Уголовная ответственность за пенсионеров

Уголовная ответственность за пенсионеров

В соответствии со статьей 175 Уголовного кодекса Украины (далее — УК Украины): безосновательная невыплата …пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем …учреждения или организации независимо от формы собственности…, — наказывается штрафом от пятисот (8500,00 грн.) до тысячи (17000,00 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена ​​выплата …пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам.

Пенсия — это форма социального обеспечения граждан при наступлении предусмотренных законом условий. В соответствии с законодательством Украины пенсии делятся на трудовые (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные (например, за особые заслуги). Ответственность по ст. 175 УК Украины наступает за невыплату любой установленной гражданину в соответствии с законом пенсии.

Другая, установленная законом выплата — это другая, кроме пенсии, установленная законом выплата гражданам, которая осуществляется на регулярной основе (ежемесячно). Это, в частности: определенные виды государственной социальной помощи (например, пособие при рождении ребенка, помощь на детей, находящихся под опекой или попечительством, помощь малообеспеченным семьям с детьми и так далее), доплаты и компенсации, которые осуществляются в соответствии с законодательством о социальной защите граждан.

Лицо привлекают к ответственности, если в деянии (действиях или бездействии) лица есть все признаки состава преступления. Таких признаков четыре: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Что это значит?

Объектом преступления является конституционное право на социальную защиту, в том числе право на получение пенсий и других видов социальных выплат. Этим конституционным правам корреспондирует обязанность соответствующих субъектов (в частности, государства) по выплате соответствующих денежных средств. Потерпевшими от преступления являются граждане, которым должна выплачиваться пенсия или иная установленная законом выплата.

Объективная сторона преступления выражается в безосновательной невыплате пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц. Под невыплатой пенсии или другой установленной законом выплаты следует понимать неполную или несвоевременную выплату гражданам указанных выплат. Такая невыплата образует состав преступления, предусмотренного ст. 175 УК Украины, если она: 1) является безосновательным; 2) имеет место в течение определенного срока (более чем за один месяц). Преступление считается оконченным с момента, когда истек последний срок выплаты пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам и ее невыплата составляет более чем за один месяц. Например, при невыплате пенсии — с момента наступления дня, следующего за днем, который был последним по срокам выплаты пенсии за второй месяц.

Субъект преступления специальный. Им может быть только руководитель учреждения или организации независимо от формы собственности. Другие должностные лица учреждений, организаций могут нести уголовную ответственность по этой статье только как соучастники (организаторы, подстрекатели, пособники).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Часть 3 ст. 175 УК Украины предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности в случае, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена ​​выплата …пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам.

Часть 3 ст. 175 УК Украины не уточняет, какие именно выплаты и в каком объеме должно осуществить виновное лицо для того, чтобы оно было освобождено от уголовной ответственности по указанным основаниям. Судя по всему, речь идет о невыплаченных гражданам средств, выплата которых должна быть осуществлена ​​в полном объеме до привлечения его к уголовной ответственности. Согласно решению Конституционного Суда Украины привлечения к уголовной ответственности как стадия уголовного преследования начинается с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления.

Давайте на примере невыплаты пенсии на основании положений Постановления №365, Постановления №335 рассмотрим возможность привлечения к ответственности по ст. 175 УК Украины.

И так, в соответствии с практикой Верховного Суда:

(3) В соответствии с частью второй статьи 2 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине” регистрация места жительства или места пребывания лица или ее отсутствие не может быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами или международными договорами Украины или основанием для их ограничения. Таким образом, государство обязано гарантировать гражданам право на социальную защиту, а ограничение этого права возможно только на основании законов, принимаемых Верховной Радой Украины (номера дел 233/4008/17; 243/7507/17; 242/3044/17; 591/5261/17; 408/2863/17-а; 428/6025/17 и другие)

(4) По содержанию конституционных норм, Кабинет Министров Украины не наделен правом решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Верховной Рады Украины, так же как и принимать правовые акты, которые подменяют или противоречат законам Украины. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются, в частности, формы и виды пенсионного обеспечения, защиты, формы и виды пенсионного обеспечения. В преамбуле Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» указано, что изменение условий и норм общеобязательного государственного пенсионного страхования осуществляется исключительно путем внесения изменений в настоящий Закон. Конституционное понятие «Закон Украины”, в отличие от понятия «законодательство Украины”, не подлежит расширенному толкованию, это — нормативно-правовой акт, принятый Верховной Радой Украины в пределах полномочий. Изменения в закон вносятся по установленной процедуре Верховной Радой Украины путем принятия закона о внесении изменений. Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины являются подзаконными, а потому не могут ограничивать права граждан, установленные законами (номера дел 805/402/18-а и другие);

(5) Прекращая выплаты пенсии при отсутствии предусмотренных законами Украины оснований, нарушается право на получение пенсии. При этом право на получение пенсии является объектом защиты по ст.1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (номера дел 219/10988/16-а; 219/50/17; 310/8366/16-а (2-а/310/710/16); 243/7306/17 и другие);

(6) Учитывая практику Европейского Суда по правам человека, прекращение выплаты пенсии на основаниях, предусмотренных Постановлением №365 носят дискриминационный характер, поскольку ограничение права на получение пенсии происходит по признаку места жительства. Согласно практике Европейского Суда по правам человека право гражданина на назначение пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное место жительства или регистрация места проживания, а государство в соответствии с конституционными принципами обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает лицо, пенсия которому назначена (номера дел 521/11358/17; 408/3321/17 и другие).

Все указанное выше, свидетельствует о том, что принимая решение о невыплате пенсии не на основании Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” руководитель органа Пенсионного фонда Украины умышленно безосновательно осуществляет невыплату пенсии. Если такова длится более чем один месяц, то возникают основания для привлечения его к уголовной ответственности по ст. 175 УК Украины.

Считаем, что есть два варианта привлечения к ответственности по прекращению выплаты пенсии по Постановлению №365 с учетом, что срок невыплаты составляет более чем за один месяц через подачу заявлений в полицию/прокуратуру:

Первый вариант — наличие решения органа Пенсионного фонда Украины о приостановлении/прекращении выплаты пенсии, обоснованное нормами Постановления №365 без решения суда. Пример образец заявления ;

Второй вариант — наличие решения суда в котором установлено: противоправные действия органа Пенсионного фонда Украины о приостановлении/прекращении выплаты пенсии, обоснованное нормами Постановления №365 и отменено решение, если таково было. Примерный образец заявления .

Считаем, что есть два варианта привлечения к ответственности по невыплате задолженности по пенсии по Постановлению №335, с учетом, что срок задолженности составляет более чем за один месяц через подачу заявлений в полицию/прокуратуру:

Первый вариант — наличие решения органа Пенсионного фонда Украины о выплате задолженности по пенсии, обоснованное нормами Постановления №335 без решения суда. Пример образец заявления .

Второй вариант — наличие решения суда в котором установлено: противоправные действия органа Пенсионного фонда Украины о выплате задолженности по пенсии, обоснованное нормами Постановления №335, обоснованное нормами Постановления №365 и отменено решение, если таково были. Примерный образец заявления .

Как подать заявление?

Примерные образцы заявлений, указанные выше подготовлены для подачи в полицию, но их также можно подать и в прокуратуру, но тогда необходимо поменять адресата с отдела полиции на прокуратуру.

  • Предварительно в зависимости от варианта или получите решение органа Пенсионного фонда о причинах приостановления/прекращения выплаты пенсии (можно воспользоваться примерами заявлений, указанных в нашей публикации или если у вас есть решение суда, то сделайте его копию.
  • Скачайте образец заявления, заполните его, распечатайте в двух экземплярах, подпишите.
  • Сделайте копии всех документов, которые упоминаются вами в заявлении.
  • Придите с заявлением в отделение полиции/прокуратуры. Один останется в отделении, второй вернут вам с отметкой о принятии. Убедитесь, что ваше заявление о преступлении зарегистрировали. Его должны вписать в книгу учета заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) и присвоить ему номер. Сотрудник полиции/прокуратуры при регистрации заполняет талон-корешок и талон-уведомление с одним регистрационным номером. Талон-уведомление обязаны выдать вам. В нём должны указать данные сотрудника, который принял заявление, регистрационный номер, наименование территориального органа, адрес и служебный телефон, дату приема и подпись, инициалы и фамилию оперативного дежурного. Вас попросят проставить дату и время получения талона-уведомления и расписаться за него на талоне-корешке. Если по объективным причинам вам не выдают талон-уведомление, спросите у сотрудника регистрационный номер вашего обращения в КУСП. Запишите этот номер, чтобы потом контролировать рассмотрение заявления.
  • Если заявление так как в п. 3 не удается подать, отправьте его заказным письмом с уведомлением.

Что дальше?

Со вступлением в силу с 20 ноября 2012 года новым УПК Украины кардинально изменен порядок начала расследования уголовных правонарушений. В настоящее время уже не выносятся постановления о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении. Следователь, прокурор, получив заявление о совершенном уголовном преступлении должны безотлагательно, но не позднее 24 часов, внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование. УПК Украины четко определено, что отказ в принятии и регистрации заявления об уголовном правонарушении не допускается (ст. 214 УПК Украины).

Так, согласно УПК Украины, с заявлением о преступлении могут обращаться заявитель (лицо, которому только известно о совершенном уголовном преступлении) и потерпевший (лицо, в отношении которого совершено уголовное преступление). В случае, если вы пострадали от преступления, вас могут внести в Единый реестр досудебных расследований как заявителя, а не как потерпевшего. Это вызвано тем, что заявителю, по УПК Украины, только сообщается о внесении заявления в Единый реестр досудебных расследований и о принятом решении по уголовному производству, то есть его права значительно уже, чем права потерпевшего. Таким образом, следователь формально выполняет требование УПК Украины (вносит сведения вашего заявления в Единый реестр досудебных расследований), но не берет на себя никакой ответственности за обеспечение ваших прав как потерпевшего, поскольку вносит вас как заявителя. Поэтому при подаче заявления о преступлении необходимо требовать, чтобы соответствующее должностное лицо предупредило вас об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о преступлении, а также предоставило вам памятку пострадавшего. Если вы не уверены, что ваше заявление зарегистрировано, вы можете потребовать предоставить вам выписку из Единого реестра, которую обязаны вам предоставить.

По уголовному производству вас должны допрашивать не как свидетеля, а как потерпевшего. В ходе досудебного расследования необходимо активно пользоваться правами потерпевшего (ст. 56 УПК Украины), в частности, заявлять ходатайства о проведении определенных следственных действий. Необходимо постоянно интересоваться, какое решение следователь принял по уголовному производству. Согласно УПК Украины, следователь, в случае закрытия уголовного дела, должен направить копию постановления потерпевшему (заявителю такая копия не направляется). Это постановление вы, как пострадавший, в 10-дневный срок можете обжаловать прокурору или следственному судье. Во всех случаях, при возникновении непонятных для вас вопросов, вы можете проконсультироваться с нами — позвоните нам на 0 800 309 110, и мы проконсультируем вас, или напишите нам в Онлайн консультацию.

В 2018-м и первой половине 2019 года в России не возбудили ни одного уголовного дела за увольнение предпенсионеров, сообщили «Известиям» в Генпрокуратуре. Однако это не значит, что работодатели не пытаются избавиться от таких сотрудников. Отчасти проблему решает трудовая инспекция, которой удается в случае нарушения прав предпенсионера восстановить его на рабочем месте без подключения правоохранителей. Но многие вынуждены смириться с ситуацией, поскольку доказать мотив дискриминации по возрасту довольно сложно, говорят эксперты.

Статья есть, дел нет

Статья 144.1 за увольнение предпенсионеров появилась в Уголовном кодексе (УК) чуть больше года назад — 3 октября 2018-го. Она подразумевает наказание и за необоснованный отказ в приеме на работу специалистов, которым осталось меньше пяти лет до выхода на пенсию. В обоих случаях предусмотрен штраф до 200 тыс. рублей (или в размере зарплаты осужденного за полтора года) либо до 360 часов обязательных работ.

— В 2018 году уголовные дела по данной статье не возбуждались, — заявили «Известиям» в Генпрокуратуре. — В рамках исполнения приказа генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдение трудовых прав граждан» установлено, что в первом полугодии 2019-го следственными органами уголовные дела по статье 144.1 УК РФ не возбуждались.

Возбуждать такие дела могут сотрудники Следственного комитета, следует из Уголовно-процессуального кодекса. «Известия» направили запрос в Следственный комитет.

Отсутсвие дел связано с тем, что здравомыслящие работодатели понимают: именно квалификация работника, а не его возраст имеет наибольше значение для успешной деятельности организации, заявили «Известиям» в Минтруде.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда, добавили там.

Ответственность по ст. 144.1 УК «наступает только в случаях, когда работодатель руководствовался дискриминационным мотивом, связанным соответственно с достижением лицом предпенсионного возраста», указывал пленум Верховного суда в своем постановлении от 25 декабря 2018 года. В том же документе оговаривалось, что даже если трудовой договор расторгнут по инициативе сотрудника, но есть доказательства, что работодатель вынудил его написать заявление в связи с его возрастом, состав преступления есть.

Как раз дискриминационный мотив на практике доказать практически невозможно, сказал «Известиям» зампред Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков.

— Формально людей увольняют не из-за возраста, а по другим причинам. Поэтому на практике статья не работает. Работникам, как правило, даже нет смысла инициировать разбирательство: они понимают, что никаких доказательств мотивов работодателя на руках нет. Поэтому и ситуации такие не на слуху, — сказал эксперт.

Зачастую работодатель требует, чтобы сотрудник ушел по собственному желанию, в противном случае ему грозят увольнением по «нехорошей статье» или проблемами с новым трудоустройством, добавил вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Многие не жалуются в госорганы, потому что даже при восстановлении в должности заплативший штраф работодатель наверняка отыграется на подчиненном, создавая невыносимые условия.

На уровне инспекции

Отчасти проблема всё же решается без участия следователей: за права предпенсионеров борется и трудовая инспекция. На конец сентября этого года в Роструд и его территориальные органы поступило порядка 1,8 тыс. обращений работников предпенсионного возраста, из которых 440 связаны с вопросами увольнения, рассказали в службе. На 1 июня в результате исполнения предписаний инспекторов труда были восстановлены трудовые права почти 1 тыс. обратившихся, сообщали «Известиям» в пресс-службе ведомства ранее.

Тем не менее число неработающих предпенсионеров растет. По данным Минтруда, по итогам второго квартала в органах службы занятости было зарегистрировано 122,6 тыс. граждан этого возраста — на 8,5% больше, чем в первом квартале.

Если же сопоставлять данные Пенсионного фонда России и Росстата, получается, что официально трудоустроены только 40% из 10,1 млн граждан предпенсионного возраста. Из 6 млн неработающих часть закончили трудиться досрочно или уже не могут этого делать из-за инвалидности. Однако опрошенные «Известиями» специалисты всё же оценивали уровень безработицы среди предпенсионеров как экстремально высокий.

Как постоять за себя

Нормы, защищающие предпенсионеров, в сложившейся в России системе разрешения трудовых споров практически не работают, что и доказывает статистика Генпрокуратуры, отметил в беседе с «Известиями» профессор кафедры управления персоналом Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. По его словам, для изменения ситуации необходимо заимствовать зарубежную практику. Бремя доказательств правоты или неправоты в трудовых спорах должно лежать на работодателе, считает он. Сегодня же доказывать незаконность увольнения вынужден работник, у которого гораздо меньше ресурсов.

По инициативе компании избавиться от сотрудника можно в том числе при сокращении штата или увольнении за несоблюдение обязанностей, напомнила партнер Pen & Paper Мария Николаева. В первом случае доказать вину работодателя можно лишь в случае, если функционал уволенного работника в компании сохранился, но сама должность называется иначе, сказала она, отметив, что процесс разбирательства не будет легким.

Когда работодатель пытается зафиксировать нерадивость сотрудника, нужно письменно аргументированно опровергать все необоснованные обвинения, посоветовала юрист. Если этого не делать, а компания зафиксирует все якобы допущенные работником нарушения, доказать незаконность ее действий будет достаточно сложно, сказала Мария Николаева.

Отметим, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке труда, предпенсионеры имеют право бесплатно повысить квалификацию или обучиться новой профессии, обратившись в службу занятости. Согласно данным Минтруда, по состоянию на конец сентября 2019 года были заключены договоры на обучение 76,5 тыс. человек. Прошли или продолжают обучение 58,7 тыс. предпенсионеров. Нацпроект «Демография» предполагает, что на учебу будут отравляться 50 тыс. человек ежегодно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *