Теневая экономика 2017

Теневая экономика 2017

36 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 2 (71) -♦

Yevgenia Andreevna Yuneva, Евгения Андреевна Юнева,

senior lecturer of the department of economic theory, старший преподаватель кафедры экономической теории,

Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)

of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова

Inga Anatolievna Avdeeva, Инга Анатольевна Авдеева,

PhD in Economics, кандидат экономических наук,

associate professor of the department of economic theory, доцент кафедры экономической теории,

Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)

of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова

<*a> inga-avdeeva@yandex.ru

УДК 338(100)

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ

В СТРАНАХ ЕС

Статья посвящена изучению вопроса развития теневой экономики в странах ЕС. Цель данной статьи -проанализировать состояние стран ЕС со стороны развития теневого сектора, выявить основные причины его функционирования. Данная тема как нельзя актуальна в современном мире. Вначале XXI в. многие эксперты утверждали, что теневую экономику в странах ЕС удалось взять под контроль, но данные выводы оказались ошибочными. Теневая экономика не исчезла. При этом европейские страны здесь мало чем отличаются от других, теневой сектор также преимущественно распространен в строительной сфере и сфере обслуживания. Перед странами ЕС стоят острые проблемы транснациональных компаний, в результате действий которых бюджеты недополучают денежные средства. Существенную роль в выводе денежных средств из стран ЕС играют офшорные зоны. Все вышеперечисленные проблемы подробно проанализированы в данной статье. На основе проведенного анализа предложены пути решения сложившихся ситуаций.

Ключевые слова: ЕС, теневая экономика, офшорные зоны, структура теневой экономики, уклонение от уплаты налогов, транснациональные компании, бенефициар, международное сотрудничество, оценка масштабов теневой экономики.

MEASURES TO COMBAT SHADOW ECONOMY IN EU COUNTRIES

Европейский союз — это экономическое и политическое объединение 28 европейских стран, в результате чего сформировался «общий рынок», который обеспечивает свободное передвижение товаров и людей. В рамках ЕС действует единая валюта — евро, которую по состоянию на 2018 г. используют 19 стран-участниц, функционирует собственный парламент, который уполномочен принимать решения в широком диапазоне областей. В начале XXI в. сложилось мнение, что теневую экономику в Европе удалось взять под контроль в результате проведения следующих действий, таких как оздоровление предпринимательского климата,

умелое сочетание стимулов и санкций и т.п., поэтому население и бизнес все чаще предпочитают работать «вбелую». Но экономический кризис, возникший вследствие обострения политического противостояния, повернул ситуацию вспять. Теневая экономика возвращается. И ее не удастся избежать ни благополучному Северу Европы, ни проблемному Югу Европы.

Существует несколько способов оценки масштабов теневой экономики. Первый — монетаристский, который исходит из предположения, что в теневой экономике оплата и расчеты проводятся исключительно в наличной форме, поэтому в данном под-

ISSN 1994-5094 ♦-

37 -♦

ходе большее внимание уделяется соотношению между объемами наличных денег и банковскими вкладами до востребования, а также изменениям наличных денег в обращении. Также существует и другой подход — «Палермо», итальянский метод, который основан на сравнении величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масштабах страны или региона, а также у отдельных лиц. Основной причиной дальнейшего развития теневой экономики в развитых странах является высокий уровень налогообложения (на налоги уходит примерно 40% от заработка европейского гражданина). При этом европейские страны здесь мало чем отличаются от других. Теневой сектор также преимущественно распространен в строительной сфере и сфере обслуживания. При этом работники данных отраслей стремятся увеличить свой заработок, не прибегая к криминальным схемам. При этом темпы роста в неформальном секторе будут намного выше, чем в мелкой либо средней промышленности. Это связано как с миграцией деревенского населения, так и с переездом большого количества мигрантов из стран ближнего Востока, так как малообразованные и неквалифицированные специалисты — это «расходный материал» для экономики: они готовы работать за небольшие деньги, не требуют соцпакета и готовы практически на все, чтобы остаться в Европе .

Также следует отметить, что в разных странах и регионах Европы теневая экономика проявляется по-разному. Соответственно, вес теневого сектора будет различным. Данное явление подробно разбирается в публикации австрийского экономиста Фридриха Шнайдера. Согласно проведенному анализу, использование подпольного труда и уход от налогообложения достигают в своей совокупности 19% ВВП зоны ЕС. Исходя из расчетов экспертов, Швейцария занимает последнее место по доле теневого сектора в ВВП страны, что составляло 6,9% ВВП в 2014 г. Можно сказать, что Швейцария может служить своеобразным примером для большинства европейских стран. Далее следуют Австрия (7,8% ВВП), Люксембург (8,1% ВВП), Нидерланды (9,2% ВВП), Великобритания (9,6% ВВП). В перечисленных странах низкий уровень налогообложения предприятий и здоровая экономика, которая помогла им намного легче пережить кризис, в отличие от Франции, где уровень теневого сектора — 10,8% ВВП, в Испании -18,5% ВВП, в Португалии — 18,7% ВВП . Интересна и структура теневой экономики в целом по Европейскому союзу. Согласно информации, предоставленной французской газетой ЬеМо^е, 66,5% в доли теневого сектора европейских стран составляет неофициальный труд, который применяется в строительстве, сельском хозяйстве и работе на дому. Доходы, скрываемые от налоговых органов (такси, выручка баров и т.п.), образуют остальные 33,5%. Если рассмотреть выборку из 5 стран, таких как Германия, Италия, Испания, Румыния, Польша, то доля теневого сектора распределилась по следую-

щим сферам: строительство — 35%; оптовая и розничная торговля — 25%; сфера переработки — 25%; гостиничный и ресторанный бизнес немного ниже -20%. А в таких сферах, как добыча полезных ископаемых, транспорт, здравоохранение, торговля недвижимостью, уровень распространения теневой экономики намного слабее . Но разброс по странам будет сохраняться по-прежнему большой. Поэтому страны Европейского союза в последнее время большое внимание стараются уделять борьбе с уклонением от уплаты налогов. Данные меры активно вписываются в программы правительства по сокращению бюджетного дефицита.

Громкие скандалы с участием таких компаний, как Fiat, Starbucks, McDonald’s, при содействии нескольких стран — участниц ЕС, сделали вопрос об уклонении от уплаты налогов первостепенным. Например, американскую сеть ресторанов быстрого питания подозревали в уклонении от уплаты налогов в ЕС через использование налоговых льгот в Люксембурге. В некоторых источниках указывается сумма в 1 млрд евро. Как сообщали СМИ, McDonald’s уклонилась от уплаты налогов в период с 2009 по 2013 г., проводя свою выручку через Люксембург. Также последовал перевод европейской штаб-квартиры из Лондона в Швейцарию, и была создана холдинговая компания по интеллектуальной собственности в Люксембурге. В McDonald’s заявили, что их не уведомили о расследовании и что компания всегда была послушным налогоплательщиком в Европе. По данному делу проходили такие компании, как Amazon и Appel.

В данной ситуации, помимо отдельных расследований, которые ведет Еврокомиссия в отношении как компаний, так и властей стран, предположительно предоставивших выгодные налоговые условия, разрабатывались правила и законы, которые должны переломить сложившуюся ситуацию, изменив и саму систему налогообложения в ЕС. Например, Франция ужесточила санкции против нарушителей. Из-за уклонения от уплаты налогов как физических, так и юридических лиц экономика Франции теряет ежегодно 60-80 млрд евро. По данным французских СМИ, с начала 2018 г. уже почти 5 тыс. французов признались в нарушении налогового законодательства своей страны. Исходя из сложившейся ситуации, правительство Франции было вынуждено усилить ответственность для граждан, уклоняющихся от налогов. Было предусмотрено увеличение срока заключения до 7 лет и суммы штрафа до 2 млн евро. Также по новым правилам предусмотрен доступ налоговых служб к счетам в заграничных банках, разрешение на прослушивание телефонных разговоров и содержание подозреваемых под стражей до четырех суток. Кроме того, планировалось создание публичного реестра, который был бы доступен всем французским налогоплательщикам, но конституционный суд признал данный подход неконституционным. После этого правительство утвердило конкретный перечень органов и лиц, которые могут получить доступ к данному реестру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 2 (71) -♦

В Испании за счет улучшения контроля за налогооблагаемой базой планируется пополнить госказну примерно на 8,1 млрд евро. Италия потребовала, чтобы любые платежи, которые будут превышать 2,5 тыс. евро, совершались исключительно картами и банковскими переводами. В Англии было создано специальное подразделение в количестве 200 агентов, которым получено следить за особенно высокими доходами. Но данные тенденции не ограничиваются исключительно территориями вышеперечисленных стран. Скорее всего, они в такой же степени проявляются и за их пределами.

Обобщая все перечисленные примеры, конкретизируем меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов в странах ЕС. Акцент в данной борьбе делается на реализации мер борьбы с уклонением от уплаты налогов и агрессивным налоговым планированием. Данные меры являются отражением разработанного ранее проекта стран ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, т. е. международные корпорации должны платить налоги в том месте, где они получают прибыль. Данное условие считается основным, которое необходимо реализовать. Был сформулирован пакет мер по борьбе с корпоративным уклонением от уплаты налогов, который должен призвать страны ЕС занять более четкую, сильную и скоординированную позицию в отношении компаний, являющихся «уклонистами» от уплаты налогов. Планируется внедрение международных стандартов против размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.

Данные меры включают в себя:

— обязательные меры, направленные на то, чтобы заблокировать все основные методы, которые компании используют для уклонения от уплаты налогов;

— рекомендации для стран — участниц ЕС о том, как предотвратить злоупотребление условиями налоговых соглашений;

— предложение для стран — участниц ЕС делится налоговыми сведениями о транснациональных корпорациях, действующих на территории ЕС;

— действия, направленные на продвижение эффективного управления в сфере налогообложения на международном уровне;

— внесение третьих стран, которые отказываются от сотрудничества в так называемые «черные списки». В декабре 2017 г. в данные списки входили: Американское Самоа, Бахрейн, Барбадос, Гренада, Гуам, Макао, Маршалловы острова, Монголия, Намибия, Объединенные Арабские Эмираты, Палау, Панама, Сент-Люсия, Самоа, Тринидад и Тобаго, Тунис, Южная Корея. Данные страны, по мнению ЕС, ведут нечестную игру, чем и заслужили попадание в данный список. При этом методы и способы, по которым были выбраны данные страны, вызвали споры. Также был опубликован «серый список» из 47 стран, налоговые правила которых не соответствуют стандартам ЕС, но вскоре должны быть пересмотрены. Поэтому сейчас

перед Еврокомиссией стоит задача по составлению нейтральных индикаторов для определения кандидатов в «черные списки». После этого страны-участницы будут решать, какие из третьих стран необходимо проверить более досконально.

Перед странами ЕС остро стоит проблема транснациональных компаний, а именно использование ими «налоговых дыр» в налоговом законодательстве различных европейских стран, что способствует недополучению бюджетами денежных средств. Крупные корпорации теперь должны отчитываться по своим доходам в каждой стране, в которой они ведут деятельность, тем самым утрачивая способность экономить на налогах и выводе денежных средств в тень.

Существенную роль в выводе денежных средств из стран ЕС играют офшорные зоны. Офшоры — это территория государства или ее часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения при условии, что их предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов этого государства. Для обозначения офшорных зон в разных странах используются также термины «налоговое убежище», «налоговая гавань» или «налоговый рай».

Офшор — это компания, зарегистрированная в стране с льготным налогообложением, имеющая определенную форму собственности и ограничения по ведению хозяйственной деятельности на территории страны регистрации. Офшор позволяет вести внешнеэкономическую деятельность, оплачивая по месту регистрации только фиксированный ежегодный сбор. По распространенному мнению, поддерживаемому такими экономистами, как Джозеф Стиглиц, существование офшорных зон является глобальной проблемой. Такие юрисдикции способствуют отмыванию денег и уклонению от уплаты налогов, как следствие, росту преступности и социальному неравенству .

По данным международной независимой сети Tax Justice Network, в мире существует около 80 юрисдикций со статусом офшорной зоны. Общая сумма инвестированных в них денег на 2010 г. оценивается в 21-32 трлн долл. Международное объединение организаций «Оксфарм» определяет эту сумму в минимум 18,5 трлн долл, из них более 12 трлн долл. находятся в пределах ЕС (Люксембурге, Андорре, Мальте и других офшорных зонах). Эта сумма составляет 19,5% от общей суммы депозитов в мире .

В 2015 г. Европарламент утвердил Четвертую директиву Еврокомиссии, которая обязывает все страны ЕС создавать список конечных бенефициаров всех компаний, в том числе в офшорах, контролируемых той или иной страной. В данном реестре указываются реальные имена, национальность и место постоянного проживания реальных владельцев компаний. Четвертая директива вступила в силу летом 2016 г. Но процесс идет не совсем гладко, так как во многих странах возникли дискуссии о том, кого считать конечными бенефици-

ISSN 1994-5094 ♦-

39 -♦

арами. Возникли разногласия и по вопросу доступности информации, которая будет храниться в данных реестрах. Изначально Европарламент и Еврокомиссия полагали, что данные о конечных бенефициарах будут доступны всем желающим, но Конституционный суд признал такой подход незаконным. Затем правительство утвердило конкретный перечень лиц, которые могут получить доступ к реестру. Другие страны, например Англия, решили придерживаться полной открытости.

На современном этапе данное требование было выполнено не всеми странами ЕС. При этом следует отметить, что никакой унификации в созданных реестрах нет, реестр каждой страны имеет свои особенности. Но и данное действие является серьезным шагом к снижению уровня развития теневого сектора. Европа перестает быть надежным хранилищем незаконно заработанных активов.

Обобщая все вышесказанное, подведем итог. Продолжая двигаться по пути снижения уровня теневого сектора, Еврокомиссия сосредоточилась на трех направлениях:

— обеспечение эффективного налогообложения в ЕС, которое базируется на применении принципа

корпоративного налогообложения, т.е. фирмы должны платить налоги там, где получают свою прибыль;

— повышение прозрачности в системе налогообложения и обеспечение справедливой налоговой конкуренции;

— обеспечение равных условий, укрепление международного сотрудничества в общей борьбе против уклонения от уплаты налогов.

1. Жукова Е.Б. Развитие институциональных интересов в постиндустриальной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2 (36). С. 16-18.

2. Килинкарова Е.В. Налоговое право зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014.

Опрос предприятий Украины проводился в марте – мае 2019 года. Методом телефонного интервью было опрошено 800 владельцев, руководителей и топ-менеджеров компаний по всей Украине за исключением АР Крым и временно не подконтрольных украинскому правительству территорий Донецкой и Луганской областей.

Опрос проведен с использованием случайной стратифицированной выборки, что покрывает все регионы Украины, сектора экономики и охватывает разные по размеру компании (большие, средние, малые и микро).

Результаты исследования

Уровень теневой экономики в 2018 году составил 47,2% от общего объема ВВП и 46,8% в 2017 году. По регионам уровень теневой экономики распределился таким образом:

Во всех регионах наблюдается рост уровня теневой экономики в среднем на 1,5%, за исключением Севера и Центра, где наблюдается значительное сокращение аж на 4,3%.

Наиболее тенезированные сектора экономики – Розничная торговля и Строительство, где масштабы теневой экономики превышают 50%, хотя, в отличие от других секторов, именно здесь в 2018 г. произошло снижение уровня теневой экономики по сравнению с 2017 г.

Составляющими теневой экономики являются три вида уклонения от налогов, а именно (1) скрытие дохода от бизнеса, (2) скрытие реального количества наемных работников, (3) скрытие реальных размеров выплаченной зарплаты, или же зарплата «в конвертах».

(1) Самую большую долю в теневой экономике как в 2018 г., так и в 2017 г. составляет скрытие дохода от бизнеса, хотя его доля уменьшилась с 60% до 57%.

(2) Следующая по величине – это скрытие количества работников, ее доля оставалась почти неизменной в 2017 и 2018 гг.

(3) Третья составляющая – скрытие выплаченной зарплаты, составляет наименьшую долю среди составляющих теневой экономики, и сравнительно с двумя другими ее доля значительно выросла с 18% в 2017 г. до 21% в 2018 г.

Масштабы скрытия и ожидаемые наказания за осознанно неполную отчётность

Масштабы скрытия и неполной отчётности достаточно велики и по данным опроса в среднем:

— 40% своих доходов предприятия Украины оставляли не задекларированными в 2017 и 2018 гг.;

— 32% работников компаний в 2018 г. не были официально трудоустроены и, соответственно, 35% работников в 2017 г.;

— 45% заработной платы работников компаний в 2018 г. было выплачено неофициально, а в 2017 г. 46%.

В то же время, предприниматель боятся быть пойманными за осознанно неправдивую отчётность.

Большинство считает, что в случае, если их «поймают» за неполную отчётность, то это им грозит существенными штрафами, что с на дальнейшую деятельность компании:

— 35% респондентов считают, что штрафные санкции повлияют на конкурентоспособность их компании;

— 26% боятся, что штрафные санкции поставят компанию под угрозу банкротства;

— 12% сказали, что им вообще придется прекратить свою деятельность.

Только 28% респондентов не ожидают никаких существенных последствий от возможных наказаний за неполную отчётность, из них 22% думают, что это может быть небольшой штраф, а 6% вообще считают, что ничего существенного не может быть.

Итоги результатов исследования

1) теневая экономика занимает значительную часть в деловой жизни – бизнесе;

2) индекс теневой экономики только частично способен идентифицировать нефинансовые операции (блат, обмен услугами), не следует путать с коррупцией, и лишь частично пересекается с нелегальной экономикой;

3) значительное количество людей боится быть пойманными, а это означает, что они открыты для альтернатив;

4) понимание мотивов взаимодействия с теневыми практиками может помочь в разработке политики

К ВОПРОСУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Дадалко В.А.

Экономические системы как развитых, так и развивающихся стран, демократических или тоталитарных, в большей или меньшей степени содержат в себе некоторую часть, функционирующую вне рамок законодательства.

Теневая экономика нарушает целостность социально-экономических систем, затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, ослабляет доходы бюджетов на всех уровнях государственного устройства. Теневая экономическая деятельность сопровождается не только масштабным выводом ресурсов из официального оборота, но и искажением статистической, финансовой, налоговой отчетности, уменьшением уровня транспарентности экономики.

Как источник экономического законодательства государство широко использует обширный инструментарий финансового регулирования. Так, для обеспечения эффективного воздействия на субъекты экономических отношений государственная власть использует в качестве мощных финансовых регуляторов денежное обращение, внешнеэкономическую деятельность, налоговое, бюджетное регулирование и т.д. Иными словами, государство вырабатывает и реализует конкретную экономическую политику, которая целиком зависит от целей и задач, стоящих перед обществом.

В теневом обороте аккумулированы колоссальные финансовые ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом выхода из кризиса и обеспечения экономической безопасности России. Значимость противодействия теневой экономике признается на государственном уровне, отмечена в посланиях Президента Российской Федерации

Д.А. Медведева Федеральному Собранию, постановлениях Правительства Российской Федерации.

Зарубежные и отечественные ученые часто акцентируют внимание на компенсационной функции теневой экономики, так как она посредством различных «серых» схем частично сглаживает отрицательные последствия непродуманных решений властей. Например, теневая экономика использует излишки рыночного предложения рабочей силы, позволяет функционировать предприятиям, находящимся под угрозой банкротства, снабжает дешевой не обязательно качественной, но востребованной продукцией потребителей с низкими доходами.

В то же время, на современном этапе усиления кризисных экономических явлений 2008—2010 гг. начинает превалировать деструктивная функция теневой экономики, а компенсационное влияние снижается. Это еще раз доказывает, что разработка научно обоснованных мер противодействия теневой экономике представляется актуальной и практически значимой задачей обеспечения экономической безопасности России.

Экономическая безопасность является составной частью системы национальной безопасности, в этой связи ей присущи такие же структурные риски и угрозы. Экономическая безопасность предусматривает не только защищенность интересов государства, но и готовность, и способность институтов государственной власти создавать эффективные механизмы защиты экономики, поддержания социально-политической стабильности в обществе. В связи с этим теневая экономика является серьезной угрозой экономической безопасности России.

Профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук.

О

о

о о о

со s

о

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о *

о

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

Теневая экономика — сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественно-экономических отношений, и прежде всего — неконтролируемый обществом сектор воспроизводства, где производство, распределение, обмен и потребление экономических благ и предпринимательских способностей скрываются от органов государственного управления. Теневая экономика — деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учета и контроля.

Понимание сущности теневой экономики как общественно вредной деятельности позволяет в полном объеме выявить данный сектор, проанализировать внутренние связи и взаимообусловленность соответствующих явлений, что дает возможность обнаружить условия, причины и механизмы возникновения и распространения теневого сектора экономики. Теневая экономика имеет два основных взаимосвязанных признака: 1) противоправная деятельность в целях получения исключительно в собствен-

ных интересах неконтролируемого дохода;

2) получение дохода, который полностью или частично выведен из-под фискального контроля в целях получения дополнительных экономических выгод. Существуют различные виды деятельности, которые противостоят полезному развитию экономики, наносят вред обществу и создают теневую экономику — экономику деформирующую и общественно опасную. Выявление подобных негативных образований, их блокирование и преодоление — непременное условие полноценного развития общества. Систему структурных элементов теневой экономики отражает рис. 1.

Следует отметить, что к неучитываемой (неофициальной) экономике относятся все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.

Неучитываемая экономика

Неформальная (некриминальная) экономика

С \ Теневая экономика

г

Скрытая экономика

с \

Фиктивная

экономика

\ /

с \

Параллельная

экономика

ч У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нелегальная (криминальная) экономика

Организованная преступность

Криминальный бизнес

Г \

Некриминальная

(серая) экономика

Криминальная (черная) экономика

J ч.

Возвращаемая в легальную экономику

Не возвращаемая в легальную экономику

Рис. 1. Структурные элементы теневой экономики

Фиктивная экономика — это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег. Под параллельной экономикой понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.

Любая деятельность в сфере теневой экономики является преступной, но не каждая подпадает под нормы существующего законодательства.

Характерные особенности криминальной (черной) экономики:

> субъекты — традиционный криминал, мафия, олигархи, коррумпированное чиновничество;

> характер деятельности — преднамеренная противозаконная деятельность, направленная на личное обогащение;

> методы недобросовестной конкуренции — сговоры на рынке, подкуп государственных служащих, физическое воздействие на конкурентов, неуплата налогов;

> характер деятельности — преступная, антисоциальная деятельность.

> отношение населения — преимущественно негативное.

Характерные особенности некриминальной (серой) экономики:

> субъекты — мелкие и средние предприниматели, самозанятые, домашние хозяйства;

> характер деятельности — вынужденная, связанная с выживанием;

> методы недобросовестной конкуренции — преимущественно неуплата налогов;

> характер деятельности — внелегальная, не несущая серьезной угрозы обществу.

> отношение населения — преимущественно толерантное.

Из-за недостаточной защиты жизни и имущества граждан со стороны государства на этапе формирования рыночных отношений предприниматели вследствие монополизации основных производственных сфер, строго централизованного фондирования сырья, материалов и оборудования были вынуждены сами обеспечить условия своей деятельности, опираясь на негосударственные структуры. Это привело к криминализации экономических отношений, так как субъектами являлись представители административно-управленческого аппарата различных звеньев народного хозяйства, выступающие в роли держателей и потребителей фондов. Неформальные отношения между предпринимателями и

госслужащими привели к экономической деятельности, должностным преступлениям, коррупции, созданию механизма воздействия на государственный аппарат и на экономическую политику в целом.

Понятие «черной» экономики зачастую отождествляется с понятием экономики организованной преступности. Следует отметить, что «черная» теневая и криминальная экономика обособлена от «серой» и «белой», в то же время, на уровне корпоративного бизнеса наблюдается их взаимное проникновение. Теневая экономика тесно переплетена с легальным и реальным сектором экономики и является ее составной частью. В своей деятельности она также пользуется услугами государства, его материально-общественными факторами, рабочей силой и т.д., не вступая при этом в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования.

Теневая экономика охватывает все стадии общественного воспроизводства. Причем на каждой стадии происходит увеличение объема теневой экономики: на стадии реализации возникают теневые доходы, на стадии их использования возникают неофициальные финансовые потоки. В связи с этим по данным вторичной информации, объем теневой экономики, формирующийся на стадии использования доходов, в несколько раз выше оценок, приводимых статистическими службами государства.

Организованная преступность является, по существу, особой отраслью бизнеса — экономической деятельностью профессиональных преступников, направленной на удовлетворение считающихся антиобщественными остродефицитных потребностей рядовых граждан. Организованная преступная группа интерпретирована как система неформальных отношений и контрактов, которые минимизируют транзакционные издержки преступной деятельности (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(О 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

О

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

о *

о

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Рис. 2. Система неформальных отношений организованной преступности

Однако даже эти цифры не отражают реальную ситуацию. В России взяточничество как явление приняло огромные масштабы, бизнес без взяток в стране практически не развивается; коррупция, ее масштабы и социальные последствия (как система отношений, основанных на противоправной деятельности должностных лиц) являются препятствием на пути социально-экономического развития государства и успешного выполнения стратегических национальных программ.

Масштабы теневой экономики в государстве зависят от состояния развития экономики, государственных институтов и способности общества контролировать производство, распределение, обмен и потребление экономических благ, использование предпринимательских способностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Масштабы теневая экономики в России огромны: по официальным данным ее удельный вес в ВВП составляет 25— 50 %. Речь идет уже не об отдельном теневом секторе, а о теневой составляющей в деятельности очень многих российских предприятий. Отличительной чертой теневых процессов явилось и то, что они не ограничились экономикой, а проникли практически во все сферы общественной

жизни. Такие масштабы теневой деятельности не позволяют государству нормально развиваться и создают угрозу не только экономической безопасности, но и существованию российской государственности. Кроме того, само государство вовлечено в теневую деятельность, что проявляется в широкомасштабной коррумпированности государственного аппарата и формировании олигархических групп в результате слияния власти и капитала.

Наибольший ущерб, наносимый теневой экономической деятельностью экономике России наблюдается в таких сферах, как бюджетная и социальная, остальная доля ущерба распределяется среди прочих сфер с долей каждой не более 10 % (рис. 3).

Структура ущерба от теневой экономической деятельности в России объясняется масштабным уклонением от налогов, недофинансированием социальной сферы. Расчеты показали, что ущерб, наносимый бюджетной сфере, составляет более 16 % налогов, собираемых в стране.

Для противодействия теневой криминальной деятельности необходима существенная корректировка существующей теории и практики реформирования экономики и общественных структур при соблюдении идеи развития рынка.

□ бюджетная

□ финнсовая

□ производственная и торговая

□ экология

□ социальная

□ инвестиционная Ш трансакционная

Рис. 3. Ущерб от теневой экономической деятельности в России, 2008 г.

Общий ущерб, характеризующий масштабы деятельности теневой экономики (и), предлагается определять посредством суммирования ущербов, наносимых по ее компонентам (1):

и = X и^.

I = 1

(1)

Ущерб по компонентам и^ складывается из элементов иу следующим образом (2):

и = £ Щу

(2)

у = 1

где кI — число элементов ущерба для компонента /.

Ущерб по компонентам формализуется в результате учета статистических показателей. Например, в отношении формулы (1) ущерб по производственному и торговому компоненту состоит из следующих элементов: ущерба от недобросовестной конкуренции, неправомерного ограничения свободы торговли, нарушения лицензионных прав. В отношении формулы (2) ущерб от недобросовестной конкуренции характеризуется количеством различных правонарушений антимонопольного законодательства, нарушений порядка ценообразования, нарушений, связанных с препятствованием предпринимательской деятельности, принуждением к совершению сделки или к отказу от ее совершения, ложной рекламой.

Одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующих притоку иностранных инвестиций в отечественную экономику, является отмывание денежных средств, полученных путем совершения преступлений в экономической сфере.

Движение нелегально полученных средств идет во многом аналогично движению легально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями, в зависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторые расходуются на немедленное потребление; другие возвращаются обратно в бизнес. Легализация доходов является жизненно важной составляющей любой преступной деятельности, важным звеном криминального экономического цикла.

Можно определить следующие важнейшие цели деятельности по легализации преступных доходов:

> сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.

> создание видимости законности получения доходов;

> сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

о

о о о

со

н о

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

о *

о

2 ф d

л *

S I

н

о ф

со

Рис. 4. Источники получения преступных доходов для последующей легализации

> уклонение от уплаты налогов;

> обеспечение удобного и оперативного доступа к денежные средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес. Источники получения преступных

доходов для последующей легализации, группированные в зависимости от сферы направленности капитала, представлены на рис. 4.

Проведенное автором исследование показало, что легализация доходов теневой экономики может рассматриваться в контексте легальной экономики сквозь призму формирования теневого капитала, который нелегально вывозится за рубеж, где легализуется в виде приобретения недвижимости, инвестиций в иностранную экономику, создания предпри-

ятий, а затем легально возвращается в Россию в форме инвестиций (рис. 5).

При этом основной объем доходов в противоправной экономической деятельности формируется за счет «серой» экономика, а криминальный теневой капитал составляет в общей массе теневых доходов незначительную часть.

Анализ следственной и судебной практики свидетельствует, что отличительной особенностью легализации теневых доходов является то, что преступление данного типа не совершается неожиданно. Оно всегда с той или иной долей тщательности готовится правонарушителем с применением определенных способов на различных стадиях подготовки и совершения преступления. Процесс легализации теневых доходов невозможен без предварительной подготовки, изучения и оценки обстановки, создания условий, облегчающих ввод денежных средств или иного имущества в ле-

Рис. 5. Принципиальная схема легализации теневых доходов

гальный оборот. Пути и способы совершения преступления многочисленны: при изменении законодательства и социально-экономической обстановки в стране меняются и способы отмывания преступных средств. Нередко новые механизмы легали-

зации разрабатывают специалисты в области налогового и банковского права, финансовые консультанты и юристы, то есть лица, имеющие специальное образование.

Главной целью легализации является представление дохода от противоправной

(О 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

О

о я с о п ш ю

О *

О ф

у

о *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

Ч

Я *

I I-

О ф

со

О

о

о о о

со

н о

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

о *

о

2 ф d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л *

S I

н

о ф

со

деятельности в качестве легального, с тем чтобы иметь возможность использовать теневые деньги и имущество по своему усмотрению, не вызывая подозрения у правоохранительных органов и не раскрывая подлинного источника их происхождения. Для достижения данной цели криминальное сообщество совершает активные действия: оформление фальшивых счетов для оплаты, ведение двойной бухгалтерии, создание в необходимых случаях фиктивных фирм или использование фирм-посредников, размещение денежных средств на чужих счетах. К другим целям легализации можно отнести также сокрытие источников происхождения доходов, полученных нелегальным путем; сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс легализации; уклонение от уплаты налогов; создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

На рис. 6 приведено краткое системное изложение наиболее распространенных законных и незаконных способов легализации теневых доходов.

Один из основных способов, применяемых преступными организациями в целях финансирования террористических акций и отмывания средств, полученных преступным путем это злоупотребление в ходе деятельности некоммерческих организаций. Некоммерческие и благотворительные организации затрагивают почти все аспекты жизнедеятельности — образование, спорт, культуру, искусство и пр. Злоупотребления в ходе деятельности таких организаций, в целях отмывания денег могут носить очень разнообразный характер. Одна из возможностей используемых преступниками — это организация некоммерческих организаций в благотворительных целях для отмывания денег и финансирования преступной группировки. Некоммерческие и благотворительные организации могут осуществлять финансирование криминальных структур, при этом физические лица или организации, выступающие в качестве спонсоров, могут не догадываться об этом.

Теневая экономика присуща всем общественным формациям и играет значительную роль не только в межсистемных, но и во внутрисистемных сдвигах. Между появлением спроса на новый институт и образованием соответствующего легального института проходит более или менее значительный временной период, в тече-

ние которого функционируют институты теневой экономики. В качестве примера инновационной функции теневых отношений, объединенной с созданием новых организационных структур внутри той же самой социально-экономической системы, можно привести институциональную коррупцию эпохи перехода от капитализма свободной конкуренции к олигополистическому капитализму.

В сфере противодействия теневой экономики в социально-экономической системе всегда будут существовать противоречия, потому что предпосылки роста и развития теневой экономики заложены в самой системе. Это означает, что рост масштабов теневой экономики зависит от способа разрешения противоречий существования системы, которые при определенных условиях могут трансформироваться в деструктивные, разрушающие ее целостность.

Взаимосвязь теневой экономики и существования социально — экономичес -кой системы можно определить следующим образом: «деструктивные противоречия экономической системы ^ факторы теневой экономики ^ теневая экономическая система ^ восстановление целостности экономической системы ^ разрушение теневой системы». Данная последовательность отражает источник, причину возникновения теневой экономики (деструктивные системные противоречия), так и формирует направление противодействия теневой экономики (восстановление целостности системы). Таким образом, теневая экономика — это система производственных отношений, выражающих деструктивные противоречия, которые разрушают целостность экономической безопасности государства.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости осуществления решительной государственной политики противодействия теневой экономики. 1. Механизмы государственного воздействия на теневую экономику должны найти отражение в долгосрочной государственной Стратегии противодействия теневой экономики и коррупции России. В первую очередь, нужно сформулировать главную цель противодействия теневой экономики и определить реальный уровень, до которого можно минимизировать теневую экономику, чтобы данная задача должна быть выполнимой.

Рис. 6. Способы легализации теневых доходов

Ф

■а

Я <

н

о ф

О

о

о о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

н о

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

о *

о

2 ф d

л *

S I

н

о ф

со

Рис. 7. Механизм противодействия легализации теневых доходов

Индикатором может выступать удельный вес теневой экономики, не превышающий 10 % ВВП. Такое значе- 4. ние индикатора может быть обосновано следующими аргументами: во-первых, зарубежный опыт эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой деятельности; во-вторых, российская экономическая история свидетельствует, что гипертрофированные масштабы теневой экономики — следствие развития рыночных отношений и недостаточно эффективно проведенной приватизации государственной собственности. 5. Нужно руководствоваться дифференцированным подходом к теневой экономике, так как ее субъекты представляют разные социальные группы и преследуют различные цели. Однако необходимо определить взвешенное соотношение между экономическими и администра-

тивными методами государственного воздействия на теневую экономику. Значительная часть теневых доходов при осмысленном подходе способна стать реальной силой, укрепляющей отечественное производство. При этом следует отметить, что меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) могут стать более эффективными по сравнению с прямым административным воздействием (разного рода запреты, усиление наказаний). Необходимо прямое государственное вмешательство, строгая реализация принципа диктатуры закона в качестве мер противодействия умышленным нарушениях законодательства хозяйствующими субъектами, коррупции государственных служащих и теневой активности олигархов.

6. Укрепление вертикали власти остается актуальной проблемой. Процессы сращивания государственной власти с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными элементами активно протекают на региональном уровне. Необходимы значительные изменения в структуре государственного управления. Институциональные реформы должны охватывать оптимизацию структуры органов государственного управления и правоохранительных органов, формирование системы эффективного государственного контроля в экономической сфере, административную реформу корпуса государственных служащих.

7. Следует отказаться от абсолютизации значения силы и правового характера государства в решении проблемы теневой экономики, так как посред-

ством разнообразных нелегальных схем существуют способы обойти Законы. Кроме того, существуют различные «серые» схемы ведения хозяйственной деятельности. 8. Проблема сокращения масштабов теневой экономики должна решаться путем создания правовых экономических условий по сокращению теневой экономики и взаимодействия с институтами гражданского общества — профсоюзами, организациями предпринимателей, творческими ассоциациями, средствами массовой информации. Таким образом, российское государство посредством управленческого воздействия и последовательной комплексной политики может существенно повлиять на сокращение объема теневой деятельность и укрепление экономической безопасности государства.

(0 01

г •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о сч

о о о о.

с[ со

4.1. Социально-правовой и Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России.

Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности.

Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением Уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер.

Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями.

Как отмечает В.В. Лунеев, «…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности 13».

13. – Лунеев В.В.: «Углубление социального контроля преступности», материалы круглого стола, Государство и право 1999 г., стр. 63

Однако, по мнению автора курсовой работы, не следует все же принижать действенность и результативность Уголовно-правовой сферы контроля за экономической преступностью, в частности в аспекте рассматриваемой темы внешнеэкономической деятельности.

Как было отмечено ранее, в настоящее время теневая деятельность в сфере ВЭД приняла видимость полностью легальных сделок с предоставлением в государственные таможенные органы пакета поддельных (измененных) документов, подтверждающих якобы полную легитимность производимых действий: инвойсы поставщика с недостоверно указанными ценами на товары и их номенклатурой.

В качестве поставщика выступают оффшорные фирмы, не ведущие никакой реальной торговой деятельности и используемые исключительно для создания ее видимости.

Паспорта сделок, в качестве контрагентов в которых указаны вышеперечисленные оффшорные компании и российские фирмы «прокладки», осуществляющие таможенные платежи при оформлении товаров.

Контракты между указанными компаниями на поставку товаров. То есть при первичном рассмотрении данных документов сложно выявить факты осуществления незаконной деятельности.

Зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики.

Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность.

Поэтому эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями — административными, гражданско-правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.

И как видно из всего вышеизложенного, социально-правовой контроль конечно необходим, но только в обязательной связке с Уголовно-правовым.

И в настоящее время, по мнению автора курсовой работы, именно Уголовно-правовой аспект контроля обеспечивает наибольшую эффективность в борьбе с экономической преступностью вообще и с преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности в частности.

Но при этом все таки необходимо отметить, что важным условием эффективного контроля над экономической преступностью является именно гармоничное и сбалансированное сочетание действенного социально-правового, уголовно правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека.

4.2. Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики.

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики. Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Негативные последствия воплощения данного подхода на лицо:

— масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков» — хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

Второй подход — репрессивный. Данный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы вышеописанного — либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать разработку законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».

Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не

удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем,

во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт, но и практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему.

Под пресс попадают прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов. Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на время кампании крупные покупки. Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов. Став фактором поощрения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному миру.

В общем, поскольку в законе упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.

Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков» — хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы.

Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых по уровню доходов групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе.

Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер можно оценить как «относительно низкий», а уровень сопротивления — как «относительно высокий».

В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики» — хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства.

Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под «дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик» — хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»). Экономические последствия этих поборов для предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются не государственным, а «частным» рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта резко нарастает стремление «спать спокойно».

Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики» — хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши. Как пример можно привести консолидацию и «высветление» активов при выводе компании на так называемое IPO — первичное размещение акций на фондовой бирже.

Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств.

Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Рядом экономистов предложена программа действий, основные положения которой:

— Стимулирование безналичного денежного оборота.

Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обналичивающим их, можно учитывать часть уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

— Запрет на бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

— Децентрализация и укрепление судебных и правоохранительных органов, закрепление за соответствующими институтами части налоговых доходов;

— Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию.

В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Выводы:

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство.

Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Только лишь карательные меры к «теневикам» приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, стоящая перед правительством и ведущими экономистами в нашей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *