Транспортный налог проводки бюджетный учет
Содержание
- Раскрытие понятия транспортного налога
- Как начисляется транспортный налог
- Начисление транспортного налога: проводки
- Налоговый учет транспортного налога
- Итоги
- ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ?
- КАКИЕ КБК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ?
- КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?
- УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?
- * * *
- Налог на имущество организаций
- Земельный налог
- Постановка на баланс транспортного средства
- Рассмотрим расчет транспортного налога по шагам
- Начисление транспортного налога
- Проводки по налогам и сборам
- Общие положения ПБУ
- Типовые проводки по начислению налогов
- Страховые взносы
- НДС и налог на прибыль: отражаем в учете
- Расчеты по НДС
- Расчеты по налогу на прибыль
Раскрытие понятия транспортного налога
Налог на транспорт является региональным. Ставки по нему регулируются властями регионов, однако они не должны более чем в 10 раз отличаться от ставки, указанной в Налоговом кодексе (ст. 28 НК РФ).
Уплачивать этот налог необходимо всем владельцам транспорта (ст. 357 НК РФ) — юридическим и физическим лицам, имеющим в распоряжении (на праве собственности или владения) транспорт, оформленный в соответствии с законами РФ.
О нюансах регистрации транспорта и налоговых последствиях ее отсутствия читайте в статье «Отсутствие регистрации транспортного средства не освободит от транспортного налога».
Как начисляется транспортный налог
Обязанность самостоятельно рассчитывать налог закреплена за юрлицами. Несмотря на то, что с налога за 2020 год для организаций отменена сдача деклараций по транспортному налогу, а ФНС должна рассылать им сообщения с уже посчитанной суммой (по аналогии с тем, как она сейчас это делает для ИП и физлиц), считать налог юрлица все так же будут самостоятельно. Во-первых, они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если они установлены в регионе). А во-вторых, сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. Ведь получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).
Начисление транспортного налога подразумевает применение к базе по налогу ставки с учетом времени нахождения транспорта в собственности плательщика. В ряде случаев также применяется повышающий коэффициент (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Обращаем внимание на то, что оплачивать налог должен не тот, кто использует транспортное средство, а тот, кто им владеет. Даже если собственником выдана доверенность на управление транспортом, доверенное лицо налог не платит.
Начисляется налог за полный месяц, в течение которого транспорт находится в собственности плательщика. При этом месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15 числа включительно. Месяц снятия с учета признается полным в случае, когда объект снят с регистрации после 15 числа.
К примеру, если автомобиль приобретен и поставлен на учет 15.04.2019, то транспортный налог за 2019 год у покупателя исчислялся за период владения автомобилем начиная с апреля 2019 года, а у продавца — по март 2019 года включительно.
Образец платежного поручения по транспортному налогу для организаций и детальную инструкцию по его заполнению вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Начисление транспортного налога: проводки
Согласно ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) транспортный налог считается расходом по обычному виду деятельности. Как именно он будет показан в учете, связано с тем, где используется транспорт.
В общем случае транспортный налог отражается в учете такими проводками:
- Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 68 — начислен налог или аванс по нему;
- Дт 68 Кт 51 — осуществлена оплата налога.
Если же единицу транспорта используют в деятельности, не связанной с основной, начисление налога по нему отражается в прочих расходах (п. 11 ПБУ 10/99). В данном случае в бухучете это будет выглядеть так: Дт 91.2 Кт 68.
Не забудьте правильно оформить первичные документы, прежде чем сделать записи в учете. Справка бухгалтера — это тот документ, в котором отражается налог или начисленный аванс по нему.
Как именно будет отражаться в учете данный налог, плательщику обязательно следует указать в учетной политике.
О последних изменениях в документе, регулирующем основные вопросы формирования бухгалтерской учетной политики, читайте в материале «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)».
Налоговый учет транспортного налога
Для расчета налога на прибыль транспортный налог учитывается в прочих расходах, которые связаны с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).
Рассчитывая УСН-налог с объектом «доходы», сумму транспортного налога не учитывают, поскольку расходы для его исчисления значения не имеют (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). При упрощенке с объектом «доходы минус расходы» налог на транспорт включается в расходы (ст. 346.16 НК РФ). Неуплаченный налог на транспорт при расчете УСН учесть нельзя.
Подробнее о налоге при УСН читайте в статье «Транспортный налог при УСН: порядок расчета, сроки и др.».
Что касается ЕНВД, то размер вмененного налога не зависит от суммы налога на транспорт, т. к. его расчет делается без учета полученных доходов и понесенных расходов.
Если плательщик применяет совместно ОСНО и ЕНВД и транспорт используется им в обоих режимах налогообложения, сумму налога нужно разделить. При использовании транспорта только в одном из режимов такое разделение делать не нужно. Если транспорт использовался в деятельности, связанной с ОСНО, его можно учесть для снижения налога на прибыль, если при ЕНВД — вмененный налог уменьшить нельзя.
Для правильного распределения налога на транспорт между двумя режимами нужно рассчитать, какую часть составляют доходы по каждому из видов деятельности. Чтобы рассчитать часть доходов по ОСНО, необходимо сделать следующее: поделить сумму доходов по ОСНО на доходы от всех видов деятельности. Налог на транспорт, относящийся к ОСНО, определяется перемножением суммы налога на транспорт и доли доходов, полученных на ОСНО. Налог на транспорт, относящийся к деятельности по ЕНВД, рассчитывают в таком же порядке, задействуя в этом расчете сумму доходов, полученных на ЕНВД. Сумма полученных результатов обоих расчетов должна дать общую величину начисленного налога.
О разделении расходов при одновременном применении УСН и ЕНВД читайте в материале «Порядок раздельного учета при УСН и ЕНВД».
Итоги
Самостоятельное исчисление транспортного налога уходит в прошлое и для юрлиц. Но они продолжат вести учет начисления и оплаты налога, отражая его в учете бухгалтерскими проводками. В бухгалтерском учете налог обычно формирует расходы по осуществляемой деятельности. В налоговом учете он включается в затраты, уменьшающие базу по налогу на прибыль или УСН-налогу с объектом «доходы минус расходы». При совмещении режимов налогообложения налог может оказаться распределяемым.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль?
Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.
ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ?
Согласно п. 11, 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.
Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.
Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.
КАКИЕ КБК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ?
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:
- налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
- транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».
Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.
КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?
В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бухгалтерском учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).
Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бухгалтерском учете применяются следующие счета:
- 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
- 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
- 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
- 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
- 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».
В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:
Дебет |
Кредит |
Пункт Инструкции № 183н |
|
Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств: |
|||
– налог на прибыль |
2 401 10 130 2 401 10 180 |
2 303 03 000 |
159, 179 |
– НДС |
2 401 10 130 2 401 10 180 2 401 20 200* |
2 303 04 000 |
159, 179 |
– иных налогов |
0 401 20 200 0 109 00 200 |
0 303 05 000 0 303 12 000 0 303 13 000 |
|
Уплата налогов |
2 303 03 000 2 303 04 000 0 303 05 000 0 303 12 000 0 303 13 000 |
0 201 11 000 0 201 21 000 |
161, 78 |
* В части НДС по безвозмездным передачам.
При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.
Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.
В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.
Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.
Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.
Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).
Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.
Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.
В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.
Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.
Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.
Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.
В бухгалтерском учете учреждения отразятся следующие проводки:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
Начислен налог на имущество |
4 401 20 290 |
4 303 12 000 |
120 000 |
Уплачен налог в бюджет |
4 303 12 000 |
4 201 11 000 |
120 000 |
– |
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 851, код 290 КОСГУ) |
Автономное учреждение сдает помещение в аренду. Арендная плата составила 50 000 руб. (в том числе НДС (18 %) – 7 627 руб.). Налог на прибыль с доходов от арендной платы составил 8 475 руб.
Цифры приведены условно, прочие расходы и вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу, не учитываются.
Согласно учетной политике АУ суммы налогов отражаются по статье 180 КОСГУ.
В соответствии с положениями Инструкции № 183н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856, операции отразятся бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
Начислен доход от аренды |
2 205 21 000 |
2 401 10 120 |
50 000 |
Поступила арендная плата на лицевой счет |
2 201 11 000 |
2 205 21 000 |
50 000 |
Увеличение забалансового счета 17 (код 120 КОСГУ) |
– |
||
Начислен НДС |
2 401 10 120 |
2 303 04 000 |
7 627 |
Начислен налог на прибыль |
2 401 10 120 |
2 303 03 000 |
8 475 |
Уплачен НДС в бюджет |
2 303 04 000 |
2 201 11 000 |
7 627 |
– |
Уменьшение забалансового счета 17 (код 180 КОСГУ) |
||
Уплачен налог на прибыль в бюджет |
2 303 03 000 |
2 201 11 000 |
8 475 |
– |
Уменьшение забалансового счета 17 (код 180 КОСГУ) |
УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?
Расходы на уплату налогов могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264, ст. 252 НК РФ при условии, что такие расходы экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вместе с тем необходимо учитывать следующее.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ на автономные учреждения – получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Положениями п. 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
В силу положений вышеназванных статей НК РФ расходы, произведенные автономными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль и не подлежат распределению в пропорции согласно п. 1 ст. 272 НК РФ.
Как уже было отмечено, величина субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой автономному учреждению из бюджета, рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения (п. 11, 33 Положения № 640). При этом значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) подлежат утверждению (п. 14, 15 и 32 Положения № 640).
Таким образом, к расходам, не учитываемым автономными учреждениями при определении базы по налогу на прибыль, относятся фактически осуществленные расходы (в том числе на уплату земельного, транспортного налогов, налога на имущество), рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ подлежат распределению согласно п. 1 ст. 272 НК РФ. Такой вывод сделан в письмах Минфина РФ от 08.12.2016 № 03‑03‑06/3/73328, от 30.12.2016 № 03‑03‑06/3/79616, от 03.11.2016 № 03‑03‑06/3/64622.
Стоит отметить, что ранее специалисты финансового ведомства придерживались иной точки зрения: учреждения – получатели субсидий вправе учитывать только те расходы (в том числе расходы на уплату налогов), которые непосредственно связаны с ведением предпринимательской деятельности. При этом пропорционального деления налогов между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью гл. 25 НК РФ не предусмотрено (письма Минфина РФ от 04.02.2015 № 03‑03‑06/4/4305, от 30.04.2015 № 03‑03‑06/4/25397).
* * *
Обобщая вышеизложенный материал, выделим основные моменты:
1) затраты на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов (имущественных налогов) учитываются при определении объема субсидии на выполнение государственного задания. НДС и налог на прибыль уплачиваются только за счет доходов, полученных от платной деятельности;
2) при отражении в бухгалтерском учете суммы имущественных налогов относятся на увеличение расходов, а суммы НДС и налога на прибыль – на уменьшение доходов;
3) исходя из положений учетной политики налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете как в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), так и в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде);
4) в целях исчисления налога на прибыль расходы на уплату имущественных налогов, покрываемые за счет средств субсидии, не учитываются. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, распределяются между уставной деятельностью и деятельностью, приносящей доход. Часть этих расходов, которая приходится на платную деятельность, может быть учтена при определении налогооблагаемой базы в составе прочих расходов.
Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2017 год
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется нормами гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ и принятыми в соответствии с ней законами субъектов РФ, предусматривающими порядок и сроки уплаты в бюджет транспортного налога (авансовых платежей по налогу), налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Если бюджетные учреждения имеют зарегистрированные транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства), то они обязаны уплачивать транспортный налог в установленном законом порядке.
Налоговые ставки зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства, категории транспортного средства, а размеры ставок транспортного налога, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ.
Расчеты с бюджетом по транспортному налогу отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 030305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
Для обособленного учета транспортного налога в соответствии с Инструкцией № 157н в код синтетического счета 030305000 учреждение имеет право ввести дополнительный аналитический код. Это должно найти отражение в приказе «Об учетной политике учреждения».
Налог на имущество организаций
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, за исключением:
- – земельных участков и иных объектов природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- – имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемого этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
- – основных средств движимого имущества, принятых на учет с 1 января 2013 г.
Налоговая база определяется учреждением самостоятельно. Основой для расчета этого налога служит среднегодовая остаточная стоимость основных средств.
Статьей 381 НК РФ установлены налоговые льготы по налогу на имущество, а законодательным органам субъектов РФ предоставлено право дополнять перечень налоговых льгот. Например, от налогообложения освобождаются:
- – организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
- – организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
- – организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
- – организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
- – организации – в отношении космических объектов;
- – имущество государственных научных центров.
Ставка налога, порядок и сроки его уплаты, а также сроки представления налоговых деклараций устанавливаются законами субъектов РФ.
Этот вид налога является региональным и полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ. Все учреждения, в том числе и освобожденные законодательством субъекта РФ от уплаты этого вида налога, обязаны представлять налоговые декларации и одновременно заявлять о праве на льготу.
Земельный налог
Государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в бессрочное пользование. По федеральному законодательству учреждения не освобождены от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены органами местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – законами этих субъектов РФ. Как правило, льготы предоставляются только тем учреждениям, которые финансируются из местного бюджета. В этом случае федеральные и региональные учреждения являются плательщиками налога, средства на уплату которого должны быть предусмотрены в Плане финансово-хозяйственной деятельности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Максимальные размеры ставок земельного налога определяются в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Необходимо отметить, что за нарушение сроков уплаты вышеперечисленных налогов с учреждения взыскивается пеня за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога, а за неполную уплату налога в бюджет учреждение может быть привлечено к ответственности в виде уплаты штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
В табл. 5.25 приведены типовые записи по отражению в учете операций по расчетам и платежам в бюджет других налогов.
Таблица 5.25
Отражение в учете расчетов и платежей в бюджет но налогам
Транспортный налог начисляют и уплачивают организации, имеющие на балансе транспортные средства, регистрация которых в 1С 8.3 позволяет бухгалтеру автоматически рассчитывать соответствующий налог. Но для этого предварительно надо сделать некоторые настройки.
Постановка на баланс транспортного средства
Отразим приобретение транспортного средства. Для основных средств, не требующих монтажа, можно воспользоваться документом «Поступление основных средств», который служит для одновременного отражения поступления и принятия к учету основных средств (ОС). Документ находится в разделе «ОС и НМА» – группа документов «Поступление основных средства», гиперссылка «Поступление основных средств».
Окно программы 1С: Бухгалтерия 8.3 – раздел ОС и НМА
Рис.1 Окно программы 1С: Бухгалтерия 8.3 – раздел ОС и НМА
Рассмотрим пример. ООО «Элита» приобрела легковой автомобиль Wolkswagen Polo стоимостью 829900 руб. у поставщика «Ключавто». Отразим в программе поступление автомобиля. Создадим документ «Поступление основных средств» (кнопка «Создать» в журнале документов).
Создание документа «Поступление основных средств»
Рис.2 Создание документа «Поступление основных средств»
Далее заполним форму необходимыми данными, указав контрагента, договор, материально ответственное лицо. Обратите внимание на поле «Способ отражения затрат». В нашем случае мы укажем счет 26 «Общехозяйственные расходы», т.к. автомобиль предназначен для административных нужд. В случае, когда транспортное средство связано с производством продукции, вспомогательным производством или торговой деятельностью, то указываются другие счета затрат (например, счет 25 «Общепроизводственные расходы», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Издержки обращения»). Обязательно указываем группу учета ОС – «Транспортные средства».
Форма документа «Поступление основных средств»
Рис.3 Форма документа «Поступление основных средств»
В табличной части указывается наименование транспортного средства, для чего занесем его в справочник.
Справочник ОС – создание объекта ОС
Рис.4 Справочник ОС – создание объекта ОС
Рис.5 Карточка ОС
Обратите внимание, что для формирования инвентарной карточки и дальнейшего начисления амортизации необходимо заполнить все поля карточки ОС ниже – изготовитель, заводской номер, регистрационный номер и так же классификатор по ОКОФ, определяющий амортизационную группу.
Карточка ОС – заполнение сведений для инвентарной карточки, бухгалтерского учета и классификаторы
Рис.6 Карточка ОС – заполнение сведений для инвентарной карточки, бухгалтерского учета и классификаторы
Рис.7 Выбор кода по ОКОФ
При проведении документа сформировались проводки, и наш автомобиль поставлен на баланс.
Журнал документов «Поступление ОС» – панель инструментов, кнопка «Показать проводки и другие движения документа»
Рис.8 Журнал документов «Поступление ОС» – панель инструментов, кнопка «Показать проводки и другие движения документа»
Отчет о движении поступления
Рис.9 Отчет о движении поступления
Рассмотрим расчет транспортного налога по шагам
Первый шаг в настройке – зарегистрируем наше средство. Для этого идем в «Справочники», пункт «Налоги».
Меню «Налоги»
Рис.10 Меню «Налоги»
В соответствующем разделе предусмотрены пункты – «Регистрация ТС», «Порядок уплаты», «Ставки», «Способы отражения расходов».
Пункты меню
Рис.11 Пункты меню
По сути, регистрация представляет собой ввод в форму всех данных автомобиля, в которой указывается марка, номер, объем двигателя, экологический класс.
Определить принадлежность к экологическому классу можно по ПТС автомобиля, там должна быть отметка, указывающая на стандарт.
Исходя из этих данных, определяется налоговая ставка для вашего региона.
Карточка регистрации
Рис.12 Карточка регистрации
Ставки налога по месту регистрации ТС
Рис.13 Ставки налога по месту регистрации ТС
Журнал регистрации ТС
Рис.14 Журнал регистрации ТС
Для отражения налоговых расходов в журнале «Способы отражения», в открывшемся окне, по кнопке «Создать» задаем необходимые параметры. При этом можно задать для всех транспортных средств одну настройку или отразить для каждого индивидуальную статью расходов, что актуально, когда у организации ведется учет по разным подразделениям.
Окно настроек
Рис.15 Окно настроек
Если планируется производить авансовые налоговые платежи, то заполняем «Порядок уплаты».
Порядок уплаты
Рис.16 Порядок уплаты
После этих простых настроек, как налоговая декларация, так и проводки будут формироваться автоматом системой при закрытии месяца один раз в год, в декабре.
Начисление транспортного налога
Проведем документ «Закрытие месяца» декабрем. Этот документ находится в меню «Операции».
Закрытие месяца
Рис.17 Закрытие месяца
Для проверки начисления налога, установим в документе месяц «Декабрь» и выполним только одну операцию – «Начисление транспортного налога», чтобы не нарушать последовательность других операций.
Расчет налога при закрытии периода
Рис.18 Расчет налога при закрытии периода
После проведения документа, нажав на гиперссылку «Расчет транспортного налога», можно посмотреть бухгалтерские проводки и сам расчет.
Выбор действий операции расчета
Рис.19 Выбор действий операции расчета
Бухгалтерские проводки, сформированные в результате расчета
Рис.20 Бухгалтерские проводки, сформированные в результате расчета
Расшифровка расчета
Рис.21 Расшифровка расчета
Здесь же можно получить справку-расчет по налогу и вывести ее на печать.
Справка-расчет
Рис.22 Справка-расчет
Объем налога просчитывается из налоговой базы и ставки налога. В качестве первой берем мощность двигателя, в нашем примере – 105 л/с, при этом ставка – 25 руб. Получаем: 105 х 25 = 2625 руб. за год. Т.к. мы приобрели автомобиль в 4 квартале, то в расчете сумма стоит только за квартал и применен коэффициент 0,25.
Изменив (для примера) дату приобретения автомобиля и дату его регистрации на июль месяц, т.е. 3 квартал, видим, что в расчете применяется коэффициент 0,5, т.е. расчет производится за два квартала и сумма налога соответственно составила 1313 руб.
Справка-расчет транспортного налога
Рис.23 Справка-расчет транспортного налога
Сформируем декларацию и отправим ее в налоговую. Декларация доступна в меню «Отчеты» – «1С-Отчетность» – «Регламентированные отчеты». Жмем «Создать» и выбираем нужную декларацию. В нашем примере – «Декларация по транспортному налогу (годовая)», и формируем бланк.
Создание декларации
Рис.24 Создание декларации
Создание декларации
Рис.25 Создание декларации
Нажав кнопку «Заполнить», проверяем данные в декларации. В Разделе 2 отдельно на страницах отражены данные расчета отдельно по каждому транспортному средству. Так, мы видим данные по расчету налога на наше транспортное средство (с учетом изменений даты).
Форма отчета
Рис.26 Форма отчета
Далее мы можем выгрузить готовую декларацию или же отправить в налоговый орган непосредственно из программы – кнопки «Выгрузить» и «Отправить».
Проводки по налогам и сборам
Проводки по налогам и сборам — это отражение хозяйственных операций по начислению фискальных отчислений в бюджет. Чиновники предусмотрели характерные особенности составления бухзаписей по каждому виду налогов и сборов. О том, как составить проводки по налоговым обязательствам, расскажем в нашей статье.
Общие положения ПБУ
Все налоговые обязательства, за исключением страховых взносов, следует отражать на специальном бухгалтерском счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Чтобы суммы исчисленных налоговых платежей не путались, компания должна детализировать данные бухгалтерского счета. Для этого необходимо открыть субсчета отдельно по видам обязательств. О том, какие субсчета будет использовать конкретный экономический субъект, необходимо написать в учетной политике. Все возможные значения предусмотрены в Приказе № 69н об утверждении Единого плана счетов.
Отметим, что компании необходимо проводить систематические сверки взаиморасчетов с Федеральной налоговой службой. Самостоятельный контроль позволит избежать начислений сумм пеней, штрафов и неустоек по просроченным или неверно зачисленным платежам. Для проведение сверки придется заказать в ИФНС специальную справку. О том, как организовать проверку расчетов по фискальным платежам, читайте в статье «Как провести сверку с налоговой инспекцией».
Типовые проводки по начислению налогов
Несмотря на то, что операции по начислению фискального платежа существенно отличаются по видам налоговых обязательств, проводка на оплату в большинстве случаев общая:
Дебет 68 Кредит 51 — денежные средства перечислены с расчетного счета в пользу уплаты фискальных платежей.
Приведем типовые бухгалтерские записи по начислению налогов в таблице. Проводки сгруппированы по видам платежей:
Операция |
Дебет |
Кредит |
НДФЛ |
||
Удержан НДФЛ |
70 — с заработной платы 73 — с прочих доходов 75 — с дивидендов |
|
Налог на прибыль начислен |
99 — самой компанией 76, 60 — налоговым агентом |
|
НДС Таможенный НДС исчислен НДС восстановлен НДС принят к вычету |
90 — при реализации 91 — при прочих операциях 76, 62 — с авансового расчета 19 — СМР для собственных нужд |
|
76, 68 |
||
20, 26, 44, 76, 60, 91 и т. д. |
||
19, 76, 62 |
||
Госпошлина |
08, 26, 44, 91 |
|
Налог на имущество: проводки |
91, 26, 44 |
|
Транспортный |
26, 44 |
|
Земельный |
26, 44 |
|
Торговый сбор |
76 — если сбор уменьшает налог на прибыль 91, 26, 44 — если не уменьшает налогооблагаемую базу по ННП |
ВАЖНО! Если ФНС выставила штрафы и(или) пени по налоговым платежам, то их также придется отразить в учете. Для этого используйте 91 или 99 счета. О том, как правильно оформить бухгалтерские записи в отдельном материале «Пени и штрафы по налоговым платежам: проводки».
Страховые взносы
Для отражения сумм страхового обеспечения застрахованных лиц используется отдельный бухсчет 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению». На данном счете необходимо отразить все виды взносов, которые компания начисляет на заработную плату своих работников.
В учете предусмотрите детализацию платежей по отдельным субсчетам в разрезе видов страхового обеспечения: ОПС, ОМС, ВНиМ и взносы на травматизм. Закрепите данную информацию в учетной политике.
Основные бухгалтерские проводки по зарплате и налогам:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Начислена заработная плата |
20, 23, 25, 26, 29, 44 и так далее |
|
Удержан НДФЛ |
||
Зарплата выдана |
50 — из кассы 51 — с расчетного счета |
|
Начислены страховые взносы |
20, 23, 25, 26, 29, 44, и т. д. |
|
Уплачены взносы в бюджет |
||
Начислены штрафы по страховому обеспечению |
||
Начислены пени по страховым взносам |
||
Пени и штрафы уплачены в бюджет |
Подробнее о том, как отражать в бухучете начисление заработной платы, в статье «Проводки по зарплате».
НДС и налог на прибыль: отражаем в учете
Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений суммы исчисленных НДС и налога на прибыль относятся на уменьшение доходов, в бюджетном учете казенных учреждений – на увеличение расходов. По каким кодам видов расходов (доходов) и КОСГУ уплачиваются данные налоги? Как правильно отразить операции по их начислению и уплате?
Расчеты по НДС
Казенные учреждения начисляют и уплачивают НДС по коду вида расходов (КВР) 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.2 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).
К сведению: упомянуты документы Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утвержденный Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, и Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
Бюджетные (автономные) учреждения уплачивают НДС по аналитическому коду вида доходов (АКВД) 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 Порядка № 132н, п. 9 Порядка № 209н). При этом операции по начислению НДС такие учреждения относят на доходные подстатьи КОСГУ, по которым отражены соответствующие доходы текущего финансового периода с учетом НДС (п. 9 Порядка № 209н). Аналогичное правило, по нашему мнению, следует применять и в части АКВД. К примеру, с доходов от операционной аренды НДС начисляется по АКВД 120 и подстатье 121 КОСГУ, с доходов от оказания платных услуг – по АКВД 130 и подстатье 131 КОСГУ.
В случае если государственные (муниципальные) учреждения – арендаторы исчисляют НДС как налоговые агенты, расходы по уплате НДС следует отражать по КВР 852 в увязке с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» или подстатьей 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»КОСГУ (п. 10.2.4, 10.2.9 Порядка № 209н).
Операции по начислению и уплате НДС
Такие операции отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (п. 263 Инструкции № 157н).
НДС исчисляется и уплачивается в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав организации-продавцы дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду таких товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).
Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС в счетах-фактурах проставляется в отдельной строке (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).
К сведению: при реализации товаров за наличный расчет, а также при оказании платных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).
НДС исчисляется с операций, подлежащих налогообложению, по ставкам, установленным ст. 164 НК РФ.
Перечень операций, не признаваемых объектом обложения НДС, а также освобождаемых от обложения этим налогом, приведен в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ соответственно. Кроме того, учреждения могут быть освобождены в целом от исполнения обязанности плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ при условии соблюдения предельного размера выручки, указанного в данной статье.
Операции по выставлению (начислению) НДС при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), перечислению налога в бюджет отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с п. 104, 121 Инструкции № 162н, п. 131, 133 Инструкции № 174н, п. 159, 161 Инструкции № 183н следующим образом:
Казенные учреждения |
Бюджетные (автономные) учреждения |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
Начислен (выставлен покупателю) НДС со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) |
1 401 20 291 |
1 303 04 731 |
0 401 10 1xx* |
0 303 04 731 |
Уплачен НДС в бюджет |
1 303 04 831 |
1 304 05 291 |
0 303 04 831 |
0 201 11 610 |
* По соответствующим кодам доходов, с которых исчисляется сумма налога.
** По соответствующим аналитическим счетам, участвующим в формировании себестоимости товаров (работ, услуг).
Операции по уменьшению НДС на суммы вычетов
Суммы вычетов по НДС отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете на следующих счетах.
Счет 0 210 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным».
Данный счет предназначен для выделения НДС в сумме аванса, полученного от покупателя. Согласно п. 8 ст. 171 НК РФ учреждение-продавец вправе вычесть из общей начисленной суммы НДС величину налога, исчисленного с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной от покупателя в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В силу п. 6 ст. 172 НК РФ вычет производится с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при их наличии). Значит, НДС, исчисленный с полученной предоплаты, подлежит вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг).
Как и при отгрузке товара, при получении предоплаты продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру не позднее следующих пяти календарных дней (п. 1, 3 ст. 168 НК РФ).
В бухгалтерском (бюджетном) учете начисление НДС с полученной предоплаты и принятие этих сумм к вычету отражаются в соответствии с п. 88 Инструкции № 162н, п. 113, 131 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н следующим образом:
Казенные учреждения |
Бюджетные (автономные) учреждения |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
Выделен НДС с полученных авансов |
1 210 11 561 |
1 303 04 731 |
0 210 11 561 |
0 303 04 731 |
Уменьшена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) |
1 303 04 831 |
1 210 11 661 |
0 303 04 831 |
0 210 11 661 |
Счет 0 210 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».
Применяется для выделения сумм НДС в стоимости приобретенных материальных ценностей, работ, услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых в рамках деятельности, облагаемой НДС. Предъявленные поставщиками (подрядчиками, исполнителями) суммы НДС должны учитываться обособленно. Они подлежат вычету после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), и принятие его к вычету отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующими проводками (п. 88 Инструкции № 162н, п. 106, 113, 128 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н):
Казенные учреждения |
Бюджетные (автономные) учреждения |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
Выделен НДС, предъявленный учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), не включаемый в стоимость таких товаров (работ, услуг) |
1 210 12 561 |
1 208 xx 667 |
0 210 12 561 |
0 208 xx 667 |
Уменьшена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, на сумму налога, предъявленного поставщиками (подрядчиками, исполнителями) |
1 303 04 831 |
1 210 12 661 |
0 303 04 831 |
0 210 12 661 |
Счет 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным».
Предназначен для выделения НДС в сумме аванса, перечисленного продавцу, то есть в сумме уплаченных авансов.
Вычетам у налогоплательщика-покупателя, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 12 ст. 171 НК РФ).
Вычеты осуществляются на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет таких поставок, при наличии договора, которым предусмотрено перечисление указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).
При этом на основании пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ стоит учитывать, что в случае перечисления покупателем данной оплаты (частичной оплаты) суммы налога, принятые к вычету с предоплаты, подлежат восстановлению в размере налога, принятого к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при их наличии).
Суммы налога восстанавливаются покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету, в порядке, утвержденном НК РФ, или в том налоговом периоде, в котором изменились условия либо был расторгнут договор и возвращены суммы оплаты (частичной оплаты).
НДС, начисленный с уплаченных авансов, в соответствии с п. 88 Инструкции № 162н, п. 113 Инструкции № 174н и п. 115, 116 Инструкции № 183н отражается следующим образом:
Казенные учреждения |
Бюджетные (автономные) учреждения |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
Зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам (предварительной оплате), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав |
1 210 13 561 |
1 210 12 661 |
– |
– |
Восстановлена сумма НДС, принятая к вычету по авансам (предварительной оплате), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав* |
– |
– |
0 210 13 561 |
0 303 04 731 |
Уменьшена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, на сумму налога по перечисленной предоплате в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав |
1 303 04 831 |
1 210 13 661 |
0 303 04 831 |
0 210 13 661 |
* Проводка приведена только в Инструкции № 183н (см. п. 115).
Пример 1.
Автономное учреждение культуры оказывает платные услуги, облагаемые НДС по ставке 20%. Доход от их оказания составил 50 000 руб. (в том числе НДС – 8 333 руб.). На лицевой счет учреждения от заказчика поступила предоплата в счет предстоящего оказания услуг в размере 30 000 руб. (в том числе НДС – 5 000 руб.). Заказчиком выступила коммерческая организация.
В целях оказания платных услуг учреждение приобрело за счет приносящей доход деятельности материалы на сумму 10 000 руб. (в том числе НДС – 1 667 руб.). Предварительно по договору об их поставке был перечислен аванс в размере 5 000 руб. (в том числе НДС – 833 руб.).
В бухгалтерском учете учреждения будут составлены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
Поступила на лицевой счет предоплата в счет предстоящего оказания услуг |
2 201 11 510 |
2 205 31 664 |
30 000 |
Начислен НДС с поступившей предоплаты |
2 210 11 561 |
2 303 04 731 |
5 000 |
Начислен доход от оказания услуг |
2 205 31 564 |
2 401 10 131 |
50 000 |
Начислен НДС при оказании услуг |
2 401 10 131 |
2 303 04 731 |
8 333 |
Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты |
2 303 04 831 |
2 210 11 661 |
5 000 |
Перечислен аванс поставщику за материалы, необходимые для оказания платных услуг |
2 206 34 564 |
2 201 11 610 |
5 000 |
Отражена поставка материалов (за минусом НДС) |
2 105 36 346 |
2 302 34 734 |
8 333 |
Выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком при поступлении материалов |
2 210 12 561 |
2 302 34 734 |
1 667 |
Зачтен ранее перечисленный аванс |
2 302 34 834 |
2 206 34 664 |
5 000 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком |
2 302 34 834 |
2 201 11 610 |
5 000 |
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком: |
|||
– в сумме, выделенной при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки материалов |
2 303 04 831 |
2 210 13 661 |
|
– в сумме, выделенной при поставке материала |
2 303 04 831 |
2 210 12 661 |
1 667 |
Восстановлена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным поставщику в счет предстоящей поставки материалов |
2 210 13 561 |
2 303 04 731 |
|
Перечислен НДС в бюджет |
2 303 04 831 |
2 201 11 610 |
6 666 |
Расчеты по налогу на прибыль
Общие принципы исчисления налога на прибыль определены гл. 25 НК РФ. В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается полученная налогоплательщиком прибыль (то есть доходы, уменьшенные на величину расходов).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, указаны в ст. 251 НК РФ. Их перечень является исчерпывающим. В частности, налог не исчисляется с доходов в виде:
-
средств целевого финансирования, к которым относятся субсидии, предоставляемые бюджетным (автономным) учреждениям; лимиты бюджетных обязательств, доведенные до казенных учреждений, полученные гранты (пп. 14 п. 1);
-
средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг, выполнения работ (пп. 33.1 п. 1);
-
пожертвований (пп. 1 п. 2).
Причем расходы, произведенные за счет перечисленных доходов, также при определении налоговой базы не учитываются.
Уменьшить налогооблагаемый доход на сумму произведенных расходов можно только в случае, если такие доходы:
-
обоснованны (экономические оправданы);
-
документально подтверждены;
-
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (то есть осуществлены в рамках приносящей доход деятельности).
Расходы бюджетных (автономных) учреждений, не покрываемые за счет средств целевого финансирования и относящиеся как к деятельности, приносящей доход, так и к основной деятельности ГМУ (выполнение госзадание), подлежат распределению в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ (письма Минфина РФ от 09.11.2018 № 03-03-07/80830, от 02.10.2017 № 03-03-05/64008).
Сроки и порядок уплаты налога, исчисленного по окончании налогового периода (календарного года), а также авансовых платежей по налогу установлены ст. 287 НК РФ.
Обратите внимание: театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ).
Операции по начислению и перечислению в бюджет налога на прибыль отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом: