Статья 93 налогового кодекса
Содержание
- Может налоговая инспекция при проверке требовать документы, не имеющие отношения к проверяемому периоду?
- Обязательно ли переводить на русский язык иностранный документ, прежде чем передать его налоговой инспекции в рамках проверки?
- Новый год, новый кодекс и новые проблемы/ 04.01.2019
- Жестче, чем предполагали: проблемы нового Налогового кодекса/ 11.01.2019
- За что боролись? Какие изменения не вошли в новый Налоговый кодекс и почему/ 15.01.2019
- Налоговая проверка более чем за 5 лет. Почему, когда и с кем это может случиться/ 14.05.2019
- НДС
- НДС в новой редакции Налогового кодекса/ 11.01.2019
- Момент фактической реализации и ставки по НДС. Расчет НДС–2019/ 22.01.2019
- Время делать выбор – отчетный месяц или квартал/ 15.01.2019
- О выставлении (направлении) ЭСЧФ в 2019 году/ 11.01.2019
- Новации, связанные с ЭСЧФ/ 26.03.2019
- МНС разъяснило порядок применения Указа № 151 в части порядка исчисления налога на добавленную стоимость/03.05.2019
- Cуммы, увеличивающие налоговую базу НДС/ 30.04.2019
- Сроки выставления ЭСЧФ: новшества 2019 г./ 16.07.2019 new
- Для ИП
- ИМНС по г. Минску: изменения в порядке уплаты НДС и единого налога ИП в 2019 году/ 11.01.2019
- О сроках доплаты по единому налогу с ИП и иных физических лиц в 2019 году/ 20.02.2019
- Особенности исчисления и уплаты налогов ИП (начало)/ 19.02.2019
- Особенности учета хозяйственных операций у индивидуального предпринимателя/ 29.06.2019 new
- УСН
- Выручка при УСН/ 30.06.2019 new
- Экологический налог
- Подоходный налог
- Налог на прибыль
- Бухгалтерский учет косвенных налогов при различных датах признания выручки от реализации продукции/ 12.04.2019
- Налог на доходы иностранных организаций. Сдаем отчетность: на что обратить внимание/ 05.04.2019
- На вопросы подписчиков отвечает МНС/ 03.05.2019
- Заполняем налоговую декларацию по налогу на прибыль 2019 года без ошибок (часть 1)/ 04.06.2019 new
- Заполняем налоговую декларацию по налогу на прибыль 2019 года без ошибок (часть 2)/ 07.06.2019 new
- Заполняем налоговую декларацию по налогу на прибыль 2019 года без ошибок (часть 3)/ 11.06.2019 new
- НК–2019. Все о налоге на недвижимость/ 22.01.2019
- Налоги – 2019. Земельный налог/ 15.02.2019
- На земельном участке площадью 1200 м2 расположены здания общей площадью 540 м2.
- Определяем налоговую базу налога на недвижимость при аренде объектов у физических лиц в 2019 году/ 25.06.2019 new
- Акцизы
- Комментарий к Статье 93 НК РФ
- Другой комментарий к Ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ) В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. (абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ) Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса. (абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ) (п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) 2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя. Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов. (п. 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ) 3. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней — при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса) со дня получения соответствующего требования. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 03.07.2016 N 244-ФЗ) В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ) Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Лица, на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом. (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ) Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ) В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней. (абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ) 4. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса. В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса. 5. Ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы. (п. 5 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
Может налоговая инспекция при проверке требовать документы, не имеющие отношения к проверяемому периоду?
Статья 93 НК РФ закрепляет право инспекторов при налоговой проверке организаций требовать необходимые документы.
За отказ предоставить нужные документы предусматривается ответственность в виде штрафа — по 200 руб. за каждый документ (ст 126 НК РФ). Статья 93 НК РФ в пункте 4 предусматривает и принудительную выемку бумаг у налогоплательщика в случае их непредставления.
Вопрос о том, должен ли плательщик налога предъявить инспектору документы, не относящиеся к проверяемому периоду, остаётся актуальным.
Официальная позиция по этому поводу нигде законодательно не закреплена. Но все судьи, при вынесении решений по подобным спорам, придерживаются схожего мнения. Судебная коллегия считает, что налоговые инспекторы не вправе требовать документы, относящиеся к налоговым периодам, не охваченным проверкой. Такие требования налоговой инспекции повсеместно признаются судами неправомерными. Некоторые судьи указывают на противоречие ст. 88 НК РФ, согласно которой инспекция во время камеральной проверки не имеет права требовать документы, относящиеся к другим налоговым периодам.
Суд в таких спорах обычно на стороне налогоплательщика.
Обязательно ли переводить на русский язык иностранный документ, прежде чем передать его налоговой инспекции в рамках проверки?
По Конституции государственным языком в нашей стране является русский. Все официальные документы в рамках любого делопроизводства во всех предприятиях и учреждениях страны должны быть написаны на государственном языке.
По ст. 93 НК РФ в ходе налоговой проверки фирмы обязаны предоставлять требуемые налоговой службой документы, подтверждающие деятельность организации. Ст. 313 НК РФ называет документами, подтверждающими данные налогового учёта, первичные учётные документы.
Так как же поступать, если такой первичный документ составлен на иностранном языке (например, в рамках партнерства с иностранной фирмой)?
Еще в 1998 году приказом Минфина было утверждено Положение по ведению бухучёта. В этом положении указано, что бухгалтерская отчётность, все регистры и документы должны вестись на русском языке. Если же существуют первичные документы, составленные на других языках, то они обязательно должны иметь построчный перевод на русский. В процессе проверки налоговая инспекция может затребовать первичные документы, за непредставление которых налогоплательщику грозит штраф (статья 126, статья 93 НК РФ)
Требования выдвигаются в соответствии с утвержденной ФНС формой. В требовании должны содержаться наименование конкретного документа, должен быть назван период, к которому он относится, и, при наличии, отличительные свойства документа (реквизиты и т.п.).
Получается, что согласно правилам бухгалтерского учёта, фирма, ведущая дела с иностранными партнёрами и имеющая иностранную первичную документацию, должна иметь построчный перевод всех важных документов на русский язык.
Нигде не закрепляется обязанность налогоплательщика обязательно предоставить в налоговый орган перевод документа. Поэтому передача в налоговый орган иностранного документа без перевода правонарушения не образует, и уплаты штрафа не влечёт.
Но налоговая инспекция, при необходимости, вправе запросить у организации указанный перевод документа. И тогда фирма уже должна его предоставить. Так как перевод всех первичных документов, составленных на иностранных языках, должен обязательно храниться в документации фирмы, то удовлетворение заявленных инспекцией требований проблем вызвать не должно.
Новый год, новый кодекс и новые проблемы/ 04.01.2019
Как нам жить по новой «налоговой конституции»? Какие послабления и преимущества приготовили законодатели?
Жестче, чем предполагали: проблемы нового Налогового кодекса/ 11.01.2019
Бизнес и ключевые эксперты начинают реагировать на революционные новогодние изменения в белорусском налоговом законодательстве. В числе первых – юридическая компания «Вердикт», мнение экспертов которой мы сегодня публикуем.
1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса (далее – НК). Одной из самых обсуждаемых новелл стала статья 33, которая дала возможность контролирующим органам по своему усмотрению, без обращения в суд, признавать основной целью хозяйственной операции уклонение от уплаты налогов и на этом основании корректировать налоговую базу.
За что боролись? Какие изменения не вошли в новый Налоговый кодекс и почему/ 15.01.2019
Какая борьба шла за многие пункты этого документа, что удалось отстоять, что включить, а что – убрать из «налоговой конституции», рассказывает сопредседатель Правления, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ.
Налоговая проверка более чем за 5 лет. Почему, когда и с кем это может случиться/ 14.05.2019
В этом году налогоплательщики столкнулись со множеством новых или существенно измененных старых правовых норм. Не все еще составили правильное представление о современном положении дел в этой сфере. Разберем ситуацию с контролем соблюдения налогового законодательства в целом.
НДС
Новый Налоговый кодекс: усовершенствован порядок применения налоговых вычетов по НДС/ 03.01.2019
В новом Налоговом кодексе наряду с другими новациями, усовершенствован порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
НДС: краткий обзор изменений в 2019 году/ 04.01.2019
Основные изменения в порядке исчисления НДС.
НДС в новой редакции Налогового кодекса/ 11.01.2019
Рассмотрим изменения в части НДС по элементам налогообложения без затрагивания ранее применявшихся требований, нашедших отражение в новой редакции НК:
Объект налогообложения НДС/Льготы по НДС/Налоговая база НДС/
Момент фактической реализации и ставки по НДС. Расчет НДС–2019/ 22.01.2019
Порядок определения момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав установлен в ст. 121 НК.
Рассмотрим изменения в этом порядке в связи с принятием новой редакции НК.
Время делать выбор – отчетный месяц или квартал/ 15.01.2019
Новая редакция Налогового кодекса так же, как и ранее, дает отдельным категориям плательщиков право выбора отчетного периода НДС – календарный месяц или календарный квартал.
О выставлении (направлении) ЭСЧФ в 2019 году/ 11.01.2019
МНС разъяснило организациям и индивидуальным предпринимателям – плательщикам НДС порядок формирования и выставления (направления) электронных счетов-фактур (далее – ЭСЧФ) в 2019 году.
Новации, связанные с ЭСЧФ/ 26.03.2019
Постановлением № 31, вступившим в силу с 23.02.2019, внесены изменения в форму электронного счета-фактуры (далее – ЭСЧФ) и Инструкцию № 152. Рассмотрим основные новшества.
Во-первых, положения Инструкции № 15 приведены в соответствие с нормами Налогового кодекса (далее – НК)–2019 (например, по объектам налогообложения НДС указана уже ст. 115 НК–2019 вместо ст. 93 НК–2018, по нормам по ЭСЧФ – ст. 131 НК–2019 вместо ст. 1061 НК–2018, по порядку применения налоговых вычетов – ст. 133 НК–2019 вместо ст. 107 НК–2018 и т.д.).
МНС разъяснило порядок применения Указа № 151 в части порядка исчисления налога на добавленную стоимость/03.05.2019
Cуммы, увеличивающие налоговую базу НДС/ 30.04.2019
Если вопросов с объектами НДС почти не возникает, то о суммах, которые увеличивают налоговую базу, организации иногда забывают. И это одна из типичных ошибок при проверках. Остановимся подробнее на данном вопросе.
Сроки выставления ЭСЧФ: новшества 2019 г./ 16.07.2019 new
Уже более чем полгода все субъекты хозяйствования работают по новой редакции Налогового кодекса (НК). А электронный счет-фактура сегодня по-прежнему является обязательным электронным документом для всех плательщиков НДС и служит одним из оснований для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
Для ИП
ИМНС по г. Минску: изменения в порядке уплаты НДС и единого налога ИП в 2019 году/ 11.01.2019
Вниманию физических лиц – плательщиков единого налога/ 31.01.2019
В связи с вступлением в силу Налогового кодекса Республики Беларусь на территории г. Минска с 1 февраля 2019 года вступили в действие новые ставки единого налога с физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, при реализации товаров, оказании услуг (выполнении работ)…
Новые ставки единого налога для ИП/ 19.02.2019
О сроках доплаты по единому налогу с ИП и иных физических лиц в 2019 году/ 20.02.2019
Особенности исчисления и уплаты налогов ИП (начало)/ 19.02.2019
С учетом требований Президента о необходимости комплексной корректировки Налогового кодекса (далее – НК) на законодательном уровне принято решение об изложении НК в новой редакции. Что и было сделано принятием Закона от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».
Новая редакция Налогового кодекса. Особенности исчисления и уплаты налогов ИП(окончание)/22.02.2019
Особенности учета хозяйственных операций у индивидуального предпринимателя/ 29.06.2019 new
Индивидуальный предприниматель (ИП) с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) без уплаты НДС осуществляет розничную торговлю. Какие документы для учета хозяйственных операций и отчетности должен применять ИП?
УСН
УСН: что нового в налоговом законодательстве/ 22.01.2019
С 2019 г. вступила в силу новая редакция НК. Изменения коснулись и упрощенной системы налогообложения (УСН).
Некоторые вопросы применения УСН (начало)/ 09.04.2019
Новая редакция НК1, вступившая в силу 1 января 2019 г., используется лишь три месяца, и у субъектов хозяйствования, естественно, возникает немало вопросов по ее применению. На некоторые вопросы, связанные с упрощенной системой налогообложения (далее – УСН), ответили специалисты МНС в ходе онлайн-конференции, проведенной агентством БЕЛТА 26 марта т.г. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Некоторые вопросы применения УСН(окончание)/ 12.04.2019
УСН применять можно, но налоги платить придется.
Индивидуальный предприниматель (ИП), являющийся также учредителем ЗАО, сдает в аренду этому ЗАО офисные помещения и транспортное средство, находящиеся у него на праве собственности. Других видов деятельности у ИП нет.
Вправе ли этот ИП применять УСН в отношении доходов от аренды?
Исчисляйте налог при УСН с процентов банка и отражайте в налоговой декларации по налогу при УСН/ 26.04.2019
Организации, применяющей УСН, обслуживающий банк ежемесячно перечисляет проценты за хранение денежных средств на текущем счете.
Следует ли исчислять налог при УСН с полученных сумм?
Выручка при УСН/ 30.06.2019 new
Автомобиль организации, применяющей УСН без НДС, пострадал в ДТП. Для возмещения вреда организация обратилась к страховой организации, с которой заключен договор страхования автогражданской ответственности. ДТП признано страховым случаем. Страховое возмещение перечислено напрямую автосервису, осуществлявшему ремонт автомобиля.
Необходимо ли включать сумму страхового возмещения в налоговую базу для целей исчисления налога при УСН?
Особенности отражения курсовых разниц при УСН/12.07.2019 new
Организация, являющаяся плательщиком УСН (без НДС), осуществляет оказание рекламных услуг субъекту хозяйствования – нерезиденту. Срок действия договора: с марта по декабрь 2019 г. Общая сумма договора – 1200 евро. Ежемесячно оказываются услуги на сумму 120 евро. Акт выполненных работ за март подписан 31.03.2019, за апрель подписан 30.04.2019. Как отразить выручку для бухгалтерского учета и рассчитать налог при УСН, если от заказчика поступила полная оплата 17 апреля 2019 г.? Как отразить курсовые разницы и учитываются ли они при налогообложении?
Экологический налог
Плательщиков экологического налога–2019 станет больше/ 25.01.2019
Подоходный налог
Подоходный налог: краткий обзор изменений в 2019 году/ 11.01.2019
С 01.01.2019 Налоговым кодексом, изложенным в новой редакции, внесены изменения в порядок исчисления подоходного налога.
Налог на прибыль
Налог на прибыль: весомые новшества в НК–2019/ 15.01.2019
По нашему мнению, наиболее «зримых», принципиальных новаций для экономики предприятий – три.
Налог на прибыль – 2019: краткий обзор изменений/ 15.01.2019
О том, какие изменения произошли в исчислении и уплате налога на прибыль в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса. Таблица.
Нормируемые затраты для целей налога на прибыль/ 22.01.2019
С 2019 г. в НК введена ст. 171 «Нормируемые затраты». До этого нормировались только командировочные расходы, расходы на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), суммы недостач, потерь и (или) порчи имущества, по которым имелись нормы естественной убыли, а также затраты по контролируемой задолженности.
С 2019 г. перечень нормируемых расходов расширен. В него дополнительно включены.
Бухгалтерский учет косвенных налогов при различных датах признания выручки от реализации продукции/ 12.04.2019
Около 15 лет в РБ официально налоговый учет выделен из бухгалтерского. Такая ситуация характерна для всех экономически развитых стран, поэтому в бухгалтерском учете важное значение приобретает корректное отражение временных разниц, возникающих по причине различного признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учетах.
Налог на доходы иностранных организаций. Сдаем отчетность: на что обратить внимание/ 05.04.2019
При заключении договоров с иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РБ через постоянное представительство, субъекты хозяйствования могут являться плательщиками налога на доходы, то есть выступать налоговыми агентами. Со вступлением в силу с 1 января 2019 года новой редакции Налогового кодекса изменения затронули и данный налог.
Остановимся подробнее на некоторых новшествах и плюсах для налогоплательщиков.
На вопросы подписчиков отвечает МНС/ 03.05.2019
В связи с постоянно поступающими вопросами наших читателей по новым нормам НК1 редакция «ЭГ» попросила МНС дать разъяснение, как для целей исчисления налога на прибыль с 2019 г. учитываются отдельные выплаты работникам, в т.ч. такие как:
– повышение тарифного оклада (тарифной ставки) по трудовому контракту в размере до 50% согласно Декрету № 292;
– расходы на оплату надбавки работникам, имеющим ученую степень и звания.
Заполняем налоговую декларацию по налогу на прибыль 2019 года без ошибок (часть 1)/ 04.06.2019 new
Заполняем налоговую декларацию по налогу на прибыль 2019 года без ошибок (часть 2)/ 07.06.2019 new
Заполняем налоговую декларацию по налогу на прибыль 2019 года без ошибок (часть 3)/ 11.06.2019 new
Имущественные налоги
НК–2019. Все о налоге на недвижимость/ 22.01.2019
Исчисление налога на недвижимость в соответствии с новым Налоговым кодексом (НК) 2019.
Мораторий на повышение ставок и имущественные налоги: до – можно, после – нельзя/ 12.06.2018
Инспекция МНС по г. Минску опубликовала разъяснение о сроках применения моратория на повышение ставок налогов в отношении налогов на землю и недвижимость. В нем сообщается следующее.
Новое в Налоговом кодексе: имущественные налоги (налог на недвижимость, земельный налог)/ 23.01.2019
Об изменениях в исчислении и уплате имущественных платежей (налог на недвижимость и земельный налог) в 2019 году.
В Минске снизили размеры имущественных налогов/ 29.01.2019
Минский городской Совет депутатов решением от 21.12.2018 № 88 снизил размер повышающих коэффициентов для ставок налога на недвижимость и земельного налога.
Налог на недвижимость. Кто и почему заплатит меньше?/15.03.2019
С 1 января 2019 г. долгожданным подарком для плательщиков–организаций стали изменения в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми налог на недвижимость исчисляется в меньшем размере либо объект налогообложения отсутствует. Эта корректировка законодательства пойдет на пользу многим организациям, позволит направить часть денежных средств на расширение бизнеса, погашение долгов и т.п. Рассмотрим подробно эти нововведения.
Налоги – 2019. Земельный налог/ 15.02.2019
Пользование земельными участками в РБ является платным. Формами платы за пользование земельными участками являются земельный налог или арендная плата (ст. 32 Кодекса о земле).
Законом от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон № 159-З) внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс (далее – НК), в т.ч. в порядок исчисления земельного налога.
Плательщики земельного налога (ст. 236, 237)
В новой редакции НК, действующего с 01.01.2019, ст. 238 НК установлено, что плательщиками земельного налога признаются:
– организации,
– физические лица, в т.ч. зарегистрированные в качестве ИП.
Расчет земельного налога/ 01.03.2019
На земельном участке площадью 1200 м2 расположены здания общей площадью 540 м2.
Кадастровая стоимость земельного участка – 330,00 руб. за 1 м2;
– ставка земельного налога, исходя из функционального использования земельного участка, – 0,55 %;
– Минский городской Совет депутатов увеличил ставку земельного налога на земельный участок в 2,3 раза.
Организация имеет право на льготу по земельному налогу. С 30 января по 5 февраля 2019 г. организацией было сдано в аренду здание площадью 200 м2.
Как исчислить земельный налог и в какие сроки следует предоставить налоговую декларацию?
(Приведенные числовые значения условные).
Определяем налоговую базу налога на недвижимость при аренде объектов у физических лиц в 2019 году/ 25.06.2019 new
Организации признаются плательщиками налога на недвижимость не только по объектам, принадлежащим им на праве собственности или находящимся в хозяйственном ведении, оперативном управлении. НК1 установлены случаи, когда статус плательщика переходит к организации от иного лица. В частности, по капитальным строениям, зданиям, сооружениям и их частям, взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование (далее – объекты) у физических лиц, плательщиком налога на недвижимость признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель) (абз. 3 ч. 1 п. 1 ст. 226 НК).
Акцизы
Акцизы: что нового в 2019 году/ 07.01.2019
Существенной корректировки порядка взимания акцизов в связи со вступлением в силу нового Налогового кодекса не произошло. Но некоторые новшества все же предусмотрены и уже вступили в силу с января 2019 года.
Ставки акцизов 2019 года/ 10.01.2019
Ставки акцизов установлены в приложении 1 к Налоговому кодексу РБ (далее – НК) и они подвергаются корректировке с целью предотвращения потерь бюджета в ходе инфляционных процессов, так как эти ставки установлены в белорусских рублях. НК – 2019 также предусмотрено установление ставок акцизов в приложении 1 к нему. Сравним ставки акцизов, которые будут применяться в первом полугодии 2019 г., со ставками акцизов второго полугодия 2018 г. (С 1 февраля 2018 года по 31 декабря 2018 года ставки акцизов на подакцизные товары были установлены Указом от 25.01.2018 № 29).
* * *
МНС упростит жизнь индивидуальным предпринимателям/ 18.01.2019
Специалисты налогового ведомства разработали проект постановления «О порядке ведения учета», регламентирующий ведение обязательных документов для целей налогообложения и саму методику начисления подоходного налога для индивидуальных предпринимателей.
яйственной операции и факт получения необоснованной налоговой выгоды.
Изменился порядок обжалования решений налоговых органов/ 29.01.2019
С 1 января 2019 г. жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана не только в письменной, но и в электронной форме.
Корректировка налоговой базы/ 29.01.2019
В соответствии с п. 4 ст. 33 Налогового кодекса (НК) налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов) (абз. 2 п. 4 ст. 33 НК);
2) основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора) (абз. 3 п. 4 ст. НК);
3) отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права) (абз. 4 п. 4 ст. 33 НК).
О корректировке налоговой базы по результатам проверки/ 29.01.2019
Налоговое ведомство страны официально прокомментировало п.п. 4–6 ст. 33 НК, определяющие порядок корректировки налоговой базы и (или) суммы налога (сбора).
Изменился порядок зачета (возврата) налогов/ 29.01.2019
Новый Налоговый кодекс (НК) учел пожелания налогоплательщиков: вопросы возврата и зачета переплаченных средств будут решаться быстрее.
Комментарий к Статье 93 НК РФ
В п. 1 ст. 93 НК РФ закреплено, что инспекторы в рамках проверки вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы путем вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Обратите внимание: в ст. 93 не уточнено, о каких проверках идет речь. Поэтому можно предположить, что налоговики в рамках камералки могут ссылаться на указанную норму, требуя дополнительные сведения. Однако помните, что теперь в ст. 88 НК РФ приведен закрытый перечень документов, который может потребовать инспектор при проведении «камералки». Очевидно, что эта недоработка законодателей может создать налогоплательщикам массу трудностей.
В п. 2 ст. 93 Налогового кодекса установлено, что истребуемые документы (налоговые декларации, расчеты, учетная документация, учредительные документы, свидетельства о госрегистрации, лицензии и т.д.) представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В п. 2 ст. 93 НК РФ установлен прямой запрет на нотариальное удостоверение копий документов, представляемых в налоговую инспекцию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Кроме этого, установлено, что в случае необходимости налоговики вправе ознакомиться с подлинниками документов. До 2007 г. Налоговый кодекс РФ не содержал указания, каким образом заверять копии документов.
Пункт 3 ст. 93 НК РФ устанавливает сроки представления документов по требованию налоговой инспекции. Предоставить бумаги надо в десятидневный срок с момента получения требования. Кроме этого, в этом пункте установлено, что если проверяемое лицо не может представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих об этом. Здесь указываются причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроки, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Отказ — это открытое заявление лица о том, что оно не собирается представлять документы в налоговый орган. Пункт 4 указывает, что отказ предоставить документы признается налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ). За это установлена ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ.
До 2007 г. ст. 93 НК РФ прямо не предусматривала возможность применения ст. 126 НК РФ за непредставление в установленные сроки истребованных в рамках налоговой проверки документов. Однако арбитражная практика подтверждала то, что сейчас указано в тексте статьи. В качестве примера можно привести Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 4 мая 2006 г. N А82-5807/2005-99, ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2005 г. N А05-4231/04-18, ФАС Центрального округа от 16 июня 2005 г. N А09-12331/04-30, ФАС Центрального округа от 16 августа 2005 г. N А62-178/05.
В п. 4 ст. 93 НК РФ также закреплено, что в случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
В п. 5 комментируемой статьи установлено, что в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Заметим, что п. 5 вступает в силу с 1 января 2010 г.
Другой комментарий к Ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации
1. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Право налоговых органов требовать и получать от проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента документы закреплено также в подп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса и п. 1 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» (см. комментарий к ст. 31 Кодекса).
В абз. 2 п. 1 ст. 93 Кодекса установлено, что лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
В отношении исчисления срока для представления документов по запросу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, Минфин России письмом от 10 апреля 2003 г. N 04-01-10/2-23 «О сроках для представления документов по запросу налоговой инспекции» <*> разъяснял, что согласно ст. 6.1 Кодекса установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями и днями. Течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после дня, которым определено начало этого срока. При этом не принимается во внимание, являются ли включаемые в срок дни рабочими или нерабочими. Вместе с тем, отметил Минфин России, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
———————————
<*> Нормативные акты для бухгалтера. 2003. N 10.
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 89 Кодекса), в срок проведения проверки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии с комментируемой статьей и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Форма требования о представлении документов приведена в приложении N 2 к Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».
В пункте 4 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 418-О «По жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года» <*> отмечалось, что указанная форма требования о представлении документов не предусматривает подпись руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита. Подписание такого требования иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности, и не может служить основанием для отказа суда от проверки законности и обоснованности данного решения, а значит, для ограничения прав налогоплательщика, гарантируемых ст. 45 и 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ.
———————————
<*> Вестник КС РФ. 2004. N 2.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 93 Кодекса документы по запросу должностного лица, проводящего налоговую проверку, представляются в виде заверенных должным образом копий. Представляется, что под надлежащим заверением копий понимается указание на них текста «Копия верна», проставление подписи налогоплательщика или его представителя и заверение печатью или штампом (при их наличии).
2. Пункт 2 ст. 93 Кодекса предусматривает последствия отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки.
Прежде всего, отказ от представления документов или несвоевременное представление этих документов признается налоговым правонарушением и влечет налоговую ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса (см. комментарий к ст. 126 Кодекса).
(Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З)
Изменения в налоговом законодательстве на 2017 г. известны заранее: Закон Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» уже опубликован. Рассмотрим, какие изменения произошли в объекте обложения НДС, на какие операции распространятся преференции, а какие, наоборот, лишились льгот.
Новый объект обложения НДС: старый порядок не работал
С 1 января 2017 г. признаются объектами обложения НДС обороты по передаче абонентом субабонентам всех видов полученных энергии, газа, воды (подп. 1.1.14 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). До этой даты такие обороты не являлись объектом обложения НДС (подп. 2.12.6 п. 2 ст. 93 НК, который с 1 января 2017 г. исключен). При этом у абонента отсутствовало право на вычет «входного» НДС по энергии, газу, воде (подп. 19.9 п. 19 ст. 107 НК).
Преференция фактически не работала. Объясняется это тем, что абоненты не заключали с субабонентами договоры энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства, а включали положения о возмещении стоимости энергии, газа, воды в основной договор.
С 1 января 2017 г. абоненты будут принимать к вычету «входной» НДС по энергии, газу, воде, а при передаче их субабонентам исчислять НДС.
Выдача книги замечаний и предложений: снова без НДС, но по другим основаниям
До 1 января 2017 г. не признаются объектом обложения НДС обороты по передаче налоговым органам изготовленных книг замечаний и предложений и выдача налоговыми органами книг замечаний и предложений государственным органам, иным организациям и индивидуальным предпринимателям (подп. 2.10 п. 2 ст. 93 НК). В 2017 г. данной нормы в НК не будет.
При этом передача такой книги и в 2017 г. по-прежнему не признается объектом обложения НДС, но теперь уже на основании подп. 2.29 п. 2 ст. 93 НК. В нем сказано, что не является объектом обложения НДС выдача акцизных марок Республики Беларусь, книг замечаний и предложений, марок пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством.
Льгота сокращена
Сократилась льгота, касающаяся оказания некоторых видов услуг физическим лицам. Поэтому с 1 января 2017 г. для населения они станут дороже на 20 %. Так, на основании подп. 1.30 п. 1 ст. 93 НК освобождались от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь оказываемых физическим лицам услуг:
– по технической инвентаризации недвижимого имущества, оценке недвижимого имущества;
– выполнению землеустроительных и геодезических работ;
– представлению информации из единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, регистра стоимости земельных участков;
– совершению регистрационных действий;
– внесению исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, регистра стоимости земельных участков по заявлениям;
– по даче правовых консультаций по совершению регистрационных действий;
– составлению проектов, подлежащих государственной регистрации сделок, необходимых заявлений;
– изготовлению копий документов, выписок из них.
С 1 января 2017 г. будут освобождаться от НДС обороты по реализации выполняемых (оказываемых) физическим лицам работ (услуг) по осуществлению административных процедур в отношении недвижимого имущества (подп. 1.30 п. 1 ст. 93 НК в новой редакции).
Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2016, № 42, с. 23
Наталья Нехай, ведущий аудитор ООО «Аудиторский центр «Эрудит»
Рассмотрим на примере конкретного судебного дела.
1) Обстоятельства.
Налогоплательщик был привлечен к ответственности по п.1 ст. 126 НК РФ на крупную сумму штрафа за непредставление документов, запрошенных налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки по ст. 93 НК РФ.
Руководствуясь нормами НК РФ, пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», установив, что документы не представлены обществом в установленный в требовании срок, суды поддержали налоговый орган.
При этом суд пояснил, что от налогоплательщика в инспекцию не поступало никаких писем (ходатайств), свидетельствующих о том, что он не имеет возможности представить документы в срок и просит перенести сроки представления документов в порядке ст. 93 НК РФ.
Судом отклонен довод компании о том, что с момента начала проверки оригиналы документов были доступны проверяющим по месту проведения проверки (в помещениях налогоплательщика), о чем налоговому органу было сообщено.
Никаких доказательств (реестров, актов) передачи документов налоговому органу налогоплательщик не представил. «Действия налогоплательщика в ответ на полученное требование, выразившиеся в предложении проверяющим ознакомиться с подлинниками документов, находящимися в помещении, выделенном для проведения выездной налоговой проверки, не являются надлежащим исполнением обязанности по представлению копий документов по требованию налогового органа и не могут служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности».
Taxanalytics напоминает, что такие же обстоятельства помогли другому налогоплательщику по другому делу признать необоснованным назначение в отношении него процедуры выемки документов, о чем мы рассказывали ранее.
Однако в данном случае от санкции по ст. 126 НК РФ это компанию не спасло.
2) Выводы.
Таким образом, если получили требование о представлении документов, не молчите:
1). Или предоставьте истребуемые документы в отведенный срок (даже если проверяющие находятся у Вас);
2. Или в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, уведомьте инспекцию о невозможности представить документы, причинах такой невозможности и сроках представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ). См. Постановления 11 ААС от 07.10.2019 и Постановление АС Поволжского округа от 23.01.2020 года по делу № А65-11619/2019.
Иное поведение (как в случае с Обществом), скорее всего, приведет к штрафу.
В то же время налогоплательщику удалось значительно снизить размер штрафа на основании ст. 112 и 114 НК, учитывая добросовестное заблуждение и количество истребуемых документов!
Надеемся, что указанная информация была для Вас полезной. С уважением к Вашему бизнесу, Жуков Илья, юридическая компания Taxanalytics.