Требования к инструментам эфу из приказа 870
Транскрипт
1 Электронная форма учебника в школе: от замысла до реализации Кудимова Наталья, руководитель учебно-методического центра «Азбука» г. Москва, 2016 г.
2 Вопросы вебинара Требования к электронной форме учебника Этапы интеграции ЭФУ в ИОС школы Модели использования электронной формы учебника Платформы для работы с электронной формы учебников Особенности урока с использованием электронной формы учебника Готовность педагогов к новой форме работы
3 Требования к ЭФУ
4 ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 18 ИЮЛЯ 2016 Г. 870 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» «В федеральный перечень учебников включаются учебники, в том числе специальные учебники (далее вместе учебники), рекомендованные Научнометодическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающих требованиям: б) представленные в печатной форме, полученной печатанием и тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, содержащий адаптированный под электронный формат иллюстрационный материал, мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника; г) имеющие инструкции по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.
5 Требования к электронным учебникам 17.2 Структура и содержание печатной и электронной форм учебника соответствуют друг другу;! Приказ Минобрнауки России от «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ»
6 Требования к электронным учебникам 17.2 Электронная форма учебника содержит все иллюстрации, содержащиеся в печатной форме учебника с учетом их адаптации к электронному формату и (или) изменения композиции;! Приказ Минобрнауки России от «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ»
7 Требования к электронным учебникам 17.2 Педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);! Приказ Минобрнауки России от «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ»
8 Требования к электронным учебникам 17.2 Педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);! Приказ Минобрнауки России от «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ»
9 Требования к электронным учебникам 17.2 Педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);! Приказ Минобрнауки России от «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ»
10 Требования к электронным учебникам 17.2 Средства контроля и самоконтроля.! Приказ Минобрнауки России от «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ»
11 Требования к электронным учебникам 17.2 Средства контроля и самоконтроля.! Приказ Минобрнауки России от «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ»
12 Требования к электронным учебникам 17.2 Средства контроля и самоконтроля.! Приказ Минобрнауки России от «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ»
13 Требования к электронным учебникам 17.3 Электронная форма учебника: представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательных отношений; корректно отображается и функционирует с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых — для мобильных устройств; корректно отображается и функционирует на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное); функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети Интернет (за исключением внешних ссылок) и Интранет; реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода по ним; поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме»! Приказ Минобрнауки России от «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ»
14 Нормативно-правовое обеспечение использования электронной формы учебников Приказ Минобрнауки России 1643 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»» «Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна быть обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.
15 Этапы внедрения ЭФУ
16 Проект внедрения электронных форм учебников в образовательных организациях Создание базы практик, обмен опытом Выбор модели использования электронных форм учебников Оценка эффективности использования электронных форм учебников Выбор платформ для работы с электронной формой учебника Работа с родителями Создание условий для реализации технологий электронного обучения Повышение профессиональных компетенций педагогов, библиотекарей
17 Модели использования на уроках ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ РЕЖИМ В демонстрационном режиме учебник транслируется с экрана компьютера учителя через проектор на экран для общего просмотра или интерактивную доску и (или) для работы в интерактивном режиме при использовании интерактивного оборудования в классе МОБИЛЬНЫЙ КЛАСС Электронные учебники доступны школьнику всегда и везде, они используются на портативных устройствах, которые ученик носит с собой, либо с помощью функции привязки используются на школьных и домашних устройствах КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС Устройства и учебники не покидают стен класса, на одном устройстве последовательно работают разные пользователи и получают доступ к своим учебникам через личный кабинет либо через кабинет, привязанный к конкретному устройству МОДЕЛЬ BYOD BYOD — такой подход к организации учебного процесса, при котором ученики используют на уроках свои собственные мобильные устройства, получая доступ к сети Интернет и образовательным ресурсам школы. Доступ к электронной форме учебников учащийся имеет и в школе и дома со своего личного устройства.
18 Модели использования в библиотеке ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Выдача ЭФУ для работы в читальном зале библиотеки, оснащенном компьютерной техникой ВЫДАЧА ЭФУ ПО ЗАПРОСУ Выдача ЭФУ ученикам при наличии возможности и желания учиться с использованием электронного учебника ВЫДАЧА ЭФУ ПО НЕОБХОДИМОСТИ Выдача ЭФУ учащимся или педагогам при нехватке печатной формы учебника
19 Наши предложения
20 Платформы для работы с ЭФУ
21 Лекта (Разработчик: издательство Дрофа:
22 Лекта (Акция для школ)
23 Лекта (Акция для педагогов)
24 Лекта (Акция для педагогов)
25 Азбука (Разработчик: компания «Азбука» e-azbuka.ru)
26 Портфель ученика
27 Технические требования Технические устройства пользователя должны обладать характеристиками не ниже следующих: Процессор 1ГГц, Оперативная память от 2 ГБ, 100МБ свободного места на жестком диске для установки приложения, Свободное место на диске для хранения электронных учебников (один интерактивный учебник занимает объем от 300 Мб до 3 Гб). Технические устройства пользователя должны иметь программное обеспечение: Операционная система, одна из перечисленных: Windows 7 и выше Android 4.2+, ios; Приложение для работы с электронной формой учебника
28 Особенности урока с ЭФУ
29 Урок в электронной среде обучения Особенности наличие технических устройств на уроке соблюдение СанПин чередование форм деятельности наличие наушников доступ к различным учебникам доступ к ЭОР «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». К.Д. Ушинский Трудности работа с техническими устройствами (скорость доступа к программам, зарядка устройств) наличие вариантов альтернативной работы на уроке
30 Стандартные подходы Педагогические модели и сценарии использования Изучение нового материала Изучение нового материала Практические и лабораторные работы Контроль и оценка знаний Организация проектной деятельности Использование дополнитель ных ЭОР Эффективное управление классом (LMS) Гибридные облачные решения Инструменты коммуникации и сетевого взаимодействия Современные технологии электронного обучения (пр. смешанное) Расширение содержания
31 Технологии смешанного обучения Зональное обучение Перевернутый класс
32 Требования СанПин ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 ноября 2015 года N 81 О внесении изменений N 3 в СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.): в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут в 5-11 классах минут. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов — 35 минут. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках: в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах — 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше — не более 30 минут С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на уроке более двух видов средств электронного обучения
33 Функции электронной формы учебника
34 Использование закладок Формирование навыков смыслового анализа через выделение ключевых слов темы Формирование навыков логического мышления через обозначение важных моментов (гипотез, ситуаций) темы
35 Примеры заданий для работы с ЭФУ Использование системы закладок. Например: Синяя: Ключевые слова изучаемой темы Желтая: Связь с другими предметными областями Красная: Вопросы (проблемы) возникающие по ходу изучения темы Зеленая: Наиболее интересные моменты (гипотезы, ситуации) темы
36 Использование полнотекстового поиска Выявление внутрипредметных связей при изучении нового понятия Формирование навыков самостоятельной работы в процессе поиска необходимой (забытой, недостающей) информации
37 Примеры заданий для работы с ЭФУ Биология, 5 класс Выявление внутрипредметных связей при изучении нового понятия
38 Примеры заданий для ЭФУ География, 5 класс Выделение определений по тексту и добавление их в заметки
39 Примеры заданий для работы с ЭФУ Развитие умения прогнозировать, анализировать. Выдвигать гипотезы
40 Использование различных учебников География Английский язык
41 Компетенции педагога
42 Компетенции педагога умение методически правильно спроектировать урок с эффективным и обоснованным использованием возможностей ЭФУ; навыки организации совместной (групповой) учебной деятельности, работы в команде, учебного сотрудничества среди учащихся; навыки использования ИКТ для обеспечения деятельностного и личностно-ориентированного подходов; владение приемами создания различных видов педагогического контроля, проектирования системы оценивания работы обучающихся; навыки использования сетевых ресурсов web 2.0 в образовательном процессе
43 Курсы повышения квалификации Для педагогов Тема курса Формат обучения Объем часов Стоимость Сроки проведения Реализация ФГОС при использовании ЭФУ в образовательном процессе ЭФУ как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС Очно Очно- Заочно Заочно По заказу школы Расширение возможностей ЭФУ средствами ЭОР и сетевых сервисов Январь 2017 г. (возможно по заказу) Использование интерактивного оборудования при работе с электронной формой учебника Очно Очно- Заочно Заочно По заказу школы Январь 2017 г.
44 Вопросы мониторинга
45 Задачи мониторинга Оценка эффективности внедрения электронных форм учебников в школе, по следующим критериям: Изменение мотивации к учению; Формирование предметных и метапредметных образовательных навыков у учащихся; Качество образовательных результатов учащихся; Изменения профессиональных компетенций учителей, включая ИКТкомпетенции; Оценка качества электронных учебников и определение перспектив их модернизации; Анализ уровня удовлетворенности образовательных запросов учащихся; Выявление профессиональных затруднений при использовании электронных форм учебников и выстраивание траекторий повышения квалификации; Определение условий для расширения проекта и повышения его эффективности.
46 Сайт компании: e-azbuka.ru
47 Алгоритм получения учебников
48 Издательства Вентана-Граф Русское слово Академкнига Вита-пресс АСТ-Пресс
49 Анкета — goo.gl/xp9wom
50 Сертификат T57NH6
51 Вход/Регистрация site.e-azbuka.ru
52 Выбор учебников site.e-azbuka.ru/promo/demo2016/
53 Ввод активационного кода site.e-azbuka.ru/promo/demo2016/
54 Установка приложения site.e-azbuka.ru/promo/demo2016/
55 Запуск приложения Азбука Логин и пароль как при регистрации
56 Запуск приложения Азбука Разрешить
57 Загрузить учебники
58 Начать работу с учебником
59 Сайт УМЦ Азбука — support.e-azbuka.ru
60 Следующие встречи 16 декабря Эффективные приемы работы с электронной формой учебника 20 января Расширение возможностей электронных форм учебников за счет ЭОР и сетевых сервисов 17 марта Школьная электронная библиотека: создание и управление в системе «Азбука»
61 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Наталья Кудимова, руководитель учебнометодического центра компании «Азбука» Skype: sch14balakhna Сайт компании «Азбука»: Тех.поддержка: Роман Кузнецов:
ЭФУ — это электронное издание, своеобразный «спутник» печатного учебника, призванный расширить и дополнить его содержание. ЭФУ соответствует печатному учебнику по структуре, содержанию и художественному оформлению, однако содержит дополнительный материал — различные мультимедийные элементы и интерактивные ссылки.
Грамотное использование ЭФУ — одно из ключевых требований к современному педагогу. С 2016 года каждый из бумажных учебников, включенных в федеральный перечень, обязательно должен быть представлен и в электронной форме. Это требование закреплено приказом Министерства образования и науки РФ № 870. Но чтобы использовать ЭФУ на полную мощность, нужно хорошо понимать, что это за ресурс, каковы его особенности и преимущества перед бумажным учебником.
Чаще всего педагоги не пользуются всеми преимуществами ЭФУ, так как, по их мнению, у электронной формы учебника есть равноценные альтернативы — цифровые копии и интерактивные приложения к учебным пособиям. Строго говоря, это не совсем верно.
ЭФУ — это не приложение к учебнику, так как необязательно в приложении присутствует четкая структура и не все элементы привязаны к конкретным темам. Чтобы воспользоваться материалами приложения, отобрать и скомпоновать их, учителю придется потратить немало времени. К тому же, даже очень качественное приложение может разнообразить учебный процесс, но никак не заменить учебник.
ЭФУ — это не цифровая копия учебника. В ней нет удобного поиска, нет мультимедийных и интерактивных элементов.
ЭФУ — это не замена бумажному учебнику, а обязательное его дополнение, с которым гораздо удобнее заниматься по выбранному УМК и обучать детей в полном соответствии с требованиями ФГОС.
Физика. 7 класс Купить
Основные преимущества ЭФУ перед традиционным учебником:
-
Современный подход к подаче информации. Материал в ЭФУ подается широко и наглядно: обилие иллюстраций, аудио, видео, слайд-шоу позволяют легко достичь всех целей и задач обучения.
-
Интерактивные формы подачи информации. Ученик имеет возможность проходить тесты, выполнять задания и мгновенно получать обратную связь. Освоение знаний и закрепление результатов при помощи интерактивных элементов проходит в увлекательной игровой форме — с минимальными временными затратами со стороны учителя.
-
Удобная навигация. Интерактивное оглавление обеспечивает быстрый и технологичный поиск по всему контенту — как в электронной книге. В тексте учебника можно искать нужный фрагмент по ключевым словам. Есть возможность быстро переходить от одного раздела учебника к другому.
-
Компактность. Весь материал всех ЭФУ помещается на одном электронном носителе: минимум места в портфеле ученика и максимум полезной информации, которая всегда с тобой.
-
Свободное обращение с информацией. Работая с ЭФУ, учитель может дополнять материалы к урокам собственными разработками, мультимедийными объектами, а ученик — самостоятельно подбирать и изучать информацию из достоверного, проверенного источника.
Что дает педагогу использование ЭФУ?
-
Комфорт в работе. ЭФУ позволяет быстро и легко организовать подготовку к уроку, сэкономить время и подобрать весь необходимый контент.
-
Обучение по ФГОС. Использование ЭФУ дает возможность легко сформировать современную информационно-образовательную среду, которая является одним из базовых требований ФГОС.
-
Налаженная система контроля. При помощи ЭФУ гораздо проще получать обратную связь после изучения каждой темы.
-
Возможность совмещать разные формы обучения. С ЭФУ педагог может легко наладить процесс дистанционного и смешанного обучения.
Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс. Купить
Еще один важный нюанс: работа учеников и педагогов с ЭФУ строго регламентирована. После приобретения электронной формы учебника, всем ученикам выдается лицензия со сроком действия 500 дней с момента загрузки на электронное устройство. Чтобы активировать лицензии, ученики должны всего лишь зайти в любой веб-браузер и открыть учебник.
Вопросом технической поддержки ЭФУ, как правило, занимается компания, у которой вы приобрели ЭФУ. Например, компания lecta предоставляет своим клиентам бесплатную техническую поддержку — как по телефону (звонок из любого региона России бесплатный), так и по электронной почте. Еще одно удобство: с ЭФУ можно работать и онлайн, и офлайн, то есть как с подключением к сети Интернет, так и без него.
Технические требования к использованию ЭФУ на образовательной платформе LECTA:
Операционная система — Windows (не старше версии Windows 7), Android (не старше версии 4.1), iOS (не старше версии iOS 8);
Разрешение экрана 1024×768 и больше;
Процессор не менее 1 ГГц;
Оперативная память от 1Гб;
Также для загрузки учебников потребуется около 16 Гб свободного места на диске.
В целом, ЭФУ не стоит воспринимать как очередное необязательное дополнение к учебному изданию. Это отдельный цифровой продукт, в котором материал учебника подан в разнообразных интерактивных формах. Он дает ученику возможность быстро найти нужную информацию, выполнить интересные, необычные задания и получить объективную оценку своей работе. Педагогу, в свою очередь, ЭФУ позволяет быстро и легко готовиться к урокам, подбирать задания для каждого учащегося и следить за его личными успехами.
Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!
LECTA в личном кабинете каждого пользователя rosuchebnik.ru
Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA? Зайдите в личный кабинет: там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.