ТТН и товарная накладная в чем разница

ТТН и товарная накладная в чем разница

Экономические отношения между юридическими лицами невозможны без документальной регистрации. Купля-продажа любого товара сопровождается ведением товарной или товарно-транспортной накладной, между которыми существуют определенные отличия.

Товарно транспортная накладная — документ для регистрации экономических отношений

Характеристика товарной накладной

Товарная накладная (ТН) являет собою документ, который создают для бухгалтерского учета при покупке всех видов товаров. Она помогает правильно организовать работу обеих сторон и облегчает процедуру отчетности перед налоговой.

Накладную заполняют в двух экземплярах: по одному каждой стороне сделки. У продавца ТН является основанием для списания товара, у покупателя – официальным документом на право обладания. Данная накладная принадлежит к числу первичных документов, которые подлежат бухгалтерскому и налоговому учету.

Особенности заполнения, основные реквизиты и образцы ТН устанавливает Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. Он был создан в 1998 году для обобщения образцов документов, которые будут приняты в любой точке страны.

В идеале ТН составляют на бумажном листе стандартного размера. Возможно заполнение документа в электронном варианте с использованием электронных подписей одной или обеих сторон сделки.

Товарная накладная может заполняться в бумажном или электронном виде

Обязательные реквизиты ТН

Заполнение формы данной накладной регулирует Альбом унифицированных форм первичной учетной документации, статьи Налогового кодекса и статья «О бухгалтерском учете».

Обязательно нужно проверять наличие такой информации в ТН:

  • бланк накладной нужно составлять именно в момента приема товара: дата должна быть реальной;
  • в графе «Организация-грузоотправитель» указывают полное или общепринятое сокращенное название, банковские реквизиты.

Образец ТН имеет название ТОРГ-12. Данная форма не является обязательной для оформления экономических отношений. Организации имеют право разработать собственные формы ТН. Но они должны соответствовать требованиям налоговой и быть максимально понятными для всех участников сделки.

Чтобы избежать недоразумений и дополнительных вопросов, лучше пользоваться унифицированной формой ТН – ТОРГ-12. Она доступна всем и большинство бухгалтеров руководствуются именно ею.

Товарная накладная имеет такие обязательные реквизиты:

  • шапка – название участников торговых отношений (поставщик, получатель и плательщик);
  • основание, в котором размещена информация о договоре или наряде на поставку товара;
  • номер ТН и дата ее составления, которая является датой проведения купли-продажи;
  • код поставщика по ОКУД и ОКПО;
  • основой ТН является таблица, где указано название товара, его описание, стоимость, количество и так далее.

В нижней части формы ТОРГ-12 размещают информацию о лицах, которые провели сделку, их личные подписи, а также печати организаций.

В нижней части накладной ставится дата и подписи сторон

Основные требования к заполнению ТН

Существует ряд правил, которые нужно соблюдать при заполнении товарной накладной. Они разработаны для упрощения процедуры приема-передачи материальных ценностей.

  • номера телефонов, адрес и другую необходимую информацию;
  • поле «Основание» дает информацию о документе, который создал основание для сделки и отгрузки товара;
  • законы позволяют вносить незначительные изменения в накладную, которые не касаются обязательных полей.

Товарную накладную нужно сохранять в организации 5 лет. Образец заполнения ТН по ссылке:

Образец заполнения ТН

Сведения о товарно-транспортной накладной (ТТН)

Если транспортировку товаров осуществляет третья сторона (компания по грузоперевозкам) или грузоотправитель самостоятельно доставляет товар, то составляется товарно-транспортная накладная. Документ существует именно для сопровождения грузов во время перевозки.

Если получатель товара занимается его транспортировкой, то ТТН не составляют. Документ является обязательным при перевозке товара и имеет общую унифицированную форму №1-Т, а также специализированные формы в зависимости от вида товара (международные перевозки, транспортировка спирта, нефти, зерна и так далее).

ТТН регламентирует трехсторонние отношения продавца, покупателя и перевозчика. Документ обязательно остается в грузоотправителя, перевозчика и возможна его передача получателю материальных ценностей (зависит от правил транспортировки). Всего продавец делает 4 копии накладной, 2 из которых остаются для отчетности компании-перевозчику.

ТТН имеет товарный и транспортный раздел. Они предназначены для разных сторон сделки: информация о грузе, его состоянии, количестве, а также точное время и дата начала и конца транспортировки.

Если в ТТН невозможно указать все количество перевозимых материальных ценностей (из-за их количества или обширных характеристик), то прилагается дополнительно товарная накладная. В таких случаях в товарно-транспортной накладной пишут, что она недействительна без ТН на груз. В ТТН обязательно указывают номер, дату выдачи ТОРГ-12 или других документов на груз.

Товарно транспортная накладная применяется в случае привлечения к перевозке третьей стороны

ет товарный и транспортн

Заполнение ТТН

Согласно нормативным документам оформление товарно-транспортной накладной не требуется в таких случаях:

  • на грузы, по которым не ведут складской учет;
  • если транспорт используется для киносъемок, сервиса линий связи, электропередач и другого;
  • при перевозке корреспонденции или почты;
  • во время сборки вторичного сырья;
  • при проведении научных или геологических работ.

ТТН должна иметь подписи и печати грузоотправителя и перевозчика, наличие которых проверяет получатель товара. Последний проверяет качество перевозки своего товара, фиксирует время прибытия груза, и потом ставит свою подпись и печать на всех экземплярах для отчетности.

Товарный раздел накладной заполняют продавец и покупатель, а транспортный – фирма-перевозчик. В первом разделе обязательно указывают все данные сторон с адресами, номерами телефонов и кодами по ОКУД и ОКПО. Образец ТТН по ссылке: http://forms-blanks.ru/15-tovarno-transportnaya-nakladnaya-forma-1-t.html

Образец заполнения ТТН

Как отличить товарную накладную от товарно-транспортной

Между ТТН и ТН существует разница. Эти документы нельзя отождествлять. Товарная накладная никогда не заменяет транспортную и наоборот.

Оба вида накладных существуют для сопровождения товара при его перемещении, но ТН оформляют во всех случаях купли-продажи, а ТТН – только в тех случаях, когда во время транспортировки товара появляется третья сторона – транспортная компания. В товарно-транспортной накладной нет информации о факте продажи материальных ценностей. Тогда как товарная накладная является официальным документом о сделке, вследствие которой поменялся владелец товара. В данной накладной прописывают условия сделки, цена товара, НДС и общая стоимость груза. Этого нет в ТТН.

Во время купли-продажи любого вида материальных ценностей юридические и физические лица документально заверяют возникшие хозяйственные отношения между ними. Законодательная база государства предлагает унифицированные формы накладных для упрощения ведения бухгалтерского и налогового учета.

Ситуация. Доставка товара покупателям и сопроводительные документы

Организация продает бытовую технику организациям и физическим лицам. Доставка осуществляется как с применением автомобильного транспорта, так и нарочным.

Влияет ли масса товара на вид применяемой накладной (ТТН-1, ТН-2) (например, при массе товара до 20 кг выписывается накладная формы ТН-2, а при массе товара свыше 20 кг – накладная формы ТТН-1)?

Не влияет.

Накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями (далее – организации) и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей (далее – товары) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета (Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденная постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192; далее – Инструкция № 192).

Накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств, расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З) (п. 2 Инструкции № 192).

Накладную ТН-2 используют для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).

Таким образом, выбор формы накладной зависит от способа перемещения ТМЦ: с участием или без участия автомобильного транспорта. Инструкция № 192 не содержит требований о применении той или иной формы накладной в зависимости от массы ТМЦ.

Если организация осуществляет реализацию товаров посредством интернет-магазина, ей следует учитывать положения письма МНС, Минфина и Минторга РБ от 10.10.2011 № 8-2-7/447/15-1-6/610/12-01-33/656к «О порядке оформления накладных при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин». В этом письме разъяснено следующее.

Отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками товаров, реализуемых интернет-магазином, регулируют нормы Закона № 278-З. При этом данным Законом не регулируются грузоперевозки, производимые для собственных нужд (ст. 2 Закона № 278-З).

В ст. 1 Закона № 278-З разъясняется, что автомобильной перевозкой для собственных нужд является автомобильная перевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и выполняется ими для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этих юридического лица или индивидуального предпринимателя либо сам индивидуальный предприниматель.

Грузоперевозки товарного характера сопровождаются выпиской товарно-транспортных накладных, являющихся основанием для расчетов за перевозку грузов (п. 99 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970).

Таким образом, перевозка реализуемых посредством интернет-магазина товаров, не являющаяся в соответствии с нормами Закона № 278-З автомобильной перевозкой для собственных нужд, должна осуществляться с оформлением товарно-транспортной накладной, которая является основанием для списания товаров со склада и учета их движения во время перемещения. Перевозка товаров, в соответствии с Законом № 278-З являющаяся автомобильной перевозкой для собственных нужд, осуществляется с оформлением товарной накладной.

При оформлении товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) в строках «Пункт погрузки» и «Пункт разгрузки» указывается адрес (месторасположение) пункта погрузки и разгрузки соответственно (п. 16 Инструкции № 192). При этом нормы Инструкции № 192 не содержат конкретных требований к элементам адресов пунктов погрузки и разгрузки.

В вышеназванном письме МНС, Минфина и Минторга РБ разъяснено, что при осуществлении одновременной доставки товаров нескольким покупателям – физическим лицам, приобретающим такие товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, находящимся по разным адресам в пределах одного населенного пункта, с использованием одного автотранспортного средства (как непосредственно организацией – продавцом интернет-магазина, так и привлеченным им перевозчиком) может оформляться одна товарно-транспортная накладная либо товарная накладная на весь одновременно перевозимый в пределах одного населенного пункта для реализации (доставки) товар. В этом случае при доставке товаров с оформлением товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) в строке «Пункт разгрузки» в качестве адреса может указываться только наименование населенного пункта (например, г. Минск, г. Червень, г.п. Вороново и т.п.) без указания точного адреса (месторасположения). Если товар одновременно доставляется в разные населенные пункты (к примеру, с использованием одного автотранспортного средства осуществляется одновременная доставка товара в г. Минск, п. Сокол и п. Ждановичи), то организация – продавец интернет-магазина оформляет отдельные накладные в адрес каждого населенного пункта. В этом случае в строке «Грузополучатель» следует указывать наименование и адрес организации (фамилию, инициалы, адрес места жительства индивидуального предпринимателя), осуществляющей перевозку (доставку).

Юридическая практика, №47 (883), 25 ноября 2014 г.
Статья Дениса Овчинникова
Статья (pdf)

Накладно не вышло

Товарно-транспортная накладная не является документом первичного бухгалтерского учета, подтверждающим реальность совершения сделки.

Уже достаточно долго не теряет актуальности тема правомерности выводов налоговых органов в актах проверок налогоплательщиков относительно правомерности формирования налогового кредита, а также действительности и реальности сделок, заключенных между налогоплательщиками при отсутствии товарно-транспортных накладных (ТТН). Ввиду непостоянства трактовки закона все равно на сегодня остаются открытыми многие вопросы. Правомерны ли действия налоговых органов, которые считают сделки ничтожными при отсутствии ТТН? Как трактуют такую позицию административные суды на территории Украины? Единым ли является подход к решению споров при апелляционном и кассационном обжаловании? Предлагаем рассмотреть эти вопросы более подробно на примере свежей судебной практики.

Фискальная позиция

Как показывает практика, позиция налогового органа в большинстве случаев характеризуется «бронетанковым» подходом, который прямо не находит своего подтверждения в законодательстве Украины. В частности, встречается обоснование обязательного наличия ТТН для подтверждения реальности операции через призму положений о первичной документации. С одной стороны, такой подход вполне понятен, ведь проведение любой хозяйственной операции предприятия фиксируется и подтверждается первичными документами, на основе которых и ведется бухгалтерская отчетность. В свою очередь, на данных бухгалтерского учёта основываются финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности. То есть, первичные документы являются основой и для налогового учета. Кроме того, в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом на Украине, утверждёнными приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 года№ 363, товарно-транспортная накладная — единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы. В соответствии с пунктами 11.1,11.4, 11.5, 11.7 указанных Правил основными документами на перевозку грузов опять-таки являются товарно-транспортные накладные и путевые листы грузового автомобиля. Однако следует отметить, что ТТН оформляется не всегда, а исключительно при наличии договора на перевозку товара. Так, согласно Перечню документов, необходимых для осуществления перевозки грузов автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 25 февраля2009 года № 207 (которое имеет высшую силу над приказом Минтранса 1997 года),ТТН является обязательной исключительно для водителя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях. При перевозке же груза для собственных потребностей (пункт 2 Перечня) достаточно расходной накладной. Аналогичная позиция высказана и Мининфраструктуры в письме от 28 мая 2014 года № 5615/25/10-14.

Судебная практика

Несмотря на это, в понимании налогового органа даже при наличии надлежащим образом оформленной первичной документации отсутствие товарно-транспортной накладной при исчислении объекта налогообложения означает отсутствие перемещения товара и как следствие — беспочвенность формирования налогового кредита и отсутствие реального характера совершения операции. Такая позиция находит свое отражение в судебной практике. В частности, в решении Киевского апелляционного административного суда от 16 января 2014 года по делу № 826/8054/13-а указано: «…в подтверждение выполнения договора истцом предоставлены в суд налоговая и расходная накладные, выписка по счету. Однако коллегия судей отмечает, что из предоставленных документов не усматривается, каким образом была осуществлена поставка. Так, основными документами на перевозку грузов являются товарно-транспортные накладные и путевые листы грузового автомобиля. Товарно-транспортная накладная, путевой лист относятся к первичной бухгалтерской документации, наличие которых для субъекта хозяйственной операции обязательно. Отсутствие или неправильное оформление товарно-транспортных накладных является фактом отсутствия документального подтверждения осуществления хозяйственной операции». Соответственно, можно сделать вывод: судами первой и апелляционной инстанций периодически поддерживается однозначная позиция налоговых органов, что договор поставки независимо от места передачи товара не освобождает участников хозяйственной операции от составления первичных документов (как ТТН), предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете. В противном случае факт их отсутствия свидетельствует о нереальности перемещения товара от продавца к покупателю. Таким образом, первичные документы по договору не дают возможности установить реальность совершенных операций, а лишь частично фиксируют хозяйственные операции с контрагентом. Интересным является тот факт, что с другой стороны, кассационный суд почти всегда занимает кардинально противоположную позицию.

Кассационная инстанция

Так, практика Высшего административного суда Украины (ВАСУ) демонстрирует неправильный подход к определению налоговыми органами круга документов, подтверждающих реальность совершения операции. К примеру, в постановлении от 21 октября2014 года по делу № К/800/49091/13 ВАСУ отметил, что Правила перевозки грузов автомобильным транспортом на Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 года№ 363, не устанавливают правил налогового учета валовых расходов плательщиков налога, а только определяют права, обязанности и ответственность владельцев автомобильного транспорта (перевозчиков). При этом документы, обусловленные указанными правилами, в частности, товарно-транспортная накладная и путевой лист, не являются документами первичного бухгалтерского учета, подтверждающими обстоятельства приобретения и продажи товарно-материальных ценностей. Следует отметить, что данный подход — неединичный случай. Суть такой позиции ВАСУ объясняется следующим: поскольку транспортной документацией подтверждается операция по предоставлению услуг по перевозке грузов, а не факт приобретения товара, то при наличии документов, подтверждающих фактическое получение товара и его использование в собственной хозяйственной деятельности, непредоставление такого документа, как товарно-транспортная накладная, не может служить единственным основанием для непризнания расходов по приобретению товарно-материальных ценностей. Справедливости ради стоит отметить, что ВАСУ еще в 2011 году обратил внимание на отсутствие взаимосвязи между наличием ТТН и реальностью совершения операции. Так, в письме ВАСУ от 1 ноября 2011 года№ 1936/11/13-11 было положено начало урегулированию данного противоречия: «Наличие или отсутствие отдельных документов, а также ошибки в их оформлении не являются основаниями для выводов об отсутствии хозяйственной операции, если из других данных следует, что фактическое движение активов или изменения в собственном капитале или обязательствах налогоплательщика в связи с его хозяйственной деятельностью имели место. В то же время наличие формально составленных, но недостоверных первичных документов, соответствие которых фактическим обстоятельствам опровергается надлежащими доказательствами, не является безусловным подтверждением реальности хозяйственной операции». Таким образом, «жить по-новому», видимо, мы будем еще не скоро. Несмотря на то, что обоснованность выводов налоговых органов о нереальном характере осуществляемых операций ввиду отсутствия ТТН не выдерживает критики, на позитивные результаты обжалования штрафов гарантированно можно надеяться только на стадии кассационного пересмотра. При этом хочется верить, что суды первой и апелляционной инстанций все же позаимствуют позитивную для плательщика налогов практику ВАСУ.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Г. Шахворостова, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМА ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ?

Пункт 3 статьи 100 Налогового кодекса: «Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода», какие документы являются обязательными для подтверждения расходов? Обязательна ли товарно-транспортная накладная, и в каких случаях или достаточно просто накладной?

Как быть при самовывозе товара покупателем? Т. е. покупатель на своем транспорте с доверенностью приезжает за товаром, получает накладную и счет-фактуру. Необходима ли товарно-транспортная накладная, и кто ее выписывает?

В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены. Так как в Налоговом кодексе не раскрывается понятие документам, подтверждающим расходы, и не указан конкретный перечень таких документов, поэтому в таких случаях следует руководствоваться положениями пункта 1 статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и ведения бухгалтерского учета, где установлено, что операции и события отражаются на основании первичных учетных документов.

Первичные учетные документы — документальное свидетельство, как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным банком РК в соответствии с законодательством РК.

Приказом Министра финансов РК утверждено 50 форм первичных учетных документов.

Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» также предусмотрено о том, что если первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с законодательством РК, разрабатываются ИП и организациями самостоятельно и должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа (формы);

2) дату составления;

3) наименование организации или Ф.И.О. ИП, от имени которых составлен документ;

4) содержание операции или события;

5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);

7) идентификационный номер.

Что касается товарно-транспортной накладной, то Приказом от 20 декабря 2012 года № 562 данная форма не предусмотрена. Но порядок организации и осуществления автомобильных перевозок грузов определен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РК, которыми утверждена форма товарно-транспортной накладной и порядок ее применения.

Согласно Правилам, перевозка грузов оформляется товарно-транспортными накладными, а в случаях перевозки некоторых видов грузов, перевозимых насыпью (навалом), может оформляться актом замера или актом взвешивания.

Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Заполнение товарно-транспортной накладной осуществляется в порядке, установленном пунктами 14-18 Правил.

Таким образом, товарно-транспортная накладная является обязательным первичным документом при осуществлении деятельности, связанной с перевозкой грузов.

При самовывозе товара покупателем достаточно таких документов, как доверенность и накладная. Счет-фактура также может быть выписан в данный момент, либо в сроки, установленные пунктом 7 статьи 263 Налогового кодекса.

Оформление товарно-транспортной накладной в данном случае не требуется, так как согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РК, товарно-транспортная накладная на автомобильную перевозку грузов составляется грузоотправителем на имя грузополучателя, то есть при заключении договоров на услуги по перевозке грузов, багажа и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *