Судебная практика гарант

Судебная практика гарант

УДК 347.92

Смирнова Дарья Александровна

курсант II курса, рядовой внутренней службы

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Пермь, Россия, e-mail: dashka.smirnova.1997@mail.ru

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ

ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Darya A. Smirnova

cadet of the II years, a rank-and-file internal service

Perm Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments, Perm, Russia, e-mail: dashka.smirnova.1997@mail.ru

JUDICIAL PRACTICE AND ITS IMPORTANCE IN THE RUSSIAN LEGAL

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы понятия судебной практики как фактора совершенствования законодательства, укрепления законности, повышения профессионализма судей. А также проблема правовой природы судебной практики и ее значение.

Ключевые слова: судебная практика, Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, суд, судопроизводство, единство, единообразие, решение суда, судебное постановление.

Вопрос о правовой природе судебной практики, понимании ее места и роли в правовой системе России, ее значения для совершенствования законодательства всегда являлся актуальным и привлекал к дискуссиям ученых и практических юристов. В научной юридической литературе под судебной практикой понимается правовая категория, обсуждаемая достаточно часто, однако противоречивость и дискуссионность сложившихся подходов свидетельствуют о необходимости дальнейших ее исследований.

© Смирнова Д.А., 2017

Объединяющим фактором любых подходов к исследованию судебной практики, по мнению автора, является единство развития судебной практики в направлении ее единообразия. Стабильность и правовая определенность судебной практики, устранение в результате ее развития пробелов нормативно-правового регулирования общественных отношений, противоречий и коллизий в законодательстве являются важнейшими факторами развития и совершенствования современного права в России. Указанные аспекты весьма наглядно подтверждают актуальность темы исследования понятия и значения судебной практики как фундаментальной мировоззренческой основы, раскрывающей закономерности и устраняющей теоретико-правовые проблемы российской правовой действительности.

Раскрытие вопроса о понятии и значении судебной практики для достижения этой цели в гражданском судопроизводстве требует продолжения комплексных исследований по данной проблематике.

С.И. Ожегов характеризует понятие «практика» как деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их, это деятельность по применению чего-либо в жизни, опыт .

Данное определение носит общий характер, но может служить основой при исследовании понятия судебной практики. Однако нам необходимо дать характеристику практики именно в сфере осуществления правосудия по гражданским делам.

Исследование литературы по вопросу понятия судебной практики показывает, что одна группа авторов (В.М. Лебедев , Р.С. Притченко ) предполагает, что к судебной практике следует отнести как деятельность судов, так и итог этой деятельности в виде судебного постановления по конкретному делу.

Другая группа отождествляет судебную практику с судебными постановлениями судов всех инстанций, но наиболее авторитетной и принципиальной считает судебную практику, сформированную в постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, в постановлениях их президиумов.

Единственной в своем роде является позиция С.Н. Братуся, который провел комплексное исследование по проблемам судебной практики. Согласно его позиции, «необходимо со всей решительностью отвергнуть мысль о том, что к судебной практике относится любое решение, определение кассационной или надзорной инстанции, или даже сумма решений по конкретной группе дел. Далеко не все определения судебных коллегий Верховных судов и даже руководящие разъяснения пленумов данных судов и их постановления по отдельным делам относятся к судебной практике, например, напоминания о содержании закона, которые нередко имеются в определениях и постановлениях кассационных и надзорных инстанций Верховного суда, равно как и изложение их содержания в решениях судов первой инстанции. Любое решение суда представляет собой юрисдикционный акт, акт судебной деятельности, так как судебное решение — это применение закона к данному конкретному отношению, но не всякое решение есть судебная практика» . Однако у автора есть основания не согласиться с указанной позицией С.Н. Братуся, поскольку понятие судебной практики, по нашему мнению, не может быть полным без указания в нем на деятельность суда, а также решений судов всех инстанций как итога таковой деятельности.

В ходе анализа изложенных выше позиций нами сделан ряд выводов, а также выработано свое собственное видение понятия судебной практики.

Во-первых, нет единой точки зрения на понятие судебной практики, однако выводы и положения, имеющиеся в трудах указанных авторов, свидетельствуют об определенном уровне разработанности темы и одновременно об интересе к ней в науке гражданского процесса. Мы полагаем, что следует объединить признаки понятия судебной практики, представленные в юридической литературе.

Во-вторых, ни один из авторов не разделяет судебную практику на виды в зависимости от применяемого права (судебная практика по материально-правовым и процессуальным вопросам), предмета деятельности (судебная практика по применению жилищного, земельного, трудового и другого законодательства). Нам представляется разделение на данные группы

обоснованным с позиции системного подхода к пониманию судебной практики. В литературе выявлено и научно обосновано, что итог деятельности суда в виде судебного решения является судебной практикой. Споры состоят лишь в определении видов судебных постановлений, которые следует включить в судебную практику и в отнесении к судебной практике самой деятельности судов.

В-третьих, нет единой позиции ученых-процессуалистов о том, следует ли относить деятельность судей, выраженную в постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации, к судебной практике. Требует решения и вопрос, является ли всякое судебное постановление судебной практикой.

По нашему мнению, судебная практика является как юридической деятельностью по конкретным делам по процессуальным и материально-правовым вопросам судов всех инстанций при осуществлении правосудия, так и определяющим итогом судебной деятельности. Однако мы не разделяем мнение П.А. Гука о том, что к судебной практике можно также отнести и постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, в которых сформированы правоположения, служащие ориентиром для толкования норм закона нижестоящими судами. По нашему мнению, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации выступают своеобразным средством внедрения в судебную систему тех основных положений, благодаря которым формируется единообразие судебной практики. Иными словами, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и постановления Конституционного суда Российской Федерации по тем или иным спорным правовым вопросам являются средством обеспечения единообразия судебной практики, а не элементом самой судебной практики. По нашему мнению, постановление Пленума по процессуальному или материально-правовому вопросу, а также постановления, разъясняющие конкретные процессуальные и материальные вопросы , в комплексе не создают новую норму, а «указывают оптимальный порядок преодоления пробела в праве», «обеспечивают обязательность единообразного толкования законодательства».

Полагаем, что судебную практику нужно отличать от выводов, сформулированных в результате ее обобщения Верховным судом Российской Федерации, Конституционным судом Российской Федерации, а также ранее принятые правовые позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, которые выражены на основе обобщения, направляют практику в определенное русло.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследуя различные точки зрения на понятие судебной практики, автор полагает, что судебную практику корректнее рассматривать как единство предметно-практической деятельности судебных органов по разрешению юридических дел в совокупности с ее результатами, выраженными в виде решений по конкретным делам судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. При этом определения кассационной и надзорной инстанций Верховного суда Российской Федерации, а также определения Конституционного суда Российской Федерации, по нашему мнению, являются прецедентной составляющей судебной практики; постановления же Пленумов Верховного суда Российской Федерации и ранее принятые постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации являются судебными постановлениями, содержащими правоположения, имеющие общеобязательный характер для нижестоящих судов. В связи с этим указанные постановления являются средством обеспечения единства судебной практики и фундаментом ее формирования в реалиях российской правовой действительности.

На протяжении всей истории своего непрерывного развития судебная практика являлась бесспорным ориентиром для достижения главной цели правосудия — правильного и законного разрешения судебных дел. В процессе отправления правосудия судом осуществляется толкование законодательства, в результате чего возникает основание для восполнения законодателем пробелов в нормативно-правовых актах.

Многочисленные исследования ученых по вопросу правовой природы судебной практики позволяют сделать вывод, что данная правовая категория

занимает весомое место в структуре правового государства и обусловлена ее немаловажным значением в жизни общества в целом. По нашему мнению, значение формирования судебной практики заключается в создании ее единообразия, основанном на применении судами общих правоположений, выработанных высшими судебными органами. Единообразие судебной практики как обязательная составляющая результата деятельности судов имеет важное значение для формирования в нашей стране правового государства.

По мнению автора, судебная практика в Российской Федерации:

— является неотъемлемой частью российской правовой системы. Однако особое значение имеет не судебная практика как правовое явление, а именно единообразный подход судов при разрешении споров по схожим ситуациям;

— повышает профессионализм судей. Т.Н. Нешатаева характеризует значение судебной практики следующим образом: формирование единообразия судебной практики уже в суде первой инстанции, повышение правовой культуры судей, улучшение эффективности судопроизводства в части сокращения сроков рассмотрения дел, более четкого соблюдения принципа законности, повышения качества и объективности выносимых решений ;

— обеспечивает укрепление законности в деятельности судов Российской Федерации;

— совершенствует российскую правовую систему. В судебных актах «живут» законы, судебные акты — «зеркало» законодательства;

— является неотъемлемым способом деятельности судебной системы Российской Федерации, обеспечивающим на основе закона оптимальное в данном обществе правовое регулирование. Этим объясняется наличие регулятивных свойств судебной практики, основанных на сформулированных судами правовых позициях, имеющих нормативный характер в случаях правовой неопределенности. Судебная практика влияет на содержание правовых отношений, способствуя уточнению прав и обязанностей их участников, что позволяет укрепить единый регулятор правовых отношений;

— выявляет пробелы в праве, на которые законодателю следует обратить внимание, поскольку даже самая совершенная законодательная техника не способна давать обществу такие законы, которые не нуждались бы в последующем совершенствовании по мере развития общественных отношений.

На наш взгляд, исходя из объективно сложившихся условий можно сделать вывод о признании значительной роли актов судебной власти в обеспечении единообразного применения судами законов.

Завершая рассмотрение вопросов о понятии и значении судебной практики, считаем необходимым констатировать, что судебная практика выступает показателем не только эффективности правосудия и критерием его соответствия международным стандартам судебной защиты, но и своеобразным двигателем в области реформирования действующего законодательства. При изучении, анализе и обобщении судебной практики выявляются пробелы и коллизии в праве, препятствующие эффективной защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. В связи с этим перед законодателем ставятся задачи по совершенствованию действующего законодательства. Решая поставленные задачи, законодатель способствует укреплению защиты нарушенных прав заинтересованных лиц, обеспечивает доступность и повышение качества судебной защиты, приводит деятельность по осуществлению правосудия в соответствие с общепризнанными международными стандартами судебной защиты.

Список литературы

2. Нешатаева Т.Н. Формирование единообразной судебной практики и возможности введения процедуры преюдициального запроса в процессуальное законодательство Российской Федерации. М., 2007. 22 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1994. 232 с.

4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

5. Притченко Р.С. Вопросы понимания судебной практики. Одесса, 2008. 27 с.

6. Судебная практика в советской правовой системе / под ред. С.Н. Братуся. М., 1975. 328 с.

Работа с судебной практикой в системе ГАРАНТ

Найти в многомиллионном банке судебных решений именно те, которые помогут вам — не так просто. Порой затрачивается много времени и ресурсов для поиска подходящих документов. ГАРАНТ сэкономит ваше время, проведёт интеллектуальный поиск и сделает работу с судебной практикой удобной и результативной.

Одним из эффективных инструментов, который можно использовать при работе с объемными списками судебных решений в системе ГАРАНТ, являются Фильтры.
Давайте посмотрим на практическом примере, как с помощью фильтров можно значительно сокращать полученные в результате проведенного поиска списки.

Допустим, нас интересует тема договора подряда.

ШАГ 1. В строку Базового поиска введите контекст договор подряда и осуществите поиск. Найденные документы сгруппированы по видам информации. Поскольку нас интересует только судебная практика, сразу перейдем по ссылке в одноименный раздел.

По запросу найдено несколько сотен тысяч документов. Согласитесь, изучить этот массив информации практически невозможно. Обратимся за помощью к фильтрам, которые представлены на специальной панели в правой части экрана.

Для уточнения списков судебных решений разработан специальный состав фильтров. Он включает следующие критерии:

ШАГ 2. Все перечисленные выше критерии можно применять в зависимости от задачи, которую вы решаете. Если необходимо найти дела, в которых затрагивается договор подряда, заключенный между двумя организациями, воспользуйтесь фильтром Вид судопроизводства / Арбитражное судопроизводство. Просто отметьте этот фильтр галочкой и нажмите на всплывающую ссылку Применить выбранные фильтры. Список мгновенно изменится, в нем останутся только те судебные решения, которые удовлетворяют выбранному критерию.

Обратите внимание!
После применения фильтрации в верхней части экрана на желтом фоне появляется предупреждение о действии, совершенном со списком. Примененные фильтры можно отменить, нажав на ссылку Сбросить фильтры.

Если вас интересуют уголовные дела о преступлениях, связанных, например, с мошенничеством при заключении договора подряда, примените соответствующий фильтр Уголовное судопроизводство, предварительно отменив ранее примененный фильтр.

ШАГ 3. К списку можно применять сразу несколько фильтров, например:

  • указать в качестве одного из критериев участие в деле какого-либо органа власти (ФАС РФ, Налоговые органы, ПФР и др.) (Фильтр Дела с участием органа власти);
  • выбрать интересующую вас ситуацию из специального словаря (Фильтр Ключевые темы). В данном словаре собраны понятия, наиболее часто встречающиеся в судебной практике.
  • ограничить список определенным временным периодом (Фильтр Дата) и другие.

Посмотрите, как заметно сократилось количество решений в списке.

Рассмотренные выше возможности можно использовать не только для фильтрации результатов Базового поиска, но и для формулировки запроса с нуля в специальной карточке поиска судебной практики Расширенного поиска.

Попробуйте сами, и вы убедитесь, что это просто, удобно и эффективно!

Предлагаем вашему вниманию новую Систему анализа судебных решений «СУТЯЖНИК» от компании «Гарант».
Система «СУТЯЖНИК» представляет собой построенный на принципах искусственного интеллекта сервис по подбору судебной практики на основе имеющихся у вас документов (претензий, исков, других документов, максимально подробно описывающих вашу спорную ситуацию).
Достаточно загрузить текст документа в наш сервис, и он моментально найдет решения первой инстанции судов общей юрисдикции или арбитражных судов, которые наиболее близки проблематике, изложенной в вашем документе.

История

Система арбитражных судов в России функционирует в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации, а также частью 3 статьи 4 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР 1917-1918. №26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В марте 1931 года были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, по которым все государственные, хозяйственные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 года) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве.

В 1960 году Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 года и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

До 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а находились при исполнительных органах власти, то есть система была неподчиненной. Госарбитраж СССР 17 января 1974 года был преобразован в союзно-республиканский орган и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», который был принят 30 ноября 1979 года.

В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.

В 1991 году система арбитражей была отменена Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 года. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.

После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.

В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

В 2002 году был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Место в судебной системе

Арбитражный суд Свердловской области относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда Свердловской области действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд Свердловской области входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В составе судебных коллегий образованы одиннадцать судебных составов, которые специализируются на рассмотрении дел определенных категорий по первой инстанции. Судебные составы возглавляют председатели судебных составов.

Обзоры судебной практики в системе ГАРАНТ: полнота и удобство анализа

Анна Соколова, юридический отдел компании «Гарант»

Анализ судебной практики играет одну из основных скрипок в оркестре повседневных дел любого юриста, адвоката и руководителя организации. Полезность обзоров судебной практики для каждого специалиста очевидна. Состоявшиеся судебные прецеденты, во-первых, способствуют уяснению позиции государственных органов при применении законодательства и, во-вторых, позволяют спрогнозировать будущее судебное решение по возможному спору с государством или контрагентом.

Система ГАРАНТ предоставляет полный объем обзоров судебных инстанций, законодательно наделенных полномочиями обобщать практику. Это решения Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, судов субъектов Федерации.

Удобные средства поиска помогут быстро найти именно ту информацию, которая необходима в каждой конкретной ситуации. В карточке поиска по реквизитам для поиска обзоров предусмотрен специальный тип информации «Обзор». Для того чтобы найти обзоры конкретной судебной инстанции, достаточно выбрать ее в поле Орган/Источник. Чтобы получить список обзоров судебной практики по конкретной теме, например, по приватизации, налогам или реорганизации предприятий, нужно указать в карточке соответствующие Раздел/Тему или задать известные слова из названия обзора в поле контекстного поиска.

Большую важность для корпоративного юриста имеют обзоры судебной практики, подготовленные Высшим Арбитражным Судом РФ. Пользователь системы ГАРАНТ может за считанные секунды построить список таких обзоров с помощью поиска по реквизитам: выбрав тип Обзор и орган Органы судебной власти РФ и СССР\Высший Арбитражный Суд РФ.

Довольно часто складывается ситуация, когда необходимо за короткое время проанализировать большое количество судебных решений определенной тематики. Времени на то, чтобы читать сами решения, зачастую просто нет. Для решения таких вопросов в системе ГАРАНТ предусмотрена возможность построения обзора изменений законодательства . Эта функция, является одной из составных частей сервисного информационного продукта ПРАЙМ. Для этого нужно перейти по соответствующей ссылке из основного меню системы ГАРАНТ в карточку построения обзоров законодательства, выбрать в поле Вид правовой информации значение Судебная практика, а в поле Раздел/Тема — интересующую вас тематику. На данный момент общее количество аннотаций к судебным решениям в системе ГАРАНТ превышает 6500, и это число неуклонно растет — работа над составлением аннотаций ведется постоянно.

Юридические журналы — еще один предлагаемый системой ГАРАНТ важный инструмент для глубокой профессиональной работы с судебной практикой. Компания «Гарант» является учредителем ряда печатных юридических журналов по вопросам судебной практики, среди которых журнал «Законодательство», вестники федеральных окружных арбитражных судов и новое специализированное издание — «Арбитражное правосудие в России».

В журнале «Арбитражное правосудие в России» публикуются статьи специалистов на актуальные темы налогового, договорного, корпоративного, таможенного, земельного, процессуального права и по многим другим вопросам, которые рассматриваются арбитражными судами. В своих материалах авторы, как правило, описывают наиболее интересные судебные решения по теме, подробно останавливаясь на существе спора, позициях сторон и выводах суда. Судебные решения служат хорошей иллюстрацией к описываемой в статье правовой ситуации. Необходимым элементом публикации является также комментарий автора, который, проанализировав решение, представляет вниманию читателя оценку вынесенному решению и аргументам суда. Нередко в статьях приводятся теоретические обоснования той или иной описанной в решении проблемы.

Усиление значимости кассационной инстанции как суда, участвующего в формировании судебной практики, выявило, по признанию судей, необходимость поиска новых способов для освещения работы окружных арбитражных судов. Компания «Гарант» в соучредительстве с федеральными арбитражными судами Московского, Поволжского, Западно-Сибирского, Северо-Кавказского и Дальневосточного округов выпускает вестники этих судов, рассказывающие о судебной практике по экономическим спорам.

В журналах публикуются практические материалы, помогающие любому специалисту — предпринимателю, руководителю предприятия, адвокату или судье — в работе с судебной практикой. Основная цель изданий — информировать бизнес и общество о складывающейся в каждом регионе правоприменительной практике арбитражных судов. Извлечения из наиболее интересных судебных решений публикуются в журналах вместе с правоположениями и тезисами дел. Их готовят судьи, непосредственно участвующие в рассмотрении споров, и их помощники.

В журнале «Законодательство» ежемесячно печатаются обзоры наиболее важных и интересных экономических споров — комментируются решения, вынесенные Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ за месяц. Все материалы из перечисленных изданий в полном объеме можно найти в системе ГАРАНТ.

Таким образом, ГАРАНТ представляет широчайший спектр возможностей для работы с обзорами судебной практики — как непосредственно в системе ГАРАНТ, так и с помощью юридических печатных изданий.

Студенты всех специальностей в процессе обучения в ВУЗе должны проходить практику. Как правило, студенты старших курсов проходят практику в организациях, выполняя задания, напрямую связанные с их будущей профессией. Часто местом прохождения практики студентов юридических факультетов является суд. В данной статье мы расскажем, чем должен руководствоваться студент, заполняя отчёт по практике в суде.

Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчас Заполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят

Структура отчета по практике в суде

При составлении отчёта по практике рекомендуем придерживаться следующего плана:

  1. Введение. 1-2 страницы. Описание цели и задач.
  2. Первая глава. 5-8 страниц. Теоретическая часть отчёта. Характеристика базы практики, ее история.
  3. Практическая часть. 10-12 страниц. Описание отдела, где проходила практика, какие задачи выполнялись.
  4. Заключение. 1-2 страницы. Выводы, которые были получены в ходе прохождения практики, перечень приобретенных профессиональных компетенций, личное отношение к результатам практики.
  5. Приложения. Дневник прохождения практики, отзыв руководителя, необходимые документы, которые упоминаются в тексте работы.

Пример отчёта по практике в суде

Руководитель практики — ________, судья.

Целью прохождения преддипломной практики в Арбитражном суде явилось закрепление и углубление теоретических знаний по специальным и общим правовым дисциплинам, умении использования законодательства в конкретных случаях, приобретение первоначального практического опыта, повышении профессиональной подготовки.

В первый день практики я была направлена в отдел делопроизводства. Там, я ознакомилась с Инструкцией по делопроизводству в Арбитражных судах РФ (первой, апелляционной и кассационной инстанциях) (утв. приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2004 г. N 27). Данная Инструкция устанавливает единую систему организации делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, единые правила организации приема, регистрации, учета документов, их оформления, рассмотрения, отправки и выдачи, печатания и тиражирования, текущего хранения и передачи на хранение в архив, а также осуществления контроля за соблюдением установленных правил делопроизводства всеми структурными подразделениями арбитражных судов.

В период прохождения преддипломной практики я ознакомилась с работой Арбитражного суда _________области: с организацией работы отдела делопроизводства, отдела анализа и обобщения судебной практики, с порядком приема, регистрации и распределения корреспонденции, в том числе исковых заявлений и судебных дел, дополнительных материалов к поступившим заявлениям, писем, жалоб и другой документации, оказывала практическую помощь специалисту судебного состава по оформлению арбитражных дел. Также помогала непосредственно формировать корреспонденцию, изучила правила учета и хранения дел.

В ходе практики я ознакомилась с работой специалиста судьи; изучала арбитражные дела, составляла проекты определений, протоколов судебных заседаний. Ознакомилась с программным комплексом «Судебно – арбитражное делопроизводство» и нормативно – правовыми актами «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009), Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 07.05.2009) «Об арбитражных судах в РФ», Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражным процессуальным кодексом от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 19.07.2009) и другими нормативно — правовыми актами.

Изучила порядок образования Арбитражного суда ______ области, его компетенцию, подведомственность и подсудность. Ознакомилась с составом Арбитражного суда ______ области. Так, в состав Арбитражного суда ______ области входят: Председатель, заместитель Председателя, Председатели первого и второго состава суда, судьи, руководитель аппарата, помощники судей, секретари судебного заседания, специалисты, отдел кадров, отдел обобщения и анализа судебной практики, отдел совершенствования судебного законодательства, отдел делопроизводства.

Также я ознакомилась производством в Арбитражном суде ______ области по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с особенностями производства в Арбитражном суде по отдельным категориям дел. Изучила порядок назначения, работы и полномочий судей Арбитражного суда______ области. Присутствовала на приеме посетителей судьи. Ознакомилась с общими положениями работы аппарата арбитражного суда ______ области и его структурными подразделениями. Ознакомилась непосредственно с работой руководителя аппарата (администратора) Арбитражного суда ______ области, с работой приёмной (секретариата) Арбитражного суда______ области, с работой канцелярии, с работой архива.

За время похождения практики, я присутствовала на слушаниях дел первой инстанции, на слушании дел о банкротстве. Изучала протоколы судебных заседаний, содержание решений Арбитражного суда ______ области.

В соответствии с Законом «Об арбитражных судах», арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Их система и полномочия установлены федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г., Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г. и Арбитражным процессуальным кодексом российской Федерации (АПК РФ).

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. №7 утвержден Регламент арбитражных судов, который регулирует вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, органами судейского сообщества. Регламент является обязательным для всех арбитражных судов Российской Федерации.

Подведомственность дел арбитражным судам устанавливается федеральными законами и прежде всего Арбитражным процессуальным кодексом (ст.22)

Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между следующими субъектами: юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и между субъектами Российской Федерации.

Таким образом, подведомственность арбитражных судов и судов общей юрисдикции, которые тоже рассматривают дела по экономическим спорам, разграничивается прежде всего именно по признаку субъекта этого спора: если хотя бы одной стороной является физическое лицо (не считая упомянутой выше категории индивидуальных предпринимателей), дело подведомственно суду общей юрисдикции.

За защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законных интересов в арбитражные суды вправе обращаться организации и граждане. Под организациями следует понимать юридические лица, предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, включая колхозы и частные предприятия. Под гражданами понимаются граждане, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, и их объединения. Организации и граждане могут прибегать к помощи арбитражных судов для разрешения споров между собой а также с государственными и иными органами. Когда в спорах участвуют иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор может быть передан на разрешение арбитражных судов при наличии соглашения сторон либо если это специально предусмотрено законодательным актом.

В случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

До передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по непосредственному урегулированию спора в установленном порядке, за исключением требований организаций и граждан-предпринимателей о признании недействительными актов государственных и иных органов, об обжаловании отказа в государственной регистрации организаций либо самостоятельной предпринимательской деятельности, а также других споров в сфере управления с участием граждан предпринимателей.

Наиболее типичными экономическими спорами, разрешаемыми арбитражными судами, являются следующие:

— о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

— об изменении условий или о расторжении договоров;

— о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

— о признании права собственности;

— об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

— о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

— о возмещении убытков;

— о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

— о защите чести, достоинства и деловой репутации;

— о признании не подлежащих исполнению исполнительного, или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

— об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

— о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

— о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

В деятельности арбитражных судов и Высшего Арбитражного Суда все больше места занимают споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан-предпринимателей, в частности о признании недействительными решений налоговых органов, таможенных органов, органов валютного контроля о применении санкций за нарушения соответствующего законодательства.

Иные дела, рассматриваемые арбитражными судами наряду с экономическими спорами, включают в себя, прежде всего, дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан-предпринимателей, а также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Практические рекомендации, используемые при решении вопроса об относимости конкретных дел к спорам и делам, рассматриваемым арбитражными судами, содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» (данное постановление принято в целях обеспечения правильного и единообразного решения вопроса о подведомственности дел по спорам и жалобам, возникающим в процессе предпринимательской деятельности и вытекающим из гражданских правоотношений либо правоотношений в сфере управления, а также в целях предотвращения случаев необоснованного отказа в правосудии).

Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает также, что арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела не только с участием организаций и граждан — предпринимателей Российской федерации, но и иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Особенностью производства в арбитражных судах является то, что по соглашению сторон уже возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение третейского суда. Стороны также вправе принять меры к разрешению спора непосредственно сами либо через посредника, выбираемого ими по взаимному согласию.

Разрешая дела, арбитражные суды руководствуются Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации, международными договорами. В соответствии с законом или договором арбитражные суды могут применять нормы иностранного и международного права.

Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Основные принципы деятельности арбитражных судов определены в ст. 6 ФКЗ » О АС». Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится, согласно этой статье, на основе принципов законности, независимости, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства. Особо подчеркивается равенство перед судом не только граждан, но и организаций. В ст. 6 АПК, где этот принцип развивается, оговорено равенство перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности и формы собственности.

Система арбитражных судов в Российской Федерации в основном, связана с национально-государственным и административно-территориальным устройством. В нее входят: Высший Арбитражный Суд Российской федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды этого уровня названы арбитражными судами субъектов Российской Федерации). По предложению Высшего Арбитражного Суда РФ допустимо формирование арбитражных судов безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству: на территории нескольких субъектов российской федерации может действовать один арбитражный суд, и наоборот, на территории, одного субъекта Российской Федерации могут быть образованы несколько арбитражных судов.

Федеральное законодательство не предусматривает создания арбитражных судов на районном уровне. Поэтому арбитражными судами 1 основного звена и считаются арбитражные суды субъектов Федерации, Отсюда следует, что производство в арбитражном суде основного звена занимает центральное место, поскольку именно здесь в первую очередь реализуются задачи, поставленные законом перед арбитражным судопроизводством.

В системе арбитражных судов имеется четыре звена:

Высший арбитражный суд Российской Федерации

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах

Высшему Арбитражному Суду посвящена ст. 127 Конституции РФ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

— Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

— Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

— президиума федерального арбитражного суда округа;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе:

— президиума арбитражного апелляционного суда;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

И, наконец, в субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом. В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации является основным звеном в системе арбитражных судов.

Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата — администратором соответствующего арбитражного суда

Администратор арбитражного суда руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, определяемые Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В целях полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законодательством финансирование системы арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета. Расходы на содержание арбитражных судов предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.

В арбитражных судах, в отличие от судов общей юрисдикции, имеется не три, а четыре инстанции:

  1. Первая инстанция — рассмотрение дела по существу.
  2. Апелляционная инстанция — пересмотр судебных решений, не вступивших в законную силу, по жалобам сторон.
  3. Кассационная инстанция — пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, тоже по жалобам сторон.
  4. Надзорная инстанция — тоже пересмотр решений, вступивших в законную силу, но только по протестам уполномоченных на то лиц.

Арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения.

Судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением.

Судебные акты, принимаемые арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, а также судебные акты, принимаемые Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора, именуются постановлениями.

Все иные судебные акты арбитражных судов, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства, именуются определениями.

Принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Деятельность арбитражных судов по разрешению подведомственных ему споров осуществляется в определенной последовательности, то есть по стадиям процесса.

Существуют следующие стадии арбитражного процесса:

  1. Принятие искового заявления к производству;
  2. Подготовка дела к судебному разбирательству;
  3. Судебное разбирательство;
  4. Проверка законности и обоснованности акта арбитражных судов в апелляционной инстанции;
  5. Производство в суде кассационной инстанции;
  6. Производство в порядке надзора;
  7. Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
  8. Исполнение решений судебных судов;
  9. Мировое соглашение.

Судебное разбирательство – это основная стадия арбитражного процесса, поскольку в этой стадии рассматриваются и разрешаются споры по существу и выносится решение. В то же время на этой стадии бывают случаи прекращения производства по делу или оставление иска без рассмотрения, то есть производство заканчивается без вынесения судебного решения.

Разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

Лицами, участвующими в деле, являются:

— стороны;

— заявители и заинтересованные лица — по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях;

— третьи лица;

— прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК.

В арбитражном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители и содействующие осуществлению правосудия лица — эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания.

Видами арбитражного судопроизводства являются:

  1. Исковое производство;
  2. Административное производство;
  3. Особое производство;
  4. Производство по делам о несостоятельности (банкротстве);
  5. Упрощенное производство;
  6. Иные производства.

Все вопросы арбитражного судопроизводства регламентированы АПК РФ.

Таким образом, в соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

За время прохождения практики, я приобрел (а) практические навыки работы в арбитражном суде ______ области, закрепил (а) и углубил (а) свои теоретические знания области судопроизводства, приобрел (а) навыки использования законодательства в конкретных случаях, повысил (а) свою профессиональную подготовку.

Этот отчет не претендует на звание лучшего, однако, вы можете использовать в своем отчете какие-то фрагменты из него. Надеемся, вам поможет этот материал при составлении своего отчета по практике в суде.

Ключевые слова: отчет по практике в суде; отчет прохождения практики в суде; отчет по практике арбитражный суд; мировой суд; в арбитражном суде, в мировом суде, преддипломная практика отчет в суде.

Написание отчёта по практике — непростое дело, занимающее не один день. Заказать отчёт по практике в суде можно на нашем сайте, опытные специалисты, имеющие юридическое образование, подготовят вашу работу в кратчайшие сроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *