Тесты креативности торренса

Тесты креативности торренса

Тест креативности торренса цель

Ссылка на файл: >>>>>> http://file-portal.ru/Тест креативности торренса цель/

Диагностика уровня творческого потенциала с помощью теста П.Торренса
Теоретические основы психологической диагностики креативности
Тест творческого мышления П. Торренса

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста 5—6 лет. Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах до лет. Главная задача, которую ставил перед собой П. В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению Д. Гилфорд , к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их. Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая — образное творческое мышление, третья — словесно-звуковое творческое мышление. Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста А. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные данные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени. Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обстановке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Оптимальный размер группы — 15—35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10—15 человек, а для дошкольников предпочтительно индивидуальное тестирование. Время выполнения фигурной формы теста — 30 минут. Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут. Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это приводит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях — количества ответов. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы получился интересный рассказ-картинка. Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени — сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения. Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите рис. Эти задания позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых событиях, их причинах и последствиях. Посмотрите на картинку и подумайте: Что можно с уверенностью сказать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться? Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке к этому и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик проставлены номера вопросов от 1 до Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взглянув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изображенного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся строить догадки. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображенного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем. Ты видишь набросок эскиз мягкой игрушки — слона рис. Придумай, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения. Необычные способы употребления картонные коробки Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничивай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о картонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопросы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: Подумай, к каким возможным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки. Нарисуй картинку Тестовый материал: Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б чистый лист бумаги; в клей; г цветные карандаши. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ. С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам больше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами картина. Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю. Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю. Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю. Закончи рисунок Тестовый материал: На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. Если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой пары линий рис. Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий — где угодно. Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название. По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования. Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводимых при помощи магнитофонной записи. В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что похож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка. Торренса Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая —. Стимулирование творческого и логического мышления На пятой и шестой стадиях цель заключается в том, чтобы по-прежнему следовать за ребенком, но побуждать его теперь к развитию и расширению выдуманных сюжетов и затем — к перебрасыванию мостов между идеями. Режимы творческого мышления, ассоциативная сеть и распределенное внимание Идеи механизмов, которые могут быть сопоставлены с интуитивным полюсом мышления, в современной психологии восходят к работам С. В начале х годов он предположил, что индивидуальные. Психологические особенности творческого мышления Как оценить возможность того, о чем не знает никто? Как определить умение создавать то, что еще не существует? Как предсказать создание нового этим человеком, а не другим? Мы уже говорили, что творчество — это создание. Развитие творческого мышления Самое сильное развитие систем восприятия человек получает в первые 3 года жизни. В этот же период очень часто выбирается и та система, которую человек будет использовать большую часть жизни в качестве приоритетной визуал, аудиал, кинестет. Области применения творческого мышления Мы рассмотрели различные важные аспекты, относящиеся к природе, основаниям и необходимости творческого мышления. Все эти рассуждения могут показаться академической рефлексией, но это далеко не так. ЧАСТЬ 3 Применение творческого мышления Применение Первая часть книги касалась природы, логики и значения творческого мышления. Во второй части описывались систематические инструменты нестандартного мышления. Последняя часть книги посвящена вопросам практического. Стратегии творческого мышления Нация, пренебрегающая творческими идеями сегодня, завтра падет лицом в грязь. Фред Хойл В стандартных образовательных программах никогда не уделялось заслуженного внимания творчеству. Более трех десятилетий назад Ловенфельд Lovenfeld, Тест для определения характера мышления Тест составлен для определения женского или мужского начала в уме каждого человека. Ответов правильных или неправильных нет — результат просто покажет вероятный уровень мужских гормонов, которые получил или не получил ваш мозг. Случается, что задачи, с которыми человек столкнулся, не могут быть решены с помощью. Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович Тест творческого мышления П. Торренса Тест творческого мышления П. Похожие главы из других книг. Интуиция Глава 4 Воображение фантазия как творческий процесс Глава 5 Творчество и эмоции. Творческие состояния Раздел второй Творческий потенциал человека Глава 6 Способности и одаренность как отражение творческого потенциала Глава 7 Креативность как интегральная творческая способность Глава 8 От творческих способностей и одаренности к творческим личностям креативам Глава 9 Генезис способностей и одаренности таланта Глава 10 Психологическая характеристика различных видов одаренности Глава 11 Естественное и целенаправленное развитие творческого потенциала Словарь научных терминов Приложение Методики изучения креативности Тест творческого мышления П. Туник Диагностика уровня развития дивергентного мышления Диагностика вербальной и невербальной креативности Дж. Торренс в модификации Е. Кафф в модификации Савенкова А.

Сколько ездить без номеров
Трастовый фонд для детей в россии
Купил обувь порвалась что делать
Тест креативности Торранса
Частичная форма занятости
Фирменное наименование россия
Трактор дт 75 коробка передач схема
Тест Э.П. Торренса: оцениваем творческое мышление школьников
Расписание автобусов архангельск 104 до малых карел
Вернуть удачу и везение которую забрали
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ КРЕАТИВНОСТИ
Каталог деталей 402 двигатель
Почта укрнет новости
Е каталог ру смартфоны
Теоретические основы психологической диагностики креативности
Карта железных дорог китая на русском языке

27

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТОВ П. ТОРРЕНСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н. Б. ШУМАКОВА, Е. И. ЩЕБЛАНОВА,

Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного народного образования. Для ее решения необходимы надежные и обоснованные методики психодиагностики одаренности детей разного возраста. Отбор и использование диагностических методик (тестов) для оценки творческого потенциала и последующих измерений уровня его развития в обучении обычно соответствуют определенному теоретическому пониманию природы, структуры и развития одаренности.

На разных исторических этапах создаваемые диагностические методики измерения одаренности отражали уровень достигнутых психологических знаний (например, тесты А. Бине и Т. Симона, X. Мюнстерберга, Г.И.Россолимо и др.). На основе различных теоретических подходов разработаны тесты Ж. Пиаже, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, Дж. Равена и другие; многие из них разрабатывались первоначально как методы диагностики умственного развития.

В соответствии с теоретической концепцией одаренности , главное звено одаренности и его развития составляют творческие возможности ребенка. Поэтому методы диагностики должны выявлять наиболее важные характеристики творческого потенциала и возможностей его развития и реализации. Среди методов диагностики творческой одаренности (креативности) наиболее известными и широко распространенными в мире являются тесты творческого мышления П.Торренса (Torrance Test Creative Thinking — ТТСТ), впервые опубликованные в 1966 г.

С момента опубликования ТТСТ широко использовались в огромном числе исследовательских проектов и лонгитюдных исследований, в результате которых методика была существенно усовершенствована как с точки зрения ее содержания и условий применения, так и — процедуры обработки данных. Это позволило существенно повысить ее валидность по сравнению с первоначальным вариантом , . С тех пор методика стала широко использоваться не только в США, но и во всем мире: ФРГ, Индии, Норвегии, Италии, Китае, Японии и др. В нашей стране использовались лишь отдельные виды тестовых заданий для решения конкретных исследовательских задач. Однако в своем целостном виде тесты П. Торренса могут быть использованы при разработке новых методов диагностики и развития одаренности как определенный общепринятый стандарт.

Методика. ТТСТ предназначены для использования в различных целях: 1) в исследованиях интеллектуального развития человека; 2) в исследованиях, связанных с индивидуализацией обучения; 3) при разработке коррекционных и терапевтических программ;

28

4) при оценке эффективности различных экспериментальных обучающих программ, способов обучения, учебных пособий и материалов с точки зрения изменения самих творческих способностей детей, а не их достижений; 5) при выявлении детей со скрытым творческим потенциалом, что особенно важно для исследования детей из семей с низким уровнем образования и не имеющих условий для развития своих способностей.

П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположения и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их, снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.

При обнаружении отсутствия информации или дисгармонии ее элементов у человека возрастает чувство напряженности, которое заставляет искать пути его ослабления. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение. Напряженность не спадает до тех пор, пока о решении не будет сообщено кому-либо. Поскольку нет общепринятого научного определения творческой одаренности, П. Торренс предпочитает данное определение, так как оно позволяет операционально определить те виды способностей и личностных характеристик, которые благоприятствуют процессу творчества или тормозят его, а также выявить условия, способствующие творческому развитию. Такое понимание творческой одаренности в ряде моментов согласуется с положениями концепции А. М. Матюшкина о совпадении психологической структуры одаренности ребенка с основными структурными элементами творчества и творческого развития и об исследовательской активности как основе этого развития.

В соответствии с данным определением П. Торренсом были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса. Каждое задание включает различные виды мыслительной деятельности и вносит уникальный вклад в общее представление о творческих способностях человека. Выбор заданий в тестовые батареи был сделан на основе факторного анализа большого количества разнообразных заданий, модифицированных или сконструированных автором. Для того чтобы обеспечить широкую зону действия теста, были отобраны слабо коррелирующие между собой задания. Специальное внимание при конструировании тестов было уделено тому, чтобы сделать задания интересными и привлекательными для детей.

ТТСТ включают четыре батареи заданий: вербальные и фигурные формы А и В. Формы А и В являются эквивалентными и альтернативными по отношению друг к другу и применяются для детей, начиная с детского сада и до окончания школы. Фигурные формы тестов, как показывает опыт, в наименьшей степени зависят от национальных, культурных, социальных и других различий, по сравнению с вербальными. Поэтому в нашем исследовании мы использовали фигурные формы ТТСТ.

Оценка выполнения этих тестов включает следующие показатели: 1) скорость, или беглость,— количество ответов в каждом субтесте; 2) пластичность, или гибкость,— степень разнообразия ответов, оцениваемая по количеству категорий в ответах; 3) оригинальность — редкость, нетривиальность идей; 4) тщательность разработки идей — детализация ответов. Фигурные тесты состоят из трех субтестов, на выполнение которых отводится 30 мин (по 10 мин на каждый).

Задание » Нарисуй картинку» — тест, в котором испытуемый должен придумать оригинальную картину с использованием определенного элемента.

29

Этот элемент — контур, сделанный из цветной бумаги (в форме капли или боба) с клейким слоем, должен служить существенной деталью придуманной картины. В инструкции подчеркивается необходимость придумать такой рисунок, который никто больше не сможет придумать (оригинальность), и дополнить его так, чтобы он стал полным и интересным рассказом (тщательность разработки). Художественный уровень исполнения рисунков во всех заданиях фигурных тестов не оценивается.

Задание «Незавершенные фигуры» сконструировано автором из ряда других тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим и легчайшим способом. Таким образом, чтобы создать оригинальный ответ, необходимо контролировать это стремление и тормозить его удовлетворение. Каждая законченная фигура (их всего 10) оценивается по оригинальности и тщательности разработки идей. Количество выполненных заданий определяет показатель беглости, а степень разнообразия ответов — гибкость мышления.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим. Стимульным материалом являются 30 пар параллельных линий (форма А) или 40 кругов (форма В). Повторение одного и того же элемента позволяет проверить способность испытуемого к продуцированию множества разнообразных ассоциаций. Задания форм А и В в этом случае не одинаковы параллельные линии — открытые фигуры, требующие завершения, тогда как круги, напротив, замкнутые фигуры, требующие разрушения структуры. Однако показатели этих двух форм высоко коррелируют между собой на уровне 0,61; 0,61 и 0,74 для показателей беглости, оригинальности и тщательности разработки и лишь для гибкости этот коэффициент составляет 0,36. В задании «Повторяющиеся фигуры» стимулируются все характеристики дивергентного мышления. Беглость стимулируется инструкцией придумать как можно больше предметов и картинок, гибкость — сделать их как можно более разнообразными, оригинальность — попытаться придумать такие рисунки, которые никто не смог бы придумать, разработанность — дать как можно больше идей в каждой картинке, сделать из нее как можно более полную и интересную историю.

Надежность тестов. Почти все теории творческой деятельности подчеркивают важную роль, которую играют в творчестве эмоциональные факторы, физическое самочувствие испытуемых, психологический климат в группе и т. д. Иногда влияние этих факторов сказывается даже сильнее, чем влияние интеллектуальных компонентов творчества. Кроме того, показатели творческих способностей (по крайней мере тех, что измеряются ТТСТ) весьма чувствительны к ситуациям развивающего обучения. Другим важным фактором, влияющим на надежность теста, является мотивация испытуемых при выполнении заданий, поскольку любой вид творчества требует больших энергетических затрат.

Влияние указанных факторов может приводить к низкой надежности теста, традиционно определяемой повторным тестированием. Однако это не означает ненадежности или бесполезности данных измерительных процедур. Тот факт, что тест является очень чувствительным к эмоциональным, мотивационным и другим факторам, делает его особенно ценным в определенных ситуациях — в исследованиях влияния экспериментальных методов и материалов, изменения психологического климата, утомления и т. д. В то же время экспериментально показана достаточная надежность ТТСТ при соблюдении определенных правил проведения тестирования и обработки данных.

В литературе по психодиагностике валидность тестов П. Торренса часто ставится под сомнение , и др. Однако эти суждения основываются на данных об их первых вариантах. Новейшие данные как самого Торренса, так и других исследователей демонстрируют удовлетворительные значения валидности для более

30

поздних модификаций тестовых батарей при соблюдении ряда обязательных условий при их предъявлении и обработке результатов .

При использовании методики мы стремились к максимально точному соблюдению авторских инструкций как при проведении тестирования, так и при обработке результатов. При этом способы определения беглости и гибкости мышления, а также тщательности разработки идей были оставлены без изменений, тогда как для определения оригинальности ответов потребовалась адаптация теста на 1000 школьников в возрасте от 6 до 17 лет, обучающихся в средних общеобразовательных школах Москвы (500 человек — форма А и 500 человек—форма В).

Адаптация теста заключалась в подсчете частот одинаковых ответов у всех испытуемых по 12 типам фигур каждой из фигурных форм тестов. По этим данным определялись оценки оригинальности ответов отдельно по каждому типу фигур, аналогично тому, как это было сделано П. Торренсом в 1970 г. на двух группах по 500 американских школьников . Результаты адаптации показали, что во многих случаях наши оценки оригинальности ответов существенно отличались от приведенных П. Торренсом, в чем, по-видимому, отразились национальные, культурные, социальные и другие различия. В частности, в нашей выборке довольно часто наблюдались ответы, не встречавшиеся у П. Торренса: валенки, лапти, символ «серп и молот», Колобок и другие персонажи известных сказок и мультфильмов, матрешки и т. д. Чаще, чем в американской выборке, рисовались грибы, деревянные избы, жуки, цветы и т.д. Появились также рисунки космических станций, видеомагнитофонов и других предметов, отразивших влияние времени. При этом ряд рисунков, считавшихся автором тривиальными, по нашим данным встречались значительно реже. Это ангел, монахиня, муравьед, площадка для игры в гольф, персонажи американского фольклора, некоторые игры. Таким образом, экспериментальные результаты подтвердили необходимость адаптации теста на советских детях и позволили рассчитать показатели оригинальности по всем заданиям обеих фигурных форм — А и В — теста П. Торренса. В дальнейшем исследовании при определении показателей оригинальности мышления мы пользовались результатами указанной адаптации.

Тесты П. Торренса (фигурные формы А и В) использовались нами для оценки развития творческого мышления у младших школьников при обучении их по специальной программе, разработанной в рамках международного сотрудничества СССР — США Н. Б. Шумаковой и осуществляемой под ее руководством в школе № 884 Москвы . При составлении программы были полностью выдержаны требования к построению программ обучения для одаренных детей, сформулированные в Университете Los Angeles в 1982 г. (С. Каплан). Это глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления и т. д. Конкретное содержание курса базировалось на материалах русской и зарубежной истории, истории культуры, литературы, искусства, русского и зарубежного естествознания и разрабатывалось по ходу продвижения программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Преобладающим методом обучения является проблемно-диалогический метод как наиболее соответствующий природе творческого развития одаренного ребенка, согласно теоретическим положениям и практическим рекомендациям, разработанным А. М. Матюшкиным , . Полная структура цикла

31

продуктивного мыслительного акта включает в себя порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи, поиск решения и его обоснование. При этом звено порождения проблемы рассматривается как наиболее специфическая характеристика творческого процесса мышления. Поэтому необходимо было включить звено порождения проблемы в сам процесс обучения.

В исследовании приняли участие 20 учащихся 7—8 лет и 21 учащийся 8—9 лет 1-го и 2-го года обучения соответственно. Уровень интеллектуального развития этих детей определялся с помощью теста Векслера, адаптированного А. Ю. Панасюком в Ленинградском НИПНИ им. В. М. Бехтерева, и у всех детей был не ниже 100 (115 в среднем). Тесты П. Торренса применялись до (форма А) и после (форма В) обучения по программе в течение полугодия. Одновременно таким же образом были обследованы 18 детей (контрольная группа) из параллельных классов той же школы, не обучавшихся по указанной программе, имеющих IQ не менее 100 по тесту Векслера и занимающихся в различных внешкольных кружках.

Результаты исследования. С помощью ТТСТ получены данные, относящиеся к измерению эффективности программы обучения для одаренных детей по показателям креативности, изменения которой наблюдались одновременно с изменениями мотивации к учению.

Интерес к учению, в особенности у одаренных детей, резко возрос. Дети с удовольствием шли в школу и, по наблюдениям родителей, отказывались пропускать школу в те дни, когда шла работа по программе. Самостоятельные работы, выполненные по самостоятельно выбранным проблемам, были высоко оценены учителями-экспертами. По их мнению, дети опережали развитие сверстников на 3—4 года. Развитие речи, любознательности, способности к планированию и прогнозированию резко выделяли одаренных детей экспериментальных классов от таковых в контрольной группе.

Сравнение показателей теста П. Торренса, проведенного до (форма А) и после (форма В) обучения в экспериментальных и контрольных группах, также показало высокую эффективность программы во всех изучаемых возрастах. В табл. 1 представлены данные об изменении показателей творческого мышления: его беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей — до (форма А) и после (форма В) обучения у 20 учащихся 1-го года обучения. В табл. 2 представлены аналогичные данные для 21-го учащегося 2-го года обучения, а в табл. 3 приведены данные контрольной группы учащихся той же школы, не обучавшихся по указанной программе, но подвергшихся аналогичному тестированию в то же время, что и экспериментальные группы. Все первичные данные переведены в Т-шкалу, согласно результатам стандартизации показателей, проведенной П. Торренсом . Поскольку данные нашей выборки численностью 102 человека в возрасте 7—9 лет мало отличались от соответствующих возрастных

Таблица 1

Показатели развития по тестам П. Торренса до (А) и после (В) экспериментального обучения учащихся I класса

Таблица 2

Показатели развития по тестам П. Торренса до (А) и после (В) экспериментального обучения учащихся II класса

32

Таблица 3

Показатели развития по тестам П. Торренса до (А) и после (В) обычного обучения учащихся контрольной группы

* р < 0,05; ** р < 0,01 по Т-критерию Вилкоксона.

нормативов П. Торренса, стандартизация данных не производилась.

Анализ полученных результатов показал, что в обеих экспериментальных группах все частные, а соответственно и суммарные показатели творческого мышления достоверно увеличились после проведенного обучения. За этот период изменения аналогичных показателей у учащихся контрольной группы были незначительными и недостоверными (за исключением небольшого роста показателя гибкости).

При этом важно отметить, что наиболее сильные различия в величине изменений показателей творческого мышления в экспериментальных и контрольных группах были отмечены по оригинальности. Если в контрольной группе этот показатель фактически не изменился, то в экспериментальных классах изменения составили 9,2 и 13,4.

Заключение. Таким образом, по результатам тестирования московских школьников в возрасте от 6 до 17 лет (по 500 человек по каждой форме ТТСТ) были рассчитаны показатели оригинальности ответов в трех субтестах обеих фигурных форм. Результаты тестирования 7—9-летних детей (по 102 человека по обеим формам) продемонстрировали отсутствие существенных различий в средневозрастных показателях творческого мышления советских и американских младших школьников, что позволило использовать Т-шкалу П. Торренса для перевода первичных показателей в стандартные. В итоге проведенной работы фигурные формы ТТСТ были подготовлены для использования в психодиагностических целях.

Фигурные формы А и В теста П. Торренса применялись для оценки развития творческого мышления младших школьников при обучении их по специальной программе для одаренных. Сравнение показателей, полученных до и после обучения в экспериментальных и контрольных группах, показало высокую эффективность программы. За период обучения (6 мес) в экспериментальных группах, в отличие от контрольной, у подавляющего большинства учащихся достоверно возрос как общий показатель уровня творческого мышления, так и его отдельные параметры: беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки. Кроме того, использование ТТСТ, в частности его фигурных форм, позволяет исследовать многие аспекты индивидуальных различий в творческом мышлении и его развитии у детей разного возраста в зависимости от условий обучения.

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. 2. М., 1982.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

3. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. № 4. С. 5 – 17.

4. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. 1989. № 6. С. 29 – 33.

5. Шумакова Н. Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения // Новые исследования в психологии и педагогике. 1991. № 1. С. 44 – 50.

Тест креативности. Полный вариант методики Э. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.

А.Н. Ворониным была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса – субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами – вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. По мнению А.Н. Воронина, данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:

  1. оригинальность,
  2. уникальность.

Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности» изображения, имеющиеся в полной версии теста «Завершения картинок» Торренса, в данной модификации не используются.

В ходе адаптации данной методики были составлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, позволяющие оценивать уровень развития креативности у данной категории лиц.

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Особенности проведения процедуры тестирования:

При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Инструкция:

«Перед вами бланк с 6 недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке».

Стимульный материал:






Интерпретация:

В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее значимый из них – оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В блоке интерпретации приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, по мнению А.Н. Воронина, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Показатель «оригинальность» рисунка оценивается исходя из его массива данных и подсчитывается по следующей формуле:

,

где Or – оригинальность данного типа рисунка; x – количество рисунков иного типа; Xmax – максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тесте Торренса используется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий стимульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адаптации методики данный показатель оказался малоинформативным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творческим решениям. Гораздо реже (1-2 случая) имело место непонимание инструкции. В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла неприменима и для определения уровня креативности требуется повторное тестирование.

Такой показатель, как «гибкость», достаточно хорошо работает в субтесте «Параллельные линии», где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. «Гибкость» в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость перехода от одного типа изображения к другому. В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен и при его определении как «количество различных категорий изображений» малоотличим от оригинальности. Показатель «сложности» изображения, понимаемый как «тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному рисунку и т.д.», характеризует скорее некоторый «изобразительный» опыт испытуемого и определенные личностные черты (например, эпилептоидность, демонстративность), чем характеристики креативности. В данном варианте теста показатели «беглость» выполнения, «гибкость», «сложность» изображения, не используются.

Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего контингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо анализировать результаты по всей новой выборке и только тогда давать заключения об отдельных людях.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные с имеющимися в атласе и при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок.

Пусть первый рисунок схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность – 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность – 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0,00. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (ни на что в атласе не похожим). Оригинальность – 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6,3 и оригинальность 0,67. Таким образом, суммарный балл для данного протокола – 2,41 / 5 = 0,48.

При оценке оригинальности данного рисунка следует принимать во внимание, что иногда «типичные» рисунки появляются в ответ на нетипичные для них стимулы. Так, для картинки 1 наиболее типичен рисунок, названный нами условно «облако». Такого же типа рисунок может появиться в ответ на стимульный материал картинки 2 или 3. В атласе такие случаи дублирования не приводятся и оригинальность таких рисунков следует оценивать по имеющимся для других картинок изображениям. В нашем случае оригинальность рисунка «облако», появившегося на второй картинке, оценивается 0,00 баллами.

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола – 1. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов, можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него невербальной креативности.

Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что данный человек находится на границе 80%. Это означает, что примерно у 80% людей в данной выборке невербальная креативность (по индексу оригинальности) оказалась выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше и только 20% имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и поэтому как вспомогательный используется индекс оригинальности.

Процентильная шкала

  1. – процент людей, результаты которых превышают указанный уровень
  2. – значение индекса оригинальности
  3. – значение индекса уникальности
1 0% 20% 40% 60% 80% 100%
2 0,95 0,76 0,67 0,58 0,48 0,00
3 4,00 2,00 1,00 1,00 0,00 0,00

Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Тест «Чертова дюжина»
  • Особенности одаренных детей дошкольного возраста (Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.)
  • Экзаменационные вопросы по психологии
  • Тест «Таблицы Шульте»
  • Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
  • Шкалы достоверности
  • Определение индекса групповой сплоченности Сишора
  • Методика «В путешествии»
  • Тест «Как совмещаются ваши характеры»
  • Общие подходы к диагностике психического развития детей

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них — тест Торренса.

Креативность по Торренсу (от лат. creatio — созидание) — это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.

Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста — «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Инструкция — описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

· рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

· рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

· осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

· Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6. — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8. — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9. — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

· 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

· 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

· 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

· 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» — отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

· 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

· 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.

· 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры — соответственно 0 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

· 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

· 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

· 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.

· 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 — плохо

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

>70 — отлично

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии личности.

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *