Технологический регламент обезвреживания отходов

Технологический регламент обезвреживания отходов

Растущие стандарты потребления, распространение городского образа жизни, ускорение цикла замены бытовой техники и электроники имеют обратную сторону — увеличение объемов твердых бытовых отходов (ТБО), воздействующих негативно на здоровье человека и состояние экосистем. Для складирования отходов отчуждаются огромные площади земельных угодий, потенциально пригодных для сельского хозяйства и рекреации. Внешний вид свалок, распространяемые ими загрязнения, частые случаи самовозгорания с выделением ядовитого дыма делают их окрестности непригодными для проживания, эстетически непривлекательными. Минимизировать негативное влияние ТБО пытаются посредством более эффективного их захоронения, сокращения площадей свалок, производства энергии из мусора, предотвращения выбросов токсичных веществ. Ведутся также разработки, позволяющие повторно использовать ценные компоненты отходов, в частности редкоземельные металлы. В этом выпуске информационного бюллетеня представлены некоторые перспективные технологии, связанные с утилизацией отходов: технологии автоматической сортировки ТБО, технологии высокотемпературного пиролиза и технологии экранирования грунтов от фильтрата свалок.

Версия для печати:

Автоматическая сортировка мусора

Переработка и связанная с этим процессом сортировка отходов — актуальная проблема для всех стран мира. Объемы отходов постоянно растут и угрожают не только экосистемам суши, но и Мировому океану. Принципиально ее решить можно только путем внедрения автоматизированных систем сортировки отходов, построенных на пневматическом, гравитационном, флотационном принципах. Многократно повысить скорость сортировки и эффективность разделения материалов позволит оптическое распознавание на основе лазерного сканирования.

Сортировка с использованием современных интеллектуальных информационных систем происходит следующим образом: все предметы попадают на движущийся конвейер, где оптический сканер измеряет их спектры в инфракрасном и видимом диапазонах и производит их распознавание. Затем из потока мусора выделяются металлы, полимеры, стекло, бумага, картон и другие виды отходов и передаются для дальнейшей переработки или утилизации. Современные системы могут идентифицировать более тысячи видов материалов (и это не предел), что открывает широкие перспективы для экологически безвредной и коммерчески эффективной сортировки и переработки отходов.

Эффекты

Многократный рост производительности труда на мусоросортировочных заводах. Перспектива полной автоматизации всех звеньев технологического процесса утилизации мусора.
Сокращение на 50% и более объема несортированного мусора и площадей полигонов захоронения ТБО.
При повторном использовании некоторых материалов значительно сокращаются энергозатраты на их производство (в случае алюминия — на 95% по сравнению с производством из вновь добытой руды).
Перспектива полной автоматизации всех звеньев технологического процесса утилизации мусора.

Оценки рынка

на1,3%

в год как минимум будут расти в странах ОЭСР в перспективе до 2030 года объемы ТБО, в том числе подлежащих сортировке (если не принимать меры стимулирования к сокращению отходов).
До 80% ТБО должны к 2020 году перерабатываться в полезные материалы или энергию, не более 20% — подлежать захоронению на свалках без сортировки, согласно Европейской рамочной программе по отходам.
Вероятный срок максимального проявления технологического тренда: 2035–2040 гг.

Драйверы и барьеры

Постоянный рост объемов ТБО.
Увеличение среднего расстояния транспортировки мусора из-за дефицита земли в городских агломерациях.
Нехватка предложения рабочей силы для ручной сортировки ТБО.
Сортировка и переработка отходов пока обходятся дороже, чем их захоронение на свалках (даже с учетом ценности полученных материалов).
Отсутствие налоговых стимулов для инвестиций в крупномасштабные системообразующие рециклинговые проекты.
Внедрение систем сортировки и переработки отходов требует регулятивного вмешательства государства; бизнес, как правило, в этом не заинтересован.

Международные
публикации

Международные
патентные заявки

Уровень развития
технологии в России

«Белые пятна» — — существенное отставание от мирового уровня, отсутствие (или утрата) научных школ.

Утилизация полимерных отходов посредством пиролиза

Около половины бытовых отходов образуется из полимерных материалов — поливинилхлорида, полиэтилена, полипропилена и др. Большинство этих продуктов химии органического синтеза в природе не разлагаются: попадают в окружающую среду, постепенно механически измельчаются, входят в цепочки питания. Откладываясь в тканях животных, рыб и птиц, микрочастицы пластиков, других ксенобиотических веществ создают потенциальные риски для здоровья человека. Проблема их утилизации обостряется с каждым годом, поскольку объёмы полимерных отходов растут опережающими темпами по сравнению с другими видами отходов (в два раза быстрее, чем ТБО в среднем).

Перерабатывать полимерные промышленные и бытовые отходы наиболее эффективно с экономической и экологической точек зрения посредством высокотемпературного пиролиза (800–1000 градусов C° и более). Он позволяет расщеплять крайне токсичные органические соединения (например, полихрорированные бифенилы) расщепляются на углекислый газ, хлор, оксиды азота и другие низкомолекулярные вещества, при этом вредные выбросы в атмосферу сводятся практически к нулю.

Снижение затрат на транспортировку полимерных отходов, сокращение площадей их складирования.
Уменьшение энергоемкости производства за счет использования вторичных энергоресурсов.
Сокращение объемов вредных выбросов в атмосферу, снижение неблагоприятного воздействия на здоровье людей токсичных слаборазлагаемых полимеров, бактериального загрязнения и размножения переносчиков инфекционных заболеваний.

694 кг мусора в год

может образовываться в расчете на душу населения в странах ОЭСР к 2030 году (сегодня 560–570 кг), из которых посредством высокотемпературного пиролиза будет сжигаться не менее 30% (сегодня чуть более 20%).
Из тонны полимерных отходов уже сейчас можно получить до 600 литров пиролизного масла, 320 кг сажи, 55 кг металла и 10 м3 пиролизного газа.
Вероятный срок максимального проявления технологического тренда: 2025–2030 гг.

Рост стоимости производства электроэнергии из традиционных видов топлива.
Повышение спроса на отдельные химические элементы, включая редкоземельные металлы, соединения которых являются побочными продуктами пиролиза.
Снижение себестоимости рециклинга полимеров.
Сложность процесса разделения пиролизных масел на компоненты.
Недостаточный уровень экологической культуры населения, привычка утилизировать отходы обыкновенным сжиганием.
Монополизация и криминализация локальных рынков утилизации ТБО, препятствующие выходу новых высокотехнологичных игроков.

«Белые пятна» — — существенное отставание от мирового уровня, отсутствие (или утрата) научных школ.

Экранирование грунтов от свалочного фильтрата

В результате просачивания атмосферных осадков и грунтовых вод на полигонах ТБО и в их окрестностях образуется свалочный фильтрат — очень токсичная жидкость с высоким содержанием патогенных бактерий и микроорганизмов. Фильтрат проникает в почву, водоемы и — самое главное — в питьевые водоносные горизонты. Если полигон ТБО размещают на высокопроницаемых грунтах (с коэффициентом фильтрации более 10 см/с), их необходимо изолировать при помощи специальных противофильтрационных экранов.

Для защиты окружающей среды от негативного химико-биологического воздействия свалочного фильтрата применяют различные изолирующие материалы. В последнее время стали переходить от использования минеральных глинистых экранов (толщиной от 0,25 см, подчас укладываемых слоями до 0,8 м) к синтетическим. Эти новые более тонкие и надежные экранирующие материалы (геомембраны, геосинтетические глинистые пленки) рассчитаны на эксплуатацию до нескольких сотен лет, легко транспортируются и укладываются по рулонному принципу с высокой скоростью, что делает их более экономичными. Развитие нанотехнологий позволит создавать сверхтонкие, сверхпрочные и сверхдолговечные экранирующие пленки, которые, к тому же, смогут впитывать и связывать фильтрат.

Предотвращение попадания токсичных веществ и опасных бактерий в подземные воды.
Уменьшение экологической нагрузки, в частности риска подрыва плодородия почв и биоразнообразия водоемов и водотоков в окрестностях полигонов ТБО.
Снижение риска распространения эпидемических инфекционных заболеваний, болезней печени, выводящих систем, онкологических заболеваний.
Улучшение качества водоснабжения городов и сел за счет повышения уровня очистки подземных вод.

более12% 

— прогнозируемый среднегодовой темп роста рынка геомембран до 2019 года.
На 4,8 млн тонн ежегодно сократится объём загрязняющих веществ, попадающих в грунтовые воды, в случае установки экранов на 100% площади полигонов ТБО в России. Стоимость предотвращенного экологического ущерба может превысить 200 млн рублей ежегодно.
Вероятный срок максимального проявления технологического тренда: 2035–2040 гг.

Ужесточение нормативных требований к захоронению ТБО и контроля их соблюдения.
Меры государственной политики, направленные на значительное повышение стоимости захоронения ТБО.
Учащение случаев инфекционных заболеваний, связанных с низким качеством питьевой воды и нарушениями санитарно-гигиенических норм водоснабжения.
Отсутствие целенаправленной политики региональных и местных властей по декриминализации и демонополизации деятельности в области захоронения ТБО.

Уровень развития
технологии в России

«Белые пятна» — — существенное отставание от мирового уровня, отсутствие (или утрата) научных школ.

Мониторинг глобальных технологических трендов проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (issek.hse.ru) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
При подготовке трендлеттера использовались следующие источники: Прогноз научно-технологического развития РФ до 2030 года (prognoz2030.hse.ru), материалы научного журнала «Форсайт» (foresight-journal.hse.ru), данные Web of Science, rosniipm.ru, abh-ace.be, minenergo.gov.ru, tcj.ru, svoy-business.com, prnewswire.com и др.

Более детальную информацию о результатах исследования можно получить в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ: issek@hse.ru, +7 (495) 621-82-74.
Над выпуском работали: Илья Кузьминов, Ирина Логинова, Анна Соколова, Надежда Микова, Вероника Ефименко, Елена Гутарук, Ким Воронин.
© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015

Технологический регламент по обращению со строительными отходами (далее регламент) — документ, определяющий процесс обращения со строительными отходами по конкретному объекту их образования и обосновывающий количество образующихся отходов производства и потребления, устанавливающий правила обращения с ними.

Данные правила обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются строительные отходы, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по сбору, перемещению, переработке, использованию, обезвреживанию и захоронению строительных отходов.

Технологический регламент разрабатывается на основании и в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.04 г. №1322 «О порядке проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге», Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003г. №1112-ра «Об утверждении правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге» (с изменениями и дополнениями) и Приказом Комитета по природопользованию, экологической безопасности и охране окружающей среды от 15.11.2011 №126-ос «О внесении изменений в Положение о порядке согласования технологических регламентов по обращению со строительными отходами, утвержденное приказом Комитета по природопользованию, экологической безопасности и охране окружающей среды от 30.05.2007 №86-ос».

Требования по обращению со строительными отходами

Образование, сбор, накопление, временное хранение, перемещение, переработка, использование, обезвреживание, захоронение строительных отходов являются неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются, и должны быть отражены в регламенте.

Регламент разрабатывается в составе проектной документации в соответствии с нормативными требованиями к проектной документации.

Сбор, временное хранение, учет образовавшихся, переданных на переработку, использование, обезвреживание, захоронение строительных отходов осуществляются на объектах образования строительных отходов. Ответственность за сбор, временное хранение и учет строительных отходов несут образователи строительных отходов.

Сбор строительных отходов осуществляется раздельно по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их переработку, использование в качестве вторичного сырья, обезвреживание, захоронение.

Места временного хранения строительных отходов должны быть оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.

Образователи строительных отходов обязаны иметь заключенные договоры с перевозчиками и получателями строительных отходов или производят самостоятельно при наличии соответствующих лицензий перемещение (транспортирование), переработку, использование, обезвреживание, захоронение строительных отходов.

Перемещение (транспортирование) строительных отходов должно осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создание аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственными и иными объектами. Ответственность за соблюдение указанных требований несут перевозчики строительных отходов.

Переработка, использование, обезвреживание, захоронение строительных отходов осуществляются в соответствии со строительными, санитарными нормами и правилами, действующим законодательством.

Перемещение (транспортирование), переработка, использование, обезвреживание, захоронение строительных отходов I-V классов опасности осуществляются только при наличии лицензии на деятельность с опасными отходами.

Порядок разработки регламента

Все образователи строительных отходов независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности обязаны иметь регламент.

Регламент по строящимся, ремонтируемым, реконструируемым, разбираемым, сносимым зданиям, сооружениям и инженерным коммуникациям, дорогам или промышленным объектам разрабатывается отдельно по каждому объекту образования строительных отходов на стадии подготовки проектной документации.

Регламент, являясь составной частью проектной документации, подлежит обязательному рассмотрению и утверждению в установленном порядке, предъявляемом к проектной документации.

Отраженные в регламенте положения по обращению со строительными отходами имеют обязательную силу для образователя строительных отходов и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых им для выполнения работ по обращению со строительными отходами.

Контроль за соблюдением регламента осуществляется Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Согласование регламента

Регламент в обязательном порядке подлежит согласованию в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности или в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении «Центр государственной экспертизы» в составе проектной документации.

Выполнение работ по разработке Регламента включает следующие этапы:

I этап: Сбор исходных данных и документов от Заказчика, анализ проектной документации в части образования, хранения, накопления, приема, передачи строительных отходов на рассматриваемой площадке (с определением наименований образующихся отходов, кодов по ФККО, классов опасности (санитарного и экологического), мест образования и применяемых технологических процессов, ориентировочного компонентного состава;

II этап: Разработка Регламента с расчетом и обоснованием количества образующихся отходов по каждому наименованию, обоснованием объемов временного накопления отходов на территории Заказчика и периодичности их вывоза, оценкой соответствия мест временного накопления отходов требованиям санитарных норм и правил, составлением карты-схемы с нанесением мест централизованного временного хранения отходов, разработкой мероприятий, направленных на снижение влияния образующихся отходов, на состояние окружающей среды, оценкой способов утилизации отходов, оценкой воздействия отходов на окружающую среду. Оформление документации и представление его на утверждение Заказчику;

III этап: Согласование Регламента в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности или в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении «Центр государственной экспертизы» в составе проектной документации.

Ответственность

Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.2001г., глава 8).

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Специалисты нашей Компании оперативно разработают Регламент по обращению со строительными отходами так, чтобы затраты на вывоз строительного мусора и возмещение экологического ущерба были минимальны для клиента, но строго в рамках действующего законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *