Транспарентность финансовой организации

Транспарентность финансовой организации

Автор публикации

Вахрушина Мария Арамовна

д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет» Финансового университета при Правительстве РФ

Транспарентность (от англ. transparency — «прозрачность») означает достоверность, ясность и легкопроверяемость сведений о чем-либо; отсутствие секретности. Этот термин в последнее время все чаще используется при обсуждении проблем формирования финансовой отчетности.

Финансовая отчетность, как известно, в первую очередь адресована внешним пользователям, принимающим по результатам ее анализа те или иные управленческие решения. Данные внешней отчетности позволяют не только установить уровень финансовой устойчивости организации, но и охарактеризовать ее динамику, выявить тенденции и спрогнозировать развитие финансовой ситуации на перспективу.

Таким образом, качество управленческих решений, принимаемых внешними пользователями, в первую очередь зависит от достоверности и надежности информации, раскрываемой в финансовой отчетности организаций, т. е. от уровня ее транспарентности. На практике, однако, данные отчетности в силу ряда причин нередко искажаются.

Что препятствует транспарентности?

Раскроем прежде всего объективные и субъективные причины, препятствующие представлению транспарентной отчетной информации. Важнейшей объективной причиной является то, что в соответствии с действующим законодательством не все протекающие в российской экономике явления могут быть адекватно отражены в бухгалтерской отчетности предприятий. Известно, что в России активно реализуется процесс реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Принципы российского учета во многом приближены к международным. Тем не менее ряд фундаментальных проблем остается нерешенным. Так, в российскую учетную практику до сих пор не вошла концепция сохранения (поддержания) капитала, лежащая в основе МСФО.

В случае снижения покупательной способности капитала в связи с гиперинфляцией согласно МСФО необходимо производить пересчет данных для поддержания его потерянной покупательной способности. То есть в финансовой отчетности должны быть отражены инфляционные процессы, протекающие в экономике.

В международной практике подобные корректировки применяются. Они требуются и МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гипер­инфляционной экономики». Несмотря на то что, по данным официальной статистики, с 1 января 2003 г. Россия вышла из периода гиперинфляции и в последние годы уровень инфляции в России неуклонно снижается, однако он еще не достиг тех значений, при которых негативное влияние инфляции на данные баланса отсутствует. Игнорирование инфляционных процессов приводит к серьезным искажениям данных, представляемых в отчетности, к потере информативности и значимости содержащейся в ней информации для заинтересованных пользователей. В отсутствие соответствующих корректировок на инфляцию расходы признаются в заниженной оценке, что приводит к завышению заявленной прибыли. Последняя, в свою очередь, может стать причиной необоснованных претензий со стороны пользователей баланса: на уплату налогов в повышенном размере, дополнительную выплату дивидендов и др. Одновременно с искусственным завышением прибыли недооцененным в отчетности оказывается имущество организации; текущая стоимость компании также признается в заниженной оценке.

Игнорирование инфляционных процессов при составлении финансовой отчетности обесценивает результаты проведения экономического анализа деятельности компании, нарушая в первую очередь принцип сопоставимости данных.

Фальсификация и вуалирование

Субъективной причиной искажения данных отчетности может стать ее фальсификация или вуалирование.

СПРАВОЧНО

Под фальсификацией принято понимать умышленное или не­
умышленное действие (связанное, например, с отсутствием необходимых знаний) либо бездействие, которое приводит к существенному искажению показателей финансовой отчетности.

Финансовая отчетность фальсифицируется уже потому, что бухгалтер в процессе ее составления игнорирует правила ведения бухгалтерского учета, описанные в Положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ): не переоценивает внеоборотные активы, не уточняет срок их полезного использования, не формирует резервы там, где они необходимы, и т. п.

При вуалировании данные отчетности искажаются ее составителем сознательно, и именно оно способно нанести наибольший вред заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности, дезориентировав их и спровоцировав принятие неверных, неадекватных управленческих решений. Искажение данных финансовой отчетности вследствие фальсификации и вуалирования имеет широкий спектр негативных последствий: создается дополнительный информационный риск, связанный с отчетностью, снижается эффективность фондового рынка, менее прозрачным становится негосударственный сектор экономики, усложняется и сокращается эффективность государственного контроля.

СПРАВОЧНО
Поставленная проблема не является новой. Она детально исследовалась еще в трудах известного профессора Иоганна Шера. В 1925 г. в своей книге «Бухгалтерия и баланс» ученый писал:
«Подобно тому, как основным условием полного эффекта произведения изобразительного искусства является правильное освещение, надлежащее распределение света и теней, точно так же… обстоит дело с работой в области… баланса. Одну из таких теневых сторон в… счетном деле представляет собой вуалирование баланса». Оно позволяет «…в силу самых различных мотивов представить в лучшем или худшем свете положение, состояние и размеры имущества предприятия и доходность последнего, чем это следует непосредственно из правильного счетоводства, скрыть деловые факты, имущественное положение или обязательства предприятия, затушевать их, придать им неясный вид, так преобразовать баланс по форме или содержанию или в обоих этих направлениях, что для непосвященных действительное положение дел оказывается замаскированным, завуалированным».
Актуальность приведенного выше высказывания не только не уменьшилась, но и приобретает в настоящее время особое значение. Чтение данных финансовой отчетности, их анализ, расчет финансовых коэффициентов, их оценка в ретроспективе, а также прогнозные оценки теряют всякий смысл, если отчетность представляет завуалированную информацию.

Существует ряд причин вуалирования отчетности ее составителями, знание которых необходимо при проведении ее анализа. Остановимся на важнейших из них подробнее.

1. Конфликт интересов между акционерами и собственниками организации.

Стратегическая цель любой коммерческой организации состоит в первую очередь в том, чтобы усилить свою финансовую мощь, достичь независимости от других предприятий, прежде всего от банков, обеспечить себе этим хозяйственную устойчивость, повысить свою платеже- и кредитоспособность и быть способным противостоять всем воздействиям со стороны конкурентов. Интересы акционеров порой лежат в иной плоскости. Они заинтересованы в получении возможно большего процента на свой капитал. Они требуют на время своего владения предприятием выдачи возможно более высоких дивидендов. В подобной ситуации правление общества вынуждено оставлять акционера в неведении относительно полученной годовой прибыли, утаивая часть ее в резервах или других статьях отчетности.

2. Стремление снизить налоговое бремя организации.

Несмотря на то что в нормативно-правовых актах декларируется цель обеспечения соответствия отчетности информационным потребностям внутренних и внешних заинтересованных пользователей, на практике составители отчетности, как правило, ориентированы на удовлетворение информационных запросов фискальных органов. Подобная устремленность отрицательно сказывается на достоверности и нейтральности формируемых отчетных показателей. С одной стороны, стремясь уменьшить налоговое бремя, а также учитывая, что налоговой базой для расчета налога на имущество являются данные бухгалтерского баланса, бухгалтер направляет свои усилия на представление активов в балансе в наименьшей из возможных оценок. Вопросы оценки статей бухгалтерской отчетности всегда носили спорный характер. Применение исторической оценки приводит к искажению реального положения организации, а оценка по рыночной (справедливой) стоимости — процесс довольно трудо­ и затратоемкий, подчас субъективный и требует продолжительного времени. При этом от стоимости активов и обязательств существенно зависят принимаемые экономические решения, в том числе в части налогообложения.

С другой стороны, основополагающим в действиях российского бухгалтера, ориентированного на налоговый учет, является минимизация финансового результата, признаваемого в балансе.

3. Стремление сократить трудозатраты на ведение бухгалтерского учета.

Стремление сократить трудозатраты на ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой отчетности приводит к тому, что организация ведения бухгалтерского учета на предприятиях повсеместно подчинена одной задаче — сближению бухгалтерского учета с налоговым. Такая задача ставится и в научных исследованиях и даже озвучивается нашими политическими деятелями. Задача сближения правил налогового и бухгалтерского учета содержится в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Нам подобные подходы представляются не только ошибочными, но и весьма вредными.

Во-первых, подобный подход противоречит курсу реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО. Необходимость его дальнейшей реализации подтверждается Планом Министерства финансов Российской Федерации на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утвержден Приказом Минфина России № 440 от 11 ноября 2011 г.).

Во-вторых, сближение бухгалтерского учета с налоговым резко снижает качество отчетных данных, негативно влияя на их транспарентность. На практике этот процесс, например, привел к тому, что большинство российских организаций для целей бухгалтерского учета амортизируют объекты основных средств линейным методом (как и для целей налогового учета). Приведем лишь один пример, связанный с деятельностью российской судоходной компании, работающей на севере нашей страны с продолжительностью судоходного периода четыре месяца. Лишь в течение этих четырех месяцев в бухгалтерском учете компании признается доход, амортизация начисляется в течение всего года ежемесячно. Налицо искажение важнейшего бухгалтерского принципа — корректного соотнесения доходов и расходов, что снижает транспарентность представляемой информации.

4. Обоснование тарифов на услуги, оказываемые организациями-монополистами.

В условиях монопольного рынка высокий показатель прибыли будет означать, что компания получает сверхдоходы и стоимость продукции, выполненных работ или оказанных услуг завышена. Соответственно, в рамках антимонопольного регулирования государство может потребовать снизить стоимость продукции, работ, услуг или реорганизовать бизнес. Следовательно, руководство компании-монополиста будет стремиться занижать свою прибыль.

5. Стремление приукрасить реальное положение дел публичных компаний в глазах потенциальных инвесторов.

Величина экономических потерь, которые несут инвесторы и кредиторы в результате фальсификации финансовой отчетности, становится объектом внимания ведущих мировых финансовых изданий, организаторов торговли, профессионального бухгалтерского сообщества.

Череда корпоративных скандалов, связанных с фальсификацией финансовой отчетности, началась в 2002 г. с нашумевшего банкротства компании Enron. Вслед за банкротством Enron, которое привело к потере 80 млрд долл. рыночной капитализации, последовала целая череда корпоративных бухгалтерских скандалов, причем не только в США, но и по всему миру.

Публичные компании вуалируют не только статьи бухгалтерского баланса, но и элементы отчета о совокупном доходе, отчета о движении денежных средств и примечания к отчетности. В таблице представлены наиболее распространенные на практике приемы вуалирования отчетности, применяемые к различным объектам вуалирования.

Методы вуалирования данных финансовой отчетности

Объект вуалирования

Методы вуалирования данных отчетности

Финансовые результаты

1. Манипулирование выручкой:

• признание фиктивной выручки путем проведения с контрагентом фиктивных встречных операций по купле-продаже активов;
• нарушение сроков признания выручки, признание выручки в произвольный момент;
• реализация актива с правом обратного выкупа в течение определенного времени.

2. Манипулирование расходами:

• занижение расходов путем отражения их части в отчетности подконтрольных компаний;
• издержки, которые следует признать в отчетности расходами периода, капитализируются, списываясь впоследствии в форме амортизационных отчислений.

3. Искажение обоснованной величины резервов

Активы и обязательства организации

1. Завышение дебиторской задолженности путем:

• включения в ее состав фиктивной задолженности;
• отражения в составе дебиторской задолженности, нереальной к взысканию.

2. Завышение стоимости материальных запасов посредством их неверной оценки.

3. Завышение стоимости внеоборотных активов путем:

• постановки на учет фиктивных активов;
• применения заниженных ставок амортизации;
• необоснованной капитализации текущих расходов.

4. Увеличение операционного денежного потока за счет инвестиционного денежного потока путем:

• капитализации операционных расходов;
• включения денежных потоков от инвестиций в состав операционного денежного потока.

5. Увеличение операционного денежного потока за счет финансового денежного потока путем применения схем с использованием финансовых инструментов и компаний специального предназначения

Примечания к финансовой отчетности

1. Отсутствие раскрытия информации об условных активах и условных обязательствах.

2. Ненадлежащее раскрытие информации о сделках со связанными сторонами, условных активах и обязательствах.

3. Неполное раскрытие информации об изменениях в учетной политике

Один из методов, приведенных в таблице, — реализация актива с правом обратного выкупа в течение определенного времени — связан с нарушением принципа приоритета экономического содержания над юридической формой, описанного в законодательстве РФ. Несмотря на то что российскими положениями по бухгалтерскому учету, как и в МСФО, продекларирован этот принцип, на практике он часто не соблюдается. Одна из причин подобного положения состоит в том, что для российского бухгалтера первичным всегда является документ, и если в документе речь идет о сделке купли-продажи, то именно так это событие будет отражено в отчетности.

Пример

Строительство газопровода по дну Балтийского моря протяженностью более 2 тыс. км предполагает формирование серьезного складского запаса труб.

Строительная компания, участвующая в проекте, приобрела несколько партий труб, стоимость которых составила 50 млн руб. Затем она заключила договор о продаже этих труб банку, ее финансирующему, за 55 млн руб. при условии их обратного выкупа через год за 60 млн руб. Несмотря на то что по своей юридической форме речь идет о купле-продаже, по экономическому содержанию пример представляет сделку, направленную на привлечение дополнительного финансирования.

Вуалирование баланса в рассмотренном примере будет состоять в отражении сделки согласно ее юридической форме:

Дт «Денежные средства» — 55 млн руб.
Кт «Выручка» — 55 млн руб.

Трубы, являющиеся для строительной компании запасами, в этом случае в балансе признаваться не будут.

Если следовать экономическому содержанию, то запись получит иной вид:

Дт «Денежные средства» — 55 млн руб.
Кт «Заемные средства» — 55 млн руб.

В этом случае в балансе запасы будут показаны как активы, а в отчете о финансовых результатах следует раскрыть информацию о предстоящих процентных выплатах по полученному займу.

Отражение рассмотренной операции согласно юридической форме позволит компании улучшить свой имидж в глазах заинтересованных внешних пользователей — потенциальных инвесторов. Благодаря тому, что трубы не признаны в балансе как активы, стоимость последних снижается. По этой причине улучшаются финансовые коэффициенты компании, в первую очередь показатель рентабельности капитала. Кроме того, непредставление в балансе информации о полученном займе повышает коэффициент финансирования (характеризующий соотношение собственных и заемных средств и показывающий, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств). Все это позитивно влияет на оценку организации потенциальными аналитиками, инвесторами и брокерами.

Возможности вуалирования балансовых данных бесконечны. Это и объединение разнородных имущественных ценностей под одним названием, и объединение статей актива со статьями пассива, и сокрытие истинного результата путем неправильной оценки балансовых статей и др. Современный аналитик должен знать и уметь распознавать их для выработки правильного суждения об имущественном положении и доходности организации.

Диагностика отчетности на предмет фальсификации

Диагностика отчетности на предмет ее фальсификации может проводиться по методике, разработанной М. Бенишем. Данная методика явилась результатом изучения и анализа М. Бенишем показателей внешней отчетности 74 компаний, фальсифицировавших финансовую отчетность, и 2 332 компаний, представивших невуалированную отчетность за 10­летний период. Столь глубокий анализ позволил ученому выявить определенные учетно-аналитические аномалии вуалированной отчетности.

Методика М. Бениша предполагает применение коэффициентного подхода к анализу, в частности расчет темпа роста следующих показателей: доли маржинального дохода в выручке; выручки от продаж; качества активов; доли амортизационных расходов в совокупной первоначальной стоимости основных средств; оборачиваемости дебиторской задолженности в днях; доли расходов, приходящихся на выручку от продаж; финансового рычага. Коэффициенты рассчитываются как отношение значения соответствующего показателя отчетного года к предыдущему году. Рассмотрим экономическое значение и порядок применения некоторых из них.

Снижение доли маржинального дохода в выручке является свидетельством понижения качества выручки, что сигнализирует о вероятной фальсификации финансовой отчетности. Показатель «темп снижения доли маржинального дохода в выручке от продаж» следует анализировать совместно с показателем «темп роста выручки от продаж». Если выручка от продаж растет, а доля маржинального дохода в выручке снижается, следует констатировать признаки вуалирования отчетности:

где В1(В0) — выручка от продаж за отчетный (предшествующий отчетному) период;

С1(С0) — себестоимость продаж за отчетный (предшествующий отчетному) период.

Под качеством активов понимают долю внеоборотных активов (в которые не включают основные средства) в общей стоимости активов. Качество актива определяется его способностью генерировать денежные потоки. Если темп роста качества активов превышает 1, велика вероятность того, что компания увеличивает долю внеоборотных активов в совокупном объеме активов. Рост внеоборотных активов, который не связан с ростом основных средств, может свидетельствовать о необоснованной капитализации расходов. Как отмечалось выше, необоснованная капитализация расходов приводит к завышению прибыли отчетного периода и занижению прибыли будущих периодов:

где A1(A0) — совокупная величина активов на конец отчетного (предшествующего отчетному) периода;

TA1(TA0) — величина оборотных (текущих) активов по состоянию на конец отчетного (предшествующего отчетному) периода;

OC1(OC0) — остаточная стоимость основных средств на конец отчетного (предшествующего отчетному) периода.

Доля амортизационных начислений в совокупной первоначальной стоимости основных средств является неизменной величиной, поэтому в нормальных условиях темп роста этого показателя близок к 1. Однако если руководство компании занижает величину амортизационных начислений с целью завышения прибыли, значение данного коэффициента будет отклоняться от 1. Следовательно, резкое изменение показателя «доля амортизационных начислений в совокупной первоначальной стоимости основных средств» сигнализирует о вероятном вуалировании финансовой отчетности:

где A1(A0) — величина амортизационных расходов за отчетный (предшествующий отчетному) период;

ПC1(ПC0) — первоначальная стоимость основных средств на конец отчетного (предшествующего отчетному) периода.

Осмысление возможных методов и приемов фальсификации отчетности с целью их предотвращения позволит повысить транспарентность публикуемой отчетности, а следовательно, качество управления компаниями.

___________________________

При работе над проектом можете ли вы точно сказать, какой исполнитель чем занят в конкретный момент? Что происходит, когда команда сталкивается с неожиданными задержками или препятствиями, возникшими, что называется, на ровном месте? Знаете ли вы, как решить эти проблемы?

Мы побеседовали с Бейли Шеменски, бывшей главой операционного отдела в аналитической компании Компания SimpleRelevance, и она рассказала, как пыталась справиться с этой задачей, нося с собой блокнот со всеми сведениями о проекте. Тем временем участники ее команды пользовались лекционными досками, на которых писали свои списки дел. Не самый удобный вариант.

Операционному отделу приходилось тратить время на поиск нужной информации в блокнотах или в электронной переписке, чтобы быть в курсе происходящего.

«Я постоянно упускала какие-то мелочи из виду, потому что не могла зафиксировать сроки в календаре или обменяться информацией с коллегами», — вспоминает Шеменски.

Нечто подобное происходило и в компании Only-apartments, занимающейся арендой квартир по всему миру. Ее маркетинговый отдел состоял из восьми подразделений и помимо повседневной работы занимался запуском нового сайта с нуля. Команда с трудом справлялась с работой, отправляя сотни писем и узнать тарифы проводя десятки совещаний. Опять-таки не самый лучший вариант.

По словам Рамона Глинеке, директора Only-apartments по маркетингу, им была нужна четкая картина того, как взаимодействуют между собой все подразделения и кому достаются те или иные задачи.

Решение, как выяснилось, заключалось в том, чтобы добиться прозрачности всего рабочего процесса.

Что такое прозрачность бизнеса

Прозрачность бизнес-процессов — это один из профессиональных терминов на которые вы натыкаетесь на любом сайте программных решений для бизнеса. Имеются в виду не камеры слежения и не контроль работы удаленного рабочего стола, а прежде всего доступная информация, создающая более полную картину всего, что происходит в компании.

То есть прозрачность не подразумевает чрезмерного контроля или слежки за сотрудниками. Скорее это способ лучше понять внутреннюю механику работы команды, чтобы ее можно было усовершенствовать.

Прозрачность повышает прибыльность компании

В случае с SimpleRelevance и Only-apartments обе эти компании добились столь нужной им прозрачности, внедрив Wrike, который стал центральной платформой для хранения данных и доступа к ним. Сегодня команды могут найти данные или информацию о клиентах, не роясь в бесконечной переписке, не устраивая лишние совещания и не ожидая ответов на отправленный запрос.

«Работа над проектами продвигается значительно быстрее, — отмечает Стив Роуз, менеджер по работе с клиентами компании SimpleRelevance. — Когда все собрано в единой системе, людям гораздо легче вместе работать над проектами и разрушаются информационные барьеры».

«Прозрачность информации и возможность оценить рабочую нагрузку на каждого сотрудника отдела позволяет нам обслуживать клиентов намного быстрее и эффективнее», — добавляет Шеменски.

Каков же итог повышения прозрачности? Компания SimpleRelevance сократила сроки подготовки отчетных материалов для клиентов на 30%.

Подбираем правильные инструменты для повышения прозрачности

Вы не добьетесь повышения прозрачности, просто заявив о своем желании узнать, как все работает. Для этого нужен правильный инструмент с соответствующими возможностями. Подбирая такой инструмент, обратите внимание на следующие функции:

  • Панели задач. Они позволят охватить одним взглядом все важные данные.
  • Отчеты. Регулярные автоматизированные отчеты о производительности работы команды, статусе и других аспектах выполнения проекта.
  • График рабочей загрузки. Дает возможность проверить уровень загруженности отдельного участника или всей команды целиком.
  • Управление ресурсами. Помогает распределять ресурсы команды (как физические, так и финансовые).

«Подробные настраиваемые отчеты о проектах, сотрудниках и о ходе работы команды помогли нам добиться отличных результатов при запуске проектов», — говорит Глинеке из компании Only-apartments.

Готовы повысить прозрачность своего бизнеса?

Вы вполне можете продолжать работать так, как работали прежде, с трудом выясняя, чем занята ваша команда и как идет работа над проектом. Возможно, для этого придется отправить пару десятков писем и провести несколько утомительных совещаний.

Или вы можете найти возможности для повышения прозрачности работы, внедрив решение для управления рабочими процессами, например Wrike.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Игумнов, Виктор Михайлович, 2013 год

1. Федеральный закон № 208-ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности».

2. Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 12.12.2011).

3. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3. «Об аудиторской деятельности» (ред. от 11.07.2011).

4. Федеральный закон от 21 июля 2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р. Об утверждении плана мероприятий по созданию международного финансового центра в РФ.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.03.2012 № 179 «О предоставлении годовой консолидированной финансовой отчетности».

9. Приказ Минфина России от 25.11.2011 №160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений

10. Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

11. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91 н, с изменениями от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н).

13. Письмо Минфина от 12.01.2012 г. № 07-02-06/5 «О порядке отражения в бухгалтерском балансе и списания расходов будущих периодов».

14. Письмо Банка России от 25.12.03 г. № 181-Т О методических рекомендациях «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности».

15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н с изменениями от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н).

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н).

18. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н).

19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» ПБУ 24/2011 (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2011 № 125н).

20. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (Приложение № 1 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н).

21. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (Приложение № 8 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н).

22. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 17 «Аренда» (Приложение № 9 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н).

23. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» (Приложение № 15 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н).

24. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» (Приложение № 8 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н).

25. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия» (Приложение № 18 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н).

26. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия» (Приложение № 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 18.07.2012 № 106н).

27. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике» (Приложение № 19 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н).

28. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» (Приложение № 24к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н).

29. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» (Приложение № 26 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н).

30. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» (Приложение № 32 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н).

31. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (Приложение № 36 к Приказу

32. Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н).

33. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» (Приложение № 7 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 18.07.2012 № 106н).

34. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 «Совместная деятельность» (Приложение № 5 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 18.07.2012 № 160н).

35. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях» (Приложение № 5 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 18.07.2012 № 106н).

36. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (Приложение № 7 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 18.07.2012 № 106н).

37. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. М.: Омега-Л, 2007. 508с.

38. Бабин В.А. Инвестиционная привлекательность акционерного общества: учебное пособие. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. — 148 с.

43. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие / под. ред. проф. Я.В. Соколова.- М.: Магистр, 2009. 479 с.

44. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов / М.А. Бахрушина. 3-е изд., доп. и пер. — М.: Омега-Л, 2004. — 576 с.

46. Гетьман В.Г. О концептуальной основе международных стандартов финансовой отчетности. «Международный бухгалтерский учет», 2007, № 12

47. Гетьман В.Г. О концептуальной основе международных стандартов финансовой отчетности // Все для бухгалтера, 2010, № 5.

48. Гетьман В.Г. О концептуальной основе международных стандартов финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет, 2007, № 12.

49. Гетьман В.Г. О международной гармонизации порядка раскрытия информации по вопросам корпоративного управления // Международный бухгалтерский учет, 2009, № Ю.

50. Гетьман В.Г. О проекте международного стандарта финансовой отчетности «Оценка справедливой стоимости» // Международный бухгалтерский учет, 2010, № 13.

52. Гульков Ф.А. Управление неидентифицируемыми нематериальными активами как способ увеличения стоимости промышленного предприятия // Креативная экономика. М.: Креативная экономика, 2009. № 4, с 23-27.

55. Диркова Е.Ю. Существенность и транспарентность в финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет, 2011, № 21.

56. Диркова Е.Ю. Термины бухгалтерского учета Текст. // Бухгалтерский учет.2011.-№ l.-C. 101 102.

57. Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет и аудит. М.: Финансы и статистика, 2006. — 272 с.

58. Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет. М.: Эксмо, 2009. — 656 с.

59. Дружиловская Т.Ю., Игонина Т.В. Направления сближения бухгалтерского учета обязательств по оплате труда в России с требованиями МСФО // Международный бухгалтерский учет, 2012, № 6.

60. Дружиловская Э.С. Методика оценки запасов в бухгалтерском учете // Международный бухгалтерский учет, 2012, № 7.

61. Дружиловская Э.С. Методика оценки запасов в бухгалтерском учете // Международный бухгалтерский учет, 2011, № 21.

62. Дуброва Т.А., Минашкин В.Г., Шмойлова P.A., Мхитарян B.C., Садовникова H.A. Статистика / под ред. Мхитарян B.C. М.: Академия, 2011. 272 с.

63. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. с доп. / О.В. Ефимова. М.: Бухгалтерский учет, 1999.

64. Зак Д. Справедливая стоимость соблазны манипулирования отчетностью / Пер. с англ.; под ред. В.М. Рутгайзер. — М.: Маросейка, 2010.

65. Зверев В.А., Всегда ли надежны оценки рейтинговых агентств? // Экономика Современного Предприятия, 2009, № 9.

68. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: учебник. М.: Финансы и статистика, 2007. — 590 с.

71. Минашкин В.Г., Козарезова Л.О. Основы теории статистики: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2004.

72. Мошкович Б.Е. Призрачная прозрачность или управляемая стоимость бизнеса? // Управление компанией. 2002, № 12. С.69-72.

73. Несветайлов В.Ф. Существенность и транспарентность в финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет, 2011, № 21.

74. Палий В.Ф. Теория бухгалтерского учета: современные проблемы. М.: Бухгалтерский учет, 2007. — 88 с.

76. Пачоли Л. Трактат о счетах и записях / Под ред. проф. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1982. — 286 с.

77. Полозов А.Б. МСФО в США быть или не быть? Ответ комиссии по ценным бумагам и биржам // Корпоративная финансовая отчетность: международные стандарты. — 2012. — № 6.

79. Рогуленко Т. М. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. М. : Экономисте, 2006. -383 с.

80. Рубченко М. Шило на мыло // Эксперт, 2002, №18 (325).

81. Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса: учебное пособие. 2-е издание М.: Маросейка, 2008. — 432 с.

83. Статистика: Учебник / Под ред. B.C. Мхитаряна М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

84. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000, — 496 с.

85. Соловьева О.В. Международная практика учета и отчетности. М.: ИНФРА-М, 2004.-331 с.

86. Сухов М. Транспарентность и капитализация кредитных организаций // Деньги и кредит, 2007, №7.

87. Тесля Е.А. Транспарентность как фактор развития конкурентоспособности российских компаний, привлекающих международное финансирование : дис. . канд. экон. наук : 08.00.14 / Тесля Елена Александровна. Санкт-Петербург, 2009.

89. Финансовый учет: Учебник / Под ред. проф. В. Г. Гетьмана. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005, — 816 с.

91. Чая В.Т., Чичерина Е.Н. Сравнительная оценка принципов РСБУ и МСФО // Международный бухгалтерский учет, 2009, № 5.

93. Чичерина Е.Н. Учет инвестиционных займов по МСФО // Корпоративная финансовая отчетность: международные стандарты. 2012. -№2.

94. Шевякова М. «Отличные» МСФО // Расчет, 2006, № 8.

95. Alison Т. Turning Confusion to Competitive Advantage // Financial Executive, Oct 2003, Vol. 19, Issue 7.

96. Barth M. E., Schipper K. Financial Reporting Transparency // Journal of Accounting, Auditing & Finance, 2008, Vol. 23 Issue 2.

97. Edlin M. Effects of transparency tools tough to determine // Managed Healthcare Executive, Sep 2007, Vol. 17, Issue 9.

98. Florini A. Behind Closed Doors // Harvard International Review, April 2004, Vol. 26 Issue 1.

99. Klein A. Smoothing the Way for Debt Markets // Washington Post, November 23, 2004.

107. Официальный перевод МСФО Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minfm.ru/ru/accounting/mejstandartfo/docs/

113. Сайт международного финансового центра Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mfc-moscow.com/index.php?id=TO

115. Сайт издательства Fuchsbriefe. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fuchsbriefe.de/

116. Сайт КЦББ (SEC). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sec.gOv/news/studies/principlesbasedstand.htm#3

117. Сайт Нью-йоркской фондовой биржи. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nyse.com/home.html

119. Определение транспарентности. Словарь Высшей академии внешнеторговых связей. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mgm.vavt.ru/wto/wto/Transparency

129. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» редакции 2003 г. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.dipifr.info/libfiles/standards/rus/rusifrs010109/ias24.pdf

130. Краткая характеристика предварительного варианта стандарта МСФО 17 «Аренда» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ifrs.org/High-level-summaries/Documents/LeasesSnapShot0810.pdf

132. Notes/Pages/I ASB June2012 .aspx

Г.В.Пызина

ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Этимологически понятие «транспарентность» (transparent, transparency) означает состояние прозрачности, ясности, явности для человеческого восприятия, а в человеческих отношениях — искренность, откровенность, отсутствие обмана. В науке эта категория связана со зрением, спектрографией, оптикой, фотографией, архитектурой (прозрачность окон), музыкой (применительно к музыкальным интонациям)1. В связи с широким распространением телекоммуникационных систем появилось понятие сетевой транспарентности, обозначающее физическую возможность восприятия пользователем распределения информационных ресурсов. В энциклопедии «Британика» понятие используется и в социально-политическом смысле, в контексте открытости и демократического контроля.

В словаре Вебстера транспарентность рассматривается как «степень открытости и подверженности корректировке законов, инструкций, соглашений, затрагивающих международную торговлю; уровень подотчетности и ответственности в государственном управлении»2. Здесь это понятие связывается, с одной стороны, с внешнеэкономической политикой, с другой — со сферой государственного управления, его подотчетностью и ответственностью перед обществом.

В Толковом словаре иноязычных слов Л.П.Крысина под понятием «транспарентность» подразумевается «не содержащий секретов и недомолвок, «прозрачный» для других»3. В словаре иностранных слов Е.Н.Захаренко, Л.Н.Комарова, И.В.Нечаева слово «транспарентность» фиксируется в значении «отсутствие секретности, доступность любой информации, без каких-либо ограничивающих стилистических помех»4.

В целом концепция «транспарентности» формировалась в общем потоке европейской культуры и американской социальной фи-

1 Австрийско-американский композитор Эрнст Кренек (1900 — 1991) среди прочих опусов написал сочинение «Одиннадцать транспаренций» для оркестра.

2 Webster’s Online Dictionary. http: // www.webstersonlinedictionary.org/defini-tion/TRANSPARENCY.

3 Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. 5-е изд. М., 2003. С. 854.

4 Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. М., 2003, С. 651.

лософии, а также теорий «научного» управления и администрирования.

Зарубежные исследования транспарентности весьма многочисленны. Анализ основных работ позволяет говорить о следующих подходах:

— рассмотрение транспарентности в связи с «информацией» (Д.Стиглиц);

— исследование транспарентности в контексте ответственности органов государственной власти и политического управления (Д.Лассен, Д.М.Балкин, А.Шедлер, Д.Фокс);

— анализ транспарентности в связи с эффективностью органов государственной власти и политического управления (Р.Б.Митчелл, Д.Торнтон, Д.Л.Броз и др.).

Для Д.Стиглица транспарентность есть не что иное как «другое название информации»1. Такое суждение несколько некорректно, поскольку возникает вопрос: о какой информации и для кого идет речь? Очевидно, что нет значимых соответствий между понятиями «прозрачности» и «информации». Так, секретная, привилегированная информация, информация посвященного лица — все могут иметь высокое значение, но эти формы информации никак не прозрачны по отношению к тем, кто лишен доступа к ним. Рыночная стоимость информации во многом противоположна ее прозрачности. Таким образом, прозрачность — не абсолютный, но переменный признак информации: прозрачность и информация не могут использоваться в одном смысле применительно к большинству решаемых задач.

Д.Лассен увязывает транспарентность со степенью политической ответственности и объемом государственного сектора в условиях политической системы демократического типа, интерпретирует институт политической ответственности как меру подконтрольности госорганов избирателям. Политическую ответственность характеризуют две важнейшие черты: политические транспарентность и конкурентность2. Политическая транспарентность рассматривается лишь как элемент более общего понятия, а именно — политической ответственности/подконтрольности.

Д.М.Балкин придает понятию «транспарентность» больший масштаб: он фактически охватывает этим термином понятия политической открытости и демократической ответственности. Он считает, что транспарентность объединяет три важнейших качества, границы между которыми на практике могут размываться, однако в теории

2 Lassen D. Political Accountability and the Size of Government: Theory and Cross-Country Evidence. Copenhagen, 2000. Р. 1.

знак равенства между ними поставить нельзя: 1) информационная составляющая предполагает открытость и доступность информации о политических деятелях, правительственных чиновниках и т.д., а также о принятых органами госуправления решениях. Эта транспарентность может простираться и дальше, выдвигая требования выяснения мнения общественности относительно целесообразности того или иного действия или раскрытия информации по конкретным вопросам, которой обладают государственные органы; 2) «партици-паторная» составляющая характеризует возможность субъекта участвовать в процессе принятия политических решений посредством представительства интересов или прямого участия; 3) перманентная подотчетность бюрократии закону или общественному мнению. Особенно явно она проявляется в тех случаях, когда бюрократия нарушает существующие нормативные правовые акты, а ее действия негативно сказываются на благосостоянии населения, затрагивает его жизненные интересы1.

Применительно к госуправлению Р.Бухман, Дж.Пиотровски и Э.Смит, исследовавшие феномен прозрачности, выделяют два вида прозрачности — финансовую и прозрачность управления. Финансовая прозрачность подразумевает интенсивность и своевременность финансовых раскрытий, их интерпретации и распространения аналитиками и СМИ. Прозрачность управления подразумевает интенсивность раскрытий управленческих действий. Авторы, не склонные поддерживать тезис о необходимости высокой прозрачности, пришли к выводу, что прозрачность управления прежде всего связана с юридическим/судебным режимом, тогда как финансовая прозрачность в первую очередь обусловлена политическим режимом. В частности, финансовая прозрачность выше в странах, где экономика характеризуется низким государственным монопольным использованием предприятий и банков и невысоким риском государственной конфискации фондов фирм. Полученные исследователями результаты отличаются устойчивостью к включению в модель разнообразных дополнительных переменных2.

А.Шедлер выделяет три измерения прозрачности: осуществление тех или иных мер, контроль и легитимацию3. А.Шедлер утверждает, что

1 Balkin J.M. How Mass Media Simulate Political Transparency. http://www.yale.edu/lawweb/jbalkin/articles/media01.htm

2 Близкая классификация дана авторами статьи Р.Бухманом, Дж.Пиотровски и Э.Смит «Что детерминирует корпоративную прозрачность?». Bushman R., Piotrowski J. Smith A. What Determines Corporate Transparency? Journal of Accounting Research. 2004. Vol. 42. N 2.

в отсутствие малейших санкций за демонстрируемое превышение полномочий нет никакого верховенства закона и ответственности1. Однако Д.Фокс считает, что такой подход к концептуализации транспарентности непоследователен: с одной стороны, кажется, что уже само по себе наличие механизмов прозрачности является достаточным условием для эффективного функционирования органов власти и управления; с другой — нуждается в дополнительных мерах воздействия. Если понятие прозрачности таким образом «встроено» в определение ответственности, то последнее рискует оказаться нечетким и размытым. Соединение в рамках одного термина средства (прозрачность) и цель (ответственность), утверждает Д.Фокс, мешает решить ключевую аналитическую проблему, которая заключается в необходимости объяснить условия, при которых прозрачность действительно становится эффективным фундаментом ответственности2.

Р.Б.Митчелл считает транспарентность принципиальной характеристикой политической системы: она включает в себя открытость системы и процедуры принятия решений для внешних наблюдателей. В то же время он все же придает ей информационное измерение, а также предлагает сузить это понятие и рассматривать прозрачность лишь как некоторый объем доступной информации относительно функционирования и коллизий правящего режима. Р.Б.Митчелл подчеркивает, что транспарентность неоднородна, ее уровень неодинаков как в различных политических системах, так и в пределах одной системы. Транспарентность многоуровнева во времени и пространстве. Одни системы могут быть более транспарентными, другие -менее; в определенных случаях конкретный политический режим может быть более открытым в отдельных аспектах, чем другой; наконец, в течение определенного периода времени система может демонстрировать более высокий уровень транспарентности, нежели раньше и по сравнению с иными политическими режимами3.

Д.Торнтон обращает внимание на то, что, изучая прозрачность в контексте эффективности, некоторые авторы иногда рассматривают эти концептуально отличные друг от друга проблемы (прозрачность и эффективность) вкупе друг с другом, что приводит к путани-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

це. Прозрачность является средством, а не целью, которой служит эффективность. Если прозрачность не способствует повышению эффективности принимаемых мер, то, она как утверждает автор, не имеет никакого экономического обоснования. Свои выводы он убедительно продемонстрировал на примере кредитно-денежной и валютной политики государства.

В работе «Транспарентность политической системы и денежно-кредитные отношения» Д.Л.Броз придерживается распространенной и общей дефиниции: прозрачность политической системы означает открытость процесса принятия политических решений. В то же время, придерживаясь принципов политического реализма, он признает конкурирующие интересы и требования, свободное политическое соревнование различных альтернатив общественного развития, и главное — наличие независимых источников информации. Автор подчеркивает также, что противодействие этим демократическим механизмам, обеспечивающим прозрачность, будет для власти затратным и малоэффективным.

В «Кодексе надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике: декларация принципов» Международного валютного фонда прозрачность понимается как среда, в которой цели политики, ее правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики и их обоснование, данные и информация, связанные с денежно-кредитной и финансовой политикой, а также условия подотчетности агентств предоставляются общественности на основе принципов понятности, доступности и своевременности. Несмотря на узкоспециальный характер, это толкование прозрачности как некой «среды» является наиболее перспективным. Прозрачность — это не просто условие функционирования демократии, ее некий атрибут, это именно среда, которая продуцируется политической системой демократического типа, и одновременно поддерживает ее функционирование. Именно наличие этой среды позволяет формировать здоровые механизмы политической конкуренции и контроля общественности за осуществлением органами госуправления их властных полномочий.

Согласно Р.Митчеллу, прозрачность служит в обществе достижению одной из двух целей: оценке деятельности государственных органов в целом или оценке деятельности отдельных политических субъектов. Исходя из этого, ученый выделяет две модели политической транспарентности, ориентированные: 1) на эффективность (характеризует общие усилия властных элит, применяемые для достижения поставленных целей); 2) на согласие (подразумевает рассмотрение и оценку вклада отдельных политических акторов в выполнение своих обязательств перед населением).

Главное отличие между этими двумя типами заключается не в содержании информации, а в ее использовании. В первой модели информация, позволяет, во-первых, выяснить, насколько приближено общество к поставленной цели благодаря действиям власти; во-вторых, выявить ошибки, недочеты, требующие пересмотра решения с тем, чтобы добиться большего успеха в будущем. Во второй модели информация может использоваться, в частности, политической оппозицией и быть направленной на дискредитацию отдельных индивидуальных или групповых политических субъектов1. Правящие группировки во многих странах стремятся избежать подобного развития событий, и потому склоняются к первой, ориентированной на эффективность модели2.

Субъект политики может руководствоваться различными оценками властных структур (в зависимости от групповой принадлежности, преследуемых целей, идеологии и т. д.). Эти оценки будут влиять на выбор стратегии поведения в политической среде, будь то поддержка на выборах определенного кандидата или иная форма выражения своих политических предпочтений, вплоть до протеста.

В методологическом отношении представляет интерес классификация базисных элементов прозрачности, выполненная К.Дро. Значимость этой работы состоит в операционализации понятия «транспарентность» и возможности его последующего использования в прикладных целях, эмпирических исследованиях прозрачности и открытости политического управления. К.Дро выделяет ряд ключевых концептов (на основе ассоциаций с прозрачностью): ясность, доступность, интеграция с другими решениями, логичность и рациональность, ответственность, правдивость и точность и открытость. Отдельные компоненты прозрачности, которые могут быть представлены и как цели, и как измерительные инструменты, описаны в табл. 1. Отдельные элементы этой структуры были использованы нами при оценке прозрачности органов государственной власти и политического управления, при анализе содержания их сайтов и базовых документов.

Таким образом, в зарубежной политической науке весьма обстоятельно рассматривается проблема транспарентности, хотя единой концепции понимания этого сложного общественно-политического феномена не существует. Систематизация выше обозначенных под-

Таблица 1

Измерительные инструменты транспарентности

Ясность, отчетливость, чистота Доступность

Понятность, постижимость, ясность Наличие доступа для граждан к важным встречам с правительственными чиновниками

Недвусмысленный, точно выраженный Наличие возможности запрашивать и получать у правительства документы

Легкость обнаружения, доступность Доступность к детализированной документации и базам данных

Легкость зрительного (слухового) восприятия Содействие двустороннему доступу к информации (заинтересованная сторона имеет доступ к правительственным документам и правительство имеет доступ к ценностям заинтересованных сторон)

Видимость, зримость (отсутствие скрытных намерений) Правдивость точность

Точность, определенность, простота Правдивый и точный

Минимум специальной лексики «Неразбавленные» сообщения (соответствие получаемой информации фактическому ее содержанию)

Логичность, рациональность Ответственность (подотчетность)

Рационально обоснованный план, ясный для заинтересованных сторон Исследования, получившие независимые гарантии доверия

Приверженность научной обоснованности (надежность, здравость, развитость исследований) Демонстрация пошагового приближения к заданной цели

Содержательность, стандартизован-ность, формализованность, гибкость, способность к расширению. Показ связи между решениями и выполнением; т. е. этапность отчетов о действиях, а также изменений в стоимости и графике работ, объяснение произошедших изменений

Идентификация ясных моментов решения (и возможности участия) Убеждение общественности

Способность отслеживания решений и мер в течение долгого времени Способ своевременного ответа на вопросы заинтересованных сторон

Наглядность электронной информации (metadata) для всеобщей интерпретации Обеспечение необходимого времени для обеспечения участия заинтересованных сторон

Использование доступных технологий в целях улучшения доступа к рассекреченным ранее закрытым данным Открытость (вовлечение) заинтересованных сторон

Интегративность Предоставление возможности заинтересованным гражданам открытого наблюдения за действиями правительства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание табл. 1

Ясность, отчетливость, чистота Доступность

Всесторонность (процесс полного разглашения) Разрешение гражданам иметь доступ к принятию политических и управленческих решений

Формирование целостного представления о проводимой политике; демонстрация отдельного действия в контексте ранее принятых решений Открытость бюджетного процесса

Объединение — описание в отдельном документе Разрешение заинтересованным сторонам вносить альтернативные предложения в процесс принятия решений; уведомление о принятом решении

Обеспечение логически обоснованной системы ссылок пользователей в качестве дополнительной информации и источников для составляемых документов. Обеспечение раннего уведомления о возможностях

Наличие детализированного оглавления и индексов Поиск широкого спектра более ранних объектов по ключевым предложениям

Обеспечение ясности и последовательности в сообщениях

Обеспечение возможности влияния общественности

Организация дружественных по отношению к пользователям каналов

ходов к исследованию транспарентности позволила нам выявить сущность данного понятия и выработать свое рабочее определение.

Транспарентность — это базовая характеристика среды политического управления, обеспечивающая развитие демократии, гражданского общества путем открытости политической системы, процедуры принятия политических решений и общественного контроля над деятельностью органов власти и управления.

Подводя итоги, отметим следующее.

Несмотря на возросшую актуальность проблемы транспарентности, большинство ученых, рассматривая проблему каждый под особенным углом зрения, в основном концентрируются на функциональном аспекте данного понятия, выстраивая в рамках своего исследования собственную концепцию транспарентности и подвергая научному анализу отдельную грань проблемы;

Зарубежные исследования в большей степени, чем российские, ориентированы на теоретико-методологический аспект исследова-

ния. Отечественные разработки имеют прикладной характер и в основном являются результатом обобщения политической практики.

Сегодня в науке транспарентность следует рассматривать с пяти взаимосвязанных позиций:

1) как отличительную черту и важнейший инструмент политической системы демократического типа;

2) как условие ответственного и эффективного политического управления;

3) как основной механизм противостояния теневым политическим явлениям и процессам;

4) как манипулятивную технологию;

5) в контексте ее пределов, главным образом факторов национальной и информационной безопасности;

Проблема транспарентности политического управления исключительно важна в условиях переходного периода, когда доступ населения к информации становится ключевым фактором общественного развития. Лишь благодаря расширяющимся возможностям политического участия различных социальных групп и неправительственных организаций, увеличивающейся ответственности и прозрачности власти, свободному потоку информации, пресечению криминализации политической деятельности можно улучшить качество жизни граждан и обеспечить успех процессу реформирования политической системы и государственного устройства;

Как один из элементов экономико-политического регулирования прозрачность не может выступать в качестве унифицированного инструмента в силу ярко выраженной структурированности управленческого пространства, и поэтому она, как правило, дифференцируется по отраслевому признаку. Существуют три сферы, охватывающие все административные отношения в государстве, где транспарентность насущно необходима: а) государственное управление (политический менеджмент); б) экономика (экономический менеджмент); в) правоохранительная деятельность (менеджмент контроля).

Введение механизмов прозрачности в систему политического менеджмента как на макро-, так и на микроуровне позволяет оформиться политической бюрократии в качестве своеобразного субъекта индустрии услуг, утверждая приоритеты гражданского над государственным, утверждая этические доминанты в политическом администрировании1.

Прозрачность в условиях становления современной российской демократии — это не только новое явление в общественно-политической жизни, но и новое слово в российской политической науке. Ее развитие и укоренение в отечественной политической теории будет зависеть не только от степени усвоения и творческого применения зарубежного опыта, но и главным образом от течения политического процесса, укрепления (или ослабления) демократических институтов.

Борис Мошкович , генеральный директор ЗАО «АБМ Партнер»

Журнал «Управление компанией» . Опубликовано с согласия
издательского дома «РЦБ» ( www.rcb.ru ).

Прозрачность в первую очередь помогает определить рыночную
стоимость компании, ее публичную оценку рынком. Причем не только потенциальным
покупателем или конкурентом, но и финансовым аналитиком.

Правительство РФ с каждым годом все активнее заявляет и
прописывает в нормативных документах понятие «прозрачность бизнеса» и говорит о
важной роли данного термина в определении стоимости российских компаний.

Итак «стоимость» и «прозрачность». Что это? Важнейшие
показатели эффективности бизнес-модели? Категории конкурентного рынка, при
которых его участники располагают всей необходимой информацией для принятия
решений? Просто модные термины? Давайте рассмотрим данный вопрос со стороны
профессионалов рынка: оценщиков, аудиторов, фондовиков и рейтинговых агентств.

Взгляд со стороны оценочной компании. Оценщики ЗАО «АБМ
Партнер» утверждают, что понятие «рыночная стоимость» — первично, а
«прозрачность» — вторично и является лишь следствием развития бизнеса и условием
для достижения определенных результатов.

Взгляд со стороны аудиторской компании. Прозрачность
для аудитора — это возможность делать свою работу полноценно, для того чтобы с
помощью результатов аудита повышать эффективность бизнеса и раскрывать самые
важные и самые глубокие вопросы перед теми, кто заинтересован в детальном
понимании функционирования бизнеса. Прозрачность помогает аудитору давать советы
и рекомендации собственнику бизнеса, направленные на максимизацию его стоимости.

Взгляд со стороны рейтингового агентства. Прозрачность
— важнейшая составляющая инвестиционной привлекательности компании. Прозрачность
означает открытость компании, готовность эффективно работать для каждого
акционера; это показатель наличия стратегических целей и бизнеса, настроенного
работать серьезно и долго.

Взгляд со стороны фондовой компании. Прозрачность —
это возможность принимать верные инвестиционные решения. Это отсутствие
закулисных игр, которые могут привести к потерям инвесторов. Но особенно важен
тот факт, что прозрачность иногда является частичкой четко спланированной игры
менеджмента, в самом худшем случае — аферы. Прозрачность важна, но гораздо
важнее понимать, кто стоит за компанией и на что способны люди, руководящие
бизнесом.

Мнения близки, но статус прозрачности разный. Что же такое
прозрачность для компании? Для каких компаний это просто интересная тема для
обсуждения, а для каких — стратегическая задача или задача номер один для
достижения поставленных целей?

ЧТО ТАКОЕ ПРОЗРАЧНОСТЬ?

Прозрачность — величина, характеризующая, какую часть света
пропускает среда без изменения направления его распространения. В преломлении к
экономике и бизнесу прозрачность — это показатель открытости компании, ее
публичности; показатель того, насколько полно компания готова пропускать не
только акционеров, но и тех, кто желает получить информацию о внутреннем мире
компании, допустить его к бухгалтерской, управленческой и иной информации.

Если следовать терминологии, то прозрачность деятельности
компании необходима только для публичных компаний, стратегическая цель которых
вплотную связана с финансовыми рынками и зависит от потенциальных инвесторов.

Какой бизнес должен быть прозрачным. В чем состоят «плюсы»и
«минусы» прозрачности

В прозрачности компании могут быть заинтересованы и
мелкие акционеры (миноритарии). В надежде на получение максимальных дивидендов
именно они, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы компания работала в
максимально прозрачном режиме. Прозрачность заключается в том, что любое
заинтересованное лицо имеет возможность отслеживать, как развивается бизнес,
какие инвестиционные и стратегические планы воплощаются в жизнь руководством
компании. Прозрачность должна добавить лояльности со стороны акционеров, как
действующих, так и потенциальных.

Почему я называю этот процесс игрой в прозрачность? Потому
что любой более-менее умный собственник может поставить процесс прозрачности под
контроль и то, что не должно стать прозрачным, будет аккуратно проходить мимо
чуткого взора заинтересованных лиц, а наиболее яркое и позитивное может
становиться не только прозрачным, но и практически становиться предметом скрытой
рекламы бизнеса.

Однако если компания вступила на путь прозрачности, то скрыть
большинство событий будет очень сложно и любые тайные действия станут частичкой
обмана, аферы, преступного сговора и, как показывает практика на примере
американских событий с крупнейшими аудиторскими компаниями, могут привести к
финансовым потерям со стороны акционеров и кредиторов, а также к уголовному
преследованию по отношению к управляющим компаниями. Но больше страдают первые,
так как деньги решают почти все.

Скандал вокруг обанкротившегося энергетического гиганта Enron
и его бывшего аудитора Arthur Andersen обострил внимание вокруг проблемы
прозрачности бизнеса и конфликта интересов в отношениях деловых партнеров.
Повышенный интерес регулирующих органов к финансовой деятельности компаний
сопровождается ужесточением правил ведения бизнеса.

После печального начала я все же остановлюсь на явных
«плюсах» прозрачности.

Если владелец компании уверен в ее цене, то, повысив
прозрачность, сделав компанию более открытой, он, с одной стороны, может
повысить ее капитализацию, но с другой — может оказать себе «медвежью» услугу.
Прозрачность — это тот же актив, который создает ценность бизнеса для
владельцев. Особенно это становится важным в тот момент, когда компания, как
никогда, нуждается в инвестициях или кредитных ресурсах. Публичной компании
проще и эффективнее привлечь средства, причем часто не только под реальные
активы, но и, как говорят, «под имя», под перспективную стоимость компании.

Этот процесс совсем не прост, не короток, не дешев и включает
в себя целый комплекс последовательных действий. Он может занять от нескольких
месяцев до нескольких лет. Инвесторы — чаще всего люди настороженные, и им не
свойственно доверяться малознакомым компаниям, однако яркая вывеска и обещание
больших и быстрых прибылей находят своего инвестора. Но не будем снова
углубляться в негативную сторону прозрачности.

Итак, прозрачность — это процесс дорогой и непрерывный,
сложный и кропотливый.

Меры по повышению прозрачности

Комплекс мер по повышению прозрачности бизнеса включает в
себя:

  • раскрытие информации об акционерном капитале;
  • опубликование финансовой отчетности в СМИ (как российских, так и
    международных стандартов);
  • повышение уровня корпоративной культуры;
  • постоянный диалог не только с крупными владельцами, но и с миноритариями;
  • гибкая, но прозрачная налоговая политика;
  • обеспечение прозрачности затрат, в том числе капитальных, а также любых
    средств, направляемых на стратегические цели;
  • открытость менеджмента, повышение квалификации управляющего персонала;
    использование современных бизнес-технологий;
  • привлечение независимого оценщика для оценки предприятия и др.
  • Прозрачность обычно бывает связана со средствами массовой
    информации. Если компания имеет тесную связь со СМИ, то можно говорить о том,
    что огромная часть дела сделана. В наше время, в век рекламы, доверия к
    телевидению и интернету, информация способна горькое сделать сладким, невзрачное
    — привлекательным. Имя, стоящее за той или иной компанией, способно резко
    повысить инвестиционную привлекательность достаточно скромного бизнеса или,
    наоборот, резко снизить ее у предприятия очень интересного и перспективного.

    Обнародование состава акционеров, максимальная прозрачность
    финансовой документации, информация о всех крупных сделках, независимый аудит и
    оценка, опубликование планов по стратегическим союзам и стратегии развития
    существенно повышают доверие к компаниям.

    Повышение прозрачности и ее результаты

    По данным агентства Standard & Poor’s, наиболее прозрачными
    российскими компаниями являются «МТС», «Вимм-Билль-Данн» и «ЮКОС». Наименее
    открытыми оказались представители отечественной автомобильной промышленности, а
    в самом конце рейтинга оказался ОАО «ГАЗ». Самыми непрозрачными составляющими
    российского бизнеса названы: оплата услуг управленцев, структура собственности и
    отношения с инвесторами.

    Почему ГАЗ оказался в таком положении? Причин много, но
    основной из них (по мнению рейтингового агентства) считается тот факт, что ОАО
    «ГАЗ» с некоторых пор владеет алюминиевый магнат Олег Дерипаска. Вот
    показательный пример воздействия фактора личности владельца на инвестиционную
    привлекательность, прозрачность компании.

    Самой открытой компанией оказалась московская «МТС», 2-е
    место — у компании «Вимм-Билль-Данн», 3-е — у нефтяной компании «ЮКОС». В данном
    случае «МТС» и «ЮКОС» оказались в первых рядах по политическим и экономическим
    причинам. «ЮКОС» одним из первых начал вести себя открыто и своего добился. Что
    же касается компании «Вимм-Билль-Данн», то тут статус заслужен со всех сторон —
    качество налицо. Ведущий производитель молочной продукции, активный участник
    фондового рынка с самого начала тщательно заботился об общественном мнении и
    мнении потенциальных инвесторов. Желание владельца сделать свой бизнес таким,
    чтобы он был интересен, привлекателен для инвестиций, чаще всего приводит к
    тому, что компания сочетает в себе внутренний порядок и качественное
    представление компании на открытом рынке. А следствие — повышение инвестиционной
    привлекательности.

    Наша страна активно развивает направление открытости рынка.
    Мы говорим о том, что у нас благоприятный налоговый режим (для некоторых —
    просто лучший в Европе), мы с каждым днем улучшаем наше законодательство,
    создаем условия для добросовестной конкуренции, наша судебная система становится
    все более независимой и совершенной, чиновники все меньше ставят барьеров,
    вежливо приглашая инвесторов к себе в регионы, ну и, конечно, бизнес становится
    все прозрачнее и прозрачнее. Мы почти перешли на международные стандарты
    финансовой отчетности (IAS).

    Мы понимаем, что пока к нам идет только рисковый капитал, но
    даже рисковый капитал требует, чтобы на предприятии был достойный уровень
    менеджмента, чтобы была работоспособная модель бизнеса и стратегия развития,
    чтобы у бизнеса была прозрачность и ликвидность. Мы — на очень сложном, но
    верном пути.

    Итак, прозрачность компании может оказать очень существенное
    влияние на ее стоимость. Реальный пример тому — ОАО «ЮКОС». В 2000 году
    руководство компании «ЮКОС» приняло решение о повышении инвестиционной
    привлекательности компании. За период с 2000-го по 2002 год было проведено
    огромное количество мероприятий, направленных на повышение прозрачности
    компании, — от проведения конференций и road-show, перевода и публикации
    отчетности в международных стандартах до раскрытия большего числа внутренней
    информации о компании. Результат — стоимость акций компании на рынке, а
    следовательно, и самой компании увеличилась с аналогичного периода 2000 года
    более чем в 8 раз. Объем торгов акциями компании в системе РТС за этот же период
    составил более $1 млрд ( рис. 1 ).

    Это, конечно, положительный пример активной политики
    повышения прозрачности компании и ее результатов, доказывающий, что при
    правильной постановке задачи и четком и профессиональном ее исполнении результат
    может быть ошеломляющим. Необходимо отметить, что на сегодня цена акций ОАО
    «ЮКОС» многими считается завышенной, однако ее рост при этом продолжается и во
    время коррекции бумага ведет себя как один из самых надежных инструментов на
    рынке.

    Негативные последствия прозрачности компании можно отчетливо
    проследить на примере РАО «ЕЭС России». Несогласие миноритарных акционеров с
    планами реструктуризации компании, конфликтные ситуации со структурными
    подразделениями привели к существенному падению котировок акций компании и, в
    результате, к критике руководства РАО «ЕЭС России» из-за падения капитализации
    компании.

    Из рис. 2 отчетливо видно, что с начала 2002 года
    стоимость бумаги, а следовательно, и стоимость компании упала в цене более чем в
    2 раза. Конечно, многие моменты в росте и падении цен на акции нельзя полностью
    переносить на стоимость компании. Часто эти изменения носят спекулятивный
    характер, обеспечиваются за счет искусственно создаваемого спроса, а главное,
    что все же стоимость одной акции — это не стоимость компании, хотя общие
    тенденции отражает достаточно объективно.

    Оценить рыночную стоимость компании с учетом тенденций
    финансовых рынков и мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности
    может независимый оценщик. Как показывает практика, спрос на услуги оценщиков за
    последний год существенно вырос, и тому есть множество причин, но это отдельная,
    очень актуальная тема.

    ПРИЗРАЧНАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ. СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА

    Прозрачность отдельных компаний в сочетании с независимой
    оценкой чаще всего приводят к повышению благосостояния акционеров и инвесторов,
    а в дальнейшем способствуют повышению благосостояния населения страны и
    государства в целом. Это сложный процесс, который отсеивает неэффективных
    собственников и управляющих, компании и страны, позволяя сформировать более
    надежные и прогрессивные рыночные механизмы.

    Журнал «Управление компанией». Опубликовано с согласия издательского дома
    «РЦБ» ( www.rcb.ru ).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *