Указ 1574

Указ 1574

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О государственных должностях Российской Федерации

В целях систематизации государственных должностей постановляю:

1. Утвердить сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, согласно приложению.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Кремль

11 января 1995 года

№ 32

Приложениек Указу ПрезидентаРоссийской Федерацииот 11 января 1995 г.№ 32

Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации

Президент Российской Федерации

Председатель Правительства Российской Федерации

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 976)

Абзац (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21)

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 976, вступление в силу см. пункт 8)

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 976)

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации* (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 976, вступление в силу см. пункт 8)

Министр Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 976, вступление в силу см. пункт 8)

Министр Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации** (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 976, вступление в силу см. пункт 8)

Федеральный министр

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве) (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.12.1996 № 1748)

Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.12.1996 № 1748)

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания

Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.12.2008 № 1658)

Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания

Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания

Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания

Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 26.01.2017 № 35)

Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания

Абзац (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.01.2017 № 35)

Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Абзац (Утратил силу с 1 января 2015 г. — Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2014 № 837)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Абзац (Утратил силу с 6 августа 2014 г. — Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2014 № 529)

Абзац (Утратил силу с 6 августа 2014 г. — Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2014 № 529)

Абзац (Утратил силу с 6 августа 2014 г. — Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2014 № 529)

Генеральный прокурор Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 — вступает в силу с 15 января 2011 г.)

Председатель Следственного комитета Российской Федерации (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 — вступает в силу с 15 января 2011 г.)

Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2020 № 15)

Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (Дополнен с 1 января 2015 г. — Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2014 № 837)

Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации*** (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 976)

Председатель Счетной палаты

Заместитель Председателя Счетной палаты

Аудитор Счетной палаты

Председатель Центрального банка Российской Федерации

Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)

Председатель федерального суда

Заместитель председателя федерального суда

Судья федерального суда

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 23.10.1998 № 1298, который вступает в силу с 1 февраля 1998 г.)

Абзац (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724)

* В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» допускается также наименование должности «Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 976)

** В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» допускается также наименование должности «Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации — Министр Российской Федерации». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 976, вступление в силу см. пункт 8)

*** Наименование должности определяется законодательством субъектов Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 976)

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (далее — Реестр).

2. Установить, что должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, подлежат включению в Реестр.

3. Установить, что наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах (далее — государственные органы) должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр.

4. Допускается двойное наименование должности федеральной государственной гражданской службы в случае, если:

а) заместитель руководителя государственного органа является руководителем структурного подразделения этого органа;

б) заместитель руководителя структурного подразделения государственного органа является руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа;

в) заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти является статс-секретарем этого органа;

г) лицо, замещающее должность заместителя руководителя государственного органа, руководителя структурного подразделения государственного органа или его заместителя либо иную должность федеральной государственной гражданской службы, является главным бухгалтером или его заместителем;

д) на руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций главного государственного инспектора Российской Федерации (заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации) с указанием в наименовании должности сферы деятельности или функций главного государственного санитарного врача Российской Федерации (заместителя главного государственного санитарного врача Российской Федерации), главного государственного регистратора Российской Федерации (заместителя главного государственного регистратора Российской Федерации), главного судебного пристава Российской Федерации (заместителя главного судебного пристава Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 пункт 4 настоящего Указа дополнен подпунктом «д.1»

д.1) на заместителя федерального министра возлагается исполнение функций руководителя (директора) федерального агентства;

е) на руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение контрольных и надзорных функций с указанием в наименовании должности сферы деятельности;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 4 декабря 2013 г. N 880 пункт 4 настоящего Указа дополнен подпунктом «е.1»

е.1) на руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава);

ж) на руководителя (заместителя руководителя) территориального органа федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций главного государственного инспектора (заместителя главного государственного инспектора) с указанием в наименовании должности сферы деятельности или функций главного государственного санитарного врача (заместителя главного государственного санитарного врача), главного государственного регистратора (заместителя главного государственного регистратора), главного судебного пристава (заместителя главного судебного пристава);

з) на руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава);

и) на федерального государственного гражданского служащего возлагается исполнение функций государственного регистратора.

5. В случае если федеральным законом предусмотрено наименование должности федеральной государственной гражданской службы в сочетании с наименованием другой должности (должностными обязанностями или функциями), такое сочетание следует считать наименованием должности, установленной Реестром.

7. Руководителям государственных органов привести наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в этих органах, а также нормативные правовые акты этих органов в соответствие с настоящим Указом.

8. Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Реестра.

9. Установить, что должности «руководитель (директор) федерального агентства», «директор департамента федерального министерства», «заместитель руководителя (директора) федерального агентства», «заместитель директора департамента федерального министерства», «помощник руководителя (директора) федеральной службы», «советник руководителя (директора) федеральной службы», «помощник руководителя (директора) федерального агентства», «советник руководителя (директора) федерального агентства» и иные должности, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 2004 г. N 519 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы» и иными указами Президента Российской Федерации, но не включенные в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, считаются государственными должностями федеральной государственной службы со дня вступления в силу этих указов Президента Российской Федерации.

10. Установить, что гражданские лица, замещающие должности, которые учреждены для замещения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, или сотрудниками, имеющими специальное звание, в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, считаются федеральными государственными служащими, замещающими государственные должности федеральной государственной службы, а после 1 февраля 2005 г. — федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы.

11. Установить, что период замещения государственных должностей федеральной государственной службы, предусмотренных перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, со дня вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и до введения в действие Реестра считается периодом замещения должностей федеральной государственной гражданской службы.

12. Установить, что переназначение лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, на должности федеральной государственной гражданской службы производится в случаях, если в Реестре отсутствуют наименования замещаемых ими должностей. При переназначении следует учитывать установленные квалификационные требования к должностям гражданской службы.

13. Признать утратившими силу указы Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению.

14. Настоящий Указ вступает в силу одновременно со вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, за исключением пунктов 9-11 настоящего Указа, которые вступают в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

В. Путин

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы

Приложение к Указу Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574

Классификация государственных служащих Российской Федерации

Классификация государственных служащих — одна из сложных в административной науке и практике. Нормативно она решена лишь частично. Научные исследования данной проблемы свидетельствуют, что классификация государственных служащих многовариантна. Можно классифицировать российских государственных служащих по следующим признакам.

1. По уровням государственной власти:

  • федеральные государственные служащие;
  • государственные гражданские служащие субъектов РФ.

2. По ветвям государственной власти:

  • государственные служащие законодательной власти;
  • исполнительной власти;
  • судебной власти и прокуратуры;
  • иных высших государственных органов.

3. По видам государственной службы.

  • гражданский служащий;
  • военнослужащий;
  • служащий правоохранительных органов.

4. По условиям прохождения службы:

  • карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;
  • замещающие должности государственной службы по контракту на определенный срок.

5. По классным чинам, воинским и специальным званиям, (дипломатическим рангам. Эта классификация особо значима, поскольку имеет давние исторические традиции и в настоящий момент в большей степени нормативно урегулирована. В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ классные чины на гражданской службе введены в Российской Федерации вместо квалификационных разрядов, установленных еще в 1995 г. Классные чины, воинские и специальные звания — одна из фундаментальных основ государственной службы, поэтому на ней следует остановиться подробно.

Чины, ранги, звания. В современном российском законодательстве определено четыре вида классификации государственных служащих. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу РФ, присваиваются:

  • классные чины;
  • дипломатические ранги;
  • воинские звания;
  • специальные звания.

Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются только классные чины1Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 13..

Законодательно установлены общие условия (принципы) присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий государственных служащих РФ:

  • их последовательное присвоение по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
  • присвоение классного чина, воинского звания и т.д. государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью государственной службы;
  • досрочное присвоение классного чина воинского звания и т.д. либо присвоение классного чина и т.д. на одну ступень выше, предусмотренных для замещаемой должности государственной службы, в качестве меры поощрения;
  • учет классного чина воинского звания и т.д. при переводе или поступлении служащего с государственной службы одного вида на другой;
  • сохранение присвоенного классного чина, воинского звания и т.п. при освобождении от замещаемой должности государственной службы или увольнения с государственной службы;
  • лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания только по решению суда.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также пребывание в них учитываются при присвоении классного чина и т.д. по новому виду государственной службы. Заметим: учитываются, но не переносятся автоматически.

В частности, в указе Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими» 2005 г. № 113 говорится, что при поступлении на гражданскую службу гражданина РФ, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида службы, дипломатического ранга воинского или специального звания, то ему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Отдельным указом Президента России определяется и соответствие старых квалификационных разрядов федеральных государственных служащих новым классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.

Классный чин гражданского служащего РФ — это персонально присваиваемый, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена разряд, соответствующий служебному положению, занимаемой должности, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет и заслугам служащего.

Современное законодательство определяет пять наименований классных чинов гражданской службы:

  • секретарь государственной гражданской службы РФ;
  • референт государственной гражданской службы;
  • советник государственной гражданской службы РФ;
  • государственный советник Российской Федерации;
  • действительный государственный советник РФ2Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 11..

В каждой группе чинов предусматривается три класса — 1, 2, 3-й (1-й класс высший). Всего, таким образом, в гражданской службе России 15 классных чинов.

Классные чины строго дифференцированы по группам должностей гражданской службы. Присвоение классных чинов производится последовательно в строгом соответствии с замещаемой группой должностей гражданской службы:

  • чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1—3-го класса соответствует младшей группе должностей;
  • чин референта государственной гражданской службы РФ 1—3-го класса соответствует старшей группе должностей;
  • чин советника государственной гражданской службы РФ 1—3-го класса соответствует ведущей группе должностей;
  • чин государственного советника Российской Федерации 1—3-го класса соответствует главной группе должностей;
  • чин действительного государственного советника Российской Федерации 1—3-го класса соответствует высшей группе должностей.

Присвоение классных чинов гражданских служащих РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.

Высшие классные чины — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3-го класса — присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ.

При этом:

  • в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. — по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти — по представлению Правительства РФ;
  • в иных федеральных государственных органах (законодательной, судебной власти) или их аппаратах — по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

  • в федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ;
  • в иных федеральных государственных органах — руководителями этих органов.

Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа либо представителя этого руководителя.

Гражданским служащим субъектов РФ классные чины присваиваются в соответствии с законами субъектов Федерации3Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 11.. Как правило, классные чины высших и главных групп должностей присваиваются губернаторами, а остальные — руководителями местных администраций и их структурных подразделений.

С момента присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад по классному чину, входящий в денежное содержание служащего, и делается запись в личное дело, учетную карточку и трудовую книжку чиновника.

Законодательство устанавливает основные требования к присвоению классных чинов гражданским служащим:

  • классные чины присваиваются гражданским служащим только в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы;
  • гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена;
  • классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, причем с соблюдением последовательности присвоения чина, с учетом профессионального уровня служащего и продолжительности государственной гражданской службы РФ в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, воинское, специальное звание, дипломатический ранг, присвоенные служащему на прежнем месте государственной службы России.

Например, первым классным чином для младшей группы должностей является секретарь государственной гражданской службы РФ 3-го класса для старшей группы должностей — референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса и т.д.

Первый классный чин федеральному гражданскому служащему присваивается после успешного завершения испытания. Если испытание не устанавливалось по условиям служебного контракта, то первый классный чин присваивается не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность.

Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый служащему.

Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

  • в классных чинах секретаря государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, референта государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса — не менее одного года;
  • в классных чинах советника государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, государственного советника РФ 3-го и 2-го класса — не менее двух лет;
  • в классных чинах действительного государственного советника РФ 3-го и 2-го класса — как правило, не менее одного года.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря гражданской службы 1-го класса референта гражданской службы 1-го класса, советника гражданской службы 1-го класса и государственного советника РФ 1-го класса сроки не устанавливаются.

При назначении гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а также должности категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче этого экзамена принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа.

В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

  • до истечения срока, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в занимаемой должности и не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
  • по истечении срока — на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы, но в пределах группы должностей, к которой относится занимаемая должность.

Важно, что очередной классный чин не присваивается гражданскому служащему, имеющему дисциплинарные взыскания, а также служащему, в отношении которого проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от занимаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы, в том числе с выходом на пенсию, а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Дипломатические ранги. В рамках гражданской службы свою специфику имеет служба дипломатических работников. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ.

Законодательством установлено, что лицам, заметающим должности федеральной государственной службы в Министерстве иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, представительствах МИД РФ на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера присваиваются в соответствии с их квалификацией и занимаемой должностью дипломатические ранги. Они имеют следующие наименования: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1-го класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса советник 1-го класса советник 2-го класса, первый секретарь 1-го класса, первый секретарь 2-го класса, второй секретарь 1-го класса, второй секретарь 2-го класса, третий секретарь, атташе.

Воинские звания. На государственной военной службе традиционно существуют воинские звания. Они были и в армии императорской России, и в Советской Армии, есть и в современных Российских Вооруженных силах. Составы военнослужащих и их воинские звания Российской Федерации установлены Федеральным законом № 53-ФЭ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и рядом других нормативных актов. Согласно действующему законодательству все воинские звания делятся на войсковые и корабельные. Их иерархический уровень и старшинство зависят от состава военнослужащих и замещаемых ими должностей. На военной службе существует три состава (группы) военнослужащих: солдаты (сержанты), прапорщики и офицеры.

Группе солдат, матросов, сержантов и старшин соответствуют следующие воинские звания:

  • войсковые — рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина;
  • корабельные — матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина.

Группе прапорщиков и мичманов соответствуют воинские звания:

  • войсковые — прапорщик и старший прапорщик;
  • корабельные — мичман и старший мичман.

Офицерский состав подразделяется на три категории: младшие,

старшие и высшие офицеры.

Воинские звания младших офицеров:

  • войсковые — младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
  • корабельные — младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.

Воинские звания старших офицеров:

  • войсковые — майор, подполковник, полковник;
  • корабельные — капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга.

Воинские звания высших офицеров:

  • войсковые — генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал- полковник, генерал армии, маршал Российской Федерации;
  • корабельные — контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота.

Соответствие званий и чинов. Своя классификация специальных званий существует в правоохранительной государственной службе.

Сложный и пока до конца не решенный вопрос — правовое определение соответствия воинских званий званиям правоохранительной службы или классным чинам. Как уже отмечалось, они учитываются, но не переаттестуются автоматически. Все зависит от замещаемой должности в новом виде государственной службы.

Разработан табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам (теперь классным чинам) государственных служащих4Указ Президента РФ от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащего»..

Согласно нему соответствует:

  • генералу армии, адмиралу флота генерал-полковнику, адмиралу — квалификационный разряд (классный чин) действительного государственного советника РФ 1-го класса;
  • генерал-лейтенанту, вице-адмиралу — действительный государственный советник РФ 2-го класса;
  • генерал-майору, контр-адмиралу — действительный государственный советник РФ 3-го класса;
  • полковнику, капитану 1-го ранга — государственный советник РФ 2-го класса;
  • подполковнику, капитану 2-го ранга — государственный советник РФ 3-го класса;
  • майору, капитану 3-го ранга — советник РФ 1-го класса;
  • капитану, капитан-лейтенанту — советник РФ 2-го класса;
  • старшему лейтенанту — советник РФ 3-го класса;
  • лейтенанту — советник государственной службы 1-го класса;
  • младшему лейтенанту — советник государственной службы 2-го класса;
  • старшему прапорщику, старшему мичману, прапорщику, мичману — советник государственной службы 3-го класса;
  • старшине, главному корабельному старшине, старшему сержанту, главному старшине — референт государственной службы 1-го класса;
  • сержанту, старшине 1-й статьи, младшему сержанту, старшине 2-й статьи — референт государственной службы 2-го класса;
  • ефрейтору, старшему матросу, рядовому, матросу — референт государственной службы 3-го класса.

Следовательно, введение и присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий служащим являются фактором упорядочения государственно-служебных отношений, закрепления иерархии государственных должностей, стимулом повышения квалификации государственного служащего и фактом государственного признания его заслуг.

Одно из главных требований, которое предъявляется к государственным служащим, — их профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Данное требование вытекает из принципа современной государственной службы РФ — профессионализма и компетенции служащих. Возрастание сложности управленческого труда потребовало от служащего профессиональной специализации и квалификации, т.е. приобретения им специальных знаний, умений и навыков. Основные формы специализации персонала государственной службы — профессия, специальность, должность. Диагностика управленческих кадров по определению их профессиональной компетентности осуществляется с помощью специальных методов оценки персонала: конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов, испытаний, составления профессиограмм, индивидуальных собеседований, наблюдений и т.д.

Весьма важен вопрос мотивации поступления граждан на государственную службу. Что влечет их стать государственными служащими? Социологические опросы показывают, что федеральные гражданские служащие среди мотивов поступления на государственную службу на первое место ставят гарантию постоянности работы (44,7%), а далее — желание принести пользу государству и обществу, стремление реализовать свои способности, стремление сделать карьеру, повысить свой статус, заработать государственную пенсию5Актуальные проблемы государственной службы и кадровой политики. М.: РАГС. 2005. С. 36..

Результаты исследования говорят о том, что в целом у российских государственных гражданских служащих превалирует личная и одновременно общественно-государственная мотивация поступления на государственную службу и ее прохождения. Абсолютное большинство чиновников вполне удовлетворены своим положением. Все это говорит о достаточно высоком социальном статусе российских государственных служащих.

(наименование главы в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ; от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ; от 9 июля 2014 года № 356-СФ)

Статья 172. Полномочия Совета Федерации по назначению на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств

(наименование статьи 172 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи Экономического суда Содружества Независимых Государств в соответствии с пунктом 7 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 года, назначаются на должность в порядке, установленном для назначения на должность судей Верховного Суда Российской Федерации.

(Статья 172 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 173. Представление Президентом Российской Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств

(наименование статьи 173 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации либо по его поручению полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации.

2. Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Совет Федерации рассматривает в четырнадцатидневный срок с момента получения представления Президента Российской Федерации. В случае необходимости Председатель Совета Федерации созывает для рассмотрения этого вопроса внеочередное заседание палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 2008 года № 223-СФ).

21. Вопрос о назначении на должность судей Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств рассматривается Советом Федерации в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

(Часть 21 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 38-СФ.)

3. Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.

(Статья 173 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 174. Обсуждение кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, в комитетах Совета Федерации

(наименование статьи 174 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит заключение по каждой кандидатуре. При подготовке заключений Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству вправе запрашивать дополнительную информацию на представленных кандидатов у органов государственной власти, организаций и должностных лиц. (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.).

(Часть 1 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

2. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются также в Комитете Совета Федерации по международным делам.

3. Кандидаты на должности судей указанных судов могут быть приглашены на заседание соответствующего комитета Совета Федерации.

(Статья 174 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

Статья 175. Рассмотрение вопроса о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств на заседании Совета Федерации

(наименование статьи 175 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. На заседании Совета Федерации заслушиваются заключения Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству по представленным кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств и заключения Комитета Совета Федерации по международным делам по кандидатурам для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств.

2. После обсуждения каждая кандидатура на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, представленная для назначения Президентом Российской Федерации, включается в бюллетень для тайного голосования. По решению Совета Федерации тайное голосование может быть проведено с использованием электронной системы.

3. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

4. Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств оформляется постановлением Совета Федерации.

5. Если кандидатура, представленная Президентом Российской Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, не получит при голосовании необходимого количества голосов сенаторов Российской Федерации, она отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации. Специального голосования для принятия указанного постановления не требуется (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

6. При отклонении Советом Федерации кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту Российской Федерации о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. Указанное постановление в трехдневный срок Председателем Совета Федерации направляется Президенту Российской Федерации. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из сенаторов Российской Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

(Статья 175 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 176. Порядок назначения на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

(наименование статьи 176 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председатель и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьями 174 и 175 настоящего Регламента.

(Часть 2 ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

3. Вопрос о назначении на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации рассматривается в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

(Часть 3 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

(Статья 176 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июля 2009 года № 301-СФ; от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 177. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

1. После оглашения результатов голосования по кандидатуре, представленной Президентом Российской Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, проводится Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.

3. Председатель Совета Федерации приглашает на трибуну Зала заседаний Совета Федерации лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, для приведения его к присяге.

4. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу, текст которой предусмотрен частью второй статьи 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», вслух, стоя, положив руку на Конституцию Российской Федерации.

5. Присягу судьи Конституционного Суда Российской Федерации все находящиеся в Зале заседаний Совета Федерации заслушивают стоя.

6. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного Суда Российской Федерации под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации.

7. Председатель Совета Федерации поздравляет судью Конституционного Суда Российской Федерации со вступлением в должность и передает ему мантию как символ судебной власти.

8. После принесения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.

Статья 178. Торжественное вручение лицу, назначенному на должность судьи, копии постановления Совета Федерации о его назначении

После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации Председатель Совета Федерации вручает каждому лицу, назначенному на должность судьи, копию постановления Совета Федерации о его назначении. Копия постановления Совета Федерации вручается Председателем Совета Федерации на заседании Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.

(Статья 178 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 1781. Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

1. В соответствии со статьей 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Совет Федерации прекращает полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Представление Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит соответствующее заключение.

4. Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с выступления Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. Затем слово предоставляется председателю, первому заместителю председателя либо заместителю председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству для оглашения заключения комитета.

5. При рассмотрении вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации на заседании Совета Федерации может присутствовать судья Конституционного Суда Российской Федерации, которому по его просьбе предоставляется слово.

6. В ходе обсуждения сенаторы Российской Федерации вправе задавать вопросы Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, докладчику от Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, судье Конституционного Суда Российской Федерации, высказываться за прекращение полномочий или против прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

7. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается прекратившим свои полномочия, если в результате тайного голосования за прекращение его полномочий проголосовало большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

8. Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

9. Если предложение Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не получит при голосовании большинства голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, оно отклоняется. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

(Статья 1781 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2014 года № 356-СФ.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *