Учет Гранта в бухгалтерском учете

Учет Гранта в бухгалтерском учете

Содержание

Гранты представляют собой средства целевого назначения, направляемые организациям или физическим лицам. Средства предназначены для реализации программ изысканиям и исследованиям в областях науки, социологии, здравоохранения, спорта и других областей. Выдача грантов осуществляется в рамках условий, устанавливаемых грантодателями с обязательной отчетностью по выполненной работе. В статье расскажем про учет гранта при разных налоговых режимах, дадим примеры проводок.

Порядок документооборота при получении гранта

Выдачу грантов осуществляет Правительство, Президент РФ, частные фонды, включая организации иностранного происхождения. Требования по предоставлению грантов определяются источником финансирования. Гранты, выдаваемые государственными органами, направлены на поддержку молодых ученых, развитие науки, исследований и учреждений.

Выдача грантов осуществляется преимущественно на конкурсной основе. На субсидию оформляется договор – основной документ, регулирующий порядок реализации проекта. В документе указываются:

  • Реквизиты и адреса сторон.
  • Предмет договора, права и обязанности сторон.
  • Порядок представления средств.
  • Подробное описание задания и научных задач.
  • План проводимых этапов работ.
  • Смета, рассчитанная на каждый этап.

В приложении к документу представляют договоры с лицами, осуществляющими практическую реализацию проекта.

Бухгалтерский учет грантов в коммерческих организациях

Суммы, поступающие в качестве грантов, учитываются как целевое финансирование с использованием счета 86 (ПБУ 13/2000). Читайте также статью: → «Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки». Записи производятся по мере поступления денежных средств. Особенность учета грантов состоит в выполнении условий:

  • Ведение раздельного учета целевого финансирования и расходования от других средств учреждения или организации.
  • Соблюдение безвозвратной природы гранта.
  • Использование средств строго на цели, обозначенные договором.

Первичная документация, подтверждающая расходование целевых средств, находится в распоряжении предприятия. Грантодателю предоставляются копии. Если часть проекта осуществляется по распоряжению и от имени донора с указанием его реквизитов, стороны определяют место хранения оригиналов документов первичного учета.

Пример учетных операций в коммерческой организации

Организация ООО «Наукоград» получило грант от НКО «Поиск» на проведение научных изысканий в сумме 125 000 рублей. По результатам первого этапа работ НКО приняла отчет по затратам на реализацию проекта в сумме 28 000. В учете ООО «Наукоград» произведены записи:

  1. Учтено поступление средств гранта: Дт 51 Кт 86 на сумму 125 000 рублей;
  2. Отражено признание сумм в качестве доходов будущих периодов: Дт 86 т 98 на сумму 125 000 рублей;
  3. Произведены расходы, осуществленные для исполнения проекта: Дт 91/2 Кт 60 на сумму 28 000 рублей;
  4. По мере произведения расходов суммы учтены в прочих доходах: Дт 98 Кт 91/1 на сумму 28 000 рублей.

Суммы доходов полученных грантов списываются в периоде фактического признания расходов.

Общие понятия налогообложения грантов

Целевое финансирование в виде грантов не является объектом налогообложения и не включается в облагаемую прибылью или единым налогом базу (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы, осуществляемые за счет средств полученного гранта, не учитываются в затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу. В статье приводится точное понятие гранта, его назначения и организаций, предоставляющих целевые средства. Условия признания целевого поступления грантом указаны в таблице.

Признак Подробное описание
Характеристика гранта Передача средств производится безвозмездно и без возврата
Ограниченный перечень грантодателей Физические лица, некоммерческие организации и иностранные компании согласно перечня Правительства
Виды исследовательских направлений Образование, искусство, культура и другие, приведенные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

Из положений следует, что средства, предоставляемые коммерческими организациями, фондами или направленные на иные, не поименованные в перечне статьи, не могут признаваться грантами в целях налогообложения. Целевые поступления, не соответствующие условиям или не учитываемые отдельно, включаются в состав доходов предприятий.

Налогообложение физических лиц

В рамках проекта могут заключаться отдельные договоры с лицами, непосредственно исполняющими проект. В рамках программы участникам выплачивается вознаграждение, установленное сметой. В п. 6 ст. 217 НК РФ указано об освобождении от уплаты НДФЛ приведены ограничения, при которых положение реализуется.

Не подлежат налогообложения доходы, полученные в виде грантов, направленные на поддержку российского образования, культуры, науки, искусства. Поступления должны производиться от компаний, зарегистрированных в стране и за рубежом по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Особенность учета поступлений у организаций на УСН

Предприятия, использующие в учете упрощенную систему налогообложения, применяют кассовый метод учета доходов и расходов, что определяет порядок документального оформления грантов. Поступления, не соответствующие положениям ст. 251 НК РФ, должны включаться в состав доходов. В учете целевых средств налогоплательщиками, применяющими схему налогообложения «доходы минус расходы», имеются особенности:

  • Доходы принимаются для налогообложения одновременно с расходами, отраженными в смете и произведенных за счет целевых поступлений. Читайте также статью: → «Расчет УСН доходы минус расходы + 3 примера».
  • Расходы должны быть обоснованными, соответствующими смете и подтвержденными документально.
  • Одновременный учет доходов с расходами осуществляется в течение 2 налоговых периодов.
  • Остаток доходов, не подтвержденных расходами во втором налоговом периоде, подлежит включению в базу для обложения единым налогом.

Аналогичный порядок используют предприятия, применяющие в качестве объекта «доходы» в случае ведения ими учета расходуемых по смете средств.

Учет грантов плательщиками ЕСХН

Лица, имеющие право на систему налогообложения с уплатой ЕСХН, должны соответствовать по видам сельскохозяйственной деятельности. Предприятия должны иметь не менее 70% показателей деятельности сельхозназначения. При предоставлении гранта учитывается точное назначение программы ограниченного перечня. Читайте также статью: → «Условия применения ЕСХН + инфографика, плательщики, расчет».

О необходимости обязательного следования назначению грантов указано в письме Минфина от 04.04.2013 № 03-11-06/1/10980. Документ подробно раскрывает порядок учета гранта и субсидии для реализации налогообложения в рамках НК РФ. В случаях, если плательщики ЕСХН получают целевые средства на развитие, обустройство бизнеса, поступление относится к субсидии, порядок учета которой аналогичен учету гранта, но налогообложение отличается.

Условие Гранты Субсидии
Назначение Согласно ограниченного перечня, указанного в НК РФ Назначение программы произвольное
Грантодатели Строго ограниченный список Не ограничен законодательством
Раздельный учет Обязателен Необходим, но не обязателен
Отчетность лицу, предоставившему средства Обязателен По согласованию сторон
Налогообложение Не являются доходом Являются внереализационным доходом

Субсидии учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально доходам, произведенным в рамках целевого финансирования. По итогам второго периода разница подлежит налогообложению. В организации необходимо вести раздельный учет.

Бухгалтерский учет грантов в бюджетных организациях

Квалификации доходов и расходов в рамках грантов подлежат только поступления, финансируемые из бюджета по программам правительства. Кроме грантов, выделенных бюджетом, учреждения имеют право на участие в конкурсах и получение средств от иных организаций, физических лиц или фондов.

В данном случае поступления учитываются как доходы от ведения деятельности. В ряде бюджетных учреждений для учета поступлений и расходования средств на реализацию программ открывается отдельный счет в Казначействе. В бюджетном учете поступление денежных средств отражается по дебету счета 220111000 и кредиту 220580000.

Более точное КБК устанавливается распорядителем средств в зависимости от назначения проекта. Особенность расходования бюджетных средств состоит в строгом соответствии кодам бюджетной классификации. При оформлении договора требуется учитывать годовое ограничение по использованию средств бюджета в рамках утвержденных смет.

Пример учета поступления гранта в учреждении

Бюджетная организация МУП № 3 приняла участие в конкурсе на реализацию проекта, финансируемого грантом. Выигранная сумма целевого финансирования составила 60 000 рублей. В учете МУП № 3 производятся записи:

  1. Отражено начисление суммы гранта: Дт 220580000 Кт 240110180 на сумму 60 000 рублей;
  2. Отражено перечисление средств гранта: Дт 220111000 Кт 220580000 на сумму 60 000 рублей.

Перечень статей расходов задается в смете, предоставляемой грантодателем. Каждая статья указывается в соответствии с КБК. Необходимость утверждения сметы с указанием кодов классификации возникает как для бюджетных грантов, так и для внебюджетных целевых поступлений.

Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре

Имеется ряд различий при оформлении поступлений в виде грантов, признания учете и документообороте.

Условие Коммерческая организация Бюджетное учреждение НКО
Назначение гранта Согласно установленному перечню направлений проектов Учитывается в рамках разрешенной уставом и учредителем деятельности Должно соответствовать целям, указанным в Уставе, учредительном договоре
Форма сметы Составляется по статьям В статьях сметы указывается КБК Статьи сметы должны соответствовать уставной деятельности
План счетов Коммерческий Бюджетный Коммерческий
Период расходования средств 1 год в соответствии с расходами, по истечении 2 года разница облагается налогом 1 год, по окончании которого разница поступает в доход бюджета. По распоряжению учредителя остаток может быть предоставлен в следующем голу Соответствует коммерческому

учету

Рубрика «Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Можно ли изменить смету, утвержденную при составлении договора на предоставление гранта?

Можно, при условии утверждения документа лицом, предоставившим грант. Внесение изменений в смету утверждается дополнительным соглашением к договору.

Вопрос №2. Как осуществляется отчетность по грантам?

Форма отчета по гранту устанавливается в приложении к договору о финансировании. Если форма особо не оговорена, отчет представляется в произвольной форме. К отчету прилагаются копии первичных документов, подтверждающих обоснованность расходов.

Вопрос №3. Можно ли учитывать в составе гранта лабораторное имущество, переданное для реализации проекта?

Имущество, равно как и денежные средства, может поступать в рамках программы целевого финансирования. Передача должна быть произведена по акту и на безвозмездной, безвозвратной основе. Учет имущества необходимо вести обособленно. Имущество, приобретенное в рамках проекта, учитывается аналогично и не подлежит возврату после реализации проекта.

Вопрос №4. Учитывает ли предприятие средства в виде гранта, направленные по договору работнику предприятия и перечисленные на счет организации?

Средства в форме гранта, предоставленные сотруднику через расчетный счет предприятия, не являются собственностью юридического лица. Поступление учитывается как средства во временном распоряжении.

Вопрос №5. Имеет ли право коммерческая организация учитывать начисленный поставщиками НДС при условии, что приобретение продукции производилось в рамках предоставленного гранта?

Нет, вычет по выставленному налогу произвести нельзя. Если по суммам в рамках гранта налогообложение НДС отсутствовало, то и уменьшение базы не допускается законодательством.

Если целевое финансирование получено из фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, их нужно учитывать как гранты. Если они использованы по назначению, а результаты выполненных проектов остаются у организации-исполнителя, то ни полученные средства, ни произведенные за их счет расходы не учитываются при налогообложении прибыли.

Гранты и грантодатели

Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме в таких областях:

  • образование, искусство, культура, наука, физическая культура и спорт (кроме профессионального спорта);

  • охрана здоровья;

  • охрана окружающей среды;

  • защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренная законодательством РФ;

  • социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Кто может быть грантодателем? Список невелик, его можно найти в НК РФ:

  • российские физические лица;

  • российские некоммерческие организации;

  • иностранными и международными организациями и объединениями по перечню, утверждаемому постановлением Правительства России от 28 июня 2008 г. № 485.

Кроме грантов, фирмы могут получать средства из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон № 127-ФЗ). Они тоже выделяются на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов. Для целей налогообложения прибыли такие средства приравниваются к грантам.

Целевое назначение выделяемых средств и способы их использования определяет источник финансирования (или федеральный закон).

А в основе расчета суммы гранта лежит смета, которую представляет соискатель.

Как вести учет средств целевого финансирования

Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». При использовании средств на финансирование расходов коммерческие фирмы используют счет 98 «Доходы будущих периодов».

Аналитику по счету 86 ведут по направлениям средств и источникам поступления.

Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.

Пример. Учет поступления и расходования гранта

Фирма получила грант на испытание технической установки в сумме 580 000 руб. За счет этих средств будут профинансированы расходные материалы стоимостью 480 000 руб. (в т. ч. НДС – 80 000 руб.) и выплачено вознаграждение приглашенному персоналу в сумме 100 000 руб. (включая страховые взносы).

Бухгалтер сделал в учете записи:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86

– 480 000 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;

Дебет 51 Кредит 76

– 480 000 руб. – получен грант;

Дебет 60 Кредит 51

– 480 000 руб. – оплачены материалы;

Дебет 10 Кредит 60

– 400 000 руб. – оприходованы материалы;

Дебет 19 Кредит 60

– 80 000 руб. – учтен НДС по материалам;

Дебет 20 Кредит 10

– 400 000 руб. – переданы материалы для проведения испытаний;

Дебет 20 Кредит 70 (69)

– 100 000 руб. – начислена зарплата и взносы на выплаты приглашенным специалистам;

Дебет 86 Кредит 98

– 500 000 руб. – стоимость испытаний отражена в составе доходов будущих периодов;

Дебет 86 Кредит 19

– 80 000 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;

Дебет 98 Кредит 91-1

– 500 000 руб. – стоимость испытаний включена в состав прочих доходов.

Налог на прибыль

Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):

  • грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;

  • грантодателем является лицо из приведенного нами перечня;

  • грант предоставлен для осуществления конкретного проекта;

  • грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

Что касается целевого финансирования из фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, который создан в соответствии с Законом № 127-ФЗ, то для освобождения от налога на прибыль этих средств необходимо еще одно условие. Результаты выполненных проектов должны оставаться у организации-исполнителя.

Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета средства гранта подлежат налогообложению с даты их получения.

Отчетность и целевое использование

Важным условием при получении гранта является обязательная отчетность по нему. Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать даже промежуточных отчетов о выполнении сметы с приложением выписок из бухгалтерских регистров и подтверждающих документов. Это могут быть копии договоров с соисполнителями, акты выполненных работ, счета-фактуры, документы, подтверждающие фактическую оплату работ и др.

Если грантодатель установит нецелевое использование средств, то они должны учитываться в составе доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с даты их получения.

О получении и расходовании средств целевого финансирования необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций.

Куда относить неиспользованные остатки

А если по итогам проекта у грантополучателя останутся неиспользованные денежные средства?

Грантодатель может разрешить оставить эти суммы в распоряжении получателя. В этом случае их придется включить в состав внереализационных доходов и обложить налогом на прибыль. Ведь в дальнейшем их будут использовать уже не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Если же грантодатель не разрешит оставить неиспользованную сумму, то ее придется возвратить.

Из этой статьи вы узнаете: как отразить в бухгалтерском учете средства, полученные из госбюджета в счет государственной поддержки предприятий АПК на безвозвратной основе.

Методологические принципы учета полученной господдержки

По своей экономической сути средства, полученные в счет государственной финансовой поддержки, принято считать целевым финансированием. Ведь они имеют целевую направленность – для компенсации процентов, для компенсации стоимости определенного сельскохозяйственного актива, дотация за содержание коров и др.

По общим правилам, учет и обобщение информации о наличии и движении средств финансирования мероприятий целевого назначения ведут на пассивном счете 48 «Целевое финансирование и целевые поступления», в частности на субсчете 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов». По Кт счета отражают полученную из бюджета частичную компенсацию, по Дт – признание ее доходом в порядке, предусмотренном П(С)БУ 15 «Доход».

Неопределенным методологически является вопрос признания дохода от разных видов целевого финансирования в бухучете. Доход в бухучете признается согласно принципу начисления (то есть в момент возникновения, независимо от даты поступления денежных средств – ст. 4 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV). Но целевое финансирование признается согласно п. 16–19 П(С)БУ 15 «Доход», в которых не определено четко, относительно каких видов финансирования используется соответствующий пункт стандарта.

Приведем установленные П(С)БУ 15 критерии признания бюджетного (целевого) финансирования доходом:

1) целевое финансирование не признается доходом до тех пор, пока не существует подтверждение того, что оно будет получено и предприятие выполнит условия относительно такого финансирования (п. 16).

Согласно этому требованию предприятие не может отразить средства целевого бюджетного финансирования как доход отчетного периода до принятия решения комиссии о включении предприятия в реестр (перечень) получателей средств по бюджетной программе или непосредственно до момента получения средств на текущий счет, а по бюджетным программам, предусматривающим целевое использование средств или конкретные условия, – до того времени, пока не использует их по целевому назначению (на цели, предусмотренные бюджетной целевой программой) или не выполнит предусмотренного условия;

2) полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех периодов, в которых были осуществлены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования (п. 17).

Эта норма П(С)БУ касается ситуации, когда предприятие получает бюджетные средства при определенных условиях, предусмотренных бюджетной целевой программой, с требованием использовать их на конкретные хозяйственные нужды, которые связаны с хозяйственной деятельностью получателя и будут возникать у него в течение нескольких отчетных периодов после получения этих средств. То есть когда государство наперед финансирует производственные расходы предприятия.

Однако получение средств по действующим программам господдержки аграрных предприятий осуществляется постфактум, то есть со значительным временным лагом после понесения расходов на предусмотренные хозяйственные нужды.

Итак, на сегодня полученные бюджетные средства будут признаваться доходом получателя сразу после поступления (кроме случаев, предусмотренных п. 18 П(С)БУ 15).

3) целевое финансирование капитальных инвестиций признается доходом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов (п. 18). В таком случае сумма средств, предоставленных в качестве господдержки, признается доходом сельхозпредприятия не сразу после поступления на его текущий счет, а систематически распределяется в течение срока эксплуатации определенного объекта необоротных активов, на возмещение расходов по приобретению или ремонту которого государством выделены такие средства.

То есть сначала сумма целевого бюджетного финансирования отражается бухгалтерской проводкой: Дт 482 – Кт 69 «Доходы будущих периодов». Со счета 69 списание осуществляется и отражается в составе доходов отчетного периода пропорционально начисленной амортизации: Дт 69 – Кт 745 «Доход от безвозмездно полученных активов»;

4) целевое финансирование для компенсации расходов (убытков), которые понесло предприятие, и финансирование для предоставления поддержки предприятию без установления условий его расходования на выполнение в будущем определенных мероприятий признаются дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода (п. 19).

Это требование П(С)БУ касается случаев, в которых государство, осуществляя финансирование сельхозпроизводства, не выдвигает отдельных требований относительно направлений использования полученных средств или не требует достижения в будущем определенных производственных показателей. То есть финансирование происходит в виде компенсации уже понесенных ранее расходов.

В таком случае выполняются бухгалтерские проводки:

  • Дт 377 «Расчеты с другими дебиторами» – Кт 482;
  • Дт 482 – Кт 718 «Доход от безвозмездно полученных оборотных активов»;
  • Дт 311 «Текущие счета в национальной валюте» – Кт 377.

Указанный подход с признанием дебиторской задолженности и учетом ее на счете 37 является обоснованным, если сельхозпредприятие еще до момента получения средств господдержки имеет полную уверенность в этом. Напомним, что для нужд бухучета дебиторы – это юридические и физические лица, которые вследствие прошлых событий задолжали предприятию определенные суммы денежных средств, их эквивалентов или других активов.

Однако по действующим программам аграрные предприятия заранее не получают подтверждения о надлежащих к получению денежных средствах из бюджета вплоть до момента непосредственного получения их на собственный текущий счет. В таком случае, по нашему мнению, можно осуществлять прямые записи: Дт 311 – Кт 482 и Дт 482 – Кт 718.

Как видим, счет 48 является транзитным. Однако мы не советуем его исключать из проводок, поскольку обороты по нему являются непосредственным источником информации о полученных суммах компенсаций (в частности, для руководства предприятия).

Далее проиллюстрируем, как эти правила действуют для различных видов господдержки по соответствующим государственным программам.

Финансовая поддержка мероприятий в АПК путем удешевления кредитов

Согласно п. 4 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 29.04.15 г. № 300 (далее – Порядок № 300), этот вид господдержки состоит в компенсации начисленных и уплаченных в текущем году процентов за пользование кредитами, а именно:

1) краткосрочными кредитами (до 1 года), привлеченными для покрытия производственных расходов;

2) среднесрочными кредитами (1–3 года), привлеченными для:

  • приобретения основных средств сельскохозяйственного производства;
  • осуществления расходов, связанных со строительством и реконструкцией производственных объектов сельскохозяйственного назначения.

То есть сперва сельхозпредприятие платит проценты по кредитному договору, а со временем государство компенсирует ему израсходованные на погашение процентов средства.

Компенсация процентов по краткосрочному кредиту

Пример 1

Сельхозпредприятие в марте 2019 года получило от банка краткосрочный кредит (сроком на 6 месяцев) в сумме 200 000 грн. для покрытия производственных расходов. Расходы на оформление кредита (разовая комиссия банка, услуги оценщика, услуги нотариуса при заключении договора залога и поручительства, услуги страховой компании по страхованию предмета залога) составляют 10 000 грн. Процентная ставка по кредиту – 28 % годовых.

Предприятие получило господдержку в виде компенсации процентной ставки по привлеченному кредиту в сумме 25 715 грн.

В учете указанные операции отражаются так:

Таблица 1. Бухучет банковского кредита и компенсации процентной ставки по нему

(грн.)


п/п

Первичные документы

Бухгалтерский учет

по общему Плану счетов

по упрощенному Плану счетов

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

1

04.03.19 г. – 06.03.19 г. Оплачены расходы, связанные с оформлением кредита

Выписка банка

685

311

68

31

10 000,00

2

Отражены расходы на нотариуса, оценщика и комиссионные банка

Соответствующие документы,
подтверждающие понесенные расходы

952

685

96

685

6 000,00

3

Отражен страховой платеж

39

685

39

685

4 000,00

4

11.03.19 г. Получен кредит на текущий счет

Выписка банка

311

601

31

681

200 000,00

5

31.03.19 г. Отражены проценты, начисленные за период с 11.03.19 г. по 31.03.19 г.

(200 000 х 28 % : 365 к. д. х 21 к. д.)

Бухгалтерская справка

951

684

96

685

3 221,92

6

Уплачены проценты

Выписка банка

684

31

685

31

3 221,92

7

Отражены и уплачены проценты за кредит, начисленные за период с 01.04.19 г. до 31.08.19 г.

(200 000 х 28 % : 365 к. д. х 153 к. д.)

Бухгалтерские справки

951

684

96

685

20 958,90

Выписки банка

684

31

685

31

20 958,90

8

11.09.19 г. Возвращена сумма кредита

Выписки банка

601

311

681

31

200 000,00

9

Отражены и уплачены проценты за кредит, начисленные за период с 01.09.19 г. до 10.09.19 г.

(200 000 х 28 % : 365 к. д. х 10 к. д.)

Бухгалтерские справки

951

684

96

685

1 534,25

Выписки банка

684

311

685

31

1 534,25

10

Списаны расходы на страхование объекта залога

Бухгалтерская справка

952

39

96

39

4 000,00

11

На текущий счет получена компенсация процентной ставки по банковскому кредиту

Банковская выписка

311

482

31

48

25 715,00

482

718

48

74

25 715,00

12

В конце отчетного периода списаны на финрезультаты:

– финансовые расходы по банковским процентам

Бухгалтерская справка

792

951

79

96

25 715,00

13

– прочие финансовые расходы

792

952

79

96

10 000,00

14

– доходы от компенсации процентной ставки по банковскому кредиту

718

791

74

79

25 715,00

Компенсация процентов по среднесрочному кредиту

Если сельхозпредприятие, которое относится к категории средних или крупных предприятий, привлекает среднесрочный кредит для создания квалификационного актива и проценты по привлеченным средствам капитализирует согласно П(С)БУ 31 «Финансовые расходы», то доход от такого финансирования признаем доходом по п. 18 П(С)БУ 15. Признание происходит в течение периода полезного использования соответствующего объекта инвестирования пропорционально сумме начисленной амортизации объектов: Дт 69 – Кт 745. Такую проводку нужно сделать после ввода объекта инвестирования в эксплуатацию.

Вспомним, что квалификационным считается актив, который требует существенного времени (более 3 месяцев) для его создания (п. 1.6 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету финансовых расходов, утвержденных приказом Минфина от 01.11.10 г. № 1300, далее – Методрекомендации № 1300).

А в момент получения указанной компенсации ее нужно отразить в составе доходов будущих периодов: Дт 311 – Кт 482, Дт 482 – Кт 69.

Если предприятие является субъектом малого предпринимательства, то никаких особенностей в учете компенсации процентной ставки по среднесрочному кредиту не будет. Ведь такие субъекты хозяйствования всегда признают начисленные проценты по кредиту финансовыми расходами и никогда не капитализируют (п. 4 П(С)БУ 31, п. 1.1 Методрекомендаций № 1300).

Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств

Частичная компенсация стоимости семян сельхозрастений отечественного производства

Пример 2

ФХ в отчетном периоде приобрело у субъекта семеноводства, включенного в Госреестр субъектов семеноводства и питомничества, семена сельхозрастений отечественной селекции общей стоимостью 120 тыс. грн. (с НДС). Сумма полученной компенсации стоимости закупленных семян – 80 тыс. грн.

Порядок бухучета этих операций покажем в таблице:

Таблица 2. Бухучет частичной компенсации стоимости закупленных семян сельхозрастений отечественной селекции

(грн.)


п/п

Первичные документы

Бухгалтерский учет

по общему Плану счетов

по упрощенному Плану счетов

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Оприходованы приобретенные семена

Приходный ордер (типовая форма № М-4*)**

208

631

20

68

100 000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная, зарегистрированная в ЕРНН

641

631

64

68

20 000

3

Списана стоимость использованных семян

Акт расходов семян и посадочного материала (сільгоспоблік, форма № ВЗСГ-4)***

231

208

23

20

100 000

4

На текущий счет получена частичная компенсация стоимости закупленных семян и одновременно признан доход от целевого финансирования

Банковская выписка

311

482

31

48

80 000

482

718

48

74

80 000

5

В конце отчетного периода списаны на финрезультаты доходы от частичной компенсации стоимости закупленных семян

Бухгалтерская справка

718

791

74

79

80 000

* Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193.
** Оприходование может быть осуществлено путем проставления штампа «Оприходовано» на сопроводительных документах поставщиков. Тогда приходный ордер не составляется.
*** Утверждена приказом Минагрополитики от 21.12.07 г. № 929.

Частичная компенсация стоимости приобретенной сельхозтехники и оборудования отечественного производства

Поскольку государство компенсирует ФХ не всю стоимость приобретенной техники и оборудования, вагонов, оснащения, а только ее часть (25 % – см. п. 10 Порядка № 130), то сумма дохода от целевого финансирования не будет равна сумме начисленной амортизации.

Конечно, получение бюджетной компенсации происходит с определенным временным люфтом после приобретения аграриями соответствующей сельхозтехники (ведь требуется время для представления госбанком сведений в Минагрополитики, формирования последним соответствующего реестра сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей частичной компенсации и перечисления бюджетных средств государственному банку). И до момента получения частичной компенсации такая техника обычно используется в хоздеятельности, а следовательно, и амортизируется.

В таком случае подчеркиваем: доход от целевого финансирования нужно признавать пропорционально амортизации за период после получения компенсации, а не всего срока полезного использования.

Проиллюстрируем порядок бухучета частичной компенсации стоимости приобретения сельхозтехники.

Пример 3

ФХ (плательщик НДС) приобрело и ввело в эксплуатацию трактор в марте 2019 года. Первоначальная стоимость объекта – 400 тыс. грн., ожидаемый срок эксплуатации – 7 лет (84 мес.), ликвидационная стоимость – 10 тыс. грн. Амортизация начисляется ежемесячно по прямолинейному методу. В результате участия в программе господдержки предприятие получило частичную компенсацию стоимости приобретенной техники в сумме 100 тыс. грн. (400 тыс. грн. х 25 %).

Последовательность бухучета операций по приобретению трактора и получению частичной компенсации его стоимости покажем в табл. 3.

Таблица 3. Бухучет приобретения и частичной компенсации стоимости приобретенной сельхозтехники и оборудования отечественного производства

(грн.)


п/п

Первичные документы

Бухгалтерский учет

по общему Плану счетов

по упрощенному Плану счетов

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

Приобретение и ввод в эксплуатацию трактора
(март 2019 года)

1

Осуществлена предварительная оплата поставщику трактора

Платежное поручение, банковская выписка

371

311

37

31

480 000,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная, зарегистрированная в ЕРНН

641

644

64

64

80 000,00

3

Получен трактор от поставщика:

– на стоимость трактора

Акт приемки-передачи

152

631

15

68

400 000,00

4

– на сумму налогового кредита по НДС

Налоговая накладная, зарегистрированная в ЕРНН

644

631

64

68

80 000,00

5

Проведено закрытие расчетов с поставщиком

Бухгалтерская справка

631

371

68

37

480 000,00

6

Начислены и уплачены (через подотчетное лицо) платежи за регистрацию трактора в сервисном центре МВД (сумма условная)

Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет*

152

372

15

37

1 000,00

* Утвержден приказом Минфина от 28.09.15 г. № 841.

7

Введен трактор в эксплуатацию

Акт (сільгоспоблік,
форма № ОЗСГ-1*
или типовая форма
№ ОЗ-1**)

104

152

10

15

401 000,00

Ежемесячно в течение срока эксплуатации трактора
(начиная с апреля 2019 года)

8

Начислена месячная сумма амортизации (ежемесячно в течение срока эксплуатации трактора)

Ведомость начисления амортизации основных средств и прочих необоротных активов, которые поступили или выбыли (сільгоспоблік,
форма № ОЗСГ-6)*

23

131

23

13

4 654,76

Получение частичной компенсации стоимости приобретенной техники
(август 2019 года)

9

Получена на текущий счет хозяйства компенсация

Выписка банка

311

482

31

48

100 000,00

10

Полученная сумма отнесена на доходы будущих периодов

Бухгалтерская справка

482

69

48

69

100 000,00

Признание дохода от компенсации
(ежемесячно, начиная с месяца получения частичной компенсации – с августа 2019 года)

11

Одновременно с начислением амортизации признан доход отчетного периода в сумме, пропорциональной начисленной амортизации (100 000 : 80 мес.)

Бухгалтерская
справка

69

745

69

74

1 250,00

* Утверждено приказом Минагрополитики от 27.09.07 г. № 701.
** Утверждено приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

Удешевление кредитов

Этот вид компенсации осуществляется ежемесячно исходя из суммы фактически уплаченных получателем уполномоченному банку процентов за соответствующий период (п. 11 Порядка № 106). Поэтому здесь нужно руководствоваться требованием п. 16 и 19 П(С)БУ 15, а именно: на момент получения компенсации признавать такое финансирование дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода: Дт 311 – Кт 482, Дт 482 – Кт 718 (бухучет операций здесь будет почти такой же, как в примере 1).

Бюджетная субсидия на единицу обрабатываемых угодий

такая субсидия предоставляется единовременно в течение бюджетного года. В бухучете на момент получения бюджетных средств делают проводку Дт 311 – Кт 482, Дт 482 – Кт 718.

Государственная поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними

Частичная компенсация стоимости приобретения посадочного материала, плодово-ягодных культур, винограда и хмеля

Порядок использования средств и направления этой госпрограммы утверждены постановлением КМУ от 15.07.05 г. № 587. Бюджетные средства предоставляются субъектам хозяйствования, которые занимаются виноградарством, садоводством и хмелеводством, для частичной компенсации стоимости приобретения посадочного материала плодово-ягодных культур, винограда и хмеля (до 80 % осуществленных в текущем и предыдущем бюджетных годах расходов без учета сумм НДС), но не больше установленных Минагрополитики нормативов при условии закладки насаждений
в текущем году.

Рекомендуем для учета этой компенсации руководствоваться нормами п. 18 П(С)БУ 15. Ведь компенсации подлежит стоимость приобретения запасов, а не капинвестиции в закладку многолетних насаждений. И после поступления бюджетных средств на текущий счет согласно п. 19 П(С)БУ 15 выполняется бухгалтерская проводка: Дт 311 – Кт 482, Дт 482 – Кт 718 (бухучет аналогично как в примере 2).

Частичная компенсация стоимости строительства и приобретения оборудования

По правилам п. 18 П(С)БУ 15 в случае получения целевого финансирования капинвестиций доход признают не сразу. Его отражают в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования (в частности, основных средств) пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов. Такой порядок отражения позволяет сбалансировать доходы и расходы предприятия, которые возникают.

Пример 4

Сельхозпредприятие приобрело линию товарной обработки плодов общей стоимостью 2 500 тыс. грн. (без НДС). Расходы на монтаж и запуск оборудования – 50 000 грн. После ввода объектов в эксплуатацию получена частичная компенсация стоимости приобретения в сумме 2 380 тыс. грн.

Порядок бухучета этих операций – в табл. 4:

Таблица 4. Бухучет частичной компенсации стоимости приобретения линии товарной обработки плодов

(тыс. грн.)


п/п

Цитата (GlavBukh.ru,16 августа 2015 ):Подскажите, можно ли признать расходом при упрощенке с объектом налогообложения доходы минус расходы, приобретение основных средств за счет грантовой поддержки? А так же, прошу уточнить, является ли грантовая поддержка доходом?
Организация на упрощенке может не учитывать полученный грант в доходах, если:
— грант предоставлен на безвозмездной основе российским физическим лицом, некоммерческой организацией или иностранной организацией (по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации), на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.
— грант предоставлен на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Если грант удовлетворяет одному из перечисленных условий, в состав доходов при расчете единого налога грантовая поддержка не включается (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При условии ведения раздельного учета доходов (расходов), произведенных в рамках целевого финансирования и использования полученных средств строго по целевому назначению. При этом учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования (в том числе на приобретение основных средств), в составе расходов при расчете единого налога нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Если грант не удовлетворяет перечисленным условиям, отсутствует раздельный учет доходов (расходов), произведенных в рамках целевого финансирования, или средства не использованы строго по целевому назначению, грантовую поддержку нужно включить в состав доходов. Соответственно, на расходы по приобретению основных средств, оплаченных за счет таких средств, можно уменьшить базу по единому налогу.
Обоснование1.Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить в бухучете и при налогообложении негосударственное целевое финансирование
Организация может получить средства целевого финансирования в виде:
финансовой помощи от государства (государственная помощь);имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование).Негосударственное целевое финансирование
К негосударственному целевому финансированию относятся, например:
гранты* (на осуществление деятельности в области образования, искусства, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды и т. д.);инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов;инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;средства, полученные от учредителей на финансирование определенных мероприятий и оплаты отдельных нужд (например, выплату премий, финансирование участия в выставке и т. д.).Основными признаками, позволяющими определить характер поступивших средств как целевое финансирование, являются:*
1. Наличие условий предоставления средств. В некоторых случаях для привлечения негосударственного целевого финансирования организация должна выполнить определенные требования. Например, для получения гранта организация должна представить проект исследований*.
2. Направленность использования средств. Чтобы имущество (в т. ч. денежные средства) было признано полученным в рамках целевого финансирования, о его назначении должно быть прямо сказано в договоре с инвестором (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф04-7853/2005(16557-А46-3)).
Гражданский кодекс РФ не содержит понятия «договор о целевом финансировании». Поэтому получение средств негосударственного целевого финансирования может быть оформлено договором, составленным в произвольной (п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ). Например, если организация получает целевые средства от учредителя, возможно заключение договора о целевом финансировании (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 19 октября 2005 г. № 20-12/75307).
<…>
УСН
Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в состав доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.
При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:*
вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;использовать полученные средства строго по целевому назначению.При отсутствии раздельного учета поступившие средства целевого финансирования нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Ситуация: как организации, применяющей упрощенку, организовать раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования
Ведите раздельный учет в самостоятельно разработанных регистрах, формы и применение которых закрепите в учетной политике для целей налогообложения.
Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в составе доходов при расчете единого налога не учитываются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.
При этом организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования. В противном случае поступившие средства нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Для ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования организация может самостоятельно разработать необходимые регистры и утвердить их формы в учетной политике для целей налогообложения.
Такие рекомендации даны в письме Минфина России от 13 марта 2006 г. № 03-11-04/2/59.
Главбух советует: при составлении регистров для ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования, можно взять за основу готовые формы, которые налоговая служба рекомендует для некоммерческих организаций (рекомендации МНС России).
Полученные средства целевого финансирования организация обязана использовать строго по целевому назначению. При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов на дату, когда организация использовала его не по целевому назначению (нарушила условия предоставления средств) (абз. 3 п. 1 ст. 346.15, п. 14 ст. 250 НК РФ).* Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возник именно в момент, когда организация использовалацелевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (п. 1 ст. 346.14, ст. 41НК РФ).
На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите в составе доходов при расчете единого налога (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ). В частности, данный вывод относится к средствам, полученным от учредителей на финансирование целевых мероприятий. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите при расчете единого налога в порядке, предусмотренном для получения финансовой помощи от учредителя.
Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений.
Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.*
<…>
Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть в расходах затраты, оплаченные за счет средств негосударственного целевого финансирования (например, зарплату персонала)
Если полученные целевые средства входят в перечень, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, то учесть при расчете единого налога расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя.
Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования(подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете единого налога нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы в рамках средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19. Несмотря на то что данные разъяснения касаются определения налоговой базы при расчете налога на прибыль, данная позиция применима и при расчете единого налога при упрощенке.
Кроме того, точку зрения о невозможности учета расходов, оплаченных за счет средств целевого финансирования, подтверждает и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 23 июня 2008 г. № 18-11/3/059130).
Иная ситуация возникнет, если полученные средства целевого финансирования не признаются таковыми в целях расчета единого налога. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете единого налога (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ). Соответственно, на расходы, оплаченные за счет таких средств, можно уменьшить базу по единому налогу при условии, что они предусмотрены статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.*
<…>
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
<…>
«Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
<…>
14) в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:*
<…>
в виде полученных грантов. В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:*
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;»
<…>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *