Турпомощь требование о возмещении денежных средств
В начале апреля Правительством РФ было принято решение о возврате туристам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора, если путешествие планировалось (постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 461):
- в одну из стран, где введены ограничения на въезд для иностранных туристов,
- в период с начала действия ограничений до 1 июня 2020 года.
Размер выплат определен в ч. 1 ст. 11.8 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а порядок их осуществления – Правилами, которые вступили в силу 17 апреля 2020 года.
Согласно п. 5 Правил, возврат денежных средств туристу из ФПО возможен только при соблюдении перечисленных в нем условий, в частности:
- договор о реализации турпродукта был заключен до принятия Правительством РФ решения, позволяющего использовать средства ФПО для данных целей;
- оплата по договору внесена туристом полностью либо частично;
- период фактического предоставления туристских услуг полностью либо частично совпадает с периодом действия ограничений по въезду туристов в страну (место) временного пребывания, включенную в перечень иностранных государств, ограничивших въезд туристов, который размещается на сайте Ростуризма;
- туроператор не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность туроператора не прекращена;
- сумма денежных средств, указанная в требовании о возврате, не превышает фактически оплаченную туристом сумму по договору о реализации турпродукта.
При этом, как пояснил Ростуризм, возврат денежных средств туристу осуществляется вне зависимости от порядка заключения договора о реализации туристского продукта (напрямую с туроператором или с турагентом).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Сама процедура возврата денежных средств достаточно длительная. Она состоит из следующих этапов:
- После принятия Правительством РФ решения, позволяющего использовать средства ФПО для выплат туристам, туроператор, намеренный воспользоваться данной возможностью, направляет соответствующее уведомление в объединение туроператоров в сфере выездного туризма (далее также Ассоциация «Турпомощь»).
- В течение 6 месяцев с даты направления указанного уведомления туроператор формирует реестр требований туристов о возврате денежных средств. Информацию о его формировании туроператор размещает на своем сайте.
- По окончании указанного 6-месячного срока туроператор направляет реестр требований и иные необходимые документы в Ассоциацию «Турпомощь».
- В течение 60 рабочих дней со дня поступления документов, объединение осуществляет выплаты из средств ФОП туроператора путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный туристом, и информирует об этом туроператора и Ростуризм.
Как недавно пояснил Ростуризм, из-за нерабочих дней в апреле направить такое уведомление туроператоры могут до 6 мая.
В этот период туристам необходимо направить туроператору требование о возврате с приложением копии паспорта, договора о реализации турпродукта в форме электронного документа на электронном носителе либо копии договора, если он был заключен на бумажном носителе, а также документов, подтверждающих оплату по договору.
Форма требования должна быть утверждена Ассоциацией «Турпомощь» и размещена на сайте данного объединения (https://www.tourpom.ru).
Важно: требования туристов вносятся в реестр по хронологии: исходя из даты и времени их получения туроператором. В реестр не включаются требования по договорам, в которые были внесены изменения в части сроков совершения путешествия.
Важно: общий объем денежных средств, указанных в требованиях о возврате, включенных в реестр требований, представленный туроператором в объединение, не должен превышать фактический размер фонда персональной ответственности туроператора.
Денежные средства из средств фонда возвращаются туристу в рублях и за вычетом стоимости фактически оказанных туристу услуг, входящих в состав туристского продукта.
Отметим, что объединение туроператоров может отказать в выплате. Основания для отказа перечислены в п. 8 Правил. Если причиной отказа является наличие в документах неполных или недостоверных сведений либо непредставление документов (их представление не в полном объеме) туроператор вправе повторно представить в объединение необходимые документы.
Если ваш отдых испорчен из-за некачественного оказания туристических услуг, вы имеете право на возмещение убытков и компенсацию причиненного вреда. Права туриста защищают ГК РФ, ГПК РФ, закон № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».
Один из эффективных способов защиты интересов – обращение в суд с иском к турфирме. Важно знать, что в суд на туроператора следует подавать только после отправления претензии. Если возражения от туроператора не поступили или он отказывается возмещать убытки и деньги за тур, то следует обратиться в суд.
Как составить исковое заявление к туроператору
В исковом заявлении следует указать:
- наименование суда;
- сведения об истце и ответчике (ФИО, адреса и телефоны);
- обстоятельства, которые привели к спору;
- требования истца (возмещение убытков, компенсация морального вреда, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью вследствие некачественного оказания туристических услуг);
- перечень прилагаемых документов (копия договора с туроператором, копия претензии и иные документы);
- дату подачи заявления и подпись истца.
Образец иска в суд на туроператора желательно предъявлять к двум ответчикам сразу – к турагенту и туроператору. Подать заявление в суд турист может по месту своего жительства.