Субсидии на возмещение затрат

Субсидии на возмещение затрат

Учет бюджетных субсидий, полученных в возмещение ранее произведенных расходов

В 2008 г. строительная компания заключила договор лизинга экскаватора и автокрана. В 2009 г. договор был исполнен, техника выкуплена и поставлена на баланс стройфирмы. В сентябре 2010 г. организация приняла участие в программе Министерства поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области (Постановление Правительства Нижегородской области от 28.06.2010 N 379 "О предоставлении в 2010 г. субсидии на возмещение субъектам малого предпринимательства части затрат на уплату первого взноса (платежа) при заключении договора лизинга оборудования"), в рамках которой министерство возместило строительной компании первый лизинговый платеж по указанному договору лизинга на общую сумму 2 млн руб. В октябре 2010 г. денежные средства получены на расчетный счет фирмы.

Каким образом необходимо отразить это возмещение в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли восстановить ранее принятый к вычету НДС по первому лизинговому платежу?

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет государственной помощи, предоставляемой в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств, регулируется ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" <1>. Согласно п. 7 этого документа указанные виды финансовой помощи следует рассматривать как средства целевого финансирования. При этом возможны два варианта признания бюджетных средств:

  • по мере их фактического получения (при получении целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств);
  • по мере возникновения целевого финансирования (отражается задолженность по этим средствам).

<1> Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

В соответствии с п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.

Бюджетные средства, предоставленные в порядке финансирования расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (п. 10 ПБУ 13/2000), то есть предполагается запись Дебет 76 Кредит 91-1. Однако, на наш взгляд, такой порядок учета осложняет заполнение форм бухгалтерской отчетности. Поэтому считаем целесообразным сделать в бухгалтерском учете строительной компании следующие проводки:

  • Дебет 76 Кредит 86 — отражена задолженность по выделенным из бюджета денежным средствам;
  • Дебет 86 Кредит 91-1 — увеличены прочие доходы строительной компании (на дату принятия решения о выделении компенсации);
  • Дебет 51 Кредит 76 — на расчетный счет поступили денежные средства в счет возмещения платежа по договору лизинга.

Налогообложение прибыли

При определении объекта обложения налогом на прибыль учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Примечание. Данные субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться (Письмо Минфина России от 27.08.2010 N 03-03-06/1/573).

Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ и является исчерпывающим. Рассматриваемые субсидии в ст. 251 НК РФ не поименованы. Одновременно п. 8 ст. 250 НК РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст.

Налоговые последствия при получении бюджетных субсидий

78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть субсидия носит безвозмездный характер и отвечает требованиям п. 8 ст. 250 НК РФ.

Таким образом, предоставленная строительной компании субсидия на возмещение затрат на уплату первого взноса по договору лизинга должна включаться в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на дату поступления денег на расчетный счет организации (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Данные выводы подтверждаются разъяснениями финансового ведомства (Письма от 27.08.2010 N 03-03-06/1/573, от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63).

Обратите внимание! Минфин придерживается следующей позиции: полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий. Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться (Письмо от 14.08.2009 N 03-03-05/156).

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. реализация товаров, работ, услуг (в том числе на безвозмездной основе), а также передача имущественных прав;
  2. передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Так как рассматриваемый вид субсидий с операциями по реализации товаров (работ, услуг), передачей имущественных прав не связан, можно сделать вывод, что полученные субсидии включать в налоговую базу по НДС не нужно. В Письмах от 01.04.2009 N 03-07-11/98 и от 15.02.2008 N 03-07-11/64 Минфин подтверждает данную позицию, указывая, что если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то такие денежные средства обложению НДС не подлежат.

С учетом того, что строительная компания получает возмещение первого лизингового платежа, включая НДС, и налог ранее был принят к вычету, напрашивается вопрос о необходимости восстановления такого НДС. Прямых указаний на это гл. 21 НК РФ не содержит (случаи, при которых налогоплательщик обязан восстановить налог, перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ и приведенный в нем перечень является исчерпывающим). Мнение контролирующих органов по данному вопросу достаточно противоречиво.

В Письмах Минфина России от 21.10.2009 N 03-07-11/260, от 31.08.2009 N 03-07-14/91 указывается, что НДС, оплаченный за счет субсидий, полученных из федерального бюджета, к вычету принимать не следует, а ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению. Обосновывается такая позиция тем, что если налогоплательщик не восстановит ранее принятый к вычету НДС, то возмещение налога из федерального бюджета будет двойным: первый раз — в виде вычета по НДС в порядке, установленном ст. ст. 171, 172 НК РФ, второй раз — в виде субсидии, полученной налогоплательщиком из федерального бюджета. Аналогичное мнение высказано финансистами в Письмах от 15.02.2008 N 03-07-11/64 и от 01.04.2009 N 03-07-11/98. Вместе с тем финансовое ведомство указывает, что суммы НДС, оплаченные за счет бюджетов субъектов РФ, восстановлению не подлежат (Письмо от 21.10.2009 N 03-07-11/260 и др.).

Арбитражные суды при рассмотрении таких налоговых споров (в том числе и в части субсидий, полученных из федерального бюджета) встают на сторону предприятий. Например, в Постановлении ФАС УО от 14.02.2008 N Ф09-307/08-С2 в отношении субсидий, полученных организацией на возмещение расходов по приобретению основных средств, товарно-материальных ценностей и услуг производственного характера, суд не нашел оснований для восстановления к уплате в бюджет НДС, принятого к вычету до получения субсидии. Схожие выводы содержат Постановления ФАС ЗСО от 21.10.2009 N А45-21598/2008, ФАС ЦО от 09.09.2008 N А54-4354/2007, ФАС ПО от 18.06.2009 N А72-8645/2008, ФАС ДВО от 13.02.2008 N Ф03-А73/07-2/6343 и др.

Исходя из изложенного, по мнению автора, у строительной компании не возникает обязанности:

  • включать полученную субсидию в налоговую базу по НДС, так как денежные средства не связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг);
  • восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету с лизингового платежа.

Отстаивая эту позицию, организация может использовать следующие аргументы. Во-первых, п. 3 ст. 170 НК РФ не содержит прямых указаний на необходимость восстановления НДС в рассматриваемом случае. На момент принятия налога к вычету требования ст. ст. 171, 172 НК РФ были выполнены и строительной компанией НДС принят к вычету правомерно.

Во-вторых, организация получила субсидию из бюджета субъекта РФ, а в своих разъяснениях Минфин связывает обязанность по восстановлению НДС с получением субсидий из федерального бюджета.

В-третьих, имеющаяся арбитражная практика подтверждает право налогоплательщика на вычет НДС даже в случаях, когда субсидии выделены из федерального бюджета.

И в заключение следует отметить, что в соответствии с положениями п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

И.В.Зюзина

Эксперт журнала

"Строительство:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Учет субсидий

В соответствии с основной деятельностью АУ (деятельностью, непосредственно направленной на достижение целей, ради которых учреждение создано) учредитель формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание. В свою очередь, АУ согласно этому заданию осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. При этом финансовое обеспечение выполнения задания — обязанность учредителя, которую он осуществляет путем выделения субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. На каких счетах бухгалтерского учета подлежат отражению полученные субсидии? Почему они не учитываются в целях налогообложения прибыли? Надо ли субсидии, не использованные при выполнении задания, включать в налоговую базу по налогу на прибыль?

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления АУ:

  • субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ);
  • субсидий на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя). Кроме того, субсидии выделяются на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (речь идет о земельном налоге и налоге на имущество).

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях <1> на учредителя также возлагается финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Со следующего года финансовое обеспечение выполнения задания будет осуществляться с учетом расходов на проведение мероприятий, направленных на развитие учреждений, перечень которых будет определяться учредителем либо органом, осуществляющим его функции и полномочия.

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Что такое задание? Согласно ст. 6 БК РФ государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (п. 2 ст. 69.2 БК РФ в редакции, действующей до 01.01.2011). Со следующего года формулировка указанного пункта поменяется: показатели государственного (муниципального) задания будут использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Бюджетными признаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Таким образом, задание — это, по сути дела, обязательство публично-правового образования (учредителя) выделить АУ субсидии из соответствующего бюджета, которое (обязательство) закрепляется в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидий, заключаемом между учредителем и учреждением.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:

  • выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания (с 01.01.2011 данный абзац утратит силу в связи с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ);
  • показатели, характеризующие состав, качество и объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • порядок контроля за исполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • требования к отчетности об исполнении задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

  • определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • порядок оказания соответствующих услуг;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Следовательно, в задании определяется, какого качества и в каком количестве (объеме) АУ должно оказать государственные (муниципальные) услуги (выполнить работы). При этом, если услуги (работы) будут оказываться (выполняться) в пользу определенных категорий физических или юридических лиц, таковые обозначаются в задании. Отсюда следует, что АУ в рамках выполнения задания должно оказать услуги (выполнить работы) в пользу третьих лиц. Само задание, а равно соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий, не является гражданско-правовой сделкой, в рамках которой оказываются услуги (выполняются работы).

Субсидии в бухгалтерском учете

В первую очередь определимся, являются ли субсидии доходом. Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 9/99 "Доходы организации" <2>. Некоммерческие организации в соответствии с данным Положением признают доходы от предпринимательской и иной деятельности. По мнению автора, для автономных учреждений требования ПБУ 9/99 актуальны в случае осуществления любой деятельности, приносящей доход. Доходами организации на основании п. 2 ПБУ 9/99 признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

В рамках выполнения задания учредителя АУ может оказывать услуги (выполнять работы) конкретным потребителям бесплатно либо частично за плату. Считаем, что АУ занимается деятельностью, приносящей доход, только когда услуги (работы) оказываются (выполняются) частично на платной основе. Субсидии, выделяемые учредителем, направляются на компенсацию расходов, а не на оплату услуг (работ), поэтому в состав доходов включается выручка, равная величине денежных средств, поступающих от потребителей, либо дебиторской задолженности этих потребителей.

Для отражения в бухгалтерском учете движения субсидий рекомендуем использовать счет 86 "Целевое финансирование". Согласно Инструкции по применению Плана счетов <3> данный счет применяется для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Именно на этом счете следует отражать средства, которые можно использовать только по целевому назначению. Поскольку субсидии выделяются на принципах авансирования, их поступление советуем отражать проводкой Дебет 51 Кредит 86. Если же учредитель будет запаздывать с перечислением субсидий, а АУ начнет выполнять задание, можно сформировать задолженность учредителя записью Дебет 76 Кредит 86, в этом случае при поступлении субсидий появится проводка Дебет 51 Кредит 76. Использование субсидий по целевому назначению нужно отражать в бухгалтерском учете по дебету счета 86 в корреспонденции с кредитом соответствующего счета учета затрат. На каком счете подлежат накоплению затраты, возникающие в рамках выполнения задания, следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Как правило, это счет 20 "Основное производство", к которому можно открыть специальный субсчет 20-1 "Затраты по некоммерческой деятельности". В случае покупки за счет субсидий основных средств или нематериальных активов использование субсидий отражается проводкой Дебет 86 Кредит 83.

<3> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Подтверждение тому, что АУ полученные в рамках финансового обеспечения выполнения задания субсидии должны отражать на счете 86, можно найти и у финансистов. В п. 13 Информации Минфина России от 24.12.2007 "Об особенностях бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности автономных учреждений" зафиксировано: полученное от учредителя финансовое обеспечение для выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке, отражается по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Субсидии в налоговом учете

В целях налогообложения прибыли доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Исключение составляют только доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Нас интересует пп. 14 п. 1 этой статьи, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде субсидий АУ. Получается, одним из признаков целевого финансирования является определение направления расходования средств такого финансирования лицом (физическим или юридическим), передающим средства, либо федеральным законом (Постановление ФАС СЗО от 07.07.2009 по делу N А56-47238/2008). В нашем случае о том, что учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания, сказано в п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях. При этом порядок финансового обеспечения выполнения задания определяется:

  • Правительством РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
  • местной администрацией — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Расходы, осуществляемые за счет субсидий, также не участвуют в расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Основание — п. 17 ст. 270 НК РФ, в силу которого в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Из этих двух норм, как отметили судьи ФАС ВВО в Постановлении от 14.01.2008 по делу N А43-4006/2007-34-88, следует, что средства целевого финансирования — это имущество, полученное и использованное по указанному источником средств назначению. Такие средства налогообложению не подлежат.

Автономные учреждения должны помнить о необходимости ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Учтите, абз. 1 п. 14 ст. 250 НК РФ в отношении субсидий, выделенных АУ учредителем, не работает. Объясним. В указанном абзаце зафиксировано, что к внереализационным доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. Что касается бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, к ним применяются нормы бюджетного законодательства РФ. Относятся ли субсидии, выделяемые АУ, к бюджетным средствам? Как таковое определение субсидий в настоящее время в Бюджетном кодексе отсутствует.

Порядок предоставления субсидий возмещение затрат

Ассигнования на предоставление субсидий АУ, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим или юридическим лицам, относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (ст. 69.1 БК РФ). Бюджетными ассигнованиями признаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). Исходя из этого, сделать однозначный вывод о том, что субсидии — это бюджетные средства, не представляется возможным.

В то же время к бюджетным ассигнованиям среди прочего относятся ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (ст.

69 БК РФ). А бюджетными инвестициями являются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).

По аналогии, считаем, поскольку субсидии выделяются из соответствующего бюджета, их можно назвать бюджетными средствами. Тем более что до того, как ст. 6 БК РФ была изменена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, вступившим в силу с 28.04.2007, субсидиями признавались бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В последующем формулировки Бюджетного кодекса изменились, а Налогового — нет.

Следовательно, субсидии не могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль на основании абз. 1 п. 14 ст. 250 НК РФ как использованные не по целевому назначению. Поэтому налоговым органам нет смысла проверять использование полученных субсидий по назначению. Они этим и не занимаются, тем более что АУ не отражают в листе 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" налоговой декларации по налогу на прибыль данные по субсидиям. Об этом сказано в п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приведен в Приложении 2 к Приказу Минфина России от 05.05.2008 N 54н).

Про остаток субсидий

Автономное учреждение вправе расходование субсидии осуществлять самостоятельно. Это означает, что структуру расходов, производимых за счет субсидий, и сроки их возникновения определяет не учредитель (как в случае с бюджетным учреждением, которое финансируется по смете расходов), а АУ. В то же время понятно, что субсидии должны быть направлены на компенсацию расходов, возникающих в рамках выполнения задания. Однако, поскольку размер субсидий определяется исходя из нормативных затрат, вполне вероятна ситуация, что фактические расходы не совпадут с суммой выделенных субсидий. В связи с этим учредитель АУ может установить, куда следует направлять субсидии, не использованные на выполнение конкретного задания (но при условии фактического исполнения задания в полном объеме). Их возврат обратно в бюджет не соответствует духу свободы, предоставленной АУ, для последних главное — выполнить задание качественно и в полном объеме. Тем более что сокращение размера субсидии возможно в строго определенных случаях. Так, в п. 2.2.4 Типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423, указано, что учредитель вправе сократить размер субсидии или потребовать частичного либо полного возврата предоставленной субсидии в двух случаях. Во-первых, если учреждение фактически исполнит задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием. Во-вторых, если оказанные в рамках реализации задания услуги (выполненные работы) не будут соответствовать качеству, определенному в задании.

Причем в течение года объем субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, не может быть сокращен, если только не будет изменено задание. Со следующего года это будет вытекать из нового п. 2.2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях.

В то же время субсидии — целевые средства, поэтому представляется целесообразным использование их остатка на выполнение нового задания или решение иных задач, связанных с осуществлением основной деятельности учреждения. При этом, дабы целевое назначение было соблюдено, учредителю следует при формировании задания включить в него условие о том, что делать с субсидиями, не израсходованными в рамках этого задания. Иначе сам же учредитель может посчитать, что субсидии использованы не по целевому назначению, и потребовать их возврата в бюджет.

Поскольку решение вопроса о том, использованы ли субсидии по назначению, — привилегия учредителя или уполномоченного им органа, по умолчанию, пока отсутствуют претензии со стороны учредителя, субсидии считаются использованными по назначению, поэтому они не учитываются в целях налогообложения прибыли. При этом остаток субсидий, не израсходованных на выполнение конкретного задания, также не включается в налоговую базу по налогу на прибыль на основании того, что в последующем они будут использованы по назначению, определенному учредителем. С этим согласен и Минфин России, который в Письме от 30.09.2010 N 03-03-06/4/93 указал: положений о признании внереализационным доходом не использованных на конец налогового периода субсидий, в отношении которых учредителем принято решение об использовании в течение следующего года, ст. 250 НК РФ не предусмотрено. В рассмотренной ситуации учредитель при формировании для АУ государственного задания установил положение, согласно которому не использованные по итогам отчетного финансового года средства субсидий при выполнении им в установленном порядке задания остаются на счетах учреждения и используются им в течение года, следующего за отчетным финансовым годом, самостоятельно на текущее содержание деятельности либо по решению уполномоченного органа направляются на финансовое обеспечение государственного задания.

О.В.Давыдова

Редактор журнала

"Автономные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Бюджетные субсидии: последствия по НДС

Налогообложение бюджетных субсидий (Емельянова Е.В.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *