Управленческий учет в строительстве
Содержание
- Управленческий учёт
- Зачем нужен управленческий учет?
- Как настроить Управленческий учет?
- Как учитывать прибыль связанных компаний?
- Как построить систему управленческого учета с нуля
- Как найти убыточный проект?
- Как работать без кассовых разрывов?
- Почему бухгалтерский и управленческий учет стоит вести в одной базе?
Управленческий учёт
Зачем нужен управленческий учет?
Управленческий учет помогает понять:
Представим Николая — он владеет компанией «Компик». «Компик» обслуживает офисную технику, и дела вроде идут хорошо. Есть постоянные клиенты, работают два штатных администратора, появляются новые заказы.
Но вот Николай смотрит статистику доходов и расходов:
Выходит, бизнес убыточен? Нет, «Компик» прибылен, но Николай на радостях купил себе новую машину, потратив деньги, которые заработал его бизнес. Личные деньги смешались с деньгами компании, и Николаю сложно оценить реальное состояние бизнеса. Тогда он смотрит статистику в Управленческом учете:
Разделение по типам деятельности — один из инструментов Управленческого учета, есть и другие. Все они помогают руководителю увидеть реальную картину бизнеса и правильно прогнозировать расходы и доходы.
Как настроить Управленческий учет?
Настройте Управленческий учет под свою компанию — выделите статьи расходов и доходов, назовите их понятно для себя. Разделите статьи по типам деятельности:
- Операционная деятельность — непосредственная деятельность организации.
- Финансовая — операции по добавлению или изъятию средств. Например, руководитель вывел деньги и купил новый Айфон или, наоборот, продал Айфон и всё вложил в бизнес.
- Инвестиционная — инвестиции в сторонние проекты.
Структурируйте статьи, как удобно. Например, статья «Продажи» в доходах может делиться на статьи «Веб-сайт» и «Офлайн-магазин». А «Реклама» в расходах — на «Соцсети» и «Наружную рекламу».
Распределяйте операции по статьям регулярно, чтобы всегда видеть актуальные данные о бизнесе.
Как учитывать прибыль связанных компаний?
У Антона две компании: одна готовит обеды, а другая их доставляет. Компания по доставке пока работает только с одним поставщиком, и она убыточна. Значит ли это, что убыточную компанию нужно закрыть?
Ответ может быть разным. В этом случае — нет, компанию закрывать не нужно. Без собственной доставки Антону пришлось бы пользоваться сторонними курьерами, это дороже. Получается, убыточная доставка уменьшает операционные расходы компании по готовке и делает группу компаний (готовка + доставка) более выгодной.
В Управленческом учете можно увидеть информацию по каждому проекту и объединить проекты в группы, чтобы оценить их совокупную выгоду.
Есть два способа объединить проекты в группу:
-
При первом входе. Когда первый раз заходите в Управленческий учет, выберите связанные компании, введите название группы и нажмите «Продолжить».
Как построить систему управленческого учета с нуля
Потом все можно будет поменять.
- В любое время в личном кабинете. Зайдите во вкладку «Панель управления» → «Организации». Группируйте компании, как удобно, и меняйте название группы. Изменения отразятся в Управленческом учете.
Как найти убыточный проект?
Николай заметил, что на некоторых клиентов его компания тратит больше денег, чем те приносят. Чтобы найти убыточных клиентов, он разделил в Управленческом учете все доходы и расходы компании на проекты. Каждый клиент — отдельный проект. Николай все распределяет по проектам:
- расходные материалы в зависимости от того, для кого их купили;
- зарплаты сотрудников пропорционально потраченному времени;
- доходы.
Если компания занимается ремонтом квартир, ее проекты — это разные квартиры. Магазины или кафе в сетевой компании — проекты. Заказы у дизайн-бюро — проекты. Бывает, что для бизнеса проекты не нужны.
Как работать без кассовых разрывов?
В прошлом месяце Иван, руководитель компании «Айти-помощник», выплатил зарплату сотрудникам из собственных средств. Из-за этого пришлось отложить поездку с семьей.
Обычно денег на все хватало, но в этом месяце Иван нанял нового сотрудника на крупный проект и немного не рассчитал: деньги за проект должны были прийти 7 марта, а зарплату нужно выплачивать уже третьего.
Доходы от остальных проектов ушли на оплату аренды и другие текущие расходы. Так получился кассовый разрыв — ситуация, когда нужно сделать платеж, а денег на него нет.
Управленческий учет помогает планировать расходы и доходы, чтобы избежать кассового разрыва.
В современной практике выделяется весьма широкий перечень инструментов управленческого учета. Многие из них не являются инструментами собственно управленческого учета. Так, например концепцию всеобщего управления качеством, бенчмаркинг и кайзен следует рассматривать как инструменты управления бизнесом в целом.
Рассмотрим инструменты, которые содержательно относятся к управленческому учету
— «стандарт-кост»
— «директ-костинг»
— метод учета затрат по видам деятельности
— «матрица жизненного цикла ресурсов»
Система «стандарт-кост» — это система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем составления до начала производства стандартных калькуляций, учета фактических затрат и анализа выявленных отклонений от стандартов (« стандарт» — количество материальных и трудовых затрат, необходимых для производства единицы продукции, « кост» —денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции). В этой системе в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло. Это обусловливает такое отличие данной системы учета от нормативного метода учета затрат, в котором нормативные затраты определяются на основе прошлого опыта, в то время как стандартные затраты основаны на прогнозе будущего.
Система учета «директ-костинг» предназначена для планирования и анализа переменных затрат, остальные виды затрат списываются на финансовые результаты за отчетный период. Эта система позволяет снизить трудоемкость, упростить учет. Все затраты за отчетный период распределяются на прямые производственные, связанные с производственным процессом (собираются по дебету счетов 20 и 23), и косвенные производственные (собираются по дебету счета 25 с кредита счетов учета производственных и финансовых ресурсов), а также периодические, связанные с продолжительностью отчетного периода (собираются на счете 26).
Почему бухгалтерский и управленческий учет стоит вести в одной базе?
В конце отчетного периода периодические затраты списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции (дебет счета 90 «Продажи» — кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы»);
Существует несколько модификаций системы «директ-костинг»:
— классический «директ-костинг»
Исчисляется себестоимость только по прямым основным затратам, все из которых являются переменными;
-система переменных затрат
Исчисление себестоимости продукции осуществляется по переменным затратам, в состав которых входят прямые переменные затраты и косвенные переменные затраты;
-система учета затрат в зависимости от использования производственных мощностей
Исчисление себестоимости осуществляется по всем переменным затратам, прямым и косвенным, и части постоянных затрат, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственных мощностей.
Метод учета затрат по видам деятельноститочно распределяет прямые и косвенные затраты между определенными продуктами или сегментами потребителей. Учет затрат по видам деятельности создает модели реальных расходов, которые несет компания в каком-либо процессе. В определенном смысле это финансовая версия реинжиниринга. Компания идентифицирует ключевые процессы и анализирует затраты на каждой их стадии. Это позволяет компании узнать, во что обходится каждый вид деятельности, например разработка и продвижение нового продукта на рынок (R&D), и в какой мере расходы на них должны быть включены в затраты, связанные с конкретным продуктом или услугой. Так, например, реальные затраты на разработку нового продукта включают издержки на R&D, а также на другие функции, связанные с созданием и выводом продукта на рынок. При правильном применении учет затрат по видам деятельности позволяет компаниям понять и рационализировать свою структуру расходов. Недостаток заключается в том, что он требует тщательного изучения того, что действительно происходит в бизнесе.
«Матрица жизненного цикла ресурсов»
В схематичном виде данный инструмент буквально представляет собой матрицу:
— строки которой соответствуют определенным видам ресурсов
— столбцы- стадиям жизненного цикла ресурсов
— на пересечении строк и столбцов – указываются связанные с данным ресурсом затраты, возникающие на данной стадии его жизненного цикла.
Под «жизненным циклом» понимаются следующие стадии, которые ресурс проживает в компании.
— создание ( или приобретение) ресурса( получение возможности его использовать)
— использование ресурса
— выбытие ресурса
Использование методики «жизненного цикла ресурсов» направленно на повышение обоснованности принимаемых в отношении ресурсов решений. В основе данной методики лежит следующая управленческая идея: при принятии любого решения о ресурсе ( как лучше создавать ресурс, надо ли вообще его создавать, как лучше использовать ресурс и т.д.) необходимо принять во внимание все затраты, возникающие на каждой из стадий его жизненного цикла.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1294 | Нарушение авторского права страницы