Свобода экономической деятельности

Свобода экономической деятельности

100

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 1, с. 100-104

УДК 342.7

СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2016 г. А.Д. Башкатов

Приокский государственный университет, Орел

konst-kafedra@mail. т

Поступила в редакцию 01.12.2015

Исследуется ряд проблем, связанных с конституционным регулированием свободы экономической деятельности. Доказывается, что свобода экономической деятельности — это прежде всего подчинение экономики демократической власти, свобода рынка и предпринимательства, частной хозяйственной инициативы, признание самостоятельности и равноправия экономических субъектов, поддержка конкуренции. Концепция свободы экономической деятельности не отрицает необходимость сбалансированности государственного вмешательства и частного предпринимательства, но отдает приоритет частному предпринимательству; она исходит из необходимости социального партнерства, но предпочитает более активную поддержку интересов предпринимателей, чем других субъектов экономических отношений; она признает ответственность бизнеса перед обществом, но препятствует интерпретации данной ответственности в контексте фактической потери его свободы.

Ключевые слова: свобода экономической деятельности, основы конституционного строя, право на предпринимательство, экономические права и свободы человека и гражданина.

Современное конституционное регулирование основ экономических отношений в нашей стране отличается лаконичностью и фрагментарностью по сравнению с опытом конституционного регулирования подавляющего большинства зарубежных государств и советской России, что обусловлено рядом причин исторического и политико-правового характера. Несмотря на это, основополагающие принципы экономического характера, закрепленные в Конституции РФ и, особенно, в ее первой главе, имеют настолько принципиальное значение с точки зрения состоявшегося в нашей стране коренного пересмотра конституционных основ экономики по сравнению с советским опытом, что подобная «лаконичность» в конституционном регулировании не должна восприниматься как отказ или уклонение конституционного законодателя от принятия фундаментальных правовых решений долгосрочного характера. Особенно это касается нормативного содержания ст. 8 Конституции РФ. В советской России сложно было бы представить, чтобы государство официально объявило о признании и равной защите всех форм собственности; чтобы частная собственность была поставлена в конституционном тексте на первое место перед упоминанием о государственной и муниципальной собственности. Тем более в советский исторический период не могло идти речи о «свободе экономической деятельности». В современной России, напротив, именно свобода экономической деятельности признается в качестве одной из важ-

нейших основ конституционного строя, т.е. совокупности общеопределяющих принципов, ценностей и норм, предписанных Конституцией РФ, составляющих ее сущность и юридический смысл, гарантированных всей системой государственной власти и, особенно, конституционным правосудием.

Понятие «свобода экономической деятельности» — сложное и неоднозначное в юридической науке, оно имеет множество различных трактовок, толкований и интерпретаций, что находит свое выражение в правовой доктрине, законодательстве и правоприменительной практике. Примечательно, что Конституционный Суд РФ сравнительно редко ссылается на ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в обоснование своих правовых позиций; чаще всего близкие по смыслу ссылки наблюдаются в ч. 1 ст. 34, которая гарантирует, строго говоря, не свободу экономической деятельности, а право на свободное использование способностей и имущества для экономической деятельности. В прямой постановке ссылка на ч. 1 ст. 8 Конституции РФ наблюдалась, например, в особом мнении судьи А.Л. Кононова по делу о проверке конституционности законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по мнению судьи, институт обязательного страхования «является ограничением свободы экономической деятельности»). Судья Конституционного Суда РФ Н.Т. Ведерников в особом мнении по делу о проверке конституционности уголовно-процес-

суального законодательства сформулировал правовую позицию о нарушении свободы экономической деятельности в случае закрепления за членами коллегий адвокатов «монопольного права на осуществление защиты по уголовным делам на предварительном следствии».

Ссылка на «ограничение свободы экономической деятельности граждан как собственников» имела место в практике Конституционного Суда РФ и до принятия Конституции РФ 1993 г. (т.е. в отсутствие ее нормативного установления, закрепленного в ч. 1 ст. 8), однако также не была широко распространенной. В большинстве случаев Конституционный Суд РФ избегал употребления формулировки «свобода экономической деятельности» и в качестве объекта доктринальной интерпретации, и как основания для принимаемых им решений. Если же анализируемое понятие им и использовалось, то, зачастую, не всегда в том широком аспекте, в каком оно должно интерпретироваться исходя из сущности и смысла положений ст. 8 Конституции РФ.

Таким образом, целостной доктринальной характеристики понятия и сущности свободы экономической деятельности в практике российского конституционного правосудия не обнаруживается за весьма редкими исключениями. Так, в постановлении по делу о проверке конституционности законодательства о защите конкуренции Конституционный Суд РФ указал, что свобода экономической деятельности предполагает «максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом», что включает необходимость «стимулирования свободной рыночной экономики», «самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей», защиту государством прав и законных интересов субъектов экономических отношений, достижение конституционной цели «оптимизации государственного регулирования экономических отношений».

Соглашаясь с этим мнением, следует однако, подчеркнуть, что конституционная сущность свободы экономической деятельности не сводится исключительно к «благоприятным экономическим условиям», «рыночной экономике», «самоорганизации» бизнеса, «оптимизации государственного экономического регулирования» и т.д. Данные условия, безусловно, раскрывают отдельные компоненты сущности свободы экономической деятельности, но не отражают в полной мере ее конституционную суть, а именно — отсутствие таких препятствий для экономической деятельности, которые означали бы отрицание государством этой свободы как таковой.

Иными словами, концепция свободы экономической деятельности требует «увязки» с нор-

мативным содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в том, что, с одной стороны, свобода экономической деятельности не безгранична и не абсолютна, по определенным основаниям законодатель вправе ее ограничить; с другой — подобные ограничения должны быть разумными, обоснованными и соразмерными, в совокупности не отрицающими саму суть свободы экономической деятельности. О недопустимости «препятствий» в осуществлении свободы экономической деятельности Конституционный Суд РФ высказывается весьма косвенно (например, квалифицируя противоправность ограничений свободы перемещения финансовых средств в механизме реализации свободы экономической деятельности); в целом же свобода экономической деятельности как принцип, исключающий противоправное государственное вмешательство и недопустимые ограничения экономической деятельности, четкого доктри-нального выражения в правовых позициях Конституционного Суда РФ не получила.

В специальной научной литературе свобода экономической деятельности прежде всего противопоставляется государственному регулированию экономики. Будучи взятой в «чистом виде», данная свобода если и не исключает полностью государственное регулирование, то, во всяком случае, предполагает весьма ограниченное государственное вмешательство в экономические процессы и явления . С другой стороны, государство не является единственным субъектом, несущим в себе риски неконституционного вмешательства в свободу экономической деятельности. В связи с этим на государство возлагается конституционная функция защиты свободы экономической деятельности от различных противоправных посягательств , включая, например, корпоративные захваты и другие нарушения законности в сфере экономической деятельности . Под свободой экономической деятельности прежде всего понимается свобода предпринимательства .

Понимаемая таким образом свобода экономической (предпринимательской) деятельности с конституционно-правовой точки зрения представляет собой, в определенной степени, конкурирующую ценность по сравнению с конституционной концепцией социального государства . Если свобода экономической деятельности означает в основном невмешательство государства в предпринимательство и бизнес, даже напротив — создание им дополнительных гарантий и условий свободного развития хозяйствующих организаций, включая ограниченное налоговое бремя, минимизацию админи-

А.Д. Башкатов

стративных барьеров и т.п., то конституционное требование социального государства (ст. 7 Конституции РФ) — напротив, требует от публичных властей, зачастую, прямо противоположных действий и мер. Конституционная обязанность государства «направлять свою политику на создание условий», обеспечивающих «достойную жизнь» всех без исключения граждан страны (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), во всяком случае, предполагает ряд ограничительных мер в отношении свободы предпринимательства и экономической деятельности. Охрана труда и здоровья граждан влечет за собой дополнительные издержки бизнеса, будь то налоговое время или обязательные отчисления в государственные страховые фонды. Гарантированный законом минимальный размер оплаты труда препятствует определению предпринимателями заработной платы работников на основе баланса спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов. Аналогичным образом в качестве ограничений конституционной свободы экономической деятельности следует рассматривать и ряд других гарантий социального характера российской государственности, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Конституции РФ (государственная поддержка семьи, инвалидов, пожилых граждан, финансирование деятельности социальных служб, выплата пенсий и пособий) . Таким образом, между нормами статей 7 и 8 Конституции РФ имеется если не прямое противоречие, то очевидная конкуренция, требующая сбалансированных подходов в законодательстве и правоприменительной практике.

С другой стороны, конституционную концепцию свободы «экономической» деятельности не следует сводить преимущественно или исключительно к предпринимательству . В более широком аспекте к числу «экономической» следует отнести всякую деятельность, целью которой является получение экономических выгод и преимуществ, прежде всего — экономического дохода. При такой постановке проблемы объект регулятивного воздействия ст. 8 Конституции РФ становится более широким, включая механизм реализации экономических интересов собственников, акционеров, партнеров, руководящего звена корпораций (менеджеров), наемных работников (состоящих в трудовых отношениях с юридическими лицами и другими субъектами, обладающими правом работодателя) и даже потребителей экономических ресурсов. Экономические интересы данных субъектов конституционных правоотношений нередко расходятся, они не тождественны и противоречивы. Но это не опровергает, а напротив — подтверждает допустимость более

широкого истолкования положений ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, которая имеет общеметодологическую направленность и составляет, в отличие от статей 34-37 Конституции РФ, одну из основ конституционного строя.

Указанному выводу не противоречит и системное толкование упомянутых норм, которые содержатся в статьях 34-37 Конституции РФ. Обратим внимание на то, что в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ речь идет о праве на свободное использование способностей и имущества для осуществления не только «предпринимательской», но и «иной не запрещенной законом экономической деятельности». Субъект права частной собственности (ст. 35 Конституции РФ), включая право на землю и другие природные ресурсы (ст. 36 Конституции РФ), а также наемный персонал организаций, пользующийся правом на труд по смыслу ст. 37 Конституции РФ, в определенной мере реализует свое право на «иную не запрещенную законом экономическую деятельность», которая не считается предпринимательской (т.е. не предполагает самостоятельность и действия на свой риск прибылей или убытков). Указанные обстоятельства дают основания ряду авторов позиционировать в качестве основного критерия допустимости ограничения свободы экономической деятельности социально-философскую категорию «справедливость», понимаемую, как правило, в контексте «социальной справедливости» .

Таким образом, конституционный строй демократического государства обусловлен необходимостью обеспечения: подчинения экономики демократической власти, свободы рынка и предпринимательства, частной хозяйственной инициативы, самостоятельности и равноправия экономических субъектов, сбалансированности государственного вмешательства и частного предпринимательства, поддержки конкуренции, социального партнерства и ответственности бизнеса перед обществом. Очевидно, что категория «свобода экономической деятельности» в целом не противоречит вышеназванной концепции, однако ее основные «акценты» имеют тенденцию к смещению в пользу более свободных, либеральных ценностей, составляющих ядро доктрины конституционализма.

Свобода экономической деятельности — это прежде всего подчинение экономики демократической власти, свобода рынка и предпринимательства, частной хозяйственной инициативы, признание самостоятельности и равноправия экономических субъектов, поддержка конкуренции. Концепция свободы экономической деятельности не отрицает необходимость сбалансированности государственного вмешатель-

ства и частного предпринимательства, но отдает приоритет частному предпринимательству; она исходит из необходимости социального партнерства, но предпочитает более активную поддержку интересов предпринимателей, чем других субъектов экономических отношений; она признает ответственность бизнеса перед обществом, но препятствует интерпретации данной ответственности в контексте фактической потери его свободы, т.е. подчинения экономики авторитарной власти, утраты свободы рынка и предпринимательства, частной хозяйственной инициативы, самостоятельности и равноправия экономических субъектов в отсутствие реальной, эффективной и продуктивной поддержки конкуренции со стороны государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим свобода экономической деятельности не может толковаться в качестве «абсолютной» категории; напротив, она относительна и подлежит существенным законодательным ограничениям по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Основными конституционно-правовыми гарантиями обеспечения свободы экономической деятельности являются, во-первых, недопустимость произвольного вмешательства государства в экономическую деятельность; во-вторых, обеспечение баланса публичных и частных интересов в экономической системе; в-третьих, единство экономического пространства, свобода перемещения экономических ресурсов и поддержка конкуренции.

Список литературы

1. Перфилов Э.К. Конституционное признание свободы договора и защита права на свободу экономической деятельности Конституционным Судом РФ // Ито-

ги и перспективы развития судебной реформы в Российской Федерации. Иркутск, 2012.

2. Максимов В.А. Свобода экономической деятельности и государственное регулирование // Гражданин и право. 2001. № 5-6.

3. Казарина А.Х. Свобода экономической деятельности как объект прокурорской защиты // Права человека в России и правозащитная деятельность государства. СПб.: Пресс, 2003.

4. Козловская А., Пустяков А. Конституционная свобода экономической деятельности и актуальные проблемы корпоративных захватов (на примере использования института банкротства) // Конституционные основы уголовного права. М.: Велби, 2006.

5. Бут Н.Д. Свобода экономической деятельности и законность // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2007. № 2.

6. Гаджиев Г.А. Экономическая конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической) деятельности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2009. № 1.

7. Карлин А.Б. Конституционный принцип свободы экономической деятельности в условиях социального государства. Проблемы реализации // Закон и право. 2003. № 12.

8. Усков Д.Г. Административная реформа в контексте обеспечения свободы экономической деятельности // Общественная палата и ее роль в формировании гражданского общества. М.: МУ МВД РФ, 2006.

9. Шахаева А.М. Публично-правовые ограничения свободы предпринимательской и иной экономической деятельности // Правовое регулирование экономической деятельности. Саратов: СГАП, 2008.

10. Милушев Д.Ф., Цыбулевская О.И. Справедливость как критерий ограничения права на свободу экономической деятельности // Обеспечение прав человека в условиях современного государства. Владимир, 2009.

FREEDOM OF ECONOMIC ACTIVITY AS THE BASIS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF MODERN RUSSIA

A.D. Bashkatov

perspektivy razvitiya sudebnoj reformy v Rossijskoj Federacii. Irkutsk, 2012.

2. Maksimov V.A. Svoboda ehkonomicheskoj deyatel’nosti i gosudarstvennoe regulirovanie // Grazhdanin i pravo. 2001. № 5-6.

A.ff. EarnmmoB

5. But N.D. Svoboda ehkonomicheskoj deyatel’nosti i zakonnost’ // Vestnik Akademii General’noj prokuratury RF. 2007. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономическая свобода понятие не однозначное, так как в каждой стране или государстве она означает что-то свое, преимущественно не схожее с другими государствами.

Экономическая свобода напрямую зависит от законодательства страны, причем не только экономического, но и политического и оциального.

В каждом государстве законодательство свое, соответственно, и свобода везде трактуется по своему.

Экономическая свобода формируется государством, преследуя различные цели и решая самые разные задачи.

Все признаки и принципы экономической свободы отвечают общему поведения внутри рыночной системы, которая действует внутри государства. Экономическая свобода в целом характеризует рыночные и экономические отношения, также надо заметить, что они могут меняться в зависимости от изменения экономической системы.

Экономическая свобода граждан в каждой стране должна защищаться, а также должны существовать органы, способные отстаивать интересы людей в вопросах экономики и финансов.

На защиту граждан в вопросах экономической свободы встают множество государственных органов в самых разнообразных областях экономики.

На сегодняшний день собственность является основным локомотивом экономических отношений, а все потому, что в современных рыночных отношениях частная собственность – это свободное экономическое явление, то есть каждый гражданин нашей страны имеет полное право приобретать и распоряжаться своим имуществом, что не ограничивает его свободу.

Замечание 1

Экономическая свобода собственности – это важный шаг экономической политики нашего государства, он смог сформировать новые тенденции в развитии экономических и производственных отношений, дав возможность развиваться рынку и отдельно взятому гражданину.

Также экономическая свобода способствует формированию благоприятной экономической атмосферы на рынке, улучшает экономику страны. Она позволяет гражданам самостоятельно повышать свой комфорт и уровень жизни внутри государства, так как каждый сам может регулировать и пополнять свои финансы.

Основные понятия экономической свободы

Термин «свобода» понятен почти каждому из нас, причем, каждый понимает ее по — своему. Все более сложно обстоит дело с понятие «экономической свободы», так как этот термин носит уже более профессиональный характер и доступен для понимания не каждому гражданину общества.

Определение 1

Экономическая свобода – это форма ведения экономической деятельности, при которой предприниматель или хозяйствующий субъект может самостоятельно (полно или частично) выбирать форму собственности, направления деятельности и т.д.

Экономическая свобода в разных странах, а также в разные времена была различна. Какие — то времена давали большую свободу (например, современная демократия в России или других демократических странах), другие меньшую свободу (например, времена СССР или царские времена).

От экономической свободы зависит в целом развитие экономического сектора в стране. Если предприниматель может самостоятельно, беспрепятственно выбирать форму собственности, сам выбирать форму ведения налогового и бухгалтерского учета, не ограничен в выборе торговых направлений и т.д., то это будет положительным образом влиять на его личную и общую экономическую обстановку на рынке той или иной страны.

Теории экономической свободы

О важности экономической свободы упоминал в своих учениях и трактах Адам Смитт, который говорил, что именно свобода экономической деятельности дает возможность процветания благополучия страны и народа, где важными условиями для этого становятся:

  1. Правильное и логичное законодательство страны;
  2. Грамотная и продуманная налоговая система, которая не обременяет налогами «бедное» население страны;
  3. Правильные основополагающие компоненты свободной хозяйственной деятельности участников экономических отношений.

Эти три основных правила положены в основу грамотного благополучного построения экономики страны, где жители будут иметь возможности на процветание и комфортное существование.

Свобода экономической деятельности: сущность

Под свободой экономической деятельности чаще всего подразумевают свободу предпринимательской деятельности, что в частности означает, что предприниматель вправе сам выбирать:

  • Что ему производить (товар и направление товарной политики и товарного ассортимента);
  • Где и как торговать, то есть стационарное место торговли или передвижное или без офиса (удаленно через интернет);
  • Как вести сберегательные или накопительные вклады, предприниматель выбирает для себя сам форму и способы накопления в бизнесе, через общую систему вкладов или самостоятельную;
  • Как и во что инвестировать капитал и накопленные деньги или активы. В данном случае предприниматель самостоятельно решает и выбирает пути развития бизнеса, куда вкладывать капитал (в развитие бизнеса или в новое направление деятельности и т.д.);
  • Как вести внешнеторговую деятельность. Единственное, в данном случае законодательство имеет четкие ограничения, но право выбора и принятия решения остается за предпринимателем и т.д.

На сегодняшний день развитие предпринимательской деятельности напрямую зависит от господствующих на рынке экономических отношений, чем они эффективнее, тем эффективнее предпринимательство.

Определение 2

Эффективная рыночная экономика – это такой тип рынка, при котором предприниматель имеет полную свободу выбора в производстве товара и его обслуживания, а покупатель, в свою очередь, имеет полное право выбора и покупки этого товара на данном рынке.

В условиях эффективного рынка предпринимательская деятельность начинает активно развиваться и «двигаться вперед», что дает несомненные преимущества не только самому предпринимателю, но и потребителю данных товаров и услуг, а также развитию здоровых конкурентных отношений на рынке.

Таким образом, свобода экономической деятельности – это хороший способ развития рыночной структуры и экономических отношений внутри нее. Данная свобода позволяет наладить предпринимательскую деятельность, оздоровить ее и сделать более эффективной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *