Учитель без педагогического образования
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, к образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 отмечается, что требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц дополнительного профессионального образования является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
Вместе с тем требование о получении дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего образования или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Таким образом, лицо, не имеющее педагогического образования, вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.
Смогут ли студенты стать полноценной заменой учителям и поможет ли этот закон смягчить кадровый кризис в образовании?
Фото: EPA/ТАСС
Владимир Путин подписал закон, дающий студентам старших курсов право преподавать в школе. В документе отмечается, что студенты непедагогических, в частности технических, специальностей вправе после третьего курса вести кружки. А те, кто учится на педагогов, с четвертого курса могут быть допущены к преподаванию по основным программам.
О плюсах и минусах нововведения рассуждает первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
Олег Смолин первый зампред комитета Госдумы по образованию «Молодые ребята придут в школу, и, как говорил Сергей Петрович Капица, лучше всего, когда детей учат старшие братья, хуже, когда деды. Главные минусы этого законопроекта — этот закон паллиативный и призван во многом заткнуть кадровые дыры в школе. По данным Ольги Васильевой, в школе дефицит кадров составляет 11%, но на самом деле гораздо больше, потому что средний учитель работает намного более чем на полторы ставки, а каждый седьмой — на две ставки и более. Понятно, что при такой ситуации эмоциональное выгорание неизбежно. Заменить такое количество учителей студентами нереально. Мы поддержали законопроект как способ хоть как-то смягчить кадровый кризис в образовании, но если статус педагога не будет резко повышен, то этот кадровый кризис неизбежен».
По данным эксперта, в 75 регионах зарплата учителей сейчас не соответствует указу президента от мая 2012 года.
Работодатель, согласно закону, будет определять, соответствует ли образовательная программа студента тематике дополнительных общеобразовательных программ.
Член профсоюза работников образования «Учитель», учитель географии Леонид Перлов сомневается, что студенты станут полноценной заменой учителям.
Леонид Перлов член профсоюза работников образования «Учитель», учитель географии «Я знаю массу людей, в том числе и моего возраста, которые начинали работать в школе еще студентами. Практика и полноценная работа — две разные вещи. Ну не может студент работать полноценно так, как работает учитель с опытом работы хотя бы лет пять. Не хватит ни знаний, ни умений, ни нервов. Работа руководителями кружков, секций — пожалуйста, там иной принцип комплектования. Есть целый ряд проблем, которые существуют для учителя и не существуют для тех, кто ведет кружки. Школа будет решать, допускать или не допускать. Огромное количество школ сегодня возглавляют менеджеры, администраторы, которые о педагогике представления не имеют. Как управленец оценит педагогическую пригодность студента-педагога?»
Четкий регламент допуска студентов к преподаванию согласуют и установят Минпросвещения, Минобрнауки и Минтруд.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Вопрос кадрового голода системы образования заставляет чиновников «изобретать велосипед”. Так на днях в России появилась новость о том, что учителям не обязательно иметь педагогическое образование. И теперь смогут нанимать на работу учителем человека с любыми дипломами, лишь бы они были – техническими, экономическими, менеджерскими. Но связанными с преподаваемым предметом. О чем говорит то, что произошло?
Ну, во-первых, долгие годы условие педагогического образования для учителя было решающим условием приема на работу, а при аккредитации учебного заведения – наличие педагогического образования у учителей. Также это важное требование ФГОС: в условиях, обеспечивающих качество обучения, указывалось наличие педагогического образования у учителя.
Множество людей, которые хотели стать учителями, но не имели диплома, были вынуждены затрачивать огромные средства и время на обучение в педвузах (на заочном, например, отделении). Посылали в вузы своих работников и школы, если хотели пройти аккредитацию без замечаний по кадрам, что учителя не имеют высшего педагогического образования. И вот теперь это требование отменено…
Так что как минимум это воспринимается как вопиющая несправедливость. А как максимум – как утверждение о ненужности педагогического образования… А на самом деле, это – объявление в образовании чрезвычайного положения, или белый флаг полной и безоговорочной капитуляции, пробитие дна.
Что могло породить эту ситуацию? Только то, что в разных регионах выявилась недостача педагогов, имеющих педагогическое образование. Попросту, там некому вести уроки, они пропадают, в аттестатах детям ставят прочерк.
Собственно, так и было еще со времен СССР в части сельских школ. И как-то с этим мирились. Но теперь, благодаря собственному законодательству, любая районная прокуратура может опротестовать выдачу аттестатов как незаконную. Потому что, святая-святых, образовательная программа не выполнена полностью. По часам по предметам.
Особая проблема была в мелких сельских школах, обеспечивающих стабильность сел. А теперь эти мелкие школы ликвидированы (десятки тысяч!), и села стали хиреть, а их жители уезжать в города, чтобы дать детям образование. А педагогов не хватает уже в достаточно крупных школах в городах. Касается это в первую очередь, Сибири и Дальнего Востока, и, как ни странно, Москвы и Петербурга. Педагоги из пригородов предпочитают работать в крупных городах. А в самих Москве и Петербурге действует практика «черных меток», при которой нелояльные к директорам-самодурам педагоги, имеющие собственное мнение, выдавливаются из профессии, создавая дефицит педагогов в школах уже в столицах. На смену им приезжают другие, из регионов, и там тоже возникает дефицит педагогов.
Еще в ноябре 2017 года я написал заметку на Педсовете, в которой прогнозировал, что через пару лет педагогов станет остро не хватать, и взять их будет неоткуда.
Тогда же О. Васильева заявляла, что с педагогами все в порядке, их дефицита нет. Дефицит был, но снижается.
Через год, в июле и декабре 2018 года, она констатировала, что дефицит педагогов по стране все же есть, и в сельских школах он значительный, однако в целом он не превышает 1% общего числа учителей и ситуация постоянно улучшается. При этом в педвузы идет все более подготовленная молодежь, и скоро дефицит учителей, мол, исчезнет.
Надо сказать, что в вопросах дефицита учителей на Васильеву постоянно давит ОНФ – Народный фронт, но она упорно отмахивается от этих предупреждений.
И вот теперь, буквально, «КАРАУЛ!», идите в школу все, кто может. О.Васильева констатировала, что дефицит к 2029 году будет уже огромным, 188 тысяч учителей. И теперь снимаются ограничения по педагогическому образованию. То есть они в-тихую были сняты еще в 2016 году, а теперь ненужность педагогического образования широко пиарится в прессе и в Интернете.
Происходящее ставит все в образовании России с ног на голову и будет иметь крайне негативные последствия.
Сейчас несколько десятков тысяч студентов педагогических вузов по России решают, пойдут ли они на летнюю сессию. Дело в том, что по традиции до половины контингента студентов педагогических вузов – это заочники, которые уже работают учителем или педагогом дополнительного образования где-либо. Теперь им продолжать обучение в педвузе не имеет смысла. То есть контингент педагогических вузов вот-вот обвалится практически наполовину. Это значит, что нагрузку в педвузах придется сильно сокращать, а также сокращать преподавателей, закрывать факультеты, и даже вузы в целом. Раз педагогическое образование не нужно – значит не нужно.
Уже сейчас в крупнейших педагогических вузах страны закрываются факультеты. Например, в Тульском педагогическом университете им.Л.Толстого в прошлом году закрыли факультет начального образования. Все, приехали! Кто с дипломом высшего технического, экономического и какого-нибудь еще образования сможет работать с детьми в начальной школе? И сразу по всем предметам?
Конечно, сейчас вот объявили программу «Земский учитель», чтобы как-то залатать прорехи в учительских кадрах в небольших городах. Но откуда возьмутся эти учителя? Из людей, имеющих непрофильное образование? Не думаю, что такие люди надолго задержатся в школах и обеспечат высокое качество обучения. Но других учителей нет, ведь педагогические вузы перестают их готовить.
Понимаю, что можно спорить о качестве учителей и педагогического образования. Совершенно очевидно, что качество знаний учителей и качество подготовки в педвузах неуклонно снижается в последние годы. Не случайно тот же Минпрос и лично С.Кравцов постоянно продавливает мероприятия по контролю качества подготовки учителей. Чем способствует выдавливанию из школ хорошо подготовленных учителей старших поколений. Плохо подготовленная молодежь же ничего не боится. Как только подворачивается место работы в офисе, молодые выпускники педвузов без особых размышлений оставляют школу.
Но при всех недостатках педагогического образования, оно давало то, что не дает никакое другое образование в России:
1) Это хорошие коммуникационные навыки, умение говорить с группой, с классом детей. Нигде, ни в каких других специальностях и направлениях у студентов не развиваются коммуникационные навыки, и они просто не смогут вести уроки, выступать перед классом и родителями. Ну, за исключением единиц, получающих такую практику в командах КВН и т.п. Именно из-за своих коммуникационных навыков студенты педвузов котируются наравне с выпускниками университетов при приеме на работу в качестве менеджеров или даже выше. Они могут говорить с клиентами и другими сотрудниками, чему не обучены выпускники классических и технических университетов.
2) Педагогическая ориентация личности, которая формируется в результате многолетних раздумий о работе учителем, непрерывных практик в школе, которые начинаются еще на 1-м курсе и идут все годы обучения.
Поэтому даже не очень хорошо подготовленный выпускник педагогического вуза как учитель лучше, чем наугад, случайно взятый выпускник университета.
И вот, вместо того, чтобы задуматься, о том, почему стало так плохо с учителями и контингентом педагогических вузов, Минпрос решает проблему по-большевистски: профессионально подготовленных учителей упразднить и взять на их место всех желающих, любителей. Выиграет ли от этого школа? Повысится ли качество образования? Как это отразится на детях?
Уверен, что во всех случаях ответ один – ПЛОХО! Наша школа в очередной раз пробивает дно.
Конечно, есть среди недавно испеченных инженеров, физиков, математиков, филологов, экономистов (которые сами по себе тоже никому не нужны) и такие, кто постепенно станет хорошим учителем. Но таких – немного! Буквально единицы. Для основной же массы переход в школу станет временной мерой, чтобы «перекантоваться» на время, пока не найдена работа получше. У большинства этих людей нет личностной ориентации на педагогическую деятельность, на взаимодействие с ребенком, иначе бы они пошли в педвузы.
Следующими вехами в кадрах будут: врачи без медицинского образования, судьи и прокуроры без юридического, военные без военного…
Переворачивает принятая мера и аккредитационные параметры школ и сам ФГОС.
Федеральный стандарт имел, если кто-то заметил, еще и ту особенность, что формулировал в комплексе требования, обеспечивающие КАЧЕСТВО обучения. То есть триаду: требования к материальному обеспечению учебного процесса, к кадровому. Ну и требования к результатам подготовки учащихся. Отметьте – к результатам обучения, а не к самим учащимся. То есть учащиеся практически не причем, это школа обязана по стандарту обеспечить учащимся ВОЗМОЖНОСТЬ получения им каких-то знаний. Но мы это не потянули.
И вот теперь Минпрос делает сразу две интересные вещи:
1) Отменяет кадровые требования к обеспечению учебного процесса. Как бы говорит: иди в школу, кто хочет, и учи – как получится. Потому что везде, во всех документах о должностных обязанностях учителя написано: методику учитель выбирает сам. Это его полное право. Материальные требования никогда толком не выполнялись.
2) Но СОДЕРЖАНИЕ обучения, чему именно учить, мы учителю детально пропишем. В новой версии стандартов. И ни шага влево, ни шага вправо. За это – … А что за это? Непонятно. И проконтролировать это невозможно.
Новоявленные учителя «с улицы», не получившие курса методики по своим предметам, что-то, конечно, буду говорить из того, что написано в учебниках (единственных!), но обучением это не будет.
Вот вам и «единое образовательное пространство»! О каком-либо качество можно забыть.
Пора, пора отменять все эти ФГОСы, которые уже не выполняют своих функций, называть вещи своими именами – у нас теперь единая государственная учебная программа по всем предметам. От чего ушли, к тому и приплыли.
И возвращаемся мы в 1980-е годы. Годы застоя и упадка. Все, что было, было зря. День сурка в масштабах огромной страны и за 30 лет. А знаете, что последует за этим? /Источник
PS ИМХО, но можно просто начать уважать и ценить учителей. А что думаете по этому поводу вы?
PPS Мы с уважением относимся ко всем профессиям и не хотим иллюстрацией к этой новости никого обидеть, но, ИМХО, зарплата учителя очень часто как раз таки на уровне «менеджеров по чистоте” и только они, возможно, захотят за такие деньги пойти в школу работать.
Учитель без педагогического образования — таким примером можно было бы проиллюстрировать тему «оксюморон» на уроках русского языка. На работу в школу действительно, как правило, не берут без диплома профильного вуза. Но бывают и исключения. Какие? Объясняет юрист Алина Боштырева.
Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Вопрос. Можно ли без педагогического образования преподавать в школе предмет, который совпадает с направлением, по которому получен диплом?
Ответ. На должности преподавателей в порядке исключения могут быть назначены работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
В соответствии с п. 5.1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г. N 594, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.
Статья 53 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» предусматривает, что порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами. Закреплено, что к педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В отношении требований о квалификации педагогических работников фактически применяются Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам), доведенные письмом Минобразования РФ от 29 марта 2001 г. N 52.20.1350/20-5.
При этом, согласно этому же письму, уровень образования работников образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании. В стаж педагогической работы засчитывается педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных учреждениях, в учебно-методических учреждениях, работа на должностях руководителей и специалистов органов управления образованием и другая работа в ранее установленном порядке.
Если вы намерены преподавать в школе, вам нужно сдать пакет документов в отдел кадров на проверку. Специалисты рассмотрят его и сообщат вам о решении
Если вас отказываются принять на работу из-за отсутствия у вас педагогического образования, вы можете уточнить, нужно ли вам пройти курсы повышения квалификации, чтобы уровень профессионального стандарта соответствовал ст. 46 ФЗ «Об образовании».
Та же ситуация и с работодателем: достаточно оценить уровень образования претендента на должность согласно нормативным документам. Согласно ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как нетрудно заметить, иметь педагогическое образование совсем не обязательно. Достаточно иметь среднее профессиональное образование (любое, заметьте) и пройти соответствующие курсы повышения квалификации.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Елену Прохорову. Фото: / Everett Collection