Сведения составляющие налоговую тайну

Сведения составляющие налоговую тайну

О согласии на раскрытие налоговой тайны

С 1 апреля 2017 года согласно изменений в налоговом законодательстве, со сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и составляющих налоговую тайну налогоплательщиков, может быть снят режим секретности по личной инициативе налогоплательщика.

Для этого нужно представить в налоговую инспекцию согласие на признание их общедоступными по форме, формату и в порядке, утвержденным ФНС России. По усмотрению налогоплательщика согласие может быть представлено как в отношении всей секретной информации, так и отдельных сведений.

    В настоящее время мало что осталось от налоговой тайны. Налоговой тайной в отношение каждого налогоплательщика (физ и юрлиц) не являются:

  • регистрационные сведения налогоплательщика;
  • сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;
  • сведения о применяемых налоговых спецрежимах;
  • сведения о среднесписочной штатной численности наемных работников налогоплательщика;
  • сведения об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;
  • сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика-организации за календарный год;
  • другие справочно-информационные сведения.

К разглашению налоговой тайны относится, в основном, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

    Тем не менее, мы можем дополнить общедоступные сведения о себе, сделав их упорядоченными, полностью прозрачными, так сказать полностью раскрыться перед людьми, дав добровольное согласие на раскрытие следующих данных:

  • сведения о физлице (Ф.И.О., вид, серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность; дата и место рождения; гражданство; адрес места жительства; страна проживания; адрес в стране проживания);
  • сведения о юрлице (сведения об обособленных подразделениях организации; сведения о лицензиях (разрешениях) на право пользования недрами);
  • сведения о наших счетах в банках и лицевых счетах, движениях денежных средств по счетам в банках;
  • сведения, полученные по результатам налогового контроля;
  • сведения об объектах налогообложения;
  • и так далее.

➨ ИП и организациям, относящихся к категории микропредприятий, вряд ли есть смысл подавать в налоговый орган согласие на раскрытие сведений о себе больше тех, что уже на законодательном уровне отнесено к общедоступным.

А вот акционерным обществам и особенно государственным и муниципальным предприятиям стоит, пожалуй, обнародовать о себе куда больше сведений, чем мы сейчас можем располагать в рамках обязательных общедоступных сведений.

✔ Микропредприятиям стоит добавить о себе сведения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, действующий с 01.08.2016 года.

Но речь в этом случае идет не о финансовых сведениях, а о контактных данных, способах связи (телефон, email, веб-сайт), чтобы микропредприятия могли друг друга найти, а также, чтобы "малышей" могли найти потенциальные потребители товаров и услуг.

С 1 июля 2017 года, как обещают в ФНС России, станет общедоступной на официальном сайте возможность проверки контрагентов на предмет недоимок по налогам, сборам и страховым взносам в режиме онлайн.

О том, какие сейчас доступны сведения об организациях и индвидуальных предпринимателях, можно посмотреть на сайте ЗаЧестныйБизнес (ссылка в конце заметки).

Интернет-сервис ЗаЧестныйБизнес бесплатный и, по словам разработчиков, будет бесплатным всегда.

Главная цель проекта — сделать информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях максимально доступной широкому кругу пользователей. Портал не содержит полей со скрытой информацией, распространяемых на платной основе.

Налоговая тайна: согласие на разглашение

Вся информация, представленная на сайте, собрана из официальных источников открытых данных – ФНС России и Росстат.

Поиск контрагента осуществляется по любому из известных реквизитов: ИНН, ОГРН, названию юридического лица, фамилии руководителя или учредителя, адресу. Для уточнения результатов возможен поиск по нескольким параметрам одновременно.

В настоящее время на сайте ЗаЧестныйБизнес представлены ежедневно обновляемые данные ЕГРЮЛ/ЕГРИП, сведения об основных видах деятельности, учредителях, руководстве, данные о регистрации во внебюджетных фондах, наличие лицензий на ведение деятельности, финансовая отчетность. Сервис позволяет выявить связанные и аффилированные структуры по фамилии или ИНН руководителя или учредителя.

Налоговая тайна — налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Комментарий

Термин "Налоговая тайна" определен в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в пункте 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Суть сведений, относимых к налоговой тайне в том, что лица, допустивших раскрытие этих сведений, несут ответственность, законодательством установлен особый режим хранения и обращения сведений, относимых к налоговой тайне.

Перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне указан в пункте 1 статьи 102 НК РФ. Причем, некоторые из этих сведений о налогоплательщике размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС РФ в сети "Интернет" (п. 1.1. ст. 102 НК РФ) — Сервис ФНС "Прозрачный бизнес". Это делается с той целью, чтобы другие налогоплательщики могли проверить контрагента (проявить должную осмотрительность и осторожность). К раскрываемым сведениям относятся те, что указаны в подпунктах 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и 7, 9 — 11 пункта 1 статьи 102 НК РФ. Раскрытие сведений на сайте ФНС введено с 1 июня 2016 Федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне (п. 1 ст. 102 НК РФ):

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией;

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления "(органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ;

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ.

12) о постановке на учет в налоговых органах иностранных организаций в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

13) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ.

Информационный ресурс ФНС по сведениям, которые не относятся к налоговой тайне

Налоговая служба ведет Сервис ФНС "Прозрачный бизнес" — открытый информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который ведет Федеральная налоговая служба России (ФНС РФ) и который содержит перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне (определен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

Ресурс ведется на основании п. 1.1.

Налоговая тайна и согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными

ст. 102 НК РФ:

1.1. Сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 — 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Дополнительно

Сервис ФНС "Прозрачный бизнес" — открытый информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который ведет Федеральная налоговая служба России (ФНС РФ) и который содержит перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне (определен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

Материалы по теме "Налоговый контроль"

Приказ Федеральной налоговой службы
№ММВ-7-17/615@ от 15.11.2016

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ, ФОРМАТА СОГЛАСИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ПЛАТЕЛЬЩИКА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ) НА ПРИЗНАНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВУЮ ТАЙНУ, ОБЩЕДОСТУПНЫМИ, ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177) приказываю:

1. Утвердить:

форму согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

формат представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в электронной форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

порядок представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в налоговые органы согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 01.04.2017.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего и контролирующего деятельность Управления стандартов и международного сотрудничества.

Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными

ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОГЛАСИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ПЛАТЕЛЬЩИКА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ) НА ПРИЗНАНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВУЮ ТАЙНУ, ОБЩЕДОСТУПНЫМИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ СОГЛАСИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ПЛАТЕЛЬЩИКА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ) НА ПРИЗНАНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВУЮ ТАЙНУ, ОБЩЕДОСТУПНЫМИ

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОГЛАСИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ПЛАТЕЛЬЩИКА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ) НА ПРИЗНАНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВУЮ ТАЙНУ, ОБЩЕДОСТУПНЫМИ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Руководитель Федеральной налоговой службы М.В.МИШУСТИН

Комментарий эксперта

Налоговая тайна: согласие на ее разглашение

Сведения о налогоплательщике (с 01.01.2017 – о плательщике страховых взносов) с момента постановки его на учет в налоговой инспекции являются налоговой тайной.

Утверждена форма согласия на раскрытие налоговой тайны

Налоговые инспекции и их должностные лица обязаны обеспечивать и сохранять налоговую тайну организации, индивидуального предпринимателя или физического лица, не зарегистрированного в качестве предпринимателя (подп. 13 п. 1 ст. 21, подп. 8 п. 1 ст. 32, п. 9 ст. 84 НК РФ).

Эксперт "НА" Т.Н.Точкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *