Статья 94 устава железнодорожного транспорта

Статья 94 устава железнодорожного транспорта

отменен/утратил силу Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.98 N 2-ФЗ «ТРАНСПОРТНЫЙ УСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа закон, устав
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 2-ФЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.01.1970
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», N 9, 17.01.98,
  • «Собрание законодательства РФ», 12.01.98, N 2, ст. 218
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.98 N 2-ФЗ «ТРАНСПОРТНЫЙ УСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 139

Статья 139. Претензии к железным дорогам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней.

Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:

возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа или грузобагажа со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа;

возмещения за утрату груза по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки;

возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки;

возмещения за утрату багажа, грузобагажа по истечении 30 дней после окончания срока доставки багажа, грузобагажа физических лиц и по истечении 10 дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц;

просрочки доставки груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа, грузобагажа;

возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) железной дороги о начислении таких платы, штрафа;

взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку груза по истечении 5 дней с момента взыскания штрафа;

взыскания штрафа за самовольное занятие железной дорогой вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям или арендованных ими, по истечении срока доставки грузов в таких вагонах, контейнерах либо срока возврата их в пункт приписки;

иных случаев, возникших в связи с осуществлением перевозки, со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Железная дорога вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А53-24261/14
06 марта 2015 г.
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 06 марта 2015 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Корха С.Э.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комягиным В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью «Маяк» (ИНН 1516619526, ОГРН 1091516000883)
о взыскании 51 406,36 руб. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования
при участии:
от истца: представитель Мельникова О.В. по доверенности № ТЦФТО-СК/241 от 14.06.2012 г.;
от ответчика: представитель не явился;

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Маяк» с требованием о взыскании 51 406,36 руб. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что между ОАО «РЖД» и ООО «Маяк» договор № 397/07-13 от 19.07.2013 г. на организацию расчетов, а также договор № 445/ЛАФТО от 24.01.2014 г. на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов. В нарушение статьи 36 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», устанавливающей обязанность грузополучателя принять груз на станции назначения, ООО «Маяк» была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Владикавказ по причине отсутствия договора (соглашения) на подачу вагонов на пути необщего пользования. За время нахождения вагонов на путях станции, на основании акта общей формы начислена плата в сумме 54 682,97 руб. На основании договора № 445/ЛАФТО ответчику были оказаны дополнительные услуги по присвоению четырехзначного кода и консультированию пользователей транспортных услуг, за данные дополнительные услуги начислена сумма 2 246,72 руб., которая ответчиком оплачена не была. Кроме того, за невыполнение заявки № 0023788378 на основании ст. 94 УЖТ РФ истец начислил штраф в сумме 600,00 руб., который также не оплачен. С учетом остатка денежных средств в сумме 6 123,33 руб., имевшегося на лицевом счете ответчика, неоплаченной осталась сумма 51 406,36 руб., взыскание которой и является предметом настоящего иска.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Спор рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ, согласно которой при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд установил, что Правоотношения сторон, связанные с перевозкой грузов урегулированы договором 397/07-13 от 19.07.2013 г. на организацию расчетов. В соответствии с п. 1.1. договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией и оплатой Клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов или порожних вагонов в экспортном и внутригосударственном сообщениях, и иных работ/услуг, выполняемых ОАО «РЖД» при организации или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги. Пунктом 6.2. данного договора установлена договорная подсудность в арбитражном суде по месту нахождения Северо-Кавказского ТЦФТО. Кроме того, между сторонами заключен и действует договор № 445/ЛАФТО от 24.01.2014 г. Согласно п. 1.1. которого ОАО «РЖД» обязалось оказывать, либо организовывать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов. Пунктом 1.2. установлено, что Перечень необходимых клиенту услуг, их содержание и стоимость определяются сторонами в Приложении № 1 к договору.
Фактические обстоятельства дела заключаются в том, что по договору перевозки в адрес ответчика на станцию Владикавказ в феврале 2014 года прибыл не принадлежащий перевозчику вагон. В нарушение статьи 36 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», устанавливающей обязанность грузополучателя принять груз на станции назначения, ответчиком была допущена задержка вагона на путях общего пользования станции назначения Владикавказ ввиду отсутствия тройственного соглашения, регулирующего порядок подачи прибывших в адрес ответчика вагонов на пути необещего пользования.
Обстоятельства задержки вагона на путях общего пользования зафиксированы в акте общей формы № 2/127, в котором указан номер вагона и продолжительность задержки на путях станции: с 01.02.2014 г. 18-00 по 07.03.2014 г. 18-00, причина задержки: «в ожидании оформления тройственного соглашения». Акт общей форы подписан и истцом и ответчиком. На основании акта общей формы № 2/127 подписанного как истцом, так и ответчиком истец начислил плату за пользование вагонами в сумме 54 982,97 руб.
Также на основании договора № 445/ЛАФТО ответчику были оказаны дополнительные услуги по присвоению четырехзначного кода и консультирование на общую сумму 2 246,72 руб., цены на которые согласованы сторонами в приложении № 1 к договору.
Кроме того в порядке ст. 11 Федерального закона от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ РФ) ответчиком была подана заявка № 0023788378 на перевозку грузов железнодорожным транспортом на период с 28.01.2014 г. по 28.02.2014 г. Согласно учетной карточки выполнения заявки, ответчик не выполнил поданную заявку, что подтверждается проставленным в графе 22 учетных карточек кодом невыполнения заявки «202» — неиспользование поданных вагонов, контейнеров. В п. 5.8. Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов ж.д. транспортом код «202» отнесен к причинам, зависящим от грузоотправителя. За невыполнение заявки истец начисли штраф из расчета 10 руб. за каждую непогруженную тонну, размер штрафа составил 600,00 руб. С учетом остатка денежных средств в сумме 6 123,33 руб., имевшегося на лицевом счете ответчика неоплаченной осталась сумма 51 406,36 руб. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Пунктом 1.4. договора № 397/07-13 от 19.07.2013 г. на организацию расчетов установлено, что положения настоящего договора могут применяться также к отношениям сторон, возникающим на основе заключенных между сторонами договоров, соглашений, связанных с организацией или осуществлением перевозок. Пунктом 6.2. договора № 397/07-13 от 19.07.2013 г. установлено, что споры передаются заинтересованной стороной на рассмотрение в арбитражный суд по мессу нахождения Северо-Кавказского ТЦФТО. Как указано в разделе 10 договора № 397/07-13 место нахождения Северо-Кавказского ТЦФТО: г. Ростов-на-Дону, пл. Привокзальная 1/2., в связи с чем, настоящий иск обоснованно предъявлен в Арбитражный суд Ростовской области.
Первой частью исковых требований является взыскание платы за пользование вагонами. Плата, взыскание которой является предметом первой части исковых требований, была начислена в результате ненадлежащего исполнения ответчиком, как грузополучателем, обязанности принять груз, в рассматриваемом случае груз в виде порожних вагонов, возложенной на него ст. 36 УЖТ РФ. Таким образом, настоящий спор вытекает из договора перевозки, обязанность вносить спорную плату возникает у ответчика, как стороны договора перевозки.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее — УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела взыскание платы время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику предусмотрено абзацем вторым пункта 2.1.11. договора № 397/07-13 согласно которого, в случае нарушения Клиентом, являющимся грузополучателем, на станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от Клиента, являющегося грузополучателем (занятость фронтов погрузки-выгрузки и др.), с Клиента, являющегося грузополучателем, взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении № 3 к настоящему Договору.

На основании статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Судом установлено, что в п. 2.1.11. договора № 397/07-13 истец и ответчик согласовали условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику и установили размер данной платы в Приложении №3.
Тот факт, что ответчик является грузополучателем спорного вагона, подтверждается дорожной ведомостью на отправку № ЭЗ145332. В соответствии со статьей 34 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее УЖТ РФ) перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Из материалов дела усматривается, что уведомление о прибытии груза «вагон порожний» было передано Ответчику 01.02.2014г. в 15-00, о чем свидетельствует календарный штемпель в дорожной ведомости № ЭЗ145332.
Статьей 36 УЖТ РФ установлено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Грузополучатель может отказаться от принятия грузов в тех случаях, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению. Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, позволяющих отказаться от приема вагонов, в материалы дела не предоставлено.
Однако ответчик требований ст. 36 УЖТ РФ не выполнил и не обеспечил прием поступившего в его адрес груза, ввиду отсутствия тройственного соглашения, регулирующего порядок подачи прибывших в адрес ответчика вагонов на путь необщего пользования для производства грузовых операций. Ввиду изложенного прибывший вагон простаивал на путях общего пользования станции в период с 01.02.2014г. 18-00 по 07.03.2014г. 18-00, что подтверждается актом общей формы от 01.02.2014г. № 2/127, подписанным Истцом и Ответчиком.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки спорного вагона, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актом общей формы № 2/127. В акте общей формы указана причина задержки вагонов «ожидание оформления тройственного соглашения». Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС № 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов Акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания:
платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, -указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;
В пункте 3.5. Правил составления актов также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ № 29 от 18.06.2003 г. выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Таким образом, факт и причина задержки вагонов, удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Причина нахождения вагонов на путях общего пользования — отсутствие тройственного соглашения зависит от ответчика, так как подача вагонов для сторонней организации на пути необщего пользования, принадлежащие или используемые иной организацией возможна только на основании тройственного соглашения. Ответчик, как добросовестная сторона гражданско-правовых отношений должен был заранее обеспечить наличие условий для подачи вагонов, а именно, принять меры для заключения соглашения, на основании которого должны быть поданы вагоны.
В соответствии со ст. 56 УЖТ РФ подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
В соответствии со ст. 60 УЖТ РФ отношения между контрагентом (контрагент — грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
В соответствии с п. 2.1. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС № 26 от 18.06.2003 формы договора (на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов) определяются в зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, обслуживающего данный железнодорожный путь.
Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, имеющим на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожному пути необщего пользования основного владельца, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с п.2.2 указанных Правил отношения между контрагентом и владельцем, пользователем железнодорожного пути необщего пользования, которые осуществляют его обслуживание своим локомотивом, регулируются отдельным договором между ними.
При обслуживании контрагента локомотивами, принадлежащими владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у контрагента осуществляется владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования и контрагентом.
Пунктом 3.1. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Выставочные железнодорожные пути могут располагаться на железнодорожных путях общего или необщего пользования.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются перевозчиком на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.
Из вышеизложенных правовых норм усматривается, что подача вагонов на пути необщего пользования осуществляется только на основании договора (соглашения), и в порядке установленном, соответствующим договором, в отсутствие такового у перевозчика отсутствуют правовые основания для подачи вагонов на пути необщего пользования. Согласно расчета истца плата за пользование вагоном, начисленная на основании акта общей формы № 2/127 составляет 54 982,97 руб., расчет проверен судом и признан верным.
В рамках договора № 445/ЛАФТО на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, истцом были оказаны услуги по присвоению разового четырехзначного кода и консультирование пользователей транспортных услуг работниками СК ТЦФТО по вопросам заключения договоров и работы по ним. Пунктом 1.2 договора № 445/ЛАФТО установлено, что Перечень необходимых Клиенту услуг, их содержание и стоимость определяются Сторонами в Приложении № 1 к настоящему Договору, являющемуся его неотъемлемой частью. В приложении № 1 к договору стороны согласовали цену на указанные услуги. Общая стоимость услуг, оказанных по договору 445/ЛАФТО составляет 2 246,72 руб. Факт оказания дополнительных услуг подтверждается накопительной ведомостью № 280523, ответчик подписал данную ведомость без разногласий, чем выразил согласие с фактом, объемом и ценой оказанных услуг.

Кроме того, ответчиком в порядке ст. 11 Федерального закона от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) была подана Истцу заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом № 0023788378 периодом действия с 28.01.2014г. по 28.02.2014г. По данной заявке Ответчик обязался погрузить на станции отправления Владикавказ СКЖД 1 вагон (60 тонн) груза «водка». Фактически по заявке не было погружено ни одного вагона. Недогруз составил 60 тонн. За невыполнение заявки № 0023788378 на основании ст. 94 УЖТ РФ истец начислил штраф в сумме 600,00 руб.
Статьей 11 Устава железнодорожного транспорта и пунктами 11, 12 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов, в которой грузоотправитель указывает количество необходимых вагонов и тонн, железнодорожные станции назначения и другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Порядок и способ уведомления перевозчиком грузоотправителя, осуществляющей перевалку грузов организации о принятии заявки или об отказе в перевозке устанавливаются по соглашению сторон.
Согласно статье 794 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 94 Устава железнодорожного транспорта снованиями для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются: неиспользование поданных вагонов, контейнеров; неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон; отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров.
Грузоотправитель и перевозчик несут ответственность за невыполнение принятой заявки в виде штрафа в следующих размерах: в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, — 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза; в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах, — 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двукратного размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.
В нарушение вышеназванных правовых норм ответчик не выполнил свои обязательства по выполнению заявки №0023788378.
В соответствии с Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов ж.д., утвержденных приказом МПС России от 16.06.2003 г. № 20 учет выполнения заявки на перевозку грузов ж.д. транспортом осуществляется в учетной карточке. В соответствии с п. 3 Правил составления учетной карточки учетная карточка подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. Спорная учетная карточка подписана ответчиком без возражений.
В соответствии с п. 6 Правил составления учетной карточки, данные, содержащиеся в каждой графе учетной карточки, суммируются и указываются в строке «Итого» этой графы. Выполнение заявки в отношении грузов, перевозка которых в соответствии с заявкой установлена в вагонах и тоннах, определяется путем сопоставления итогов соответственно граф 2 и 5, 3 и 6 учетной карточки, а в контейнерах — граф 2 и 5. Количество вагонов, контейнеров, не погруженных по зависящим от грузоотправителя причинам, определяется путем вычитания из итогов графы 4 итогов графы 5 и увеличения полученной разности на количество вагонов, контейнеров, не поданных по причинам, зависящим от грузоотправителя (графа 22 коды 202, 404, 405, 406, 407, 408). Полученный результат должен совпадать с итоговой строкой графы 22.
В графе 22 учётных карточек выполнения заявок в соответствии с Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом (п. 5.8 Правил составления учётной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом) указан код обстоятельств невыполнения заявки — 202 — неиспользование поданных вагонов. Код невыполнения заявки «202» отнесен в Правилах составления учетной карточки выполнения заявки на ответственность грузоотправителя.
Факт невыполнения спорной заявки подтверждается учетной карточкой выполнения заявки, на основании которой истец правомерно начислил штраф из расчета 10,00 руб., за каждую недогруженную тонну в сумме 600,00 руб. С учетом остатка денежных средств в сумме 6 123,33 руб., имевшегося на лицевом счете ответчика неоплаченной осталась сумма в размере 51 406,36 руб.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в заявленной сумме 51 406,36 руб.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 2 056,25 руб., перечисленной по платежному поручению № 1802582 от 21.08.2014 г. подлежат отнесению на ответчика по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Маяк» (ИНН 1516619526, ОГРН 1091516000883) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) 48 559,64 руб. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, 2 246 руб. за услуги по присвоению кода и консультированию, 600 руб. штрафа за невыполнение принятой заявки, а также 2 056,25 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.Э. Корх

Суд:

АС Ростовской области

Истцы:

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Ответчики:

ООО «МАЯК»

Железнодорожный транспорт — один из видов транспорта общего пользования. Он находится в ведении Российской Федерации и представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения.

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации. Он во взаимодействии с другими видами транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности в перевозках грузов, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности.

Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок грузов на рынке транспортных услуг достигает 60 процентов.
Производственно-технологический комплекс железнодорожного транспорта представляет собой сложную инфраструктуру, в основе которой лежит сеть железных дорог, непосредственно обеспечивающих потребности в перевозках. В настоящее время сеть железных дорог на территории Российской Федерации состоит из:

  • Восточно-Сибирской железной дороги;
  • Горьковской железной дороги;
  • Дальневосточной железной дороги;
  • Забайкальской железной дороги;
  • Западно-Сибирской железной дороги;
  • Калининградской железной дороги;
  • Красноярской железной дороги;
  • Куйбышевской железной дороги;
  • Московской железной дороги;
  • Октябрьской железной дороги;
  • Приволжской железной дороги;
  • Сахалинской железной дороги;
  • Свердловской железной дороги;
  • Северной железной дороги;
  • Северо-Кавказской железной дороги;
  • Юго-Восточной железной дороги;
  • Южно-Уральской железной дороги.

Общая протяженность железнодорожных дорог России составляет 86,2 тыс. км (по состоянию на 1998 г. — данные МПС). Железные дороги имеют в своем составе железнодорожные пути.

Железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, производству маневровой работы. Железнодорожная станция может быть разделена на места общего и не общего пользования.
Места общего пользования — крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие железной дороге и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов.
Места не общего пользования — крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие железной дороге или сданные ею в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов. Места не общего пользования могут располагаться и вне железнодорожной станции.

Железнодорожные пути, в свою очередь, включают железнодорожные подъездные пути, примыкающие к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных грузоотправителей, грузополучателей.

Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации

Проект N 402720-4

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ПОЛОЖЕНИЕ
о дисциплине работников железнодорожного транспорта
общего пользования в Российской Федерации

Дисциплина работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации, труд которых непосредственно связан с движением железнодорожного транспорта, их организованность при выполнении трудовых обязанностей служат гарантией устойчивой работы и обеспечения безопасного функционирования железнодорожного транспорта, в том числе сохранности железнодорожного подвижного состава и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда, безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа, выполнения договорных обязательств, а также своевременного предотвращения транспортных происшествий и устранения их последствий, угрожающих жизни и здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет требования к дисциплине работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением железнодорожного транспорта (далее — работники железнодорожного транспорта), устанавливает основные трудовые обязанности работников железнодорожного транспорта, виды поощрения за труд, а также меры дисциплинарного воздействия помимо мер, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Дисциплина работников железнодорожного транспорта состоит в исполнении ими своих трудовых обязанностей, соблюдении правил, установленных федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка организации железнодорожного транспорта, иными нормативными документами, применяемыми на железнодорожном транспорте, а также в выполнении приказов, распоряжений и указаний непосредственного руководителя и (или) вышестоящего в порядке подчиненности руководителя, отданных в пределах их должностных полномочий.

Статья 2. Основные трудовые обязанности работников железнодорожного транспорта

Работники железнодорожного транспорта помимо выполнения трудовых обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективными договорами, трудовыми договорами, правилами внутреннего трудового распорядка организации железнодорожного транспорта, а также иными нормативными документами, применяемыми на железнодорожном транспорте, обязаны:
обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, экологическую и пожарную безопасность, своевременную доставку пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, соблюдать график движения поездов;
знать и соблюдать требования настоящего Федерального закона, других нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов в объеме своих должностных обязанностей;
повышать квалификацию, проходить техническое обучение и аттестацию, предусматривающую проверку знаний соответствующих нормативных актов, включая нормативные акты, регулирующие правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта, сигнализации на железнодорожном транспорте, движения поездов и маневровой работы;
исполнять своевременно и в полном объеме приказы, распоряжения и указания непосредственного руководителя и (или) вышестоящего в порядке подчиненности руководителя, отданные в пределах их должностных полномочий;
незамедлительно извещать своего непосредственного руководителя и (или) вышестоящего в порядке подчиненности руководителя о возникновении любых аварийных ситуаций, транспортных происшествий, изменений и (или) нарушений технологических процессов, а также неисправности сооружений, оборудования, которые могут повлечь угрозу жизни или причинение вреда здоровью людей, окружающей среде и имуществу;
соблюдать установленный порядок ношения форменной одежды.

Статья 3. Поощрения за труд

1. Работники железнодорожного транспорта поощряются за безупречное и добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение качества работы, производительности труда, новаторство и инициативу.

2. К работникам железнодорожного транспорта могут применяться следующие виды поощрений:
1) занесение в Книгу почета, на Доску почета;
2) награждение знаками отличия;
3) награждение ведомственными наградами.

3. К работникам железнодорожного транспорта могут применяться другие виды поощрений, предусмотренные коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации железнодорожного транспорта.

Статья 4. Дисциплинарные взыскания

За нарушение трудовых обязанностей, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, к работникам железнодорожного транспорта могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
отстранение от работы по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, на срок до одного года;
увольнение по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Основания для применения дисциплинарных взысканий

1. Дисциплинарное взыскание, предусмотренное абзацем вторым статьи 4 настоящего Федерального закона, может быть применено к работнику железнодорожного транспорта за совершение дисциплинарного проступка, в результате которого создалась угроза крушения или аварии железнодорожного подвижного состава, жизни и здоровью людей.

2. Дисциплинарное взыскание, предусмотренное абзацем третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, может быть применено к работнику железнодорожного транспорта за совершение следующих дисциплинарных проступков:
1) нарушение порядка вождения железнодорожного подвижного состава, повлекшее за собой его крушение или аварию;
2) нарушение порядка подготовки железнодорожного подвижного состава к отправлению, отправления и приема железнодорожного подвижного состава, производства маневровой работы, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
3) нарушение правил ограждения железнодорожного подвижного состава, места производства путевых работ, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
4) нарушение должностных обязанностей, повлекшее за собой столкновение железнодорожного подвижного состава с иным транспортным средством;
5) нарушение технологии обслуживания и ремонта устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
6) нарушение технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
7) отключение проводником пассажирского, почтово-багажного вагона исправно действующей сигнализации контроля нагрева букс, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
8) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара в железнодорожном подвижном составе.

Статья 6. Порядок применения дисциплинарных взысканий

1. Работник железнодорожного транспорта, совершивший дисциплинарный проступок, отстраняется от работы руководителем или должностным лицом, осуществляющим распорядительные или контрольно-инспекторские функции на участке железнодорожного пути, на котором совершен дисциплинарный проступок, до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности с немедленным уведомлением об этом работодателя. В уведомлении подробно излагаются причины и обстоятельства, вызвавшие отстранение работника железнодорожного транспорта от выполняемой работы.

2. До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах допущенного дисциплинарного проступка, предварительно затребовав от работника железнодорожного транспорта объяснение в письменной форме.
При применении дисциплинарного взыскания, предусмотренного абзацем вторым статьи 4 настоящего Федерального закона, работник железнодорожного транспорта переводится с его согласия на другую работу, непосредственно не связанную с движением железнодорожного подвижного состава. В случае отказа работника от перевода на другую работу, непосредственно не связанную с движением железнодорожного подвижного состава, трудовой договор с ним может быть расторгнут.

3. По истечении срока действия дисциплинарного взыскания, предусмотренного абзацем вторым статьи 4 настоящего Федерального закона, работник железнодорожного транспорта должен пройти аттестацию, предусматривающую проверку знаний соответствующих нормативных актов, включая нормативные акты, регулирующие правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта, сигнализации на железнодорожном транспорте, движения железнодорожного подвижного состава и маневровой работы. Аттестация, предусмотренная настоящим пунктом, не проводится, если перерыв в работе, связанной с движением железнодорожного подвижного состава, не превысил трех месяцев.

4. Не прошедшие предусмотренную частью 3 настоящей статьи аттестацию работники железнодорожного транспорта допускаются к повторной аттестации не ранее чем через две недели со дня проведения первой аттестации.
В случае, если работник железнодорожного транспорта дважды подряд не пройдет указанную аттестацию, он переводится с его согласия на другую работу, не связанную с движением железнодорожного подвижного состава, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья. В случае невозможности перевести работника на другую работу или отказа работника от перевода на другую работу трудовой договор с ним может быть расторгнут на основании пункта 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 7. Обжалование дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником железнодорожного транспорта в соответствии со статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом работники организаций железнодорожного транспорта, в которых в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации права и обязанности работодателя осуществляются уполномоченными лицами, также могут обжаловать дисциплинарное взыскание в орган управления юридического лица (организации), осуществляющий права и обязанности работодателя в отношении уполномоченного лица, наложившего дисциплинарное взыскание.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Пояснительная записка к проекту федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации»

Необходимость разработки и принятия данного законопроекта определяется статьями 189 и 330 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
В соответствии с требованиями статьи 330 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется положением (уставом) о дисциплине, устанавливаемым федеральным законом.
Соблюдение дисциплины труда работников железнодорожного транспорта имеет важное значение в силу того, что ее нарушение может повлечь за собой крайне тяжелые транспортные происшествия (аварии, катастрофы, гибель людей). Поэтому к работникам, непосредственно связанным с движением железнодорожного подвижного состава, предъявляются более высокие требования и для них должны быть установлены более жесткие дисциплинарные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, включая дополнительные основания для увольнения за грубое нарушение требований по обеспечению безопасности движения железнодорожного подвижного состава, если это нарушение повлекло за собой транспортные происшествия либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
Настоящий законопроект подготовлен с целью создания условий в области регулирования дисциплины труда указанных работников.
Законопроект устанавливает особенности правового регулирования дисциплины труда этих работников, в частности, предусматриваются обязательные правила их поведения, трудовые обязанности, особые условия соблюдения трудовой дисциплины и меры дисциплинарного воздействия в случае нарушения таких условий, а также основания применения и виды поощрений.
Принятие законопроекта в области регулирования дисциплины труда работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением железнодорожного подвижного состава, позволит повысить уровень безопасности движения поездов и эксплуатации транспортных и иных технических средств на железнодорожном транспорте.
Реализация данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
С принятием законопроекта Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621, подлежит признанию утратившим силу.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс” и сверен по:
рассылка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *