Теневая экономика

Теневая экономика

Прокуратура разъясняет!

Для типологизации разновидностей теневой деятельности берется три критерия: их связи с «белой» экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности. С этой точки зрения можно выделить три сектора теневой экономики:

– «вторая» («беловоротничковая»);

– «серая» («неформальная»);

– «черная» («подпольная»).

Наиболее тесно с «белой» экономикой связана теневая (скрываемая) деятельность самого легального бизнеса.

«Вторая» теневая экономика – это неофициальная (скрываемая, нефиксируемая) экономическая деятельность работников «белой» экономики, прямо и непосредственно связанная с их официальной профессиональной деятельностью. Она не производит (с точки зрения общества в целом) никаких новых товаров и услуг, ведёт к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В рамках «второй» теневой экономики выделяют пять основных видов экономической преступности:

1) нарушение правил конкуренции – коммерческие взятки, нарушения антимонопольного законодательства, промышленный шпионаж;

2) нарушение прав потребителей – ложная реклама, выпуск недоброкачественных товаров;

3) нарушение прав наёмных работников – нарушения трудовых контрактов, норм техники безопасности;

4) нарушение прав кредиторов – злоупотребления заёмным капиталом;

5) нарушение прав государства – укрывательство доходов от налогов.

Многие из этих нарушений настолько обыденны, что перестают восприниматься как отклонение от нормы.

Важными разновидностями «второй» теневой экономики являются коррупция и уклонения от налогов.

Коррупция – это использование служебного положения в личных целях. Чаше всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов государственными бюрократами, которые получают их от граждан ради личного обогащения.

Коррупция является обратной стороной деятельности любого централизованного государства, которое претендует на широкий учёт и контроль.

В современной экономической науке принято отмечать экономические, институциональные и социально-культурные причины коррупции.

Экономические причины коррупции – это низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчётности, слабая кадровая политика государства.

Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан.

Уклонение от налогов – это форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог.

Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведения многих хозяйствующих субъектов. В результате нарушаются правила честной конкуренции, происходит получение выгод уклоняющимися от налогов, растёт коррупция, капиталы, полученные таким образом, уходят за рубеж.

Уклонению от налогов способствуют недостатки в законодательстве, безнаказанность его нарушения и слабость контроля.

В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на две группы: правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся стратегии официального освобождения от налоговых платежей. К неправомерным – нелегальная деятельность и сокрытие легальной деятельности.

Если вторая теневая экономика неразрывно связана с «белой» экономикой, паразитирует на ней, то серая теневая экономика функционирует более автономно.

«Серая» теневая экономика – это разрешённая законом, но не регистрируемая экономическая деятельность по производству и реализации обычных товаров и услуг.

В этом секторе теневой экономики производятся в основном обычные товары и услуги, но производители уклоняются от официального учета, не желая нести расходов, связанных с получением лицензии, уплатой налогов и т.д.

«Серая» теневая экономика по своей природе имеет рыночный и конкурентный характер. Мелкие производители, скрывающиеся от надзора контролирующих организаций, могут ориентироваться только на платежеспособный спрос таких же обособленных друг от друга покупателей. «Неформальное» производство использует в основном не капитальные, а трудовые ресурсы. Уровень доходов несколько ниже, чем в формальном секторе.

Теневой бизнес представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба незаконной предпринимательской деятельности, её структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом. Помимо этого, теневой бизнес практически в каждой стране или отдельно взятом регионе имеет свою национальную и культурную специфику, ареалы преимущественного распространения и степень вовлечённости в него населения. С учётом национального менталитета, особенностей местных обычаев и норм законодательства формируются способы борьбы с теневым бизнесом, определяется соответствующий инструментарий и приоритетные направления деятельности.

Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации.

Наибольший ущерб от функционирования незаконного предпринимательства несет государственная власть, население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях.

Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трёх основных направлениях:

— На предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;

— На мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей;

— На формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.

Жителям области необходимо помнить, что каждый раз, пользуясь услугами лиц, работающих без оформления, они лишают бюджет поступлений, а значит и возможности выделять бюджетные деньги на ремонт дорог, оборудование для больниц, строительство детских садов, пенсии, выплату заработной платы бюджетникам.

Используя «серые» схемы, работодатели оставляют своих работников без нормальных оплачиваемых в полном объеме больничных, обрекают их на маленькие пенсии, «потерю» стажа, а женщин – на нахождение в отпуске по уходу за ребенком без достойного содержания.

20 трлн — много или мало

Теневая экономика в России, по данным Росфинмониторинга, — это более 20 трлн руб. Это больше, чем расходы всего федерального бюджета на 2019 год (18 трлн руб.), в три раза больше годовой выручки «Газпрома» (6,5 трлн руб. за 2017 год), более трети всех денежных доходов россиян за 2018 год (57,5 трлн руб.).

Возможно, резкое сокращение теневой экономики в 2017 году связано не только с реальным сокращением скрытой и нелегальной активности, но и с изменением методики Росфинмониторинга (какая-то часть теневой экономики перестала таковой считаться). В то же время сам Росфинмониторинг отмечает, что в последние годы объемы выводимых за рубеж подозрительных денежных средств «существенно снизились», «значительно сократилось» и поступление теневых финансовых потоков из-за рубежа.

Что учитывает Росфинмониторинг

В документе не приводится методология оценки. Но Росфинмониторинг, помимо прочего, включает в теневую экономику:

  • серый импорт (ввоз товаров с занижением импортных пошлин за счет недостоверного декларирования),
  • сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей,
  • выплата серых зарплат.

Кроме того, Росфинмониторинг отмечает, что нелегальные экономические агенты активно используют фиктивную внешнеэкономическую деятельность для вывода преступных доходов за рубеж. «Денежные средства выводятся за рубеж по организованным сложным схемам, с использованием для расслоения и транзита финансовых потоков множества счетов фирм-«однодневок», открытых в различных банках. Перечисления за рубеж преимущественно осуществляются под видом внешнеторговых сделок по поставке товаров или купли-продажи ценных бумаг», — пишет спецслужба. РБК направил официальный запрос в Росфинмониторинг.

Видео: РБК Video

Что такое теневая экономика (а также ненаблюдаемая/скрытая/неформальная экономика)

Понятие теневой экономики иногда смешивается с понятием ненаблюдаемой экономики. Последняя — шире; по словам директора Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ Алексея Пономаренко, она включает в себя:

  • скрытую экономику (законное производство, скрываемое от налогообложения и административных процедур, например, неофициальное использование труда рабочих при строительстве дома);
  • криминальное производство (например, наркотики, нелегальная торговля оружием, проституция);
  • неформальное производство (например, «гаражная экономика», продажа собственно выращенных овощей на рынке без какой-либо регистрации деятельности);
  • производство для собственного потребления.

Росфинмониторинг, скорее всего, считает первый и второй компоненты, а неформальное производство не считает — это, например, «гаражные» производства, кешевые расчеты между продавцами и покупателями, указал профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский. Если добавить неформальную экономику, это прибавит не менее 10% ВВП к теневой экономике по Росфинмониторингу, оценивает Кордонский.

«Мы можем оценивать, сколько людей уходит в той или иной степени от государства в сферы, которые государство считает теневой экономикой. По полной занятости это около 20 млн граждан в трудоспособном возрасте, а по частичной занятости — невозможно посчитать. С нашей точки зрения, еще около 10 млн трудоспособных граждан могут находиться в таких факультативных теневых отношениях», — сказал РБК Кордонский.

Основным фактором, определяющим масштаб теневой экономики в России, является коррупция, а также избыточное государственное регулирование и высокие налоги, от которых бизнес стремится «уйти в тень» и выплачивать зарплаты в конвертах, полагает научный руководитель лаборатории антикоррупционной политики ВШЭ Юлий Нисневич.

Как оценивают Росстат и МВФ

Росфинмониторинг также ссылается на данные Росстата по теневой экономике: по оценке Росстата, в 2017 году размер теневой экономики составлял порядка 16%. Росфинмониторинг указывает, что Росстат для расчета доли теневой экономики обычно использует оценку доходов от скрытых и неофициальных видов экономической деятельности, разрешенных законом. То есть Росстат считает все (скрытую экономику, неформальную экономику), кроме нелегального бизнеса.

МВФ в январе 2018 года опубликовал межстрановое исследование, в котором оценил объемы теневой экономики в разных странах с 1991 по 2015 год. При этом МВФ тоже не включал в свою оценку нелегальную или криминальную деятельность. Уровень теневой экономики в России оказался намного выше официальных оценок — 33,7% ВВП за 2015 год — и выше среднего по 158 странам (27,8%). В развитых странах показатель оказался в пределах 10% ВВП (в Канаде — 9,4%, в Германии — 7,8%, в Японии — 8,2%, в США — 7%). При этом российский показатель оказался сопоставим с Венесуэлой (33,6%), Пакистаном (31,6%), Египтом (33,3%).

По оценке Росстата на конец сентября 2018 года, в российской экономике неформально заняты 14,9 млн человек (20,4% в общей численности занятых). А так называемый скрытый фонд оплаты труда (зарплаты в конвертах и в неофициальном секторе) составил в 2017 году 11,8% ВВП (около 10,9 трлн руб.).

Проверка раз в десять лет

В настоящее время Росфинмониторинг завершает подготовку к четвертому раунду оценки со стороны ФАТФ. Эксперты организации оценивают техническое соответствие страны рекомендациям ФАТФ и эффективность работы государства по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и противодействию финансированию терроризма. По результатам оценки международные эксперты определят степень достижения Россией целей ФАТФ. По результатам предыдущей оценки 2008 года эксперты ФАТФ выявили ряд недостатков (в том числе ненадлежащая прозрачность информации о бенефициарных собственниках), что повлекло постановку России на регулярный мониторинг.

Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров считает, что с точки зрения формальных оценок Россия получит оценку, близкую к отличной. «Однако геополитическая ситуация, а также кейсы, в которых замешана Россия, могут отразиться на общей оценке», — говорит он, приводя в пример «Российский ландромат» (отмывочная теневая операция с участием Молдавии и Латвии), зеркальные сделки российского отделения Deutsche Bank, отмывание денег через датский Danske Bank.

Заключение диссертации по теме «Экономическая теория», Валиева, Нина Валерьевна

Заключение

Исследование особенностей развития теневого рынка подакцизных товаров позволило рассмотреть как общие теоретико-методологические стороны проблемы развития теневой экономики, так и конкретные условия существования, развития теневого рынка, средства и пути его сокращения.

Анализ истории теневой экономики показал, что теневая экономика не могла не расцветать в условиях административно-командной системы с централизованным планированием всей экономической деятельности и сопутствующим хроническим дефицитом потребительских товаров и услуг и несоответствующим друг другу спросом и предложением.

Типичными формами проявления теневой экономики являлись:

• «незначительные» нарушения детализированных директивных планов на уровне отдельных предприятий, которые превращались в изменения ассортимента производимой продукции, перерасход фонда заработной платы, неофициальную систему добывания дефицитных товаров за взятки и с помощью «толкачей» и т. п.;

• теневая добавленная стоимость, являвшаяся результатом теневого производства и распределения на базе государственной собственности;

• теневые трансферты, выражавшиеся в кражах, включая использование рабочего времени и материалов для личных целей, взятках для внеочередного получения каких-либо благ, а также взяток, связанных с нарушениями планов;

• уклонение от контроля за ценами в условиях дефицита и накопления избыточного спроса, в результате чего возникала теневая цена, теневая прибыль от перепродаж, теневые трансферты;

• производство запрещенных товаров и оказание запрещенных видов услуг.

Отличительной чертой теневой экономики при социализме являлась нормативно правовая база, относящая любую неофициальную экономическую деятельность к компетенции уголовного права. Таким образом, в теневую экономику включались как виды деятельности, определяемые преступными в любом цивилизованном обществе, так и виды деятельности, запрещенные социалистической «нерыночной» экономикой. Это, с одной стороны, взятничество; незаконное частное предпринимательство; торговля наркотиками; коррупция и т. д., с другой, — несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции; запуск в коммерческий оборот сэкономленных материальных ресурсов; деятельность «фарцовщиков»; платное оказание бесплатных услуг.

В ходе исследования были определены причины существования теневой экономики в рамках административно-командной системы: экономические, социально-экономические, политико-идеологические. Экономические причины имеют объективную основу, порожденную монополией государства в организации экономических процессов, плановой экономикой и всеуравнивающей системой материального поощрения. Результатом стали нессответствие спроса и предложения и низкий уровень трудовых доходов. Социально-экономические причины отражают естественное стремление населения обезопасить и создать уровень своего благосостояния с помощью дополнительных доходов в условиях непредсказуемого потребительского рынка, инфляции и низкого уровня реальных доходов. Политико-идеологические причины являлись следствием идеологических запретов и строго проводившейся политики в отношении предпринимательской деятельности и частного сектора, так как стремление к самореализации в форме деловой активности и предприимчивости чаще всего приобретало формы, свойственные теневой экономике.

Теневая экономика играла заметную роль в хозяйственной жизни СССР, компенсируя недостатки работы официальной советской экономики и обеспечивая социальную нишу для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах. Характер рыночных преобразований постсоветских государств привел к существенному росту масштабов теневой экономики в условиях переходного периода.

Роль теневой экономики в трансформирующихся социально-экономических системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получить дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства и его экономической безопасности.

Важно отметить, что теневая экономика представляет особый вид экономической деятельности, целью которого является получение доходов полностью или частично скрываемых от государства, то есть таких доходов, которые невозможно получить в процессе легальной, официальной деятельности в строгом соответствии с действующим законодательством. Получение этих доходов есть форма разрешения противоречия между интересами, с одной стороны, государства или общества, с другой, отдельных экономических субъектов, не имеющих возможности или не желающих реализовать свои интересы в процессе официальной, нескрываемой экономической деятельности. Это означает, что функционирование теневой экономики отрицает и подрывает устоявшиеся в обществе правовые, экономические, морально-нравственные, духовные основы, и, как результат способствует непредсказуемости экономического развития и нарушению социального равновесия в обществе.

Теневая экономическая деятельность базируется на хозяйственном использовании разнообразных форм собственности (государственной, частной, смешанной) и охватывает все стадии общественного воспроизводства. Действительно, чтобы получить доход необходимо произвести определенные материальные блага, их распределить, затем реализовать в процессе обмена.

Очевидно, что, социально-экономические последствия такого сложного и противоречивого явления как теневая экономика нельзя рассматривать однозначно отрицательно. Для оценки воздействия теневой экономической деятельности на развитие экономики и общества в целом необходимо определить ее как негативное, так и позитивное влияние.

Дестабилизирующая роль теневой экономики проявляется прежде всего в следующем. Во-первых, она приводит к отклонению важных макроэкономических показателей в официальной статистике, что существенно затрудняет управление и регулирование экономикой. Во-вторых, значительные размеры неучтенной экономической деятельности приводят к подрыву налоговой системы, сокращению налоговых поступлений и, соответственно, государственных доходов. В-третьих, она существенно ограничивает инвестиционные ресурсы легальной экономики, а соответственно, является одной из причин консервации имеющейся в ней технической базы.

Стабилизирующая роль теневой экономики может быть «замечена», в следующих проявлениях. Во-первых, в наличии «обратной связи», позволяющей оценить продуктивность проводимой государством экономической политики, выявить «пробелы» в правовом обеспечении предпринимательской деятельности. Во-вторых, в возможности сгладить в определенной степени негативные последствия функционирования рынка например, уменьшить уровень безработицы, повысить доходы за счет вторичной занятости). В-третьих, в активизации системы морально-нравственной и правовой защиты общества.

Учет масштабов и динамики теневой экономики, которая составляет сегодня неотъемлемую часть реальной экономики, дает возможность проводить более обоснованную экономическую политику и формировать нормативно-правовую базу, регулирующую функционирование экономической системы государства. При этом, имея в виду, что первичным здесь являются естественные экономические процессы и законы, то есть экономическая реальность, а не нормативная система как таковая при всей ее активной роли. Теневая экономика выполняет в обществе роль канала обратной связи, сигнализируя об имеющихся недостатках в экономике и указывая на необходимость изменений в общественных институтах, прежде всего, правовых и политических, приведение их в соответствие с «естественным» ходом развития экономики, а, следовательно, и всех иных общественных процессов.

Доля экономики уходящая в тень зависит от трех параметров : степени регулятивного вмешательства, уровня налогообложения и масштабов коррупции.

В ходе исследования определены основные причины роста теневой экономики:

• существование системы неформальных фиктивных экономических отношений, обеспечивающих удовлетворение корыстных интересов за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования;

• характер государственного вмешательства в экономику;

• отсутствие развитой системы рынков, заставляющее полагаться на нелегальные источники ресурсообеспечения;

• сомнение субъектов бизнеса в долговременности нынешней политики государства в отношении негосударственных предприятий;

• наличие большого числа кризисных предприятий, являющихся основой для расширения теневого оборота;

• осложнение ситуации на рынке труда в условиях структурного и экономического кризиса, вынужденная внутренняя миграция населения из депрессивных районов и «горячих точек»;

• открытие внешних рынков с последующим обострением конкурентной борьбы, побуждающей снизить издержки производства любыми способами;

• несовершенство системы защиты прав собственности;

• несоответствие уровня налогообложения и эффективности применения санкций за уклонение от уплаты налогов;

• распространенность расчетов наличными деньгами вследствие низкой платежной дисциплины и ненадежности банковской системы;

• низкая эффективность судебной системы разрешения конфликтов;

• существование системы криминальных отношений, базирующихся на злоупотреблении служебным положением или корыстном насильственном вторжении в производственную и распределительную сферу;

• неправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей лишь в малой степени регулируется формальными законами;

В настоящее время теневая экономика — предмет значительного числа научных работ и публикаций. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Для более полного учета объемов производства ВВП используется статистический подход на основе методологии Системы национальных счетов ООН. При это теневая экономика определяется как неучтенная официальной статистикой деятельность, которая включает три вида деятельности: скрытую, неформальную и нелегальную.

Природа теневой экономики определяется деятельностью экономических агентов, стремящихся максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размеров соответствующих санкций.

Скрытая от непосредственного наблюдения теневая экономика привела к появлению различных методов, применяемых для расчетов ее масштаба. Большинство методов можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы базируются на различного рода обследованиях (домашних хозяйств, рабочей силы и т.д.) и результатах налогового аудита, косвенные -на расхождениях в официальных статистических данных между производством и потреблением.

В ходе исследования были определены направления развития теневого рынка подакцизных товаров по видам товаров и причин, имеющие наибольшее влияние на развитие теневого сектора. На наш взгляд, теневой рынок подакцизных товаров Кыргызстана будет развиваться за счет вывода части своих активов легально действующих фирм в теневой сектор. Полностью разместить производство в теневой сфере практически невозможно, так как реализация этой группы товаров находится под постоянным, правда не всегда эффективным контролем фискальных и правоохранительных органов. Производство алкоголя, табачных изделий, нефтепродуктов требует кроме наличия соответствующих заводских площадей, системы обеспечения качества производства с привлечением высокообразованных и опытных специалистов и так далее. Все это в современных условиях без частичной легализации просто невозможно.

Производство ювелирных изделий для вывоза за предел страны, производство изделий из кожи , меха вне зависимости от рынка реализации при сохранении существующих экономических отношений на рынке подакцизных товаров будет стремительно уходить в тень до тех пор пока не изменятся условия ведения экономической деятельности на легальном рынке.

Анализ развития рынка подакцизных товаров, как в Кыргызстане, так и за его пределами дает основание полагать, что карательными мерами в виде усиления административной и уголовной ответственности теневой рынок не сократить. Государственная политика может полностью игнорировать теневую экономику, может пытаться сократить ее размеры путем ужесточения наказания для участников теневых экономических отношений и может быть направлена на выработку мер трансформации теневой экономики в легальную.

Научное издание / монография

Выпущено ООО Издательский дом «БИБЛИО-ГЛОБУС»

  • Авторы: Габдрахманов О.Ф.
  • Год издания: 2017
  • УДК: 334
  • Тираж: 500 экз.
  • Формат: 60х84/16
  • Страниц: 160
  • Усл. печ. л.: 12,4
  • ISBN: 978-5-6040237-9-2
  • DOI: 10.18334/9785604023792
  • Эта книга проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32633760

    Книга в каталоге РГБ: https://search.rsl.ru/ru/record/01009577785

    Аннотация:
    В монографии рассмотрены теоретико-методологические основы содержания неформальных экономических сетей в сфере услуг. Рассматривается парадигма неформальной организации сетевого взаимодействия хозяйствующих субъектов как востребованность в поиске новой модели экономики, способной обеспечить социально-экономическое развитие, рост уровня жизни населения, снижение неопределенности и кризисных проявлений. Сетевые формы организации деятельности стали реальным инструментом решения экономических проблем, в котором находят свое воплощение кооперация, разделение труда, интеграция, синергия, творческий потенциал человека. Представлена типология неформальных экономических сетей в сфере услуг по основным признакам. Показано, что диапазон признаков неформальной экономики непрерывно увеличивается, отражая характер влияния многих общественных, социальных, экономических факторов, формирующих реальную организацию хозяйственной деятельности в стране. Обобщены методические подходы к исследованию неформальных экономических сетей в сфере услуг. Обоснована необходимость перехода от применения разрозненного теоретико-методического инструментария, обосновывающего направления преобразований отдельных сфер и отраслей, к комплексным методам, позволяющих раскрывать закономерности их социально-экономической трансформации в условиях формирования сетевого общества, а также позволяющих исследовать состояние и динамику развития неформальных экономических сетей в сфере услуг. Для научных работников, студентов экономических специальностей, работников ведомств, коммерческих структур и предпринимателей.

    Ключевые слова: неформальная экономика, факторы, механизм, показатели, тренд, экономические сети

    Страница обновлена: 25.07.2020 в 01:18:53

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *