Стандарт педагога психолога

Стандарт педагога психолога

Транскрипт

1 Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» Чепель Татьяна Леонидовна Новосибирск

2 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 июля 2015 г. N 514н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)» 1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». 2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагогпсихолог (психолог в сфере образования)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

3 Профессиональный стандарт педагога-психолога: документ, включающий перечень профессиональных и требований к психологу, педагогу-психологу, психологу образовательной организации, действующий на всей территории РФ

4 Что такое профессиональный стандарт? Государственный документ, управленческий инструмент Применяется работодателем при заключении трудовых договоров, установлении систем оплаты труда Применяется с 1 января 2017 года Профессиональ ная норма деятельности Соответствует возможностям современной психологической науки и практики Соответствует задачам, проблемам, потребностям современной системы образования

5 Зачем нужен профессиональный стандарт? Стандарт инструмент реализации стратегии развития практической психологии образования в меняющемся мире российского образования Стандарт инструмент повышения качества ППсопровождения образования Стандарт объективный измеритель квалификации педагога-психолога Стандарт средство отбора психологических кадров в учреждения образования Стандарт основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем Стандарт основа формирования программ ВПО и ДПО

6 Профессиональный стандарт педагога-психолога инновация: требуется апробация! Любая инновация сопровождается рисками Риск это негативные последствия от инновационных изменений Риски необходимо осознавать, чтобы предупредить или минимизировать

7 Стандарт: дух и буква «Дух» Педагоги психологи должны иметь осознанные профессиональные ориентиры, но быть свободны от мелочной регламентации и субъективного подхода к оценке их труда «Буква» Работодатель должен иметь рамку предъявления педагогампсихологам объективно необходимых требований к их деятельности

8 Должностная инструкция, трудовой договор Процедуры и требования к аттестации Процедуры аттестации, стимулирующие выплаты Область применения стандарта При приеме на работу в должность «педагогпсихолог» При проведении аттестации педагогов психологов региональными органами управления образования При проведении аттестации педагоговпсихологов внутри ОО, ППМС центров

9 Обратите внимание на уровни квалификации! Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, 4, ст. 293), приказываю: Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Профстандарт «педагог-психолог» ориентирован на 7 уровень (магистратура, специалитет), хотя уже утвержден ФГОС ВПО 3+ для бакалавров, с ориентацией на данный стандарт

10 Обобщенные трудовые функции Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ А: психолог в ОО Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе — Б: психолог в ППМС-центре и ПМПК

11 А — Трудовые функции психолога в ОО: 7 1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ 2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций 3. Психологическое консультирование субъектов обр. процесса 4. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации 5. Психологическая диагностика детей и обучающихся 6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса 7. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

12 Б Трудовые функции психолога ППМС центров: 5 1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы с лицами с ОВЗ, 2. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ОВЗ, 3. Психологическое консультирование лиц с ОВЗ, 4. Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ОВЗ, 5. Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья,, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных

13 III. Характеристика обобщенных трудовых функций: А Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ: трудовые действия Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

14 А — Необходимые умения Использовать качественные и количественные методы психологического обследования Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационнокоммуникационных технологий (ИКТ)

15 А — Необходимые умения (продолжение) Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями

16 А- Необходимые знания Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

17 А: Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации Разработка и реализация планов проведения коррекционноразвивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении Организация и совместное осуществление с педагогами, учителямидефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся

18 III. Характеристика обобщенных трудовых функций: Б Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ Трудовые функции: 5 ( ) По каждой из 5 трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания

19 Что происходит в педагогическом образовании? КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: Подпрограмма 2. Модернизация педагогического образования Цель подпрограммы: обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с профессиональным и стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Задача подпрограммы: изменение содержания федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» и технологий обучения в целях учета требований нового профессиональных стандартов и обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

20 Чего нельзя допустить? Имитации внедрения стандарта Административно-приказного внедрения стандарта Поспешного внедрения стандарта Внедрения стандарта без создания необходимых условий

21 Что же принесет профессиональный стандарт в систему образования? Риски от внедрения профессионального стандарта? Риски бездействия: формально или отстраненно отнестись к стандарту г.

22 Задачи и сфера ответственности Новосибирской области. Перспективы. Планирование. Что нужно делать и как будем действовать?

23 «Дорожная карта» профессионального стандарта

24 Что предполагает этап апробации? Основные этапы внедрения стандарта Оператор -МГППУ Регионы- участники апробации Сетевая форма взаимодействия на федеральном и региональном уровнях: распределение полномочий и сфер ответственности Позиция ответственного разработчика Позиция экспериментальных площадок, экспертов

25 Основные задачи Новые нормативно-правовые документы: положения, модели, нормы рабочего времени, рекомендованные программы и диагностикумы, образцы должностных инструкций, циклограмм Дифференциация уровней профессиональных квалификационных категорий Разработка технологий и инструментария оценки профессиональных компетенций в соответствии с содержанием трудовых функций Разработка вариативных моделей аттестации (процедуры, показатели, интсрументы) Модернизация ВПО (стандарты, программы, практики) Модернизация системы ПК (программы ДПО) Разработка типовой модели построения и реализации ИППР педагогапсихолога Разработка вариативных моделей организации психологической службы на региональном и муниципальном уровнях (п. 22 в части оказания помощи лицам с ОВЗ ): НСО и Челябинская обл. Создание системы учебно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагога-психолога

26 «Отягчающие обстоятельства внедрения стандарта» Психологическая усталость профессионального сообщества от множества функций, задач на фоне высокого уровня неопределенности сфер ответственности Дефицит психологических кадров Отношение психологов к любым стандартам как к шаблонам, альтернативе творчества Дефицит условий, необходимых для качественного освоения психологами новых компетенций Отсутствие разработанной процедуры объективной независимой аттестации, обеспечивающей профессиональный рост психологов

и курсовых работ из числа наиболее квалифицированных сотрудников; обеспечение доступа к материалам правоприменительной практики, к информационным базам данных, видео-, аудиозаписям, которые могут быть использованы в качестве учебно-методических материалов в учебном процессе; предоставление возможности для проведения практических занятий на базе практического органа; оказание помощи в трудоустройстве выпускников.

Высшее учебное заведение, на наш взгляд, должно принять на себя следующие обязательства: привлекать представителей правоохранительного органа к работе совета факультета, государственной аттестационной комиссии, к разработке основных образовательных программ и учебных планов; в целях проведения профориентационной работы организовать проведение встреч и мастер-классов со специалистами; направлять студентов для прохождения

Библиографический список

учебной, производственной и преддипломной практики в практические органы; привлекать представителей работодателя к проведению на базе вуза научно-практических конференций, изданию совместных научных работ, а также учебно-методической литературы.

Таким образом, заключение долгосрочных договоров и соглашений о сотрудничестве с работодателями позволит, с одной стороны, привлечь студентов в сферу будущей профессиональной деятельности уже на первых этапах обучения, тем самым усиливая практико-ориен-тированную подготовку студентов, с другой — обеспечить долгосрочный характер отношений с работодателями. Сотрудничество вуза с работодателем способствует подготовке квалифицированных кадров, интеграции науки, образования и практики, развитию взаимовыгодных отношений, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка труда.

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция : . — Режим доступа: №р://шшш.дагап1 ги/р^и^/1ро/рлте^ос/55070501/.

УДК 37.0+159.9 Н. В. Трусова, доц. Челябинского

института развития профессионального образования, канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: NVTrusova@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ ВРЕМЕНИ

В данной статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности педагога-психолога на основе анализа проекта профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Ключевые слова: профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», обобщенные трудовые функции.

В настоящее время активно идет процесс разработки профессиональных стандартов, затронувший и систему образования в целом, и психологов в частности. Так, с 2015 г начинает действовать профессиональный стандарт педагога, а из психологических специальностей — стандарт психолога в социальной сфере.

Наибольшие значимость и интерес для нас представляет проект профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (регистрационный номер 30, код 01.022). Этот документ недавно прошел многочисленные этапы обсуждения и согласования в различных ведомствах. Обновленная и дополненная версия проекта стандарта размещена на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ по адресу: http://profstandart.rosmintrud. ru/web/ps482469 .

Поскольку в разработке и составлении стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» принимали участие не только ученые, но и практики, можно сказать, что составлен он с учетом традиционно существующих направлений профессиональной деятельности педагогов-психологов, а также новых задач, связанных с реформированием всей системы образования.

Стандарт охватывает деятельность психологов, которые работают в системе дошкольного, начального и среднего общего образования, среднего и высшего профессионального образования, образования для взрослых и пр.

Стандарт — это не представление об идеальном специалисте, а минимальный усредненный набор требований к знаниям и умениям, которыми должен обладать психолог, приходящий на работу в образовательную организацию. Профессиональный стандарт ценен прежде всего тем, что он определяет нижнюю планку квалификации, отсекая специалистов, которые по разным причинам находятся ниже этой самой планки .

Согласно стандарту, педагогом-психологом (психологом в сфере образования) может быть лицо с высшим образованием по профильным направлениям. При этом уровень его квалификации должен быть седьмым. Поясним, что это такое.

В документе «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 12 апреля 2013 г., обозначено девять уровней квалификации, которые должны применяться при разработке профессиональных стандартов. Для каж-

дого из этих уровней определены полномочия, характер умений, знаний и основные пути достижения квалификации. Так, первый уровень предусматривает деятельность под руководством и индивидуальную ответственность; работники заняты, как правило, физическим трудом. Для этого уровня достаточно краткосрочного обучения или инструктажа, а также практического опыта.

На следующих уровнях расширяются полномочия, растет ответственность, повышаются требования к образованию. Так, седьмому уровню соответствуют следующие полномочия и ответственность: определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений.

Характер умений определяется решением задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных; разработкой новых методов, технологий.

Характер знаний предполагается на уровне понимания методологических основ профессиональной деятельности, создания новых знаний прикладного характера в определенной области, определения источников и поиска информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации.

Если говорить о видах деятельности, которыми предстоит заниматься психологам, то в стандарте они представлены очень подробно. Все они (под заголовком «Обобщенные трудовые функции») объединены в два блока, каждый из которых содержит целый перечень трудовых функций (направлений работы).

Первый из блоков — «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ». Туда входят: психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ, психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных учреждений, психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, коррек-ционно-развивающая работа с обучающимися, психологическая диагностика обучающихся, психологическое просвещение субъектов образовательного процесса, психопрофилактика

(профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях) .

Второй блок — «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» — отражает работу психолога с особыми детьми. Он включает: психологическое просвещение субъектов образовательного процесса по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; психологическую профилактику нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по поддержке этой категории детей и подростков; психологическое консультирование, коррекцию поведения и нарушений их в развитии, психологическую диагностику особенностей таких детей . Все эти виды деятельности (трудовые функции) понятны и традиционны для работы психологов.

Более подробно требования к специалистам, которым предстоит воплощать их в жизнь, раскрываются в разделе, посвященном конкретизации перечисленных ранее трудовых функций, а также требованиям к знаниям и умениям, которыми должен обладать специалист.

Думаю, педагог-психолог необходим системе образования, пытающейся осознать, что же изменилось с введением новых стандартов и что теперь делать. Перед ним открылось много новых профессиональных возможностей для самореализации в образовании, появились новые функции (или значительно укрепились прежние). Каковы же эти функции?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функция первая: толковать. Концептуальная часть образовательного стандарта хороша и глубоко психологична. Но при этом туманна, полна несостыковок, нерасшифрованных тезисов. Чтобы такой текст лег в основу практической деятельности, его нужно перевести на понятный практикам язык — язык принципов и технологий. В этом нуждается педагог, и это может сделать психолог, который по содержанию своего образования и профессиональному тезаурусу ближе всех к языку стандарта. Именно педагог-психолог способен помочь своим коллегам понять, в чем принципиальная новизна концепции, заложенной в стандарт, почему

он стал настолько психологичным, какие цели и механизмы их реализации затребовали эту психологизацию .

Функция вторая: совместно разрабатывать. Образовательные технологии, с помощью которых можно реализовать развивающий потенциал стандарта, по сути своей являются психолого-педагогическими, т. е. ориентированы на решение педагогических задач и опираются на психологические закономерности и механизмы развития, присвоения, формирования и т. д. На первых порах педагогам, осваивающим эти технологии, очень нужна будет реальная помощь, для того чтобы удержать психологическую составляющую технологии. А лучшая помощь — это совместная разработка. И, возможно, совместное проведение, поскольку сложность любой развивающей технологии не только в том, чтобы подготовить сценарий на ее основе, но и в том, чтобы реализовать его на практике .

Функция третья: создавать модель. Педагог-психолог на примере своей собственной работы, своих занятий, игр, тренингов должен показывать, как выглядит развивающая образовательная ситуация .

Функция четвертая: давать обратную связь. Не всегда можно включиться в разработку образовательных ситуаций вместе с педагогами, порой возникают чисто организационные проблемы. Но если и не удается вместе что-то создать, то можно присоединиться к процессу хотя бы на стадии рабочей экспертизы созданного. Пока оно не реализовалось в работе с обучающимися, не вышло в свет, не стало предметом рассмотрения на методическом совете, можно обсудить сценарий с педагогом, дать обратную связь. Профессиональный экспертный взгляд необходим сегодня даже очень сильным педагогам. Скажем так: он прежде всего необходим сильным педагогам, потому что они хотят и могут работать глубоко, но им иногда элементарно не хватает психологических знаний .

Функция пятая: вдохновлять и поддерживать. Данная функция — из разряда миссии и долга психолога перед современным образованием. Образование обрело надежду на изменение. В нем на уровне идеи и цели появился человек. Не в качестве материального субстрата — носителя знания, а в качестве автора и распорядителя знанием. Воплощение этой надежды в жизнь требует огромных преобразований. И наверно, именно психолог должен поддерживать, вдохновлять и помочь настроиться на всевозможные открывающиеся изменения, которые происходят в системе образования .

Внедрение в российское образование федерального государственного образовательного стандарта нового поколения способствует тому, что психологи определяют свое место в новой системе образования, а педагоги и руководители образовательных учреждений осознают, что без участия психологов вряд ли можно говорить об эффективном переходе к работе по новым стандартам.

Принятие данного профессионального стандарта, несомненно, будет способствовать укреплению позиций педагогов-психологов

в образовательной организации, прежде всего за счет определения круга их должностных обязанностей и требований к уровню подготовки. Важно, что с принятием стандарта и сами психологи, и руководители системы образования разных уровней будут четко представлять себе реальные возможности специалистов, а также то, какой вклад они могут внести в совершенствование работы конкретной образовательной организации; будут знать, каких результатов можно ожидать от работы психолога, и подбирать специалистов нужной квалификации.

Библиографический список

3. Битянова, М. Психолог и ФГОС : Новые функции на новом этапе / М. Битянова // Школьный психолог. — 2015. — Январь. — С. 4-7.

УДК 377+001 И. И. Тубер, директор Южно-Уральского

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты организации научно-исследовательской работы студентов колледжа через создание научно-исследовательского общества; приводится инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей студентов.

Ключевые слова: творческий потенциал, развитие творческого потенциала, педагогическое управление, модель педагогического управления.

Социально-экономическое развитие государства определяется уровнем образования молодых специалистов. Они должны быть способны преодолевать жизненные трудности, адаптироваться в стремительно меняющихся социально-экономических условиях. В дополнение к этому востребована личность с ярко выраженной субъектной позицией, обладающая способностью самостоятельно и критически мыслить, выраба-

тывать и защищать собственную точку зрения. Данная идея четко прослеживается на государственном уровне. В Национальной доктрине образования Российской Федерации декларируется обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывается на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации .

Профессиональные стандарты

Администратор Июн 25 |23:39

В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года.

Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.

Знаете ли вы? Основная причина, по которой был введён профессиональный стандарт педагога, — несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к учительской деятельности.

Характеристики, содержащиеся в ЕКС не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации этой области. Согласно Постановлению правительства №584 для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г. К этому времени во всех учреждениях сферы образования должно произойти внедрение профстандарта педагога, соответствие которому будет являться основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в образовательную организацию.

План по организации применения профессиональных стандартов Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.

Апробация профессионального стандарта педагога

В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации организации и представителей профессиональных сообществ. Точного, законодательно установленного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой организации он будет носить индивидуальный характер. Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:

Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении. Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии.

Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости — внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с работниками.

Проведение проверки сотрудников на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.

Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству. Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту.

Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.

Требования профстандарта педагога

В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:

Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.

Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.

Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.

Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.

Знаете ли вы? Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий). В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.

Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты. В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г. ) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом. Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики.

Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):

Образование. Каждый учитель должен: Иметь высшее образование. Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности. Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения. Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности. Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, — лабораторными и иными работами. Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей. Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.

Воспитательная работа. В рамках выполнения воспитательной работы учитель обязан: Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе. Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения. Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся. Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников — культурных, возрастных, психологических и т.п. Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения. Развитие личностных качеств.

Педагог должен: Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств — успехов в обучении и особенностей поведения. Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении. Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов — логопедов, психологов и так далее. Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка. Владеть методиками коррекционно-развивающей работы. Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.

Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147. В соответствии с этим приказом все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения: Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация. Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога. Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника. Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования — воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года.

За это время были созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности:

Наименование профстандарта

Возможные наименования должностей

Утверждающий документ

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Воспитатель Учитель

Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации

Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Педагог дополнительного образования; Старший педагог дополнительного образования Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель Преподаватель Методист Педагог-организатор

Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н

То есть на сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов — будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения или профстандарт педагога среднего профессионального образования.

Методика самооценки соответствия педагога требованиям

Профстандарта педагога (трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»)

Каждый из конкретных стандартов разбит на три пункта, в соответствии с которыми и предъявляются требования к тому или иному сотруднику: Действия. Умения. Знания.

К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования:

Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребёнку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.

Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.

Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника.

Также воспитатель обязан: Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста. Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов — психолога, логопеда и т.п. Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения. Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.

Профстандарт педагога дошкольного образования

Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования с 01.01.2017 г. также будет подчиняться новым госстандартам. В них представлены требования к воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне. Главное, что подразумевает переход воспитателей дошкольных учреждений на новые нормативы, — это максимально эффективное вовлечение самих детей в воспитательный процесс. Педагогам предлагается применять непосредственно в процессе обучения новые инструменты, которые позволят всесторонне развиваться ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей — умственных возможностей, характера, происхождения из той или иной социальной или этнокультурной среды.

Стандарт педагога-психолога Не так давно введённая в школах должность педагога-психолога также подпала под действие соответствующих профессиональных стандартов. Согласно стандарту педагог-психолог должен осуществлять сопровождение всего образовательного процесса как в учреждениях общего, так и профессионального образования. При этом он должен уметь, опираясь на современные методики оценки, производить мониторинг всего образовательного процесса. По итогам мониторинга, в случае необходимости, осуществлять консультирование коллег относительно метода использования применяемых ими средств и методов обучения и воспитания. Что касается непосредственно учащихся, то данный специалист должен уметь оказывать психологическую помощь любому ученику, нуждающемуся в ней, будь это ученик с отклонениями в физическом, психическом развитии или же испытывающий проблемы в усвоении программы либо в построении взаимоотношений со своими сверстниками. Однако на этом круг обязанностей преподавателя-психолога вовсе не ограничивается. Согласно положениям профстандарта он должен уметь работать и с несовершеннолетними преступниками, в том числе и обвиняемыми в деяниях, подпадающих под действие уголовного кодекса. Равно психолог должен уметь выстраивать отношения и с несовершеннолетними жертвами преступлений как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых — в частности, он должен уметь вовремя распознать внутренний психологический кризис, вызванный либо тяжёлой семейной ситуацией, либо неблагополучными отношениями с другими детьми. Читайте также: Должностная инструкция педагога-психолога на основе Профессионального стандарта

Источник

Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять?

Уважаемые коллеги!

На сайте ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ

вы можете ознакомиться с ходом внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога.

1 января 2017 года должно было стать началом применения трех профессиональных стандартов в сфере общего образования:

  • педагога (учителя, воспитателя), утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – Профстандарт педагога);
  • педагога-психолога, утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н (далее – Профстандарт педагога-психолога);
  • педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н (далее – Профстандарт педагога дополнительного образования).

10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания).

Однако без лишних вопросов начали применяться только два из четырех профстандартов.

Какие профстандарты применяются

На сегодняшний день нет вопросов о применении только двух профстандартов:

  • Профстандарт педагога-психолога – применяется с 1 января 2017 года (п. 2 приказа Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н);
  • Профстандарт специалиста в области воспитания – применяется с 6 февраля 2017 года.

Другая ситуация сложилась в отношении Профстандарта педагога и Профстандарта педагога дополнительного образования .

Хотя официальных изменений о переносе даты начала применения в них не вносили и оба профстандарта должны применяться с 1 января 2017 года, появилась информация о переносе этой даты:

  • для Профстандарта педагога – на 1 января 2019 года;
  • для Профстандарта педагога дополнительного образования – на 1 января 2018 года.

В настоящее время приказы о переносе даты находятся в стадии согласования. Есть вероятность, что в ближайшее время они вступят в силу.

Данная ситуация повторяет ту, которая сложилась в 2015 году. Тогда также Профстандарт педагога начал применяться с 1 января 2015 года. Однако Минтруд России приказом от 25 декабря 2014 г. № 1115н перенес срок на 2017 год. Причем этот приказ вступил в силу только 3 марта 2015 года.

Что хотят поменять в Профстандарте педагога?

Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на сайте при нажатии .

Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.

1. Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.

2. Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.

3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.

Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.

Что хотят поменять в Профстандарте педагога дополнительного образования?

Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России .

Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.

Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.

Что сделать, чтобы не нарушить порядок применения профстандартов?

Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.

Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.

Почему именно к этому сроку?

Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ) :

  • в части требований к квалификации;
  • в случаях, которые прямо предусмотрены законом.

При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584

Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.

Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.

7 июня на базе МБУ Екатеринбургского Центра психолого-педагогической поддержки «Диалог» состоялся семинар-совещание на тему «Внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог сферы образования)» в Свердловской области: промежуточные итоги». Модератором и основным докладчиком была доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии образования института психологии УрГПУ Наталия Васягина.

В семинаре приняли участие представители МБУ ЕЦПППН «Диалог» в лице директора Леси Кольчугиной, заместителя директора Галины Домрачевой, ГБОУ Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр» (г. Екатеринбург), МАУДО городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» (г. Екатеринбург), ГКУ Свердловской области «Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г. Ирбит), МАОУ гимназия № 47 (г. Екатеринбург), МАОУ СОШ №2 (г. Березовский); МАДОУ «Детский сад №12 «Радуга» (г. Березовский); ГБОУ Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» (г. Екатеринбург); МАДОУ «Детский сад №555 (г. Екатеринбург).

С 1 января 2018 года Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог сферы образования)» вступил в силу. С этого дня образовательные организации, должны руководствоваться данным документом. Как напомнила в своем докладе Наталия Васягина, начиная с 2015 года Свердловская область вошла в число регионов, которые принимали участие в апробации профстандарта «Педагог-психолог» и стала одним из 12 таких субъектов РФ. Сообщество педагогов-психологов нашего региона имело возможность участвовать в разработке профстандарта и вносить свои предложения по его улучшению.

На сентябрь 2016 г. в Свердловской области было 448 педагогов-психологов. На январь 2018 г. их стало уже 1271, то есть количество педагогов-психологов в регионе увеличилось почти в 3 раза. Одновременно с увеличением ставок педагогов-психологов наблюдается постепенное снижение количества обучающихся, которые посещают образовательные организации. Если в 2016 г. на одного педагога-психолога приходилось более 1000 детей, то сейчас их около 500. Но около 80% от общего количества педагогов-психологов сосредоточены в Екатеринбурге. Муниципалитеты, особенно отдаленные, психолого-педагогическими кадрами до сих пор обеспечены слабо.

– Основной целью нашего проекта, – отметила Наталия Николаевна, – является обеспечение условий для эффективного применения профстандарта с учетом региональных особенностей оказания психолого-педагогической помощи в Свердловской области. Цель конкретизируется в трех основных задачах: создание системы нормативно-правового, информационного и научно-методического сопровождения внедрения профстандарта; содействие планомерному овладению педагогами-психологами необходимыми трудовыми функциями; модернизация образовательных программ, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с профстандартом.

Данную работу в Свердловской области возглавляет Координационный совет, созданный при министерстве общего и профессионального образования во главе с министром Юрием Биктугановым.

Апробация завершена, с 1 января 2018 г. область вышла на качественно новый этап – этап внедрения профстандарта. И теперь нужно внести изменения в организационную схему. Возникла необходимость переориентации пилотных площадок по апробации профстандарта и перевода их в статус центров инноваций.

Наталия Васягина рассказала о том, как видится трансформация функций, которые выполняют пилотные площадки, в деятельность центров инноваций. Необходимо расширять спектр организаций, которые будут проводниками опыта применения профстандарта. Нужно охватить организации всех видов, уровней, типов. Первоначально пилотных площадок было 13, теперь их 37 – это школы, детские сады, педагогические колледжи, центры психологической помощи, общественные организации. С их помощью велся мониторинг готовности к внедрению профстандарта, к реализации трудовых функций, прописанных в нем. Пилотные площадки выступали как ресурсное обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с профстандартом. На отдельных площадках были апробированы персонифицированные траектории профессионального развития педагога-психолога. Каждая из площадок разработала нормативные документы, которые позволяют организовывать трудовые отношения педагога-психолога и образовательной организации.

На этапе внедрения стоят другие задачи. Они связаны с тиражированием и масштабированием накопленного опыта. Существующих пилотных площадок уже недостаточно. На семинаре как раз состоялся прием нового участника проекта – МАДОУ «Детский сад №555 г. Екатеринбурга, педагогу-психологу Кристине Вологдиной было вручено свидетельство и договор, подтверждающий новый статус. Перед этим аудит данной организации установил, что она соответствует требованиям, предъявляемым и к пилотным площадкам, и к центрам инноваций.

Задачи перед центрами инноваций будут поставлены следующие:

– Обобщение опыта реализации трудовых функций, прописанных в профстандарте;

– Обмен ресурсами и опытом; – Формирование банка лучших психолого-педагогических практик, т.к. каждая площадка обладает уникальным профессиональным опытом. Требуется сделать этот опыт достоянием всего профессионального сообщества;

– Каждый центр инноваций будет осуществлять функции наставничества и тьюторства по отношению к другим образовательным организациям. Задача на ближайшую перспективу – к сентябрю 2018 года каждой пилотной площадке, преобразованной в центр инноваций, сформировать вокруг себя такую сеть образовательных организаций. Необходимо сделать так, чтобы в области не осталось организаций, не охваченных методической помощью и поддержкой.

– Мы надеемся, что каждый центр инноваций станет центром информационной поддержки. Обращаемся к вам с предложением разместить на своих сайтах информацию о профстандарте. Например, какие должностные инструкции вменены педагогу-психологу в разных образовательных организациях, как оформляются трудовые отношения, по каким критериям оценивается эффективность их работы, и так далее, – призвала участников Наталия Васягина.

Затем были оглашены результаты, достигнутые в процессе апробации. Большая работа проделана в области нормативно-правового обеспечения: разработаны проекты документов, которые были представлены на федеральном уровне, и многие разработки, сделанные пилотными площадками, нашли там серьезную поддержку. Документ «Оценка готовности педагогов-психологов к реализации профстандарта», по словам Наталии Николаевны, был тиражирован и на РФ, и на отдаленные регионы, такие как Сахалинская область, с которой региональная команда по апробации профстандарта под эгидой УрГПУ очень тесно сотрудничает, и где реализуется именно наша модель внедрения и апробации профстандарта.

За 2 года проведено 37 совещаний по апробации профстандарта, 18 семинаров, 10 вебинаров, сделано множество публикаций в различных изданиях. По результатам апробации опубликовано 23 методических рекомендаций, 6 учебных пособий и 34 научные публикации.

– Мы разработали много документов для разных типов образовательных организаций. Но теперь их нужно внедрить в действие, то есть превратить в документы, регламентирующие трудовую деятельность педагога-психолога. На этот момент они еще не везде являются рабочим инструментом. Нам предстоит не просто разработать, а применять процедуру оценки готовности педагога-психолога к реализации этих инструкций уже на местах. А после этого нам предстоит на основании этого документа делать независимую экспертизу и оценку эффективности работы педагога-психолога. Сейчас имеет место «двойная бухгалтерия» – действует психолог на основе профстандарта, а оценка эффективности его работы осуществляется по совсем другим критериям, не имеющим отношения к профстандарту. Психолог оказался в уязвимом положении: в соответствии со стандартом он должен делать одно, но при прохождении аттестации учитываются критерии, которые, к сожалению, не имеют отношения к трудовым функциям, описанным в профессиональном стандарте, – коснулась одной из самых серьезных проблем Наталия Васягина.

В ближайшее время будет организована сеть вебинаров при поддержке Министерства образования и науки РФ, модератором выступит Московский государственный психолого-педагогический университет. На сайте Федерации психологов образования России можно познакомиться с расписанием и тематикой вебинаров.

Прозвучала информация, насколько педагоги-психологи Свердловской области готовы к реализации своих трудовых функций. В свое время были выделены 3 самые проблемные функции: «Психолого-педагогическое сопровождение и реализация основных и дополнительных образовательных программ», «Психологическая экспертиза доступности и безопасности образовательной среды» и «Психопрофилактика». Силами пилотных площадок был проведен мониторинг готовности к их реализации. Произошла положительная динамика. Если 2 года назад 60% педагогов-психологов были не готовы к реализации 1-й функции, то теперь только 16% обозначают эту функцию как дефицитарную. По 2-й функции имеет место дефицитарность на уровне 20%, по 3-й дефициты вообще не выявлены.

– Мы выслали запрос на увеличение контрольных цифр приема по направлению «Психолого-педагогическое образование». Пилотные площадки этой информацией владеют и могут направлять к нам кадры на подготовку и переподготовку. И многие этими возможностями воспользовались. Хотя все же выявлено 12 педагогов-психологов без высшего образования, которые так и не пошли никуда учиться, несмотря на то, что у них есть возможность получить высшее образование за счет субсидий государства, – сказала Наталия Николаевна. – Отмечу, что все программы у нас построены по модульному принципу, каждый модуль представляет собой завершенный конструкт, и, освоив модуль, педагог-психолог готов к освоению конкретной трудовой функции.

Внедрять профстандарт изолированно не получится, большой ресурс имеет сетевое взаимодействие. Свердловская область как региональная площадка взаимодействуем с другими регионами, обмениваемся опытом, тиражируем свой опыт и перенимаем лучшие практики у партнеров.

Перед профессиональным сообществом педагогов-психологов Свердловской области поставлены следующие задачи на будущее: выявлять дефициты психолого-педагогических кадров сферы образования (в области они достаточно серьезные), выявлять причины нехватки или отсутствия кадров, вносить соответствующие предложения федеральным структурам, если силами области с этим справиться не получается. УрГПУ со своей стороны предлагает увеличить целевую подготовку таких кадров для области. Кроме того, будет дальше идти отработка механизмов внедрения профессионального стандарта и критериев оценки эффективности деятельности педагогов-психологов, будут вестись переговоры с профсоюзной организацией и другими органами для того, чтобы специфика деятельности педагогов-психологов была признана и аттестация их как педагогов была заменена аттестацией в соответствии с критериями и требованиями профстандарта. Будет развиваться сетевое взаимодействие и происходить дальнейшее совершенствование региональной непрерывной системы психолого-педагогического образования.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *