Ст 86 НК РФ

Ст 86 НК РФ

СТ 102 НК РФ.

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией;

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;

12) о постановке на учет в налоговых органах иностранных организаций в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса;

13) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 настоящего Кодекса;

14) о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных настоящим Кодексом.

1.1. Сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 — 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика, плательщика страховых взносов и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

2.1. Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну, а также представление в финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность участники консолидированной группы налогоплательщиков, информации о прогнозируемых поступлениях налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации от консолидированной группы налогоплательщиков в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период и о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций, полученной в соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 25.5 настоящего Кодекса.

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), а также на работников указанных организаций.

6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

8. Сведения, содержащиеся в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, признаются налоговой тайной с учетом следующих особенностей:

1) такие сведения признаются налоговой тайной без исключений, установленных подпунктами 1 — 3 и 5 — 8 пункта 1 настоящей статьи;

2) разглашение таких сведений и утрата представленных специальных деклараций и (или) прилагаемых к ним документов и (или) сведений являются основанием для привлечения к уголовной ответственности за незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

3) должностное лицо налогового органа, которому такие сведения стали известны, не может быть привлечено к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта;

4) такие сведения могут быть истребованы у налогового органа только по запросу самого декларанта, признаваемого таковым в соответствии с указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом;

5) в случае необходимости подтверждения факта представления в налоговый орган специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и достоверности содержащихся в них сведений должностное лицо органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом, была представлена копия специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для сверки с оригиналом специальной декларации, находящейся на централизованном хранении. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в пятидневный срок после получения такой копии специальной декларации направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия специальной декларации оригиналу.

9. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, поступившие в финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность участники консолидированной группы налогоплательщиков, в составе информации о прогнозируемых поступлениях налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации от участников консолидированной группы налогоплательщиков в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период и о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в финансовых органах субъектов Российской Федерации имеют должностные лица, определяемые руководителями этих финансовых органов.

10. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о доходах физических лиц, поступившие, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, в целях, связанных с предоставлением государственной социальной помощи, мер социальной защиты (поддержки), установленных законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в органах субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере социальной защиты населения, имеют должностные лица, определяемые руководителями таких органов.

Комментарий к Ст. 102 Налогового кодекса

Комментируемая статья посвящена одному из центральных институтов налогового права — налоговой тайне.

Налогоплательщики и иные лица, участвуя в налоговых правоотношениях, прежде всего в правоотношениях по налоговому контролю, передают налоговым органам значительное количество информации, охраняемой законодательством: конфиденциальной информации, информации, составляющей коммерческую, банковскую, страховую тайну и т.п.

Эта информация предназначена только для использования налоговыми органами и только для целей налогового контроля. Использование этой информации в иных целях может нанести серьезный ущерб налогоплательщику, результатам его экономической, предпринимательской деятельности.

Охраняя полученную от налогоплательщика информацию, налоговое законодательство учреждает правовой режим налоговой тайны.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом (иными государственными органами, участвующими в осуществлении налогового контроля, — органами внутренних дел, следственными органами и таможенным органом) сведения о налогоплательщике.

Налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике. По форме это может быть информация (письменная, электронная) о налогоплательщике, ставшая известной налоговому органу при осуществлении им своих полномочий по налоговому контролю (документы, электронные документы, магнитные диски, фотографии, видео- и звукозапись и т.д.). При этом по содержанию к предмету налоговой тайны может относиться не только информация, связанная непосредственно с исполнением налогоплательщиком налоговой обязанности; под режим налоговой тайны подпадает вся персональная информация о налогоплательщике, информация, составляющая коммерческую тайну, секреты производства и т.п.

Квалифицирующим признаком в определении предмета налоговой тайны является то, что он формируется за счет сведений, полученных налоговым органом при исполнении им своих полномочий.

При этом предмет налоговой тайны формируется не только за счет тех сведений, которые передал налоговому органу сам налогоплательщик, но и за счет сведений о налогоплательщике, которые получает налоговый орган от других лиц — от банковских учреждений, налоговых агентов, экспертов, свидетелей и т.д.

За пределы, охраняемые правовым режимом налоговой тайны, выводятся:

1) общедоступная информация о налогоплательщике, в том числе ставшая таковою с его согласия. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (Федеральный закон от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Налогоплательщик может дать письменное согласие на придание информации, передаваемой им налоговому органу, статуса общедоступной информации (пример такого письменного заявления-согласия см.: письмо ФНС России от 28.03.2014 N ГД-4-3/5719 «Об утилизационном сборе»);

2) об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) сведения, предоставляемые налоговым, таможенным или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми, таможенными или правоохранительными органами;

5) предоставляемые избирательным комиссиям сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) сведения, предоставляемые в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.

Таким образом, предмет налоговой тайны составляет любая информация, поступающая налоговому органу с момента постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе, за исключением вышеперечисленной информации, которая законом выводится из-под режима налоговой тайны.

Налогоплательщик наделяется правом на соблюдение и сохранение налоговой тайны, являющейся важнейшей информационно-правовой гарантией защиты его прав и законных интересов. На налоговые органы Налоговым кодексом возложена обязанность соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.

Правовой режим налоговой тайны предполагает запрет на ее разглашение органами, которые в соответствии с законом имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну: налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами и др.

Сведения, составляющие налоговую тайну, могут быть обнародованы или переданы иным государственным органам только в порядке, установленном самим Налоговым кодексом РФ или иным федеральным законом.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» налоговые органы передают для последующего опубликования в средствах массовой информации сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности председателю и членам Правительства РФ, их супругам и несовершеннолетним детям.

Случаи передачи налоговыми органами сведений, составляющих предмет налоговой тайны, предусмотрены, в частности, Федеральными законами «О полиции», «О прокуратуре», «О Следственном комитете Российской Федерации», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах» и т.д.

На защиту коммерческих интересов налогоплательщика, конкурентных преимуществ его бизнеса направлена норма Налогового кодекса, относящая к разглашению налоговой тайны использование или передачу другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну или секрет производства налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа (таможенного органа, следственного органа и т.д.), привлеченным экспертам, специалистам при выполнении ими своих обязанностей (прежде всего в процессе налогового контроля).

Режим налоговой тайны обеспечивается, во-первых, особым порядком хранения такой информации и доступа к ней, а во-вторых, установлением юридической ответственности за нарушение режима налоговой тайны.

Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Право доступа к таким сведениям имеют должностные лица, определяемые ФНС России (для таможенных органов — ФТС России, для органов внутренних дел — МВД России и т.д.).

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влекут юридическую ответственность (уголовную, административную, дисциплинарную, материальную), предусмотренную федеральными законами.

Уголовная ответственность установлена за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну (ст. 183 Уголовного кодекса РФ).

Административная ответственность предусмотрена за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 Кодекса РФ об административной ответственности).

В соответствии с Законом РФ «О налоговых органах» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей (в том числе обязанности соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение) они привлекаются:

— к дисциплинарной ответственности (ст. 57, 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— к материальной ответственности (раздел XI Трудового кодекса РФ).

Новая редакция Ст. 86 НК РФ

1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:

1) российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям — при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

2) иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, — при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.

Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.

3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Правила, предусмотренные пунктами 1.1 — 3 настоящей статьи, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.

5. Обязанности, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня наступления соответствующего события.

Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Комментарий к Статье 86 НК РФ

Организации, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные детективы и частные охранники обязаны при открытии счетов в банковских учреждениях предъявить свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции.

Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, а также об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), отправив для этого в налоговую инспекцию по месту своего нахождения сообщение на бумаге или в электронном виде. Банку отводится на указанные действия пять дней, считая со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

За неисполнение обязанности банк может быть оштрафован по ст. 132 НК РФ. Размер санкций составляет 20 000 руб. Однако обратите внимание: ответственность предусмотрена только за несообщение банком сведений об открытии или закрытии счета организаций или индивидуальных предпринимателей. Санкций за несвоевременное сообщение (нарушение срока) Налоговый кодекс не предусматривает. К такому выводу приходят и арбитражные суды (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 марта 2006 г. по делу N Ф04-1852/2006(20929-А45-26)).

Банки могут открывать расчетные, текущие, валютные (текущие, транзитные), ссудные и бюджетные счета. Возникает вопрос: о всех ли этих счетах нужно сообщать? Нет. Согласно ст. 11 НК РФ счетом считается открытый на основании договора банковского счета расчетный (текущий) или иной счет, куда зачисляются деньги и с которого их можно снимать.

То есть Налоговый кодекс РФ настаивает на том, что сообщать в налоговую инспекцию нужно о счете, который:

1) открыт по договору банковского счета;

2) позволяет зачислять и расходовать деньги.

Если хотя бы одному из условий счет не отвечает, о нем в инспекцию можно не заявлять.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в Письме от 21 июня 2005 г. N 03-02-07/1-155 сообщил, что транзитные валютные, депозитные и ссудные счета не обладают признаками счетов, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ, эти счета не открываются на основании банковского счета и имеют специальное целевое использование.

Учитывая изложенное, требование ст. 86 НК РФ о сообщении банками об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов не распространяется на депозитные, транзитные валютные и ссудные счета.

Форму сообщения утверждает Минфин России. Однако пока этого не сделано, можно пользоваться той, что приведена в Приложении N 1 к Приказу МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-24/441@.

В соответствии с правилами п. 2 комментируемой статьи банки обязаны выдавать справки, то есть информацию в письменном виде по форме, устанавливаемой ЦБ РФ и ФНС, а при отсутствии такой формы — содержащие необходимые для налогового органа сведения:

по мотивированному запросу налогового органа в порядке, определенном законодательством РФ;

если этот запрос касается операций (расходных и приходных) по счетам индивидуальных предпринимателей и организаций. Счета частных нотариусов, детективов, охранников, иных лиц, указанных в абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ, действием п. 2 ст. 86 НК РФ не охватываются.

Банки должны выдавать налоговикам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговый кодекс отводит на такую процедуру пять дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Однако учтите: запросить указанные сведения инспекторы могут только в рамках налоговых проверок.

Статьи 86.1 — 86.3. Утратили силу.

Другой комментарий к Ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пунктом 1 ст. 86 Кодекса установлено, что банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Частью 2 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федеральных законов от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ и от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ) также установлено, что открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.

В пункте 1 комментируемой статьи также установлена обязанность банка сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о банковских счетах юридического лица и индивидуального предпринимателя представляются в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Такой порядок установлен правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей:

согласно п. 14 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438, сведения о банковских счетах юридического лица представляются банками в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица не позднее 5 дней со дня открытия (закрытия) расчетных (текущих) счетов в электронном виде или на бумажном носителе по форме, установленной МНС России;

согласно п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630, сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя представляются банками в регистрирующий орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 5 дней со дня открытия (закрытия) расчетных (текущих) счетов в электронном виде или на бумажных носителях по форме, утвержденной МНС России.

В соответствии с приведенными положениями Приказом МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-24/441@ <*> утверждены следующие формы документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

———————————
<*> Российская газета. N 182. 2004. 25 августа.

форма «Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета» (приложение N 1);

форма «Информационное письмо налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета» (приложение N 2);

форма «Извещение банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка» (приложение N 3).

Приказом МНС России от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/180@ <*> утвержден Порядок направления информации по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

———————————
<*> Российская газета. N 82. 2004. 20 апреля.

В целях реализации Приказа МНС России от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/180@ и совершенствования налогового администрирования кредитных организаций Приказом МНС России от 30 июня 2004 г. N САЭ-3-24/401@ «О введении в промышленную эксплуатацию программно-технического комплекса «Банковские счета» (в ред. Приказа МНС России от 3 сентября 2004 г. N САЭ-3-24/490@) <*> утверждены:

———————————
<*> Справочные правовые системы.

Порядок электронного обмена между налоговыми органами информацией об открытии, закрытии (изменении номеров) банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляемой банками в налоговые органы (приложение N 1 к Приказу);

Порядок электронного обмена между налоговыми органами информацией о банках, имеющих картотеку неоплаченных расчетных документов клиентов на перечисление обязательных платежей в бюджет, допускающих несвоевременное перечисление платежей клиентов в бюджет, находящихся в процессе реструктуризации или конкурсного производства, к которым Банком России применена мера воздействия в виде ограничения на осуществление операций по перечислению платежей в бюджет, информацией о выставленных инкассовых поручениях (распоряжениях), о приостановлении операций по счетам (приложение N 2 к Приказу);

Требования к структуре и форматам текстовых файлов обмена информацией (приложение N 3 к Приказу).

В письме от 29 апреля 2004 г. N 09-1-02/1911 <*> МНС России обращало внимание банков на то, что в целях исключения дублирования предоставления сведений кредитными организациями информация о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна представляться банками однократно в налоговый орган по месту нахождения юридического лица, по месту жительства индивидуального предпринимателя в пятидневный срок с момента открытия (закрытия) счета. В связи с изложенным МНС России просило проинформировать кредитные организации о необходимости однократного представления в налоговые органы информации о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

———————————
<*> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. N 13.

МНС России письмом от 4 октября 2004 г. N 24-1-10/700@ <*> разъясняло, что банки обязаны сообщать в налоговые органы и об открытии (закрытии) счетов адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, и напоминало, что несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета этим лицам влечет применение мер ответственности, которые установлены ст. 132 Кодекса.

———————————
<*> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. N 22.

2. В пункте 2 ст. 86 Кодекса установлена обязанность банков выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Статьей 135.1 Кодекса предусмотрена ответственность банком за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка (см. комментарий к ст. 135.1 Кодекса).

МНС России в письме от 27 мая 2004 г. N 24-2-02/410 «По вопросу направления мотивированного запроса налогового органа в адрес банка» дало следующие разъяснения в отношении применения п. 2 ст. 86 Кодекса (до банков письмо МНС России доведено письмом Банка России от 10 июня 2004 г. N 64-Т <*>):

———————————
<*> Вестник Банка России. 2004. N 34.

статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» разрешает кредитным организациям выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, органам государственной налоговой службы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Таким образом, кредитная организация не вправе отказать налоговому органу в предоставлении информации по операциям и счетам клиентов по его мотивированному запросу, ссылаясь на банковскую тайну;

направление запросов налоговых органов в адрес кредитных организаций мотивируются осуществлением мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

согласно ст. 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

в соответствии со ст. 87 Кодекса если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка);

статьей 31 Кодекса предусмотрено право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

также ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;

Кодекс, а также иные действующие нормативные правовые акты законодательства о налогах и сборах не содержат ограничений в части направления запросов в банки о предоставлении информации по операциям организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, только в рамках налоговых проверок, а также ограничений по видам операций и периодам, по которым налоговым органом может быть запрошена указанная информация. В связи с этим запросы о предоставлении указанной информации могут быть направлены налоговым органом как в рамках, так и вне рамок налоговой проверки (в том числе на этапе подготовки к проведению выездной налоговой проверки);

при отсутствии в запросе налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы исполнению банками не подлежат.

Как указал КС России в Определении от 14 декабря 2004 г. N 453-О <*>, порядок представления банками справок по операциям и счетам организаций законодательством Российской Федерации — вопреки предписанию ст. 86 Кодекса — до настоящего времени не определен. Соответственно, КС России сослался на приведенное выше разъяснение МНС России и указал, что, иными словами, не исключается право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля. В этом случае отказ банка не может повлечь ответственность, предусмотренную ст. 135.1 Кодекса. Споры же банка и налогового органа по вопросу законности и обоснованности истребования соответствующих справок подлежат рассмотрению судами в установленном законом порядке.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

Статьи 86.1 — 86.3. Утратили силу. — Федеральный закон от 07.07.2003 N 104-ФЗ.

Комментарий к статьям 86.1 — 86.3

Статьи 86.1, 86.2 и 86.3 Кодекса в ранее действовавшей ред. устанавливали механизм налогового контроля за расходами физического лица.

К имуществу, расходы на приобретение которого подлежали контролю со стороны налоговых органов, относились следующие объекты:

1) недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;

2) механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

3) акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

4) культурные ценности;

5) золото в слитках.

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 104-ФЗ ст. 86.1 — 86.3 из Кодекса исключены. В качестве обоснования такого изменения в пояснительной записке к законопроекту указывалось на следующее:

механизм налогового контроля за расходами физического лица фактически не действует. Это обусловлено рядом причин. Наиболее часто физические лица совершают сделки купли-продажи недвижимого имущества, в частности объектов жилого фонда. При регистрации подобных сделок используется, как правило, инвентаризационная стоимость имущества, определяемая государственными органами по учету недвижимого имущества, либо стоимость имущества, указанная в договоре по соглашению сторон, но не ниже ее инвентаризационной стоимости. В действительности инвентаризационная стоимость не отражает реальную стоимость имущества и в большинстве случаев занижена. Эта же стоимость, как правило, указывается в договоре купли-продажи жилья;

таким образом, информация, получаемая налоговыми органами, не позволяет им знать реальные затраты физического лица на приобретение недвижимого имущества, что свидетельствует о неэффективности подобного механизма контроля. В то же время проведение этих контрольных мероприятий приводит к дополнительным затратам бюджета.

С 1 апреля 2020 года налоговые органы смогут получать сведения обо всех электронных кошельках физических лиц. Соответствующие поправки в статью 86 НК РФ внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Как отмечается в , в настоящее время банки обязаны сообщать налоговым органам об открытии/закрытии счетов физлиц, а также о наличии счетов, вкладов (депозитов) физлиц, об остатках денежных средств и представлять выписки по операциям на них. Кроме того, с 1 июня 2018 года банки по запросам налоговых органов также предоставляют справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках и движении средств по счетам, открытым в драгоценных металлах.

С 1 апреля 2020 года к этому списку добавятся сведения о предоставлении права или прекращении права физлица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физлица, в отношении которого проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов.

При этом в ФНС уточняют, что у налоговых органов нет и не будет прямого доступа к этим счетам. Также налоговые органы не смогут контролировать движение средств по счетам без проведения проверок. Запросить информацию об операциях по счету физического лица, включая выписки по счетам, к которым привязаны платежные карты (а с 1 апреля 2020 года и по электронным кошелькам физлица) налоговые органы могут только в случаях проведения налоговых проверок такого лица либо контрагента физлица. Однако такие сведения могут быть запрошены только при наличии согласия руководителя регионального Управления ФНС или руководителя (заместителя руководителя) ФНС РФ.

Например, в налоговый орган поступила информация, что физлицо нелегально занимается предпринимательством. В этом случае его могут пригласить в налоговую инспекцию для дачи пояснений, и если будут установлены факты недекларирования доходов, предложить уточнить налоговые обязательства.

ФНС также обращает внимание, что появившаяся в ряде СМИ информация о повсеместном вызове на допросы владельцев карт, о начислении налогов и штрафов за все невыясненные поступления на карты граждан и что это связано с поправками в законодательство, вступающими в силу с 1 июля 2020 года, не соответствует действительности.

БУХПРОСВЕТ

Наряду с проведением налоговых проверок, справки о наличии счетов и об остатках денежных средств на них могут быть запрошены в ходе проверок контрагентов, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога. То же самое касается и выписок по операциям на счетах и по вкладам организаций и ИП.

Также справки и выписки по счетам налогоплательщиков могут быть запрошены в случаях принятия решений о приостановлении операций по счетам и приостановлении переводов электронных денежных средств. Кроме того, справки запрашиваются при принятии налоговиками решений об отмене приостановления операций по счетам или отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Банки обязаны выдавать справки в течение 3 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа банк сообщает в электронной форме в течение 3 дней со дня соответствующего события.

В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей.

Пункт 2 ст. 86 НК РФ предусматривает право налогового органа истребовать информацию у банков, не ограничивая налоговые органы в праве истребовать информацию у иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком.

При этом НК РФ не установлена обязанность налоговых органов направлять предусмотренные п. 2 ст. 86 НК РФ запросы через налоговый орган по месту учета налогоплательщика, в отношении счетов которого составлен запрос.

Порядок направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также формы соответствующих запросов утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@.

Порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@.

К мотивировочной части запросов о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) в банке, направляемых налоговыми органами в банки как на бумажном носителе, так и в электронном виде, применяются общие требования, закрепленные в Приказе Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@. Так, мотивировочная часть запроса о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) а банке в качестве основания для направления запроса может содержать ссылку на проведение у организации такого мероприятия налогового контроля, как истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

Таким образом, Инспекция ФНС России имела право направить запрос в банк о представлении выписки по операциям на счетах организации в рамках проведения мероприятия налогового контроля — истребования необходимых налоговому органу документов (информации).

Однако в мотивировочной части данного запроса неверно указано основание для истребования информации.
Вместе с тем, несмотря на наличие ошибки в мотивировочной части запроса, у Инспекции ФНС России были основания для его направления и запрос подлежал исполнению банком.

ФНС России поручает УФНС России провести работу с нижестоящими налоговыми органами по недопущению должностными лицами налоговых органов нарушений при оформлении запросов в банки.
Основание. Письмо ФНС России от 06.12.13 N ЕД-4-2/22079@.

Ст. 100 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 100 НК РФ

В каких случаях статья 100 НК РФ обязывает налоговиков составлять акт проверки?

Акт всегда является итогом выездной налоговой проверки (ВНП) и составляется независимо от того, обнаружены нарушения или нет (см. письмо ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299).

По результатам камеральной налоговой проверки (КНП) акт составляется только в том случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При положительном исходе КНП информировать налогоплательщика о ее завершении инспекция не обязана (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403). Исключение — проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога. О ее завершении без нарушений инспекция должна сообщить в течение 7 дней после окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Подробнее о процедуре заявительного порядка возмещения читайте в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

Если акт КНП не составлен, как узнать о ее завершении?

Если 3 месяца с момента подачи декларации истекли, а инспекция не запросила у вас документы или пояснения, не потребовала внести исправления в отчетность, считайте, что камеральная проверка закончилась удачно.

Если вам нужна точная информация, обратитесь в ИФНС с просьбой проинформировать вас о результатах КНП. Тот факт, что данная обязанность у налоговиков отсутствует, не дает им права проигнорировать запрос налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2009 № А55-10190/2008).

В какие сроки инспекция должна составить и вручить акт проверки?

Акт выездной проверки инспекция должна подготовить в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке, а если проверялась консолидированная группа налогоплательщиков — в течение 3 месяцев.

На составление акта камеральной проверки ст. 100 НК РФ отводит 10 дней с момента завершения КНП.

Вручить акт налогоплательщику проверяющие должны в течение 5 дней с даты составления.

О последствиях невручения акта налоговой проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Что будет, если срок вручения акта нарушен?

Ничего. Использовать нарушение налоговиками срока вручения акта проверки, чтобы обернуть ее результаты в свою пользу, не получится. Сама по себе просрочка вручения акта не является основанием для отмены решения по проверке, поскольку не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения ее материалов (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Это подтверждают и суды (см. постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 № 09АП-40446/2013 по делу № А40-76732/13, которое оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 09.04.2014 № Ф05-2601/2014).

Кто подписывает акт проверки?

Акт должен быть подписан 2 сторонами: сотрудниками ИФНС, проводившими проверку, а также проверяемым лицом или его представителем.

Заметим, что иногда налоговики нарушают порядок подписания акта. Например, его может завизировать сотрудник, который не был указан в решении о проведении ВНП и в ней не участвовал. Или наоборот, в акте будет отсутствовать подпись кого-то из тех, кто проводил проверку.

Ни то, ни другое, скорее всего, не повлияет на итоги проверки и не поможет оспорить ее результаты. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11, ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 по делу № А40-188140/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 и др.).

Какие сведения должны быть в акте проверки?

Требования к содержанию акта проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ. Так, в нем указываются:

  • дата акта (дата его подписания проверяющими);
  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество проверяемого лица; если проверялось обособленное подразделение, дополнительно указывается его полное и сокращенное наименование, а также место нахождения;
  • фамилии, имена и отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения о проведении выездной проверки (для ВНП) или дата представления декларации и иных документов (для КНП);
  • перечень документов, представленных в ходе проверки проверяемым лицом;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование проверенного налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физлица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при проверке;
  • документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они были выявлены, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, обоснованные ссылками на нормы НК РФ.

В настоящее время применяется форма акта проверки и требования к его составлению, утвержденные приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте все ли требования к акту налоговой проверки соблюдены. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Больше информации об актах ВНП и КНП можно найти на нашем сайте в статьях:

  • «Акт выездной налоговой проверки —образец и особенности»;
  • «Акт камеральной налоговой проверки —образец».

Можно ли оспорить акт проверки?

Акт проверки не является ее итоговым документом. Он лишь фиксирует позицию проверяющих и информирует налогоплательщика о выводах контролеров. Никаких требований к проверяемому лицу он не устанавливает и никаких правовых последствий для него не порождает. Так что его нельзя обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Обжалованию подлежат только итоговые решения по проверкам.

См. статью «Порядок обжалования решения налогового органа в суде».

Единственное, что в случае несогласия с актом может сделать налогоплательщик, — составить и подать возражения на него. Такое право предусмотрено п. 6 ст. 100 НК РФ.

Пренебрегать им не стоит. Возражения вместе с актом исследуются руководителем инспекции (его заместителем) в ходе рассмотрения материалов проверки и могут повлиять на ее результаты.

На подачу возражений отводится 1 месяц со дня получения акта.

А составить их вам помогут наши статьи:

  • «Возражения на акт камеральной налоговой проверки —образец»;
  • «Возражения на акт выездной налоговой проверки —образец».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *