Стандарты

Стандарты

Согласно тексту Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации будут установлены требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты по этим специальностям становятся обязательными для применения всеми работодателями.

Звучит очень сурово и, несмотря на тот факт, что уже более 1150 профессиональных стандартов были разработаны и прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, остается очень много вопросов.

Для кого профстандарты обязательны

Для работников, должности или трудовые функции которых связаны с предоставлением компенсаций, льгот либо с наличием каких-либо ограничений (врачи, государственные гражданские служащие, полицейские, специалисты по охране труда, работники, занятые на подземных работах, педагогические работники и т. д.).

Согласно статье 57 ТК РФ, наименование этих должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и условиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующих положениях профессиональных стандартов.

Для работников, труд которых, кроме Трудового кодекса, регламентирован иным федеральным законом, например «О государственной гражданской службе».

Так, Приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер». Практически в любой организации, вне зависимости от формы собственности, есть бухгалтер, значит ли это, что всем бухгалтерам теперь надо соответствовать профстандарту?

Надо, но не всем.

Трудовой кодекс, в принципе, не содержит условий и пожеланий к квалификации бухгалтера, а вот в статье 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе» есть квалификационные требования к должностям гражданской службы, в связи с чем бухгалтер, замещающий должность государственной гражданской службы, будет обязан соответствовать указанному выше стандарту. Аналогично для бухгалтеров страховых организаций, главных бухгалтеров.

А для обычного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью соответствие профстандарту не потребуется, во всяком случае на ближайшее время.

Тем не менее работодателям следует обратить внимание на положения соответствующих профстандартов с целью актуализации имеющейся кадровой документации.

Что такое профессиональный стандарт

Содержание профстандарта раскрыто в статье 195.1 ТК РФ.

Это качественная характеристика уровня знаний, умений, навыков и профессионального опыта работника, которая необходима для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. К указанному необходимо также добавить наличие законченного основного образования и дополнительного обучения.

Простыми словами, профстандарт — это возможности и умения, используемые в профессиональной деятельности, мастерство работника, а не функциональное описание его формальной должности.

Так, профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный Приказом Минтруда от 06.10.2015 № 691н, содержит описание трудовых функций, например, ведение организационной и распорядительной документации по персоналу.

Для выполнения конкретно этой трудовой функции работник должен иметь среднее профессиональное образование, в его обязанность будет входить обработка и анализ поступающей ему документации по персоналу, для чего, согласно профстандарту, ему необходимо уметь вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях, что, в свою очередь, потребует от него знаний технологии, методов и методик проведения анализа и систематизации документов и информации.

Т. е. профстандарт фактически представляет собой взаимосвязанную описательную структуру знаний, умений и навыков работников для выполнения вполне конкретных трудовых функций.

Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», владелица швейного производства «Софиано» — После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию мы проходим определенные этапы стандартизации и приведения к единому знаменателю в соответствии с международными требованиями. Не исключение и добровольная сертификация классификаций. Но, по существу, как профстандарты, так и сертификация необходимы нам для развития промышленных секторов экономики, для ее стабилизации в результате ухода от углеродной политики. Последние 25 лет среди молодежи были непопулярны и немодны рабочие специальности. У нас выросло целое поколение сплошных юристов, бухгалтеров и финансистов сомнительной квалификации и низкого профессионального уровня. При этом среди предпринимателей, занятых в сфере легкой промышленности, наблюдается высокая конкуренция за технологов производственных процессов, конструкторов или обычных швей. Требуется перераспределение кадровых ресурсов для создания национальной системы сертифицированных специалистов.

Где можно найти утвержденные профессиональные стандарты

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает и утверждает соответствующие профессиональные стандарты (с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Соответственно, на официальном сайте Минтруда содержится исчерпывающий перечень разработанных и утвержденных профстандартов на данный момент. Реестр профессиональных стандартов чиновники актуализируют ежемесячно.

Что делать, если действующий работник подпадает под действие профстандарта, но сам не соответствует его требованиям, скажем, по образованию

В случае с образованием варианта два: либо у сотрудника есть необходимое образование, либо его нет.

Если требования профстандарта предусматривают наличие высшего образования и соответствующую программу обучения, то при наличии диплома сотрудника необходимо будет направить в порядке, предусмотренном статьей 196 ТК РФ, на переподготовку или курсы повышения квалификации, которые оплачивает работодатель.

При отсутствии диплома придется объяснить сотруднику, что требования к его должности изменились, и либо предложить ему перевод на другую должность, где профстандарт не действует или работник соответствует его требованиям, либо организовывать аттестационную комиссию, признавать работника не соответствующим занимаемой должности и увольнять его по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 81 ТК РФ.

Однако надо понимать, что увольнять работника, который не соответствует профстандарту, можно только после того, как он провалит аттестацию. На этом настаивают судьи Конституционного суда в Постановлении от 14.11.2018 № 41-П. Суд разбирался в следующем деле: истица, работавшая воспитателем, была уволена на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, поскольку не соответствовала профстандарту (не было образования). Работодатель принял решение об увольнении, несмотря на имевшийся опыт работы и игнорируя тот факт, что по итогам аттестации истица была признана соответствующей должности «воспитатель» и ей была присвоена первая квалификационная категория сроком на пять лет.

По мнению судей КС РФ, такое увольнение следует признать незаконным по нескольким причинам:

  • новый закон и необходимость соблюдать требования профстандарта не распространяются на работников, которые были приняты на работу до вступления в силу нормативного акта;
  • профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, а значит, по решению аттестационной комиссии такие работники имеют право продолжать работать;
  • с учетом позиции Минтруда, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере труда (Письмо от 22.04.2016 № 14-3/В-381), вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

В Постановлении КС РФ также подчеркивается, что согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584, профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, применяются поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов, и эта работа должна быть завершена не позднее 01.01.2019. Причем такой план должен содержать, кроме прочего, сведения о проведении мероприятий по образованию и обучению работников. А работодатель уволенной истицы ничего подобного не делал.

Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение профстандартов

Если Трудовым кодексом или иным нормативным актом устанавливаются определенные требования к квалификации, которая необходима для выполнения определенной трудовой функции, работодатель обязан принять на работу лицо, которое соответствует этим требованиям.

В случае нарушения данного требования работодатель может быть привлечен к материальной ответственности по основаниям и в порядке, предусмотренном статьей 5.27 КоАП РФ.

Если Трудовым кодексом или иным законом не установлены требования к квалификации

В этом случае положения профессиональных стандартов становятся рекомендательными. Работодатели могут их использовать в своей работе для приведения штатного расписания в соответствие с положениями профстандартов, дополнить содержание должностных инструкций своих сотрудников, определиться с необходимостью дополнительного обучения персонала в соответствии с современными требованиями и тенденциями.

Должностная инструкция юрисконсульта — это документ, который содержит все полномочия и обязанности представителя данной должности. Он необходим для того, чтобы рабочие задачи выступали в качестве руководства, на которое он должен опираться в ходе своей профессиональной деятельности.

Что включает инструкция

Содержание должностной инструкции юрисконсульта учреждения основано на критериях, по которым будет оцениваться трудовая деятельность специалиста. Благодаря данному документу, юрист понимает ориентиры для повышения своей квалификации, а также, каким образом происходит оценка его результатов.

Краткое содержание должностной инструкции юрисконсульта:

1. Общие положения.

2. Обязанности и функции. Подразделы:

  • Согласование документации.
  • Договорная часть работы.
  • Проверка компании на соблюдение законодательных норм.
  • Правовая и Претензионно-исковая деятельность.
  • Лицензионная деятельность.
  • Трудовое право.
  • Взаимодействие с Гос.органами.
  • Локальное нормотворчество.
  • Общеправовая деятельность, консультирование.

3. Права специалиста.

4. Ответственность.

Разделы должностной инструкции

Образец должностной инструкции юрисконсульта представляет собой организационно-распорядительный документ с изложением полномочий, профессиональных обязательств и ответственности специалиста.

Раздел «Общие положения» включает перечень документов, которыми будет руководствоваться специалист при работе, а также квалификационные требования и уровень подчинения.

Далее, прописываются должностные обязанности.

Третья часть инструкции гласит о правах юрисконсульта. Он также имеет право на запрос всех необходимых материалов, которые помогут ему в ходе работы.

Раздел «ответственность» подразумевает, что при несоблюдении или нарушении установленных правил, данный сотрудник понесет наказание так же, как и другие сотрудники организации. Помимо всех пунктов, юрисконсульт также отвечает за сохранность конфиденциальной информации.

Типовая должностная инструкция юрисконсульта РБ имеет небольшие отличия от инструкции РФ и состоит из 5 пунктов:

1. Общие положения.

2. Должностные обязанности.

3. Профессиональные требования.

4. Права.

5. Служебные взаимоотношения.

6. Ответственность.

Отличие юриста от юрисконсульта

При сравнении должностных инструкций юрисконсульта и юриста можно не обнаружить значительной разницы, но если разобраться в основных функциях, то окажется, что деятельность юриста намного обширнее. Юрист может вести деятельность в разных сферах. К ним относятся:

  • Правоохранительные органы.
  • Адвокатура.
  • Прокуратура.
  • Следственный комитет.
  • Нотариат.
  • Правосудие.

Основной задачей юрисконсульта является обеспечение всех законодательных норм в рамках правовых взаимоотношений.

Обязанности юрисконсульта в организации

Существует 3 категории юрисконсультов.

Юрисконсульт принимается на работу при наличии высшего образования, но отсутствии опыта в работе, либо при среднем профессиональном с опытом работы в течение 5 и более лет. Обычно он подчиняется руководителю юридического отдела.

Юрисконсульт 1 категории принимается на работу со стажем не менее 3 лет.

Юрисконсультом 2 категории может стать специалист, который имеет высшее юридическое образование и 3-летний опыт работы.

Вне зависимости от учреждения, основные обязанности специалиста придерживаются строгого формата.

Должностная инструкция юрисконсульта организации включает:

— Составление нормативно-правовой документации.

— Разработка учредительных материалов и внесение правок.

— Оказание правовой помощи компании.

— Защита позиции нанимателя.

— Разработка и подготовка всех документов юридического характера.

— Подготовка заявок и документов для получения необходимых лицензий.

— Составление рекомендаций по улучшению рабочего процесса.

— Мониторинг законодательных норм.

— Осуществление юридической деятельности в целом.

— Консультирование сотрудников организации по юридическому вопросу.

Кроме базовой подготовки в юридических дисциплинах, юрисконсульт должен иметь специализацию на профильном законодательстве. Работодатели рассматривают грамотных кандидатов, умеющих вести официальную документацию и участвовать в судебных заседаниях, что является особенно важными критериями.

Требования к юрисконсульту

В должностную инструкцию юрисконсульта бюджетного учреждения входят следующие положения, определяющие компетентность специалиста:

— Знание законодательных и правовых актов.

— Знание налогового законодательства.

— Знание гражданского, трудового, административного и финансового права.

— Ведение нормативных и методических бумаг в соответствующем правовом направлении.

— Понимание специфики ведения и формирования финансовой и хозяйственной учетной документации.

— Умение разрабатывать и корректировать документальные данные.

— Умение правильно оформлять и систематизировать учетную документацию.

— Умение представлять интересы учреждения в суде.

— Умение вести контроль работы отдела кадров.

— Осуществлять проверку документации на соответствие законодательства.

— Подготавливать претензии, составлять договоры

— Способность к решению вопросов с нотариальными лицами.

Отчетность, за которую отвечает специалист

Данная деятельность может включать большое количество разных юридических материалов. Должностная инструкция юрисконсульта возлагает на него ответственность за подготовку таких документов, как:

  • Договора и соглашения.
  • Инструкции и справки.
  • Заявления и заявки.
  • Справки и положения.
  • Отчеты для Гос. органов.

Должностная инструкция юрисконсульта в учреждении также подразумевает составление нормативных и правовых документов, что является главным аспектом работы юрисконсульта. А также в его обязанность входит разработка внутреннего порядка и составление правил, регламентирующих работу сотрудников, и ведение договорной базы. При выявлении ошибок, специалист должен незамедлительно принять меры, а именно устранить некорректные пункты и предотвратить неясности в материалах.

Инструкция ведущего юрисконсульта

Должностная инструкция ведущего юрисконсульта отличается несколькими критериями:

— Наличие высшего образования определенного направления.

— Требуемый стаж работы от 2 лет.

Данная должность относится к высшему уровню профессионализма.

Ведущий юрисконсульт несет ответственность:

— За оформление материалов, касающихся нарушения дисциплинарной или материальной ответственности сотрудников.

— За подготовку правовой документации.

— За осуществление консультативных мероприятий.

— За проверку составленных договоров и другой документации.

— За работу с претензиями и возражениями.

— За участие в процедурах, посвященных улучшению финансовой и трудовой стороны предприятия.

— За ознакомление членов организации с изменениями в законодательстве, касающимися ведущей деятельности.

Профстандарт

Функции, которые должны выполняться, согласно должностной инструкции юрисконсульта по профстандартному образцу, определены четко.

Внедрение профстандартных правил связано с желанием высших управленческих структур отслеживать квалификационный уровень специалистов. Введенные стандарты заставляют компании подходить более ответственно к поиску новых сотрудников. С помощью профстандарта можно понять, насколько профессионально специалист подготовлен к деятельности.

Профстандарт юриста имеет определенные нормы, которые должны соблюдаться при рассмотрении кандидатуры. Это:

1. Официальное название деятельности; классификация по ОКЗ и ОКВЭД.

2. Функциональные возможности. Перечень рабочих обязанностей.

3. Подробное пояснение функций юрисконсульта.

4. Сведения о разработке данного документа.

Перечень обязательных функций юриста:

1. Полноценная разработка необходимой документации по юридическому направлению.

2. Управление правовой деятельностью.

3. Подготовка документов касаемо нарушения норм закона.

4. Составление исковых заявлений, учет документации.

5. Оформление документации в случае привлечения сотрудника к ответственности.

6. Контроль документально-правового процесса (своевременная подача заявок, внесение изменений в документы т.п.).

7. Сообщение об изменениях и принятии новых законов.

8. Участие в мероприятиях юридического характера.

9. Проведение консультаций по юридическим аспектам.

Ответственность юрисконсульта в бюджетном учреждении

К бюджетным учреждениям относятся государственные организации. Например, общеобразовательные школы, больницы, социально-культурные учреждения. Их деятельность финансируется гос. органами.

По критериям должностной инструкции юрисконсульта бюджетного учреждения, он ответственен:

— За представление интересов предприятия.

— За качество выполнения своих обязанностей.

— За качество составленных документов.

— За распространение юридической информации среди сотрудников.

— За соблюдение норм этики и требований.

Юрисконсульт бюджетного учреждения имеет право:

— Представлять интересы учреждения и своего руководства.

— Взаимодействовать с руководством других подразделений.

— Знать о всех нововведениях учреждения.

— Требовать удовлетворяющие условия труда для себя и сотрудников.

— Не выполнять профессиональные обязанности, если чувствует опасность для жизни.

— Докладывать о несоблюдении правовых норм.

— Вносить исправления в документацию.

Мы рассмотрели должностную инструкцию юрисконсульта.

ФГОС дошкольного образования

ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО)

В МБОУ «ЦО №51» дети с ОВЗ не обучаются

Приказы Минобрнауки РФ

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 19.12.2014 № 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 19.12.2014 № 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»

22 апреля 2015 года с 12.00 до 14.00 Министерством образования и науки РФ проводится заседание координационной группы по введению ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационное письмо

Мониторинг ОВЗ

Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО , утвержденный приказом Минобрнауки России 06.10.09 г. №373»

Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО , утвержденный приказом Минобрнауки России 06.10.09 г. №373»

Внедрение ФГОС в Тульском регионе

Раздел по ФГОС на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации

Что такое ФГОС нового поколения?
Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы – ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС основного общего образования. Не останутся забытыми и старшеклассники – в настоящее время рассматривается, касающийся именно их ФГОС среднего (полного) общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты – именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты -отличия старых и новых ФГОС:
Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.
Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.
Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.

Имя Размер
Загрузка
Имя Размер

Текст проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов1 . Общественное обсуждение проекта продлится до 10 апреля 2020 года.

В проектируемом профстандарте 3 раздела:

  • Общие сведения;
  • Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
  • Характеристика обобщенных трудовых функций.

В документе (во втором из названных разделов) обозначены 4 группы обобщенных трудовых функций, отражающих, как сказано в пояснительной записке к проекту, траекторию профессионального роста юриста. Им присвоены коды:

  • «А» – Вспомогательная деятельность при оказании профессиональной юридической помощи (младший юрист, помощник юриста, помощник юрисконсульта).
  • «B» – Правовое обеспечение деятельности организаций и оказание юридической помощи физическим лицам и их объединениям (юрист, юрисконсульт, старший юрист, консультант, ведущий юрисконсульт).
  • «С» – Оказание профессиональной юридической помощи в ходе ведения дел в суде (юрист, старший юрист, юрист по судебной работе, юрист-судебный представитель, юрист претензионно-судебного отдела).
  • «D» – Управление юридической функцией организации (руководитель юротдела, директор юридического департамента, начальник правового управления, заместитель гендиректора по юридическим вопросам, вице-президент по правовым вопросам).

А в третьем разделе проектируемого профстандарта для каждой из перечисленных групп детализировано содержание трудовой функции и трудовых действий, необходимых знаний и умений, предусмотрены требования к образованию и опыту практической работы.

Другие 1252+ профессиональных стандарта в нашей бизнес-справке.

1 С текстом приказа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (ID 01/02/03-20/00100744).

Должностная инструкция

заведующего хозяйством

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана с учетом Профессионального стандарта: 07.005 «Специалист административно-хозяйственной деятельности» (п.3.4), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2018 года № 49н; ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 26 июля 2019 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Данная инструкция определяет перечень трудовых функций и обязанностей заведующего хозяйством в общеобразовательном учреждении (далее — школа), а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе школы.

1.3. Заведующий хозяйством назначается и освобождается от должности приказом директора школы. На время отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по административно-хозяйственной работе или на сотрудника, относящегося к обслуживающему персоналу из числа наиболее опытных. Временное исполнение обязанностей в данных случаях осуществляется согласно приказу директора, изданного с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Завхоз относится к категории «Руководители», непосредственно подчиняется директору образовательной организации и выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по административно-хозяйственной работе (при наличии).

1.5. На должность завхоза принимается лицо:

  • имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) по программе подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки по профилю деятельности, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по профилю деятельности (не реже чем раз в три года);

  • без предъявления требований к стажу работы;

  • прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  • к работе в образовательной организации не допускаются лица: лишенные права занимать эту должность в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном Федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

1.6. В своей деятельности заведующий хозяйством руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства Российской Федерации и местных органов управления образованием всех уровней по вопросам хозяйственного обслуживания учреждений; административным, трудовым и хозяйственным законодательством. Также, завхоз руководствуется:

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  • законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете»;

  • Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы;

  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;

  • трудовым договором между работником и работодателем;

  • Конвенцией ООН о правах ребенка.

1.7. Заведующий хозяйством школы должен знать:

  • законодательство Российской Федерации, регулирующее обеспечение и эксплуатацию зданий и сооружений;

  • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, относящиеся к хозяйственному обслуживанию общеобразовательной организации;

  • основы трудового законодательства Российской Федерации, законодательство в области материально-технического обеспечения, закупочной деятельности, делопроизводства в рамках выполняемых трудовых функций;

  • конструктивные особенности оборудования систем жизнеобеспечения образовательного учреждения;

  • локальные нормативные акты школы общего характера и по функциональному направлению деятельности;

  • основы менеджмента, управления персоналом;

  • основы организации труда;

  • способы организации финансово-хозяйственной деятельности;

  • методы и правила приема-передачи, хранения и архивирования документации;

  • нормативные правовые акты, методические материалы, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, регулирующие обеспечение и эксплуатацию зданий и сооружений;

  • нормы и правила обеспечения пожарной безопасности в рамках выполняемых трудовых функций;

  • нормы и правила обеспечения экологической безопасности в рамках выполняемых трудовых функций;

  • общие технические характеристики систем жизнеобеспечения образовательной организации;

  • основные требования стандартов, технических, качественных характеристик, предъявляемые к зданиям, сооружениям, помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций;

  • правила эксплуатации помещений в общеобразовательной организации;

  • основные условия заключенных договоров на поставку материалов, продуктов, предоставление услуг, аренды помещений в части обслуживания и эксплуатации;

  • основы договорной работы и порядок заключения договоров;

  • особенности ухода за различными поверхностями и отделочными покрытиями, включая требования противопожарной защиты;

  • средства механизации труда обслуживающего персонала;

  • правила деловой переписки;

  • правила приема-передачи, хранения и архивирования документации;

  • способы обработки информации с использованием программного обеспечения и компьютерных средств;

  • основы экономики и социологии;

  • структуру и принципы организации документооборота;

  • структуру общеобразовательной организации;

  • технологию и способы ведения ремонтных работ в рамках выполняемых трудовых функций;

  • основы работы с компьютером и принтером, ксероксом, пользования текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;

  • основы оказания первой помощи, порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации;

  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с подчиненными, родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

  • правила по охране труда и производственной санитарии, санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений.

1.8. Заведующий хозяйством должен уметь:

  • управлять персоналом, планировать рабочий процесс и ставить конкретные задачи, организовывать труд обслуживающего персонала в соответствии с нормами и требованиями охраны труда, пожарной и электробезопасности;

  • вести переговоры и деловую переписку, соблюдая нормы делового этикета;

  • выстраивать и организовывать работу с эксплуатационными, сервисными и аварийными службами;

  • использовать сметную документацию на содержание и ремонт зданий и сооружений школы;

  • определять объем необходимых потребностей в материально-технических, финансовых ресурсах в соответствии с локальными нормативными актами и бюджетом для эксплуатации, обслуживания и ремонта зданий, сооружений и помещений школы, ремонта мебели и оборудования;

  • организовывать процедуру закупки товаров или услуг;

  • использовать средства коммуникации;

  • оценивать визуально состояние зданий, сооружений, помещений, систем жизнеобеспечения, оборудования и мебели с целью организации проведения ремонта;

  • оценивать качество выполненных работ по ремонту и обслуживанию зданий, сооружений и помещений, коммуникаций школы;

  • работать с заключенными договорами на приобретение товаров, оборудования и услуг;

  • составлять сводные учетные и отчетные документы в целях осуществления контроля и анализа данных о помещениях и имуществе общеобразовательной организации;

  • формулировать потребности в тех или иных товарах и услугах, а также излагать их описание в письменной форме;

  • владеть методами убеждения и аргументации своей позиции;

  • владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

  • использовать компьютерные программы для ведения учета, систематизации и анализа данных, справочно-правовые системы, ресурсы сети «Интернет» и оргтехнику.

1.9. Завхоз должен знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.

1.10. Заведующий хозяйством должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, пройти обучение по охране труда и пожарной безопасности, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.

2. Трудовые функции

Основными трудовыми функциями завхоза школы являются:

2.1. Материально-техническое и документационное сопровождение процесса управления зданиями и помещениями:

2.1.1. Сопровождение и обеспечение процесса эксплуатации, обслуживания и ремонта зданий, помещений и оборудования школы.

2.1.2. Документационное сопровождение, связанное с обеспечением процессов использования, эксплуатации и обслуживания зданий, помещений и оборудования.

2.1.3. Организация закупки и приобретения товаров, оборудования и услуг в целях эксплуатации и обслуживания зданий и помещений образовательной организации.

3. Должностные обязанности завхоза школы

3.1. В рамках трудовой функции сопровождения и обеспечения процесса эксплуатации, обслуживания и ремонта зданий, помещений и оборудования:

  • руководит работой по хозяйственному обслуживанию общеобразовательной организации;

  • проверяет условия и качество эксплуатации оборудования, инженерных сетей и систем жизнеобеспечения (за исключением слаботочных систем телекоммуникаций и связи, охраны) согласно правилам технической эксплуатации;

  • организовывает сопровождение эксплуатации и техническое обслуживание оборудования, инженерных сетей и систем жизнеобеспечения (за исключением слаботочных систем телекоммуникаций и связи, охраны) согласно правилам технической эксплуатации;

  • осуществляет контроль исправности и работоспособности оборудования и систем жизнеобеспечения, проверяет исправность освещения, отопления, вентиляционных систем, сетей электро-, водо-, теплоснабжения, осуществляет их периодический осмотр;

  • организовывает работу обслуживающего персонала для устранения технических неисправностей систем жизнеобеспечения, по устранению последствий поломок и аварий в водопроводной, канализационной и отопительной системах, электроосвещения;

  • выдает производственные задания обслуживающему персоналу, необходимые для работы материалы, инвентарь и инструменты;

  • принимает меры по своевременному ремонту помещений, мебели и оборудования образовательного учреждения;

  • осуществляет вызов аварийных служб в аварийных ситуациях;

  • организовывает деятельность обслуживающего персонала по уборке помещений, уборке и облагораживанию территории общеобразовательной организации;

  • контролирует качество работы обслуживающего персонала, обеспечивающих уборку помещений и территории школы, ремонт зданий, помещений и систем коммуникаций;

  • принимает меры по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для обучающихся и сотрудников общеобразовательной организации;

  • организует сбор и вывоза мусора, а также передачу его на утилизацию или переработку в соответствии с экологическими нормами и правилами;

  • контролирует содержание в безопасном состоянии и надлежащем порядке подвальных, чердачных, хозяйственных, подсобных, технических помещений школы; обеспечивает условия безопасного содержания указанных помещений, исключающие проникновение посторонних лиц.

  • выполняет мероприятия по пожарной безопасности и противопожарной защите зданий и сооружений;

  • осуществляет контроль сроков гарантии и сервисного обслуживания оборудования.

3.2. В рамках трудовой функции документационного сопровождения, связанного с обеспечением процессов использования, эксплуатации и обслуживания зданий, помещений и оборудования:

    • ведет соответствующую отчетно-учетную документации, своевременно предоставляет ее в бухгалтерию и заместителю директора по административно-хозяйственной работе (согласно номенклатуре дел и графику документооборота в общеобразовательной организации);

    • составляет паспорт санитарно-технического состояния образовательной организации;

  • ведет реестр заключенных договоров на обеспечение обслуживания, ремонта и эксплуатации зданий, сооружений, помещений и оборудования;

  • осуществляет учет расхода электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов, подает необходимые сведения и отчетность в бухгалтерию;

  • осуществляет контроль соблюдения и исполнения условий договоров на обеспечение обслуживания, ремонта и эксплуатации, организовывает выдачу проектно-сметной и другой технической документации, которая необходима для осуществления вышеуказанных работ;

  • взаимодействие с поставщиками учебного оборудования и литературы, материалов, продуктов.

3.3. В рамках трудовой функции организации закупки и приобретения товаров, оборудования и услуг в целях эксплуатации и обслуживания зданий и помещений:

  • составляет списки необходимой для закупки мебели, оборудования, инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств;

  • организовывает обеспечение учебных и административных кабинетов, мастерских, бытовых, хозяйственных и других помещений школы необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем (в том числе хозяйственным) и средствами, соответствующими требованиям правил и норм безопасности жизнедеятельности, стандартам безопасности труда. Обеспечивает кабинеты администрации и секретаря канцелярскими принадлежностями, расходными материалами.

  • принимает меры по своевременному заключению необходимых договоров по хозяйственному обслуживанию школы и по выполнению договорных обязательств;

  • проводит работу с поставщиками по устранению допущенных нарушений условий договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту зданий, помещений и оборудования школы;

  • участвует в заключении договоров о предоставлении коммунальных услуг, ремонте зданий, помещений и оборудования образовательного учреждения;

  • осуществляет пополнение, учет, хранение и размещение первичных средств пожаротушения в образовательной организации, включая огнетушители и их перезарядку, индивидуальных средств защиты, моющих и чистящих средств;

  • принимает на ответственное хранение в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, товарно-материальные ценности и другое имущество общеобразовательной организации;

  • обеспечивает сохранность хозяйственного инвентаря, его восстановление и пополнение;

  • проводит с участием работников бухгалтерии инвентаризацию имущества школы, своевременное списание части имущества, пришедшего в негодность;

  • оформляет отчетные документы в соответствии с требованиями для бухгалтерии и бухгалтерского учета.

3.4. Участвует в подборе и расстановке кадров обслуживающего персонала школы.

3.5. Ведет учет рабочего времени обслуживающего персонала школы, составляет табель рабочего времени.

3.6. Организовывает работу складского хозяйства, создает условия для надлежащего хранения материальных ценностей школы.

3.7. Обеспечивает необходимые условия для бесперебойной работы оборудования пищеблока школьной столовой, своевременный ремонт водопроводной, отопительной и канализационных систем, своевременную уборку помещений и территории школы.

3.8. Организовывает проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электрических установок и проводки, заземляющих устройств, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещения, наличия радиации, шума в помещениях школы в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

3.9. Принимает участие в разработке мероприятий по повышению надежности, качества работы обслуживаемых систем отопления, водоснабжения, канализации и водостоков.

3.10. Контролирует работу наружной канализации и водостоков, организовывает очистку канализационных колодцев, колодцев с пожарными гидрантами на территории школы, проверку пожарных гидрантов на водоотдачу, вывоз мусора.

3.11. Организовывает обучение, проводит на рабочих местах работников первичные, повторные, целевые инструктажи по охране труда.

3.12. Разрабатывает, совместно со специалистом по охране труда, инструкции по охране труда по видам работ для обслуживающего персонала школы.

3.13. Организовывает соблюдение требований противопожарной безопасности зданий и сооружений школы, следит за исправностью средств пожаротушения, составляет документацию по пожарной безопасности.

3.14. При назначении ответственным за обеспечение пожарной безопасности в школе, составляет планы мероприятий по пожарной безопасности, готовит проекты приказов и инструкций по подобным вопросам, проводит обучение работников школы и инструктажи по пожарной безопасности.

3.15. Принимает меры по обеспечению безопасности во время переноски тяжестей, выполнения погрузочно-разгрузочных и ремонтно-строительных работ, эксплуатации транспортных средств на территории школы.

3.16. Не допускает выполнения обслуживающим персоналом работ, по которым они не имеют допуска, не проинструктированы, не входят в круг их обязанностей.

3.17. Организовывает работу по благоустройству и озеленению территории школы.

3.18. Во время каникул организовывает текущий ремонт помещений, обеспечивает своевременную подготовку школы к началу учебного года.

3.19. Контролирует работу тревожной кнопки, работоспособность системы автоматической пожарной сигнализации (АПС).

3.20. Рационально использует топливные и энергетические ресурсы школы.

3.21. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения, является примером для школьников.

3.22. Заведующий хозяйством Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, коллективный и трудовой договор, а также локальные акты образовательной организации, приказы директора.

3.23. Завхоз периодически проходит бесплатные медицинские обследования, повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.

3.24. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в школе.

4. Права

Завхоз школы имеет право:

4.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определенном Уставом.

4.2. На материально-технические условия, требуемые для выполнения должностных обязанностей, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.

4.3. Давать обязательные распоряжения работникам из обслуживающего персонала, делать замечания обучающимся, относящиеся к соблюдению дисциплины и порядка.

4.4. Представлять к дисциплинарной ответственности заместителю директора по воспитательной работе учащихся, нарушающих санитарно-гигиенические требования содержания помещений и нарушителей дисциплины, в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка для обучающихся, о поощрениях и взысканиях.

4.5. Принимать участие в подборе и расстановке кадров обслуживающего персонала.

4.6. Вносить предложения о поощрении, моральном и материальном стимулировании работников, находящихся в подчинении, по совершенствованию работы обслуживающего персонала и технического обслуживания школы.

4.7. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.8. Предоставлять на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению деятельности общеобразовательной организации и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции завхоза.

4.9. Участвовать в работе органов самоуправления, в работе общего собрания работников общеобразовательной организации, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых завхозом должностных обязанностей.

4.10. На защиту своей профессиональной чести и достоинства. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением завхозом норм профессиональной этики.

4.12. На поощрения, награждения по результатам трудовой деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4.13. Работник школы имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность

5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке заведующий хозяйством несет ответственность:

  • за достоверность информации о функционировании систем жизнеобеспечения школы, оборудования;

  • за результаты принятых решений, собственных действий;

  • за сохранность вверенного ему оборудования, материалов, инструментов и иного имущества образовательной организации;

  • за нарушение прав и свобод несовершеннолетних, установленных законом Российской Федерации, Уставом и локальными актами общеобразовательной организации;

  • за непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшим, несвоевременное извещение или скрытие от администрации школы несчастного случая;

  • за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;

  • за несвоевременное проведение инструктажей обслуживающего персонала с обязательной фиксацией в Журнале регистрации инструктажей;

  • за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в образовательном учреждении.

5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией завхоза школы по профстандарту, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, заведующий хозяйством подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.

5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка завхоз может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм заведующий хозяйством образовательной организации привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей завхоз несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления профессиональной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
6.2. Свою работу на каждый учебный год и каждый месяц планирует под руководством заместителя директора по административно-хозяйственной части или директора.

6.3. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4. Получает от работников школы информацию, необходимую для осуществления своих должностных обязанностей.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с обслуживающим персоналом, заместителями директора и педагогическими работниками.

6.6. Сообщает директору о возникновении аварийных ситуаций в работе систем водоснабжения и канализации, электроснабжения, отопительной системы и пожарной сигнализации.

6.7. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях непосредственно после ее получения.

6.8. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в складских и других хозяйственных помещениях школы.

6.9. Своевременно информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о несчастном случае, а также при выявленных нарушениях санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений в школе. Источник https://ohrana-tryda.com/node/3203

6.10. Информирует администрацию о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении норм и требований охраны труда, пожарной и электробезопасности.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.

7.3. Факт ознакомления заведующего хозяйством с настоящей инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора школы, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

Протокол от «__»____________________20___г. №____

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *