Стратегия сельхозмашиностроения до 2030

Стратегия сельхозмашиностроения до 2030

Лонгриды 08 июля 2020 Г. 09:10,

Минсельхоз разработал новую Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года, которая определяет приоритеты, цели и задачи, стоящие перед сегментом, а также способы их эффективного достижения. Предыдущая версия стратегии ставила цели до 2020 года. Milknews ознакомился с проектом новой стратегии, проанализировал итоги старой, и рассказывает, какие цели были достигнуты и какие задачи еще необходимо решить в ближайшие десять лет.
Коротко о прошлой стратегии
В предыдущей стратегии указано, что темпы производства сырья животноводческой отрасли не отвечают потребностям пищевой и перерабатывающей промышленности и не способствуют насыщению рынков мясной и молочной продукцией. Производство сырья, как уже писал Milknews, продолжает расти стабильными темпами. Однако, несмотря на растущую сырьевую базу, задача к 2020 году заместить объем импортной
продукции до 38,2 млн тонн молока, пока осталась недостижимой. Молочникам удалось произвести 31,4 млн т молока за 2019 год, и к 2020 году планируемой цели вряд ли удастся достичь.
При этом некоторых целевых показателей удалось достичь уже к 2019 году: производство сыров и сырных продуктов должно было к 2020 году достичь 546 тыс. т, однако уже в прошлом году составило 697,7 тыс т. Цель по производству сливочного масла в 280 тыс. тонн. к 2020 году пока не достигнута. В 2019 году производство масла составило 260,2 тыс т., однако в январе — апреле объем вырос на 13% по сравнению с тем же периодом прошлого года, так что стратегия может оказаться недалека от истины.
В стратегии также указано, что к 2020 году необходимо вовлечение в хозяйственный оборот до 1 млн т молочной сыворотки. По данным Росстата, общий объем производства товарной (вовлеченной в оборот) сыворотки в РФ составил в 2019 г. 788,6 тыс.т. При этом, по другим данным, в России производится около 8,1 млн т сыворотки, из них около 3,6 млн т направляется на переработку (сушка, концентрация).
Общие цели были в прошлой стратегии традиционными — рост производства, увеличение ассортимента, повышение эффективности, привлечение инвестиций в новые проекты и модернизацию действующих объектов.
К уровню доктрины — к 2030 году
Основные итоги развития сектора подведены и в новом проекте стратегии. В документе отмечается, что задача устойчивого снабжения населения страны основными видами пищевой продукции отечественного производства решена.
Россия достигла значений продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям. В 2019 году самообеспеченность молоком и молочными продуктами достигла 84,4%, что на 4,5 п.п. выше уровня 2015 года. Уделяемое отрасли молочного скотоводства внимание и оказываемая ей государственная поддержка позволят достигнуть порогового значения Доктрины продовольственной безопасности к 2025 году — нужно увеличить производство еще на 5,6 п.п. По итогам 2019 года импорт молочной продукции (в пересчете на молоко) составил 6 402,3 тыс. тонн, что составляет порядка 19% от объема личного потребления молока.
В 2019 году производство молока, кроме сырого составило 5 302,5 тыс. тонн, что на 2,7% ниже уровня 2015 года, масла сливочного – 260,2 тыс. тонн, что на 1,5% выше уровня 2015 года, сыров – 523,9 тыс. тонн, что на 15,7% выше уровня 2015 года, кисломолочных продуктов (кроме сметаны и творога) – 2765,2 тыс. тонн, что на 13,1% выше уровня 2015 года, мороженого – 414,1 тыс. тонн, что на 9,6 % выше уровня 2015 года.
Как пишут авторы стратегии, крупные животноводческие предприятия, ранее осуществлявшие только убой, начинают развивать производство готовой мясной продукции, производители сырого молока организовывают собственные перерабатывающие цеха, либо кооперируются с производителями готовой продукции, отдельные производители зерна развивают собственную переработку. Таким образом, все больше развитие приобретают предприятия полного цикла (вертикально-интегрированные холдинги).
Важным фактором является неравномерное распределение прибыли (маржи) при производстве сырья и продуктов переработки, так, по данным Росстата в 2019 году рентабельность при разведении молочного крупного рогатого скота составила 8,9%, а при производстве молока (кроме сырого) и молочной продукции – 6,9%.
Что мешает молочникам?
К сдерживающим факторам, замедляющим развитие молочной отрасли, относятся невысокая продуктивность коров, высокая доля производства молока не в организованном секторе, недостаток холодильных установок на молочных фермах, физический и моральный износ основных фондов молокоперерабатывающих заводов, большая часть которых требует модернизации, в том числе в связи с необходимостью выполнения изменяющихся экологических требований и повышению энергоэффективности, низкая покупательская способность населения.
По мнению авторов Стратегии, в ближайшее время перед Минсельхозом стоит задача по развитию молочной промышленности, наращиванию объемов производства продукции и сокращению импортозависимости.
Использование мощностей отрасли в 2018 году составило 50,9%, рентабельность производства – 7,4%, численность работников – 157 тыс. человек, степень износа основных фондов – 52,6%.
Цели, задачи и основные сценарии Стратегии
Стратегические цели, стоящие перед пищевой промышленностью:

  • стабильное снабжение населения безопасной и доступной пищевой продукцией, преимущественно отечественного производства;
  • повышение качества производимой продукции;
  • увеличение объема экспорта пищевой продукции за счет повышения конкурентоспособности на мировом рынке, в том числе путем снижения себестоимости;
  • обеспечение высоких стандартов экологической безопасности предприятий.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • развитие сырьевой базы отраслей пищевой промышленности промышленности; снижение волатильности цен на основные виды сырья;
  • модернизация производственных мощностей предприятий и обеспечение их экологической безопасности;
  • техническое регулирование и стандартизация;
  • увеличение производства экологически чистой, органической, обогащенной и специализированной пищевой продукции;
  • развитие товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка;
  • научно-техническое обеспечение;
  • обеспечение мер тарифного и нетарифного регулирования;
  • обеспечение мер государственной поддержки.

Как отмечают авторы документа, реализация Стратегии позволит:

  • обеспечить выполнение и перевыполнение основных показателей продовольственной безопасности РФ, гарантировать устойчивое снабжения населения безопасной и доступной пищевой продукцией в целях выполнения национальных целей развития;
  • повысить качество и безопасность производимой продукции;
  • увеличить объем экспорта пищевой продукции;
  • обеспечить переход предприятий пищевой промышленности на новый технологический уровень;
  • обеспечить экологическую безопасности производства пищевой продукции и снизить уровень загрязнения окружающей среды предприятиями промышленности;
  • усилить позиции РФ на мировом рынке за счет повышения конкурентоспособности отечественной пищевой продукции и увеличения объемов ее экспорта;
  • оказать комплексное воздействие на смежные отрасли, за счет поддержки спроса на продукцию предприятий машиностроения, энергетические ресурсы, а также транспортные услуги.

Стратегией предусмотрено три сценария развития пищевой промышленности, в рамках которых реализуются ее цели и задачи: базовый, оптимистический и консервативный.
В качестве базового сценария развития глобального рынка пищевой продукции выбран умеренно позитивный. Он характеризуется следующими основными условиями:

  • увеличение численности населения РФ до 150,6 млн человек (для всех сценариев);
  • рост населения земли до 8,5 млрд человек (для всех сценариев);
  • рост реальных располагаемых денежных доходов населения страны в 1,3 раза по отношению к уровню 2019 года;
  • увеличение объема инвестиций в основные фонды предприятий пищевой промышленности к 2030 году до 450 млрд руб. в год;
  • сохранение уровня государственной поддержки АПК не ниже уровня 2019 года;
  • развитие транспортно-логистической инфраструктуры страны к 2030 году;
  • установление экономически целесообразных тарифов при перевозках продукции промышленности;
  • улучшение условий мировой торговли, снижение тарифных и нетарифных ограничений рядом стран для российской продукции АПК;
  • повышение уровня биологической безопасности и снижение масштабов панзоотий, сокращение распространения болезней животных и вредителей основных сельскохозяйственных культур.

Реализация базового сценария позволит экспортировать к 2030 году пищевой продукции на $15,1 млрд.
Реализация оптимистического сценария предполагает следующие условия:

  • рост реальных располагаемых денежных доходов населения страны в 1,4 раза по отношению к уровню 2019 года;
  • увеличение объема инвестиций в основные фонды предприятий пищевой промышленности к 2030 году до 495 млрд руб. в год;
  • увеличение уровня государственной поддержки АПК выше уровня 2019 года;
  • существенное снижение существующих тарифных и нетарифных барьеров в мировой торговле, возможное увеличение экспорта продукцией промышленности отечественного производства с счет потери рынка третьими странами;
  • значительный прогресс в вопросах обеспечения биологической безопасности и уменьшения масштабов панзоотий и эпизоотий, сокращение распространения болезней животных за счет широкого внедрения биологических методов борьбы с ними, а также получение официального признания МЭБ статуса РФ в качестве страны/зоны свободной по определённым заболеваниям животных.

Повышение благосостояния населения страны позволит обеспечить спрос на пищевую продукцию на внутреннем рынке. Увеличение производства мясной и молочной отраслей позволит не только обеспечить увеличение потребления населением страны растительного и животного белка, но и нарастить экспортные поставки этой продукции;
Валовая добавленная стоимость, создаваемая в производстве пищевых продуктов в 2030 году, достигнет 3625,5 млрд руб., а валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, достигнет к 2030 год 7700 млрд руб.
Реализация оптимистического сценария позволит экспортировать к 2030 году пищевой продукции на $19,9 млрд.
В консервативном сценарии характерны следующие факторы:

  • рост реальных располагаемых денежных доходов населения страны в 1,2 раза по отношению к уровню 2019 года;
  • объем инвестиций в основные фонды предприятий пищевой промышленности к 2030 году не превысит 405 млрд руб. в год;
  • снижение уровня государственной поддержки промышленности достигнутого в 2019 году;
  • невыполнения целевых и дополнительных показателей реализации транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, что не позволит сократить сроки доставки пищевой продукции;
  • сохранение или увеличение действующих тарифов при перевозках продукции промышленности, что не позволит сократить транспортно-логистические издержки;
  • меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в странах-импортерах останутся на текущем уровне или ужесточатся;
  • сохранение уровня биологической безопасности, стагнация масштабов панзоотий и эпизоотий, а также распространения болезней животных и вредителей основных сельскохозяйственных культур, как следствие невозможность получение официального признания МЭБ статуса РФ в качестве страны/зоны свободной по определённым заболеваниям животных;
  • усиление негативных тенденции в экономике страны.

Эти факторы приведут к снижению объема произведенной в РФ пищевой продукции, снижению экспорта и росту объемов импорта. Валовая добавленная стоимость, создаваемая в производстве пищевых продуктов в 2030 году, составит 2966,3 млрд руб., а валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, составит менее 6300 млрд руб.

Реализация консервативного сценария позволит экспортировать к 2030 году пищевой продукции на $12,7 млрд.
Развитие молочной отрасли
Авторы Стратегии отмечают, что существующая техническая база не обеспечивает комплексную переработку молока в целях производства конкурентоспособных продуктов из вторичного молочного сырья: сухой сыворотки и молочного сахара, концентратов и изолятов молочных (сывороточых) белков, вкусоароматических ингредиентов, пребиотиков молочно-белковых концентратов и заменителей цельного молока для выпойки молодняка сельскохозяйственных животных, а также пищевых и биологически активных веществ.
Целями развития отрасли являются:

  • обеспечение выполнения показателя порогового значения продовольственной безопасности по молоку и молокопродуктам, установленной Доктриной продбезопасности;
  • увеличение объемов производства молочных продуктов из собственных сырьевых ресурсов;
  • сокращение импорта молока и молочных продуктов;
  • оптимизация себестоимости производства.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • увеличение производства молочного сырья и повышение его качества с целью увеличения выработки высококачественной готовой продукции;
  • строительство новых современных объектов по переработке молока, производству сыров, цельномолочной продукции, по переработке и сушке сыворотки;
  • уменьшение, за счет использования современных технологий, ресурсоемкости производства, снижение энергопотребления и обеспечение улучшения экологической обстановки в промышленных зонах организаций;
  • реконструкция и техническое перевооружение действующих мощностей;
  • производство продукции длительного хранения;
  • вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, получаемых при производстве молочных продуктов;
  • расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет внедрения современных технологий, повышающих пищевую и биологическую ценность продуктов, а также применения упаковочных материалов нового поколения.

В конце июня Минпромторг приостановил субсидирование производителей сельхозтехники М. Стулов

Правительство России на заседании в четверг утвердило стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2030 года. Как сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев, одной из главных задач станет насыщение внутреннего рынка техникой российского производства не ниже 80% (в 2016-м — 54%). «Современная техника поможет аграриям сократить издержки и потери урожая, особенно когда погода нас не балует, как в этом году», — приводит слова Медведева пресс-служба правительства.

По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, нарастить долю отечественной сельхозтехники до 80% планируется уже на первом этапе стратегии — к 2021 году. Это будет сделано «при сохранении механизмов стимулирования спроса, но при постепенном снижении уровня поддержки по мере достижения целевого индикатора», сообщил министр. В рамках второго этапа основной упор будет сделан на развитие экспортных поставок, которые должны возрасти до 50% от объема внутренних отгрузок. На третьем этапе отечественное сельхозмашиностроение продолжит развиваться, нарастив производство к 2030 году в три раза и доведя загрузку предприятий как минимум до 80%. Экспорт должен увеличиться более чем в 12 раз и достичь не менее 100 млрд руб., указал Мантуров.

Как говорилось в первоначальной версии проекта, опубликованной на сайте Минпромторга в начале апреля, объем производства сельхозтехники в России должен вырасти с 88,6 млрд руб. в 2016 году до 280 млрд руб. в 2030-м, а экспорт — составить около 93 млрд руб. Там также отмечалось, что затраты госбюджета на ее реализацию на первом этапе должны составить 45 млрд руб. Однако в итоговой версии документа никаких конкретных сумм не прописано, сообщил «Агроинвестору» помощник президента ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин. «Стратегия определяет векторы развития и общие принципы государственной политики в отношении отрасли. Конкретные механизмы и суммы будут определяться позднее», — указал Пронин.

Субсидии на этот год закончились

В частности, по словам Пронина, в стратегии ничего не говорится о продолжении программы субсидирования производителей сельхозтехники по правительственному постановлению №1432. В 2017 году производителям техники по нему было выделено 13,7 млрд руб., благодаря чему аграрии имели возможность приобретать машины со скидкой в 15-20%. Однако в конце июня Минпромторг уведомил производителей о приостановке программы в связи с тем, что выделенные деньги закончились. «В связи с тем, что общая сумма субсидий по заключенным договорам купли-продажи или финансовой аренды (лизинга) уже превысила запланированные в федеральном бюджете на 2017 год 13,7 млрд руб., и в соответствии с тем, что в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 год» федеральные средства на 2018 и 2019 год не предусмотрены, прошу вас приостановить реализацию сельскохозяйственной техники в рамках данной программы», — говорилось в письме от 23 июня, копия которого имеется в распоряжении «Агроинвестора».

Как пояснил «Агроинвестору» представитель пресс-службы Минпромторга, субсидии в рамках программы 1432 пользуются высоким спросом. «В соответствии с данными, полученными от 70 производителей сельскохозяйственной техники, участвующих в реализации постановления №1432, по состоянию на 23 июня объем заключенных договоров уже превышает предусмотренные в бюджете Минсельхоза России на 2017 год 13,7 млрд руб. Продолжение программы в текущем году возможно лишь после принятия решения о ее дополнительном финансировании», — сообщил представитель министерства, отметив, что в случае продолжения программы рост производства сельхозмашиностроения к концу года составит от 30% до 35%.

Решение Минпромторга о приостановке программы было ожидаемым, так как у производителей есть информация о суммах субсидий по заключаемым договорам, однако подобное решение выносится впервые, сказал «Агроинвестору» заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин. «Раньше сумма субсидий превышала выделенные средства ближе к концу осени. При этом и в 2014, и 2015, и 2016 годах мы рассчитывали, что те субсидии, которые мы недополучили из-за нехватки средств, мы получим в следующем году», — сообщил Максимкин. По его словам, в настоящее время заводы прекратили реализацию сельхозтехники со скидкой. «Соответственно будет снижение продаж и корректировка производственных планов. Когда принималось решение о выделении 13,7 млрд руб., мы ожидали, что производство в 2017 году вырастет на 12%. При этом по итогам первых пяти месяцев этого года оно увеличилось на 35-40%, но если не будут выделены дополнительные средства, конечно, эти темпы сократятся. В этом году целевые показатели будут выполнены, однако что будет в следующем году — большой вопрос», — отметил Максимкин, добавив, что по расчетам ассоциации, на продолжение программы в этом году дополнительно нужно 4,4 млрд руб.

В 2016 году субсидию по программе 1432 получали 53 предприятия, в среднем доля субсидий в объеме производства составила 12,6%. «В 2016 году было выделено 11,2 млрд руб. субсидий, объем производства сельхозтехники составил 88,6 млрд руб. При этом есть предприятия, у которых доля субсидий превышает 20% — например, «Агроцентр» в Алтайском крае, «Канмаш-Агро» в Чувашии, Алтайский завод сельхозмашиностроения. У группы «Ростсельмаш» или ПТЗ эта доля была чуть выше 15%, у «Евротехники» — чуть более 11%», — указал Максимкин.

Подавляющая часть техники в России приобретается со скидкой по программе 1432 или через «Росагролизинг», подтверждает гендиректор завода «Евротехника» (Amazone) Вадим Смирнов. «По другим схемам почти никто не покупает», — оценивает он. По его словам, механизмы финансирования и господдержки, под которые попадает продукция «Евротехники», — один из самых серьезных стимулов для аграриев приобретать машины самарского завода, а для него — развивать производство. «Одними из первых в стране мы пошли по пути глубокой локализации производства в России, сейчас локализован выпуск 30 наименований техники из 60», — сообщил он в ходе конференции «Инновационные технологии в растениеводстве России», отметив, что объем производства предприятия за последние два года вырос в 2,5 раза, в том числе это стало возможно благодаря увеличению спроса.

«Квернеланд груп СНГ» (имеет завод в Липецке) на текущий момент перестала заключать контракты в рамках программы, рассказал гендиректор компании Роберт Цизак. Однако на производственных планах это никак не скажется. «Мы на эту программу не очень и рассчитывали. Что с субсидиями, что без них, производство идет, продукт востребован. Возможно, так даже будет проще: будет нормальная, живая конкуренция», — уверен Цизак. Не намерена менять планы и компания John Deere (есть завод в Оренбурге и производственный центр в Подмосковье). Как сообщил «Агроинвестору» директор по производству John Deere в России и странах ЕЭС Алексей Кузнецов, никакого письма от Минпромторга компания не получала, однако в любом случае решение на планы производителя «никак не повлияло и не повлияет».

На работе большинства членов Ассоциации производителей сельхозтехники Германии приостановка программы 1432 не скажется, так как немногие из них пользуются преференциями в рамках этой программы, пояснил «Агроинвестору» координатор по работе со странами Евразийского экономического союза Ассоциации производителей сельхозтехники Германии VDMA Agricultural Machinery Михаил Мизин. «Если говорить про иностранные бренды, которые наша ассоциация представляет в России, преференциями в рамках программы пользуются лишь некоторые из них, которые имеют локализованное производство в России, в том числе Amazone («Евротехника»), Claas, Kverneland. Однако и они имеют относительно небольшой процент участия в общем объеме субсидии», — сказал Мизин.

Аграрии за продолжение программы

Сами сельхозпроизводители отзываются о программе субсидирования производителей сельхозтехники как нужной и эффективной, особенно для тех хозяйств, которые не имеют возможности покупать иностранную технику. Однако предоставляемыми в ее рамках скидками пользовались не все. «Насколько я помню, по программе 1432 ничего не покупали, нас не устроил ассортимент», — сообщил гендиректор компании «Тамбовские фермы» Игорь Поляков. Не заинтересовала участвующая в программе техника и агрофирму «Прогресс» (Краснодарский край). «О программе мы знаем, но ничего по ней не приобретали, так как ассортимент нас не привлек, то, что продавалось, не подходило нам по качеству. Но рады, что в нее включили комбайны Claas, теперь программа представляет для нас интерес», — сказал гендиректор «Прогресса» Александр Неженец.

Компания «Ока-Агро» (Рязанская область) пользовалась скидками в рамках программы. «В прошлом году со скидкой 15-20% приобретали два комплекта дисковых борон Catros (Amazone), три опрыскивателя. Точно не могу назвать, сколько мы сэкономили, но сумма была для нас существенной. Единственный момент, покупку нужно было регистрировать через Минсельхоз, но это не составило особой сложности», — рассказала представитель компании, отметив, что скидки дают хорошую возможность обновить парк техники, которая у большинства аграриев является устаревшей.

По данным Минпромторга, парк сельскохозяйственных тракторов в настоящий момент составляет 455 тыс. единиц, из которых около 60% — старше 10 лет. Доля зерноуборочных комбайнов со сроком эксплуатации свыше 10 лет по итогам прошлого года составляла около 45%, к 1 января 2017 года в АПК органами Гостехнадзора было зарегистрировано 129,6 тыс. зерноуборочных комбайнов. По данным Минсельхоза, в 2016 году объем производства сельхозтехники в России вырос на 59,1% к уровню 2015-го. Продажи сельскохозяйственных тракторов составили 9,5 тыс. штук (доля российских производителей здесь не превышает 3% рынка, а с учетом сборочных предприятий — 36%). Рынок самоходных сельскохозяйственных машин в 2016 году оценивается в 7,2 тыс. штук, доля отечественных производителей здесь равнялась 72%. В сегменте прицепных и навесных сельскохозяйственных машин отгрузки в прошлом году равнялись 41,3 тыс. штук, средняя доля российских предприятий — 43%.

На официальном сайте Правительства РФ опубликовано распоряжение от 30 августа 2019 г. №1931-р, которым утверждена долгосрочная Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Цель Стратегии – рост объёмов реализации отечественной продукции в три раза к 2030 г.

Стратегией предусматривается повышение доли отечественных машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности на внутреннем рынке до 62%, увеличение экспортных поставок не менее чем на 10% ежегодно, увеличение доли затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в общем объёме выручки предприятий не менее чем до 2%.

Стратегию планируется реализовать в три этапа в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» и национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Реализация Стратегии, подчёркивает кабмин, будет способствовать открытию новых производственных мощностей, созданию высокопроизводительных рабочих мест, технологической независимости пищевой промышленности от импортной машиностроительной продукции, росту экспортных поставок российских машин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *