Учет банковских гарантий

Учет банковских гарантий

Понятие и нормативное регулирование

Банковская гарантия — это официальное обязательство, подтвержденное банком, кредитной или другой финансовой организацией, которое является страховкой заказчика от невыполнения условий контракта исполнителем.

Документ может быть предоставлен заказчику в электронном виде или на бумажном носителе. Гарантия должна быть безотзывной и содержать обязательные реквизиты:

  • размер денежного обеспечения, которое подлежит перечислению в пользу заказчика в определенных контрактом случаях;
  • обязательство исполнителя, которое официально подтверждает (гарантирует) банк;
  • обязательство кредитной организации, банка уплатить неустойку в установленных размерах за каждый день просрочки;
  • конкретный период действия официальной БГ;
  • исчерпывающий перечень документации, которая предъявляется заказчиком с целью получения БГ на свой расчетный счет.

С точки зрения бухгалтерского учета это особый случай, поэтому важно разобраться в нюансах.

Отражение банковской гарантии в бухгалтерском учете должно проходить в день ее поступления в бюджетное учреждение либо в день подписания государственного или муниципального контракта.

Учет в бюджетных организациях

Первое, в чем следует разобраться, — ставится ли на учет банковская гарантия? В отличие от внесения залогового обеспечения, она не поступает на расчетный счет заказчика, а размещается в кредитной организации на период исполнения госконтракта. То есть при получении официальной банковской гарантии проводки в бухучете по балансовым счетам отсутствуют. Такие разъяснения дали чиновники в официальном письме Минфина от 27.07.2014 № 02-07-07/31342.

Операцию отражают на забалансе, как показано в таблице.

Операция

Забалансовый счет

Сумма

БГ получена по обеспечению обязательств госконтракта

10 «Обеспечение исполнения обязательств»

Сумма со знаком плюс

БГ списана

Сумма со знаком минус

Основания для списания: исполнитель выполнил условия контракта или нарушил их, либо контракт был расторгнут в установленном порядке.

При залоговой форме обеспечения, осуществляемой на основании ст. 96 Закона № 44-ФЗ, отражение денежных поступлений на забалансовом счете 10 недопустимо!

Исполнитель нарушил условия контракта, банк перечислил деньги бюджетной (автономной) организации, бухгалтерский учет банковской гарантии, полученной в таком случае:

Дт 2.201.11.510 Кт 2.205.41.660 — отражено поступление денежных средств от банка по официальной БГ на расчетный счет. Одновременное увеличение забалансового 17 КОСГУ 140.

Дт 2.205.41.560 Кт 2.401.10.140 — начислен доход на поступившие денежные средства по БГ.

Учет в казенных учреждениях

Банковская гарантия, учет в бухгалтерии казенных учреждений производится иначе. Средства при поступлении на расчетный счет учитываются по КФО 3, так как поступают во временное распоряжение и обязательны к перечислению в доход бюджета. Бухгалтерские проводки по данным операциям зависят от полномочий, переданных конкретному казенному учреждению, по администрированию средств бюджета.

Проводки для учета в казенном учреждении отражены в таблице.

Операция

Дебет

Кредит

Примечания

Средства по БГ поступили в установленном порядке

КИФ 3 201 11 510

гКБК 3 304 01 730

Для ПБС, РБС, ГРБС и администраторов доходов бюджета

Средства БГ перечислены в бюджет

гКБК 3 304 01 830

КИФ 3 201 11 610

Начислена прибыль от поступления средств в бюджет

КДБ 1 209 40 560

КДБ 1 401 10 140

Для администраторов бюджета

Отражены расчеты администратором доходов бюджета

КДБ 1 304 04 140

КДБ 1 209 40 660

Только для администраторов с ограниченными полномочиями

Сумма БГ зачислена в бюджет

КДБ 1 210 02 140

КДБ 1 209 40 660

Только для администраторов с полными полномочиями

Банковская гарантия: налоговый учет

Налог на прибыль

Банковские гарантии не учитываются в базе для расчета налога на прибыль до момента ее поступления в денежной форме и начисления дохода. Такие указания содержатся в подпункте 2 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

НДС

Сумма банковской гарантии не учитывается в расчете базы для налога на добавленную стоимость. Почему?

Как вести учет банковских гарантий в 2018 году

Денежные средства, поступившие по БГ, не являются доходом от реализации товаров или оказания услуг, поэтому не должны быть учтены в расчетах НДС.

УСН (для автономных учреждений)

Средства БГ, учтенные на забалансовом счете 10, включать в расчет налоговой базы не следует (статья 251, 346.15 НКРФ), так как это обязательство, а не доход. При зачислении денег на расчетный счет по банковской гарантии сумму следует отразить при расчете доходов УСН. Поступления включаются в состав внереализационных доходов при расчете единого налога.

Все статьи Учет денежного обеспечения и банковской гарантии медицинским учреждением (Зарипова М.)

В марте 2013 г. был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации Закон о контрактной системе <1>, который вступил в силу с 01.01.2014 (за исключением отдельных положений). С этой даты утратил силу ранее действовавший Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Медицинские учреждения, использующие средства бюджетов и ОМС, обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями нового Закона. Так, ст. 96 Закона о контрактной системе закреплена обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. В статье приведены ответы на вопросы, касающиеся учета денежного обеспечения и банковской гарантии медицинскими организациями.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Разъясните, обязательно ли требование заказчика об установлении обеспечения исполнения контракта на поставку лекарственных средств. Оплата закупки бюджетным лечебно-профилактическим учреждением будет осуществляться за счет средств ОМС.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями данного Закона, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств, к которым отнесены средства ОМС.

Статьей 96 данного Закона закреплена обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение сделано для некоторых видов государственных контрактов, которые определены в п. 2 этой статьи: для них заказчик вправе установить обеспечение, но он не обязан этого делать. Например, такое право установлено для контрактов на осуществление закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Далее право устанавливать обеспечение исполнения контракта предусмотрено при размещении заказа путем запроса котировок. Напомним, что запрос котировок может осуществляться в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия (п. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе):

1) размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 000 руб.;

2) совокупный годовой объем закупок путем запроса котировок не превышает 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и не должен составлять более 100 млн руб.

Таким образом, при размещении контракта на закупку лекарственных препаратов путем запроса котировок медицинское учреждение вправе установить требование об обеспечении исполнения контракта на поставку лекарственных средств.

Какие виды обеспечения исполнения контракта предусмотрены Законом о контрактной системе?

Согласно п. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться одним из следующих способов:

— путем внесения денежных средств на счет заказчика, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции с поступающими ему средствами;

— путем предоставления банковской гарантии.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет сам участник закупки, с которым заключается контракт (п. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе).

1. Если участник закупки выбрал вариант обеспечения исполнения контракта в виде внесения денежных средств на счет заказчика, необходимо учитывать нормы, приведенные в п. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе. Данным пунктом установлен следующий размер обеспечения исполнения контракта:

— от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта меньше или равна 50 млн руб.;

— от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает названную сумму.

Заметим: если контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса, даже если сумма аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Размер обеспечения исполнения контракта может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя), который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту. Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) может изменить способ обеспечения исполнения контракта (п. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе).

2. Если участник закупки выбрал банковскую гарантию, необходимо учитывать требования ст. 45 Закона о контрактной системе. К ним, в частности, отнесены следующие требования:

— обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

— обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.

Требования к форме банковской гарантии утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно названным Требованиям банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Как следует учитывать денежные средства, поступившие на лицевой счет медицинского учреждения в качестве обеспечения исполнения контракта?

В силу п. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, если участник закупки выбрал в качестве обеспечения исполнения контракта внесение денежных средств на счет заказчика, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств. Как разъяснил Минфин России в Письме от 01.07.2014 N 02-01-09/31807, поскольку данные средства не могут быть использованы учреждением на собственные нужды, а должны быть возвращены (перечислены) владельцу, они подлежат учету как средства, находящиеся во временном распоряжении.

В соответствии с п. 267 Инструкции N 157н <2> учет данных средств осуществляется на счете 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». При этом в 18-м разряде указанного номера счета используется код вида деятельности 3 (п. 21 Инструкции N 157н).

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Согласно п. 135 Инструкции N 174н <3> суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения, отражаются бухгалтерской записью:

Дебет счетов 3 201 00 000 «Денежные средства учреждения» (3 201 11 610, 3 201 21 610, 3 201 27 610), 3 201 34 510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кредит счета 3 304 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».

<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Суммы, выданные или перечисленные со счета по назначению, отражаются записью (п. 136 Инструкции N 174н):

Дебет счета 3 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

Кредит счета 3 201 00 000 «Денежные средства учреждения» (3 201 11 610, 3 201 21 610, 3 201 27 610, 3 201 34 610).

Аналитический учет средств, поступающих во временное распоряжение, ведется в многографной карточке (ф. 0504054) по каждому получателю (например, по конкретному участнику конкурса или аукциона) в разрезе видов поступлений и направлений использования, а учет операций — в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. п. 268 и 269 Инструкции N 157н).

Порядок отражения казенным учреждением операций со средствами, поступившими во временное распоряжение, рассмотрим на примере.

Пример 1. На лицевой счет медицинского учреждения поступили денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта от организации, принявшей участие в конкурсе (закрытом аукционе). Размер обеспечения исполнения заявки составляет 150 000 руб.

После заключения государственного контракта данные денежные средства возвращены организации — владельцу средств.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

На лицевой счет учреждения поступили денежные средства в качестве обеспечения исполнения заявки на участие в конкурсе

3 201 11 510

3 304 01 730

150 000

Денежные средства возвращены владельцу

3 304 01 830

3 201 11 610

150 000

Как следует учитывать банковскую гарантию, поступившую от участника конкурса (закрытого аукциона)?

Как разъяснено в Письме Минфина России от 27.06.2014 N 02-07-07/31342, банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнение контракта, в соответствии с п. 351 Инструкции N 157н, подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Следует обратить внимание, что денежные средства, поступившие как обеспечение участия в конкурсе или закрытом аукционе, а также как обеспечение исполнения контракта, на забалансовом счете 10 не учитываются.

Обеспечение исполнения обязательства в виде банковской гарантии отражается на забалансовом счете 10 датой предоставления банковской гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета отражается на забалансовом счете 10 (со знаком минус) датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия (датой исполнения контрагентом обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения гарантом требований бенефициара об уплате денежной суммы в связи с нарушением принципалом обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

Пример 2. По результатам проведенного конкурса лечебно-профилактическим учреждением в июне 2014 г. заключен контракт на поставку медицинского оборудования стоимостью 500 000 руб. Обеспечение исполнения обязательств по договору победителем конкурса осуществляется в форме предоставления банковской гарантии в размере стоимости оборудования. Поставка оборудования произведена в июле 2014 г. в соответствии с установленными сроками. Оплата осуществлена за счет целевой субсидии с лицевого счета учреждения.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получена банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту

Забалансовый счет 10

500 000

Поступило медицинское оборудование от поставщика

5 106 21 310

5 302 31 730

500 000

Списана с учета сумма обеспечения в связи с исполнением поставщиком своих обязательств по контракту

Забалансовый счет 10

(500 000)

Произведена оплата по контракту поставщику

5 302 31 830

5 201 11 610

500 000

* * *

Подытожим сказанное.

1. При размещении контракта на закупку лекарственных препаратов путем запроса котировок медицинское учреждение вправе установить требование об обеспечении исполнения контракта на поставку лекарственных средств (ст. 96 Закона о контрактной системе).

Учет банковской гарантии в бухгалтерском и налоговом учете

Исполнение контракта может обеспечиваться одним из следующих способов: либо путем внесения денежных средств на счет заказчика, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции с поступающими ему средствами, либо путем предоставления банковской гарантии (ст. 96 Закона о контрактной системе).

3. В соответствии с п. 267 Инструкции N 157н учет внесенных денежных средств, поступивших в качестве обеспечения, осуществляется на счете 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». При этом в 18-м разряде указанного номера счета используется код вида деятельности 3 (п. 21 Инструкции N 157н).

4. Обеспечение исполнения обязательства в виде банковской гарантии отражается на забалансовом счете 10 датой предоставления банковской гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета отражается на забалансовом счете 10 (со знаком минус) датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Банковская гарантия — это финансовый инструмент, который достаточно широко применяется в госзакупках. В статье разберемся, каким образом они отражаются в бухгалтерском и налоговом учете организации-заказчика.

Гарантия банка выступает в роли обеспечения стабильности договорных отношений между заказчиком и исполнителем. Она является своего рода страховым залогом от возникающих рисков, связанных с отказом одной из сторон от выполнения своих обязательств. В этой статье мы рассмотрим, как производится учет банковских гарантий в бухгалтерском учете.

Сущность и нормативно-правовая база

Банковская гарантия (проводки в бухучете приведем ниже) — это обязательство, которое банк или любая другая кредитная организация выставляют в качестве страховки исполнения контрактных (договорных, закупочных) условий. Она предоставляется как в электронной, так и в письменной форме. Если исполнителем был нарушен ряд условий, то банк выплачивает организации-заказчику документально установленную денежную сумму.

В отношениях, связанных с предоставлением, задействованы три участника:

  • гарант (банк) — субъект, который за определенное вознаграждение принимает на себя обязательство;
  • принципал (исполнитель) — участник, инициирующий выдачу БГ и являющийся должником в соответствии с условиями соглашения;
  • бенефициар (заказчик) — лицо, чьи интересы защищаются посредством БГ.

Регулируются операции по БГ гражданским и банковским законодательством. В этих же нормативно-правовых актах можно найти ответ на вопрос, ставится ли на учет банковская гарантия.

В Гражданском кодексе РФ положения, регламентирующие данное финансовое обязательство, прописаны в главе 23 (параграф 6, ст.168, 169, 374-379, ст. 429 ГК РФ). Выдача БГ кредитными организациями относится к операциям банка на основании п.8 ч.1 ст. 5 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1.

Отражение банковской гарантии в бухгалтерском учете находится в прямой зависимости от вида финансового обязательства, для обеспечения которого она была выдана. Есть ряд ситуаций, для которых необходима выдача:

  1. Для обеспечения исполнения условий по оплате приобретаемого имущества (МПЗ и ОС).
  2. Для страховки выполнения кредитов, займов и прочих долговых обязательств.
  3. Для поручительства при возвращении авансового платежа, так как многие исполнители ставят условие о необходимости предоставления аванса.
  4. Для гарантирования реализации прочих обязанностей.

Учет банковских гарантий в бюджетном учреждении

При проведении конкурсных и аукционных процедур организация-заказчик устанавливает обязательное требование к обеспечению заявок. Оно может быть передано участником закупки как путем внесения денежных средств на расчетный (лицевой) счет заказчика, так и предоставлением БГ. На основании п.

Учет банковской гарантии в бухгалтерском учете

351 Инструкции № 157н, бухгалтерский учет банковской гарантии, полученной в качестве обеспечения заявки, производится на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательства». Согласно письму Минфина от 27.07.2014 № 02-07-07/31342, денежные средства, поступившие как обеспечение на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также как обеспечение исполнения контракта, на забалансовом счете 10 не учитываются.

Банковская гарантия, учет в бухгалтерии бюджетного учреждения которой производится строго в день наступления гарантийной ответственности, должна совпадать по стоимости с теми обязательствами, исполнение которых она гарантирует. В день прекращения гарантийно-финансовых условий проводится уменьшение установленной суммы на 10 счете забаланса.

Проводки для бухучета

Поступившие от кредитной организации (банка) денежные средства, направленные на исполнение, отражаются в бухучете следующими проводками:

  • Дт 2.201.11.510 Кт 2.205.41.660 — денежные средства, поступившие на лицевой счет БУ (уплата бенефициару суммы, на которую выдана БГ);
  • Дт 2.205.41.560 Кт 2.401.10.140 — начисление дохода в размере обеспечения по БГ в случае ее поступления в распоряжение бюджетного учреждения.

Банковская гарантия: налоговый учет

Отражение БГ производится как в бухгалтерском, так и в налоговом учете организации.

Проведение в бухучете гарантийной документации имеет ряд отличий от операций в налоговом регистре, в котором вознаграждение относится как к прочим расходам, связанным с выпуском и реализацией различной продукции, так и к расходам иного характера.

Налоговый кодекс РФ предполагает сдачу в ИФНС отчетности, включающей расходы по БГ в период ее фактического предоставления, а не по срокам выплат по ней денежных сумм. В налоговом датой получения БГ считается день подписания договора (основного соглашения) о выдаче гарантийных обязательств клиенту.

Особенности учета банковских гарантий

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Забалансовый учет выданных независимых гарантий (Орлова О.Е.)

Забалансовый учет выданных независимых гарантий (Орлова О.Е.)

Дата размещения статьи: 04.07.2016

Независимая гарантия учитывается как условное или оценочное обязательство. Происходит ли при забалансовом учете гарантии признание условного обязательства? В какой момент осуществляется списание гарантии с забалансового учета — при признании в балансе оценочного обязательства или по окончании договора (исполнении гарантии)? В рамках настоящей статьи рассмотрен забалансовый учет гарантий с тем, чтобы прояснить, какой же экономический смысл за данным понятием стоит.

Списывается ли условное обязательствов момент признания оценочного обязательства?

Учет таких обязательств регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» <1>. Хотя в бухгалтерском стандарте напрямую не говорится о том, что условные и оценочные обязательства альтернативны друг другу, а значит, наличие одного исключает другое, это вытекает из общего смысла норм ПБУ 8/2010, в частности абз. 2 п. 9.
———————————
<1> Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год <2> (далее — Рекомендации аудиторам за 2015 г.) разъяснено, что при одновременном соблюдении условий, установленных п. 5 ПБУ 8/2010, коммерческая организация (гарант), выдавшая независимую гарантию по просьбе другого лица (принципала), признает в бухгалтерском учете оценочное обязательство. В иных случаях — условное обязательство. То есть Минфин описывает условные и оценочные обязательства как альтернативные.
———————————
<2> Приложение к Письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355.

В Рекомендациях аудиторским организациям за 2013 год <3> Минфин высказывался по поводу учета оценочных и условных обязательств кредитных организаций, что позволяет обратиться к Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утвержденному Банком России 16.07.2012 N 385-П. В описании разд. 5 «Кредитные и лизинговые операции, условные обязательства и условные требования» гл. В «Внебалансовые счета» указанного Положения N 385-П говорится, что с внебалансового учета полностью списываются суммы условных обязательств некредитного характера при создании резерва — оценочного обязательства некредитного характера. Однако это лишь подтверждает общий принцип учета условных и оценочных обязательств на примере обязательств некредитного характера, а интересующая нас гарантия носит кредитный характер. Поэтому пока согласимся (по совокупности приведенных доводов) с тем, что одновременное наличие условного и оценочного обязательства невозможно.
———————————
<3> Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01.

Отражает ли забалансовый учет гарантии условное обязательство?

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета выданные гарантии отражаются на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Считать ли запись по дебету счета 009 отражением условного обязательства? На основании п. 14 ПБУ 8/2010 такие обязательства не признаются в бухучете. Весьма удобно, когда они учитываются за балансом, а не внесистемно. По мнению автора, этот подход наиболее оправдан, хоть и не лишен изъянов. При начислении оценочного обязательства по гарантии суммы с «забаланса» придется списать, а если кредитный риск по гарантии в течение срока договора значительно колеблется, то в учете могут быть неоднократные признания и списания.
Собирая доказательную базу, вновь остановимся на учете гарантий коммерческими организациями, поскольку именно банки профессионально занимаются выдачей гарантий. В банковском учете выданные гарантии считаются условными обязательствами кредитного характера.

Бухгалтерский учет операций по предоставлению и сопровождению банковских гарантий

При этом через внебалансовый учет гарантий отражается условное обязательство, а в балансе по гарантии начисляется не оценочное обязательство, а оценочный резерв (резерв на возможные потери) <5>. Таким образом, одновременно числятся условное обязательство и оценочный резерв. Аналогичный способ учета для коммерческих организаций мы предлагали ранее, но придерживаться его уже нет смысла: он, во-первых, не соответствует Рекомендациям аудиторам за 2015 г., во-вторых, лишь в части размера признаваемого на балансе резерва согласуется с МСФО. Пока же возьмем на вооружение тот факт, что условные обязательства кредитного характера банки оставляют на внебалансовом учете.

———————————
<5> Глава 3 «Определение расчетной базы резерва по условным обязательствам кредитного характера» Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, утв. Банком России 20.03.2006 N 283-П.

Можно ли забалансовый учет гарантии не квалифицировать как признание условного обязательства?

Прежде чем останавливаться на варианте отражения условного обязательства через забалансовый учет как на единственно верном, рассмотрим и иные подходы. Напомним, что согласно п. п. 14 и 25 ПБУ 8/2010 информация об условных обязательствах раскрывается в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах. Причем остатки средств на забалансовых счетах в состав бухгалтерского баланса не входят. Это обстоятельство позволяет признавать гарантию на счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» вплоть до момента прекращения обязательства по ней (в связи с окончанием договора гарантии или выплатой сумм бенефициару) и не соотносить с фактом начисления в балансовом учете оценочного обязательства. Полагаем, здесь предприятие вправе решать самостоятельно.

Каков порядок оприходования выданной гарантии на забалансовый учет и ее списания с забалансового учета?

Вне зависимости от того, как относится к забалансовому обязательству предприятие, постановка на учет гарантии одна и та же и производится в момент заключения договора. Даже если на момент выдачи гарантии соблюдаются условия признания ее оценочным обязательством, этому будет предшествовать оприходование условного обязательства. Из контекста п. 6 ПБУ 8/2010 ясно, что признание в учете оценочного обязательства (как, впрочем, и иных резервов) происходит на отчетную дату. Значит, после заключения договора гарантии самый ранний срок для признания ее как оценочного обязательства наступает в ближайшую отчетную дату.
В Плане счетов бухгалтерского учета применительно к счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» момент списания гарантий не уточнен. Исходя из вышеизложенного списание сумм с забалансового счета 009 производится при истечении сроков либо при исполнении обязательства принципалом или гарантом, а также по усмотрению предприятия при начислении оценочного обязательства по выданной гарантии.

* * *

Не вызывает сомнения тот факт, что информация о наличии и движении выданных гарантий подлежит отражению на счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Считать эти записи только забалансовым обязательством кредитного характера или же признавать их и условным обязательством — право организации. По мнению автора, наиболее обоснованна позиция, согласно которой счет 009 предназначен для учета гарантии как условного обязательства. Но независимо от того, какое решение примет предприятие, основания для списания гарантии со счета 009 желательно зафиксировать в учетной политике.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *