Сущность и содержание понятия национальные интересы

Сущность и содержание понятия национальные интересы

Категория «национальные интересы» — одна из наиболее распространенных и в то же время трудно поддающихся точному определению. «Национальные интересы» понимаются как некое олицетворение высших ценностей и целей государства, сообщества, общественного движения. Столь общее определение, естественно, поддается неоднозначным толкованиям, что и происходит в реальной политике и в ее идеологических отражениях.

Появились также некоторые дополнительные факторы, среди которых два наиболее существенны. Во-первых, это интенсивная глобализация общественного развития, которая выдвигает на передний план общечеловеческое содержание интересов всех наций и государств, затушевывая собственно национальное. Во-вторых, это нарастающее многообразие взглядов, точек зрения, позиций, что ставит под сомнение саму возможность выведения общенационального знаменателя в том или ином конкретном сообществе

Тем не менее, категория национальных интересов отражает вполне определенные общественные реальности и играет важную роль в политике, в том числе в определении национальной и всеобщей безопасности.

Национальные интересы можно понимать по-разному. Г. Моргентау определяет их как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения. В таком случае национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общности культуры, т.е. языка, семейных, религиозных моральных этических традиций и обычаев на основе общей политической системы, общей политики

Ганс Моргентау включал в понятие «национальный интерес» следующее:

1. Национальный интерес — объективная данность. Он основан, во-первых, на своеобразии геополитического положения государства и связанных с ним особенностях геоэкономического и социокультурного развития; во-вторых, опосредуется особенностями человеческой природы.

2. Государственные деятели обязаны исходить из того, что хорошая политика — это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый национальный интерес. База такой политики — чётко выстроенный имидж государства, через который происходит восприятие национального интереса.

3. Национальный интерес кардинально отличается от общественного интереса. Национальные интересы обеспечиваются внешней политикой, а общественные — внутренней. Они не должны ни противопоставляться, ни сливаться.

Национальные интересы Моргентау делил на постоянные и преходящие. Постоянные интересы являются основополагающими и включают в себя:

защиту территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;

– развитие внешней торговли;

– обеспечение роста инвестиций;

– защита частного капитала за границей;

– взаимоотношения с союзниками;

– выбор внешнего курса.

К преходящим национальным интересам он отнес:

– интересы выживания нации и государства;

– безопасность и благосостояние общества;

– периферийные, локальные интересы .

Другой подход к определению национальных интересов можно сформулировать, отталкиваясь от таких понятий психологии, как «нужды» т.е. жизненно необходимые потребности и «интересы», как потребности вообще, неудовлетворение которых не приведет к деградации или гибели человека . Тогда по отношению к любой нации можно сформулировать жизненно необходимые интересы и интересы вообще, интересы на перспективу, интересы развития.

Наконец, третий подход к характеристике национальных интересов исходит из географического принципа. В этом случае интересы нации, обычно, формулируют и располагают по признаку убывающей географической дальности .

Изложенное позволяет понять, что интерес — это, прежде всего отношение потребности к условиям ее реализации. В частности, национальный интерес проявляется через сознательную деятельность лидеров, отражающую потребности государства. Чем более активно и целеустремленно политические лидеры позиционируют национальные интересы, тем более четкий образ государства формируется в сознании собственной и зарубежной общественности.

Как показывает анализ литературы, посвященной проблемам национального интереса, при выявлении степени соответствия некоего политического курса национальным интересам государства в большинстве случаев используются четыре фактора:

– отражает общественное мнение или выраженную публично позицию политической и экономической элиты данной страны;

– отвечает культурным традициям страны, устойчивым представлениям о ее геополитической, конфессиональной и т.д. идентичности, ее роли в мировой истории;

– способствует укреплению военно-стратегических позиций государства;

– ведет к улучшению его социально-экономического положения.

Очевидно, что первые два фактора обычно не противоречат друг другу: общественное мнение страны чаще всего исходит из традиционных представлений о ее основных приоритетах и положении на мировой сцене. Разумеется, полного соответствия между этими факторами нет — курс, направленный на сохранение традиционного положения государства в международной системе, вполне может оказаться непопулярным в обществе, если требует от населения несоразмерных затрат. Аналогичным образом, несомненная корреляция между двумя последними — материальными — факторами: военной и экономической мощью государства (как, в частности, показывает опыт нашей недавней истории) также далеко не однозначна.

Генетически национальные интересы связаны с этническим основанием. Первоначально они формируются на национально-этнической базе. Но никогда не сводятся к этому основанию, тем более не детерминируются им. Эта роль принадлежит социально-культурному фактору. В ходе исторического развития общества роль этого фактора в формировании национальных интересов возрастает, а роль этнического фактора во все большей степени отходит в тень . В современных развитых обществах этническое основание уже не играет сколько-нибудь значительной роли в определении национальных интересов. Эти общества становятся этнически смешанными, национальная принадлежность деполитизируется и уже мало влияет на гражданское положение и, следовательно, на понимание национальных интересов.

Формирование национального интереса в любом обществе представляет собой чрезвычайно сложный и динамичный процесс, так как любое общество являет собой картину многослойного переплетения многообразных противоречивых интересов. В нем сталкиваются, взаимодействуют, противоборствуют частные специфические интересы различных общественных, в том числе и национально-этнических групп. Через это взаимодействие частных интересов различных уровней происходит весьма трудная интеграция потребностей, устремлений и запросов социальных, этнических, культурных данного общества в систему общих национальных интересов. При этом неизбежны противоречия и конфликты, временами довольно напряженные.

Главный политический институт выражения и защиты национальных интересов — государство. Это одна из его важнейших функций. Любое государство в той или иной степени опирается на общенациональный интерес, т.е. выражает потребности представляемой социокультурной общности. В конечном счете, именно на этом базируется легитимность государственной власти. Вместе с тем национальные интересы отнюдь не монополия государства. Государственные и национальные интересы вовсе не тождественны. Политическая мобилизация населения, его приобщение к политике осуществляется также и гражданским обществом. Именно здесь формируются гражданское сознание и гражданская ответственность, способные влиять на выработку основных параметров общенациональных интересов. Поэтому институты гражданского общества играют исключительно важную роль в сознании, реализации и защите национальных интересов.

По сути дела, национальные интересы воплощают в себе двуединство гражданского общества и государства, взаимодействие между ними. Нарушение этого взаимодействия, гегемония одного из начал и слабость, подавленность другого наносят ущерб национальным интересам, деформируя их. Оптимальный вариант выражения национальных интересов в государственной политике достигается тогда, когда государство приобретает в гражданском обществе опору и находит противовес авторитарным и бюрократическим тенденциям. В системе интересов устанавливается более или менее устойчивое равновесие.

Национальные интересы — исходное ключевое понятие для определения содержания национальной безопасности, смысл которой собственно в том и заключается, чтобы обеспечить защиту национальных интересов.

Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения

Вопросы обеспечения национальной безопасности связаны с реализацией самых разных задач во всех сферах функционирования и развития общества и государства — политико-правовой, социальной, экономической, духовной — и включают в себя множество аспектов, так как подразумевают защиту национальных интересов России.

Национальные интересы во внутриполитической сфере состоят в сохранении и поддержании стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении суверенитета и национальной целостности России, единства правового пространства, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий социальных, межэтнических, религиозных конфликтов, терроризма.

Состояние защищенности основ конституционного строя от угроз различного характера можно обозначить понятием «конституционная безопасность России». Это чрезвычайно многомерное понятие, охватывающие буквально все стороны общественной жизни, множество относительно самостоятельных подсистем, образующих конституционный строй России.

Конституция РФ в гл. 1 закрепила основы конституционного строя, к которым относятся: федеративное устройство России, республиканская форма правления, народный и государственный суверенитет, территориальная целостность, принцип разделения властей, верховенство Конституции РФ, принципы признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, равноправие и равная защита всех форм собственности, свобода экономической деятельности, идеологическое и политическое многообразие. Только эффективный контроль за соблюдением основ конституционного строя, его принципов может в полной мере обеспечить конституционную безопасность страны.

Особую значимость для конституционной безопасности имеют те основы конституционного строя, которые составляют признак суверенного государства. В их числе: целостность и неприкосновенность территории России, единство и верховенство федеральной государственной власти, приоритет Конституции РФ и федеральных законов, контроль за соответствием им других нормативных правовых актов, федеративная форма государственного устройства, равноправие субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации.

Все эти принципы конституционного строя выступают в качестве объектов конституционной безопасности государства. Поскольку они подлежат защите, значит, существуют угрозы, от которых их следует защищать. В зависимости от степени сформированности угрозы можно подразделить на реальные, т.е. уже сформировавшиеся явления, способные нанести вред конституционному строю в любой момент, и потенциальные, т.е. зарождающиеся, формирующиеся предпосылки нанесения такого вреда.

Негативное влияние на общество и государство, правовой статус человека и гражданина могут оказывать различные субъекты конституционно-правовых отношений, действия (или бездействия) которых ведут к нарушениям либо игнорированию норм международного права и международных договоров России, российского конституционного законодательства и тем самым к нарушению конституционной законности. Так, Конституционный Суд РФ в своей практике регулярно (особенно распространенной эта практика была в 1990-е годы) сталкивается с нарушениями верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ и федерального законодательства органами государственной власти субъектов Федерации, принимающими нормативные правовые акты, не соответствующие либо противоречащие Основному закону страны, федеральным законам. Представляют ли эти действия органов государственной власти субъектов Федерации прямую реальную угрозу конституционной безопасности страны? Думается, что представляют.

Несомненную реальную угрозу конституционной безопасности России представляют действия, направленные на ослабление суверенитета и нарушение территориальной целостности нашей страны. Сепаратистские тенденции ряда субъектов Федерации приводят к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономического пространства России, в том числе таких его составляющих, как банковская, кредитная, налоговая системы.

Конституционный кризис в Чеченской Республике, который начал развиваться в конце 1990-х, привел к созданию на территории этой республики незаконных вооруженных формирований (национальной гвардии, отрядов ополчения, горно-стрелковых и других воинских формирований), а затем к провозглашению Ичкерии (Чечни) суверенным государством. Как известно, Конституция РФ не предусматривает права выхода субъекта Федерации из состава России. Следовательно, в рамках Конституции РФ выход Чечни из состава России невозможен. Ни одно из государств мира не признало суверенитет Чеченской Республики. В результате попытки отстоять самопровозглашенный суверенитет и независимость привели к обострению обстановки на территории не только Чечни, но и России, к активизации бандформирований, актам терроризма на территории самой Чечни, а также других субъектов Федерации.

В настоящее время обстановка в Чеченской Республике стабилизирована. В 2003 г. прошел референдум по Конституции республики, состоялись выборы Президента. Результаты референдума по Конституции позволили Президенту РФ отметить, что народ Чечни прямо и самым демократическим способом поддержал проект Конституции республики, а главным итогом референдума Президент РФ назвал то, что «мы закрыли последнюю серьезную проблему, связанную с территориальной целостностью России». Однако это не может быть гарантией того, что в будущем не возникнут подобные проблемы в других регионах России.

Угрозу конституционной безопасности представляют также нарушение принципа разделения властей, обострение борьбы за власть между различными политическими группировками, отсутствие взаимодействия и согласованного функционирования власти.

Усиление вертикали исполнительной власти путем создания на территории России федеральных округов, преобразование института полномочных представителей Президента РФ в регионах в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах позволили упрочить федеральную власть и ее взаимодействие с властью региональной. Предпринимаются шаги, направленные на повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. Это, в свою очередь, способствует снижению степени опасности последней из названных угроз конституционной безопасности.

Факторы, нарушающие устойчивость конституционного строя России, могут иметь и скрытый, неявный характер, что не препятствует их негативному воздействию на жизнь и деятельность государства. Это связано прежде всего с тем, что обычными методами и средствами сложно предотвратить и их воздействие, и их последствия.

Среди угроз конституционной безопасности можно отметить следующие: (1) отсутствие строгой системы, противоречивость и пробелы в законодательстве (в том числе в конституционном); (2) отсутствие механизма реализации принятых нормативных правовых актов и ответственности за их неисполнение; (3) не проработанность норм о политической и юридической ответственности органов государственной власти, должностных лиц субъектов Федерации за несоблюдение Конституции РФ и федеральных законов; неконтролируемый экономический кризис, дезинтеграция экономического пространства России, автономизация хозяйственной деятельности регионов; (4) неконтролируемая деятельность некоторых обществе иных объединений, создание политических партий и других общественных объединений, преследующих сепаратистские, антиконституционные цели; рост преступности, проникновение организованной преступности во властные структуры, приобретение ею транснациональных форм, легализация теневых капиталов, проникновение криминальных структур в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми сетями и др.

Наибольшую угрозу конституционной безопасности России представляют:

  1. организованная преступность (прежде всего транснациональная) во всех ее формах и связанная с ней криминальная ми- фация;
  2. политический, национальный, религиозный экстремизм и терроризм как высшая форма их проявления; рост преступности в экономической сфере;
  3. рост коррупции в государственном аппарате на всех его уровнях;
  4. наркотизация и алкоголизация значительной части населения России;
  5. рост преступности несовершеннолетних, формирование системы воспроизводства преступности.

Проблема преступности долгое время рассматривалась в теории и на практике как проблема безопасности человека, проблема защиты личности от преступных посягательств.

В настоящее время преступность приобрела принципиально новые качества, стала представлять угрозу не только отдельным гражданам (группе граждан), но и основам конституционного строя, гражданскому обществу и государству. Коррупция, сращивание криминальных слоев с государственным аппаратом, транснациональная преступность и криминальная миграция, терроризм, наркобизнес — это огромная по степени разрушительного воздействия на конституционный строй России угроза.

Важнейшую роль в деле укрепления конституционной безопасности страны играют (1) меры противодействия преступности в различных ее проявлениях и (2) наличие системы законодательного обеспечения конституционной безопасности.

Важнейшими задачами государства в этой области являются:

  1. обеспечение соответствия положений всех видов законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых как на федеральном, так и на региональном уровне, основам конституционного строя России, обеспечение механизма их реализации, контроля их исполнения:
  2. продолжение процессов стабилизации российской государственности, начавшихся в 2001-2002 гг., путем принятия нормативных правовых актов, направленных на создание условий для соблюдения органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ и федеральных законов;
  3. совершенствование в рамках Конституции РФ федеративных отношений.

Одной из самых сложных задач в области укрепления конституционной безопасности является оптимизация федеративных отношений. Укрепление вертикали государственной власти, проводимое в России, предполагает установление мер федерального вмешательства в дела субъектов Федерации, что обусловлено самой природой федерализма.

Федеральное вмешательство может осуществляться:

  1. в рамках обычных форм контроля над деятельностью субъектов Федерации;
  2. в виде применения особых организационно-правовых форм такого вмешательства, связанных с введением режима чрезвычайного положения на территории субъекта Федерации. Закон о чрезвычайном положении устанавливает, что целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защита конституционного строя (ст. 2). В случае возникновения на территории субъекта Федерации угрозы конституционной безопасности России там может вводиться чрезвычайное положение, выражающееся прежде всего в соответствующих действиях Президента РФ, начиная с перераспределения властных полномочий федеральных и региональных органов государственной власти и до приостановления осуществления органами власти субъекта Федерации их полномочий и введения прямого президентского правления на соответствующей территории. При этом в соответствии с нормами международного права действия государственных органов, принимающих на себя управление территорией в рамках режима чрезвычайного положения, должны соизмеряться с требованиями момента, соответствовать степени опасности кризисной ситуации и не должны сопровождаться дискриминацией на основе расы, национальности и т.д. Любые чрезвычайные меры должны носить временный характер1Домрин А.Н. Институт чрезвычайного положения в зарубежных странах // Международная жизнь. 1998. № 5/6. С. 155.;
  3. в виде вооруженного вмешательства в дела субъектов Федерации как особого средства обеспечения конституционной безопасности. В законодательстве России отсутствуют нормы, регулирующие такое вмешательство, это обстоятельство играет негативную роль, что подтверждается событиями в некоторых субъектах Федерации, прежде всего в Чеченской Республике;
  4. также специально следует отметить значение такой формы, как введение правового режима контртеррористической операции в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с законом решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

В настоящее время в России не до конца сформирована система защиты основ конституционного строя страны, поскольку многие вопросы в этой области законодательно не урегулированы. Функции в сфере обеспечения конституционной безопасности осуществляются различными государственными органами, что делает необходимым более четкую координацию и согласование их деятельности.

Насущной необходимостью остается разработка концепции конституционной безопасности, которая должна систематизировать функции по обеспечению конституционной безопасности, скорректировать деятельность всех институтов и органов в этой сфере.

Запрет отчуждения территорий

В Конституцию вносится норма о защите суверенитета и запрете отчуждения территорий. «РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются», — сказано в тексте закона.

Защита исторической правды

«Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается», — гласит ч. 3 статьи 671. До внесения изменений этой нормы в Конституции не было.

Верховенство российского права

Не будут подлежать исполнению решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Данное противоречие должно быть установлено Конституционным судом.

Особое внимание в Конституции уделяется вопросам борьбы с коррупцией, отмечает Василий Пискарев Пискарев
Василий Иванович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , что особенно важно для обеспечения безопасности страны.

Запрет на иностранное гражданство

В Конституции закрепляется, что занимать государственные должности может исключительно гражданин, «постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства».

Это требование касается в равной степени как Председателя Правительства РФ, министров, депутатов ГД и сенаторов, губернаторов, прокуроров, судей, так и, естественно, главы государства. При этом в Конституции подчеркивается, что Президент не должен иметь иностранного гражданства или вида на жительство и когда‑либо в прошлом.

«Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию», — уточняется в документе.

Запрет на зарубежные счета

Также в Основном законе теперь будет прописан запрет для тех же должностных лиц «открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ».

«Эти запреты и раньше были прописаны в законодательстве, однако теперь, после закрепления их непосредственно в Конституции РФ, они становятся нормами прямого действия, – говорит Василий Пискарев. – Это не только важная антикоррупционная норма, поправки также исключают возможность давления из‑за рубежа на наших должностных лиц — руководителей регионов, депутатов, сенаторов, прокуроров, судей, которые должны свою деятельность полностью посвятить защите интересов страны и прав граждан. Это позволит поднять престиж и укрепить авторитет власти».

Проблемы национальной и международной безопасности

А.З. Арсенян

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В науке рассматриваются мнения разных ученых о таких понятиях как «безопасность», «национальная безопасность» и «безопасность государства». Определений этих понятий существует великое множество. И при их сравнении можно увидеть, что понятие «национальная безопасность» шире понятия «безопасность государства» или «государственная безопасность».

Ключевые слова: национальная безопасность, национальные интересы, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность, безопасность государства, нация.

Термин «безопасность» в словаре Владимира Даля трактуется как «отсутствие опасности, сохранность, надежность»1. В словаре-справочнике «Геополитика, международная и национальная безопасность» под безопасностью понимается «защищенность от вызовов, рисков, опасностей и угроз»2. В юридическом понимании безопасность есть не что иное, как состояние защищенности субъекта от различных угроз, вреда или зла3.

В науке есть сходное понятие национальной безопасности. Национальная безопасность, или безопасность нации, — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое прогрессивное развитие страны4.

По мнению В.И. Милованова, объектами национальной безопасности выступают: личность, ее права и свободы; социальные и национальные группы, их внутренняя целостность, самоуправление; общество, его материальные и духовные ценности; государство,

© Арсенян А.З., 2010

его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность5. Соответственно выделяются четыре взаимосвязанных уровня национальной безопасности: личность, общность, общество, государство. Соотношения между ними могут быть различными. Базовым элементом, высшей ценностью является безопасность личности. Безопасность общности, общества и государства -не самоцель, а функции обеспечения прав и свобод человека. Однако государство, находящееся в опасности, не в состоянии выполнить свои функции по защите личности и общества, которые по необходимости должны ограничивать свои интересы во имя интересов государства. В свою очередь кризис общества (который может быть вызван и вооруженным конфликтом международного и немеждународного характера или вообще «вооруженной нестабильностью» с сопредельными государствами) подрывает государственность и может поставить под вопрос само существование государства.

Следует отметить, что термин «национальная безопасность» впервые был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г. Определение данного термина было дано в первом послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г.: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства»6.

В учебнике «Общая теория национальной безопасности» дано следующее определение национальной безопасности: «Национальная безопасность, или безопасность нации, есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны»7.

Специалисты указывают на слабую теоретическую проработку вопросов безопасности, поэтому до сих пор не утихают споры по поводу возможности использования словосочетания «национальная безопасность»8. Полагаем, что употребление словосочетания «национальная безопасность» вполне оправданно. Нужно только четко представлять, что здесь речь идет об общенародной безопасности, о безопасности нации, страны, в данном случае — России.

Термин «национальная безопасность» фактически является калькой английских слов «national security», которые в принципе могут переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов.

Остановимся более подробно на понятии «безопасность государства». Специалисты определяют безопасность государства как «защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства от внешних и внутренних угроз»9.

Конституционный строй государства — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции10. Вместе с тем есть и другое понимание конституционного строя, заложенное в Конституции Российской Федерации. Оно связано с тем, что конституционным государством можно считать только такое, в котором обеспечено подчинение государства праву. Таким образом, конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией Российской Федерации, относятся: демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство.

Основу конституционного государства составляют также признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство. С этим связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, светское государство, федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

Суверенитет государства — это его свойство самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Верховенство государственной власти выражается в том, что оно определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

В частности, в силу суверенитета государства вправе самостоятельно решать, какие меры, адекватные тяжести сложившейся

ситуации, необходимо предпринимать в период вооруженного конфликта немеждународного характера. Международное право не может ограничить в этом государство. Вместе с тем существуют обязательства, когда мировое сообщество не только вправе, но и обязано осуществлять контроль за предпринимаемыми чрезвычайными мерами. Это связано с необходимостью контроля за соблюдением прав человека, которые в XXI в. перестали быть предметом только национального обеспечения11. В этом отношении заслуживает внимания позиция А.Я. Капустина, который пишет, что внутренние конфликты находятся вне зоны досягаемости международного права до тех пор, пока они не будут представлять угрозы международному миру и безопасности или приводить к массовым и грубым нарушениям прав человека12.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, в целом составляющих высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Важным свойством суверенной власти государства является ее независимость, которая означает самостоятельность государства в отношениях с другими странами. В соответствии с Конституцией России носителем суверенитета и источником государственной власти в стране признается ее многонациональный народ. За ним признано право непосредственно осуществлять государственную власть.

Подобные положения закреплены в конституциях других стран Содружества Независимых Государств13.

Территориальная целостность предполагает единство территории государства, его нерасчлененность. В ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации сказано о том, что Россия обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. В этом заложен международный, межгосударственный, геополитический смысл. Обеспечение целостности и неприкосновенности территории России есть прямое воплощение ее суверенитета и вовне, что вытекает из Устава ООН (ст. 1, 2), а также из многочисленных международных договоров. Обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, как и всякого другого суверенного государства, полностью соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права14.

Как отмечалось выше, наряду с понятием «безопасность государства» употребляется понятие «национальная безопасность». Именно в этом смысле употреблено понятие «безопасность» в Законе Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. с изменениями от 25 декабря 1992 г., в ст. 1 которого записано: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»15. Сходное понятие безопасности дано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которая утверждена Указом Президента РФ от 26 декабря 1997 г. № 1300 с изменениями от 10 января 2000 г. № 24: «Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее Концепция) — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности»16.

Когда в Советском Союзе все было государственным, и безопасность была государственной. В настоящее время ситуация в Российской Федерации коренным образом изменилась. Доля государства в экономике и в других сферах жизни человека и общества непрерывно сокращается. Поэтому в этих условиях более правомерно и целесообразно использовать термин «национальная безопасность». Следует понимать, что термины «национальная безопасность» и «государственная безопасность» — не синонимы, а разновеликие понятия. Подменять эти понятия недопустимо. Понятие «национальная безопасность» более общее, родовое, а понятие «государственная безопасность» — частное, видовое.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «национальная безопасность» шире понятия «безопасность государства» или «государственная безопасность». Первое понятие включает безопасность трех составляющих объектов: личности, общества и государства. Безопасность личности — это, прежде всего и главным образом, ее права и свободы. Безопасность общества — это его материальные и духовные ценности. Безопасность государства — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В последнее десятилетие в российском праве термин «национальная безопасность» получил приоритет. По мнению И.Н. Глебо-ва, преимущество понятия «национальная безопасность» состоит, прежде всего, в том, что оно не идеологизировано и носит междисциплинарный, межотраслевой характер, позволяет объединить в себе известные виды безопасности, защищаемые конкретным государством17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевыми в определении «национальная безопасность» являются понятия нации, личности, общества, государства, а также

жизненно важных интересов и угроз, которые являются важнейшими элементами системы национальной безопасности.

Обратимся к понятию «нация». Определений этого понятия существует великое множество. Главное здесь состоит в том, что в основу формирования нации положен не этнический принцип.

В Советском Союзе нация определялась как исторически устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, психического склада, что проявляется в общности культуры.

В настоящее время доминирует признание нации как единства гражданского общества и государства. Нация составляет часть гражданского общества, ее стержнем является государство. Без государства нельзя представить себе нацию. Поэтому прав американский ученый К. Дейч, который определил нацию как народ, обладающий государством18.

Следует обратить внимание на то, что в понятие «национальная безопасность» включается понятие «личность», а не просто человек. Речь идет о человеке как социальном субъекте. Личность — это индивид с устойчивой системой его социально значимых черт19.

Что касается понятия «общество», то оно представляет собой совокупность индивидов во всем многообразии их общественных отношений. Общество представляет собой «совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности»20.

Специального исследования заслуживает вопрос о национальной безопасности государства. Категория «безопасность» предполагает выявление национальных интересов, которые необходимо защищать. Поэтому в нормативных документах каждого государства Содружества Независимых Государств национальные интересы выявлены, очерчены и сформулированы достаточно четко.

Национальные интересы России, отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы выражены в конституциях и иных нормативных правовых актах государства.

Национальные интересы носят долгосрочный характер. Именно они определяют основные цели и задачи внутренней и внешней политики государства. Таким образом, речь идет об определении стратегических задач внутреннего и международного развития страны.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении

качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Среди этих интересов выделим обеспечение личной безопасности, без чего невозможно обеспечить и все другие интересы личности. По сути дела, речь идет о праве человека на жизнь и свободу. Это первостепенные, первоочередные права человека и гражданина, самые главные, без которых невозможна жизнь человека. Если государство обеспечивает личную безопасность человека, если в государстве создана обстановка, когда личность чувствует себя в безопасности, человек может пользоваться всем комплексом прав и свобод -гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными.

Как указывается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, цели состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Можно говорить о том, что интересы общества и в других странах Содружества идентичны тем, которые сформулированы Российской Федерацией.

Интересы государства, отмечено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Как записано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, во внутриполитической сфере национальные интересы состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка, и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, вооруженных конфликтов, терроризма.

Специалисты подразделяют национальную безопасность на внутреннюю и внешнюю21. Внутренняя национальная безопасность — это защищенность личности, общества и государства от внутренних угроз их устойчивому, стабильному функционированию и развитию. Внешняя национальная безопасность — это защищенность национальных интересов, национальных ценностей, богатства и образа жизни от угроз, исходящих извне государства22.

Примечания

1 Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка: В 4 т. Т. 1. СПб.: Динамит, 1996. С. 67.

3 Глебов И.Н. Правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С. 5.

4 Возжеников А.В., Прохоров А.А. Государственное управление и национальная безопасность России: Учеб. пособ. М.: РАГС, 1999. С. 8.

5 Милованов В.И. Безопасность национальная // Военная энциклопедия: В 8 т. Т. 1. М.: Воениздат, 1997. С. 398.

6 О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996. С. 3-4.

7 Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Про-хожева. М.: РАГС, 2002. С. 22.

8 Там же.

9 Абдурахманов М.И., Баришполец В.А, Баришполец Д.В., Манилов ВЛ. Указ. соч. С. 25.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2006. С. 76.

12 Капустин АЯ. Проблема имплементации норм международного гуманитарного права в немеждународных вооруженных конфликтах. СПб., 2001. С. 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов. Вып. 2. 1997.

14 См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юрид. лит., 1994. С. 71 и сл.

15 Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. с изменениями от 25 декабря 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769; 1993. № 2. Ст. 77.

16 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 26 декабря 1997 г. № 1300 с изменениями от 10 января 2000 г. Утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 32. Ст. 5909; 2000. № 2. Ст. 170.

17 Глебов И.Н. Указ. соч. С. 7-8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *