Субъект профилактики правонарушений

Субъект профилактики правонарушений

Шаблинская Д.В., начальник отдела исследований в области правоохранительной деятельности и осуществления правосудия Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук

Статья посвящена исследованию проблемных аспектов, связанных с установлением, определением и классификацией субъектов профилактики правонарушений. Вносятся предложения по совершенствованию правового регулирования организационно-управленческого элемента системы профилактики правонарушений. Исследуется возможность создания нового специализированного субъекта профилактики.

Профилактика правонарушений в самом широком смысле представляет собой социальное явление, возникающее и функционирующее в обществе между индивидами и их объединениями. Раскрывая понятие профилактики правонарушений, криминологи, как правило, указывают на целенаправленность профилактической деятельности либо на характер принимаемых профилактических мер , обозначают объект профилактики, описывают механизм профилактического воздействия . Ряд авторов в определении понятия профилактики правонарушений указывают и ее субъектов – государство и общество ; общество, институты социального контроля, отдельные граждане .

В определении понятия профилактики учеными используется несколько подходов. Одни авторы рассматривают профилактику правонарушений как деятельность, направленную на преступления и иные правонарушения и/ или их детерминанты, правонарушителей , другие – как систему профилактических мер . Как система социальных, правовых и иных мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений устанавливается профилактика и в Законе Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон).

Определение профилактики только как системы профилактических мер представляется узким, не охватывающим содержание данного понятия. На наш взгляд, более удачно определение профилактики правонарушений как деятельности, что является предпосылкой выделения различных ее элементов: субъектов профилактики, объектов профилактики и совокупности профилактических мер, реализуемых субъектами в отношении объектов.

Настоящее исследование посвящено рассмотрению проблемных аспектов правового регулирования и деятельности субъектов профилактики правонарушений с целью разработки предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Субъекты являются необходимым элементом системы профилактики преступлений и других правонарушений, выступая организационно-управленческим звеном в механизме реализации предупредительных мер. С учетом положений общей теории права можно сделать вывод, что субъектами профилактики правонарушений могут являться органы (организации), физические лица, обладающие в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязанностями и правами в сфере профилактики правонарушений, способные нести ответственность за нарушение законодательства о профилактике правонарушений.

Следует отметить, что определение субъекта профилактики правонарушений в Законе отсутствует. Открытый перечень субъектов профилактики правонарушений представлен в ст. 4 Закона.

Внесение изменений в перечень субъектов профилактики, наделение субъекта определенными полномочиями необходимо проводить весьма осторожно. При построении системы профилактики правонарушений должен учитываться экономический и иной потенциал, другие особенности каждого из субъектов. Определяя нового субъекта, следует четко расписать его полномочия и функции, устранить или не допустить противоречия, дублирование полномочий иных субъектов. Вместе с тем, данная подсистема должна быть весьма гибкой, в том числе предусматривать возможность перераспределения в определенных случаях отдельных функций между соответствующими субъектами.

Множественность и разнообразие объектов криминологической профилактики предопределяют необходимость участия в ней значительного числа субъектов, различающихся по статусу и функциям, содержанию прав и обязанностей, формам и методам деятельности, другим признакам. Установлению, определению и описанию конкретных субъектов профилактики правонарушений способствует их классификация.

В криминологической литературе представлены классификации субъектов профилактики правонарушений по различным основаниям и признакам. Наиболее распространенной является классификация субъектов по уровням профилактики: а) субъекты общесоциальной профилактики; б) субъекты специальной профилактики; в) субъекты индивидуальной профилактики.

Самой «широкой» классификацией следует признать разделение органов (организаций) и граждан, занимающихся профилактикой правонарушений, на субъектов и участников профилактики. В отличие от субъектов, к участникам профилактики относят органы (организации) и граждан, не наделенных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке правами и обязанностями осуществления деятельности по профилактике правонарушений. Тех, кто в соответствии с анализируемой классификацией относится к субъектам профилактики правонарушений (государственные органы (организации), иные организации, граждане, в компетенцию которых на основании законодательства входят полномочия по осуществлению профилактики правонарушений) можно разделить на: а) основных или специализированных субъектов (специально созданных для профилактики правонарушений); б) вспомогательных или неспециализированных субъектов (обязанность осуществления в определенных рамках криминологической профилактики входит в их компетенцию наряду с другими полномочиями).

Профилактика правонарушений для специализированного субъекта должна являться единственной, либо профилирующей, либо одной из основных функций. К специализированным субъектам следует отнести правоохранительные органы, общим для которых является предназначенность для борьбы с преступностью и другими правонарушениями, включая и профилактику (органы прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, Департамент финансовых расследований, Следственный комитет), контролирующие органы, суды и некоторые иные государственные органы в соответствии с законодательством.

Первостепенная роль в профилактике правонарушений принадлежит правоохранительным органам. Абсолютное большинство правоохранительных органов выполняет функции по предупреждению преступлений и иных правонарушений наряду или в процессе осуществления иных функций в сфере борьбы с преступностью. Следует признать, что главного государственного основного (специализированного) органа, занимающегося профилактикой правонарушений, в Республики Беларусь до сих пор не создано, что на наш взгляд, весьма негативно влияет на эффективность предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Специализированным субъектом профилактики правонарушений могут выступать общественные формирования. Цели и задачи их деятельности, полномочия и организационно-правовые формы их участия в профилактике правонарушений регулируются Законом Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. «Об участии граждан в охране правопорядка». Общественные пункты охраны порядка, добровольные народные дружины, внештатные сотрудники правоохранительных органов – далеко не все урегулированные законом формы, в которых общественность выполняет функции по профилактике правонарушений наряду с охраной общественного порядка, оказанием помощи правоохранительным органам и иным организациям, населению.

К специализированным субъектам следует отнести и государственно-общественные органы – наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и др.

Вспомогательные (неспециализированные) субъекты образуют самостоятельную группу субъектов профилактики. Главным отличием данной группы от основных (специализированных) субъектов является характер и содержание их компетенции: функция предупреждения преступлений и иных правонарушений не является для них единственной, профилирующей или основной (одной из основных). К неспециализированным субъектам, прежде всего, следует отнести Президента Республики Беларусь, органы законодательной и исполнительной власти. Применительно к деятельности таких неспециализированных государственных субъектов, как Президент Республики Беларусь, Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь и создаваемые при нем комиссии (в том числе межведомственные), органы законодательной власти всех уровней, следует указать, что они, прежде всего, осуществляют управление (в самом широком смысле этого слова) системой криминологической профилактики.

Особую роль в деле предупреждения преступлений и иных правонарушений играют местные органы власти и управления, на всех уровнях осуществляющие управление профилактической деятельностью, а также непосредственно занимающиеся ее проведением.

Полноценными и полноправными неспециализированными (вспомогательными) субъектами профилактики на всех ее уровнях являются учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и туризма, и др. Содержание и формы их деятельности позволяют заключить о непосредственном осуществлении ими определенных функций профилактики преступлений и других правонарушений (мер по недопущению преступлений со стороны наркоманов и алкоголиков, лиц, находящихся в сложных жизненных условиях, подростков с девиантным поведением; воспитательных мер и т.д.). Полагаем, наибольшая результативность и эффективность деятельности субъектов данной группы достигается в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних.

К числу неспециализированных субъектов следует отнести и общественные формирования, принимающие участие в профилактике правонарушений: политические партии, общественные объединения и общества, фонды, религиозные организации.

Приведем еще одну комплексную классификацию субъектов специальной профилактики, представленную в научной литературе, видоизмененную и дополненную нами. Согласно данной классификации первично выделяются три уровня профилактики правонарушений и соответственно три группы субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений: на международном уровне, на межгосударственном уровне, на внутригосударственном уровне.

Субъекты, занимающиеся профилактикой на международном и межгосударственном уровне, являются предметом самостоятельного исследования. Представляющий интерес для настоящего исследования внутригосударственный уровень субъектов профилактики, исходя из выполняемых функций, обеспечиваемых целей и решаемых задач, может быть классифицирован следующим образом:

а) научно-теоретический уровень субъектов. На научном уровне субъектами являются, например, учреждения, осуществляющие информационное, методическое, ресурсное, кадровое обеспечение и научное сопровождение предупредительной деятельности. В данную группу субъектов следует включить учреждения образования, занимающиеся подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации кадров для специальных субъектов профилактики; информационные, аналитические центры государственных органов власти и управления, например, информационный центр МВД Республики Беларусь; субъектов, занимающихся исследованиями в сфере криминологии: ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», Институт правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Институт социологии НАН Беларуси и иные научные, научно-практические, научно-исследовательские организации, отдельных ученых, занимающихся проблемами криминологии;

б) правоприменительный (социально-практический) уровень субъектов профилактики. Данный уровень образует подсистема компетентных государственных и государственно-общественных органов, призванных на основании актов законодательства заниматься предупреждением преступлений и иных правонарушений. Данная подсистема включает в себя субъектов, непосредственно осуществляющих конкретные меры профилактики правонарушений в рамках компетенции (правоохранительной или контрольной деятельности) и субъектов, осуществляющих управление и координацию, надзор за деятельностью субъектов профилактики (включая межведомственный подуровень): координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, руководство органов власти и управления, правоохранительных и контрольных органов, прокуратура;

в) гражданско-общественный уровень. В эту группу субъектов профилактики включаются специализированные и неспециализированные общественные формирования, занимающиеся профилактикой правонарушений;

г) интраперсональный уровень (самопрофилактика). Отдельного внимания заслуживает обозначенный в науке обыденный уровень профилактики правонарушений, когда субъектом профилактики выступает сам объект. Данный вид профилактики не нашел глубокого отражения в трудах отечественных ученых, однако является перспективным направлением криминологических исследований.

Рассмотрение субъектов профилактики правонарушений тесно пересекается с изучением проблемы, связанной с созданием специализированного органа, занимающегося предупреждением преступлений и иных правонарушений в качестве основной и единственной деятельности. В первую очередь необходимо определить, какой объем полномочий по профилактике правонарушений будет выполняться данной структурой: стратегическая деятельность (информационно-аналитическая, методическая) – разработка конкретных планов (программ), рекомендаций, методик профилактики) либо тактическая деятельность – непосредственное осуществление мер профилактики.

Полагаем, что «стратегический» орган может быть создан в системе органов государственного управления. В данном случае он будет подчиняться Правительству Республики Беларусь. К основным задачам данной структуры будут относиться изучение проблем преступности и иных правонарушений, разработка мероприятий и рекомендаций по профилактике правонарушений отдельно для каждого субъекта профилактики с учетом специфики территориальных, экономических и иных особенностей. Соответствующие структуры – отделы местных исполнительных и распорядительных органов – должны создаваться и на местах. Отделы должны быть укомплектованы высококвалифицированными специалистами, прошедшими специальную подготовку, переподготовку, повышение квалификации: социологами, юристами, психологами, социальными педагогами. Данный подход представляется приоритетным исходя из социального характера преступности, комплексности и многоплановости профилактических мероприятий.

Возможно создание «стратегической» структуры в прокуратуре или системе органов юстиции. Генеральная прокуратура Республики Беларусь (либо Министерство юстиции Республики Беларусь) в подобном случае будет осуществлять непосредственное управление деятельностью по профилактике правонарушений, являться главным координирующим органом.

Представляется, что создание «тактических» структур возможно на основе органов внутренних дел с подчинением Министерству внутренних дел Республики Беларусь. Отдел по профилактике правонарушений может создаваться на базе милиции общественной безопасности либо быть выделен в департамент профилактики. Данная подсистема на профессиональной основе будет заниматься предупреждением преступности и других правонарушений во взаимодействии с правоохранительными и иными государственными органами (организациями), а также общественными организациями.

Опыт зарубежных стран (например, Верховный комиссариат по предупреждению коррупции, созданный в Италии) указывает на возможность создания самостоятельного комитета или организации в структуре республиканских органов государственного управления (Правительства Республики Беларусь) – комитета по профилактике преступлений и правонарушений. По аналогии с созданным Следственным комитетом Республики Беларусь, комитет по предупреждению преступлений и правонарушений может являться не правительственным органом, а находиться непосредственно в подчинении Президента Республики Беларусь.

В случае создания подобного комитета он включал бы в себя подразделения, решающие как стратегические, так и тактические задачи борьбы с преступностью и иными правонарушениями. Возможно, именно такой создаваемый орган мог бы взять на себя функции по определению и выявлению криминальных рисков (и, соответственно, мог бы выполнять криминологическую экспертизу проектов нормативных правовых актов), исследовать и предотвращать влияние детерминант преступности и иных правонарушений на все сферы жизни общества.

С созданием специализированного субъекта функции управления системой профилактики могут перейти Президенту Республики Беларусь или Премьер-министру Республики Беларусь (при создании комитета по предупреждению преступлений и правонарушений), МВД Республики Беларусь или Министерству юстиции Республики Беларусь либо остаться за Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.

Данный комитет будет являться правоохранительным органом. Полномочия такого комитета должны быть весьма широкими: доступ ко всем документам и базам данных государственных органов (организаций), правомочия на осуществление мониторинга деятельности иных специальных субъектов профилактики и иные. С учетом изложенного внесение предложения о создании комитета по профилактике преступлений и правонарушений требует дополнительного исследования, обстоятельной аргументации и детального обоснования.

Субъект любой деятельности является носителем функциональных прав и обязанностей, обладает определенной компетенцией по постоянному или систематическому участию в ней в соответствии с нормами, регулирующими данную деятельность. Исследование положений Закона позволяет сделать вывод, что в правовом регулировании субъектов профилактики имеют место пробелы и несогласованности. Во-первых, в Законе отсутствует определение субъекта профилактики. Во-вторых, нормы, регулирующие субъектов профилактики, в Законе не представлены системно. В-третьих, в системе субъектов профилактики правонарушений не создан постоянно действующий специальный государственный орган, который призван профессионально осуществлять профилактику правонарушений.

Предлагаем закрепить в ст. 1 Закона следующее определение субъектов профилактики правонарушений: «Субъекты профилактики правонарушений – государственные органы (организации), иные организации, граждане, в компетенцию которых на основании настоящего Закона либо иного акта законодательства Республики Беларусь входят полномочия по осуществлению профилактики правонарушений».

Полагаем, что нормы, устанавливающие субъектов профилактики и их функции, должны содержаться в самостоятельной главе (главе 2 Закона). Ст. 4 Закона должна быть также включена в данную главу.

С учетом того, что перечень субъектов профилактики в ст. 4 Закона является открытым, полагаем представить его в наиболее общем виде (в противоположность позиции о необходимости четкого «поименного» перечисления всех субъектов профилактики в отдельной норме Закона). Предлагается следующая редакция данной статьи:

«Субъектами профилактики правонарушений являются: 1) органы государственной власти и управления; 2) государственные и государственно-общественные правоохранительные органы; 3) органы государственного контроля; 4) суды; 5) иные организации и граждане в соответствии с настоящим Законом и иным законодательством Республики Беларусь».

Вместе с тем назрела необходимость создания (либо выделения в самостоятельную структуру) специализированного государственного органа, занимающегося предупреждением преступлений и иных правонарушений в качестве основной и единственной деятельности. Данный орган призван непосредственно осуществлять криминологическую профилактику, решать стратегические и тактические задачи борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

Список цитированных источников:

1. Миньковский, Г.М. Предмет криминологической профилактики преступлений и некоторые проблемы ее эффективности / Г.М. Миньковский // Вопросы борьбы с преступностью. – М., 1972. – Вып. 17.

5. Криминология: учеб. для юрид. вузов / А.И. Алексеев ; под. ред. А.И. Долговой. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – 848 с.

6. Криминология: учеб. / С.Б. Алимов ; под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

ГЕРБЕКОВ И.И., mila77list@yahoo.com Судебная коллегия по уголовным делам;

Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики, 369000, г. Черкесск, ул. Маджира Гаджиева, 4

GERBEKOV I.I.,

The Judicial Board on Criminal Cases;

The Supreme Court

of the Karachay-Cherkess Republic,

Magir Gadzhiev St. 4, Cherkessk, 369000,

Russian Federation

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию понятия и классификации профилактики правонарушений. Анализируется соотношение понятия «профилактика правонарушений» с иными, смежными с ним по смыслу понятиями, такими как «борьба с правонарушениями», «предотвращение правонарушений», «предупреждение правонарушений». Выделяя общую и индивидуальную профилактику, автор подчеркивает, что, несмотря на диалектическое единство исследуемых разновидностей профилактики правонарушений, приоритетную роль играет общая профилактика. Особое внимание уделено виктимологической профилактике правонарушений, ее специфическим чертам. В статье приводятся классификации профилактики правонарушений и по иным признакам: область регулирования общественных отношений; объекты воздействия; субъекты, применяющие меры профилактического воздействия; виды неправомерного поведения; функции профилактики; этапы применения мер профилактического воздействия; цели, играющие определяющую роль при выборе средств воздействия; длительность профилактических мероприятий и ожидаемые результаты; определенность причин и условий совершения правонарушений, конкретизация круга лиц, на которых необходимо воздействовать; методы реализации профилактических мер воздействия; направления профилактики противоправных деяний и др.

Ключевые слова: профилактика; правонарушение; меры профилактики; общая профилактика правонарушений; специальная профилактика правонарушений; индивидуальная профилактика правонарушений; виктимологическая профилактика.

THE CONCEPT AND TYPES OF THE PREVENTION OF OFFENCES

Одной из острых и важных проблем, к разрешению которой стремятся все страны мира, выступает профилактика правонарушений.

Об эффективности и необходимости профилактики правонарушений говорили и писали с древних времен. Основу формирования системы профилактики правонарушений заложили Платон и Аристотель, отдававшие приоритет предупреждению преступности перед карательной

политикой государства. В эпоху теологического мировоззрения преступления расценивались как проявления «злого духа», «проделки дьявола», «нечистой силы» и т.д., что отразилось на способах выявления и доказывания неправомерных деяний, отличавшихся особой жестокостью.

В Новое время о предпочтении профилактики преступлений пишет Ш. Монтескье в «Духе законов»: «Хороший законодатель не столько заботится о наказании

за преступление, сколько о предупреждении преступлений: он постарается не столько карать, сколько улучшать нравы» .

Проблема профилактики правонарушений находит свое интенсивное развитие у философов-просветителей. Так, по мнению А.Н. Радищева, совершение преступлений есть не что иное, как реакция народа на весьма тяжелые условия своего существования. Он, как и названные выше философы древности, полагал, что лучше предупредить преступления, нежели оные наказывать. Вслед за ним А.И. Герцен пишет, что преступления вызваны условиями жизни людей, в первую очередь, их экономическим положением, разделением общества на богатых и бедных. А следовательно, ни одно наказание, каким бы суровым оно ни было, не может сдержать девиантность поведения . Подобные взгляды оказали весьма позитивное воздействие на государство.

В 1857 году по Указу Александра II был издан Устав о предупреждении и пресечении преступлений, содержащий не только нормативные предписания о запрете определенного поведения, но и императивные требования к самой власти не допускать и пресекать неправомерные деяния*.

В России в первые годы после Октябрьской революции 1917 года еще велась активная разработка учения о предупреждении преступлений. Однако в 30-е годы XX столетия она была фактически прекращена. Лишь после развенчания культа личности И.В. Сталина вновь была реанимирована идея профилактики преступлений, которая трактовалась с позиции марксизма-ленинизма. В это время стали формироваться многочисленные общественные организации по профилактике правонарушений (народные дружины, товарищеские суды и т.д.), активно велась профилактическая и воспитательная работа среди населения со стороны трудовых, учебных коллективов, профсоюзных, комсомольских и партийных организаций.

Впервые свое нормативное закрепление данный термин нашел в ст. 2

Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», согласно которой «профилактика правонарушений — это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения»**.

Однако понятие профилактики правонарушений следует отличать от иных, смежных с ним по смыслу терминов, таких как «борьба с правонарушениями», «предотвращение правонарушений», «предупреждение правонарушений», и др.

Еще в 60-е годы XX столетия было общепринятым не различать содержание вышеназванных терминов. В частности, И.А. Гельдфан и П.П. Михайленко утверждали: «…не следует искать различий в содержании терминов «предупреждение», «предотвращение», «профилактика», «пресечение». Они являются синонимами, выражающими мысль о необходимости предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключали появление у остальных лиц каких-либо проступков, наносящих вред обществу» .

Другие авторы придерживаются противоположной точки зрения. Так, А.Г. Лекарь под профилактикой понимает процесс выявления, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений. При этом предупреждение — это недопущение замышляемых и подготавливаемых противоправных деяний .

В настоящее время наиболее распространенным стало мнение, согласно которому профилактика является составной частью предупреждения правонарушений . Как пишет В.Д. Малков, предупреждение правонарушений, «отражая весь комплекс мер по недопущению преступлений, предохранению от них людей, общества, государства, выступает как родовое по отношению ко всем иным видам превенции понятие» . Иными словами, термин «предупреждение право-

** Рос. газ. 2016. 28 июня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нарушений» — более широкий вид деятельности, нежели профилактика правонарушений. Выступая собирательным понятием, предупреждение правонарушений отражает всю деятельность субъектов по недопущению совершения правонарушений, начиная от формирования причин и условий совершения неправомерных деяний, их окончательного «вызревания» и заканчивая реализацией противоправного замысла.

Таким образом, понятия «профилактика» и «предупреждение» правонарушений соотносятся между собой, как часть и целое. Без профилактики не может быть предупреждения, и наоборот, предупреждения правонарушений не может быть без эффективной профилактики конкретных противоправных деяний. Профилактика является самым ранним, начальным этапом предупредительной деятельности, направленной на недопущение правонарушения.

Следующим этапом в системе предупреждения правонарушения выступает предотвращение неправомерных проступков, на котором сформировавшиеся причины и условия правонарушения в своей совокупности могут привести противоправный план в действие. Однако эта часть предупредительной деятельности, как и профилактика, не предполагает реализации соответствующего решения в жизнь, т.е. на этапе профилактики и на этапе предотвращения как такового противоправного поведения еще нет. Мысли, не нашедшие своего воплощения в форме приготовления к преступлению, покушения на преступление, ненаказуемы с точки зрения права. Вместе с тем именно эти этапы становятся важными направлениями предупредительной деятельности компетентных органов, чтобы противоправный умысел и в дальнейшем не был приведен в исполнение.

В отличие от терминов «профилактика» и «предотвращение» правонарушений термин «пресечение» используется применительно к случаям, когда противоправная деятельность как таковая уже началась, ее необходимо остановить и привлечь виновных к юридической ответственности. В связи с этим можно согласиться с точкой зрения, которую высказал Н.Г. Кобец: «…близкими, но не однозначными являются понятия

«предупреждение», «пресечение» правонарушений, поскольку предупредить правонарушение — значит не допустить его возникновения, а пресечь правонарушение — значит прервать его, принять меры к тому, чтобы готовящееся или начавшееся правонарушение не было доведено до конца, чтобы его не удалось осуществить полностью» .

Наряду с понятием «профилактика правонарушений» употребляется понятие «борьба с правонарушениями». Борьба с правонарушениями представляет собой выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование неправомерных деяний. Профилактика правонарушений является более широким, многоплановым понятием, не связанным с готовящимся или уже совершенным правонарушением. Так же, как и профилактика правонарушений, борьба с неправомерными деяниями предполагает выработку и осуществление комплекса специальных мер, направленных на предотвращение совершения правонарушений. основные элементы борьбы с правонарушениями в той или иной степени отражаются на реализации профилактических мер воздействия.

Принципиальное отличие профилактики от иных смежных терминов состоит в том, что профилактическое воздействие оказывается не только на состоявшихся и потенциальных правонарушителей, но и на лиц, ведущих антиобщественный образ жизни либо нарушающих общепринятые нормы морали, этики и т.д. Причем в последнем случае действующее законодательство не предусматривает наступление юридической ответственности за выполнение этих действий. Кроме того, можно согласиться с мнением эксперта центра «Общественная Дума» С. Литвиненко, который отмечает, что в законе нет определения того, что следует понимать под нарушением общепринятых норм поведения и морали. «Каждый может трактовать это по-своему. Поэтому сюда может войти как слишком шумное поведение, так и глубокое декольте, короткая юбка, вызывающая прическа, какие-нибудь наряды, фотографирование у памятников, громкое прослушивание музыки и т.п.» .

В современной юридической литературе выделяются различные основания классификации профилактики правонару-

шений. Общеизвестно, что «классификация выступает не просто как констатация уже достигнутого знания, но выполняет важную методологическую функцию: осуществляя систематизацию определенной предметной области, она вместе с этим задает общее направление ее дальнейшего целенаправленного исследования…» .

В зависимости от уровня профилактики различают общесоциальную, специальную и индивидуальную профилактику. Вместе с тем Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» выделяется 2 вида профилактики. Согласно статье 15 указанного федерального закона:

«1. Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

2. Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми».

Исходя из приведенных определений, основное различие прослеживается в объекте, на который направлены эти два вида деятельности. Данное отличие предопределяет специфику деятельности в сфере общей и индивидуальной профилактики. При этом исследуемые разновидности профилактики необходимо изучать в диалектическом единстве, которое вытекает из общих целей и задач, решаемых с помощью общей и индивидуальной профилактики.

Однако общая профилактика все же будет играть приоритетную роль, ибо, выявляя и искореняя социально-экономические, политические и иные причины и условия совершения правонарушений в целом, она снижает влияние отрицательных факторов на конкретного субъекта, а следовательно, сокращает число потенци-

альных криминогенных ситуаций и противоречий, способных привести к совершению неправомерного деяния. Общая профилактика задействует практически все силы и возможности государства и общества для создания благоприятного климата в социуме, в котором нормой является ведение законопослушного образа жизни.

Особенностями общей профилактики выступают следующие признаки:

— в ее реализации применяются самые разнообразные средства и меры воздействия;

— меры общей профилактики адресованы всем субъектам независимо от выбранного варианта поведения в обществе;

— в данном направлении профилактической деятельности задействованы не только государственные структуры, но и общественные формирования.

Следует подчеркнуть, что вопросам общей профилактики уделяли особо пристальное внимание в советский период истории нашего государства. Именно на этот период приходится большинство научных трудов ученых-криминологов. Однако, являясь неким примером для многих зарубежных государств, реализация общей профилактики в то время была сопряжена с рядом проблем, основная причина которых заключалась в постановке нереальных, недостижимых по сути целей: искоренение и уничтожение правонарушений и причин, их порождающих.

Целями общей профилактики следует считать улучшение социально-экономической, политической обстановки в обществе, формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания, сдерживающих законопослушных граждан от совершения правонарушений, а значит, снижающих тем самым уровень опасности отдельных видов противоправных деяний.

Меры общей профилактики включают в себя социально-экономические, культурные мероприятия, без которых любые иные меры профилактического воздействия будут малоэффективны. В первую очередь, речь идет о социальной защите населения, уровне благосостояния общества в целом и уровне жизни отдельных групп граждан, государственной политике-занятости, духовном развитии, повышении правовой культуры, формировании правосознания и т.д. Данная группа мер обе-

спечивает благоприятный климат в обществе, который исключает возникновение антиобщественных взглядов и намерений и, наоборот, способствует формированию субъектов с богатыми высоконравственными жизненными ориентациями. Таким образом, применение общих мер профилактики основано на методе убеждения. Убеждение представляет собой совокупность различного рода мероприятий, направленных на изменение антиобщественных ориентаций субъектов, способных привести к совершению противоправных деяний и формированию взглядов и стереотипов поведения, когда лицо не из страха, а в силу своего внутреннего убеждения не нарушает законы и иные социальные нормы. В связи с этим основными формами реализации данного метода выступают разъяснительная работа в виде лекций, бесед, обсуждений, выступлений в СМИ, совместное участие в общественно полезной деятельности и т.д. В ходе применения метода убеждения реализуются различные психологические приемы воздействия на волю и сознание человека.

В отличие от общей индивидуальная профилактика воздействует на тех субъектов, от которых можно ожидать противоправного поведения. Отсюда вытекают и другие специфические черты:

— применяются как общие, так и специальные меры воздействия, выбор которых зависит от конкретной ситуации;

— индивидуальная профилактика направлена на нейтрализацию конкретных отрицательных причин и условий совершения правонарушений, коррекцию микросреды конкретного человека;

— применяется, как правило, силами одного ведомства;

— основанием применения специальных мер профилактического воздействия выступает антиобщественный образ жизни либо возможно нарушение действующего законодательства в скором будущем.

В отличие от законодательства в криминологической науке выделяется еще один вид профилактики — специальный, который рассчитан на устранение причин и условий совершения девиантного поведения лицами, включенными в «группу риска».

Кроме того, самостоятельную разновидность профилактики правонарушений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образует виктимологическая профилактика, под которой понимают «целенаправленное специализированное воздействие на лиц с неправомерным или аморальным поведением, а также на факторы, обусловливающие виктимность, связанную с подобным поведением. В равной мере ее объектом являются факторы и лица, положительное поведение которых, тем не менее, виктимоопасно для них» .

По мнению Т.П. Будяковой, данный вид профилактики представляет собой подсистему общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на снижение индивидуальной и массовой виктимности с помощью нейтрализации негативных виктимных характеристик поведения, исключения предпосылок виктимизации в виде индивидуально-типологических признаков жертвы, а также комплекс мер, обеспечивающих предупреждение вторичной виктимизации жертвы .

Р.А. Баймурзаева рассматривает вик-тимологическую профилактику как совокупность государственных и общественных мер, направленных на предупреждение правонарушений посредством снижения для отдельных субъектов риска стать потенциальными жертвами неправомерных деяний .

Таким образом, можно выделить следующие специфические черты викти-мологической профилактики:

— базируется на анализе социально-психологических причин и условий, порождающих виктимизацию в случае совершения правонарушений ;

— осуществляется различными субъектами, на различных уровнях (общем, специальном и индивидуальном).

В настоящее время, несмотря на имеющуюся научно разработанную теорию системы виктимологической профилактики, в России нет эффективной виктимологической политики государства в отличие от стран Запада. Между тем ее необходимость и целесообразность вполне очевидны. Виктимологическая профилактика выступает важнейшей составляющей всей системы профилактики правонарушений. Основная задача виктимологической профилактики состоит в создании системы эффективной защиты населения от потенциальной виктимизации, изменении сложив-

шейся практики обращения с гражданами, ставшими жертвами неправомерных деяний. Но для этого необходимо разработать и усовершенствовать нормативную базу, сформировать систему государственных и негосударственных структур, обеспечивающих защиту потерпевших, и т.д. В связи с этим данное направление можно назвать приоритетным в развитии и реализации виктимологической политики государства.

Профилактика правонарушений классифицируется и по другим признакам. Если за основу брать область регулирования общественных отношений, то можно выделить профилактику в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизнедеятельности людей.

С учетом объектов воздействия можно различать следующие виды профилактики:

— профилактику причин и условий совершения правонарушений;

— профилактику поведения лиц, потенциально способных совершить или уже совершивших правонарушение;

— профилактику факторов, влияющих на формирование личности.

В зависимости от субъектов, применяющих меры профилактического воздействия, различают профилактику, осуществляемую государственными органами власти, и профилактику, проводимую общественными объединениями и гражданами.

В зависимости от видов девиантного поведения выделяют профилактику преступлений, профилактику административных правонарушений и др.

По выполняемым профилактикой функциям ее можно классифицировать на регулятивную, охранительную и воспитательную.

По этапам применения мер профилактического воздействия различают раннюю, текущую и последующую профилактику.

В зависимости от цели, играющей определяющую роль при выборе средств воздействия, можно выделить стратегическую и тактическую профилактику. В первом случае профилактика преследует общие цели предупреждения правонарушений, связанные с воздействием на любого и каждого независимо от рода и

вида деятельности. Во втором случае профилактика представляет собой деятельность по разработке и осуществлению мер воздействия, направленных на конкретную личность либо группу людей.

В профилактической деятельности весьма важно учитывать длительность профилактических мероприятий и ожидаемые результаты. В одних случаях реализация профилактических мер воздействия может занять непродолжительное время, и в этом случае профилактику можно назвать краткосрочной. А в других ситуациях, и таковых подавляющее большинство, результаты профилактических мероприятий могут быть получены по прошествии длительного периода времени в силу сложности объекта воздействия.

Анализируя разновидности профилактики правонарушений, можно предложить и такую классификацию, в соответствии с которой различаются вероятностная и детерминированная профилактика. Вероятностной называется такая профилактика, в которой четко не определены причины и условия совершения правонарушений, четко не обозначен круг лиц, на которых необходимо воздействовать. Напротив, детерминированная профилактика отличается конкретностью, когда предельно ясно, что профилактировать и кого именно про-филактировать .

В зависимости от методов реализации профилактических мер воздействия можно различать профилактику, осуществляемую с помощью мер убеждения, и профилактику, реализуемую мерами принуждения. Однако на практике в профилактике правонарушений используют их комбинирование.

Можно различать традиционную профилактику правонарушений и профилактику правонарушений в условиях чрезвычайной ситуации .

Нередко профилактика правонарушений осуществляется одним ведомством, и в этом случае ее можно назвать едино-начальной. Между тем в повседневной жизни чаще встречаются сложные проблемы и ситуации, решение которых требует комплексного применения мер воздействия несколькими субъектами профилактической деятельности. В этом случае имеет место коллегиальная профилактика правонарушений.

Наконец, в зависимости от направлений профилактики противоправных деяний различают профилактику совершения деяний, направленных на нарушение общественного порядка, общественной безопасности, профилактику правонарушений в сфере незаконной миграции, профилактику правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, профилактику терроризма и экстремистской деятельности, профилактику коррупции и др.

В то же время необходимо отметить, что большинство перечисленных оснований классификации профилактики правонарушений носит условный характер. При всем многообразии критериев группировки исследуемой категории в основу деления должно ставиться ее предназначение, чтобы посредством систематизации подчеркнуть специфические черты профилактики правонарушений.

Список литературы

1. Монтескье Ш. Избранные произведения / под общ. ред. М.П. Баскина; Академия наук СССР. Ин-т философии. М.: Госполитиздат, 1955. 799 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М.: Юрид. лит., 1972. 104 с.

5. Сизикова Н.М. Профилактика правонарушений в области избирательных прав: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 215 с.

8. Куликов В. Кандидат в штрафники // Рос. газ. 2016. 22 сент. N 7083 (215).

9. Субботин А.Л. Классификация. М.: Рос. академия наук, 2001. 100 с.

10. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2002. 304 с.

13. Ищенко Е.П., Алымов Д.В. Основные направления виктимологической профилактики преступлений террористической направленности: криминологический и криминалистический аспекты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. N 3. С. 538-546.

14. Черненко А.П. Планирование профилактики правонарушений в органах внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 165 с.

15. Григорьев В.В. Правовые и процессуальные аспекты профилактики преступлений в условиях чрезвычайный ситуаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Вып. 4. Т. 14. С. 38-44.

Президентом России 23 июня 2016 года подписан Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»

Закон устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений. Вводит единообразие и системность правового обеспечения профилактической деятельности.

В нем определены основные понятия, принципы и направления профилактики правонарушений. Указано, что субъектами профилактики правонарушений являются: федеральные органы исполнительной власти; органы прокуратуры РФ; следственные органы Следственного комитета РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления.

Закон выделяет виды профилактики. Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан. Индивидуальная профилактика направлена на коррекцию поведения конкретного лица.

Устанавливаются основания и порядок применения специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера.

Определены следующие формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование; профилактическая беседа; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Установлены права лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений. Такие лица имеют право на получение информации об основаниях и причинах применения в отношении их мер индивидуальной профилактики правонарушений, на ознакомление с материалами, собранными субъектами профилактики правонарушений, обжалование действий (бездействия) и решений субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.

УДК 34 ББК 67

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

АНТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры ОРД Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается оперативно-разыскная характеристика преступности несовершеннолетних. Делается анализ ее причин и условий преступности среди несовершеннолетних. Предлагаются основные направления профилактических мероприятий по минимизации преступлений среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, предупреждение преступности, несовершеннолетние правонарушители, средства массовой информации, волонтерские организации.

Keywords: juvenile delinquency, crime prevention, juvenile offenders, media, volunteer organizations.

Актуальность вопросов предупреждения и профилактики правонарушений, и преступлений среди несовершеннолетних с одновременным обеспечением и соблюдением их прав и интересов признана не только на общемировом уровне, но и в России1. Несовершеннолетние — категория граждан, которые в силу своей психологической, социальной и физической незрелости остаются самой незащищенной частью общества, а значит социальной группой, которая подлежит особо пристальному вниманию органов внутренних дел, как органа, осуществляющего профилактическую функцию. Противодействие преступности среди несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране.

Несовершеннолетние и в психологии и в педагогике считаются сложной категорией. Из-за подвижной психики, они практически в равной степени могут воспринимать как негативное, так и положительное влияние2.

На расширенном заседании коллегии Генеральной Прокуратуры Российской Федерации состоявшееся 23 марта 2016 года президент Российской Федерации

В.В. Путин указал: «Особое внимание в координационной работе прошу уделить вопросам профилактики правонарушений, прежде всего в подростковой среде»3, что обязывает органы внутренних дел всеми имеющимися у них законными средствами обязаны защищать права и законные интересов несовершеннолетних, а также по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних.

С точки зрения оперативно-розыскной психологии, создать надежный прогноз будущего поведения несовершеннолетнего, особенно сложно, по той причине, что его личность интенсивно развивается и формируется, идет физиологическая и психологическая перестройка организма подростка. Не случайно закон требует устанавливать уровень психологического развития и иные особенности его личности (п.2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ)4.

Профилактика преступности несовершеннолетних — одно из основных направлений ОВД, где получение положительных результатов возможно лишь при комплексном взаимодействии правоохранительных

органов с органами государственной власти и местного самоуправления5.

Незаменимый механизм предупреждения преступности несовершеннолетних — надлежащее установление причин и условий, способствующих совершению конкретных преступлений.

Цель профилактики — выявление причин и условий, способствующих возникновению фактов семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и определение комплекса мероприятий по их устранению, создание системы оперативного реагирования и взаимодействия субъектов системы профилактики по фактам социального неблагополучия семей и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении6.

Согласно Федерального закона от 23.06.2016 г. № 183-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в российской Федерации», основными направлениями профилактики правонарушений являются: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; противодействие незаконной мигра-ции7; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; противодействия терроризму и экстремистской деятельности, (ст. 6 Закона)8.

Несовершеннолетние правонарушители, образуют свою криминальную среду и выступают постоянным фактором воспроизводства преступности и пополнения криминальной среды в целом9.

Как отметил В.В. Путин в Астрахани на заседании Совета по международным отношениям 31 октября 2016 года: «Общество, которое не может защищать своих детей, не имеет завтрашнего дня, будущего не имеет»10.

Что детьми надо заниматься — всем хорошо известно. Другое дело, что делают это далеко не все родители. И если мы не хотим вкладывать финансовые средства в детей-сирот и беспризорников, то тогда мы будем вкладывать деньги в тюрьмы. Ведь именно условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности — это условия, под воздействием которых возникли установки на совершение антиобщественных поступков. При этом, следует понимать, что несовершеннолетние правонарушители — это, прежде всего, дети, как правило, поддающиеся влиянию общества, Интернета, СМИ, социально-опасного положения в семье, и попавшие в сложную жизненную ситуацию либо в определенную криминальную среду11.

Кризисные социальные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию подростков, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, насилие и жестокость, что касается детей и подростков, психика которых достаточно подвижна. Это и повышенная агрессия в обществе.

Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока.

Пока мы живем в такой ситуации, очень важно думать о том, как обезопасить подростков, не дать отдалиться от семьи, не допустить трагедии, когда несовершеннолетним станет глубоко противно то, что дорого нам.

Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних — задача комплексная не только по набору способов (социальные, правовые, экономические, организационные, технические), но и по числу субъектов задействованных в этой деятельности.

Основной целью законодательного регулирования в сфере защиты детей от вредоносной информации, является защита чувств несовершеннолетних от негативного воздействия через средства массовой информации и Интернет12.

Основным нормативным правовым документом, защищающих несовершеннолетних от вредоносной программы, это Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-Ф3 (ред. от 29.06.2015)»0 защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»13, вступивший в силу 11.07.2015.

Одной из запрещенной оборотом среди несовершеннолетних информации, относятся сведения, способные вызвать у несовершеннолетних желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукции, наркотические средства и психотропные вещества, табачные изделия, заниматься проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством, причинить вред своему здоровью, самоубийство.

Глава государства поручил Правительству Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу по предотвращению криминализации подростковой среды. Поручение, которое Президент Российской Федерации дал по итогам состоящего в декабре 2016 года Совета по развитию гражданского общества и правам человека.

Развитие информационных технологий и средств массовой коммуникации ставит перед государством и обществом новые вызовы и угрозы, посягающие на безопасность государства, общества и личности, а особенно несовершеннолетних.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сети Интернет существуют ниже следующие виды опасности для несовершеннолетних пользователей: наркосайты; интернет-сайты, веб-сайты порнографической направленности, крайне часто встречаются на просторах всемирной сети; интернет-порталы, пропагандирующие насилие, жестокость и девиантные формы поведения; религиозные секты; социальные сети, сайты знакомств; сайты разжигающие расовую, национальную, религиозную рознь и вражду, а также иные формы экстремизма, терроризма14;

Все это не способствует защите молодежи от радикальных и экстремистских идеологических течений. Терроризм и экстремизм — это политическое средство, значение и эффективность которого в последние

годы резко возросло15. Формирование системы ценностей у молодежи должно служить интересам безопасности страны.

Еще одна проблема, это проблема подросткового суицида, которая требует самого пристального внимания не только ОВД, но и специалистов многих областей — педагогов, юристов, врачей, психологов, специалистов в области компьютерных технологий16.

По данным Федеральной службы государственной системы России-/Росстата/, в 2015 г. в результате самоубийства погибли 25476 человек, из них городское население составило 15106, сельское население 1037017.

С детьми в социальных сетях работают взрослые люди — «системно планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Работают со знанием их пристрастий и увлечений, используя любимую ими лексику и культуру. Работают со знаниями психологии…»18.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так как полиция, будучи наиболее крупным и универсальным по набору инструментов принудительного воздействия правоохранительным органам, по сути, выступает основным субъектом непосредственного выявления предупреждения и пресечения девиантного поведения несовершеннолетних.

Вредоносную для детей информацию следует определить как сведения, содержащие качество недостоверности, непристойности или деструктивности, негативное воздействие которых на индивидуальную психику несовершеннолетнего и (или) групповое сознание лиц, не достигших совершеннолетия, обуславливает необходимость ограничения или запрета их оборота19.

Несовершеннолетние в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей среды — та часть общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного потенциала. Под влиянием экономических, информационных, политических, социальных и иных факторов в среде несовершеннолетних формируются радикальные взгляды и убеждения.

Особое внимание необходимо уделять Интернету. Под видом «обмена мнениями» в Интернете террористы и экстремисты получили возможность вести пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество «сочувствующих», т.е. экстремистская и террористическая деятельность по Интернету становится элементом медийной повестки дня в масштабах страны20.

По оценкам иностранных экспертов, участие несовершеннолетних детей в вооруженных религиозных и межнациональных конфликтах, а также в столкновениях иного рода стало в настоящее время достаточно распространенным явлением. Лидеры различных радикальных группировок и организованных преступных групп считают привлечение молодого поколения

довольно простым и удобным способом пополнения рядов своих сторонников21.

В настоящее время в России существует определенная романтизация криминального мира подростками.

Задача ОВД и всего российского общества — сделать все возможное, чтобы несовершеннолетних перестала привлекать криминальная романтика.

Криминалитет пытается навязать свои представления о человеческих отношениях, внушать молодежи, что надо жить по другим законам. Потому- что несовершеннолетние более восприимчивы к такого рода поучениям. В настоящее время вызывает беспокойство тот факт, что большое количество несовершеннолетних проживает в семьях связанных с ненадлежащим их воспитанием.

По данным Оперативного управления МВД России, ежедневно в нашей стране регистрируется от 80 до 120 случаев ухода из дома несовершеннолетних. В 2015 году в федеральный розыск был объявлены 7221 ребенок, установлено место нахождения 7131. До сих пор числятся в розыске 90 детей22.

В Российской Федерации существуют различные общественные формирования, взаимодействующие с полицией, в том числе волонтерские объединения23.

В России действуют крупные волонтерские организации, как «Сальвар», «Лиза Алерт» и «Поиск пропавших детей», которые обрабатывают несколько сотен заявок в год. В городах волонтеры обзванивают экстренные службы, расклеивают объявления, опрашивают свидетелей, проверяют возможные места нахождения пропавших.

Сегодня по всей России, по оценкам самих волонтеров, существует около 70 добровольческих организаций, которые занимаются поиском детей. Список волонтерских организаций поддерживающих тесное сотрудничество с полицией по розыску без вести пропавших, размещен на официальном сайте МВД России24.

Правовой основой такого сотрудничества служит ст. 10 Федерального закона «О полиции»25, согласно которой сотрудники полиции при осуществлении своей детальности взаимодействуют с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. В соответствии с часть 5 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»26, должностные лица органов осуществляющих такую деятельность, решают ее задачи, в том числе используя помощь граждан с их согласия (на гласной и негласной основе).

Основными направлениями сотрудничества волонтерских объединений с полицией являются:

• розыск лиц пропавших без вести — привлечение добровольцев к поисковым мероприятиям, направленным на розыск лиц, пропавших без вести, в первую очередь детей. Добровольцы распространяют информацию о пропавших лицах в Интернете, или расклеивают

листовки, оказывают помощь при проведении поисковых мероприятий на местности;

• сотрудничество в части предоставления информации о правонарушениях (местах сбора молодежи для употребления наркотиков, беспризорных и безнадзорных детей), профилактика мошенничества с незащищенными гражданами одинокими, пенсионерами и т.д.

Таким образом, развитие современного гражданского общества, невозможно без конструктивных взаимоотношений полиции и волонтерских объединений.

Настораживает, однако, что наравне с вполне мирными молодежными движениями историков, экологов и прочими, существуют группы несовершеннолетних объединившихся под флагом анархизма и даже экстремизма и терроризма. Поэтому России нужна целенаправленная молодежная политика.

Авторы убеждены, что без системы, охватывающей всю сферу работы с несовершеннолетними, а не фрагментами, как сейчас, ничего не сделать. С несовершеннолетними надо работать не только в образовательной, но и в воспитательной сфере.

Вопросы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, должны решаться комплексно, с использованием придуманных мер воспитательного характера27.

В 2015 году в России был открыт Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям. Это негосударственная организация, цель которой — создать общественно-государственное партнерство по вопросам поиска пропавших и помощи пострадавшим детям, а также условия, в том числе технологические, для увеличения числа граждан и организаций, вовлеченных в поиск пропавших детей.

В России добровольческое движение по оказанию содействия в розыске без вести пропавших людей — еще сравнительно молодое явление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роль органов внутренних дел, а именно подразделений по делам несовершеннолетних и оперативных подразделений в системе защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на сегодняшним этапе развития информационного законодательства, недостаточно и требует совершенствования.

Оперативными подразделениями, не всегда удается своевременно выявлять людей, контактирующих с несовершеннолетними и имеющих криминальное прошлое.

Особую тревогу вызывает рост вовлечения несовершеннолетних не только в употребление наркотических средств, но и в организованные группы, совершающие незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ28.

Нет должного оперативного прикрытия детских и школьных учреждений.

Не во всех территориальных органах МВД России на региональном уровне созданы в составе подразделений уголовного розыска отделения и (группы) по

борьбе с преступлениями против половой неприкос-новенности29.

Важно максимально использовать совпадение интересов государства и общества в реализации стратегических национальных приоритетов, привлекая общественный потенциал к содействию ОВД в решении правоохранительных задач. В числе ключевых сфер взаимодействия — противодействие нелегальной миграции, профилактика правонарушений, включая предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений в отношении несовершеннолетних, недопущение вовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность30.

Повысить эффективность работы по предупреждению и пресечению преступлений в отношении несовершеннолетних в кровных и замещающих семьях.

Вместо активных действий, направленных на предупреждение безопасности и правонарушений несовершеннолетних, иногда демонстрируется лишь их видимость.

Одна из них в том, что ведомства занимающиеся профилактикой и предупреждением правонарушений несовершеннолетних работают отдельно друг от друга, между ними нет должного взаимодействия, нет необходимого обмена информацией.

Таким образом, следует констатировать, что проблема вовлечения в преступную деятельность несовершеннолетних детей остается пока еще не совсем решенной, как на международном уровне, так и в России и требует стратегического решения, как со стороны российского государства, так и на международного сообщества.

1 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) приняты 14 декабря 1990 г. Резолюцией № 45/112 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // «Консультант плюс».

2 Хазов Е.Н., Алексеева И.Ю. Правовая культура и правовое воспитание несовершеннолетних.

В сборнике: Правовая культура современного российского общества. 2002. С. 36-40.

3 Текст выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании коллегии Генеральной Прокуратуры российской Федерации, 23 марта 2016 года, URL: //http://www.Kremlin.ru/events/president/news/51553.

4 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016)

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, http://www. pravo.gov.ru

полненное)

7 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной преступности на территории современной России. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 176-179.

10 Российская газета, 1 ноября 2016 г. № 247 (7115) с. 2, www.rg.ru.

11 Богданов А.В., Хазов Е.Н., Назаров В.Ю. Преступность несовершеннолетних и ее влияние на общую криминогенную обстановку в современной России. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 3. С. 47-51.

12 Богданов А.В., Завьялов И.А., Закурдаев А.Н., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Шаламов Р.Г., Яковец Е.Н. «Противодействие органов внутренних дел киберпреступности» Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации. / Учебно-методическое пособие под ред. профессора Михайлова Б.П.. Москва, 2015.

16 Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Ми-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д., Яковец Е.Н. Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска. для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации / Москва, 2016.

17 URL http://www.gkc.ru/free_doc/2016/demo/edn 04-16 htm.

18 Н. Крылова «Группа смерти» и подростковый суицид: уголовно-правовые аспекты. Журнал «Уголовное право» №4/2016 г., с. 36.

19 Занин Т.М. «Организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в сфере защиты детей от вредоносной информации»: учебное пособие/ Т.М. Занин, К.Д. Рыд-ченко, Е.Н. Лукин — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016 г., с.21.

22 Щит и меч № 34 (1530) от 08.09.2016 г., с. 4.

23 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 158-161.

24 Хазов Е.Н. Правовой статус общественного совета при МВД России. В сборнике: Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов. 2016. С. 65-67.

27 Богданов А.В., Комахин Б.Н., Хазов Е.Н. Профилактические мероприятия, проводимые полицейскими подразделениями, по пресечению правонарушений среди несовершеннолетних. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 202-208.

28 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные причины и условия, способствующие росту преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 47-51.

29 Богданов А.В., Хазов Е.Н., Пантюхин К.Ю. Основные направления по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 2 (31). С. 135-139.

30 Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Актуальные вопросы и проблемы, связанные с противодействием преступности среди несовершеннолетних в современной России. Государственная служба и кадры. 2015. № 4. С. 21-25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *