Таможенно тарифная политика

Таможенно тарифная политика

Дата публикации
Четверг, 20.12.2012

Авторы
Баландина Г.В., Воловик Н.П., Приходько С.В.

Серия
Инновационная экономика. Регулирование

Аннотация

Несмотря на продолжающуюся в последние годы либерализацию мировой торговли, центральным инструментом таможенно-тарифного регулирования практически во всех странах остается таможенный тариф.
После присоединения к ВТО по итогам многосторонних переговоров российской стороной приняты обязательства не повышать в будущем тарифные ставки выше заявленного уровня, тем не менее с помощью изменения таможенного тарифа должно достигаться оптимальное соотношение между экспортом и импортом товаров.
В данной работе проанализирована нормативная правовая база, регламентирующая российскую таможенно-тарифную политику, рассмотрены особенности таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации и основные направления его совершенствования в среднесрочной перспективе, выявлены проблемные вопросы при использовании инструментов таможенно-тарифной политики. Разработаны предложения по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования, упрощению таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при ввозе материалов для лабораторных испытаний, по снижению нетарифных ограничений во внешней торговле, негативно сказывающихся и препятствующих экспорту нанотехнологичной и другой инновационной продукции.
Работа обращена к исследователям, государственным служащим, задействованным в разработке и реализации инновационной политики, а также к представителям инновационных компаний и инновационным предпринимателям.

Введение 7
1. Анализ законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих российскую таможенно-тарифную политику 8
1.1. Основные изменения в таможенно-тарифной политике, произошедшие в результате начала функционирования Таможенного союза 8
1.2. Анализ нормативных правовых актов, определяющих стимулирующие инструменты, применяемые при проведении таможенно-тарифной политики, а также порядок использования стимулирующих инструментов таможенно-тарифной политики (установление нулевых ставок ввозных таможенных пошлин, применение таможенных льгот по уплате таможенных платежей, освобождение от уплаты НДС и других стимулирующих инструментов) 27
1.3. Анализ основных результатов реализации таможенно-тарифной политики в 2009 и в 2010 годах 61
2. Анализ лучших зарубежных практик таможенно-тарифной политики 118
2.1. Развитые страны 118
2.2. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой 125
3. Особенности таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации и основные направления его совершенствования в среднесрочной перспективе 143
4. Разработка предложений по упрощению таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при ввозе материалов для лабораторных испытаний 158
5. Подготовка предложений и подходов к снижению нетарифных ограничений во внешней торговле, негативно сказывающихся и препятствующих экспорту нанотехнологичной и другой инновационной продукции 164
6. Разработка предложений по установлению фиксированного сбора за таможенное оформление при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами 173
7. Обобщение проанализированных материалов в целях выявления проблемных вопросов при использовании инструментов таможенно-тарифной политики и разработки предложений по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования 186
8. Результаты анализа 197
Приложения 201
Приложение 1 201
Приложение 2 210
Приложение 3 216
Список литературы 225

Примечания

Термин «политика» произошел от греч. politike — искусство управления государством, участие в делах государства.

Таможенно-тарифная политика — это система экономических, правовых, организационных и иных мер, направленных на всестороннее регулирование внешнеторговых отношений и реализацию экономических интересов России.

Таможенно-тарифная политика заключается в регулировании ставок таможенных пошлин, она определяет содержание мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе применение тарифных льгот и тарифных квот, а также тарифных преференций.

Таможенно-тарифная политика является составной частью внешнеторговой политики каждого государства или экономического (таможенного) союза: она регулирует порядок перемещения товаров через таможенные границы, регулирует товарообмен между странами, оказывает экономическое и политическое влияние как на рынки стран-партнеров, так и на их политику, в том числе экономическую (торговую).

Таможенно-тарифная политика способствует расширению внешнеэкономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма, т.е. всех трансграничных перемещений.

В теории выделяют два основных вида таможенно-тарифной политики:

1) протекционизм и 2) свободная торговля.

Политика протекционизма предполагает установление высокого уровня ввозных таможенных пошлин, т.е. пошлин, взимаемых в отношении ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров. Протекционизм направлен на создание условий для развития национальной экономики путем ограждения (защиты) ее от иностранной конкуренции. Таким образом, государство ставит барьеры на пути свободного проникновения импорта на внутренний рынок, тем самым защищая интересы отечественного производителя.

Политика свободной торговли, или по-другому, политика фритредерства (англ, free trade — свободная торговля), направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. Она достигается посредством установления минимального уровня таможенных пошлин либо вообще их отсутствия.

Фритредерство — политика временная, зачастую просто вынужденная. Ее используют государства в тех случаях, когда необходимо наполнить внутренний рынок дешевым импортным товаром.

Вопросы таможенно-тарифной политики являются прерогативой ВТО, а не ВТАО. Как в государствах таможенное дело большей частью обслуживает внешнюю торговлю, реализует меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т.е. носит технический характер, так и ВТАО тоже выполняет технические функции. А ВТО определяет принципы таможенно-тарифной политики государств.

В процессе проведения реформ внешней торговли одной из основных проблем является соблюдение баланса между либерализацией и протекционизмом — торгово-политической концепцией, направленной на содействие открытости внутреннего рынка и политикой, имеющей целью оградить национальное хозяйство от иностранной конкуренции. Эффективность решения этого вопроса подчас напрямую связана с четкой правовой регламентацией государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность и определением целей соответствующего нормативного правового акта.

В 1819 г., во времена правления Александра I, началась работа по составлению нового тарифа, который вступил в силу в 1820 году. Это было вызвано заключением таможенных конвенций с Пруссией и Австрией, в связи с присоединением к России Польши. Данный тариф считается одним из самых умеренных, когда-либо действовавших в России. Он снял практически все запреты на импорт иностранных товаров и на экспорт русских. Некоторые импортные товары можно было ввозить беспошлинно. Пошлиной не облагалось сырье, вывозимое из России в Польшу и обратно. Одновременно с принятием нового тарифа в Одессе была введена зона порто-франко, что облегчало ввоз и вывоз товаров для иностранных купцов.

Между тем, тариф 1819г. нанес чрезвычайно сильный удар промышленности России не столько умеренностью пошлин, сколько той резкостью, с которой Россия перешла от строго запретительной системы к системе, допускавшей свободу внешней торговли. На российский рынок хлынул поток иностранных товаров, и промышленность страны не выдержала конкуренции. Влияние новой таможенной политики на внешнюю торговлю и на внутреннюю производительность сказалось настолько быстро, что правительство уже в 1821г. осознало ошибку, которую совершило. В 1822г. был принят новый, запретительный по своему содержанию, тариф.

В течении следующего двадцатилетия (1822-1842 гг.), в связи с огромным дефицитом госбюджета после смерти Александра и восшествии на престол Николая I, таможенная политика России носила строго охранительный характер. Хотя в это время была отменена часть запретительных статей, а некоторые пошлины сильно понижены, вплоть до издания тарифа 1841г. правительство неукоснительно держалось правила – допускать иностранные товары с пошлинами настолько высокими, чтобы они не могли подрывать русское производство. На те товары, которые не производились и не могли производиться в России, были назначены очень высокие таможенные пошлины, чтобы получать максимальный фискальный доход.

Главные изменения, произведенные изданием тарифа 1841г., заключались в отмене большого числа запретительных статей. Вскоре после его издания появилась потребность сделать некоторые изменения, которые касались, в основном, обложения импорта. Для экспорта были отменены пошлины на юфть, заячьи шкуры, выделанную кожу, льняные ткани, железо и кузнечные изделия, шерсть. Были понижены пошлины на хмель, хлеб, скот и поташ (карбонат калия, применявшийся при изготовлении мыла, стекла, пигментов, удобрений).

В начале 1845г. министр финансов внес в Государственный Совет записку об изменении некоторых статей таможенного тарифа, в которой предлагалось «разрешить вновь ввоз некоторых запрещенных товаров, с обложением такой пошлины, которая по ближайшему соображению признана необходимой для ограждения наших фабрик и заводов.». К 1846 году, по договоренности с британским правительством, были отменены вывозные пошлины на сало, пеньку, лен и кость в кусках, значительно понижены – на экспортные химические продукты и импорт — фаянсовую посуду, черное и зеленое сукно, высшие сорта кружев, страусиные перья, помаду, кофе и экзотические пряности.

В 1848г. начались работы по новому пересмотру таможенного тарифа, который был утвержден 21 апреля 1850 г.

По тарифу 1850г. было произведено сильное понижение таможенного обложения на колониальные продукты и вообще на продовольствие. Составители нового тарифа задавались целью предотвратить нелегальную торговлю, поэтому на товары, которые трудно подвергались контрабанде, пошлина была понижена меньше. По-прежнему, к ввозу были запрещены следующие товары: сушеные грибы, сахар-рафинад, спиртные напитки, мед и пиво в бочках, чай, сортовое железо, чугун, очищенная селитра, порох, постели и подушки, привозимые не пассажирами, бобровая пуша, а в черноморских портах и соль.

По материалам книги К. Лодыженского «История русского таможенного тарифа», С-Петербург, 1886 год

Минфин представил две таблицы товаров. На те, что в первой — пошлины вырастут на 25%, а товары из второй таблицы обложат 10% акцизом. В первый список, в частности, попала различная металлопродукция, в том числе железнодорожного назначения, трубы и провода. Вторая таблица, в основном, представлена продуктами питания и напитками: например, в ней есть виски, йогурты, кленовый сироп, конфеты, апельсиновый сок, кофе, моющие средства, туалетная бумага, фольга, игральные карты и спальные мешки.

«Эти контрмеры будут применяться только к товарам, сделанным в США, — говорится в пояснительной записке. — Контрмеры вступят в силу с 1 июля 2018 года и будут действовать до тех пор, пока Соединенные Штаты не отменят свои торговые рестрикции в отношении Канады». Кроме того, до 15 июня все заинтересованные организации могут представить свои доводы по той или иной продукции, оказавшейся в списке.

В четверг министр торговли США Уилбур Росс заявил, что американская администрация вводит с 1 июня таможенные пошлины на импорт стальной и алюминиевой продукции из Евросоюза, Канады и Мексики в размере 25% на сталь и 10% — на алюминий. Он напомнил, что США объявили о введении таких пошлин в отношении ряда стран 23 марта. Тогда же президент США Дональд Трамп временно вывел до полуночи 31 мая из-под действия пошлин Южную Корею, Аргентину, Бразилию, Австралию, Европейский союз, Канаду и Мексику.

Позже в четверг премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что Оттава примет ответные меры, а глава канадского МИД Христя Фриланд пообещала оспорить решение Вашингтона во Всемирной торговой организации. Министр также пояснила, что Канада введет дополнительные ограничительные меры на неметаллопродукцию, чтобы выравнять предполагаемый ущерб от действий американцев, который Оттава оценивает в 16,6 млрд канадских долларов ($12,8 млрд).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *