Учреждения физической культуры и спорта

Учреждения физической культуры и спорта

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

УЧРЕЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОСОБЫЙ ВИД УЧРЕЖДЕНИЙ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

А.В. СЕРДЮКОВ, Государственный университет — Высшая школа экономики; И.С. КУЗНЕЦОВ, Российская правовая академия Минюста России

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы правового статуса учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов, в том числе школ высшего спортивного мастерства, а также перспективы создания системы учреждений спортивной подготовки -особого вида учреждений отрасли физической культуры в результате принятия федерального закона «О спортивной подготовке», проект которого разрабатывается в настоящее время.

Ключевые слова: учреждения спортивной подготовки, школы высшего спортивного мастерства, проект федерального закона, физкультурно-спортивное законодательство.

Введение

Российское законодательство о физической культуре и спорте продолжает претерпевать значительные изменения. Два года назад, 30 марта 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» . Новый закон создает предпосылки для перехода отрасли на принципиально иной уровень правовой регламентации складывающихся в ней общественных отношений, устанавливает принципы и закладывает основы отечественного физкультурно-спортивного законодательства. Следующим этапом, осуществляемым в настоящее время, является подготовка подзаконных актов в реализацию нового закона, а также проектов необходимых законодательных актов.

Одним из таких законодательных актов должен стать федеральный закон «О спортивной подготовке», концепция которого 18 февраля 2008 г. была утверждена Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. Исследования возможных путей разрешения рассматриваемой проблемы осущест-

вляются в настоящее время по заказу Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризма России). Одновременно Комиссией Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения был подготовлен проект федерального закона «О спортивной подготовке», внесение которого предполагается от имени Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Необходимость разработки указанного законопроекта вызвана недостатком законодательных актов в части регулирования деятельности по подготовке спортсменов. При этом подготовка спортсменов вообще, и спортсменов высокого класса в частности, является важнейшей составляющей государственной политики в сфере физической культуры и спорта и требует соответствующей регламентации. Кроме того, по данным государственной статистической отчетности, в спортивных школах страны обучается более 3 млн чел. Очевидно, что деятельность такого количества людей не может оставаться неурегулированной, тем более, что эта деятельность обладает серьезной спецификой.

Нормативная правовая основа спортивной подготовки

В настоящее время перечень организаций, осуществляющих подготовку спортсменов, выглядит примерно следующим образом:

— школы высшего спортивного мастерства;

— училища олимпийского резерва;

— спортивные школы всех видов;

— центры спортивной подготовки.

Первые нормативные акты, регламентирующие деятельность указанных организаций, были изданы в конце 60-х гг. прошлого века. Среди них — Типовое положение о школе высшего спортивного мастерства, утвержденное постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 2 июля 1969 г. и Положение о детско-юношеской спортивной школе, утвержденное постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 23 апреля 1969 г. Несмотря на время принятия указанных нормативных правовых актов, их содержание и сегодня остается актуальным. Однако нельзя не принимать во внимание, что эти акты, а также ряд других, более поздних, принимались в период советской государственности в рамках принципиально иной правовой системы.

В переходный период начала 90-х гг. прошлого века процесс принятия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по спортивной подготовке, в силу ряда объективных и субъективных причин больше был похож на «латание дыр», нежели носил характер целенаправленной работы. Многие нормативные правовые акты, принятые в конце 1980-х — начале 1990-х гг., хотя формально и не отменялись, но ввиду их несоответствия действующему законодательству Российской Федерации применяться не могут. Кроме того, с принятием в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, установившей основы федеративного устройства России, все нормативные правовые акты, изданные до этого времени, должны были быть пересмотрены с учетом норм, содержащихся в Конституции.

Ряд основополагающих документов, на которых строится деятельность организаций, осуществляющих подготовку спортсменов, был издан вскоре после принятия Конституции Российской Федерации. Это, в первую очередь, сборник «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурной направленности, расположенных на территории Российской Федерации», утвержденный совместным письмом Минобразования России от 1 февраля 1995 г. № 03-М и Госкомспорта России от 25 января 1995 г. № 96-ИТ, а также инструктивное письмо Комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 23 марта 1994 г. № 151-ИТ о Типовом положении о школе высшего спортивного мастерства. Однако необходимо отметить, что уже на момент появления указанных актов существовало официальное разъяснение Минюста России, в котором говорилось о недопустимости издания нормативных правовых актов в виде писем. Таким образом, эти доку-

менты были изданы с нарушением действовавшего на тот момент законодательства. Тем не менее в силу отсутствия какой-либо другой нормативной основы организации, осуществляющие подготовку спортсменов, вынуждены были ими руководствоваться.

Начиная с 2001 года в России осуществляются реформа разграничения полномочий уровней публичной власти и административная реформа. Результат этих реформ для организаций, занимающихся подготовкой спортсменов, плачевен — они оказались выкинутыми за рамки нормативного регулирования. В августе 2006 г. под давлением Минюста России, которое настаивало на этом с 2004 г., Росспортом совместно с Минобрнауки России было издано письмо о неприменении сборника «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации», являвшегося одним из основных руководящих документов, регламентирующих деятельность по подготовке спортсменов. Взамен данного сборника Росспортом были разработаны и разосланы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта методические рекомендации, не имеющие нормативной силы и которые могут использоваться субъектами Российской Федерации лишь в качестве ориентира при принятии собственных нормативных правовых актов по вопросам спортивной подготовки.

Кроме того, акты федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, касающиеся вопросов оплаты труда в организациях, осуществляющих подготовку спортсменов, и изданные начиная с 1992 года, потеряли свою актуальность в связи с указанными выше реформами. Не так давно в Российской Федерации осуществлен переход на отраслевые системы оплаты труда. Однако применительно к физической культуре и спорту вести речь об отраслевой системе оплаты труда затруднительно, поскольку отраслевой системы учреждений физической культуры и спорта как таковой не существует.

Принимая во внимание, что в настоящее время система законодательства Российской Федерации, в том числе физкультурно-спортивного законодательства, приняла четкие очертания, имеются достаточные основания для создания правовой основы, позволяющей определить статус, принципы и организацию деятельности учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов, механизмы регламентации подготовки спортсменов и ее обеспечения. Необходимую основу для этого создает и новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», вводящий понятие центров спортивной подготовки, подготовки спортивного резерва, но при этом не устанавливающий конкретных требований к процессу спортивной подготовки.

Особенности деятельности ШВСМ

Среди перечисленных ранее организаций, осуществляющих подготовку спортсменов, особо следует выделить школы высшего спортивного мастерства — ШВСМ,

ІШ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поскольку именно они обладают всеми признаками, позволяющими говорить о специфике этого вида деятельности.

Сегодня ШВСМ в своей деятельности руководствуются в основном нормативными правовыми актами гражданского законодательства: Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и др., которые регламентируют лишь общие организационные основы их функционирования: порядок их создания, реорганизации и ликвидации; формирование и использование их имущества; права и обязанности их учредителей, основы управления данными организациями и другие вопросы. Поскольку нормы российского законодательства не устанавливают особенности регулирования такого специфического вида деятельности, как подготовка спортсменов, невозможным становится урегулирование отношений по подготовке спортсменов путем издания подзаконных нормативных правовых актов (прежде всего актов Минспорттуризма России) — законодательные основания для издания таких актов отсутствуют.

В начале 90-х гг. прошлого века после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» практически все организации, осуществляющие подготовку спортсменов, в том числе и школы высшего спортивного мастерства, были отнесены к образовательным учреждениям. До 2004 г. большинство ШВСМ было зарегистрировано в качестве образовательных учреждений дополнительного образования. Однако 122-м законом были внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании», которые сделали невозможным существование ШВСМ как учреждений дополнительного образования. Таким образом, на сегодняшний день деятельность организаций по подготовке спортсменов, в том числе и ШВСМ, как уже отмечалось, ничем не регулируется.

Прежде чем говорить о возможных путях выхода из сложившейся ситуации, необходимо проанализировать специфику деятельности по подготовке спортсменов, определить цели и задачи организаций, осуществляющих такую деятельность. И главный вопрос, на который необходимо ответить: является ли процесс подготовки спортсменов образовательным процессом?

Поскольку многолетний процесс подготовки спортсменов подчинен общим закономерностям обучения и воспитания, в нем находят свое отражение общие педагогические принципы. Однако, несмотря на это, деятельность ШВСМ, как представляется, нельзя рассматривать в качестве образовательной:

— ШВСМ призваны обеспечить наилучшее качество спортивной подготовки спортсменов с целью отбора кандидатов в спортивные сборные команды страны и команды мастеров по игровым видам спорта;

— ШВСМ осуществляют отбор наиболее способных, одаренных и перспективных лиц для достижения ими высоких спортивных результатов;

— основными показателями качества работы ШВСМ являются количество подготовленных кандидатов

в спортивные сборные команды Российской Федерации и результаты выступления их воспитанников на главных соревнованиях года;

— основными формами подготовки спортсменов являются учебно-тренировочные сборы, групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, занятия по индивидуальным планам, участие в спортивных соревнованиях, осуществление восстановительных, профилактических и оздоровительных мероприятий, медико-биологических обследований.

Перечисленные особенности деятельности ШВСМ, осуществляющих подготовку спортсменов, не в полной мере соответствуют критериям образовательной деятельности, установленным Законом Российской Федерации «Об образовании». Так, в соответствии с преамбулой этого Закона под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение такого уровня (ценза) удостоверяется соответствующим документом. Иными словами, образование -это процесс обучения, по завершении которого гражданину выдается соответствующий диплом или аттестат, в котором указывается, по какой специальности данный гражданин получил квалификацию. Между тем подготовка спортсменов не завершается выдачей каких-либо документов, подтверждающих получение спортсменом квалификации. Кроме того, в перечне специальностей, по которым осуществляется подготовка в образовательных учреждениях, категория «спортсмен» отсутствует.

Также, если говорить о спортивной подготовке и о тренировочном процессе, такой процесс не может быть ограничен на программном уровне, поскольку для достижения спортивных результатов спортсмену нужно тренироваться постоянно. Частью 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. осуществляющее одну или несколько образовательных программ. Однако организации, осуществляющие подготовку спортсменов, в своей деятельности руководствуются не образовательными программами, а учебно-тренировочными программами, которые существенным образом отличаются от образовательных программ.

Кроме того, законом об образовании предусмотрено обязательное лицензирование образовательной деятельности. Для получения такой лицензии необходимо проведение соответствующей экспертизы. Вместе с тем требования к ее проведению, установленные Законом «Об образовании» и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 , не в полной мере могут быть выполнены организациями, осуществляющими подготовку спортсменов. Стоит отметить, что после принятия 122-го закона начиная с 2004 года ни одной ШВСМ не была выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности.

(ШШ>

Также постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. № 752 внесены изменения в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которые установили виды образовательных учреждений дополнительного образования детей, к которым ШВСМ отнесены не были (к таким учреждениям указанным постановлением отнесены: детско-юношеские спортивные школы; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; детско-юношеские спортивно-адаптивные школы).

Таким образом, школы высшего спортивного мастерства не могут считаться образовательными учреждениями.

Концепция законопроекта

Исходя из вышесказанного, а также из необходимости установления на федеральном уровне общих требований к организации процесса спортивной подготовки, была подготовлена концепция проекта федерального закона «О спортивной подготовке». Данная концепция основана на положениях части 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений могут устанавливаться федеральным законом.

Основной задачей будущего проекта федерального закона «О спортивной подготовке» является, в первую очередь, законодательное регулирование особенностей специфической деятельности по подготовке спортсменов. Законопроект будет направлен на установление правового статуса учреждений спортивной подготовки, их прав и обязанностей, принципов их функционирования и взаимоотношений со спортсменами. Предполагается, что такие учреждения могут быть как государственными бюджетными или автономными учреждениям, так и негосударственными.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с функционированием и деятельностью учреждений спортивной подготовки. К вопросам, которые будут урегулированы проектом федерального закона, относятся:

— уровни (этапы) спортивной подготовки;

— научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение учреждений спортивной подготовки;

— общие требования к процессу спортивной подготовки.

Помимо понятия учреждения спортивной подготовки законопроектом предполагается определить само понятие спортивной подготовки, содержание программ спортивной подготовки. Деятельность в сфере спортивной подготовки должна подлежать лицензированию, поскольку может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан.

Законопроектом «О спортивной подготовке» также вводятся особенности правового положения работников учреждений спортивной подготовки. Также предполагается установить общие требования к присвоению

квалификационных категорий тренеров, что позволит устранить имеющиеся сегодня сложности в толковании соотношения квалификационных категорий, присваиваемых педагогическим работникам, и квалификационных категорий, присваиваемых работникам физической культуры и спорта. Кроме того, сегодня де-юре квалификационные категории тренеров отсутствуют. Планируется, что общий порядок аттестации и присвоения квалификационных категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Отдельное место в законопроекте будет посвящено системам компенсаций за спортивную подготовку. Не секрет, что вопросы компенсаций за спортивную подготовку обсуждаются уже не первый год, однако разумного решения до настоящего времени предложено не было. Не решает всех соответствующих проблем и принятая не так давно новая глава Трудового кодекса Российской Федерации . Законопроектом предполагается установить обязанность спортсмена, спортивная подготовка которого будет осуществляться для него самого на бесплатной основе; в определенных случаях, по окончании этой подготовки — компенсировать затраты, понесенные организацией на такую подготовку. Причем это могут быть как бюджетные организации, и в этом случае такая норма будет способствовать сокращению числа спортсменов, которые «покупаются» богатыми регионами, так и некоммерческие организации, которые могут создаваться при спортивных клубах, и в этом случае норма будет регулировать вопросы, связанные с компенсациями при переходах спортсменов из одного клуба в другой. Описанная конструкция содержит в себе некий аналог внедряемой сейчас системы образовательных кредитов.

Законопроект создаст правовую основу для дальнейшего нормативного правового регулирования (в том числе на подзаконном уровне) требований к обеспечению системы подготовки спортсменов, в том числе финансово-хозяйственному, кадровому, материальнотехническому и программному обеспечению.

В связи с принятием законопроекта потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации о разграничении полномочий, связанное с закреплением полномочий субъектов Российской Федерации по созданию учреждений спортивной подготовки, а также законодательство о лицензировании.

Таким образом, законопроект «О спортивной подготовке» направлен на решение следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) создание учреждений спортивной подготовки -особого вида учреждений отрасли физической культуры и спорта;

2) правовую регламентацию специфической деятельности по спортивной подготовке;

3) установление общих требований к организации процесса спортивной подготовки;

4) регламентацию деятельности тренеров как основных субъектов спортивной подготовки;

5) установление системы компенсаций за спортивную подготовку.

ІШ)

В заключение отметим, что формирование нормативной правовой базы в области деятельности по подготовке спортсменов, а также нового вида учреждений — учреждений спортивной подготовки — внесет ясность и упорядоченность в соответствующие отношения, создаст усло-

вия для повышения эффективности системы подготовки спортсменов, в том числе резерва спортивных сборных команд всех уровней, и станет стимулирующим фактором развития отечественного спорта высших достижений.

Литература

1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — № 50. — Ст. 6242.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 3. — Ст. 145.

3. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. — № 30. — Ст. 1797.

4. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный за-

кон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 35. -Ст. 3607.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 14. — Ст. 1661.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 50. — Ст. 5356.

7. Федеральный закон от 28 февраля 2008 г. № 13-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 9. — Ст. 812.

Спортивная организация — организация, осуществляющая деятельность в области спорта, целью которой является подготовка спортсменов, проведение спортивных мероприятий, образование или другой вид деятельности, связанной со спортом.

Термин «Спортивная организация» включает в себя определение широкого круга общественных и коммерческих структур, и юридическое толкование этого термина может различаться в разных странах. Например, определение «Физкультурно-спортивная организация» на территории Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. #80-ФЗ: «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»:

Физкультурно-спортивная организация — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Виды спортивных организаций

Точной классификации спортивных организаций не существует, можно только условно разделить их виды по типу объединения или внутренней административно-организационной структуре. Но следует учесть, что схожие по внутренней организации, они могут иметь разные названия. Первичными организациями физкультурно-спортивной направленности принято называть те из них, в которых непосредственно проводиться учебно-тренировочная работа и различные формы физкультурно-оздоровительных занятий с населением разных социальных и демографических групп.

Первичные спортивные организации

  • Спортивные секции
  • Спортивные кружки
  • Спортивные клубы
  • Спортивные школы

Спортивные объединения

На основе первичных организаций исторически складывались более крупные организации, призванные улучшить эффективность, организационно-методическое или коммерческое руководство.

  • Спортивное общество
  • Спортивная ассоциация
  • Спортивная федерация
  • Спортивный союз
  • Спортивное объединение
  • Спортивная конфедерация
  • Спортивная лига
  • Спортивный комитет

В сфере физической культуры и спорта функционирует большое количество разнообразных физкультурно-спортивных организаций. Порядок образования, регистрации, реорганизации и ликвидации определяется Федеральным законом «Об общественных объединениях» с учетом особенностей, предусмотренных законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и рядом других нормативных актов.

Основные задачи, функции, структура, вопросы членства, избрание органов управления, выбор хозяйственной деятельности и финансирования, социальной защиты спортсменов и работников физической культуры и спорта, учреждение своей символики предусматриваются уставами физкультурно-спортивных объединений.

Все многообразие организаций подразделяется на виды, исходя из определенных критериев.

По формам собственности физкультурно-спортивные организации могут быть:

  • • государственными;
  • • региональными;
  • • муниципальными;
  • • частными.

По отношению физкультурно-спортивной организации к прибыли (согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации — ГК РФ) организации подразделяются на:

коммерческие — юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

некоммерческие — юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

В Федеральном законе «О некоммерческих организациях» (ФЗ-7 от 12.01.1996) установлено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

В нашей стране действует Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ), введенный с 01.01.2013 г. Этот документ разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационноправовых форм. Согласно ОКОПФ, под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

По организационно-правовым формам организации могут быть:

  • • полный перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций определен в п. 2 ст. 50 ГК РФ — хозяйственные товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество) и общества (АО, ООО, ОДО), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • • согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Возможные организационно-правовые формы физкультурноспортивных организаций приведены на рис. 13.

По численности работников организации делятся на малые, средние и большие.

Физкультурно-спортивные организации и их разнообраз­ная деятельность составляют систему физической культу­ры и спорта в стране. Разнообразие интересов людей и видов физкультурно-спортивной деятельности привели к появле­нию большого количества организаций. В определении общих подходов к классификации физкультурно-спортивных органи­заций нужно исходить из того, что в системе отраслей народ­ного хозяйства физическая культура и спорт является отрас­лью услуг, а деятельность большинства организаций отрасли направлена на производство товаров и услуг в разнообразных и специфических формах. Одна группа организаций выпускает и реализует спортивный инвентарь, обувь, одежду, оборудова­ние, занимается ремонтом и строительством спортивных со­оружений. Вторая группа организаций занимается услугами: сервисными, физкультурно-оздоровительными, спортивными, информационными и др. Отметим специфику и особенности данного вида услуг:

  • они несохранимы и одновременны — не воспользовав­шись услугой в определенное время, ее невозможно повторить (время спортивных соревнований, занятий и т.д.);

  • они неосязаемы — так как до пользования нельзя судить о качестве услуги;

  • они разнородны — уровень услуги, ее оценка и качество в разное время может быть различной, к тому же многое зави­сит от психологии и индивидуальных качеств и особенностей клиента.

Третья группа организаций оказывает услуги по управле­нию. Организации данной группы разнятся по своим полномо­чиям, размерам, статусу, спортивной специализации и другим характеристикам, что дает повод для классификации. В опре­делении подходов к классификации следует учитывать реаль­ную ситуацию, а также традиции и преемственность управления физической культурой и спортом в СССР.

В СССР ведущая роль принадлежала государственным организациям системы Комитета по физической культуре и спорту, которые функционировали во всех регионах страны. Им подчинялись все физкультурно-спортивные организации вне зависимости от ведомственной принадлежности. Отраслевые министерства и ведомства имели в своей структуре специальные подразделения (комитеты, отделы, секторы и др.), которые занимались развитием физической культуры и спорта и отрасли. В МВД, КГБ работа проводилась государственно-общественным физкультурно-спортивным обществом «Динамо». Массовая физкультурно-спортивная работа в городах и сельской местности велась профсоюзными добровольными спортивными обществами. В армии существовали многочисленные спортивные клубы во главе с ЦСКА.

Изменение социально-экономического строя привело к структурной перестройке. Начало реформированию управ­ленческих отношений в сфере физической культуры и спорта положили Указы Президента России «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом и Российской Федерации» и «О Всероссийском олимпийском комитете», принятые в начале 1990-х годов. В соответствии с ними начали строиться новые управленческие отношения, для дальнейшего формирования которых важное значение имело принятие «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (1993). Именно в этом документе впервые на законодательном уровне было введено разграничение компетенции в области ФКиС между федеральными органами государственной власти и субъектами федерации.

Закон Российской Федерации о физической культуре и спорте (1999) узаконил разграничение управленческой компетенции между государственными органами управле­нии ФКиС и общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Действующий ныне Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят в декабре 2007 г. В нем по-новому регулируются вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области ФКиС. В документе детально прописываются полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления. После принятия закона 2007 г. законотворческая работа по совершенствованию системы управления отраслью продолжалась. Например, в 2008 г. был опубликован Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», в котором затрагивались и вопросы управления физической культурой и спортом на фе­деральном уровне.

В результате реформ появились новые организации с несвойственными периоду социализма отношениями, формами и методами работы, юридическим статусом и другими отличительными чертами и характеристиками. Правопреемникам союзного органа управления физической культурой и спортом стали свойственны иные функции, главные из которых — выработка политики в области ФКиС, планирование и координация работы. Система профсоюзных организаций физической культуры и спорта смогла сохранить лишь те организации, которые приспособились к новым экономическим условиям или сохранили право получать дотации. В то же время спортивные федерации, союзы, Олимпийский комитет России стали самостоятельными организациями, во многом утратив при этом финансовую поддержку со стороны государства. Появились коммерческие организации с новым организационно-правовым статусом в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др.

Критериями классификации спортивных организаций в сов­ременных условиях могут служить: принадлежность; характер управленческих отношений; способ получения прибыли, средств.

1. По принадлежности различают:

а) государственные организации: к ним относятся Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, региональные органы управления ФКиС (в различных субъектах Российской Федерации они носят разное название);

б) ведомственные организации министерств (силовые министерства, министерства образования, здравоохранения и др.);

в) общественные — спортивные федерации по видам спорта, Олимпийский комитет России, спортивные клубы и союзы, общества;

г) общественно-государственные (добровольные спортивные общества, например ОГФСО «Юность России», ВФСО «Динамо», ДОСААФ России и т.п.);

д) частные организации — профессиональные клубы, спортивные фирмы по производству товаров и предоставлению услуг.

Государственные и ведомственные организации во многом сохранили набор функций управления. С учетом нового за­конодательства, социально-экономического положения корректировать их цели, масштабы и уровни компетенции, объем деятельности. Они выбирали такой статус и структуру управления, которые позволяют лучше приспособиться к внешним условиям. По уставу ДСО не должно ставить коммерческие цели. Добровольных членов должно быть больше, чем оплачиваемых работников. Наличие добровольных начал и добровольных работников в управлении делает менеджмент специфическим и отличающимся от других организаций. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (1995) физкультурно-спортивные организации: клубы (физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические) и коллективы физической культуры (КФК) могут иметь любую организационно-правовую форму и форму собственности.

Основными видами деятельности, осуществляемыми спортивными клубами и КФК, являются: организация физкультурно-оздоровительной работы с гражданами, в том числе с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами; подготовка спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации. Деятельность спортивных организаций, связанная с физическим воспитанием граждан и выявлением перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта, подпадает под определение любительского спорта и носит некоммерческий характер. Вместе с тем современное законодательство не запрещает, а, напротив, оговаривает возможность ведения спортивными организациями коммерческой (предпринимательской) деятельности.

В рамках осуществления основных видов деятельности физкультурно-спортивные организации оказывают платные услуги населению, доход от оказания которых является одним из источников финансирования деятельности спортивной организации.

Перечень платных услуг физической культуры и спорта был установлен Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. № 1561. В соответствии с пунктом 9 инструкции в платные услуги физической культуры и спорта были включены:

  • стоимость билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на спортивных сооружениях;

  • стоимость абонементов и разовых билетов на занятия фи­зической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности, общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики, ходьбы на лыжах и т.п.;

  • плата за обучение навыкам спорта и развитию физиче­ских качеств на курсах, услуги по подготовке инструкторов физической культуры и спорта для работы в платных группах;

  • плата населения за пользование спортивным оборудова­нием, формой и другие услуги, предоставляемые посетителям спортивных сооружений.

2. По характеру отношений организации делятся на профессиональные и любительские.

К первым относятся те, что имеют постоянство целей и про­фессиональных работников управления, как правило, аппарат, с разделением функций по объему, характеру, полномочиям, ответственности. Регламент деятельности закреплен положе­нием, другими организационно-правовыми актами. Позиции и роли работников определены контрактами, договорами, при­казами, инструкциями.

Любительские организации, в отличие от профессиональ­ных, управляются на общественных началах. Возможно нали­чие профессионального работника с управленческими функци­ями и правами. Основными функциями являются организация, планирование, координация, стимулирование. Властные и ре­гламентирующие начала размыты. В большей степени в работе руководителя важны инициатива, ответственность, качества лидера, которые мотивируют участников. Такая форма организации свойственна первичным физкультурно-спортивным коллективам в учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, детских организациях. Временный фактор может быть различным, а вся деятельность — носить постоянный характер.

3. По основным источникам получения средств организации могут быть представлены как коммерческие, некоммерческие и смешанные. К коммерческим организациям можно отнести магазины по продаже спортивных изделий, фабрики по производству спортивного оборудования и инвентаря. Основная цель их деятельности — получение прибыли путем удовлетворения потребностей людей и общества.

К некоммерческим организациям2 относятся те, которые получают государственные или другие средства, дотации для ведения своей деятельности. К ним относятся государственные и ведомственные организации, такие как комитеты по физической культуре и спорту, ведомственные организации силовых структур, министерства образования и науки и других отраслей, центры спортивной подготовки. В общем виде возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта представлены в табл. 1.

Поясним отдельные источники финансирования организа­ции этой группы. Программно-целевое финансирование означает покрытие расходов спортивных организаций по выполнению специальных программ (федеральных, региональных, городских, отраслевых, межотраслевых) развития физической культуры и спорта. Адресное финансирование направлено на поддержку какой-либо инициативы, предложения от спортивной организации, например проведения определенных физкультурно-спортивных мероприятий во время празднования Дня города или Дня Победы. Субвенция — вид денежной помощи муниципальным органам власти со стороны государства, выделяемой на определенный срок на конкретные цели. В отличии от дотации она подлежит возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки. Доходами от неосновной деятельности могут служить банковские депозиты, средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых в основной деятельности, и др.

Таблица

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *