Транспортные средства

Транспортные средства

Содержание

Трактор – это транспортное средство или самоходная машина

Тракторов огромное количество повсюду. Эти транспортные средства выполняют самую разную работу, принимая участие, в том числе, в строительстве дорог и других сооружений, сельском хозяйстве, ремонте коммуникаций, аварийно-спасательных операциях. Многие люди не задумываются о юридической стороне вопроса – то есть, к какой категории техники относятся трактора. Но тем, кто работает в данной сфере, обязательно необходимо знать, самоходная машина – это что такое согласно законодательству? И приравнивается ли к таким машинам трактор?

Что такое самоходная машина

Самоходная машина, чтобы считаться таковой, должна отвечать следующим требованиям:

  • передвигаться по земле;
  • иметь независимый привод (то есть, прицепы не подходят);
  • иметь двигатель внутреннего сгорания (бензиновый/дизельный неважно) объёмом больше 50 кубических сантиметров или электромотор мощность больше 4 киловатт.

Отдельно упомянуто, что в число «самоходок» входят и трактора.

Исключение – транспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/ч и различная боевая самоходная техника, принадлежащая Вооружённым Силам, а также прочим органам, которые обеспечивают безопасность государства (например, ФСБ).

Является ли самоходная машина транспортным средством

Безусловно. Это можно понять, прочитав тот же пункт 1 раздела 1 Правил. Ведь в определении самоходная машина прямо называется транспортным средством.

В свою очередь, в действующей сейчас версии ПДД РФ (раздел 1, пункт 1.2) указано, что к механическим транспортным средствам относятся, в том числе, трактора и другие самоходные средства. Главное, чтобы транспорт предназначался для перевозки людей и грузов. Если двигателя нет, то транспортное средство перестаёт лишь быть механическим (как в случае с велосипедами). Так что, вопрос, трактор это транспортное средство или самоходная машина, не имеет смысла, ведь это и то и другое одновременно.

«Самоходка», легально ввезённая в нашу страну или произведённая в ней, должна иметь соответствующий паспорт (ПСМ) – аналог ПТС, но его тип несколько отличается.

Классификация самоходной техники по категориям

Это разделение регламентируется теми же Правилами, которые утвердило Правительство РФ 12.07.1999 постановлением No796. В нём перечислены категории, на которые делятся данные виды техники. Что это значит? То, что при необходимости управлять той или иной машиной водитель сперва должен открыть соответствующую категорию в «правах». Для этого нужно в отделении Гостехнадзора сдать экзамены и оплатить госпошлину. В удостоверении будет указано не «водитель», а «машинист».

Классификация техники:

  1. Категория А. К ней относятся машины, имеющие «максималку» 50 км/ч и меньше либо не имеющие допуска на дороги общего пользования. Имеет дополнительную классификацию: внедорожные мотоциклы (включая снегоход и квадроцикл); внедорожные автомобили с максимальной массой до 3.5 тонны и вмещающие до 9 сидячих пассажиров (с водителем). Например, небольшие вездеходы; внедорожные грузовики (более 3,5 тонны); внедорожные автобусы (более 9 сидячих мест).
  2. Категория B. Колёсные и гусеничные машины, мощность двигателя которых составляет до до 25,7 кВт. Например, мини экскаватор или мини трактор (но не мотоблок).
  3. Категория С. Колёсные (не гусеничные!) машины мощностью от 25,7 до 110,3 кВт. Пример – трактор МТЗ-80 «Беларус».
  4. Категория D. Сюда попадают любые колёсные машины мощностью более 110,3 кВт. Например – могучий трактор К-744 «Кировец».
  5. Категория Е. Гусеничная техника с двигателем мощностью больше чем 25,7 кВт. Это, в частности, бульдозер или снегоболотоход вроде ГАЗ-3409 «Бобр», который построен с использованием кузова от Соболя.
  6. Категория F. Сельскохозяйственные устройства. Проще говоря, любой комбайн – кормоуборочный, свёклоуборочный, зерноуборочный и т.д. относится к этой категории.

Машины, имеющие пневматический ход, классифицируются по тем же признакам, что и другие.

Категория прав на погрузчик определяется его мощностью. Для небольших механизмов это А, но есть и такие, какие отвечают параметрам категории В или С. Вряд ли найдётся каток, который укладывается в А. Обычно каток подходит под категорию В, С или D.

Чтобы водить кран, который установлен на автомобильном шасси, и выполнять работы, связанные непосредственно с краном, нужно, кроме удостоверения водителя категории С, получить ещё удостоверение тракториста категории D.

Те, кто интересуются, самоходная машина – это транспортное средство или нет, получили на свой вопрос утвердительный ответ. Да, безусловно, она по своим характеристикам является транспортным средством и для управления ей нужно получить удостоверение.

ПДД для трактора

Многим аграриям хозяйственный трактор нужен не только для обработки угодий, но и для перевозки урожая между полем и домом. Однако далеко не каждый тракторист решается передвигаться на сельхозмашине по дорогам общего пользования, опасаясь за возможные проблемы с сотрудниками правоохранительных органов. Решить эту проблему поможет внимательное изучение основных законов, трактующих эксплуатацию трактора на городских и междугородних путях.

Является ли трактор транспортным средством?

Чтобы узнать, распространены ли государственные правила дорожного движения на трактор , нужно понять, приравнивается ли сельхозмашина к транспортным средствам. В самой последней редакции изданных ПДД четко указано определение тракторов. Согласно им, хозяйственный агрегат можно считать транспортным средством. Как и другие самоходные механизмы и машины, хозяйственные трактора по закону относятся к группе механических средств передвижения.

Так как сельхозмашина относится к перечню транспортных средств, соответственно, ПДД на трактор распространяются в полной мере. Таким образом, знание принятых правил движения по общественным дорогам обязательно для всех людей, управляющих тракторами во время передвижения по этим путям.

Если лишили водительских прав, можно ли ездить на тракторе?

Если по тем, или иным причинам, водитель легкового транспортного средства открытой категории «B» и, одновременно, трактора, был лишен разрешения на вождение, то возникает вопрос: «Можно ли управлять сельхозмашиной без удостоверения?». Ответ на него достаточно консервативен. Дело в том, что во время лишения имеющихся водительских прав, у человека не просто забирают «бумагу», а лишают его права управлять абсолютно всеми, без исключения, транспортными средствами.

Таким образом, независимо от категории , которая была открыта в водительском удостоверении, владелец лишается права управлять автомобилем и сельхозтехникой одновременно. Чтобы избежать возможных проблем с законом, права тракториста их владелец должен передать соответствующим государственным органам в течение 3-х дней после решения суда.

Если сельскохозяйственная техника будет эксплуатироваться и после наложения запрета на ее использование, то это грозит ее водителю серьезными мерами, вплоть до административного ареста, крупного денежного штрафа или конфискации имущества.

Лишают ли прав на трактор при лишении прав на автомобиль?

После решения суда о лишении водительского удостоверения, человек должен прекратить управление всеми другими транспортными средствами, к которым относятся и хозяйственные самоходные машины . Согласно новому Законодательству, водитель лишается разрешения:

  • управлять любым транспортным средством, объем двигателя которого превышает 50 см 3 ;
  • передвигаться на машинах, чья максимальная скорость движения составляет выше 50 км/ч;
  • буксировать прицепы, которые подлежат обязательной государственной регистрации;
  • управлять транспортными средствами категории «C» ;
  • находиться за рулем во время движения троллейбусов, трамваев и других машин.

Нарушение одного из этих пунктов впервые после лишения прав грозит человеку крупным денежным штрафом или конфискацией движущегося имущества. Повторное нарушение может привести к пожизненному лишению водительского удостоверения и даже к реальному тюремному сроку.

Можно ли получить тракторные права, если лишен водительских прав?

Законодательство разрешает получение человеком удостоверения на вождение сельхозтехники . Однако, если перед этим гражданин был лишен своих водительских прав, то воспользоваться полученными тракторными правами он сможет лишь по истечении срока, запрещающего управлять транспортными средствами.

Процесс получения разрешения на управление трактором обладает своими особенностями. К ним относятся:

  • соответствующее удостоверение уполномочен выдать орган Гостехнадзора, а не ГИБДД;
  • получить тракторные права могут только люди, достигшие определенного возраста;
  • для получения прав человек должен пройти полное обучение, досконально знать тракторное ПДД , сдать соответствующий экзамен и предоставить справку об обязательном прохождении медицинского осмотра.

Еще один важный момент заключается в том, что на данный момент органы Гостехнадзора выдают только постоянные водительские удостоверения для трактористов. Временные права были изъяты из оборота на неограниченный срок.

Можно ли ездить на самодельном тракторе?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно определить, о каких именно работах идет речь. Если владелец трактора просто вносит определенные изменения в конструкцию сельхозмашины – меняет двигатель, трансмиссию или ходовую часть, то для этого человек должен обратиться в соответствующие органы ГИБДД и написать там заявление. После этого ответственные сотрудники направят его в организацию, которая выдает специальное заключение, подтверждающее право человека вносить изменения в конструкцию трактора.

Если речь идет о самостоятельном изготовлении трактора «с нуля», то для права на эксплуатацию этого транспортного средства его потребуется зарегистрировать.

Для этого нужно:

  1. Разработать Технические условия на самостоятельную сборку самоделки;
  2. После этого нужно обратиться в Орган сертификации и получить направление на посещение Испытательной лаборатории для проведений тестирования самоделки;
  3. Далее человек получает Сертификат соответствия. После этого он может обратиться в орган Гостехнадзора, где потребуется написать заявление на внесение самоделки в единый Государственный реестр транспортных средств.

После получения справки о внесении самодельного трактора в реестр его изготовитель может начать эксплуатацию сельхозмашины на дорогах общественного пользования. Для этого ему потребуются тракторные права и удостоверение о присвоении регистрационного номера для предъявления сотрудникам ГИБДД.

Систематизация бухгалтерии

Статьи, обзоры, комментарии экспертов

Квадроцикл и снегоход в 2018 году – какие права нужны для управления

Мотовездеход, более известный под названием «квадроцикл», является быстрым, маневренным и удобным в управлении средством передвижения в условиях бездорожья. Снегоход отлично справляется с задачей быстрого перемещения в условиях дикой природы в зимнее время. Эти машины давным-давно доказали свою эффективность и завоевали заслуженную популярность. Вместе с тем, важно помнить, что и квадроцикл, и снегоход являются также источниками повышенной опасности, поскольку при определенных обстоятельствах могут нанести вред человеку и окружающей среде. Чтобы это исключить, к вождению таких машин допускаются только те, кто доказал свою способность управлять ими, сдав специальные экзамены и получив соответствующий документ. Как видите, требования те же, что и в том случае, если Вы, к примеру, хотите получить права на управление автомобилем. Однако, несмотря на схожесть процедур допуска к управлению, существует принципиальная разница между обычными транспортными средствами и самоходными машинами, предназначенным для движения в условиях бездорожья. В данной статье мы рассмотрим, в чем проявляется эта разница и какие права, собственно, нужны для управления квадроциклом и снегоходом в 2016 году.

Транспортные средства

Первое и самое главное – транспортные средства (далее – ТС), то есть мотоциклы, легковые и грузовые автомобили предназначены для перевозки людей и грузов по автомобильным дорогам. На каждое ТС должен быть выдан паспорт транспортного средства (далее – ПТС) – документ, содержащий основные сведения о технических характеристиках, идентификационные данные, сведения о собственнике и др.

Самый распространенный вид транспортного средства — легковой автомобиль

Движение ТС по автомобильным дорогам общего пользования регламентируется специальными нормативно-правовыми актами, в том числе Правилами дорожного движения. Поддерживает порядок на дорогах и обеспечивает безопасность движения государство, а точнее специальный орган полиции – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Она же занимается регистрацией ТС, организацией допуска к управлению и выдает специальные документы – водительские удостоверения, для получения которого необходимо пройти специальное обучение в автошколе.

Поскольку ТС различаются по конструкции и своему назначению, установлено разделение на специальные категории. В водительском удостоверении обязательно указываются категории транспортных средств, которыми может управлять его владелец. О том, какие существуют категории и подкатегории ТС, можно прочитать в соответствующей статье.

Самоходные машины

Теперь поговорим о самоходных машинах. В отличие от транспортных средств, самоходные машины предназначены для передвижения и выполнения каких-либо работ вне автомобильных дорог. Для таких машин выдается специальный документ – паспорт самоходной машины (далее – ПСМ), который, как и ПТС, содержит сведения о технических характеристиках, сведения о собственнике, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о постановке на учет и др.

Самый простой пример самоходной машины — трактор

Передвижение самоходных машин по дорогам общего пользования осуществляется в том же порядке, что и движение транспортных средств. А вот регистрацией, организацией допуска к управлению и выдачей удостоверений занимается уже не ГИБДД, а органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее – Гостехнадзор, ГТН). Органы Гостехнадзора проводят экзамены на право управления самоходными машинами и выдают соответствующие документы – удостоверения тракториста-машиниста (далее – УТМ).

Существует огромное число разновидностей самоходных машин, поэтому для них установлено разделение на категории – точно так же, как и для транспортных средств. Поскольку мы рассматриваем вопрос о том, какие права нужны чтобы водить квадроцикл или снегоход, нас интересует прежде всего категория А, а точнее АI и АII:

Категория А — «автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее»:

  • АI — «внедорожные мототранспортные средства»;
  • АII — «внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8».

Квадроцикл и снегоход

Теперь мы подошли к главному – ответу на вопрос, какие все-таки нужны права для управления квадроциклом и снегоходом. В подавляющем большинстве случаев и квадроцикл, и снегоход определяются как самоходные машины категории АI либо АII, на них выдается ПСМ, а это означает, что управления ими необходимо получить удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории. Если со снегоходом все ясно – он имеет мотоциклетную посадку и мотоциклетный руль, а значит однозначно попадает под определение внедорожного мототранспортного средства – для управления нужно удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией АI, то в случае с квадроциклом возможны варианты.

Дело в том, что в нормативных актах такого понятия как «квадроцикл» нет. Применяются такие термины «мотовездеход», «снегоболотоход» и «квадрицикл». Мотовездеходы и снегоболотоходы относятся к самоходным машинам категории АI либо, если рулевое управление и посадка на нем автомобильного типа – АII, в этом случае для управления потребуется удостоверение тракториста-машиниста, выдаваемое органами Гостехнадзора.

А вот квадрицикл является транспортным средством, поэтому для управления им достаточно обычного водительского удостоверения, выдаваемого ГИБДД. Что касается категории, то вообще квадрициклы отнесены к подкатегории В1. Если Вы имеете право управления ТС категории А (мотоциклы), то Вам разрешено управление квадрициклами с мотоциклетной посадкой и рулевым управлением. Если есть права категории В, то допускается управлять квадрициклами с автомобильным рулевым управлением и посадкой. Таким образом, чтобы управлять квадрициклом, достаточно иметь водительское удостоверение подкатегории В1 либо, в зависимости от типа посадки, категории А или В. Кстати, квадрицикл – это совсем не обязательно вездеход, например, мотоколяска СМЗ С3Д тоже является квадрициклом.

Мотовездеход с рулевым управлением и посадкой автомобильного типа («side-by-side»)

Как определить к какой классификации относится Ваш квадроцикл? Достаточно просто взять в руки имеющийся на него документ. Если это ПСМ, то значит у Вас – мотовездеход или снегоболотоход, если ПТС – квадрицикл.

Что вы знаете о самоходных машинах?

Какие права нужны на Ваш квадроцикл, определяется его классификацией и выданным на него документом. Еще раз вкратце – для квадрициклов нужны водительские права подкатегории В1 или категорий А либо В, для мотовездеходов и снегоболотоходов – удостоверение тракториста-машиниста АI или AII. Надо сказать, в подавляющем большинстве случаев квадроциклы классифицируются именно как самоходные машины.

Итак, мы вкратце рассмотрели, какие нужны права для управления такими внедорожными средствами как квадроцикл и снегоход в 2016 году. Надеемся, что данная информация будет полезна всем, кто владеет или просто интересуется мотовездеходами. Неважно, чем Вы управляете, автомобилем, мотоциклом или самоходной машиной, автошкола «Зачет» желает достичь всем высокого уровня водительских навыков передвигаться по дорогам без происшествий!

Дорожные катки: классификация, принцип работы и технические характеристики

Самыми распространенными машинами для уплотнения материалов, применяемых при строительстве дорог, являются дорожные катки.

Несомненным лидером в производстве уплотняющей техники является немецкая фирма Hamm. Дорожный каток Hamm отличается высокой производительностью, мощностью и удобством обслуживания.

Не отстает от них и фирма BOMAG.

Получение водительских прав на управление самоходными машинами

Дорожный каток BOMAG, в зависимости от модели, применяется для строительства пешеходных дорожек и автомагистралей.

Из отечественных машин можно отметить дорожный каток ДУ 85. Он применяется для строительства аэродромов, дамб, портовых сооружений и промышленных объектов. Обладает высокой производительностью.

Классификация: основные виды

Классифицируются катки по способу перемещения, давлению и конструкции вальцов. Вальцов у катка может быть несколько или один. Обрабатываемый материал уплотняется послойно под действием только веса катка или с помощью дополнительных вибраций.

Для разных материалов применяются различные формы вальца.

  • гладкие (цилиндрический барабан с гладкой поверхностью).
  • кулачковые (цилиндр, на поверхности которого имеются выступы – кулачки.);
  • решетчатые (поверхность вальца имеет вид решетки, выполненной из прутьев стали профильной или сегментов листовой стали);
  • наборные (набранные на ось колеса с шинами пневматическими). Используются для уплотнения битуминозных и асфальтобетонных смесей;
  • сегментные (гладкие барабаны с сегментами на ободе);
  • компакторные (цилиндр, на поверхности которого наварены кулачки симметричной формы). От кулачковых вальцов отличаются меньшей шириной и меньшим числом рядов с кулачками;
  • специальные (многоугольные диски, комбинированные и пр.).

По силе воздействия на материал делятся на:

  • легкие: распределенная нагрузка не более 40 кН/м, мощность двигателя до 20 кВт, масса 5 т. Применяются для предварительного уплотнения покрытий и оснований;
  • средние: нагрузка 40-60 кН/м, мощность двигателя 25-30 кВт, масса 6-10 т. Используются как для промежуточного, так и окончательного уплотнения облегченных покрытий;
  • тяжелые: нагрузка свыше 60 кН/м, мощность двигателя свыше 30 кВт, масса свыше 10 т. Используются для окончательного уплотнения оснований из гравия или щебня, а также асфальтобетонного покрытия.

По количеству вальцов бывают:

  • одновальцовые с поддерживающими колесами или вальцами;
  • двухвальцовые, имеющие один или два ведущих вальца;
  • трехвальцовые (двухосные, оснащенные дополнительным вальцом небольшого диаметра или не имеющие его, а также трехосные с одним или тремя ведущими вальцами).

По способу перемещения бывают:

Дорожный каток прицепной представляет собой металлическую раму, на которой закреплен цилиндрический валец. Агрегат цепляется к трактору, который и тянет его по уплотняемой поверхности.

Дорожный каток самоходный – машина, не требующая дополнительной тяговой силы. Катки этого типа маневренны, отличаются более высокой производительностью, чем прицепные. Некоторые из них способны развивать скорость до 14 км/час.

По способу воздействия на грунт модели делятся на:

Статические катки уплотняют материал за счет силы тяжести.

Дорожный каток вибрационный уплотняет дорожное основание дороги при непрерывном действии вибрационного вальца. Он совершает колебательные движения, за счет чего материал уплотняется с меньшим количеством проходок.

К вибрационным относится отечественный самоходный дорожный каток ДУ 54.

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством — легковым автомобилем, грузовым автомобилем, трактором, мотоциклом и другими транспортными средствами. Прицеп для легкового автомобиля называют легковой прицеп и автоприцеп. Прицепы предназначены для перевозки различных грузов. По своему назначению прицепы для легковых автомобилей различаются как грузовые, прицепы-дачи, специализированные прицепы для перевозки различной техники. Автоприцепы для перевозки техники имеют широкий спектр применения: прицепы для катеров и лодок, гидроциклов, снегоходов, яхт, катеров, автомобилей и т.д.

Автомобиль-тягач (далее — автомобиль) — механическое транспортное средство, буксирующее прицеп.

Снаряженная масса прицепа — его собственная масса без груза, то есть масса прицепа, включая необходимые запчасти, такие как запасное колесо (если прицеп им комплектуется), исключая перевозимый груз.

Разрешенная максимальная масса прицепа (полная масса) — масса снаряженного транспортного средства с грузом, установленная предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой.

Разрешенная максимальная масса состава, то есть тех транспортных средств, которые сцеплены между собой и движутся как одно целое, называется сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в этот состав.

Среди всего разнообразия различных максимальных масс принято выделять легкие и тяжелые классы прицепов.

К классу легких прицепов относится категория легковых прицепов, имеющих разрешенную максимальную массу до 750 кг и, поскольку это относительно легкие прицепы, то оснащение их тормозной системой не обязательно.

Тяжелые прицепы — это автоприцепы с разрешенной максимальной массой более 750 кг. Тяжелые прицепы в обязательном порядке должны быть оснащены тормозной системой. Для транспортировки таких прицепов необходимо наличие водительской категории «Е».

К движению по дорогам в составе с легковым автомобилем допускаются прицепы, прошедшие соответствующие испытания, сертифицированные и имеющие регистрационные знаки.

Важная информация:

Управление автомобилем с прицепом имеет ряд существенных отличий от обычного вождения.

  • Большая масса снижает как разгонную, так и тормозную динамику. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.
  • Недопустимо превышать максимальную скорость, указанную в технической документации прицепа. Согласно ПДД максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах — 70 км/ч.
  • Не следует использовать прицеп не по назначению. ПДД запрещают перевозку людей на грузовом прицепе или в прицепе-даче.
  • Тормозить надо плавно, независимо от того, порожний прицеп или груженый. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их «складывание». Поэтому перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а сам поворот проходить «внатяг».
  • Увеличенные габариты усложняют перестроение в потоке, маневрирование и парковку в городских условиях.
  • При поворотах колеса прицепа движутся по меньшему радиусу, чем колеса автомобиля. Это следует учитывать при прохождении крутых поворотов.
  • На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Снизить его можно, уменьшив массу прицепа, увеличив длину дышла или снизив скорость.
  • Наиболее сложным является движение задним ходом (смотри «эксплуатация прицепа»)

    При обслуживании прицепа особое внимание следует уделять узлу сцепки. Причиной стука в области ТСУ может быть люфт между узлом сцепки и сцепным шаром. Если нет индикатора износа, то люфт определяется на соединенном с автомобилем прицепе резким вертикальным раскачиванием дышла.

    ! Хотите узнать больше о прицепах ?

  • Статья 2. Понятия

    По смыслу настоящего Закона:
    1) «уступить дорогу (не создавать помех)» – требование к участнику дорожного движения не
    продолжать или не начинать движение, а также не осуществлять маневры, если это может
    вынудить другого участника дорожного движения резко изменить направление или скорость движения;
    2) «населенный пункт» – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой
    обозначены дорожными знаками, устанавливающими порядок дорожного движения в
    населенных пунктах;
    3) «автомобиль» – механическое транспортное средство, имеющее не менее четырех колес и
    предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, конструктивная скорость
    которого превышает 25 километров в час.
    Автомобилем считается также безрельсовое транспортное средство, соединенное с контактными проводами.
    Автомобилями не считаются мопеды, мотоциклы, тракторы и самоходные машины;
    4) «автопоезд» – комбинированное транспортное средство, состоящее из одного или
    нескольких буксирующих автомобилей (тягачей) и одного или нескольких прицепов либо
    буксируемых устройств;
    5) «автобус» – автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров, имеющий помимо
    водительского места более восьми сидячих мест;
    6) «преимущество» – право участника дорожного движения на первоочередное движение по
    отношению к другому участнику дорожного движения;
    7) «разделительная полоса» – заградительная, озеленительная или иная полоса, разделяющая
    проезжие части и не предназначенная для движения транспортных средств;
    8) «светофор» – используемое на дорогах электрическое устройство для регулирования
    дорожного движения с помощью световых сигналов;
    9) «прицеп» – транспортное средство, изготовленное или приспособленное для движения в
    сцепке с механическим транспортным средством. Прицепом не считается буксируемое устройство или сменная буксируемая установка;
    10) «недостаточная видимость» – временная ситуация, вызванная погодой или иными явлениями (туман, дождь, снегопад, метель, сумерки, дым, пыль, брызги воды и грязи, слепящее солнце), когда просматриваемый на дороге объект невозможно отличить от фона на расстоянии более 300 метров;
    11) «светоотражатель» – устройство, повышающее заметность людей или иных объектов в
    темное время суток с помощью света, отражаемого обратно к его источнику, которое видно в
    пучке ближнего света на расстоянии не менее 150 метров и в пучке дальнего света на расстоянии не менее 300 метров;
    12) «вынужденная остановка» – прекращение движения транспортного средства, если продолжение движения является опасным или технически невозможным;
    13) «пешеход» – участник дорожного движения, передвигающийся пешком или на инвалидной
    коляске. Пешеходами считаются также участники дорожного движения, которые используют
    для передвижения скейтборды, роликовые коньки или роликовые лыжи, самокаты, финские
    сани или иные подобные вспомогательные средства;
    14) «велосипед» – транспортное средство, имеющее не менее двух колес и приводимое в
    движение мускульной силой находящегося на нем человека или людей с помощью педалей или
    ручных кривошипов-рычагов. Велосипед может быть также оснащен электродвигателем,
    номинальная мощность которого не превышает 0,25 киловатт. Велосипедами не считаются
    инвалидные коляски, предназначенные для передвижения лиц с ограниченными
    возможностями здоровья;
    15) «велосипедно-пешеходная дорожка» – отдельная дорожка или элемент дороги,
    предназначенный для движения на велосипедах, электрических самобалансирующихся
    самокатах и для движения пешеходов, обозначенный соответствующими дорожными знаками.
    На перекрестке дорог, имеющих проезжую часть, велосипедно-пешеходная дорожка является
    частью дороги;
    16) «велосипедная полоса» – продольный участок проезжей части, предназначенный для
    движения на велосипедах, мини-мопедах и мопедах и обозначенный дорожной разметкой;
    17) «велосипедная дорожка» – конструктивно отделенный от проезжей части или
    расположенный отдельно элемент дороги либо отдельная дорожка, предназначенные для
    движения на велосипедах, электрических самобалансирующихся самокатах, мини-мопедах и
    мопедах и обозначенная соответствующим дорожным знаком. На перекрестке дорог, имеющих
    проезжую часть, велосипедная дорожка является частью дороги;
    18) «пешеходная дорожка» – отдельная дорожка, предназначенная для движения пешеходов и
    для движения на электрических самобалансирующихся самокатах, которая может быть
    обозначена соответствующим дорожным знаком;
    19) «водитель» – лицо, управляющее транспортным средством или вездеходом, ведущее или
    перегоняющее по дороге животных.
    Во время учебной езды или практики вождения водителем также считается учитель или инструктор по подготовке водителей механических транспортных средств, во время сдачи экзамена по вождению водителем считается экзаменуемый;
    20) «ледовая дорога» – дорога, временно созданная на замерзшем водоеме для движения
    транспортных средств и пешеходов, и обозначенная соответствующими средствами
    организации дорожного движения;
    21) «легкий прицеп» – прицеп, полная масса которого не превышает 750 килограммов;
    22) «автомагистраль» – дорога, обозначенная соответствующими дорожными знаками,
    регулирующими порядок дорожного движения, созданная специально для движения
    механических транспортных средств, имеющая в каждом направлении движения отделенные друг от друга проезжие части без пересечений на одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, велосипедно-пешеходными, велосипедными или пешеходными дорожками либо
    тротуарами;
    23) «ограничитель скорости» – устройство, ограничивающее скорость механических транспортных средств;
    24) «проверяющий» – лицо, осуществляющее проверку транспортных средств, участников
    дорожного движения и пассажиров в рамках предоставленных ему законом полномочий и
    имеющее при себе документ, удостоверяющий его полномочия;

    25) «тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и для движения на
    электрических самобалансирующихся самокатах и отделенный от проезжей части или
    велосипедной дорожки бордюрным камнем либо иными способами, который может быть
    обозначен соответствующими дорожными знаками или дорожной разметкой;
    26) «поворот в сторону» – правый или левый поворот;
    26.1) «группа детей» – группа учащихся детского дошкольного учреждения и первой ступени
    школьного образования;
    27) «участник дорожного движения» – лицо, участвующее в дорожном движении в качестве
    пешехода или водителя;
    28) «дорожное движение» – движение и нахождение пешехода (пешеходов) или транспортного
    средства (транспортных средств) на дороге. Дорожным движением считаются также прогон
    скота и езда верхом;
    28.1) «надзор за дорожным движением» – государственный надзор за дорожным движением и
    движением вездеходов;
    29) «средство организации дорожного движения» – средство, регулирующее или
    направляющее дорожное движение (светофор, дорожный знак, дорожная разметка,
    проблесковый маячок, ограждение, ограничитель скорости, порог, предупреждающая лента,
    направляющий столбик, дорожный конус, шлагбаум, островок безопасности и т. п.);
    30) «дорожный знак» – знак, устанавливающий определенный порядок дорожного движения,
    предупреждающий участников дорожного движения об опасности на дороге или помогающий
    ориентироваться в дорожном движении;
    31) «опасность на дороге» – ситуация, вынуждающая участника дорожного движения во
    избежание опасности резко изменить направление или скорость движения, либо остановиться;
    31.1) «информационное средство, не относящееся к дорожному движению» – объявление,
    уведомление, реклама или обозначение, размещенное на стационарно закрепленном на земле
    основании или переносной несущей конструкции, которое не предусмотрено для организации дорожного движения или же не соответствует требованиям, установленным в отношении средств организации дорожного движения;
    32) «дорожно-транспортное происшествие» – событие, при котором вследствие движения по
    дороге или выезда с дороги по крайней мере одного транспортного средства получил травмы
    или погиб человек, либо был причинен имущественный ущерб;
    33) «лицо с нарушениями опорно-двигательного аппарата» – лицо со средними, тяжелыми
    или глубокими нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    34) «самоходная машина» – колесное или гусеничное механическое транспортное средство,
    предназначенное для выполнения определенных работ, конструктивная скорость которого
    составляет более 6, но менее 40 километров в час. Самоходными машинами не считаются
    транспортные средства для специализированных работ, изготовленные на базе автомобилей;
    35) «пересеченная местность» – территория, не являющаяся дорогой по смыслу Закона о
    дорогах и не предназначенная для движения механических транспортных средств, трамваев и
    железнодорожного транспорта;
    36) «вездеход» – транспортное средство с двигателем, предназначенное для передвижения по
    пересеченной местности, которое по смыслу настоящего Закона не является механическим
    транспортным средством;
    37) «маневр» – любой поворот или любая смена полосы движения, либо объезд препятствия;
    38) «машинный поезд» – комбинация транспортных средств, состоящая из трактора или
    самоходной машины (тягач) и прицепа, или буксируемого устройства, либо сменной
    буксируемой установки;
    39) «мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или
    без него, рабочий объем двигателя внутреннего сгорания которого превышает 50 кубических
    сантиметров или конструктивная скорость которого превышает 45 километров в час. К
    мотоциклам приравниваются также соответствующие вышеупомянутым требованиям
    трехколесные механические транспортные средства с симметричным расположением колес;

    40) «механическое транспортное средство» – транспортное средство, приводимое в движение
    двигателем. Механическими транспортными средствами не считаются велосипеды с
    подвесным двигателем, мини-мопеды, вездеходы, трамваи и транспортные средства,
    конструктивная скорость которых составляет менее 6 километров в час;
    41) «управление механическим транспортным средством» – любая деятельность лица на
    месте водителя механического транспортного средства во время движения транспортного
    средства. К управлению механическим транспортным средством приравниваются также
    действия лица, которые оно совершает не на месте водителя, но которыми оно при помощи
    устройств управления (руль управления, рулевое колесо и т. п.) оказывает воздействие на
    направление или скорость движения механического транспортного средства;
    42) «мопед» – двухколесное механическое транспортное средство, конструктивная скорость
    которого составляет не более 45 километров в час, а рабочий объем при наличии двигателя
    внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров, либо максимальная
    номинальная мощность при наличии электродвигателя не превышает 4 киловатт. Мопедом
    также считается трехколесное механическое транспортное средство, конструктивная скорость
    которого составляет не более 45 километров в час, а рабочий объем при наличии двигателя
    внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров, либо максимальная
    номинальная мощность при наличии электродвигателя не превышает 4 киловатт.
    43) «сигнальная одежда» – предмет одежды, предназначенный для повышения заметности регулировщика;
    44) «обгон» – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств,
    связанное с выездом из своей полосы движения. Обгоном не считаются объезд препятствия и разъезд;
    45) «разъезд» – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств без
    выезда из своей полосы движения. Разъездом считается также встречный разъезд;
    46) «освещение номерного знака» – фонарь, освещающий задний регистрационный знак транспортного средства;
    47) «островок безопасности» – дорожное сооружение, повышающее безопасность пешеходов при пересечении проезжей части;
    48) «жилет безопасности» – предмет одежды, предназначенный для повышения заметности участника дорожного движения;
    49) «стоянка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на больший
    срок, чем это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства;
    50) «парковка» – предназначенная для стоянки транспортных средств территория, оборудованная конструктивно или при помощи средств организации дорожного движения и состоящая из парковочных мест и соединяющих их элементов дороги;
    51) «главная дорога» – обозначенная соответствующим дорожным знаком дорога на всем ее протяжении.
    На перекрестке главной дорогой является
    -обозначенная соответствующим дорожным знаком дорога по отношению к пересекающей ее дороге,
    -дорога с твердым покрытием по отношению к гравийной или грунтовой дороге,
    -гравийная дорога по отношению к грунтовой дороге.
    Наличие на гравийной или грунтовой дороге участка с твердым покрытием непосредственно перед пересечением с дорогой, имеющей твердое покрытие, не делает гравийную или грунтовую дорогу дорогой с твёрдым покрытием;
    52) «остановка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время, необходимое для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.
    Остановкой не считается остановка транспортного средства в транспортном потоке, либо по требованию средства организации дорожного движения или регулировщика;
    53) «ограниченная видимость» – ситуация, при которой повороты, вершины подъемов,
    придорожные сооружения, озеленительные насаждения или находящиеся на дороге
    препятствия уменьшают видимость на дороге таким образом, что движение с допустимой на
    данном участке дороги максимальной скоростью может оказаться опасным;
    54) «темное время суток» – промежуток времени от заката до рассвета, когда из-за
    недостаточности естественного света видимость составляет менее 300 метров;
    55) «слепой» – лицо, у которого острота зрения лучше видящего глаза с коррекцией составляет
    менее 0,1, либо поле зрения которого составляет менее 20 градусов;
    56) «мини-мопед» – транспортное средство, имеющее не менее двух колес, максимальная
    полезная мощность которого при наличии двигателя внутреннего сгорания либо максимальная
    номинальная мощность которого при наличии электродвигателя не превышает 1 киловатта, а
    конструктивная скорость не превышает 25 километров в час;
    57) «буксировка» – перемещение механического транспортного средства, автопоезда или
    машинного поезда с помощью другого механического транспортного средства;
    58) «буксируемое устройство» – сцепленный с механическим транспортным средством
    перемещаемый или толкаемый спереди механизм, конструкция, сооружение или иное
    устройство, имеющее как минимум одно колесо, которое постоянно опирается на поверхность
    земли;
    59) «транспортировка буксируемого устройства» – транспортировка также сменной
    буксируемой установки;
    60) «сторона попутного направления» – проезжая часть или ее участок, предусмотренные для
    движения транспортных средств в одном направлении. Стороной попутного направления на
    проезжей части с двусторонним движением считается правая сторона проезжей части,
    ограниченная слева средством организации дорожного движения, а при отсутствии такого
    средства – воображаемой линией, проходящей по центру проезжей части. На проезжей части,
    посередине которой на одном уровне с ней расположены трамвайные пути, полосы
    противоположных направлений движения разделяются воображаемой линией, проходящей по
    центру трамвайных путей. Попутные трамвайные пути относятся к стороне попутного
    направления. На проезжей части с двусторонним движением, по всей ширине которой имеются
    три полосы движения, обозначенные дорожной разметкой, стороной попутного направления
    является только правая полоса движения, если средство организации дорожного движения не
    указывает иное. Если дорога имеет отдельную полосу для движения общественных
    транспортных средств, тихоходных, тяжеловесных или иных транспортных средств, не
    являющихся железнодорожными или рельсовыми транспортными средствами, то ближайший к
    проезжей части край такой отдельной полосы служит границей стороны попутного
    направления для всех иных безрельсовых транспортных средств;
    61) «поворот» – поворот в сторону или разворот;
    62) «номинальная мощность» – определенная изготовителем номинальная мощность при
    постоянной нагрузке;
    63) «тяжеловесная перевозка» – транспортное средство, автопоезд или машинный поезд с
    грузом или без груза, фактическая масса или нагрузка на любую из осей которого превышает
    требования, установленные на основании статьи 80 настоящего Закона;
    64) «железнодорожное транспортное средство» – железнодорожный подвижной состав по
    смыслу Закона о железных дорогах;
    65) «железнодорожный переезд» – место пересечения дороги с железнодорожными путями на
    одном уровне. Границей между дорогой и железнодорожным переездом является шлагбаум, а
    при его отсутствии – месторасположение дорожных знаков, обозначающих однопутную или
    многопутную железную дорогу;
    66) «регистрационная масса» – определенная при регистрации максимальная масса
    снаряженного транспортного средства с водителем, пассажирами и грузом, которая не должна
    превышать полную массу;
    67) «регулировщик» – лицо, которое в пределах своих полномочий направляет или
    останавливает участников дорожного движения;
    68) «перекресток» – зона пересечения на одном уровне дорог, имеющих проезжие части.
    Перекрестками не считаются места примыкания к дороге парковок, жилых зон, мест отдыха и
    прилегающих к дороге территорий, а также подъезды к парковкам, жилым зонам, местам
    отдыха и прилегающим к дороге территориям, места пересечения с дорогой однополосных,
    полевых и лесных дорог, и места пересечения таких дорог. Перекресток является
    регулируемым, если порядок движения на нем участников дорожного движения определяется
    сигналами светофора или регулировщика. В иных случаях перекресток является
    нерегулируемым;
    68.1) «самодвижущийся робот» – передвигающееся на колесах или иной ходовой части в
    контакте с поверхностью земли, частично или полностью автоматическое, или дистанционно
    управляемое транспортное средство, которое использует датчики, камеры или иное
    оборудование для получения информации об окружающей среде, и которое в состоянии,
    используя полученную информацию, передвигаться частично или полностью без контроля
    водителя;
    .
    68.2) «пользователь самодвижущегося робота» – физическое или юридическое лицо,
    являющееся непосредственным владельцем самодвижущегося робота и использующее
    самодвижущегося робота в дорожном движении. Пользователь самодвижущегося робота не
    является лицом, которому оказывают на основании договора или ином основании услугу с
    использованием самодвижущегося робота, и пользователь услугой не обладает по существу
    контролем над эксплуатацией, приведением в движение или допуском в дорожное движение
    самодвижущегося робота;
    .
    68.3) «управление самодвижущимся роботом» – изменение скорости или направления
    движения самодвижущегося робота физическим лицом непосредственно или путем
    дистанционного управления, с помощью электронного, мануального или иного управляющего
    устройства. Управлением самодвижущимся роботом считается и определение пути движения
    или места назначения самодвижущегося робота и отдания связанных с этим распоряжений для
    движения или остановки в то время, когда самодвижущийся робот участвует в дорожном
    движении частично или полностью без контроля водителя, но исключительно в объеме, в
    котором самодвижущийся робот действует в соответствии с этими распоряжениями;
    .
    69) «рельсовое транспортное средство» – транспортное средство, предназначенное для
    движения по рельсовым путям. Рельсовыми транспортными средствами по смыслу настоящего
    Закона не считаются железнодорожные транспортные средства;
    70) «крупногабаритная перевозка» – транспортное средство, автопоезд или машинный поезд
    с грузом или без груза, хотя бы один из габаритных параметров которого превышает
    требования, установленные на основании статьи 80 настоящего Закона;

    71) «легковой автомобиль» – автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и
    имеющий помимо водительского места не более восьми сидячих мест;
    72) «дорога с преимущественным правом проезда» – дорога, на которой водитель имеет
    преимущественное право проезда перед водителем, движущимся по пересекающей ее дороге;
    73) «транспортное средство» – устройство, предназначенное для движения по дороге или
    движущееся по дороге и приводимое в движение двигателем или с помощью иной силы;
    74) «колонна транспортных средств» – два или более организованно следующих друг за
    другом транспортных средства;
    75) .
    76) «полоса движения» – продольная полоса проезжей части, которая может быть обозначена
    соответствующими дорожными знаками или дорожной разметкой и имеет ширину,
    достаточную для движения автомобилей в один ряд. Двухколесные мотоциклы и мопеды могут
    двигаться по полосе движения в два ряда;
    77) «ряд движения» – ряд, образуемый движущимися друг за другом транспортными
    средствами;
    78) «проезжая часть» – часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств.
    Велосипедная дорожка и велосипедно-пешеходная дорожка не являются проезжей частью.
    Дорога может состоять из нескольких проезжих частей, разделенных разделительными
    полосами. Пересекающиеся на одном уровне проезжие части образуют зону пересечения
    проезжих частей. Край проезжей части обозначается соответствующей дорожной разметкой, а
    при ее отсутствии краем служит край обочины, разделительной, озеленительной или иной
    полосы, дно сточной канавки либо бордюрный камень. Если трамвайные пути обоих
    направлений, расположенные на одном уровне с проезжей частью, находятся у одного края
    проезжей части, то границей проезжей части для безрельсовых транспортных средств служит
    ближайший к проезжей части рельс трамвайного пути;
    79) «пассажир» – лицо, которое использует для передвижения транспортное средство, но не
    управляет им;
    80) «электрический самобалансирующийся самокат» – самобалансирующееся двухколесное
    одноосевое транспортное средство, предназначенное для перевозки одного человека и
    приводимое в движение электричеством;
    81) «дорога» – сооружение, открытое для движения пешеходов или транспортных средств,
    либо иная территория, предусмотренная собственником земли для дорожного движения. В
    состав дороги входят также обочины, разделительные и озеленительные полосы. В зависимости
    от своего верхнего слоя дороги классифицируются на дороги с твердым покрытием, гравийные
    и грунтовые дороги. Дорога с твердым покрытием – это дорога, имеющая покрытие из
    материала, обработанного цементом, золой или битумом (асфальтовое, цементобетонное или
    другое подобное покрытие), а также дороги, покрытые брусчаткой и булыжником. Гравийная
    дорога – это дорога, покрытая гравием, гравийным или щебеночным песком либо гравийной
    высевкой. Грунтовая дорога – это полевая, лесная или другая подобная дорога без верхнего
    покрытия, сооруженная в качестве дороги или образовавшаяся в результате движения
    транспортных средств;
    82) «прилегающая к дороге территория» – придорожная территория, на которой
    расположены сооружения, видные водителям с дороги, и которая может быть оборудована
    подъездным путем;
    83) «дорожная разметка» – горизонтальная и вертикальная разметка, устанавливающая
    определенный порядок дорожного движения, помогающая ориентироваться в дорожном
    движении и привлекающая внимание к различным источникам опасности. Горизонтальная
    разметка – это линии, стрелки, надписи или изображения, нанесенные на дорожное покрытие.
    Вертикальная разметка – это расположенные по краю дорожного сооружения чередующиеся
    белые и черные полосы либо помещенные на белые столбики светоотражатели с черной
    полосой или без нее;
    84) «фактическая масса» – масса транспортного средства в конкретный момент времени
    вместе с водителем, пассажирами и грузом;
    85) «нагрузка на ось» – часть массы транспортного средства, которая через ось создает
    нагрузку на дорогу;
    86) «трактор» – колесное или гусеничное моторное транспортное средство, предназначенное
    для выполнения сельскохозяйственных или лесных работ и имеющее не менее двух осей,
    конструктивная скорость которого составляет не менее шести километров в час. Тракторами не
    считаются специализированные машины, изготовленные на базе автомобилей;
    87) «трамвай» – подключенное к контактному проводу рельсовое транспортное средство,
    предназначенное для перевозки пассажиров, с рельсовым прицепом или без него;
    88) «троллейбус» – подключенный к контактному проводу автомобиль, предназначенный для
    перевозки пассажиров и имеющий помимо водительского места более восьми сидячих мест;
    89) «полная масса» – определенная изготовителем максимальная масса снаряженного
    транспортного средства с водителем, пассажирами и грузом;
    90) «порожняя масса» – – определенная изготовителем масса полностью снаряженного
    транспортного средства;
    .
    91) «сменная буксируемая установка» – механизм, используемый в сельском или лесном
    хозяйстве, основное назначение которого заключается в дополнении или изменении функций
    трактора и который сконструирован для транспортировки в сцепке с трактором;
    92) «конструктивная скорость» – максимальная скорость транспортного средства,
    определенная изготовителем;
    93) «ответственный пользователь» – физическое лицо, имеющее эстонское гражданство или
    получившее вид на жительство, либо право на проживание в Эстонии, или юридическое лицо,
    зарегистрированное в Эстонии, которое пользуется транспортным средством на основании
    договора пользования или договора продажи с резервированием права собственности и
    включено в дорожно-транспортный реестр в качестве ответственного пользователя
    механического транспортного средства. Ответственным пользователем считается также
    представитель, назначенный собственником транспортного средства, не соответствующим
    указанным в настоящем пункте условиям;

    94) «грузовой автомобиль» – автомобиль, предназначенный для перевозки грузов;
    95) «площадка для учебной езды» – дорога или территория с покрытием, приспособленная
    для учебной езды и закрытая для остального дорожного движения;
    96) «жилая зона» – территория, предназначенная для движения пешеходов и транспортных
    средств, на которой с помощью строительных элементов или иных средств обеспечено
    снижение скорости транспортных средств и въезды на которую и выезды с которой обозначены
    дорожными знаками, устанавливающими порядок дорожного движения в жилой зоне;
    97) «транспортное средство общего пользования» – оказывающие услуги общественного
    транспорта в соответствии с Законом об общественном транспорте автобусы, троллейбусы,
    трамваи или предусмотренные для оказания услуг общественного транспорта и перевозящие
    пассажиров легковые автомобили;
    98) «полоса движения общественного транспорта» –согласно Закону об общественном
    транспорте, элемент проезжей части, который предназначен для движения общественных
    транспортных средств, осуществляющих маршрутные перевозки, а также такси и автобусов,
    осуществляющих пассажирские перевозки, и обозначен соответствующими дорожными
    знаками или дорожной разметкой;

    99) «место перехода дороги» – понятно организованный и соответствующим образом
    обозначенный участок дороги, предназначенный для движения пешеходов через проезжую
    часть, велосипедную дорожку или трамвайные пути, на котором пешеходы не имеют
    преимущества перед водителями транспортных средств, за исключением тех случаев, когда
    пешеход пересекает в месте перехода проезжую часть, на которую водитель транспортного
    средства совершает поворот. В месте для перехода дороги допускается пересечение проезжей
    части на велосипедах и электрических самобалансирующихся самокатах, но велосипедисты и
    водители электрических самобалансирующихся самокатов не имеют преимущества перед
    водителями транспортных средств, за исключением тех случаев, когда велосипедист или
    водитель электрического самобалансирующегося самоката в месте перехода пересекает
    проезжую часть, на которую водитель транспортного средства совершает поворот. При
    пересечении проезжей части в месте для перехода дороги велосипедисты и водители
    электрических самобалансирующихся самокатов не должны создавать угрозу для переходящих
    через проезжую часть пешеходов;
    100) «пешеходный переход» – обозначенный соответствующими дорожными знаками или
    горизонтальной дорожной разметкой участок проезжей части, велосипедной дорожки или
    трамвайных путей, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть,
    велосипедную дорожку или трамвайные пути, на котором водитель обязан уступить дорогу
    пешеходу. Пешеходный переход является регулируемым, если порядок движения на нем
    участников дорожного движения определяется сигналами светофора или регулировщика. В
    иных случаях пешеходный переход является нерегулируемым. По пешеходному переходу
    допускается пересечение проезжей части на велосипедах и электрических
    самобалансирующихся самокатах, но в этом случае на нерегулируемом пешеходном переходе
    велосипедисты и водители электрических самобалансирующихся самокатов не имеют
    преимущества перед водителями транспортных средств, за исключением тех случаев, когда
    велосипедист или водитель электрического самобалансирующегося самоката пересекает по
    пешеходному переходу проезжую часть, на которую водитель транспортного средства
    совершает поворот. При пересечении проезжей части по пешеходному переходу велосипедисты
    и водители электрических самобалансирующихся самокатов не должны создавать угрозу для
    переходящих через проезжую часть пешеходов;
    101) «объезд препятствия» – объезд одного или нескольких транспортных средств, стоящих
    на проезжей части, или иных препятствий с выездом с занимаемой полосы движения.

    Журнал «Агротехника и технологии»

    январь – февраль 2011

    Читать номер

    Современные технологии предусматривают минимизацию человеческого труда при выполнении сельхозработ, поэтому в хозяйствах требуются тракторы большой мощности, считает Виктор Новиков, генеральный конструктор Головного специализированного конструкторского бюро (ГСКБ) (Чебоксары, производитель промышленных тракторов).

    Cовременный рынок предлагает широкий выбор сельскохозяйственных машин и комплексных (комбинированных) агрегатов под любой трактор от 2 т тяги, говорит Александр Медведев, главный инженер Поволжской государственной зональной МИС (Самарская область). При этом мощность самого трактора в каждом конкретном хозяйстве выбирают в зависимости от площади обрабатываемых полей, их структуры, возделываемых сельхозкультур, агротехнических сроков выполнения технологических операций, степени квалификации механизаторов, наличия в хозяйстве других отраслей производства и других факторов, перечисляет эксперт.

    No-till в сочетании с классикой

    Техника большой мощности требуется и при работе по сберегающим технологиям, утверждает Михаил Маврин, директор департамента продаж сельскохозяйственной техники компании «Агромашхолдинг» (Москва, специализированная торгово-сервисная компания машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы»). «Для обработки почвы по no-till и mini-till, предполагающим, как правило, немалые размеры полей, необходимы посевные комплексы с шириной захвата 12 м и более, которые агрегатируются с мощными тракторами. Поэтому аграрии, работающие по этой технологии, отдают предпочтение тракторам тяжелых классов от 350 л. с.», — поясняет специалист. Кстати, выбор в пользу мощных тракторов с широкозахватными орудиями происходит и там, где необходимо в кратчайшие сроки выполнить большие объемы сельхозработ, добавляет он.

    В агрохозяйстве «Золотухинское агрообъединение» инвестиционной компании «Иволга-Центр» (Курская область, производство зерновых культур и сахарной свеклы) под пахотные земли отведено 17250 га. Для подготовки такого большого объема площадей в оптимальные сроки в хозяйстве на посевных работах используются энергонасыщенные тракторы Challenger и John Deere 9430. Однако одних тракторов, пусть даже мощных, для обработки почвы мало, поэтому здесь применяют также высокопроизводительные посевные комплексы John Deere 730 с шириной захвата 13,8 м производительностью 120-140 га/сут. и культиватор Lemken Smaragd/Gigant с шириной захвата 10,2 м производительностью 150-170 га/сут. Сев осуществляют с помощью посевного комплекса John Deere 730. «Он выполняет за один проход культивацию почвы, посев и прикатывание. Тем самым он заменяет три менее мощных трактора, которые должны работать отдельно на каждой технологической операции», — доволен директор хозяйства Виктор Корольков.

    С тем, что для работы по нулевой и минимальной технологии для посевных комплексов требуются тракторы мощностью от 270 л. с. и выше, согласен и Роман Мартынов, специалист по продукту тракторы, фронтальные погрузчики и кормозаготовка компании John Deere. Однако, по его словам, no-till подразумевает также использование опрыскивателей, которым требуются тракторы мощностью всего от 80 л. с.

    Действительно, в «Золотухинском агрообъединении» на внесении удобрений применяются разбрасыватели минеральных удобрений Amazone 1200, а на внесении гербицидов — опрыскиватели Amazone 3000, которые агрегатируются с тракторами МТЗ-82 (Беларусь) классом тяги 1,4 т (78 л. с., или 57,4 кВт). А для выравнивания и подготовки почвы перед посевом сахарной свеклы используются компакторы Swifter (Чехия) с шириной захвата 5 м, агрегатируемые с Т-150К и Т-150 (Харьков, Украина) классом тяги 3 т (180 л. с., или 132 кВт).

    Любая технология «затачивается» под условия земледелия, в том числе под контурность (размеры) полей, говорит Андрей Горгодзе, заместитель генерального директора компании «Агротехмаш» (Санкт-Петербург, производство тракторов и самоходной сельхозтехники). Естественно, в соответствии с этим выбирается и мощность трактора. «Например, если мощный трактор свыше 350 л. с. с широкозахватным орудием (например, сеялкой 18 м) использовать на поле небольшой площади (с длиной гона до 1 тыс. м), он будет оставлять слишком большую разворотную полосу, терять время на частые развороты и расходовать лишнее топливо. При этом много земли выйдет из оборота», — объясняет специалист.

    Маврин настаивает, что решение, по какой схеме обрабатывать почву и трактор какой мощности применять, аграрий принимает прежде всего исходя из потенциальной урожайности, которую возможно получить в конкретной климатической зоне. При этом наиболее рентабельной (при условии хороших агроклиматических условий) он считает классическую технологию (вспашку). «Но при этом нужно помнить об энергетической нагрузке на 1 м ширины захвата комплексного или комбинированного агрегата, — замечает он. — Например, для 4-6-метровой ширины захвата может понадобиться трактор мощностью до 220 л. с.».

    Однако Новиков считает, что мощность не главный показатель при выборе трактора. По словам специалиста, не менее важным является его вес. «Есть классификация тракторов по тяговым классам, в зависимости от которых довольно жестко регламентируется масса и мощность машины», — говорит он.

    Медведев обращает внимание, что в России и за рубежом подходы к классификации тракторов отличаются. Если в нашей стране они делятся на классы по тяговому усилию на крюке в тоннах (0,6, 0,9, 1,4, 2, 3, 4, 5, 6-8 т), то в Европе — по мощности двигателя, при этом под одной маркой могут выпускаться тракторы, имеющие до восьми вариантов мощности двигателя, утверждает он. «Это делается для удовлетворения любых запросов потребителей. Например, Claas Axion 800 (Германия) имеет пять моделей — 120, 135, 144, 151, 165 кВт, Fendt 900 Vario AGCO (США) -140, 154, 176, 199, 220, 243 кВт, хотя при этом Fendt 800 Vario комплектуется только двумя двигателями 125 и 140 кВт», — поясняет эксперт.

    С Медведевым соглашается Мартынов. По мнению специалиста, тракторы в России действительно разделяют по тяговому классу, западные же производители такой классификации не используют. По словам Мартынова, колесные тракторы условно можно разделить на три категории: общего назначения до 115 л. с., универсально-пропашные до 320 л. с. и с шарнирно-сочлененной рамой (полноприводные) максимальной мощностью до 600 л. с. Гусеничные тракторы классифицируются отдельно.

    Мощность завозимая и необходимая

    Сегодня тракторы мощностью от 150 до 600 л. с. выпускают как зарубежные, так и российские производители самоходной техники, а от 300 до 600 л. с. — только зарубежные, рассказывает Чернышов из AGCO. Основной спрос идет на тракторы в сегменте от 300 до 370 л. с. классической компоновки, а также колесные с шарнирно-сочлененной рамой от 430 до 570 л. с. и гусеничные зарубежного производства, утверждает специалист. По его словам, именно зарубежные тракторы, агрегатируемые с современными посевными комплексами, позволяют добиться максимальной производительности и экономии топлива в расчете на 1 га.

    Действительно, в последние годы все ведущие западные тракторостроительные компании вышли на российский рынок, соглашается Медведев из Поволжской МИС. Это и концерны AGCO (Massey Ferguson, Fendt, Challenger, Valtra), CNH (New Holland, Case IH, Steyr), ARGO (Landini, McCormick), Claas (Claas, Reault), John Deere, JCB, Same Deutz-Fahr, перечисляет эксперт. В модельном ряде любой из этих компаний представлены тракторы мощностью от 43 кВт до 200 кВт, говорит он. На разработке же тракторов больших мощностей специализируются John Deere (9620, 368-393 кВт), New Holland (Т 9030, 399 кВт), AGCO (Fendt TRISIX Vario, 400 кВт), CNH (Case IH Steiger, 400 кВт). Не уступает им и Минский тракторный завод, который тоже производит машины большой мощности (МТ800 и МТ900, до 425 кВт), добавляет Медведев.

    Российские заводы выпускают тракторы, предназначенные для работы по всем современным технологиям возделывания почвы, не уступающие зарубежным аналогам, не сомневается Горгодзе. ПТЗ производит колесные тракторы серии Кировец от 250 до 400 кВт, «Агротехмаш» — колесные тракторы серии Террион от 140 до 410 кВт и гусеничные тракторы КТЗ (ВгТЗ и ЧеТра) серии Агромаш ТГ, а Чебоксарский тракторный завод (входит в КТЗ) в рамках государственного заказа разработал Агромаш 315 ТГ мощностью 315 л. с., приводит примеры специалист.

    По словам Мартынова, российские производители тоже выпускают тракторы требуемой мощности, однако зачастую ресурсов этих машин оказывается недостаточно. «Современные посевные комплексы предъявляют повышенные требования к гидравлической системе трактора. А в этой части у российских тракторов может быть проблема, так как их гидравлическая система не всегда обеспечивает должной производительности и надежности», — сетует специалист.

    С тем, что у зарубежных тракторов большой мощности нет аналогов среди российских, соглашается и Геннадий Рязанов, директор агрофирмы «КРиММ» (Тюменская область, площадь — 30 тыс. га). Сегодня на полях хозяйства работают 120 тракторов мощностью от 80 л. с. до 450 л. с. компаний-производителей МТЗ (Беларусь), John Deere (США), Landini (Италия), Case (США), ХТЗ (Украина). Из них 50 тракторов МТЗ 80-150 л. с. (по словам директора, техника этого завода используется для работы с пропашными культурами, удобна в эксплуатации, обслуживании и гармонично сочетает в себе соотношение цена-качество) и 30 тракторов ХТЗ 165 л. с., которые агрегатируются с почвообрабатывающим оборудованием и используются во время уборочных работ для перевозки грузов. А вот пять агрегатов Landini в хозяйстве приобрели по необходимости из-за отсутствия в линейке МТЗ трактора нужной мощности 165 л. с. (раньше МТЗ тракторы такой мощности не выпускали), говорит аграрий. Тракторы Case здесь используются для почвообрабатывающих работ, а John Deere агрегатируется с сеялками. Однако импортной техникой директор недоволен из-за отсутствия должного сервисного обслуживания и запасных частей. «Я бы не покупал импортную технику (даже при наличии отличного сервисного обслуживания), если бы существовали аналогичные российские или белорусские тракторы большой мощности», — не сомневается Рязанов.

    В агрофирме «Аграфеновская» (Ростовская область, 1289 га пахотных земель, выращивание зерновых культур, семеноводство) работой импортного трактора Lamborghini R6.180 PL (Same Deutz-Fahr, Италия) мощностью 185 л. с. довольны. «Этот агрегат заменил тракторы российского производства ДТ-75 и Т-150 и позволил нам сэкономить за год около 30 тыс. л дизтоплива», — радуется глава хозяйства Владимир Меркулов. По его словам, машина выполняет основной объем работ по подготовке почвы к посеву и уходу за парами. Ее использование позволило хозяйству значительно сократить время на подготовку почвы к посевным работам и улучшить качество сева, обеспечило комфортные условия для механизаторов и, что немаловажно, хорошее сервисное обслуживание. Помимо Lamborghini на балансе фермерского хозяйства находятся два трактора ДТ-75 мощностью 90 л. с., которые в настоящее время не используются, три трактора Т-150 мощностью 165 л. с., из которых эксплуатируется только один, два неиспользуемых трактора ЮМЗ-6 мощностью 60 л. с. и два работающих трактора МТЗ 82.1 мощностью 81 л. с.

    Все основные виды работ по подготовке земли к посеву, уход за парами и глубокорыхление выполняет Lamborghini, который используется в хозяйстве практически круглый год по 20 часов в сутки, а также Т-150К и Беларусь 82,1 (в хозяйстве они эксплуатируются с апреля по август). Эти машины применяются на всех работах, связанных с выращиванием и уходом за пропашными культурами, а также выполняют роль вспомогательной техники, рассказывает Меркулов. «Наша агрофирма была создана в 1997 году, когда не было ни должного финансирования, ни выбора, — вспоминает руководитель. — Поэтому мы приобретали недорогую и не всегда новую технику, как и многие фермеры в тот период. И только позже начали избирательно покупать сельхозмашины. В 2005 году прибрели два трактора МТЗ 82,1. Трактор Lamborghini купили в конце 2007 года».

    Напротив, в группе компаний «Артемида» (Республика Башкортостан, выращивание зерновых, сахарной свеклы, посевная площадь — 15 тыс. га) от использования трактора ДТ 75 не отказались. Он до сих пор эксплуатируется на животноводческом комплексе. В хозяйстве успешно применяют как импортную, так и отечественную технику. Владислав Осипов, главный агроном группы компаний, рассказывает, что тракторы МТЗ 82 (80 л. с.) и МТЗ 1221 (120 л. с.) используются на общехозяйственных работах, в частности на посеве технических культур (сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза), а также на работах по уходу за данными культурами: Т-150 — на вспашке и сплошной культивации паров, Ferguson (160 л. с) и Кировец К3180) — на вспашке и посевных работах. Но основная задача по обработке почвы и уходу за чистыми парами в хозяйстве лежит на New Holland ТG 285 (280 л. с.).

    Тракторостроительные тенденции

    В последние годы в тракторостроении отмечаются такие тенденции, как увеличение модельного ряда выпускаемых тракторов, рост их мощности, совершенствование двигателей, топливной аппаратуры, систем фильтрации и впуска воздуха, учет в конструкции требований экологии, совершенствование обычных и внедрение бесступенчатых трансмиссий, а также совершенствование гидрооборудования: повышение давления и увеличение числа операций, выполняемых гидромеханизмами; расширение применения электроники, автоматизации операций и процессов; увеличение использования подрессоренных мостов и их совершенствование; расширение употребления полимеров и новых материалов; создание комфортных и безопасных условий труда, рассказывает Медведев из МИС.

    При этом для большей универсальности трактора основное внимание уделяется классической компоновке, габаритам, раздельному торможению и углу поворота передних колес свыше 50 градусов, уточняет Горгодзе из «Агротехмаша». С Горгодзе соглашается и Медведев. В настоящее время ведутся разработки по модернизации передних ведущих мостов: на современных тракторах угол поворота колес составляет до 55 градусов, говорит эксперт. Также большинство фирм внедряют подрессоренную гидропневматическую подвеску ПВМ и кабины, тем самым уменьшая вибрацию сиденья оператора, добавляет он.

    Горгодзе также является сторонником широкого применения тракторов классической компоновки. Однако специалист считает, что интегральная компоновка трактора большой мощности с поворотной кабиной неприемлема для наиболее распространенных из ныне существующих агротехнологий. «Тем не менее трактор Claas Xerion с поворотной кабиной, управляемыми передним и задним мостами и интегральной компоновкой имеет радиус разворота 12 м, тогда как тракторы с шарнирно-сочлененной компоновкой такой же мощности, как правило, имеют радиус разворота до 7 м. Но они слишком широки для перемещения по дорогам общего пользования, да и в поле тоже широковаты», — утверждает специалист.

    Для обеспечения маневренности гусеничных тракторов все современные конструкции имеют дифференциальные механизмы поворота, обеспечивающие плавный поворот без разрыва потока мощности на отстающем борту, добавляет Новиков из ГСКБ. По словам специалиста, это конструктивное решение позволяет увеличить производительность, снизить динамику, повысить топливную экономичность, а также уменьшить повреждение почвы при повороте трактора.

    Помимо этого, все ведущие фирмы работают над созданием многофункциональных бортовых компьютеров, способных выполнять большое число функций отдельных систем узкого назначения, продолжает Медведев. Эксперт поясняет, что наряду с общепринятыми замерами числа оборотов двигателя, скорости движения и т. д. современные «мозги» могут регулировать буксование колес, управлять гидроклапанами и потоками масла гидросистемы, обеспечивать наиболее экономичный режим работы агрегата. А в управлении используются сенсорные панели, информация отображается на мониторах.

    Кроме того, современные колесные тракторы имеют диапазон скоростей движения от 0,5 до 60 км/ч (модели JCB Fastrac 7000 — до 70 км/ч) и от 16 до 36 передач переднего хода в стандартной комплектации, продолжает Медведев. При этом диапазон рабочих скоростей увеличился до 15 км/ч. Интервал между передачами составляет около 1,2 км/ч. «Все фирмы предлагают на рынке сложные автоматические коробки с переключением без разрыва потока мощности, реверсивные, имеющие элементы автоматизации выбора передач в зависимости от частоты вращения двигателя и внешней нагрузки. КП могут программироваться оператором в соответствии с циклом выполняемых работ. Некоторые модели КП дают возможность выбора экономичного режима работы при частичной загрузке трактора», — объясняет эксперт.

    Однако Маврин из «Агромашхолдинга» напоминает, что максимальная конструктивно возможная скорость большинства тракторов ограничена уровнем 40 км/ч положениями директив ЕС и ГОСТов (классы © 1-4), а для тракторов с максимально возможной конструктивной скоростью до 50 км/ч (класс Т © 5) предусмотрены более жесткие требования сертификации. По словам специалиста, максимальная скорость влияет исключительно на эффективность работы трактора в качестве тягача, ведь верхний предел скоростей выполнения агротехнических работ — 16 км/ч, а основной диапазон — 7-15 км/ч.

    Того же мнения придерживается и Горгодзе. По его словам, способность развивать большую (свыше 40 км/ч) скорость — неоправданная и дорогая опция для трактора, тем более что скорость транспортировки зачастую ограничена множеством технических и правовых требований — конструктивная скорость буксировки прицепа, транспортировки орудия и другие ограничения для сельхозтехники на дорогах общего пользования.

    С Горгодзе соглашается Новиков. «Такая высокая скорость нужна только для транспортных работ на дорогах общего назначения», — говорит специалист. Максимальная же скорость колесных тракторов должна быть на уровне 50 км/ч, для гусеничных достаточно 32 км/ч», — считает он.

    Действительно, тракторы сегодня, как правило, имеют максимальную скорость 40 км/ч, констатирует Мартынов. «Конечно, некоторые модели могут развивать скорость 50 или даже 60 км/ч, но для этого требуются специальные шины», — обращает внимание специалист. По его словам, тракторы с максимальной скоростью 50 км/ч и выше популярны в Германии, где они широко используются не как полевые тягачи, а на транспортных работах. В России же скорость более 40 км/ч обычно не требуется. «Во-первых, большую часть времени трактор проводит в поле, где рабочая скорость не превышает 10-15 км/ч; во-вторых, двигаться на тракторе с полностью загруженным прицепом по российским дорогам со скоростью больше 40 км/ч зачастую просто небезопасно», — предупреждает Мартынов. Кстати, самый мощный трактор, производимый в настоящий момент компанией John Deere (модель 9630 номинальной мощностью 543 л. с.), имеет максимальную скорость всего 40 км/ч, замечает Маврин.

    Пока эксперты и специалисты дискутируют о новых тенденциях в тракторостроении, аграрии оценивают технику на практике. Так, по мнению Королькова из «Золотухинского агрообъединения», отличительные особенности тракторов последних серий импортного производства типа John Deere — высокая надежность, низкий удельный расход топлива, комфортные условия для работы в кабине для механизатора, наличие кондиционера, шумоизоляция, хороший обзор поля и агрегата. «Новые зарубежные тракторы дают возможность российскому механизатору работать так же комфортно, как работают их западные коллеги. Возможно, импортная техника подтолкнет российских производителей к созданию таких же хороших условий для механизатора, но по более доступной цене», — надеется Осипов из «Артемиды».

    Трактор с «ломающейся» рамой

    Александр Медведев, главный инженер Поволжской государственной зональной МИС (Самарская область):
    Многие тракторостроительные компании наряду с классическими машинами имеют в своем модельном ряду тракторы с шарнирно-сочлененной («ломающейся») рамой и интегральные агрегаты с равновеликими колесами. Преимущества трактора с «ломающейся» рамой — меньший радиус поворота и более равномерное распределение нагрузки по осям при работе.
    Первый трактор, скомпонованный по интегральной схеме, — это Vantage, созданный в 1968 году корпорацией United St. Steel Co (США, кабина располагалась над передним мостом, а двигатель мощностью 165 кВт — в межосевой базе). Однако в серийное производство он запущен не был. С конца 1960-х — начала 1970-х годов многие тракторостроительные компании стали выпускать экспериментальные образцы тракторов интегральной схемы. Это и Deutz (ФРГ, 1972 год), Daimler-Benz (ФРГ, 1973 год), Bima и Albaret (Франция, 1982 год), фирма Fendt (1984 год) и др.
    Сегодня ведущие тракторостроительные компании совершенствуют конструкции интегральной схемы, которые отличаются развитой системой отбора мощности через задний, передний или боковые ВОМ (вал отбора мощности).
    Как показывает практика, интегральные тракторы находят свое применение преимущественно на пропашных работах и транспорте. Наибольшее число моделей интегральных тракторов создала фирма JCB.
    Из новинок тракторов с равновеликими колесами следует отметить Challenger МТ900 В (320, 343, 381, 425 кВт), John Deere 9630 (280, 317, 349, 390 кВт), New Holland Т9000 (246, 283, 320, 356, 399 кВт), Buhler Versatile 2000 Series, (250, 280 кВт). Все эти тракторы имеют большую мощность двигателя, что говорит о реализации конструкции «ломающейся» рамы наиболее эффективно преимущественно на больших мощностях.

    Гусеницы против колес

    Николай Сергеев, продукт-менеджер компании Claas Восток:
    В сельском хозяйстве широко применяются и гусеничные тракторы. Особенно они эффективны на слабонесущих почвах, на возделывании риса и в промышленности из-за своей неприхотливости. Также гусеничные тракторы можно эффективно использовать на больших площадях с широкозахватными комплексами. Их преимущества перед колесными тракторами в силе тяги, которая превосходит силу тяги колесных машин, значительно меньшем давлении на почву (что делает их наиболее подходящими для сельского хозяйства — они удобнее при работе в неблагоприятных погодных и полевых условиях), высокой проходимости, производительности, маневренности, тягово-сцепных качествах, удобстве и надежности работы.
    Недостаток же гусеничных тракторов в небольшой скорости (30−40 км/ч) и невозможности передвижения по асфальтированным дорогам, так как гусеницы разрушают их покрытие. К тому же стоят они дороже колесных в среднем на 15%.
    Также к преимуществам колесных тракторов можно отнести низкую по сравнению с гусеничными стоимость шин и лучшее рулевое управление, что позволяет адаптировать трактор к работе с разными культурами, не нанося вреда посевам. Помимо этого они более маневренные и могут передвигаться по асфальтированным автострадам с довольно большой скоростью.
    Александр Медведев, главный инженер Поволжской государственной зональной МИС (Самарская область):
    По выполнению видов полевых работ гусеничные и колесные тракторы ограничений не имеют. Даже на междурядной обработке пропашных культур гусеничные тракторы могут использоваться наравне с колесными — нужны только узкие гусеницы (из личного опыта — при нехватке МТЗ-82 использовал ДТ-75 на возделывании кукурузы и подсолнечника). Однако гусеничные тракторы в силу своих конструктивных особенностей предпочтительно использовать с прицепными и полунавесными сельхозмашинами (тяжелые навесные комбинированные сельхозмашины их «перевешивают» на разворотах и в транспортном положении). Но зато гусеничные тракторы меньше уплотняют почву и имеют более плавный ход, даже в сравнении с моделями, работающими на спаренных колесах.
    И все же аграрии отдают предпочтение колесным тракторам, потому что современных моделей гусеничных машин на рынке нет, а старые разработки уступают современным колесным тракторам по комфортности, надежности, универсальности и мобильности.
    Хотя справедливости ради следует сказать, что на Поволжской МИС проходит испытания современная модель гусеничного трактора 315 л. с. на резиноармированной гусенице. Трактор разработан, изготовлен и представлен на испытания заводом «Промтрактор» (г. Чебоксары). Эта машина уже приспособлена для передвижения по шоссейным дорогам, а по комфортности и транспортной скорости не уступает колесным тракторам.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *