Трудовая деятельность мотивы цель средства действия таблица

Трудовая деятельность мотивы цель средства действия таблица

Вообще, деятельность – это процесс взаимодействия субъекта и объекта для выполнения какой-то цели, для достижения результата.

Трудовая деятельность

Мотивы трудовой деятельности: внутренние побуждение (самовыражение, повышение квалификации, развитие навыков и так далее).

Цель трудовой деятельности: получить желаемый результат своего труда (правильно оформленную статью, изготовленный стул, машина, написанная программа)

Средства трудовой деятельности: выполнить цель при помощи чего-то – вылечить пациента при помощи лекарств.

Действия трудовой деятельности: совершение поступков для достижения цели – давать лекарства для лечения, сборка деталей для машины.

Духовная деятельность

Мотивы духовной деятельности: самовыражение через искусство, игра, развлечение, получение впечатлений, изменение сознания и прочее, что формируется из духовных потребностей.

Цель духовной деятельности: развитие духовной культуры человека и общества.

Средства духовной деятельности: искусство, произведения культуры, произведения самовыражения человека, наука, живопись, песни, кино и прочее.

Действия духовной деятельности: творить, создавать что-то, действовать не по правилам, не по образцу.

Политическая деятельность

Мотивы политической деятельности: обладать властью, влиянием

Цель политической деятельности: получить власть, удерживать ее как можно дольше

Средства политической деятельности: политическая кампания, привлечение людей, активное политическое участие и прочее.

Действия политической деятельности: активное участие в избирательной кампании

ЭКОНОМИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 342-346.

УДК 336.11:332.1 Е.В. Иванова

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Изучаются возможности использования опыта зарубежных стран по управлению бюджетными расходами. Приведена сравнительная характеристика программного и традиционного бюджетирования и определены первостепенные шаги по внедрению программного бюджетирования в России.

Ключевые слова: расходы бюджета, программный бюджет, эффективность использования бюджетных средств, аудит эффективности.

Вопросу управления бюджетными расходами всегда уделялось большое внимание. В России в рамках преобразования бюджетного процесса и повышения эффективности использования бюджетных расходов был разработан ряд мероприятий, одним из них является составление и внедрение с 2012 г. программного бюджета, поэтому целесообразным является изучение опыта развитых стран, которые уже внедрили данный инструмент управления бюджетными расходами, исследование всех достоинств и недостатков, а также проблем, которые могут возникнуть на разных этап внедрения программного бюджета.

Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. предусмотрено развитие программно-целевых принципов деятельности органов исполнительной власти, в том числе — переход к формированию бюджетов в разрезе государственных (муниципальных) программ.

Соответственно, возрастает практическое значение анализа международного опыта программного бюджетирования и программного бюджета.

Впервые о закреплении этих понятий было объявлено в США в 1965 г. В дальнейшем аналогичные реформы были проведены в большинстве развитых, а также во многих «переходных» и развивающихся странах. Однако их результаты оказались неоднозначными.

В качестве основной причины таких различий, как правило, называют необходимость «встраивания» программного бюджета в систему управления общественными финансами и государственным управлением в целом, состояние и развитие которых в свою очередь зависит от множества фундаментальных, но трудно уловимых факторов — от политической системы до культурных традиций.

Современная практика программного бюджетирования связана с проведением бюджетных реформ конца 1980-1990-х гг., направленных на внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты. В их рамках переход к программному бюджету обосновывался необходимостью достижения двух взаимосвязанных, но не совпадающих целей: оптимизации управления на уровне ведомств (прежде всего, путем расширения их полномочий при планировании и использовании бюджетных средств с усилением ориентации на непосредственные результаты) и более четкого целеполагания и выбора приоритетов государственной политики. В первом случае программная структура была интегрирована в рамки ведомственной классификации расходов, во втором (Франция, Бразилия) — расходы ведомств привязывались к сформированной сверху совокупности программ.

© Е.В. Иванова, 2012

В результате в каждой стране, перешедшей к программному представлению бюджета, сформировалась своя особенная программная структура бюджета, подчиненная целям государственной политики и потребностям бюджетирования на конкретном историческом этапе развития.

Рассмотрим конкретные примеры различных подходов.

История бюджетирования, ориентированного на результаты, началась в США и связана с созданием в 1947 г. Первой комиссии Гувера. Целью Комиссии стала разработка мер, которые способствовали бы развитию экономики, повышению эффективности и качества услуг государства.

В рамках реформирования бюджетного процесса в США в 1965 г. было внедрено программное планирование и исполнение бюджета.

Относительно новым витком в развитии концепции бюджетирования стало внедрение с 1977 г. планирования бюджета от нуля. Его суть заключалась в том, что министерство или ведомство должно было предоставлять несколько вариантов одного и того же результата, причем затраты ни по одному из них не могли быть выше текущего значения. При этом обоснование расходов на следующий год производится не на базе предыдущих расходов, а посредством доказательства их необходимости. Такой подход к бюджетированию позволял определять целесообразность реализации программ и расходования государственных средств .

Программные расходы бюджета США представлены в одном из бюджетных документов, который называется «Аналитические перспективы». Данный документ содержит анализ бюджета, бюджетных доходов и расходов, заимствований и управлений государственным долгом, а также таблицы с детальным распределением расходов и бюджетных полномочий ведомств по функциям, подфункциям и программам, источникам финансирования и категориям расходов (дискреционные, т. е. расходы, финансируемые в соответствии с актами об ассигнованиях; мандатные, т. е. расходы, финансируемые в соответствии с иными бюджетными законами).

Бюджет формируется по 19 функциям (в том числе: национальная оборона, международные дела, наука, образование и др.). В рамках категорий выделяются направления расходов, которые в свою очередь распределяются по программам. Каждое ведомство имеет одну программу, которой соответствует одно ассигнование.

Программный бюджет США планируется на десятилетний период. Каждое агентство составляет бюджет, ориентированный на результат, в котором стратегические, долгосрочные и краткосрочные цели увяза-

ны с ожидаемыми расходами на их достижение.

С 2004 г. Бюджетное управление при Президенте проводит систематические процедуры оценки реализации программ по пятибалльной шкале: эффективная, уме-

ренно эффективная, адекватная, неэффективная и невозможность оценки результатов .

Наиболее интересным в данном вопросе является рассмотрение опыта бюджетного программирования во Франции.

Основой для внедрения программного метода во Франции стал конституционный закон о финансах, принятый в 2001 г. (ЬОЬК), который стал мощным рычагом продвижения бюджетных реформ. В соответствии с данным законом с 2006 г. все расходы во Франции планируются и исполняются на основе бюджетных программ, которые отражают основные направления государственной политики .

Во Франции закон о финансах от 2001 г. поставил бюджетный процесс на две прочные опоры: логику успеха государственного управления и ясность бюджетного процесса, позволяющего усилить парламентский контроль за привлечением и использованием государственных средств, также закон обеспечивает переход к трехлетнему программному бюджетированию и совершенствованию процедур парламентского и внутреннего бюджетирования.

Все эти преобразования свидетельствуют об изменении бюджетной культуры в целом: началась трансформация логики

бюджетного процесса (от расходования бюджетных средств к достижению конкретных результатов).

Была разработана новая — трехуровневая — структура бюджета, после чего он стал более «жестко привязан» к целям государственной политики . Начиная с 2008 г. действует закон программирования общественных финансов, рассчитанный на три года. Этот закон включает директивное и индикативное планирование для использования на разных этапах подготовки программного бюджета.

Переход к программному бюджету во Франции сопровождался расширением полномочий исполнительных органов в отношении исполнения бюджетных средств. Министерства получили право перемещать фонды между мероприятиями в рамках программ. В новой бюджетной системе финансовые ресурсы стали свободно распределяться по программам, и их разделение по подпрограммам и типам расходов стало носить исключительно индикативный характер, за исключением ассигнований на оплату труда. Причем, часть ассигнований на оплату труда может использоваться на финансирование других расходов, тогда как ассигнования для финансирования других

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целей не могут использоваться на финансирование расходов на оплату труда.

Такая глобализация привела к повышению гибкости управления, поскольку лица, которые несли ответственность за реализацию определенных программ, имели полномочия самостоятельно распределять ассигнования между подпрограммами и типами расходов.

Введение закона о финансах от 2001 г. предполагало, что управление бюджетом будет основательно обновлено с такими средствами, как годовые планы достижений и годовые доклады о достижениях, поскольку расходы должны быть оценены достижением целей, для которых они расходуются.

Главный замысел этого закона в том, чтобы сложить действия всех ведомств посредством государственных заданий.

Во французском бюджетном праве бюджетное задание — это совокупность программ, содействующих определенной государственной политике. Законом предусматривается выделение бюджетных средств по заданиям. Только правительство может создать новое задание и распределять средства между программами разных заданий.

Расходы делятся по программам, объединяющим статьи расходов, предназначенных для проведения действий или ряда связанных действий, относящихся к одному министерству, в отношении которых четко определены цели, имеющие общественную значимость, а также ожидаемые и подлежащие последующей оценке результаты. Программы объединены в совокупность программ, относящихся к единой государственной политике и к одной или нескольким службам одного или нескольких министерств.

Управление бюджетом в новых условиях предполагает руководство требованием «свобода и ответственность». Программы, принятые законом о финансах, находятся под ответственностью министров, в распоряжение которых выдаются кредиты. Чтобы выполнить программы, министры назначают лиц, ответственных за их исполнение.

Ответственный за текущий программный бюджет располагает частью кредитов

программы в пределах своей деятельности или своей области деятельности (регион, департамент). Он располагает также пакетом общих средств, которые дают ему некоторую гибкость управления, связанного с целями, оцененными показателями их достижения.

Принимая во внимание описанный опыт таких стран, как США и Франция, мы считаем, что в большей степени проработанным и изученным данный вопрос является во Франции. Учитывая опыт программного бюджетирования во Франции, в России следовало бы:

1. Создать законодательную основу для многолетнего бюджетного планирования и усиления контроля Федерального Собрания за бюджетным процессом.

2. Разработать и составить достаточное количество многолетних целевых программ.

3. Подобрать ответственных за программы и определить их обязанности.

4. Разработать новый порядок подготовки, принятия и исполнения закона о бюджете.

5. Составить расписание постепенного перехода к программному бюджету.

Исследование зарубежного опыта позволяет определить программное бюджетирование как методологию планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающую взаимосвязь процесса распределения государственных расходов с результатами от реализации программ, разрабатываемых на основе стратегических целей, с учетом приоритетов государственной политики, общественной значимости ожидаемых и конечных результатов использования бюджетных средств.

Основная цель программного бюджетирования состоит в повышении социальноэкономической эффективности расходов. Ключевыми преимуществами программного подхода по сравнению с традиционным являются повышение фискальной устойчивости и эффективности деятельности отраслевых ведомств, более тесная связь бюджета со стратегическими целями. Сравнительная характеристика программного и традиционного бюджетирования приведена в таблице.

Сравнительная характеристика программного и традиционного бюджетирования

Показатели Затратное/традиционное бюджетирование Программное бюджетирование

Движение по бюджетной вертикали Снизу вверх Сверху вниз

Механизм расходования бюджетных средств Финансирование расходных полномочий распорядителей бюджетных средств (РБС) по нормативам Финансирование программ на основе анализа «затраты — выгода»

Формы контроля Внешний Внутренний Непосредственными РБС

Контролирующие органы Министерство финансов и др. Отраслевые ведомства Департаменты отраслевых ведомств

Объекты контроля Затраты — статьи затрат Затраты — укрупненные виды расходов Результаты деятельности ведомств и общий объем текущих расходов

В основе программного бюджетирования лежит программная классификация расходов, структура которой определяется целями и задачами социально-экономической политики. Основополагающими элементами системы обеспечения показателей эффективной реализации программ выступают: совокупность ключевых показателей

эффективности расходования бюджетных средств, механизмы оценки и аудита программ, система стимулов для распорядителей бюджетных средств.

Отправной точкой построения программного бюджета является установление тесной взаимосвязи между функциями государства и его стратегическими целями путем увязки полномочий каждого распорядителя бюджетных средств или центра расходов с государственной политикой в конкретном секторе. Подпрограммы и проекты, реализуемые в рамках программ, являются центрами затрат, для которых разрабатывается экономическая или предметная классификация расходов.

Программный бюджет, в отличие от традиционного, составляется на основе классификации расходов по типу услуг и целей, а не поступлений. Программная структура является способом описания расходов в контексте достижения поставленных целей. Стратегические цели государства выражаются в виде детализированных ключевых задач органов исполнительной власти.

Основной задачей программной классификации является повышение качества процесса планирования, бюджетирования, учета, отчетности и аудита. Программная классификация служит для целей информационно-аналитического обеспечения функционального и программного анализа, повышения социально-экономической эффективности государственных расходов, а также для установления уровней ответственности и управления всех уполномоченных распорядителей бюджетных средств.

Таким образом, внедрение программной классификации — неотъемлемая часть процесса перехода к программному бюджетированию, требующая одновременного реформирования принципов учета управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время Бюджетный Кодекс РФ не содержит программной классификации, а она должна стать доминирующей, если предполагается повышать эффективность расходов на основе программного бюджета.

Нынешняя классификация излишне детализирована. При составлении и рассмотрении проекта бюджета акцент делается на распределение бюджетных средств по множеству мелких позиций, в то время как ожидаемые результаты расходов в соответствии с приоритетами государственной политики не обосновываются. Это также не

дает возможности определить изменения в приоритетах государственной политики. По сути, она позволяет лишь контролировать целевое расходование бюджетных средств, что, как показывает международная практика, неэффективно, сопряжено с большими издержками и ограничивает самостоятельность ведомств в выборе путей достижения поставленных перед ними целей . Сопоставлять затраты с достигнутыми результатами крайне затруднительно ввиду сложности идентификации расходов на реализацию конкретных мероприятий. Расходы, группируемые по нынешней классификации, не поддаются какой-либо систематической оценке, что делает их недостаточно прозрачными, не стимулирует органы государственной власти и других получателей бюджетных средств к достижению конкретных результатов, не дает возможности проводить анализ их деятельности по предоставлению услуг в рамках возложенных на них задач и функций и комплексно оценивать государственную политику.

Очень важно понимать, что задача повышения эффективности бюджетных расходов напрямую связана и с проведением государственного финансового контроля. Без эффективного контроля не может быть эффективной реализации бюджетных ресурсов, потому что, по сути, это элемент обратной связи от управляющего объекта к управляемому субъекту, и принимать грамотные решения без этого невозможно.

В России «контроля порой очень много, он избыточен и неэффективен, страдает очень большим дублированием. Важно провести границу между функциями внешнего контроля и внутреннего, что в нашем законодательстве по-прежнему в полной мере не присутствует» .

На сегодняшний день в большинстве регионов России эффективно функционирует система внешнего финансового контроля, при этом очень слабо развита система внутреннего. Причина этого — отсутствие четкого разграничения полномочий между внешним и внутренним контролем, наличие значительных пробелов в законодательстве и, самое главное, отсутствие единой методологии и квалифицированных кадров для выполнения контрольно-ревизионных мероприятий в полном объеме.

С этой целью можно совершенствовать систему аудита эффективности бюджетных расходов, который представляет собой, по большей части, внутренний контроль за деятельностью главных распорядителей бюджетных средств.

Эффективность использования государственных средств характеризуется соотношением между результатами использования бюджетных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результа-

тивности использования государственных средств.

К преимуществам аудита эффективности по сравнению с другими видами финансового контроля относят:

• комплексный анализ причин неэффективного использования бюджетных средств в разрезе их получателей;

• создание условий для борьбы с коррупцией в органах власти путем предоставления информации об использовании бюджетных средств;

• предоставление законодательным органам власти возможности оценить результативность принятия решений по регулированию бюджетного процесса;

• обеспечение органов исполнительной власти информацией и рекомендациями по повышению эффективности использования ресурсов.

Цель аудита эффективности состоит не в обосновании правильности расходования бюджетных средств, а в оценке результативности произведенных расходов на основе отчетных данных после осуществления финансирования программы. С его помощью выявляют и устраняют недостатки программы, мотивируют персонал, определяют наиболее эффективные варианты использования ресурсов, а также укрепляют доверие к программе.

По результатам аудита эффективности заинтересованные лица могут судить о том, насколько программа достигает заявленных целей и как расходуются выделенные ресурсы.

Таким образом, повышения эффективности использования бюджетных средств, по нашему мнению, можно добиться двумя способами. Во-первых, путем внедрения программного бюджета, а во-вторых, путем внедрения региональной системы внутреннего финансового контроля, которая позволит создать единое информационное пространство для всех органов исполнительной власти региона.

ЛИТЕРАТУРА

Богачева О. В., Лавров А. М. Международный опыт программного бюджетирования // Финансы. 2010. № 12. С. 4-14.

Крылов Г. З. О программном бюджете во Франции // Финансовый журнал Академии Бюджета и Казначейства. 2010. № 8. С. 68-71.

Ильин В. В. Повышение эффективности бюджетных расходов // Финансы. 2011. № 1. С. 14-17.

Саранцев В. Н. Место аудита эффективности в сфере использования бюджетных средств // Финансы. 2010. № 1. С. 8-11.



В статье рассматривается деятельность личности, раскрываются основные виды деятельности и их сущность, системогенез деятельности.

Ключевые слова: деятельность, психологическая система деятельности, субъект деятельности, основная характеристика деятельности, основные виды деятельности.

Понятие деятельности занимает центральное положение в системе основных понятий психологии. Это обусловлено двумя группами факторов: во-первых, через деятельность человек обеспечивает свое существование; во-вторых, в игре, учебной деятельности и трудовой деятельности развивается внутренний мир человека, происходит его становление как субъекта деятельности и отношений. Можно сказать, что в методологическом плане деятельностный подход к изучению психики приобрел статус парадигмы .

Отечественные психологи, такие как А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. П. Зинченко, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, Н. П. Бехтерев и др. внесли значимый вклад в мировую психологию, разработав теоретические подходы в области деятельности личности. Благодаря проведенным учеными исследованиям деятельностный подход приобрел статус парадигмального.

По своей природе человеческая активность имеет особую форму, которая называется деятельностью. Деятельность — это особенный вид активности, который направлен на познание и преобразование окружающего мира, в том числе самого себя и среды своего существования.

Благодаря деятельности человек выходит за пределы своих природных возможностей. Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности связывается с проблемой личности и сознания. Деятельность является процессом взаимодействия человека с миром, но процессом не пассивным, а активным и сознательно регулируемым .

Занимаясь любым видом трудовой деятельности человек и все его действия нацелены на изменение, преобразование природы и действительной реальности. Именно в деятельности обнаруживаются и формируются интеллектуальные способности человека, эмоциональное отношение ко всему, что его окружает, идеалы личности, воображение. Поведение и поступки, общественная и трудовая деятельность — это именно то, что выступает основными показателями общественной ценности человека.

Психолог В. С. Степин подчеркивает, что деятельность может регулироваться как целями, так и ценностями. «Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность? Цель — на вопрос: что должно быть получено в деятельности?» .

Предметность выступает и является важнейшей характеристикой деятельности. Предметом деятельности значится акт деятельности личности.

Как правила, предмет деятельности рассматривается двусмысленно — как обособленно существующий и как образ самого предмета, который формируется в ходе деятельности.

Задача исследования деятельности, по мнению отечественного психолога В. Д. Шадрикова, состоит в раскрытии процесса целенаправленной личностной активности, в которой происходит практическое преобразование объективного мира и как меняется человек в процессе определенной деятельности и по какому принципу развиваются его возможности.

У каждого человека существует ряд определенных потребностей и личностных желаний. И эти желания будут каждый раз удовлетворяться через определенную деятельность и в деятельности. В зависимости от определенных потребностей и желаний человек как субъект деятельности ставит перед собой определенную цель, которая будет целью деятельности.

Деятельность людей очень многообразна. Впрочем, все это многообразие ограничивается тремя основным видам деятельности: игра, учение, труд.

Игра выступает ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, именно игра главным образом влияет на психическое развитие ребенка. В игре ребенок подражает взрослым, что способствует овладению опытом человеческой деятельности и межличностных отношений. Через игру ребенок узнает о предметах и их свойствах, явления действительности, таким образом, он постепенно готовится к будущей учебной и трудовой деятельности. Мышление, внимание, память, воображение, способности, характер формируются в процессе игры.

Благодаря историческому развитию человечества, в условиях усложнения труда, постоянного накопления большого запаса знаний, умений и навыков выделился самостоятельный вид деятельности — учение.

В возрастной психологии учебная деятельность следует за игрой деятельностью и предваряет трудовую деятельность. В процесс учения входит усвоение и преобразование новой информации о предметах и их свойствах, явлений, что будет являться знаниями, в свою очередь, навыки будут складываться из приемов и операций получения и преобразования информации, а овладения способами выбора приемов и операций в соразмерности с целями и условиями конкретной деятельности — умения.

Процесс учения направлен на освоение знаний, процесс и результат выработки конкретных умений и навыков, а также на развитие способностей человека. Можно сделать вывод, что процесс обучения в школе является обязательным и важным этапом подготовки к различным видам трудовой деятельности.

Учение — есть деятельность, целью и результатом которой является научение, овладение знаниями и навыками .

Отличительной чертой труда человека является его социальный характер. Труд — это направленная на создание общественно значимого продукта деятельность. Всякая деятельность человека реализовывается в условиях общества и зависит не только его личными мотивами и потребностями, но и социальными.

Труд для человека является основой и условием для психического развития личности. В трудовой деятельности (как и в двух выше указанных) происходит развитие, которое так необходимо каждой личности.

Как мы уже говорили раннее, при переходе с одной возрастной стадии на другую меняется ведущий вид деятельности. В каждом виде деятельности происходит формирование психологических новообразований данного возраста. При этом, предшествующий вид деятельности не уходит совсем, а теряет свое ведущую роль для психического развития человека. Можно констатировать, что на каждой возрастной ступени имеется полный комплекс видов деятельностей, но только одна из них будет являться ведущей.

Каждая деятельность формируется по закономерностям системогенеза. Системогенез — это процесс формирования системы, в ходе которого определяется компонентный состав системы, и устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами, обеспечивающие достижение цели .

Системная диагностика основного содержания деятельности выражает основные тенденции разработки проблематики деятельности на современном этапе развития психологии.

Важно отметить, что главной характеристикой деятельности личности является преобразование.

Основные положения теории В. Д. Шадрикова:

– деятельность — есть развивающаяся система

– теоретический конструкт любой деятельности — модель функциональной психологической системы деятельности

– оперативность — фундаментальное понятие в анализе психологической системы деятельности

– деятельность формируется и осваивается субъектом деятельности неравномерно

– общие закономерности системогенеза деятельности = общие закономерности формирования психологической системы деятельности

– цель обучения с учетом закономерностей системогенеза деятельности — формирование психологической системы деятельности.

– общие закономерности системогенеза составляют сущность научения в процессе освоения деятельности .

При огромном количестве способностей человека, которые реализуют его деятельность, фактически существует единая деятельностная структура, мультиплицирующаяся, главным образом, в структуре определенных способностей.

Онтологически данная структура осуществляется целостностью мозга как органа психики, функционально обозначается целью деятельности, в том числе ее мотивацией.

Литература:

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С.-Пб.: Питер, 2002. 720 с.

2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

3. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Логос, 2000. 411 с.

4. Суворова Г. А., Психология деятельности. М.: Персэ, 2003. 176 с.

5. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.

6. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

10 класс

«Общество и человек.» Тренировочная работа №1 Вариант 1.

А1. Общество, в отличие от природы

1) развивается закономерно

2) подвержено изменениям

3) творит культуру

4) является динамичной системой

А2. Под обществом понимается

1) обособившаяся от природы часть мира

2) весь окружающий человека мир в его многообразии

3) совокупность созданных человечеством материальных и духовных благ

4) природная среда, преобразованная под влиянием человека

А3. Сферу политики характеризует

1) производство материальных благ

2) создание произведений искусства

3) организация управления обществом

4) открытие новых научных направлений

А4. Что из нижеприведенного характеризует общество как систему

1) обособление от природы 3) сохранение связи с природой

2) постоянное развитие 4) наличие сфер и институтов

А5. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и природы?

А) Культура возникает и развивается в результате социальной деятельности человек

Б) Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А6. Качеством человека, отличающим его от животного, является

1) способность к продолжению рода

2) умение защищаться от врагов

3) умение находить пропитание и обустраивать жилье

4) обладание сознанием, отражающим окружающий мир

А7. Под личностью человека понимают

1) в первую очередь своеобразие внешнего облика

2) качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом

3) качества, присущие человеку от рождения

4) уникальность и неповторимость отдельного человека

А8. Деятельность человека

1) всегда предполагает создание нового продукта

2) может иметь как позитивные, так и негативные последствия

3) всегда направлена на совершенствование общественных отношений

4) имеет, как правило, негативные последствия

А9. Общению, в отличие от труда, всегда необходимо

1) творческое начало

2) наличие партнера

3) использование орудий труда

4) следование определенным правилам и нормам

А10. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А) Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Б) Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А11. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует знания о предмете

2) использует логические умозаключения

3) начинается с ощущения

4) дает наглядный образ предмета

А12. Знание о предмете можно считать истинным, если оно

1) разделяется большинством людей

2) поддерживается авторитетными людьми

3) соответствует предмету познания

4) воплощено в форму теории

А13. Обыденные (житейские) знания основаны на

1) научном обобщении достоверных фактов

2) здравом смысле

3) эстетическом освоении действительности

4) экспериментальных данных

А14. К чувственному познанию относится

1) суждение 2) понятие 3) ощущение 4) мышление

А15. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А) Теоретические научные знания фиксируются в виде законов.

Б) Теоретические научные знания помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

А.16 Какое суждение является верным?

А. Консерватизм – это идеология, опирающаяся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни.

Б. Либерализм – это идеология, главной ценностью которой являются права и свободы личности

1) верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

А.17. Какое суждение о гуманизме является верным?

А. Гуманизм провозглашает достоинство и ценность человеческой личности.

Б, Гуманизм в образовании подразумевает усиление внимания к изучению гуманитарных дисциплин.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

А18. В постиндустриальную эпоху происходит возрастание:

1)престижности рабочих профессий

2)квалификации рабочего

3)количества рабочих мест в тяжелой промышленности

4)зависимости человека от природы

А.19. Иллюстрацией экстенсивного пути экономического развития является следующий факт:

1)в государстве Н. выросли объемы инвестиций в тяжелую промышленность

2)государство прекратило финансирование убыточных предприятий

3)повышение квалификации работников

4)внедрение передовых научных технологий

А.20.Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется:

1)контрреформой 2)прогрессом 3) революцией 4) регрессом

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме..

……………………..

теоретический эмпирический

В2.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите и укажите термины, выпадающие из общего ряда.

В3. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ПОДСИСТЕМА

А) организация предпраздничной 1) экономическая

торговли 2) политическая

Б) проведение референдума о 3) духовная

доверии президенту

В) принятие закона об общественных организациях

Г) написание приключенческого романа

Д) производство товаров массового спроса

Е) проведение научного исследования

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Найдите в предложенном списке функции морали в современном обществе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)устанавливает правила поведения людей

2)изучает явления действительности

3)утешает в горе и оказывает психологическую помощь верующим

4)является основой менталитета народа

5)через неё человек приобщается к культуре

В6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Человеческое общество отличается от всех природных образований специфической формой взаимодействия с окружающим миром. ……………….(А) – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого создается нечто новое — продукт, результат.

В её структуре различаются ………..(Б) – действующее лицо или группа; ……….(В) – предмет; результат, фиксирующий новое качество, форму, состояние. Любая деятельность всегда имеет определенные ……….(Г), приводящие к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Обычно различают три вида деятельности: …………(Д), ценностно-ориентационнная и познавательная.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано лишь один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)духовность

2)деятельность

3)потребности

4)объект

5)субъект

6)мотивы

7)престижная

8)практическая

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

ОТВЕТ:

А

Б

В

Г

Д

В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)социальные группы

2) социальные связи

3)социальные институты

4)социальная сфера общества

5)социальные нормы

С5. Что понимают обществоведы под термином «мировые религии»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о мировых религиях.

10 класс

«Общество и человек.» Тренировочная работа №1 Вариант 2.

А1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

5) систему 3) материальный мир

6) часть природы 4) цивилизацию

А2. К общественным отношениям не относятся

5) отношения между большими группами людей

6) межнациональные взаимоотношения и взаимодействия

7) отношения между человеком и компьютером

8) межличностные отношения в малой группе

А3. Проявлением духовной культуры является

5) открытие в области фундаментальных наук

6) производство материальных благ

7) принятие нового избирательного закона

8) повышение урожайности зерновых культур

А4. Общество, в отличие от природы

3) развивается под влиянием деятельности людей

4) является замкнутой системой

5) направляется объективными законами развития

6) подвержено изменениям

А5. Верны ли следующие суждения об обществе?

А) Общество в широком смысле включает в себя весь материальный мир.

Б) Общество представляет собой все формы взаимосвязи и взаимодействия людей.

3) верно только А 3) верны оба суждения

4) верно только Б 4) оба суждения неверны

А6. Как деятельность человека, так и поведение животного характеризуется

5) выдвижением целей

6) удовлетворением потребностей

7) осознанным выбором средств

8) механизмом самоконтроля

А7. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

5) подходящем жилище 3) самопознании

6) физической активности 4) самосохранении

А8. Необходимым условием осуществления любой деятельности человека является

5) наличие мотива, обусловленного определенными потребностями

6) одобрение окружающими предполагаемых результатов деятельности

7) выдвижение позитивной социально значимой цели

8) наличие взаимопонимания в трудовом коллективе

А9. Закончите фразу: «Игре как виду человеческой деятельности всегда присуще…»

5) создание материальных благ

6) удовлетворение потребности в общении

7) творческое начало

8) следование определенным правилам и нормам

А10. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А) В человеке самой природой заложено умения жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Б) Социально значимые качества формируются у человека только под влиянием общества.

3) верно только А 3) верны оба суждения

4) верно только Б 4) оба суждения неверны

А11. Под истиной понимается

2) обязательный результат познавательной деятельности человека

3) объективное отражение действительности в сознании человека

3) знание, разделяемое большинством людей

4) знание, не противоречащее предыдущим знаниям

А12. Рациональное познание, в отличие от чувственного

5) отражает форму предмета

6) создает зрительный образ предмета

7) сравнивает существенные признаки предмета

8) определяет пространственное положение предметов

А13. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером знания

5) житейского 3) научного

6) мифологического 4) паранаучного

А14. Что из названного является этапом рационального познания?

2) наблюдение 2) эксперимент 3) понятие 4) практика

А15. Верны ли следующие суждения об истине?

А) Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

Б) Относительная истина – это полное исчерпывающее знание о предмете или явлении.

2) верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

16.Какое суждение является верным?

А. В процессе социализации человек усваивает достижения мировой и отечественной культуры.

Б. В процессе социализации человек усваивает ценности и образцы поведения своей социальной группы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о нормах морали?

А. Нормы права, шире чем нормы морали.

Б. Нормы права поддерживаются силой общественного мнения.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

18.Какой из признаков свойственен индустриальному обществу?

1)влияние религиозных институтов на светскую власть

2)численное преобладание рабочего класса

3)основная доля производства приходится на аграрный сектор экономики

4)низкий уровень социальной мобильности

19.Относительная истина, в отличие от абсолютной, является знанием:

1)недостоверным

2)неподтвержденным научным экспериментом

3)неполным

4)всегда выраженным в устной форме

20.При составлении нового учебного плана для студентов 3 курса колледжа был введен факультатив «Право интеллектуальной собственности». Какое направление в развитии образования реализует данное нововведение?

1)гуманизация

2)гуманитаризация

3)интернационализация

4)политизация

В.1Запишите слово пропущенное в схеме.

…………….нормы

Направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать.

Регулируют отношения в обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями.

Ответ:………………………………………….

В2.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «духовная сфера общества». Найдите и укажите термины, выпадающие из общего ряда.

1)искусство, 2)религия, 3)сенсуалисты, 4)философия, 5)наука, 6)конкуренция, 7)образование, 8)произведение, 9)культура

В3. Установите соответствие между элементами деятельности и их проявлениями.

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) мотив 1) структура деятельности

Б) цель 2) виды деятельности

В) игра

Г) общение

Д) результат

Е) труд

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

В4.Найдите в предложенном списке характеристики творческой деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Создание чего-либо нового, ранее не существовавшего

2)строгое следование инструкциям и устоявшимся мнениям авторитетных людей

3)использование нестандартных приемов и методов

4)стремление достичь цели несколькими способами

50 копирование уже существующего предмета

6)строгое следование имеющимся стандартам

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

В трудах Ч. Дарвина было обосновано учение о длительном процессе…………….(А) развития человечества. Решающую роль в нем Ч. Дарвин отвел …………….(Б), в результате которого выживали лучше приспосабливавшиеся к окружающей среде особи. Процесс развития человека получил название………(В). Вместе с ним происходил процесс становления общества, или как его называют…………..(Г). Эти процессы связаны друг с другом и длились более трех миллионов лет. Одной из решающих стадий этого процесса стал переход человечества в своих занятиях от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Это явление стали называть……….(Д).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано лишь один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)антропогенез

2)естественный отбор

3)неолитическая революция

4)социогенез

5)цивилизация

6)эволюционный путь

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

ОТВЕТ:

А

Б

В

Г

Д

В.8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)систематичность знаний

2)обоснованность применяемых методов

3)формализация

4)наличие эмпирического и теоретического уровней

5)научное познание

С5. Что понимают обществоведы под термином «социальный институт»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном институте.

Ключи10 класс

«Общество и человек.» Тренировочная работа №1 Вариант 1

Часть 1 За каждый правильный ответ – 1 балл

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

А9

А2

А10

А3

А11

А4

А12

А5

А13

А6

А14

А7

А15

А8

А16

А17

А18

А19

А20

Часть 2.

№ задания

Ответ

Критерий оценивания

В1

Научное познание

В2

ВЗ

В4

В5

В6

В7

В8

Вариант 2

Часть 1 За каждый правильный ответ – 1 балл

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

А9

А2

А10

А3

А11

А4

А12

А5

А13

А6

А14

А7

А15

А8

А16

А17

А18

А19

А20

Часть 2.

№ задания

Ответ

Критерий оценивания

В1

Социальные нормы

В2

ВЗ

В4

В5

В6

В7

В8

Всего за часть В: 10б

Часть С – 2 балла, всего за работу 32 балла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *