Управляющая компания в офисных зданиях

Управляющая компания в офисных зданиях

Что это такое и нужна ли лицензия?

Согласно ГК РФ оперативное управление жилой недвижимостью – это ограниченное вещное право, суть которого в делегировании собственником помещения или здания своих функций по владению и пользованию недвижимостью в рамках утверждённого им же учредительного документа другому лицу или организации (Доверительному управляющему).

Согласно этому праву такой недвижимостью нельзя распоряжаться управляющему по своему усмотрению. Возможно лишь её использование в промышленных целях по созданию какого-либо продукта, услуги.

В Федеральном законе от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» управление нежилым зданием не входит в этот перечень.

ТСН как орган управления — МКД

Согласно п.4 ст.65.2 ГК РФ члены ТСН обязаны:

  • участвовать в образовании имущества товарищества в размере, порядке, способом и в сроки, предусмотренные ГК РФ, законом или уставом ТСН;
  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества;
  • участвовать в принятии решений ТСН, если их участие необходимо для принятия данных решений;
  • не причинять вреда ТСН;
  • не затруднять и не препятствовать достижению целей, ради которых создавалось товарищество.

С 1 сентября 2014 года собственники помещений в МКД вправе объединяться в ТСН (ФЗ №99 от 05.05.2014 года). По своей сути товарищество собственников недвижимости (ТСН) является преобразованной формой ТСЖ, которое теперь никак не зарегистрируешь. В этой статье поговорим о том, что такое ТСН, каковы его функции, полномочия, права и обязанности.

Читать дальше Перевод в другую воинскую часть по отношению

Чем занимается компания, управляющая недвижимостью?

Управление недвижимостью направлено на создание условий максимально выгодных для владельца и создание профессионально продуманной схемы использования недвижимости. Сюда входит:

  1. Грамотное управление ОН (объектом недвижимости).
  2. Создание нормальной работы коммунальных служб.
  3. Грамотное представительство объекта на рынке недвижимости.
  4. Работа по связи с общественностью и органами местной власти.
  5. Участие в создании плана по развитию недвижимости.

Управляющая организация в нежилом комплексе несёт обязанности:

  • ведёт переговоры с властями, организациями, собственниками;
  • организовывает юридическое сопровождение и заключение сделок и договоров с РСО;
  • осуществляет поиск, заключение договора с клининговой компанией;
  • создание надлежащей и необходимой охраны объекта, посредством поиска, заключения договора с ЧОП;
  • выступает как гарант выполнения заключенных договоров;
  • выбирает стратегию бережного и целесообразного расходования финансов на содержание объекта недвижимости.

Цели

Основные цели управления рынком недвижимости:

  1. Согласно Конституции каждый гражданин имеет право на владение, пользование и распоряжение объектами жилого и нежилого фонда и приобретение обязанностей, связанных с владением недвижимостью.
  2. Все участники рынка недвижимости должны функционировать согласно порядка и законов, принятых в этой сфере.
  3. Все стороны и лица, участвующие в операциях с недвижимостью должны быть надёжней защищены от обмана и махинаций преступников и преступных группировок в сфере недвижимости.
  4. Установление цен на недвижимость согласно спросу и предложению, т.е. обеспечение свободной конкуренции на рынке недвижимости.
  5. Создание выгодных условий для инвестирования в коммерческую недвижимость и строительство в целом.
  6. Обеспечение людей жильём, согласно их уровню жизни и достатку, и создание лучших условий для комфортной и безопасной жизни и ведения бизнеса.
  7. Контроль за тарифами и целесообразное налогообложение налогообложение собственников недвижимости.
  8. Решение жилищной проблемы не только в столице, но и в регионах и самых отдалённых провинциях.

Цели и задачи управления объектами нежилого фонда:

  1. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности граждан.
  2. Развитие экономики и предпринимательства.
  3. Обеспечение эффективности использования имущества.

Способы, их достоинства и недостатки

УК

В здании с коммерческими помещениями УК должна осуществлять содержание здания в надлежащем состоянии, а также проводить своевременный ремонт стен и коммуникаций. Она заключает договор с РСО (для собственников жилых помещений). Хотя собственники вправе делать это самостоятельно.

Деятельность УК может распространяться более чем на одно здание.

От ТСЖ отличается объемом управляемых домов и структурированной организацией. В ТСЖ, которое в обычном случае представляет один дом, действует право каждого члена товарищества на выражение и учёт его мнения.

Важно! УК вправе сама решать организационные моменты. Без её согласия собственники не в праве ввести ни одно нововведение или усовершенствование жизни здания.

Плюсом управляющей компании может являться профессиональный подход к управленческим делам.

Минусы:

  • Получение прибыли за счёт жителей дома, т.е. можно смело сказать, что эта организация призвана наживаться на своих подопечных.
  • Невозможность контролировать и детализировать счета УК, куда поступают денежные отчисления жильцов.
  • И, самое больное и обидное, что для принятия решения об эксплуатации дома управляющей компании совсем неважно согласие собственников жилых квартир. Это тот случай, когда во главе многоквартирного дома стоит УК, а жильцы в данном случае – пассивная масса людей. И им волей – неволей приходиться принимать навязываемые ей решения управленцев.

Оформление отношений с УК происходит путём заключения соответствующего договора с собственниками, согласно ст. 162 ЖК РФ.

ТСЖ

ТСЖ (товарищество собственников жилья). Собственник нежилого помещения является владельцем доли собственности, согласно Жилищному кодексу и закону «О товариществах собственников жилья».

Целью создания товарищества собственников жилья (ТСЖ) является — управление общим имуществом дома и осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставление коммунальных услуг, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД либо на совместное использование имущества собственников (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ).

ТСЖ может принимать решения о хозяйственной деятельности (постройках, пристройках общих помещений), распоряжаться средствами собственников, жертвуемые на содержание общедомового имущества (платежи и взносы), наем работников или компаний, осуществляющих ремонт и обслуживание систем и коммуникаций.

Плюсы ТСЖ:

  • Все решения о управлении имуществом дома или другие организационные моменты решаются путём голосования простым большинством голосов. Т.е. сами собственники – это активные творцы своей судьбы.
  • Возможность сдавать верхние нежилые помещения и нижние цокольные этажи в аренду под коммерческую деятельность, а также продавать глухие стены дома под размещение городской рекламы.

Минусы:

  • Долги за коммунальные платежи «раскидываются» на всех других жильцов. Злостного неплательщика правление ТСЖ не сможет и даже не имеет моральных и силовых рычагов заставить платить по квитанции, если человек не желает делать это добровольно.
  • Отчисления на капитальный ремонт в квитанциях собственников ТСЖ не может обеспечить той суммы, чтобы действительно сделать серьёзный и качественный ремонт дома (о том, обязаны ли собственники нежилых помещений оплачивать счета на капремонт МКД, мы рассказывали тут). Так что средства ТСЖ нужно начинать копить, пока ещё тот не успел пообветшать.

Плюсы такой формы управления имуществом налицо. Но недостаток в том, что недвижимостью владеют люди, с разным менталитетом и мировоззрением, которые имеют разные понятия о правильности, ценности и целесообразности того или иного решения. Но тем не менее окончательный выбор осуществляется большинством собственников, и оно является обязательным для всех. Среди минусов можно указать ещё один – непрофессионализм самих собой управляющих жильцов.

ЖСК

Жилищно-строительный кооператив является одним из видов потребительских кооперативов (п. 4 ст. 110 ЖК РФ). К потребительским кооперативам относятся добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе их членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК РФ).

Целью создания жилищно-строительного кооператива является возведение (или реконструкция) и последующее содержание многоквартирного жилого дома в интересах его членов. ЖСК, как и другие потребительские кооперативы, является некоммерческой организацией (ст. 116 ГК РФ) и не ведут предпринимательской деятельности.

ЖСК может создаваться не только собственниками помещения, главное условие – внесение пая, который и даёт право собственности на одно из помещений в доме.

Организовать жилищно-строительный кооператив для постройки и дальнейшего содержания жилого дома имеют право не менее пяти граждан или организаций (п. 1 ст. 112 ЖК РФ).

Учредительный документ ЖСК обычно содержит сведения (ст. 113 ЖК РФ):

  1. Название ЖСК.
  2. Место его локации.
  3. Содержание и цель деятельности.
  4. Процедура вступления в кооператив.
  5. Как выйти из него и получить обратно свой паевой взнос.
  6. Вступительные и паевые взносы, их размер.
  7. График их внесения.
  8. Ответственность за несоблюдение условий договора.
  9. Органы управления и контроля ЖСК.
  10. Процедура принятия решений по вопросам жизни и деятельности кооператива.
  11. Процедура банкротства и ликвидации ЖСК.

Плюсами ЖСК может выступать:

  • Участие пайщика в решениях общих собраний и прямое участие в строительстве и судьбе собственного жилища.
  • При банкротстве застройщика члены ЖСК могут самостоятельно достроить дом, вновь «скинувшись» на это дело.
  • Низкая величина пая на начальном этапе строительства дома.

Минусы:

  • Ни один банк не даст ипотеку, на квартиру в доме под управление ЖСК.
  • Размер пая может увеличиваться в дальнейшем (в зависимости от экономической обстановки в стране, кризисов). НЕ стоит забывать, что пай – это всего лишь первоначальный взнос, коих может быть ещё много в процессе строительства.
  • Несмотря на внесения пая, человек не может являться полноправным собственником. В итоге квартира может стать «золотой».

Несколько собственников

Такой способ, как управление несколькими собственниками нежилого здания, возможен при небольшом количестве собственников помещений. Все расходы делятся между собой в равных долях, данный тип управления будет наиболее эффективным и наименее затратным. Они самостоятельно решают весь комплекс вопросов, начиная от приема и увольнения обслуживающего персонала, и заканчивая решениями о проведении и организации капитального ремонта здания.

Плюс: Решение проблем происходит оперативно (чем меньше сторон, тем легче договорится им между собой).

Минус: принимаются во внимание интересы и потребности узкой группы лиц.

Способы управления

Обеспечить управление своей недвижимости можно несколькими способами:

  1. Управляющая компания берет на себя обязанность по содержанию здания в полагающемся для использования состоянии и вовремя проводит все необходимые ремонтные работы для нормального функционирования недвижимости. УК имеет опыт и профессиональный подход в сфере управления имуществом и это ее основное преимущество. Все особенности ремонтных работ нежилых помещений вы найдете здесь.
  2. Создание товарищества собственников жилья (ТСЖ). Цель организации содержание имущества. Товарищество может само принимать все решения по содержанию общедомового имущества. Существенным недостатком является неопытность владельцев недвижимости в этой сфере деятельности.
  3. Организация жилищно-строительного кооператива (ЖСК). Главная цель объединения строительство и управление недвижимостью. Все участники кооператива вносят пай. Плюсом ЖСК является участие всех членов кооператива в решениях, связанных с недвижимостью (ст. 116 ГК РФ).
  4. Если помещение принадлежит небольшому числу владельцев возможно управление совместными силами всех собственников. В этом случае все расходы делятся в равных долях. Собственники сами принимают решения по поводу обслуживания и ремонта зданий.

В состав жилищно-строительного кооператива должны входить не менее пяти граждан или организаций.

Как собственнику помещения или здания заключить договор с УК, ТСЖ, ЖСК?

Договор управления нежилым имуществом – это официальный документ, составляемый и подписываемый с целью контроля отношений между собственником и организацией, предоставляющей коммунальные ресурсы (какими коммунальными услугами могут пользоваться собственники нежилых помещений и по каким тарифам они должны их оплачивать, мы рассказывали здесь).

Для того, чтобы решать и фиксировать возникновение спорных моментов и ответственности, которая возникает у собственника и управляющей организации по отношению друг к другу, и заключается договор. Если такового нет, то владелец коммерческих площадей оплачивает услуги по тому же самому тарифу, что и жильцы дома. Также несёт бремя содержания общедомового имущества.

Внимание! Специальной формы договора для собственников нежилых помещений в РФ по закону не существует. Но договор управления многоквартирным домом (например) должен содержать положения, которые касаются конкретно собственников нежилых помещений в нём.

Собственник коммерческой недвижимости должен заключить в письменной форме договоры с ресурсоснабжающими организациями. Он же обязуется заключить договор на вывоз ТКО (Твёрдые Коммунальные Отходы) – с региональным оператором. Это требование предусматривает абзац 14 подпункта «п» пункта 31 и абзац 9 подпункта «к» пункта 148(22) Правил № 354.

Договор состоит из нескольких частей:

  1. Расшифровка общих понятий, включенных в договор.
  2. Предмет договора: характеристика сторон и предоставляемых ресурсов (указывается общая площадь (в кв.м.).
  3. Обязанности сторон.
  4. Их права.
  5. Цены коммунальных услуг, откуда они берутся (расчётная формула).
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность управляющей организации и собственника.
  8. Сроки действия документа (начало и окончание действия договора цифрами).
  9. Порядок расторжения и разрешения спорных ситуаций.
  10. Дополнения (обычно указывается полный перечень предоставляемых услуг, примерное количество использованных ресурсов, тариф и ориентировочная цена.
  11. Адреса и подписи сторон.

Для заключения договора с УК, собственник должен предоставить следующие документы:

  • Копии договоров с РСО. Собственник должен предоставить их в течение 5 дней после его заключения, в том случае, если факт ещё не свершился.
  • Объем затраченных собственником нежилого помещения ресурсов (электричество, вода, газ и т.д.). Собственники нежилых помещений обязаны предоставлять эти данные в том же порядке и сроки, которые установлены для сдачи показаний ИПУ потребителями коммунальных услуг (п. 18 Правил № 354).
  • Объемы услуги по обращению с ТКО, оказанной конкретный промежуток времени. Собственник должен предоставить эти сведения в течение 3 рабочих дней (абз. 4 п. 148 Правил № 354).

Документ составляется в двух экземплярах: по одной для каждой из сторон.

Срок фактического действия договора от 1 до 5 лет. Если на протяжении всего этого срока никаких проблем с исполнением условий договорённостей со стороны собственника не наблюдалось, то такой договор пролонгируется автоматически.

При заключении договора с ТСЖ оговаривается и указывается в документе:

  1. Перечень общего имущества, подлежащего содержанию и ремонту.
  2. Возможные виды работ по содержанию и ремонту имущества, способ их осуществления (собственными силами или с привлечением подрядчиков).
  3. Ответственность ТСЖ за неисполнение обязательств по договору.
  4. Обязанности собственника по своевременной и полной оплате коммунальных и прочих услуг на содержание и ремонт имущества.
  5. Установленные сроки, порядок, размер оплаты таких услуг и ответственность за нарушение сроков и полноты оплат.

Бывают случаи, когда ТСЖ возводит ставку тарифа за коммунальные услуги для собственника коммерческих площадей в завышенном размере, несмотря на членство их в товариществе.

Договор с ТСЖ подписывается в двух экземплярах и подписывается верховным представительство ТСЖ(председателем).

В договоре с ЖСК все пункты будут «один в один» как и с ТСЖ.

Внимание! Регистрация договора доверительного управления недвижимым имуществом обязательна, как и в случае других сделок с недвижимостью. Регистрации будет подлежать факт передачи прав.

В том случае, если договор доверительного управления составлен с нарушениями, то он считается недействительным.

Регистрация договора в Росреестре тоже не самая упрощённая. Собственнику может быть отказано в его стремлении, если не учтены законодательные требования, не полностью собран и подготовлен пакет документов. В этом случае, сумма уплаченной пошлины не возвращается и налицо потраченное время.

Для государственной регистрации права необходимо:

  • паспорт, в случае если законный представитель, то доверенность;
  • в случае, если проситель юрлицо, то Учредительные документы (либо их нотариальные копии), а также документ, в котором указаны и заверены полномочия этого лица на совершение сделок с конкретным имуществом;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • правоподтверждающие документы на объект недвижимости.

Сроки регистрации

За государственную регистрацию права на недвижимое имущество для физических лиц установлена госпошлина в размере 2000 руб., для организаций – 22000 руб. (подп.22 п.1 ст.333.33 НК РФ).

Общий срок проведения государственной регистрации и ожидание для нового собственника прав равно 7 рабочим дням. Возможны и сокращенные сроки регистрации сделки. Если сделка совершается на основании нотариально удостоверенных документов, то 4 рабочих дня, включая день приема документов.

Оформление и содержание договоров

Такая форма и содержание для всех видов управляющих организаций будет одинакова, за исключением индивидуальных характеристик сторон и самого объекта возникновения права.

  1. Он должен быть заключен обязательно в письменной форме и в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к договорам продажи недвижимости и лично подписан обеими сторонами.
  2. Стороны договора должны составить передаточный акт или иной документ о фактической передаче недвижимости в доверительное управление. Завершается процедура актом государственной регистрации. Стоит напомнить, что регистрации подлежит не договор доверительного управления имуществом, а передача имущества.
  3. Передача в доверительное управление недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на недвижимость (ст.1017 ГК РФ).

Внесение изменений в контракт, касающийся здания

Внесение изменений в договор управления нежилым зданием можно только в рамках закона.

В ч. 8 ст. 162 ЖК РФ указано, изменение договора происходит в порядке, предусмотренным Законом. В первом случае по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ. Во втором случае изменение условий договора в одностороннем порядке возможно только по решению суда (согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ).

Основанием такого решения может выступать грубое нарушение условий договора другой стороной.

Другие возможные случаи расторжения договора могут быть включены в его состав в момент составления и согласования содержания документа.

Собственникам нежилых помещений рекомендуем обратить внимание и на другие публикации, посвященные требованиям к использованию такой недвижимости в МКД, ее обслуживанию и оплате коммунальных услуг:

  • Техническое обслуживание нежилой недвижимости и какие коммуникации разрешено к ней подключать?
  • Должен ли владелец такого помещения оплачивать ОДН в МКД?
  • Требования к организации отопления, нормы температуры и тарифы, а также нюансы оплаты электроэнергии.
  • Как подключить интернет?
  • Составление договора с уборщицей.
  • Что делать собственнику при затоплении помещения?

Функции управляющей компании в офисном сегменте зависят, прежде всего, от желания заказчика. Управляющая компания может оказывать свои услуги только в рамках facility management, т.е. управления эксплуатацией, обеспечения работы всех систем жизнеобеспечения, клининга и охраны офисного здания. Если заказчику требуется услуги property management, т.е. полное коммерческое управление, то управляющая компания отвечает не только за управление инфраструктурой здания, но и за внутренний девелопмент объекта, рекламную поддержку и отношения с арендаторами. Работа профессиональной управляющей компании в офисном центре позволяет не только удовлетворить все запросы арендаторов, но и из года в год повышать привлекательность и капитализацию объекта.

Существует 2 варианта вознаграждения управляющей компании. Первое – фиксированное вознаграждение. Подписывая договор, предпочтительно двух или трех летний, собственник и управляющая компания утверждают определенную сумму, которую ежемесячно будет получать управляющая компания. Ежегодно может происходить пересмотр данной суммы и ее корректировка в соответствии с экономической ситуацией в стране, например, корректировка, связанная с ростом инфляции. Это наиболее простой и надежный способ вознаграждения. Второй вариант – это процент управляющей компании от ежемесячных арендных платежей. В этом случае, управляющая компания наравне с собственником заинтересована в увеличении ежемесячной прибыли, которую можно получать не только от сдачи помещений в аренду, но и от организации торговых галерей на первом этаже офисного центра, сдаче в аренду конференц-зала и т.д.

Так как люди в офисном здании находятся с 9 или 10 утра и до 18-19 часов вечера, то все работы в местах общего пользования, а также на территории арендаторов необходимо проводить либо до начала рабочего дня, либо после его окончания, чтобы не мешать рабочему процессу. Бывают ситуации, когда арендатор просит, например, отремонтировать розетку в кабинете одного из топ-менеджеров, но во время рабочего дня это невозможно, чтобы не мешать работе самого руководителя, а после того, как он уйдет это становится невозможно, потому что закрывается его кабинет. Здесь необходимо либо прибегать к помощи сотрудника службы безопасности и проводить работы в его присутствии, либо просить кого-то из сотрудников компании-арендатора задержаться после работы.
Если арендатор просит, например, просто заменить лампу, по возможности, это необходимо сделать как можно быстрее, чтобы сотрудники компании-арендатора не испытывали дискомфорт при работе. Если в офисном здании меняются арендаторы, необходимо контролировать, чтобы все шумовые ремонтные работу проводились также до 9 или после 18 часов, чтобы не мешать работе остальных арендаторов. Если в офисном здании есть точки питания, необходимо уделить особое внимание системе кондиционирования, чтобы запахи из ресторана не распространялись по остальным офисам. Независимо от занимаемой площади каждый арендатор должен чувствовать себя особенным и любимым. Поэтому если на фасаде здания или внутри него арендаторы размещают свои логотипы, то все они должны быть одинакового размера, чтобы не вызвать негативную реакцию других арендаторов.

Главное требование для конкурентоспособной управляющей компании – это наличие опыта управления и квалифицированного персонала. Очень часто при обсуждении договора собственник хочет, чтобы управляющим на его объекте был конкретный человек, зарекомендовавший себя на рынке. Поэтому задача управляющей компании – постоянное повышение квалификации своих сотрудников.

Многоквартирные дома являются не только местом жительства граждан, но и объектом инвестирования и местом ведения бизнеса. При этом договариваться о том, как управлять зданием, собственникам жилой и коммерческой недвижимости приходится по одним общим правилам. Подробнее — в материале.

На сегодняшний день прямого правового регулирования отношений, связанных с правами на нежилые помещения в зданиях, нет. Частично данная проблема решена в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», согласно которому, поскольку отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности ст. 249, 289, 290 ГК РФ. Регулирование отношений собственников помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено ст. 289, 290 Гражданского кодекса РФ, ст. 36 Жилищного кодекса РФ.

В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.

Данная позиция Президиума ВАС РФ получила подтверждение и в п. 40, 41 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Таким образом, собственники нежилых помещений как в многоквартирном жилом доме, так и в нежилом здании обладают теми же правами в отношении общего имущества и несут такие же обязанности, что и собственники жилых помещений.

Правовое регулирование

Любое здание — это единый целостный организм, и собственники помещений вынуждены договариваться, чтобы эффективно управлять общим имуществом.

Объектом управления является все имущество, находящееся в общей долевой собственности домовладельцев, в том числе само здание, земельный участок в установленных границах, на котором оно расположено, элементы благоустройства и озеленения, иные объекты недвижимости, связанные с обслуживанием здания.

Согласно положениям п. 11, 24, 31—34, 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила содержания общего имущества в МКД), собственники помещений несут обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в соответствии с законодательством РФ.

Как известно, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ). По этому же принципу распределяются и расходы на содержание общего имущества здания.

Из положений ч. 1 ст. 161 ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом представляет собой согласованные действия собственников жилых и нежилых помещений по созданию и поддержанию благоприятных и безопасных условий проживания (использования помещений), надлежащему содержанию общего имущества в доме, решению вопросов пользования общедомовым имуществом, предоставлению коммунальных услуг владельцам квартир и помещений в доме.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Выбор способа управления

В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений обязаны сделать выбор, кто будет управлять многоквартирным домом:

  • непосредственно сами собственники (если в доме не более 30 квартир),

  • товарищество собственников жилья (жилищный кооператив) или

  • управляющая организация.

Если собственники не проявили активность и самостоятельно не выбрали способ управления многоквартирным домом либо принятое решение о выборе способа управления не было реализовано, а также в иных ситуациях, предусмотренных ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления проводит конкурс по отбору управляющей организации. Положения ч. 4 ст. 161 ЖК РФ подлежат применению независимо от окончания периода полноценного запуска системы управления многоквартирными домами, введенной ЖК РФ (см. письмо Минстроя России от 20.01.2016 № 1122-АЧ/04 «О новой системе управлением многоквартирными домами»). Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 установлены порядок и условия определения уполномоченным органом управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не избран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее — Правила осуществления деятельности по управлению МКД). С 1 марта 2019 г. действуют некоторые изменения и дополнения, внесенные в указанные Правила постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 № 331.

Критериями выбора способа управления могут стать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и техническое состояние общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (п. 3 Правил осуществления деятельности по управлению МКД). Потребуется провести и анализ собственных ресурсов и возможностей с учетом минимального перечня услуг и работ, которые необходимы для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Непосредственный способ управления приемлем для домов, в которых расположено не более 30 помещений (подп. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

При таком способе управления по решению общего собрания собственников помещений выбираются организации для оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в доме. Одной стороной заключаемых договоров в этом случае будут компании (индивидуальные предприниматели), осуществляющие соответствующие виды деятельности, другой — все или большинство собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ). Договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями заключаются каждым собственником помещения от своего имени (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ). Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляется региональным оператором по отдельному договору с собственниками помещения (ч. 11.1 ст. 161 ЖК РФ).

Согласно ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ организации, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие поставку тепло-, водо-, энергоносителей, несут ответственность перед собственниками помещений в доме за выполнение своих обязательств по заключенным договорам, а также в соответствии с Правилами содержания общего имущества в МКД и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

В отношениях с третьими лицами от имени собственников помещений в МКД вправе действовать один из собственников помещений, уполномоченный решением общего собрания собственников, либо иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной ему в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в доме (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ).

Кроме того, для совместного управления общим имуществом владельцы недвижимости могут объединиться в товарищество собственников жилья. По сути, это тоже непосредственное управление общим имуществом в здании, но при этом создается юридическое лицо. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты. Создание и деятельность ТСЖ регулируются разделом VI ЖК РФ.

Преимущество товарищества заключается в возможности личного управления с использованием элементов деятельности управляющей компании. Правильный выбор правления ТСЖ позволяет решать проблемы эксплуатации оборудования дома и технического содержания мест общего пользования, территории вокруг здания. Члены товарищества сами решают, на что конкретно необходимо направлять денежные суммы, сопоставляют свои запросы с доходами, бережно и разумно распоряжаются собранными и накопленными финансовыми средствами.

Создание ТСЖ дает возможность получить дополнительные доходы от сдачи в аренду неиспользуемого общедомового имущества, размещения рекламы, от услуг, не относящихся к основным и оказываемых членам ТСЖ без взимания дополнительной платы. ТСЖ как юридическому лицу проще заключать договоры с поставщиками и подрядчиками и требовать с них результат, брать кредиты на ремонт здания. Одновременно участники товарищества вправе запрашивать у правления любые сведения, касающиеся деятельности ТСЖ, расходов и доходов, избирать и быть избранными в ревизионную комиссию, влиять на процесс обеспечения и качество коммунальных услуг. Главное — выбрать в правление инициативных граждан, а председателем товарищества — крепкого хозяйственника, который способен установить выгодные договорные отношения с «коммунальщиками», контролировать качественное, своевременное оказание ими услуг, обеспечивать оперативное устранение аварийных ситуаций, урегулировать конфликты с собственниками помещений.

Между тем уязвимым местом функционирования ТСЖ являются налоговые риски, возникающие из-за пробелов в законодательстве. Так, некоторые налоговые органы деятельность ТСЖ по управлению многоквартирным домом для целей налогообложения считают оказанием услуг и выполнением работ, следовательно, реализацией товаров (работ, услуг). Однако ситуация исправляется судебными органами. Особый статус ТСЖ разъяснен в п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов». Как указано в данном постановлении, товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Заключая договоры на оказание коммунальных услуг, эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, ТСЖ выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества.

Денежные средства, поступающие ТСЖ от его членов в качестве оплаты коммунальных услуг, не признаются налогооблагаемым доходом при условии их перечисления в том же размере поставщикам коммунальных ресурсов (п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 04.07.2018).

Кроме того, в качестве способа управления зданием собственники помещений могут выбрать управление управляющей организацией (далее — УК).

Если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме выбран именно такой способ управления, то следующими вопросами повестки дня будут, в частности:

  • выбор конкретной управляющей организации;

  • утверждение проекта договора управления с существенными условиями;

  • утверждение сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год, исходя из которой устанавливаются размеры платежей каждого собственника пропорционально его доле собственности.

Решение общего собрания собственников помещений в здании, принятое в установленном ст. 44—48 ЖК РФ порядке, является обязательным для всех собственников помещений, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (п. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Критериями при выборе УК могут быть:

  • размер уставного капитала юридического лица;

  • срок действия лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами;

  • наличие достаточного опыта по управлению МКД, положительная репутация на рынке оказания данного вида услуг;

  • количество обслуживаемых УК домов (зданий);

  • отсутствие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы;

  • стоимость услуг по осуществлению функций управления домовым хозяйством;

  • сопоставимость доходов, полученных за оказание услуг по управлению другими зданиями, с расходами;

  • соотношение в штате инженерных и рабочих должностей;

  • режим работы аварийно-диспетчерских служб;

  • отсутствие фактов применения к УК мер административного воздействия.

Важно помнить, что управляющая компания является коммерческой организацией, главная цель которой — извлечение прибыли от оказания услуг и (или) выполнения работ при управлении многоквартирным домом.

Поэтому выбранная собственниками УК не обязана заключать с ними договор управления, если при этом не учитываются ее интересы.

При выборе УК общим собранием собственников помещений в здании с каждым собственником помещения заключается договор управления на условиях, указанных в проекте, который утвержден решением общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (УК) по заданию другой стороны (собственников, органов управления ТСЖ (жилищного, иного специализированного кооператива)) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений, обеспечивать готовность инженерных систем, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления.

Следовательно, договор управления по правовой природе можно отнести к смешанному, по которому УК выступает как подрядчиком, так и представителем, ведущим чужое дело.

Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая компания ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений отчет о выполнении договора управления за предыдущий год (п. 11 ст. 162 ЖК РФ).

Смена управляющей компании и способа управления

Согласно п. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. В этом случае УК в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления обязана передать техническую документацию и иные связанные с управлением домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации дома и управления им, вновь выбранной УК, ТСЖ или жилищному кооперативу (иному специализированному потребительскому кооперативу). В случае непосредственного управления домом собственниками помещений все вышеперечисленное передается одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников о выборе способа управления таким домом, а если такой собственник не указан — любому собственнику помещения в здании (п. 10 ст. 162 ЖК РФ).

На практике прежняя УК нередко не торопится передавать дела. Тогда конфликт разрешается в судебном порядке. Сложившаяся арбитражная практика исходит из наличия у ответчика обязанности передать документацию, связанную с управлением многоквартирным домом (см., например, Определение ВС РФ от 22.10.2018 № 303-ЭС18-17652 по делу № А73-12439/2017, постановления АС Дальневосточного округа от 04.07.2018 № Ф03-2284/2018 по делу № А73-12439/2017, АС Московского округа от 04.03.2019 № Ф05-24073/2018 по делу № А41-36158/2018). Принимается во внимание и принцип, заложенный в п. 9 ст. 161 ЖК РФ: многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Кроме того, ст. 7.23.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов в виде наложения штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 руб.; на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 руб.

— Правовой режим общего имущества в нежилом здании
— Решение вопросов управления нежилым зданием
— Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания

Часто случается так, что собственникам помещений в нежилом здании (торговом, офисном центре, административном здании, здании производственного назначения и т. п.) необходимо решить вопросы об обеспечении его эксплуатации, о проведении текущего или капитального ремонта, а также определить, как будут распределяться расходы на эксплуатацию объекта нежилого фонда.

В справке вы найдете информацию о том, какое общее имущество принадлежит собственникам помещений в нежилом здании, каким образом распределяются расходы на его содержание, в каких случаях можно проводить общее собрание собственников помещений в здании, в каких — нельзя, а также о том, каковы обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания.

Правовой режим общего имущества в нежилом здании

Согласно ч. 1 ст. 244 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. При этом общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона (ч. 4 ст. 244 ГК РФ).

Нередко возникает ситуация, когда в нежилом здании несколько помещений принадлежат на праве собственности нескольким лицам. Для надлежащей эксплуатации такого здания от собственников требуется осуществлять содержание не только принадлежащих им помещений, но и мест общего пользования здания, его строительных конструкций, инженерных систем.

Судебная практика
Как указал Пленум Высшего арбитражного суда РФ в п. 1 Постановления от 23.07.2009 г. N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. N 64), при рассмотрении споров, связанных с определением правового режима общего имущества здания, помещения в котором принадлежат на праве собственности нескольким лицам, необходимо исходить из того, что отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 6 ГК РФ

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

• Необходимо ли получать лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, если управляющая компания занимается оказанием услуг по управлению общим имуществом собственников в нежилом здании (офисный центр, гаражный комплекс и т.п.)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если управляющая компания занимается оказанием услуг по управлению общим имуществом собственников в нежилом здании, то получать лицензию на осуществление этого вида деятельности не требуется.

Обоснование вывода:
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон N 255-ФЗ) Жилищный кодекс РФ дополнен разделом Х, который предусматривает переход к государственному регулированию деятельности по управлению многоквартирными домами посредством введения лицензирования такого вида деятельности.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны до 1 мая 2015 года получить лицензию на ее осуществление. После этой даты осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон N 99-ФЗ), где в перечень лицензируемых видов деятельности включена предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (п. 51 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).

Заметим, что данный перечень сформулирован исчерпывающим образом, и такой вид деятельности, как управление общим имуществом нежилого здания, в нем не поименован. Не упомянут этот вид деятельности и в ч. 2 ст. 1 Закона N 99-ФЗ, указывающей на виды деятельности, которые требуют наличия лицензии, но на которые положения данного закона не распространяются.

Между тем в ч. 3 ст. 12 Закона N 99-ФЗ прямо указано, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный Законом N 99-ФЗ перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Следовательно, наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению общим имуществом нежилого здания не требуется.

Надлежит также учитывать, что объектом лицензируемого вида управленческой деятельности является общее имущество не любого здания, а именно многоквартирного дома (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»).

Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом РФ не определено. Однако признаки такого дома сформулированы в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения, не пригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

По смыслу приведенной нормы многоквартирным домом является здание, расположенное на земельном участке, предназначенное для постоянного проживания граждан, состоящее не менее чем из двух изолированных квартир, отвечающих требованиям ч. 3 ст. 16 ЖК РФ, и общего имущества, принадлежащего собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности, в состав которого, согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме (смотрите определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 03.10.2013 N АПЛ13-410).

Если объект недвижимости не отвечает этим признакам, то на него правовой режим многоквартирного дома не распространяется. Соответственно, к такому объекту не могут применяться и нормы раздела Х Жилищного кодекса РФ.

Отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в нем, в настоящее время прямо законодательством не урегулированы.* Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности, ст.ст. 249, 289, 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ. На это обращено внимание в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания».

* В проекте изменений Гражданского кодекса РФ отношения собственников нежилых помещений здания по поводу общего имущества регламентированы в ст. 298.5 ГК РФ «Общее имущество здания».

Спонсор рубрики ООО «Гарант-Сервис Симбирск»,
г. Ульяновск, переулок Молочный, 5,
тел. 41-71-67, факс 41-71-68.

При выяснении ответа на вопрос: нужна ли лицензия для предприятия, которое заявило в ЕГРЮЛ как о основной вид своей деятельности — Управление эксплуатацией нежилого фонда — возникла коллизия. Юристы «9111» считают, что Лицензия ОДНОЗНАЧНО нужна. В то же время, сотрудник автономной некоммерческой организации «ЖКХ Контроль Республики Крым» утверждает противоположное: лицензия не нужна, т.к. касается управления «Нежилыми помещениями». Так все-таки, нужна лицензия или нет?

По ФЗ о лицензировании прописаны по пунктам и кодам ОКВЕД по лицензиям

Может Вам самостоятельно лучше ознакомиться с ФЗ О лицензировании, и уточнить в органах жилинспекции нужна ли Вашей организации лицензия или нет. Нежилой фонд будет в многоквартирных домах? Если нет, то скорее всего лицензия не потребуется.

Здравствуйте, Людмила . Указанная Вами деятельность по управлению нежилым фондом не входит в списки деятельности, подлежащей лицензированию. Лицензия нужна только на управление многоквартирными домами. Я их тех юристов на этом сайте,который поддерживает позицию сотрудника «ЖКХ Контроль Республики Крым»

ЖК РФ, Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).

2. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

3. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

«»4. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *