. 165 НК РФ и достаточно велик, однако для случая экспорта товаров, перемещаемых обычным транспортом (не по трубопроводу) и не являющихся государственными припасами, его можно упростить до следующего:

  • внешнеторговый контракт (копия) налогоплательщика с иностранным покупателем*;
  • таможенная декларация (копия или электронный реестр деклараций**) с отметками российского таможенного органа о выпуске товаров в процедуре экспорта, а также отметку о фактическом вывозе, поставленную российским таможенным органом места фактического убытия (граница или аэропорт), через которое товар был вывезен с территории РФ;
  • транспортные, товаросопроводительные и / или иные документы (копии или электронные реестры документов**) с отметками российских таможенных органов места убытия о фактическом вывозе;
  • посреднический договор (копия), если реализация товаров на экспорт производилась через агента, комиссионера или поверенного.

* контракт должен содержать собственноручные подписи сторон, если законодательством не допускается иная форма заключения договора, а с 1 января 2016 — также документы, свидетельствующие о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащие необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в т. ч. о цене и сроках ее реализации (например, коммерческое предложение и инвойс).

** возможность предоставления реестров документов вместо копий документов предусмотрена изменениями в п.

Ст. 165 НК РФ (2017): вопросы и ответы

15 и 17 ст. 165 НК РФ, вступившими в силу с 1 октября 2015 года).

Сбор и контроль оформления документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0% при экспорте входит в перечень услуг, оказываемых нами в рамках таможенного оформления экспорта.

Направьте нам запрос, чтобы узнать стоимость услуг по сопровождению экспорта:

запрос на расчет стоимости услуги

Порядок и последствия предоставления документов, подтверждающих экспорт

Для применения ставки налога 0% экспортер обязан в течение 180 календарных дней с даты выпуска экспортной декларации предоставить налоговую декларацию и вышеназванные документы в налоговый орган.

После этого в течение 3-х месяцев налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку, в ходе которой в т.ч. сверяет содержащиеся в предоставленных документах данные со сведениями, полученными от таможенных органов. При наличии расхождений в сведениях налоговый орган потребует предоставить копии документов или даже признает применение нулевой ставки НДС необоснованным.

Как показывает практика, камеральная проверка не ограничивается рамками предоставленного комплекта документов:

  • проверкой охватывается не отдельная экспортная сделка, а в целом отчетный период (квартал), за который подана налоговая декларация;
  • налоговый орган с большой долей вероятности проведет встречную проверку поставщика экспортируемого товара и то, как он отражает и уплачивает НДС со стоимостиэкспортированного товара;
  • при проверке устанавливается фактическая возможность экспортера осуществлять данный вид деятельности (наличие штата сотрудников, складов, лицензий, офиса, логистической цепочки и т.п.);
  • особо тщательно проверяются экспортеры, созданные, реорганизованные или сменившие место нахождения менее чем за 6 месяцев до экспортной сделки.

Что будет, если не предоставить в налоговый орган пакет документов, подтверждающих экспорт?

Если документы, подтверждающие право на применение ставки 0%, будут представлены экспортером позднее 180 дней, то:

  • налог по ставке 10 или 18% (в зависимости от категории товара) начисляется в дату отгрузки товара, а не истечения 180-дневного срока на сбор пакета подтверждающих нулевую ставку документов;
  • за период просрочки (с даты отгрузки до даты фактического подтверждения обоснованности нулевой ставки) начисляются пени;
  • уплаченный к этому времени налог подлежит возврату (возмещению) по решению налогового органа после проведения камеральной налоговой проверки. Трехмесячный срок на проведение этой проверки будет исчисляться с даты окончания отчетного периода, в котором был подан полный комплект документов.

Таким образом, недочеты в оформлении документов при экспорте могут обернуться «заморозкой» уплаченного НДС более, чем на полгода.

Можно ли не заявлять нулевую ставку НДС, если заранее известно, что необходимые документы собрать не удастся?

Преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков, в т.ч. возможность не уплачивать налог илиуплачивать в меньшем размере, является налоговой льготой, ее применение является добровольным, если иное не установлено законом (56 НК РФ).

Исходя из этой формулировки ставка 0% очень похожа на налоговую льготу в виде освобождения от налога. Однако, судя по тому, как сформулированы положения главы 21 НК РФ о налоговой ставке 0%, она является обязательным элементом налогообложения, а не льготой.

Освобождение не предусматривает ведение налогового учета и подачу деклараций.

НДС даже по ставке 0% все же имеет налоговую базу – стоимость товара, указанная во внешнеторговом контракте (ст. 154 НК РФ) – и исчисляется отдельно по каждой экспортной операции на последнее число квартала, в котором экспортер собрал и предоставил в налоговый орган полный комплект подтверждающих документов.

Обособленный учет также требуется и для «входящего» НДС по товарам, работам, услугам, которые использовались для осуществления экспортных операций.

Освобожденные от НДС операции не отражаются в налоговых декларациях и не отражаются в налоговом учете, в отличие от операций, облагаемых НДС по ставке 0%.

Обложение реализации на экспорт НДС по ставке 0% означает возможность применения экспортером вычетов по НДС в отношении соответствующих входящих потоков (сырье и материалы, транспортные услуги, аренда и т.п.),  в отличие от освобождаемых от НДС операций, по которым весь объем входного НДС включается в расходы по налогу на прибыль, а не к вычету.

Применение ставки обусловлено предоставлением документов в определенный срок или отсутствием таких документов по истечении этого срока, и не предусматривает возможности выбора налогоплательщика, по какой ставке облагать экспортную операцию.

Этой же логики придерживается и Верховный Суд (определение от 20.02.2015 по делу А33-3050/2013).

Нужно ли выставлять счет-фактуру при экспорте?

Пункт 3 ст. 169 НК РФ не делает послаблений по данному вопросу для экспортеров – если операция признается объектом налогообложения (пусть даже и по ставке 0%) и экспортер не освобожден от обязанностей налогоплательщика и является плательщиком НДС, то счет-фактуру выставлять нужно в обычном порядке (в течение 5 дней с даты отгрузки товара с указанием в ней ставки 0% и регистрацией в книге продаж).

В случае предоставления в налоговый орган пакета документов, подтверждающих экспорт, с опозданием, помимо счета-фактуры с нулевой ставкой, придется также зарегистрировать в книге покупок ранее выставленный счет-фактуру со ставкой 10 или 18% на сумму экспортной поставки для того, чтобы у экспортера возникло основание на применение вычета по уже начисленному и уплаченному налогу.

К счастью, счет-фактура не назван в качестве условия обоснованности применения ставки 0% для продавца, поэтому ошибки и нарушения при составлении счет-фактуры или его отсутствие не повлияют на применение нулевой ставки НДС.

В то же время, учитывая, что налоговый орган будет проводить налоговую проверку, он скорее всего обнаружит это нарушение и выставит штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ).

Применение ставки 0% по НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС

Как было сказано выше, вывоз товаров в страны ЕАЭС не является экспортом в смысле Налогового кодекса РФ, однако союзным законодательством могут быть установлены особые условия налогообложения в рамках ЕАЭС.

Приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» установлен во многом схожий порядок преференциального налогообложения операций между странами-участницами ЕАЭС:

  • экспортом товаров признается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена (экспорт внутри ЕАЭС);
  • при экспорте внутри ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС;
  • условие ставки 0% НДС возможно при условии предоставления в налоговый орган по месту нахождения экспортера вместе с налоговой декларацией:
    — экспортного контракта (копия);
    — заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (по форме, утв. Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009) с отметкой налогового органа государств — члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары,на бумажном носителе либо перечень заявлений в бумажном/электронном виде и, информация о котором (которых) поступила в налоговые органы.
    Проверить поступление заявления можно на сайте ФНС России;
    — транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров;
    — документов, подтверждающих получение экспортной выручки, если это предусмотрено национальным законодательством страны-экспортера (НК РФ не требует такого подтверждения).
  • документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки, в противном случае НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров;
  • в случае представления налогоплательщиком документов по истечении 180-дневного срока, уплаченный НДС подлежит вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством страны экспорта;
  • датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика;
  • экспортер имеет право на налоговые вычеты / зачеты в порядке, установленном его национальным законодательством для экспорта за пределы ЕАЭС;
  • применение нулевой ставки НДС, применение вычета или возмещение налога должно быть подтверждено результатами налоговой проверки с учетом национальных правил о ценообразовании между взаимозависимыми лицами.

Приведенный выше перечень документов применяется для подтверждения нулевой ставки НДС и факта экспорта из России в Казахстан, Армению, Белоруссию и Кыргызстан.

Интересно отметить, что «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов…», в отличие от НК РФ, предусматривает обязанности по выставлению счета-фактуры экспортером. Следовательно, при экспорте товаров в пределах ЕАЭС выставлять счета-фактуры не требуется и оснований для наказания экспортера «за грубое нарушение правил учета» в данном случае нет.

Комментируйте этот материал на нашей странице в FB 
или поделитесь с друзьями

​    

Читать другие статьи

Защита документов

Комментарий к ст. 165 НК РФ

Статьей 165 НК РФ установлен перечень и порядок представления налоговым органам документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС. Перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых НДС исчисляется по ставке 0 процентов, предусмотрен пунктом 1 статьи 164 НК РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ для подтверждения нулевой ставки НДС установлен срок в 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ данный срок был продлен на 90 дней в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г.

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ вновь увеличен 180-дневный срок подачи документов для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС при экспорте. Соответствующее дополнение внесено непосредственно в пункт 9 статьи 165 НК РФ. При этом уточнено, что срок увеличивается именно на 90 календарных дней. Кроме того, отмечено, что срок продлевается, если товары помещены под соответствующие таможенные режимы в период с 1 июля 2008 г. по 31 марта 2010 г.

Статья 165 нк рф 2018

То есть вопрос расчета увеличенного срока подачи документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. решен и по 31 марта 2010 г. указанный срок составляет 270 календарных дней.

Постановлением КС РФ от 14.07.2003 N 12-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 164 и пунктов 1 и 4 статьи 165 признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, как закрепляющие обязательность представления налогоплательщиком в налоговые органы документов согласно установленному перечню для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.

Статья 165 НК РФ. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *