Страховые агенты действуют

Страховые агенты действуют

Государственное регулирование деятельности страховых агентов и брокеров

Опыт зарубежных стран показывает, что государственное регулирование деятельности как самих страховых компаний, так и страховых посредников является необходимым условием успешного развития страхового рынка, так как без этого невозможно гарантировать защиту интересов потребителей страховых услуг.

Институт страхового посредничества в развитых странах оказывает положительное воздействие на рынок труда, так как открытие большого числа рабочих мест (штатных и внештатных) способствует росту занятости населения. В разных странах в страховании работает до 1 — 1,5% населения, включая независимых агентов, совместителей и участников сетей многоуровневого маркетинга.

Правовые основы регулирования деятельности страховых посредников закладываются в специальном страховом законодательстве, которое в разных странах имеет свои особенности. Однако в последние годы национальное законодательство разных стран приобретает все больше общих черт. Особенно этому способствует европейская интеграция в рамках ЕС. Здесь приняты межгосударственные нормативные акты, основными из которых в области регулирования страхового посредничества являются Директива ЕС "О посредниках" N 77/92/СЕЕ, 1976 г., Рекомендации комиссии по страховым посредникам от 18.12.1991 N 92/48/СЕЕ и др.

Страховыми посредниками могут быть страховые агенты и страховые брокеры. Для работы с физическими лицами чаще всего используют агентские сети, а с корпоративными клиентами — брокеров. Кроме того, в современных условиях брокеры часто оказывают посреднические услуги по перестрахованию. Все это накладывает отпечаток на методы регулирования посреднической деятельности.

Страховые агенты действуют от имени и по поручению страховщика, а брокеры — от своего имени по поручению страхователя или страховщика. Агент выступает как участник рынка со стороны предложения страховых услуг, т.е. для него приоритетными являются интересы страховщика, поэтому и регулируется деятельность агентов, как правило, не отдельно, а вместе со страховщиками. Страховой брокер в развитых странах обычно выступает в интересах страхователя (перестрахователя), поэтому деятельность брокеров регулируется государством обособленно, с помощью специальных форм и методов.

Страховые агенты работают на страховщика на основании гражданско — правовых договоров (а в ряде случаев — и на основании трудовых договоров). В некоторых странах действует принцип исключительности, в соответствии с которым отдельным видам страховых агентов разрешается работать только на одного страховщика. Страховая компания, как правило, объединяет агентов в рамках определенных структурных образований (агентств), которые могут быть организованы как по линейному принципу (когда каждый агент вступает в непосредственное взаимодействие с нанимающей его компанией — так называемое простое агентство), так и в виде агентских сетей пирамидального типа (в которых каждый агент подчиняется менеджеру, а тот в свою очередь — менеджеру более высокого уровня). Законодательством большинства стран не запрещено создание в страховании сетей многоуровневого маркетинга, когда один участник сети продает другому не только страховой полис, но и право работать агентом, продавая полисы новым участникам сети, и получает при этом проценты от продаж, произведенных на всех нижних уровнях.

Страховые брокеры — экономически независимые участники рынка, самостоятельные субъекты предпринимательской деятельности; они сотрудничают одновременно с многими страховыми компаниями. Во избежание финансовой заинтересованности брокера в размещении риска клиента в "своих" компаниях и с целью защиты страхователя от недобросовестного поведения брокера за рубежом органы государственного страхового и антимонопольного надзора могут брать под контроль соглашения брокеров с крупными страховщиками и отслеживают динамику финансовых потоков. Кроме того, в ряде стран действуют юридические ограничения: страховые брокеры не могут быть учредителями страховых организаций, запрещается совмещение физическими лицами работы в страховой компании и брокерской деятельности, совмещение должностей в советах директоров и т.п.

Во всех странах страховые брокеры подлежат обязательной регистрации и внесению в государственный реестр. В большинстве стран единственное требование для брокеров — прохождение государственной регистрации для юридических лиц либо формы индивидуального предпринимательства для физических лиц. В некоторых странах процедура регистрации является обязательной и для агентов (например, в Италии страховые агенты сначала регистрируются как предприниматели, а затем их вносят в единый реестр страховых агентов).

Во многих странах (в частности, во всех странах ЕС) законодательно закреплены требования к прохождению страховыми посредниками минимально необходимой специальной подготовки. Однако содержание этих требований различно; например, минимальные сроки профессионального обучения в разных странах составляют от двух недель до нескольких месяцев.

Статья 8. Страховые агенты и страховые брокеры

На органы страхового надзора (совместно с общественными и саморегулируемыми организациями страховщиков и посредников) возлагаются функции контроля за профессиональной подготовкой и повышением квалификации посредников. Утверждаются программы учебных курсов, квалификационные требования, порядок проведения экзаменов и т.п. Наиболее строго контролируется профессиональный уровень брокеров — физических лиц и руководителей брокерских организаций, наименьшие требования — к агентам, работающим по совместительству. Кроме того, иногда от прохождения специальной подготовки могут быть освобождены лица, имеющие продолжительный стаж работы в сфере страхового посредничества.

В целом можно сказать, что деятельность страховых брокеров во всех странах регулируется государством более строго, чем страховых агентов.

Модель регулирования страхового посредничества, так же как и регулирования собственно страховых операций, зависит от действующей в стране системы права ("англо — американской" и "континентальной"), а также от специфики национального страхового рынка. Рассмотрим особенности этого регулирования в отдельных странах.

В рамках континентальной модели страхового рынка (Германия, Италия, Испания и др.) регулирование деятельности страховых посредников минимально. Кроме того, преобладающим типом посредников в этих странах являются страховые агенты, а деятельности брокеров (наиболее "регулируемого" типа посредников) придается второстепенное значение.

В Германии регистрации в органах страхового надзора подлежат только страховые брокеры (маклеры). Деятельность страховых агентов не контролируется органами страхового надзора, а полностью регламентирована договорными отношениями между страховщиком и агентом, реализуемыми в рамках федерального законодательства. По закону в Германии действуют три типа агентов:

  1. Агенты, состоящие в трудовых отношениях со страховой компанией ("сотрудники внешней службы"). Страховая компания заключает с ними не гражданско — правовой, а трудовой договор, на них распространяются многие государственные социальные гарантии. Заработок агентов складывается, как правило, из двух частей: минимальной постоянной ставки плюс процент от заключенных договоров страхования.
  2. "Страховые представители" работают на основании гражданско — правовых договоров; их доход в основном составляет агентское вознаграждение. В Германии действуют страховые представители:
  3. работающие только на одну компанию;
  4. работающие на нескольких страховщиков (и соответственно имеющие возможность более дифференцированно подходить к выбору страхового продукта для клиента);
  5. агенты — "совместители", для которых страховая компания не является единственным или основным местом работы; агентские функции, как правило, осуществляются как дополнение к другой профессиональной или общественной деятельности.

В рамках англо — американской правовой системы регулированию страхового посредничества уделяется большое внимание. Однако не все соответствующие решения принимаются на государственном уровне. Значительная часть регулирующих функций передана объединениям страховых посредников, имеющим статус общественных или саморегулируемых организаций.

Высокоразвитая система государственного регулирования страховых посредников создана в Великобритании, где каждый страховщик, обращающийся за лицензией в орган страхового надзора, представляет документы, определяющие возможность привлечения предполагаемых посредников, проекты договоров с ними и т.п. Дальнейшие взаимоотношения компании с посредниками (и агентами, и брокерами) отражаются в ее финансовой отчетности.

В Великобритании действует сложная система регулирования деятельности страховых брокеров, так как они являются в этой стране важнейшим субъектом рынка. Исторически это сложилось еще на заре формирования современной страховой системы: из морского страхования институт страхового брокерства перешел в другие отрасли, и на сегодняшний день в большинстве видов страхования имущества и ответственности юридических лиц через брокеров проходит преобладающий канал сбыта. В частности, корпорация Ллойд работает только через брокеров. В Великобритании, как ни в одной другой стране мира, брокеры широко представлены на рынке страхования жизни.

Британские брокеры в обязательном порядке проходят регистрацию и получают лицензии, возобновляемые ежегодно. Здесь действует регистрационный совет страховых брокеров, созданный в 1977 г. Ему государство делегировало функции регистрации и ведения реестра брокеров. Помимо него в регулировании брокерской деятельности принимает участие ряд саморегулируемых и общественных организаций, которые занимаются разработкой стандартов и норм профессиональной брокерской деятельности, участвуют в обучении и проверке квалификации страховых посредников и т.п.

В Великобритании с целью защиты прав страхователей действует ряд правил, которых нет в других странах. Брокеры, как и страховщики, подлежат обязательной аудиторской проверке. Страховой брокер обязан застраховать свою профессиональную ответственность. В некоторых случаях при банкротстве страховщика часть его обязательств перед клиентом оплачивается за счет отчислений брокеров, заключавших с ним договоры. Кроме того, в составе регистрационного совета действуют комитет по расследованиям и дисциплинарный комитет, в задачи которых входят выявление фактов нарушений со стороны брокеров прав своих клиентов и применение к брокерам санкций вплоть до запрета осуществлять посреднические операции и исключения из реестра.

Во Франции, страховая система которой занимает промежуточное положение между британской и континентальной моделями, применяют свои методы регулирования страховых посредников. Как и в Германии, государственное участие в их контроле минимально. Преобладающим типом посредников являются агенты, их деятельность, осуществляемая в рамках законодательства, контролируется только самими привлекающими их страховщиками. Брокеры, заключающие около 20% всех договоров страхования на рынке, подконтрольны не органам страхового надзора, а саморегулируемым организациям.

В США при относительной независимости института посредничества крупные агентства, осуществляющие продажу страховых полисов, являются самостоятельной силой на страховом рынке. Регулирование страховой деятельности в целом и посредничества в частности осуществляется на уровне штатов. Общими для них являются следующие моменты. В США агенты (и объединяющие их структуры — агентства) по закону могут обладать разной степенью независимости:

  1. агенты страховых компаний работают на одну компанию, представляют ее интересы и, как правило, не только заключают договор, но и продолжают вести обслуживание клиента после вступления договора в силу;
  2. независимые агенты вправе работать одновременно на несколько страховых компаний, выбирая для клиента оптимальную страховую защиту по разным видам страхования.

В Канаде объектом регулирования являются в основном страховые брокеры, причем регулирование фактически осуществляется на двух уровнях: федеральном и субъектов федерации (провинций). Брокеры обязаны в официальном порядке получить разрешение на осуществление своей деятельности.

Как и в Великобритании, значительная часть регулирующих полномочий передана ассоциациям страховых брокеров, организованным в Канаде по федеративному принципу. Во всех провинциях созданы свои ассоциации. Представители каждой из них делегируются в национальную ассоциацию брокеров, осуществляющую как регулирование деятельности брокеров, работающих на федеральном уровне, так и разработку стандартов регулирования, рекомендуемых для региональных ассоциаций. Кроме того, в задачи национальной ассоциации входят обучение и подтверждение квалификации страховых кадров, а также лоббирование интересов страховых брокеров при принятии законопроектов. В соответствии с федеральным законом, регулирующим деятельность брокеров, с 1980 г. ассоциации брокеров имеют статус саморегулируемых организаций.

Во всех странах деятельность по страховому посредничеству не только подлежит административному (прямому) государственному регулированию, но и является сферой применения косвенных экономических стимулов. Примером косвенного регулирования в мировой практике может служить использование налогового стимулирования, в частности освобождение страховых брокеров от уплаты налога на добавленную стоимость.

Постепенно деятельность посредников вышла за рамки национальных страховых рынков и стала приобретать международные масштабы (особенно показателен в этом отношении пример брокеров Ллойда, работающих практически по всему миру). Следовательно, возникла потребность в создании межгосударственных организаций, регулирующих деятельность страховых посредников.

В 1937 г. была создана Международная ассоциация страховых посредников (BIPAR), в которую вошли национальные ассоциации профессиональных страховых посредников (агентов и брокеров). Штаб — квартира BIPAR находится в Париже, постоянно действующий секретариат — в Брюсселе. Основные задачи BIPAR — содействие развитию национальных ассоциаций страховых посредников, координация их деятельности, участие в разработке страхового законодательства, оказание помощи в международных контактах страховых посредников и др.

В настоящее время в BIPAR входит 50 национальных ассоциаций из 32 стран, объединяющих порядка 250 тыс. профессиональных страховых посредников и посреднических организаций, которые ведут операции по всему миру. Из стран бывшего СССР участие в работе BIPAR принимает только Украина (Ассоциация профессиональных страховых посредников Украины была принята в BIPAR в 1998 г.).

Что касается опыта в области страхования стран ближнего зарубежья, особенно Балтии и Украины, а также стран Восточной Европы (Венгрии, Словакии, Польши и др.), следует отметить следующее. Несмотря на то что эти страховые рынки формировались фактически параллельно с российским, по многим направлениям они вышли вперед. Например, в Польше в последние годы успешно развивались посреднические структуры по долгосрочному страхованию жизни. Во многих странах на развитии страхового посредничества положительно сказалось проведение страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Опыт этих стран может быть весьма полезен для России. Сопоставляя зарубежный опыт с отечественной практикой, можно сделать следующие выводы:

  1. Деятельность страховых агентов по российскому законодательству регламентируется в основном самой страховой компанией, заключившей с ними договор (трудовой или гражданско — правовой). Поэтому государственное участие здесь сводится к минимуму, что вполне соответствует практике развитых стран с континентальной моделью регулирования.
  2. Институт страховых брокеров и система его регулирования на сегодняшний день в России развиты слабо. Однако по мере прихода на российский рынок иностранных страховщиков, не представляющих своей деятельности без участия брокеров, российские брокеры будут приобретать все больший вес на рынке. Регулирование деятельности страховых брокеров, предусмотренное законодательством Российской Федерации, охватывает менее широкий круг задач, нежели в зарубежной практике, следовательно, есть резерв его совершенствования.
  3. Для стимулирования брокерской деятельности в страховании можно применять косвенные регуляторы, например освобождение страховых брокеров от НДС.
  4. В России отсутствует такой важный элемент, как профессиональные требования к квалификации страховых посредников и стандарты их обучения. В то же время специалисты отмечают, что потребности страхового рынка диктуют необходимость введения таких требований и стандартов. Это позволило бы существенно повысить профессиональный уровень российских посредников и улучшить качество обслуживания клиентов.
  5. По мере расширения деятельности профессиональных страховых посредников будет развиваться и система ее регулирования. Причем этот процесс может быть реализован не только через органы государственного страхового надзора, но и через институты саморегулирования (объединения страховых посредников).
  6. Условием успешного развития российского рынка является интеграция в мировое страховое сообщество, частью которой может стать взаимодействие с международными организациями, действующими в сфере страхового посредничества.

М.Жилкина

Кафедра "Страховое дело"

Московского государственного

университета экономики,

статистики и информатики

Статья 8. Страховые агенты и страховые брокеры

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Под деятельностью страховых агентов, страховых брокеров по страхованию и перестрахованию понимается деятельность, осуществляемая в интересах страховщиков или страхователей и связанная с оказанием им услуг по подбору страхователя и (или) страховщика (перестраховщика), условий страхования (перестрахования), оформлению, заключению и сопровождению договора страхования (перестрахования), внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком (перестраховщиком), осуществлению консультационной деятельности.

Аналогичная деятельность, осуществляемая страхователем в отношении застрахованных лиц, а также аналогичная деятельность, осуществляемая страховщиком или его работником, не относится к деятельности в качестве страхового агента, страхового брокера.

Страховой агент

Деятельностью в качестве страхового агента, страхового брокера не вправе заниматься лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо осуществлявшие руководство страховщиком в течение двух лет до признания его арбитражным судом банкротом, до истечения трех лет со дня признания страховщика банкротом, а также лица, занимающие должности в органах управления страховщика, его дочерних обществах и аффилированных лицах.

(в ред. Федеральных законов от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 03.07.2016 N 363-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Страховой агент, страховой брокер несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из осуществления ими своей деятельности, в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну страховщика, персональных данных страхователей, за достоверность, объективность, полноту и своевременность предоставления сведений и документов, подтверждающих исполнение ими своих полномочий.

Страховой агент, страховой брокер обязаны обеспечивать сохранность денежных средств в случае получения страховой премии (страховых взносов) от страхователей, а также сохранность документов, предоставленных страховщиком, страхователем, предоставлять страховщику отчет об использовании бланков страховых полисов, сертификатов, возвращать неиспользованные, испорченные бланки страховых полисов, сертификатов в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором, заключенным между страховщиком и страховым агентом, страховым брокером, или в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховой агент, страховой брокер имеют право на получение от страховщика сведений о размере его уставного капитала, страховых резервов, о лицензии на осуществление страхования, перестрахования, о сроках деятельности в качестве субъекта страхового дела, о видах и об условиях осуществляемого страхования.

4. Страховой агент, страховой брокер не могут указывать себя в качестве выгодоприобретателя по договорам страхования, заключаемым ими в пользу третьих лиц. Страховщик обязан исполнять договоры страхования, заключенные от имени и (или) в интересах страховщика страховыми агентами, страховыми брокерами, независимо от способов, сроков реализации страховых полисов и даты поступления страховщику страховой премии (страховых взносов), уплаченной страхователем страховому агенту, страховому брокеру.

Вознаграждение, выплачиваемое страховщиком страховому агенту, страховому брокеру по обязательному страхованию, предусмотренному федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, не может превышать десять процентов от страховой премии.

5. Страховыми агентами являются физические лица, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями.

Контроль за деятельностью страховых агентов осуществляет страховщик, в том числе путем проведения проверок их деятельности и предоставляемой ими отчетности об обеспечении сохранности и использовании бланков страховых полисов, сертификатов, об обеспечении сохранности денежных средств, полученных от страхователей, и исполнения иных полномочий.

Страховые агенты должны обладать информацией о деятельности страховщика, предусмотренной статьей 6 настоящего Закона, предоставлять ее страхователям, застрахованным лицам, выгодоприобретателям, лицам, имеющим намерение заключить договор страхования, по их требованиям, а также раскрывать указанным лицам информацию о своих наименовании, полномочиях и деятельности, включая контактные телефоны, режим работы, место нахождения (для страховых агентов — юридических лиц), перечень оказываемых услуг и их стоимость, в том числе размер своего вознаграждения.

6. Страховыми брокерами являются юридические лица (коммерческие организации) или постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, осуществляющие деятельность на основании договора об оказании услуг страхового брокера по совершению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования по поручению физических лиц или юридических лиц (страхователей) от своего имени, но за счет этих лиц либо совершению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования (перестрахования) от имени и за счет страхователей (перестрахователей) или страховщиков (перестраховщиков). Страховщик при заключении со страховым брокером договора об оказании услуг страхового брокера определяет перечень оказываемых страховым брокером услуг, его права, обязанности, порядок исполнения договора, срок его действия, стоимость услуг (размер вознаграждения страхового брокера), порядок взаиморасчетов, включая порядок и сроки перечисления страховщику денежных средств, полученных страховым брокером для оплаты договора страхования (перестрахования) (если такая деятельность осуществляется страховым брокером).

В случае, если страховой брокер осуществляет посредническую деятельность в интересах страховщика, он обязан уведомить об этом страхователя и не вправе получать вознаграждение за оказанную услугу по одному договору страхования и от страховщика, и от страхователя.

Страховые брокеры вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.

Страховой брокер не вправе оказывать услуги исключительно по обязательному страхованию.

Страховые брокеры, осуществляющие прием денежных средств от страхователей (перестрахователей) в счет оплаты договора страхования (перестрахования), зачисляют данные средства на специальный банковский счет для последующего перечисления страховщику в срок, не превышающий трех рабочих дней. Страховые брокеры не вправе осуществлять иные операции по данному счету.

Страховые брокеры, осуществляющие прием денежных средств от страхователей (перестрахователей) в счет оплаты договора страхования (перестрахования), должны обладать гарантией исполнения обязательств в форме банковской гарантии на сумму не менее трех миллионов рублей или наличия собственных средств в размере не менее трех миллионов рублей, размещенных в денежные средства.

7. Деятельность иностранных страховых брокеров на территории Российской Федерации не допускается, за исключением осуществления посреднической деятельности в качестве страхового брокера по перестрахованию и случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Страховой брокер обязан предоставлять страхователю по его требованию информацию о своих наименовании, месте нахождения, о лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера, перечне оказываемых услуг, страховщике, в интересах которого осуществляется страхование, наличии (с указанием доли) или об отсутствии участия в капитале страховщика (страховщиков), о видах и об условиях страхования, а также результаты анализа страховых услуг (подлежащих страхованию объектов, страховых рисков, страховых тарифов и иных условий страхования у различных страховщиков), подтверждающие, что предложение страхового брокера страхователю сформировано с учетом потребностей страхователя.

Страховой брокер предоставляет страховщику полученную от страхователя информацию о страховом риске, об объекте, о предмете страхования, о его потребности в страховании, а также иные информацию и документы, связанные с заключением и сопровождением договора страхования, исполнением своих обязанностей, в порядке и в объеме, которые установлены законодательством Российской Федерации и договором между страховщиком и страховым брокером.

9. Контроль за деятельностью страховых брокеров осуществляется органом страхового надзора в соответствии с требованиями настоящего Закона, а также страховщиком в части исполнения полномочий и обязанностей, предусмотренных договором между страховщиком и страховым брокером.

10. Страховые агенты и страховые брокеры обязаны разъяснять страхователям, застрахованным лицам, выгодоприобретателям, а также лицам, имеющим намерение заключить договор страхования, по их запросам положения, содержащиеся в правилах страхования, договоре страхования. Страховые агенты и страховые брокеры — юридические лица обязаны размещать информацию, предусмотренную пунктами 5 и 8 настоящей статьи, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

11. Страховщики ведут реестры страховых агентов и страховых брокеров, с которыми у них заключены договоры об оказании услуг, связанных со страхованием. Сведения из реестра страховых агентов и страховых брокеров, позволяющие идентифицировать страхового агента или страхового брокера в качестве лица, с которым у страховщика заключен договор об оказании услуг, связанных со страхованием (фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование страхового агента, страхового брокера, номер удостоверения или договора), размещаются страховщиками на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Полномочия по ведению реестра страховых агентов и страховых брокеров и размещению сведений из него в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" могут быть переданы страховщиком объединению страховщиков, о чем страховщик должен сообщить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием информации о таком объединении страховщиков.

Страховые посредники: страховые агенты и брокеры

Порядок организации работы со страховыми агентами (бухгалтерский и налоговый учет)

Роль страховых агентов в условиях современного страхового рынка имеет большое значение, ведь именно страховые агенты, являясь посредниками между страховыми организациями и страхователями, обеспечивают продажу страховых услуг в обществе. Привлечение к страховым правоотношениям посредников в современном российском страховании — явление известное. Формирование института страховых агентов относится к 20-м годам прошлого века, когда начала создаваться государственная система страхования. Появление большого количества страховых агентов — организаций, включая страховые организации, связано с введением с июля 2003 г. обязательного страхования автогражданской ответственности транспортных средств. Как сегодня российское законодательство определяет статус страхового агента? Каким образом оформляются взаимоотношения страховщика и его представителя? Каковы особенности отражения расходов на страховых агентов? В чем специфика налогообложения? Этим и другим вопросам посвящена данная статья.

Правовая регламентация деятельности страховых агентов

Согласно ст. 8 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее — Закон N 4015-1) страховой агент — постоянно проживающее на территории РФ и осуществляющее свою деятельность на основании гражданско-правового договора физическое лицо или российское юридическое лицо (коммерческая организация), которое представляет страховщика в отношениях со страхователем и действует от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Следовательно, страховой агент выступает исключительно от имени страховщика — страховой организации. Некоторые разъяснения о том, кто может представлять интересы страховой организации в качестве агентов, даны в Письме Департамента страхового надзора Минфина России от 04.03.2004 N 24-00/КП-44.

Вправе ли предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) быть страховым агентом? Если ПБОЮЛ является гражданином РФ, то в соответствии со ст. 8 Закона N 4015-1 он вправе быть страховым агентом. <1>

Будут ли признаваться страховыми агентами граждане, работающие в страховой организации по трудовым договорам? Могут ли страховые агенты совмещать свою деятельность с деятельностью, не связанной со страхованием? Федеральная служба по страховому надзору считает, что исходя из требований п. 1 ст. 8 Закона N 4015-1 граждане РФ, работающие в страховых организациях на основании трудовых договоров, страховыми агентами не являются. При этом ограничений в отношении совмещения страховыми агентами деятельности, осуществляемой на основании гражданско-правового договора, с деятельностью, не связанной со страхованием, Законом N 4015-1 не предусмотрено.

Согласно ст. 420 ГК РФ установление, изменение и прекращение обязательств сторон регулируется договором. Следовательно, обязательство уплатить страховому агенту агентское вознаграждение у страховщика может возникнуть только на основании договора между страховым агентом и страховой организацией. Поскольку договоры страхования вправе заключать только страховщики (ст. ст. 929, 934 ГК РФ), по договору между агентом и страхователем агент сможет выступить только как посредник от имени страховщика.

Между страховой организацией и страховым агентом, а также страховым брокером, действующим от имени страхователя, чаще всего заключается договор поручения (гл. 49 ГК РФ), по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают у доверителя. Положения ст. 971 ГК РФ как нельзя лучше характеризуют функции страхового агента, так как он всегда заключает договоры от имени страховой организации. В соответствии со ст. 975 ГК РФ доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения.

Правовой регламентации отношений поверенного (представителя) и доверителя (представляемого) посвящена гл. 10 ГК РФ. В соответствии с установленными правилами страховая организация как доверитель обязана выдать страховому агенту доверенность, в которой будет указан объем полномочий последнего. В доверенности должны быть закреплены объекты страхования или установлен предел страховой суммы (лимит ответственности страховщика). Объем полномочий может быть различным и определяется сторонами.

В сделках по страхованию страховые агенты действуют от имени и по поручению страховой организации — страховщика, поэтому при заключении договоров страхования через страховых агентов в вводной части договора страхования должно быть указано, что страховой агент действует от имени и по поручению страховщика на основании полномочий, оформленных в виде доверенности или договора.

Вознаграждение страховых агентов

Отражение расходов на оплату труда штатных работников и работников по гражданско-правовым договорам имеет некоторые различия как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

До 2002 г., если штатному работнику вознаграждение начислялось, как и любая заработная плата, то страховым агентам, работающим по гражданско-правовым договорам, оно учитывалось для целей налогообложения в момент уплаты. Начиная с 2002 г., когда большинство страховых организаций перешли на учет доходов и расходов методом начисления, порядок изменился. Штатный страховой агент, работающий по гражданско-правовому договору, но не зарегистрированный предпринимателем, учитывается в расходах на оплату труда с начислением ЕСН и НДФЛ. Момент признания расходов в виде выплаты вознаграждения определяется подписанием акта выполненных работ. Для целей налогообложения важно, в каком размере начисляются вознаграждения:

  • в полном размере согласно агентскому соглашению;
  • в зависимости от количества заключенных договоров;
  • в зависимости от полученной страховой премии (взноса).

Бухгалтерский учет и налогообложение операций, осуществляемых через страховых агентов Учет у страховых агентов

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция по применению Плана счетов), получение страховой премии от страхователя в пользу страховой организации должно оформляться у страхового агента — юридического лица следующими проводками:

Дебет 50 Кредит 76 — получен страховой взнос в наличной форме

Дебет 51 Кредит 76 — получен страховой взнос в безналичной форме

Дебет 76 Кредит 51 — перечислена страховой организации сумма страховой премии согласно агентскому договору

Дебет 76 Кредит 90/1 — отражена сумма комиссионного вознаграждения, указанная в агентском договоре

Дебет 90/3 Кредит 68 — начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения, указанной в договоре.

Полученные страховые премии (взнос) не включаются в налоговую базу по НДС у страхового агента, так как согласно ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

На основании п. 4 ст. 164 НК РФ сумма НДС определяется в этом случае расчетным методом как процентное отношение налоговой ставки 18% к налоговой базе, принимаемой за 118%.

Согласно пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по страхованию не являются объектом обложения НДС, поэтому при перечислении страховой премии в страховую компанию в платежном поручении в графе "Назначение платежа" нужно указать "Без НДС". В силу ст. 169 НК РФ страховой агент обязан выставить страховой компании счет-фактуру за оказанные им в отчетном периоде посреднические услуги по оформлению договоров страхования.

Учет у страховых организаций

Для обобщения информации о начисленных в отчетном периоде страховых премиях по заключенным страховой организацией договорам страхования, а также сострахования и перестрахования предназначен счет 92 "Страховые премии (взносы)". Сюда также относятся причитающиеся к получению страховые платежи по ОМС в соответствии с заключенными страховой медицинской организацией договорами. При заключении договоров страхования через страховых агентов и страховых брокеров записи производятся по кредиту субсчета 92/1.

Проводки, составляемые при этом у страховой организации, представим на примерах.

Пример 1. СК "Альянс" через ООО "Пирамида" — страхового агента заключила договор страхования имущества ЗАО "Сириус". Страховая премия составляет 5000 руб., комиссионное вознаграждение агенту — 300 руб. Страховая премия полностью поступает на расчетный счет страховой организации.

В бухгалтерском учете СК "Альянс" сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Поступила страховая премия от
страхователя через страхового
агента на расчетный счет СК
"Альянс"
51 77/5 5000
Отражена в полном объеме сумма,
внесенная страхователем через
агента страховщику в счет
страховой премии
77/5 77/1 5000
СК "Альянс" начислена сумма
комиссионного вознаграждения
26 "Расходы
на ведение
дела", субсчет
"Вознаграждение
по договорам
страхования
иным, чем
страхование
жизни"
77/7 300
Начислена страховая премия СК
"Альянс", причитающаяся к
получению от страхователя, по
договору страхования,
заключенному через агента
77/1 92/1 5000
Перечислено комиссионное
вознаграждение страховому
агенту
77/7 51 300

Рассмотрим другой вариант расчетов между ведущим страховщиком и страховым агентом.

Пример 2. Договор страхования товаров на складе заключен с участием посредника — страхового агента, который является юридическим лицом. Страхователь перечислил страховую премию (взнос) в сумме 1000 руб. на расчетный счет страхового агента. По условиям договора агент должен получить комиссионное вознаграждение в размере 10% (100 руб.). Агент перечислил на расчетный счет страховщика денежные средства, удержав 100 руб. — сумму комиссионного вознаграждения.

СК "Альянс" для учета причитающейся премии по договору страхования товаров на складе использует счет 92/1, аналитический признак — "страхование товаров на складе".

Для отражения на счетах данных операций должны быть сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислен страховой взнос от
страхователя через страхового
агента на расчетный счет СК
"Альянс"
51 77/5 900
Отражена в полном объеме сумма,
внесенная страхователем через
агента страховщику в счет
страховой премии
77/5 77/1 1000
Начислена сумма комиссионного
вознаграждения страховому
агенту на основании
представленного и утвержденного
Отчета
26 "Расходы на
ведение дела",
субсчет
"Вознаграждение
по договорам
страхования
иным, чем
страхование
жизни"
77/7 100
Начислена страховая премия СК
"Альянс", причитающаяся к
получению от страхователя, по
договору страхования,
заключенному через агента
77/1 92/1 1000
Произведен взаимозачет
требований по расчетам со
страховым агентом
77/7 77/5 100

Обратите внимание: при таком варианте расчета со страховым агентом требуется тщательный контроль производимых расчетов, поэтому страховая организация должна составлять дополнительные акты сверки.

Возникает вопрос: если перестрахователь не перечислил страховую премию согласно условиям договора, то каким образом нужно отразить в учете начисление вознаграждения агенту?

Сумма вознаграждения, которое причитается страховым агентам и брокерам за заключение договоров перестрахования либо удерживается страховым агентом или брокером из премий, уплаченных перестрахователями, отражается по кредиту субсчета 77/7 "Расчеты со страховыми агентами, страховыми брокерами по вознаграждению". В случае неисполнения перестрахователем обязательства по уплате страховой премии в срок согласно заключенному договору перестрахования на сумму начисленного агенту или брокеру за заключение договора перестрахования вознаграждения необходимо произвести сторнирующую запись. По дебету субсчета 77/7 отражаются выплаченные страховым агентам или брокерам суммы вознаграждения за заключение договоров перестрахования в случае его удержания из страховых премий.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 293 НК РФ к доходам страховых организаций в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от страховой деятельности, в том числе страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. Учитывая изложенное, страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования признаются для целей налогообложения прибыли доходами страховой организации согласно пп. 1 п. 2 ст. 293 и ст.

Чем отличается страховой брокер от страхового агента

330 НК РФ.

Применение ККТ при наличных расчетах через страховых агентов

Важным при оформлении отношений страховщика и его представителя является вопрос применения контрольно-кассовой техники страховыми агентами. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закон N 54-ФЗ). Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

До утверждения Правительством РФ данного порядка действуют утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности, которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

Квитанции на получение страхового взноса в качестве документов строгой отчетности, используемых страховыми организациями при расчетах с населением наличными деньгами, утверждены Приказом Минфина России от 17.05.2006 N 80н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности — "Квитанция на получение страховой премии (взноса)" <2>.

<2> Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2006 N 7942.

Если страховые взносы получает страховой агент — физическое лицо, действующее на основании договора гражданско-правового характера, заключенного со страховой организацией, а также страховой агент — предприниматель или юридическое лицо, представляющие страховщика в отношениях со страхователем по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями, используя бланки строгой отчетности этой страховой организации при оказании услуг населению, то страховая организация принимает от указанных страховых агентов страховые премии (взносы) без применения контрольно-кассовой техники с внесением в кассу страховой организации второго экземпляра бланка строгой отчетности или путем перечисления средств на счет страховой организации в безналичной форме через кредитные организации. Данное положение подтверждено арбитражной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.10.2004 N А82-4000/2004-16).

М.В.Романова

К. э. н.,

советник налоговой службы

III ранга

Управление администрированием

налога на прибыль (доход) ФНС России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *