Техника ККТ

Техника ККТ

Содержание

Положения Федерального закона № 290-ФЗ предусматривают плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ, в частности, со дня вступления указанного Федерального закона предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок применения ККТ, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а с 1 июля 2017 года старый порядок применения ККТ прекратит свое действие.

При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере услуг, а также лица, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или патентную систему налогообложения, то есть малый бизнес, который не был обязан применять ККТ, переходят на новый порядок применения ККТ с 1 июля 2018 года.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года.

Зарегистрировать ККТ можно, как заполнив заявление на бумаге и придя в любой территориальный налоговый орган, так и через личный кабинет ККТ. Для удобства налогоплательщиков рекомендуется осуществлять регистрационные действия через личный кабинет.

Порядок регистрации описан в статье 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ. Так для регистрации потребуется включенный в реестр кассовый аппарат со встроенным фискальным накопителем и договор с оператором фискальных данных, который имеет разрешение на обработку фискальных данных. После того, как будут заполнены все необходимые поля заявления о регистрации, его необходимо подписать электронной подписью и направить для регистрации. Полученный регистрационный номер ККТ (он будет неизменен в течение всей жизни ККТ) вводится в кассу, которая в ответ сформирует отчет о регистрации. Отчет о регистрации не позднее следующего рабочего дня после получения регистрационного номера необходимо передать в налоговый орган (можно на бумаге, через личный кабинет, либо через оператора фискальных данных), после чего владелец ККТ получает карточку регистрации ККТ. При необходимости иметь карточку регистрации на бумаге, следует обратиться в налоговый орган. Для подачи заявления на бумажном носителе Федеральная налоговая служба рекомендует использовать приказ ФНС России, утверждающий формы заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета и порядок заполнения таких заявлений, размещенный на сайте www.regulation.gov.ru (найти законопроект можно перейдя по ссылке http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#).

Административная ответственность за неприменение ККТ предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.

Проектом Федерального закона № 18416-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017 — 2019 годов» (далее — законопроект) вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность получения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогового вычета на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

При этом размер указанных расходов ограничивается суммой в 18000 рублей на единицу ККТ, применяемую на каждом месте осуществления расчета с покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении ККТ.

Возможность получения такого налогового вычета позволит снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной ККТ и обязательностью ее применения при осуществлении расчета с покупателем (клиентом) после 1 июля 2018 года (Письмо Минфина России от 30.11.2016 № 03-11-11/70983).

По общему правилу организация обязана применять ККТ, зарегистрированную в ИФНС, если покупатель оплачивает товары (работы, услуги) наличными или пластиковой картой. Обязанность применять ККТ не зависит от того:

  • какой режим налогообложения применяет организация — ОСН или УСН;

  • кем является покупатель — представителем организации, предпринимателем (далее — ИП) или обычным гражданином;

  • является платеж авансом или оплатой уже отгруженных (передаваемых) товаров (работ, услуг);

  • продает ли Организация свои товары (работы, услуги) или действует как посредник (комиссионер, агент) другого лица.

При этом не надо применять ККТ при получении наличных денег, которые не связаны с оплатой товаров (работ, услуг). Например, при возврате денег, выданных под отчет, или при возврате займа, а также уплате процентов по нему.

Виды деятельности, осуществляемые без применения ККТ

Обычные организации могут не применять ККТ при следующих видах деятельности:

1. Оказание услуг населению, если при расчетах клиентам выдаются бланки строгой отчетности (БСО).

2. Розничная торговля, если соблюдаются два условия:

1) по розничной торговле уплачивается ЕНВД;

2) по требованию покупателя выдается документ (товарный чек, квитанция и т.п.), подтверждающий прием денег за товар, содержащий следующие реквизиты:

  • наименование документа;

  • порядковый номер и дату документа;

  • наименование и ИНН организации-продавца;

  • наименование и количество оплачиваемых товаров;

  • сумму оплаты;

  • должность и Ф.И.О. лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

3. Продажа через газетно-журнальные киоски газет, журналов и сопутствующих товаров, если доля газет и журналов в общем товарообороте 50% и более, а сопутствующие товары есть в перечне, утвержденном субъектом РФ.

4. Торговля с открытых прилавков на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, кроме торговли непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений.

5. Продажа лотерейных билетов.

6. Продажа питания школьникам и работникам школ во время учебных занятий.

7. Разносная торговля с ручных тележек, корзин, лотков, кроме торговли технически сложными товарами и продовольственными товарами, требующими особых условий хранения и продажи.

8. Торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив.

9. Торговля из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином.

10. Торговля вразвал овощами и бахчевыми культурами.

11. Прием от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома.

12. Продажа ценных бумаг.

13. Торговля, в т.ч. алкоголем, в отдаленных и труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном субъектом.

Регистрация ККТ

До начала применения ККТ ее нужно зарегистрировать в ИФНС, где организация поставлена на:

  • или по своему месту нахождения, если ККТ будет эксплуатироваться по месту нахождения организации;

  • или по месту нахождения обособленного подразделения, если ККТ будет эксплуатироваться в ОП.

Это надо сделать независимо от того:

  • принадлежит ККТ организации на праве собственности или получена в аренду;

  • является ККТ самостоятельным объектом или установлена в платежном терминале.

Регистрация ККТ (в т.ч. установленной в платежном терминале) проводится бесплатно.

1. Для регистрации ККТ (в т.ч. установленной в платежном терминале) в ИФНС надо подать следующие документы (подлинники):

  • заявление о регистрации ККТ и его копию, на которой сотрудник ИФНС поставит отметку о получении документов;

  • паспорт ККТ;

  • учетный талон ККТ (Письмо Минфина от 24.12.2008 N 03-01-15/12-395);

  • договор о технической поддержке ККТ, заключенный с центром техобслуживания (ЦТО);

  • журнал кассира-операциониста. Журнал должен быть прошит, пронумерован, заверен подписью руководителя и главного бухгалтера организации, а также ее печатью.

2. Получив документы от Организации, сотрудник инспекции:

  • выдаст расписку в получении документов или поставит отметку о принятии документов на копии заявления;

  • свяжется с Организацией для согласования места и времени осмотра ККТ.

3. В согласованное с сотрудником инспекции время руководитель или представитель организации по доверенности должен представить ККТ к месту проведения осмотра.

При этом специалист ЦТО, который непосредственно обслуживает ККТ организации, не может быть ее представителем при регистрации ККТ.

Осмотр ККТ, установленной в платежном терминале, проводится по месту нахождения терминала.

Временя и место проведения осмотра следует сообщить специалисту ЦТО. Без него осмотр ККТ проводиться не будет. Он должен иметь при себе паспорт и служебное удостоверение. Паспорт должен быть и у представителя организации, в том числе если это ее руководитель.

ККТ должна быть исправна, не иметь повреждений корпуса, на котором должны быть:

  • марка-пломба;

  • знак «Сервисное обслуживание»;

  • если ККТ выпущена начиная с 07.11.2007 — идентификационный знак, содержащий наименование модели ККТ и ее заводской номер.

Наличие на корпусе ККТ знака «Государственный реестр» не обязательно.

4. После осмотра ККТ будут:

  • включен фискальный режим ККТ;

  • активирован накопитель фискальной памяти;

  • распечатаны пробный чек на произвольную сумму, сменный и фискальный отчеты и проверены наличие необходимых реквизитов на этих документах;

  • на ККТ наклеена марка-пломба.

5. После того как ККТ зарегистрируют в базе данных ИФНС, Организации выдадут следующие документы:

  • карточку регистрации ККТ, заверенную печатью ИФНС и подписью ее руководителя (его заместителя);

  • паспорт ККТ и учетный талон ККТ с отметками, подписанными сотрудником ИФНС (с указанием ФИО) и заверенными печатью ИФНС;

  • договор с ЦТО;

  • журнал кассира-операциониста, заверенный подписью сотрудника ИФНС и печатью ИФНС.

Формы документов, оформляемых при эксплуатации ККТ

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждены унифицированные формы, которые являются обязательными при эксплуатации ККТ:

  • КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины»;

  • КМ-2 «Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию»;

  • КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»;

  • КМ-4 «Журнал кассира-операциониста»;

  • КМ-5 «Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста»;

  • КМ-6 «Справка-отчет кассира-операциониста»;

  • КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»;

  • КМ-8 «Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ»;

  • КМ-9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

Снятие ККТ с учета

ККТ нужно снять с регистрационного учета в ИФНС, если ККТ больше не будет использоваться.

Причины могут быть любыми: ККТ сломалась, похищена, уничтожена, планируется ее продать или сдать в аренду и т.п.

ККТ снимается с учета бесплатно в таком порядке:

1. Сначала необходимо предоставить в ИФНС по месту учета ККТ подлинники следующих документов:

1) заявление о снятии ККТ с регистрации и его копию, на которой сотрудник ИФНС поставит отметку о получении документов;

2) паспорт ККТ;

3) карточку регистрации ККТ;

4) учетный талон ККТ (хранится в ЦТО).

Если снимается ККТ с учета в связи с ее уничтожением или хищением, дополнительно в ИФНС нужно представить документ, подтверждающий данный факт. Это может быть, например, справка территориального органа МЧС о пожаре, произошедшем в помещении, в котором эксплуатировалась ККТ, или справка ЦТО о поломке ККТ.

Помимо этого при снятии ККТ с учета (независимо от причины) Организацию могут попросить представить и другие документы (например, фискальные отчеты, журналы кассира-операциониста (КМ-4), контрольные ленты). Поэтому следует заранее уточнить перечень необходимых документов в ИФНС.

ИФНС должна снять ККТ с учета в течение 5 рабочих дней со дня представления вами всех необходимых для этого документов.

2. Получив от вас документы, сотрудник инспекции:

  • выдаст расписку в получении документов или поставит отметку о принятии документов на копии заявления;

  • свяжется с Организацией для согласования места и времени составления акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков ККТ (форма КМ-2).

3. В согласованное с сотрудником инспекции время руководитель или представитель организации по доверенности должен прибыть в место составления акта по форме КМ-2. При этом следует заранее сообщить о времени и месте составления акта специалисту ЦТО, так как он тоже должен участвовать в этой процедуре. Специалист ЦТО должен иметь при себе паспорт и служебное удостоверение. Паспорт должен быть и у представителя организации, в том числе если это ее руководитель.

Специалист ЦТО, который непосредственно обслуживает ККТ организации, не может быть ее представителем при снятии ККТ.

Обычно при снятии ККТ с учета саму ККТ предъявлять в инспекцию не требуется. То есть специалист ЦТО до составления акта снимает показания ККТ и распечатывает документы, необходимые для составления акта (фискальные отчеты и контрольные ленты), которые вы затем представляете в ИФНС. Однако сотрудник ИФНС может попросить Организацию принести в ИФНС саму ККТ, чтобы снять ее показания там. Поэтому лучше уточнить в ИФНС, нужно ли приносить ККТ для ее снятия с учета.

4. После составления акта по форме КМ-2 и внесения данных о снятии ККТ с учета в базу данных ИФНС Организации выдадут паспорт ККТ, в котором будет указан пароль доступа к фискальной памяти ККТ, и учетный талон ККТ. В этих документах должны быть проставлены отметки о снятии ККТ с учета, заверенные печатью ИФНС.

Карточка регистрации ККТ останется в ИФНС.

Сроки хранения документов

Паспорт кассовой машины, акты и другие документы хранятся в бухгалтерии организации.

Z-отчеты за каждый рабочий день, контрольные ленты, журнал кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие факт проведения денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет.

Ответственность за их сохранность несет руководитель организации.

Административная ответственность

Если работник организации-продавца не применил ККТ, или применил ККТ, не зарегистрированную в ИФНС, или пробил чек на сумму меньшую, чем получено от покупателя, то будет наложен штраф:

  • на организацию в размере от 30 000 до 40 000 руб.;

  • на руководителя организации в размере от 3000 до 4000 руб.

ronstik / .com

Законодательство о применении ККТ содержит ряд исключений для некоторых юридических лиц и предпринимателей, которые вправе не использовать кассовой техникой при расчетах с клиентами. Так, например, с 7 июня 2019 года действует новая норма, согласно которой все предприниматели при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги присоблюдении двух условий. Во-первых они должны реализовывать товары только собственного производства, а не перепродавать купленный товар. Во-вторых, у них не должно быть наемных работников (ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 129-ФЗ). Такие льготные условия будут действовать до 1 июля 2021 года.

Ниже в таблице приведены все категории лиц, которым разрешено не применять контрольно-кассовую технику. О некоторых из них мы напишем подробнее.

Лица, которые вправе не применять ККТ

Условия освобождения

Основание для освобождения и разъяснения контролирующих органов

Организации и ИП в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России

Автоматические устройства не должны использовать электрическую энергию (в том числе от аккумуляторов или батарей)

п. 1.1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ), письмо Минфина России от 28 сентября 2018 г. № 03-01-15/69809

Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности и оказывающие услуги, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, с учетом специфики деятельности или особенностей местонахождения

п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, письма Минфина России от 23 января 2019 г. № 03-01-15/3436, от 17 августа 2018 г. № 03-01-15/58567, от 15 сентября 2017 г. № 03-01-15/59703, ФНС России от 5 сентября 2018 г. № ЕД-4-20/17285@

ИП, применяющие ПСН и осуществляющие виды деятельности, перечисленные в подпунктах 1-2, 4-5, 7-8, 12-17, 19-27, 29, 31, 34-36, 39, 41-44, 49-52, 54-55, 57-62 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса

Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, письма Минфина России от 29 мая 2019 г. № 03-01-15/39082, от 25 января 2019 г. № 03-01-15/4285, от 10 августа 2018 г. № 03-01-15/56784

Индивидуальные предприниматели, применяющие налог на профессиональный доход (НПД, налог для самозанятых)

В отношении доходов, облагаемых НПД

п. 2.2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, письмо Минфина России от 25 декабря 2018 г. № 03-11-11/94574

Организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа)

Расчеты должны осуществляться в местностях, поименованных в специальном перечне. Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

п. 3, п. 4 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, письмо Минфина России от 22 января 2019 г. № 03-01-15/3431

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медорганизаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации

п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, письма Минфина России от 26 июня 2017 г. № 03-01-15/40118, от 5 мая 2017 г. № 03-01-15/28075

Религиозные организации при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы

Услуги должны оказываться в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке

п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ

Все организации и ИП при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением расчетов ЭСП с предъявлением (карточных)

п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, письма Минфина России от 24 мая 2019 г. № 03-01-15/37969, от 15 февраля 2019 г. № 03-01-11/9459, от 22 января 2019 г. № 03-01-15/3427

Организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами)

Полученные за парковку денежные средства должны перечисляться в полном объеме на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня их получения

п. 10 ст. 2 Закона № 54-ФЗ

Библиотеки (за исключением частных) при оказании платных услуг населению, связанных с библиотечным делом

Перечень платных услуг, оказываемых библиотеками без применения ККТ, утверждается Правительством РФ (в настоящее время не утвержден)

п. 12 ст. 2 Закона № 54-ФЗ

Товарищества собственников недвижимости (в том числе ТСЖ, СНТ и пр.), ЖК, ЖСК и иные специализированные потребкооперативы за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Только при осуществлении безналичных (в том числе он-лайн) расчетов

п. 13 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, информация ФНС России от 10 июня 2019 г.

Образовательные организации при оказании услуг населению в сфере образования

Физкультурно-спортивные организации при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта

Дома и дворцы культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития, этнокультурные центры, центры культуры и досуга, дома фольклора, дома ремесел, дома досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные центры при оказании услуг населению в области культуры

ИП при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка

Кроме случаев оплаты через Интернет

п. 14 ст. 2 Закона № 54-ФЗ

ИП, не имеющие наемных работников и реализующие товары собственного производства, выполняющие работы (оказывающие услуги)

Освобождение применяется до 1 июля 2021 года

ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ, информация ФНС России от 10 июня 2019 г.

Кредитные организации и платежные системы

Закон № 54-ФЗ освободил банки и иные кредитные организации от обязанности применять ККТ. (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). ККТ не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или ИП операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств. При этом устанавливается, что кредитная организация обязана вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления вышеуказанных действий. Порядок направления и форма указанного перечня устанавливаются Банком России.

Организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, если организации и ИП не используют для расчетов автоматические устройства, то они могут не использовать ККТ при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

  • продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта федерации. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • продажа ценных бумаг;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для этих целей. Между тем ККТ должна применяться, если торговля в этих местах ведется в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном правительством. К ним, в частности, относятся: ковры и ковровые изделия, химические вещества и компьютерное оборудование, мебель и другие непродовольственные товары (Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники). Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • разносная торговля вне стационарной торговой сети продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов с ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, молоком и питьевой водой;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгметаллов и драгкамней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача ИП в аренду жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому предпринимателю на праве собственности;
  • розничная продажа бахил.

Отметим, что данное положение не распространяется на организации и ИП (за исключением тех, кто осуществляет торговлю в розлив питьевой водой и розничную продажу бахил), которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

ВАЖНО

ККТ не применяется при расчетах в безналичном порядке между организациями или предпринимателями, за исключением случаев использования электронного средства платежа с его предъявлением. (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Организации и ИП, если они работают в отдаленных и труднодоступных местностях

Освобождены от применения ККТ также организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, перечень которых может быть определен нормативным актом субъекта федерации (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). К сожалению, перечень таких местностей в настоящее время утвержден не везде. Например, в Калининградской области он установлен постановлением администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 г. № 450 «О мерах по упорядочению применения контрольно-кассовой техники». Так, данным нормативным актом было обосновано постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2006 г. № А21-10416/2005, которым было отказано в удовлетворении требований налоговых органов о привлечении к административной ответственности учреждения за неприменение ККТ. При этом суд указал, что поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в отдаленном районе, оно вправе осуществлять торговые операции или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.

В этом случае, при расчетах с клиентами и по их требованию предприниматель должен выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Причем для этих документов определены обязательные реквизиты, к которым относятся:

  • наименование и порядковый номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП, их ИНН;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • подпись лица, выдавшего документ.

Данное положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Отметим, что порядок выдачи документов о расчетах и их учета уже определен (постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296 «Об утверждении Правил выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники»). Такой документ выдается как при расчете наличными, так и с использованием электронного средства платежа. Документы о расчетах могут быть выполнены на бумажном носителе рукописным или иным способом (типографским, с использованием ПК и др.).

Все выданные квитанции учитываются в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны предпринимателем, а также заверены печатью (при наличии). При этом, если осуществляет расчеты и хранит журнал работник, то предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

С каждого выданного документа о расчетах должна быть снята копия, которые необходимо сохранять не менее пяти лет копию. Причем копии документов или отрывные их части должны храниться в систематизированном виде в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Заполняется квитанция разборчивым почерком на русском языке, при этом помарки, подчистки и исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный документ перечеркивается и прилагается к журналу учета за тот день, в котором он заполнялся. В журнале также делается отметка об этом напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа. При этом сквозная нумерация выданных квитанций продолжается.

Отметим, что если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ должна применяться, но в «автономном» режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Это означает, что в таких обстоятельствах договор с ОФД заключать не нужно, а клиенту предоставляется кассовый чек или БСО, напечатанный на бумажном носителе, и в электронной форме он не направляется (п. 1 ст. 4.6, п. 3 ст. 5, п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Напомним, что критерием таких местностей является территория населенного пункта численностью до десяти тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей»).

Сельские аптечные пункты

От применения ККТ освобождены аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах. Также не придется выдавать чеки и филиалам медицинских организаций, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Никаких бланков строгой отчетности и документов об оплате выдавать в этих случаях не требуется.

Однако если указанные организации используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, то они должны при расчетах с клиентами применять ККТ (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Религиозные организации

При проведении религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы эти организации вправе не применять ККТ. Однако это касается только случаев, когда такие операции совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций (п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Применение ККТ адвокатами и нотариусами

Письмом МНС России от 26 октября 2004 г. № 33-0-13/683 «О применении контрольно-кассовой техники» было разъяснено, что адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) при осуществлении адвокатской деятельности не попадают в сферу действия законодательства о применении ККТ и не должны использовать при осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины. Аналогичная позиция в отношении адвокатов и нотариусов высказана в письме МНС РФ от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357@ «О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами», а также в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 апреля 2007 г. № 03-01-15/4-116.

Получение наличных денежных средств в случаях, не связанных с продажей товаров (работ, услуг)

Как следует из п. 1 ст. 1.2, абз. 19 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника в обязательном порядке применяется при осуществлении организациями и ИП приема или выплаты денежных средств с использованием как наличных, так и электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Кроме того, ККТ применяется при приеме ставок и выплате выигрыша при организации и проведении азартных игр, а также при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Таким образом, если прием наличных денежных средств не связан с операциями по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг, у организаций или индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность применения контрольно-кассовой техники.

К таким случаям могут относиться прием пожертвований, прием вступительных и членских взносов в различные некоммерческие организации, оприходование наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, получение от заемщика наличных денежных средств в кассу организации при уплате неустойки (штрафа, пени), получение денег в порядке возмещения собственных затрат, прием взносов в ТСЖ для оплаты коммунальных услуг.

Данная правовая позиция нашла отражение и в судебной практике. Так в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2007 г. № Ф08-277/07-122А установлено, что отсутствует необходимость применения контрольно-кассовой техники при внесении в кассу товарищества собственников жилья взносов от жильцов дома, которые аккумулируются у товарищества и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2007 г. № А56-44214/2006 установлено, что взимая плату со своего работника за выдаваемую ему трудовую книжку в сумме, соответствующей той, за которую трудовая книжка была приобретена, Общество фактически осуществляло возмещение затрат на ее приобретение, что не является реализацией товаров, которая должна сопровождаться применением ККТ.

Аналогичная позиция в отношении расчетов по займам высказана в письмах МНС России от 5 мая 2004 г. № 33-0-11/320 «О применении контрольно-кассовой техники» и Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 апреля 2017 г. № 03-01-15/24309 «Об особенностях применения контрольно-кассовой техники».

Последняя актуализация: 5 сентября 2019 г.

Документы по теме:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
  • Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»
  • Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»
  • Приказ Минфина России от 9 апреля 2008 г. № 39н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»
  • Приказ Минфина России от 14 января 2008 г. № 3н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности»
  • Приказ Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»
  • Приказ Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 14н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»
  • Приказ Минфина России от 17 мая 2006 г. № 80н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности «Квитанция на получение страховой премии (взноса)»
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 августа 2008 г. № 03-01-15/10-303
  • Письмо МНС России от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357@ «О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами»
  • Письмо МНС России от 26 октября 2004 г. № 33-0-13/683 «О применении контрольно-кассовой техники»
  • Письмо МНС России от 24 августа 2004 г. № 33-0-09/524 «О применении контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности»
  • Письмо МНС РФ от 5 мая 2004 г. № 33-0-11/320 «О применении контрольно-кассовой техники»
  • Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2013 г. № 11АП-12044/13
  • Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2011 г. № 17АП-1832/2011
  • Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2006 г. № А21-10416/2005
  • Постановление администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 года № 450 «О мерах по упорядочению применения контрольно-кассовой техники»

Уважаемые ИП.

Решил обновить статью, так как закон про онлайн-кассы УЖЕ принят. Поэтому, перед прочтением статьи рекомендую сначала прочитать информацию по ссылкам ниже:

Обновление №3. Также учтите, что ИП на ЕНВД и ПСН тоже должны будут пользоваться ККМ с 1-го июля 2018 года. Те, кассы, которые используются сейчас, разрешается использовать ТОЛЬКО до 1-го июля 2017 года.

Но завязку этой истории с новыми ККМ можете прочитать ниже:

Добрый день, уважаемые предприниматели!

Недавно получил письмо от одного из читателей сайта с просьбой рассказать о том, какие нас ждут изменения по ККМ в 2016 году.

Сначала я не придал особого внимания этой теме (много дел в последнее время), но потом подивился тем новостям, которые смог отыскать.

Оказывается, я многое пропустил : )

Где искать поправки к закону по ККМ 2016?

Начнем с того, что 9-го июня МинФин вынес на общее обсуждение поправки к закону о применении ККМ. Проект довольно старый (уже 2 года) и называется весьма замысловато:

«Проект федерального закона «О внесении изменений в «Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Ищите полный текст на сайте МинФина РФ. К сожалению, у них весьма хитрый сайт, и дать прямую ссылку на просмотр нельзя. Но сам документ прекрасно ищется через строку поиска на сайте minfin.ru

Какие изменения предлагают ввести в 2016 году по ККМ?

1. Обмен данными с налоговой через Интернет

Во-первых, ККМ должны будут напрямую передавать в налоговую данные о каждой операции. По Интернету.

Понятно, что речь идет о новых видах ККМ, которые всем придется покупать (если закон вступит в силу с 2016 года).

2. А что делать со старыми ККМ? Выбрасывать?

Старые ККМ можно использовать до окончания срока их действия, но не более 7 (?) лет с момента регистрации.

3. Когда новый закон по ККМ вступит в силу?

Предполагается, что это произойдет с 1-го января 2016 года.

4. Зачем это все делается?

В пояснительной записке к законопроекту написано:

Передача данных о расчетах в адрес налоговых органов в режиме «online» позволит создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, позволяющую осуществлять в автоматизированном режиме анализ полноты учета выручки (доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений и последующего осуществления «точечных» результативных проверок.
Кроме того, переход на применение ККТ с функцией передачи информации позволит повысить уровень защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Так, кассовый чек будет формироваться не только в бумажном,
но и в электронном виде, который будет доступен потребителю и продавцу практически в любой момент.

5. А если я работаю в глухой деревне, где нет Интернета? Как тогда быть?

В пояснительной записке МинФина говорится следующее:

То есть, если сможете доказать, что в вашей местности с доступом в Интернет все очень грустно, то будете работать в прежнем режиме.

6. А кто-то уже пользуется новыми ККМ?

Да, причем очень много ККМ нового типа прошли обкатку в крупных розничных сетях: «Перекресток”, «Азбука Вкуса”, «Дикси” и.т.д. Уже работают примерно 4000 ККМ нового типа и пробито 17 миллионов чеков на сумму 13 миллиардов рублей. (По данным РБК).

Так-что при случае поинтересуйтесь у персонала магазина что да как. Впрочем, навряд ли они вам станут все рассказывать : )

7. Сколько будут стоить новые ККМ?

У меня пока нет такой информации. Если у Вас есть такие данные, то прошу поделиться в комментариях.

Изменятся ли штрафы за уклонение от использования кассы?

Предполагается, что и штрафы изменятся. Если существующие штрафы относительно гуманные, то теперь предлагается следующее:

Фактически они будут НЕ ограничены сверху, согласно новому законопроекту.

Там есть еще предлагают много новых штрафов : ), с которыми можно ознакомиться в полной версии законопроекта и пояснительной записке.

Обновление от 29 октября 2015 г.

Инициатива на данный момент получила отрицательную оценку по процедуре ОРВ.

Нашлась ссылка на законопроект, где сказано следующее:

По поводу ПСН и ЕНВД и ККМ:

Между тем материалы сводного отчета не содержат обоснований расширения круга субъектов предпринимательской деятельности, обязанных формировать кассовые чеки.

Учитывая, что плательщиками ЕНВД и ПСН выступают представители малого
‎ (в том числе микро-) бизнеса, для развития которых и были разработаны и внедрены специальные режимы налогообложения, в том числе предусматривающие их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и налога на доходы для физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), предполагающие упрощенный порядок администрирования и пониженные налоговые ставки, введение дополнительного требования о наличии ККТ для таких субъектов предпринимательской деятельности представляется необоснованным и избыточным и не согласующимся с заявленными разработчиком целями регулирования.

При этом по состоянию на 1 января 2015 г., по данным ФНС России, общее количество плательщиков ЕНВД составляет 2,1 млн. единиц, а плательщиков ПСН –
‎ 99 тыс. единиц. Таким образом, под сферу регулирования подпадает значительное число малых предприятий.

По экспертным данным при оценке находящихся в настоящее время в эксплуатации более 1,2 млн. единиц ККТ и стоимости фискальных регистраторов
‎ от 20 тыс. рублей, совокупные затраты пользователей ККТ составят более 20 млрд. руб.

И еще вот цитата, которая будет интересна владельцам Интернет-Магазинов:

3. Одновременно перечень лиц, на которых проектом акта распространяется требование о применении ККТ, дополняется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Обращаем внимание, что проектируемое регулирование поставит в неравные конкурентные условия торговые Интернет-площадки, зарегистрированные на территории Российской Федерации, по сравнению с аналогичными организациями, находящихся в юрисдикции других стран (в частности, Китая), осуществляющих Интернет-торговлю по всему миру, в том числе в Российской Федерации, что, в свою очередь, может привести к уходу российских налогоплательщиков – владельцев объектов Интернет-торговли в юрисдикцию других стран.

Кроме того, подпунктом «б» пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. № Пр-815ГС Правительству Российской Федерации было поручено подготовить и представить предложения по отмене обязательного применения ККТ при расчетах платежными картами в интернет-ресурсах.

Таким образом, проектируемые нормы в части введения требования о применении ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», идут вразрез с поручением Президента Российской Федерации.

Другие изменения для ИП на 2016 год:

  1. Большая сводная статья по изменения для ИП на 2016 год
  2. Как открыть ИП в 2016 году? Пошаговая инструкция для начинающих!
  3. Налоги и взносы ИП в 2016 году (статья постоянно обновляется)
  4. Фиксированные взносы для ИП без сотрудников на 2016 год
  5. Какие налоги и взносы должен платить ИП без сотрудников на упрощенке в 2016 году?
  6. Заранее подпишитесь на новую книгу по налогам и взносам для ИП на УСН 6% без сотрудников

Не забудьте подписаться на новые статьи для ИП!

И Вы будете первыми узнавать о новых законах и важных изменениях:

Подписаться на новости по емайл

У специалиста по обслуживанию ККТ, который работает на выезде. Они перепродают испорченные аппараты, которые забрали у других клиентов и починили. Этот вариант подходит только на время и если вам очень нужно сэкономить.

Частники возьмутся за установку, регистрацию, ремонт и техническое обнуление. Есть одно но: гарантий на свою работу они не дают. Например, такой специалист может испортить фискальный накопитель при регистрации кассы у ФНС. Если совершить ошибку и неверно указать номер ФН, то он будет испорчен. Придется покупать новый.

ЦТО или АСЦ заменят его бесплатно, если ошибка произошла по их вине. Если вы не заключили договор с частником, где прописана его ответственность, то вряд ли докажете, что ошибка произошла по его вине.

Проблемы, которые возникают при покупке б/у онлайн касс

Кассу сняли с учета в ФНС, но не сделали технологическое обнуление. Технологическое обнуление — это обязательная процедура при покупке б/у кассы. Если вставить новый ФН в кассу, у которой не сделано обнуление, то накопитель будет испорчен, потому что подтянет данные от старого пользователя. Придется покупать новый ФН. Поэтому удаляют все данные о предыдущем владельце, которые может получить фискальный накопитель. Чтобы это сделать, нужно отнести кассу в сервисный центр и вскрыть.

  • Фискальный накопитель на 15 месяцев — 8200 рублей
  • Фискальный накопитель на 36 месяцев — 11 200 рублей
  • Снятие с учета ККТ — 1500 рублей
  • Технологическое обнуление Эвотор — 900 рублей. (Если с перерегистрацией, то бесплатно)
  • Перерегистрация кассы на сайте ФНС и ОФД — 1800 рублей
  • ОФД на 12 месяцев — 3000 рублей

Не получается перенести информацию о продажах, номенклатуре, магазинах. В личном кабинете владельца смарт-терминала Эвотор хранятся данные обо всех магазинах. Однажды возникла проблема: не получалось поменять аккаунт. Сделали обнуление, вставили новый ФН, зарегистрировали в ФНС — но аккаунт владельца ЛК не менялся. Помогло только обращение в техподдержку Эвотор.

Поломки, которые не заметили при покупке. Если решитесь на покупку б/у кассы, то убедитесь в том, что всё работает корректно. Как минимум — включите, напечатайте чек, проверьте как работает wi-fi модуль или встроенный модем. Попробуйте подключить к кассе другое оборудование, так вы проверите работоспособность всех портов.

Что нужно сделать после покупки б/у кассы:

  1. Снять с учета в ФНС (это должен сделать прежний владелец);
  2. Сделать технологическое обнуление;
  3. Купить новый фискальный накопитель;
  4. Зарегистрировать кассу в ФНС и на сайте ОФД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *