Структура без образования юридического лица

Структура без образования юридического лица

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 25.13 Налогового кодекса Российский Федерации (далее — Кодекс) контролируемыми иностранными компаниями для целей Кодекса, наряду с иностранными организациями, признаются иностранные структуры без образования юридического лица.

В соответствии со статьей 11 Кодекса иностранной структурой без образования юридического лица признается организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

Определение налогоплательщиком факта, является ли конкретное иностранное лицо иностранной организацией (юридическим лицом по своему личному закону) либо иностранной структурой без образования юридического лица, осуществляется на основании доступных налогоплательщику сведений о правовых основах деятельности иностранного лица, включая законодательство иностранного государства, в соответствии с которым такое иностранное лицо было создано (учреждено, образовано), в части определения соответствия характеристик такого лица положениям статьи 11 Кодекса. В случае если невозможно определить, относится ли иностранное лицо, не являющееся физическим лицом, к иностранной организации или иностранной структуре без образования юридического лица, предлагаем в целях Кодекса рассматривать такое лицо в качестве иностранной организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.13 Кодекса контролирующими лицами иностранной структуры без образования юридического лица являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 10 или 12 статьи 25.13 Кодекса.

Пунктом 12 статьи 25.13 Кодекса установлено, что контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в целях Кодекса также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

На основании пункта 8 статьи 25.13 Кодекса осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

Кроме того, обращаем внимание, что лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в порядке, установленном пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса.

2. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, обязаны уведомлять налоговый орган по месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае если доля такого участия превышает 10 процентов). Доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 25.14 Кодекса.

3. Для целей Кодекса прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная одним из следующих способов в соответствии с порядком, установленным статьей 309.1 Кодекса:

1) по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год. В этом случае прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 3, 3.1, 7 и 8 статьи 309.1 Кодекса;

2) по правилам, установленным главой 25 для налогоплательщиков — российских организаций.

При этом сумма прибыли (убытка) каждой контролируемой иностранной компании, определенная по данным финансовой отчетности этой компании, должна быть документально подтверждена ее финансовой отчетностью, составленной за соответствующий период (периоды), с приложением ее финансовой и налоговой отчетности.

В случае определения суммы прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса сумма прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании должна быть подтверждена документами, позволяющими определить сумму прибыли. Такими документами, в частности, могут быть выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации, первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.

4. Согласно пункту 2 статьи 25.15 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй Кодекса с учетом особенностей, установленных статьей 25.15 Кодекса.

Пунктом 7 статьи 25.15 Кодекса предусмотрено, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 Кодекса в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса, составила более 10 000 000 рублей.

Таким образом, если сумма прибыли контролируемой иностранной компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса, не превышает вышеуказанных величин, то такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы налогоплательщика — контролирующего лица за налоговый период по налогу на доходы физических лиц.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 6 статьи 309.1 Кодекса налоговая база контролируемой иностранной компании определяется отдельно в отношении каждой контролируемой иностранной компании.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента
А.А. Смирнов
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Д. Пак, аудитор РК,

аудиторская компания «ТрастФинАудит» г. Алматы

КАКОЙ АДРЕС НЕОБХОДИМО УКАЗЫВАТЬ В РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДАННЫХ ИП И В ЕГО ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ?

ИП «ТОН» (СНР на упрощенной декларации) зарегистрирован в налоговом органе Карасайского района, где и осуществляет свою деятельность (стоматология). В свидетельстве о регистрации ИП указан адрес прописки, где фактически проживает ИП: Карасайский район, п. Тегисова, ул. Мира 21, а фактически ИП арендует 2 помещения и оказывает услуги по адресам: 1) Карасайский район, г. Каскелен, ул. Абая 1; 2) Карасайский район, г. Каскелен, мкр. «Олжас». Есть 2 кассовых аппарата, которые состоят на учете по месту оказания услуг, т. е. в арендованных помещениях. Какой адрес необходимо указывать в регистрационных и первичных документах?

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 560 Налогового кодекса установлено, что формирование государственной базы данных налогоплательщиков заключается, в том числе в регистрационном учете налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 6 указанной статьи установлено, что регистрационными данными налогоплательщика являются сведения о налогоплательщике, представленные или заявленные в органы налоговой службы:

1) уполномоченными государственными органами;

2) банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в соответствии с подпунктами 1), 4) статьи 581 настоящего Кодекса;

3) налогоплательщиком.

В целях настоящего Кодекса местом нахождения индивидуального предпринимателя признается место преимущественного осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, заявленное при постановке на регистрационный учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.

Изменение регистрационных данных индивидуального предпринимателя производится в соответствии со статьей 566 Налогового кодекса.

Согласно данной статье определено, что изменение регистрационных данных индивидуального предпринимателя производится налоговым органом на основании налогового заявления о регистрационном учете индивидуального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель обязан представить налоговое заявление, указанное в пункте 1 настоящей статьи, в налоговый орган по месту нахождения не позднее десяти рабочих дней со дня изменения регистрационных данных, указанных в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, указанных в налоговом заявлении.

К налоговому заявлению для изменения регистрационных данных индивидуального предпринимателя прилагаются документы, представляемые при государственной регистрации индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Республики Казахстан о частном предпринимательстве.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, не представляются в случае, если налоговое заявление для изменения регистрационных данных индивидуального предпринимателя представлено в электронном виде.

Изменение регистрационных данных индивидуального предпринимателя, указанных в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, производится налоговым органом в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения налогового заявления, представленного для изменения регистрационных данных, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговые органы отказывают в изменении регистрационных данных индивидуальному предпринимателю в случае, если:

1) индивидуальный предприниматель в соответствии со статьей 579 настоящего Кодекса признан бездействующим налогоплательщиком;

2) данные документа, удостоверяющего личность, указанные в налоговом заявлении, не соответствуют сведениям, содержащимся в национальных реестрах идентификационных номеров;

3) место нахождения, указанное в налоговом заявлении, отсутствует в информационной системе «Адресный регистр».

На основании изложенного, ввиду того, что местом нахождения индивидуального предпринимателя признается место преимущественного осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, то место преимущественного осуществления деятельности индивидуального предпринимателя как место нахождения индивидуального предпринимателя должно быть указано его в свидетельстве о государственной регистрации, и соответственно в первичных документах индивидуального предпринимателя.

Обращаем внимание на тот факт, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса установлено, что специальный налоговый режим не вправе применять налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.

При этом пунктом 6 статьи 426 Налогового кодекса определено, что в целях налогообложения лиц, применяющих специальные налоговые режимы, иным обособленным структурным подразделением налогоплательщика признается территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющие часть его функций. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.

Отсюда следует, что если индивидуальный предприниматель применяет специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, то места оказания услуг в арендованных помещениях признаются как оборудованные стационарные рабочие места, при этом, если такие стационарные рабочие стационарные места созданы на срок более одного месяца, то индивидуальный предприниматель обязан подать уведомление о применяемом режиме налогообложения в связи с переходом на общеустановленный порядок.

Выберите букву

С понятием должностное лицо мы сталкиваемся повсеместно, в газетах, на радио и телевидение, в общении с друзьями и в сообщениях интернет сми о выявленных нарушениях в которых замечена группа должностных лиц, наделенных некими возможностями и властью, в рамках государственного регулирование общества.

Основное понятие должностного лица приведено в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Что такое должностное лицо

Должностное лицо это физическое лицо осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях (ООО, ПАО и т.д.), организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальным полномочиям.

Должностное лицо вправе устанавливать и изменять права и обязанности, что и приводит к возникновению или прекращению административных отношений в сферах государственной, муниципальной или частноправовой деятельности.

Должностное лицо в УК РФ

Аналогичное понятие дано в прим. 1 к ст. 285 УК РФ, согласно которому должностными лицами в статьях гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В 2004 году Госдума приняла в первом чтении поправки в УК РФ, распространяющие понятие «должностное лицо» как квалифицирующий признак состава преступления на весь Уголовный кодекс.

При необходимых 226 голосах документ поддержали 390 депутатов, голосовавших против и воздержавшихся не было.

Ранее понятие «должностное лицо» предусматривалось как квалифицирующий признак состава преступления в статье «Злоупотребление должностными полномочиями» и главой 30 УК «Преступление против госвласти, госслужбы и службы в органах местного самоуправления». Должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Должностное лицо в КоАП РФ

Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Статус должностного лица

обусловлен правовой регламентацией его полномочий и не зависит от их объективной реализации. Должностное лицо в зависимости от существа административного отношения вправе осуществлять вверенные ему права и обязанности либо воздерживаться от таких действий. Отождествление публичной и частноправовой деятельности, отнесенной к ведению должностного лица, характерно только для административного права: должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

Даныыми лицами признаются физические лица постоянно или временно занимающие в организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением:

  1. организационно-распорядительных функций, которые выражаются в осуществлении руководства подчиненных по службе лиц;
  2. административно-хозяйственных функций, которые выражаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом;
  3. функций представителя власти, выражающихся в наделении в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических лиц, не находящихся в служебной зависимости, а также юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности;
  4. а равно лица, не занимающие должностей, связанных с выполнением соответствующих функций, но осуществляющие такие функции по специальному полномочию».

Правонарушения должностных лиц

В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан.

Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Административная ответственность должностных лиц

В КоАП РФ такая ответственность введена ст. 2.4, где сказано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Основную смысловую нагрузку несет примечание к данной статье, где сказано, что под должностным лицом необходимо понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, ч. 3 ст. 14.57, ст. ст. 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, ч. 9 ст. 19.5, ст. ст. 19.7.3, 19.7.12 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32, 7.32.5, ч. ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.6.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Уголовная ответственность должностных лиц

О должностных лицах, подлежащих уголовной ответственности, говорится в примечании к ст. 285 УК РФ.
Должностными лицами в статьях гл. 30 УК РФ именуются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (п. п. 3 — 5) информирует правоприменителей, что к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

То же Постановление Пленума в п. 11 напоминает, что судам надо отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст. 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

Иные виды ответственности должностных лиц

В первую очередь следует упомянуть дисциплинарную ответственность.
В ст. 192 ТК РФ определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189 ТК РФ) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Действительно, ответственность некоторых должностных лиц всецело закреплена дисциплинарными уставами или уставами о дисциплине (Вооруженных сил РФ, Таможенной службы РФ, работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии и др.). Например, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации», Указ Президента РФ от 16.11.1998 N 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 08.03.2011 N 35-ФЗ «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии».

Гражданско-правовая ответственность должностных лиц также предусмотрена, в частности, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который в ст. 76 гласит, что ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Вопрос ответственности здесь чрезвычайно актуален с учетом того, что в отсутствие специального регулирования факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, служащий основанием для взыскания с них возмещения ущерба, определяется в конкретном случае по усмотрению суда.

На практике указанный вопрос наиболее проблематичен в отношении судебных приставов-исполнителей — п. 3 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» устанавливает, что ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

В п. 9 ст. 18 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» указано, что сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Нормы о соответствующей ответственности должностных лиц, пусть и в разных конфигурациях, включены во многие нормативные акты: ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
Заметим, что в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непосредственно говорится о возможности привлечения гражданского служащего не только к дисциплинарной, административной, уголовной, но и к гражданско-правовой ответственности.

И, наконец, общие нормы ответственности должностных лиц, не исключая лиц, не являющихся государственными (муниципальными) служащими, присутствуют в ч. 1 ст. 1068 ГК РФ, где указано, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Соответственно, впоследствии эти лица вправе обратиться к виновному с регрессным требованием в предусмотренных законом (допустим, гл. 39 ТК РФ) случаях и порядке.

Поделиться с друзьями

Каждый из нас знает хоть немного кто такой адвокат и что означает этот термин. В данной статье мы Вам изложили понятными словами кто такой адвокат и всю информацию об адвокатах России, чем он занимается, как им стать и прочее, что называется «От и До».

Коротко о том, кто такой адвокат и что такое адвокатура

Термин (определение) «Адвокат» простыми словами — это юрист, имеющий высшее юридическое образование и получившее статус адвоката, которое дает право участвовать в качестве защитника в уголовном процессе. Также хотим отметить, что адвокат, как и рядовой юрист имеет право оказывать иную юридическую помощь физическим и юридическим лицам не запрещенную законом. Из этого следует, что каждый адвокат является юристом, но не всякий юрист является адвокатом.

Определение (термин) «Адвокатура» простыми словами — это объединение адвокатов, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде и иными законными способами.

Подробнее о термине «Адвокат» и «Адвокатура»

Адвокат — это лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Адвокатура — это добровольное профессиональное объединение квалифицированных адвокатов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам в суде и иными законными способами. Данное объединение не является государственным или коммерческим и не преследует цель извлечения прибыли, а оказывает услуги за гонорар.

Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом — не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью. Но объективно такая деятельность способствует достижению задач, стоящих перед правосудием. Адвокат — не «помощник суда», а слуга своего клиента, интересы которого он обязан защищать всеми законными способами. Клиенту не нужен адвокат, который был бы «помощником суда». Более того, адвокат призван поспорить и с судом при обжаловании приговора или иного судебного решения. Объективно деятельность адвокатуры способствует укреплению законности. Но перед адвокатом нельзя ставить задачу укреплять законность вообще, вне связи с защитой прав и законных интересов конкретного клиента.

В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы:

  1. гуманизм, защита прав и свобод человека;
  2. законность;
  3. добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней;
  4. самоуправление;
  5. независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела;
  6. тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»);
  7. корпоративность и равноправие адвокатов.

Истоки мировой адвокатуры (немного истории)

Впервые термин «адвокат» появился в Древнем Риме, которым называли родных или друзей истца, сопровождавшие его в суд и дававшие советы. Со временем название «адвокат» было распространено на лиц, которые помогали истцу вести процесс, собирали документы, подыскивали средства защиты. Во времена империи римская адвокатура, как и судебные учреждения, испытала определенные изменения. Прежде всего, это отразилось на значительном ограничении адвокатской профессии как свободной. Так, по кодексам Юстиниана адвокатура вводилась в рамки определенной системы, в которой адвокатская профессия приравнивалась к государственной службе.

Не только в Риме существовала адвокатура. В Древнем Египте защитником мог быть каждый желающий. Это допускалось без препятствий и даже считалось священной обязанностью. Деятельность защитника имела форму благотворительной помощи, даже милостыни. В Древней Греции существовали так называемые «логографы» или «диктографы», которые составляли судебные речи. Однако они не удовлетворяли потребности судебной защиты, поскольку их роль сводилась исключительно к составлению обвинительных и исковых речей, которые готовились предварительно. Логографы не брали участия в судебном заседании, а потому не могли возражать против требований обвинителя или истца непосредственно. Все это привело к тому, что суды стали в отдельных случаях (в случае защиты женщин, детей) допускать защиту прав истцов посторонними людьми.

В средние века в европейских странах принципы организации адвокатуры испытывают определенные изменения, в частности относительно допуска к адвокатуре. Во Франции для этого необходимо было иметь диплом лиценциата прав (юридическое образование; см. также Лиценциат), принести присягу и быть внесенным в списки адвокатов. Опыт практической деятельности не был обязательным. В средневековой Германии адвокатура была абсолютно свободной профессией. Любой человек мог получить право на занятие адвокатской деятельностью на неопределенный срок. Классический порядок допуска к адвокатуре сформировался в этот период в Англии. Здесь лица, которые выразили желание посвятить себя адвокатской деятельности, должны были пройти восьмилетний курс учебы в судебной коллегии, и через три года получали звания «внутренних адвокатов», но всё равно не имели права выступать в судах. Еще через пять лет учебы «внутренние» адвокаты превращались во «внешних» и получали право практиковать.

В современное время существуют разные названия профессий, которые выполняют функции адвоката, в частности, в Польше — адвокат и правовой советник, в Великобритании – барристер и солиситор, в Германии – правозащитник, во Франции – адвокат.

Законы регулирующие деятельность адвокатов

Как известно, деятельность адвокатов жестко регулирует законодательство по сравнению с обычными юристами. Перечислим основные законодательные акты, регламентирующие и регулирующие деятельность адвоката и адвокатуры в целом:

  • Всеобщая декларация прав человека (3 сессия Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.48);
  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
  • ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ;
  • Кодекс профессиональной этики адвоката, принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года;
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года;
  • Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 года;
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 года.

Обязанности адвоката

Первый круг обязанностей адвоката связан с предоставлением юридической помощи в виде консультаций, советов по правовым вопросам, разъяснений законодательства, составление всевозможных документов правового характера (от простой справки до договора), вплоть до юридического обслуживания бизнеса (см. также юридическое обслуживание бизнеса в Чебоксарах) частным и юридическим лицам (учреждениям, организациям и т.д.). Второй – с деятельностью в суде, где он представляет интересы своих клиентов (защитник подсудимого в уголовных делах, представитель интересов гражданского истца, потерпевшего или же ответчика в гражданских и арбитражных делах).

Также адвокат обязан постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень; исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции. Вдобавок в обязанности адвоката входит бесплатная защита определенного круга лиц. Кроме обязанностей, касающихся трудовой деятельности, адвокат должен отчислять денежные средства в казну адвокатской палаты (сначала вступительный взнос, затем ежемесячно на общие нужды). Следует отметить, что закон запрещает адвокату вести предпринимательскую деятельность с его непосредственным участием, работать штатным специалистом той или иной организации, за исключением создания адвокатского образования (коллегия адвокатов, адвокатский кабинет или адвокатское бюро).

Количество адвокатов и их востребованность

По некоторым данным в России юристов менее 1,3 млн, из них на конец 2014 года, согласно реестру Министерства юстиции РФ действующий статус адвоката имели 70232 юриста (см. также юристы в г Чебоксары), включая новых членов сообщества из Республики Крым — 774 и г. Севастополя — 258.

Исходя из пресс-релизов СМИ и заявлений Министерства, в целом по отрасли в России не хватает адвокатов, их заметно меньше, чем в большинстве развитых стран и в переходных экономиках. Особенно востребованы высококвалифицированные адвокаты, которые получили свой статус пройдя ВУЗ на отлично и успешно сдав квалификационный экзамен не используя коррупционные схемы.

С другой стороны, 41% опрошенных адвокатов (1360 из 3317 адвокатов из 35 регионов России по состоянию на конец 2014 года) заявили о снижении спроса на услуги адвокатов. Это происходит на фоне бурного расширения регулирования и ужесточения законодательства. Также руководители адвокатуры объясняют падение спроса в том числе и недобросовестной конкуренцией со стороны частнопрактикующих юристов, которые не ограничены никакими нормами и правилами. Спрос будет расти, только если клиенты будут видеть эффект от работы адвоката.

Как стать адвокатом?

Если Вы захотели стать адвокатам и посвятить этому всю свою жизнь, то не достаточно просто этого захотеть. Помимо того что нужно выучиться в ВУЗ’е на юриста, ещё необходимо пройти ряд «испытаний».

Итак, чтобы стать адвокатом необходимо:

  • Получить обязательно высшее юридическое образование, в аккредитованном государством ВУЗе, либо имеющий ученую степень в юриспруденции;
  • Проработать 2 и более года по юридической специальности, либо стажироваться в адвокатском бюро, коллегии или консультации. Причем стаж такой работы начинает считаться только с даты получения первого высшего образования (стаж работы считается только после получения диплома в ВУЗе);
  • Пройти квалификационный экзамен и получить положительное решение комиссии;
  • Принять присягу адвоката;
  • Зарегистрироваться в Адвокатской палате и заплатить вступительный взнос.

Все эти условия прописаны в Главе 3 «Статус адвоката» ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ.

Что запрещено адвокату?

Выбирая стезю адвоката, Вы должны знать, что есть и ограничения в этой профессии. Приведем для Вас основной (неполный) список того, что запрещено адвокату. Адвокат не вправе:

  • Заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • Вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги либо участвовать в организациях, оказывающих юридические услуги;
  • Принимать поручение на выполнение функций органов управления доверителя — юридического лица по распоряжению имуществом и правами последнего. Возложение указанных функций на работников адвокатских образований также не допускается;
  • Вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности;
  • Занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности;
  • Действовать вопреки законным интересам доверителя, оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или находясь под воздействием давления извне;
  • Занимать по делу позицию, противоположную позиции доверителя, и действовать вопреки его воле, за исключением случаев, когда адвокат-защитник убежден в наличии самооговора своего подзащитного;
  • Делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если он ее отрицает;
  • Разглашать без согласия доверителя сведения, сообщенные им адвокату в связи с оказанием ему юридической помощи;
  • Принимать поручения на оказание юридической помощи в количестве, заведомо большем, чем адвокат в состоянии выполнить;
  • Навязывать свою помощь лицам и привлекать их в качестве доверителей путем использования личных связей с работниками судебных и правоохранительных органов, обещанием благополучного разрешения дела и другими недостойными способами;
  • Допускать в процессе разбирательства дела высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников разбирательства, даже в случае их нетактичного поведения;
  • Приобретать каким бы то ни было способом в личных интересах имущество и имущественные права, являющиеся предметом спора, в котором адвокат принимает участие как лицо, оказывающее юридическую помощь;
  • Делить гонорар, в частности под видом разделения обязанностей, с лицами, не являющимися адвокатами;
  • Принимать от доверителя какое-либо имущество в обеспечение соглашения о гонораре, за исключением денежных сумм, вносимых в кассу адвокатского образования (подразделения) в качестве авансового платежа;
  • Давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей;
  • Уступать кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению;
  • Давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения, которые могут прямо или косвенно свидетельствовать о том, что адвокат для достижения этой цели намерен воспользоваться другими средствами, кроме добросовестного выполнения своих обязанностей;
  • Быть советником, защитником или представителем нескольких сторон в одном деле, чьи интересы противоречат друг другу, а может лишь способствовать примирению сторон;
  • Склонять лицо, пришедшее в адвокатское образование к другому адвокату, к заключению соглашения о предоставлении юридической помощи между собой и этим лицом;
  • Поступаться интересами доверителя ни во имя товарищеских, ни во имя каких-либо иных отношений;

Видео о том кто такой адвокат

Также можете посмотреть короткое видео о том кто такой адвокат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *