Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Упрощенная система бухгалтерского учета

31.08.2014

В соответствии с Федеральным законом от 02.11.2013 № 292-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» субъектам малого предпринимательства и некоторым некоммерческим организациям предоставлена возможность вести бухгалтерский учет в упрощенном виде. В этой статье мы подробно расскажем о том, что означает упрощенный бухгалтерский учет.

Кто может воспользоваться правом ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме?

Право упрощенного способа ведения бухгалтерского учета предоставляется:

Упрощенный порядок учета для малых предприятий: выгоды и риски

Субъектам малого предпринимательства (СМП)*.

2. Некоммерческим организациям (НКО).

3. Организациям, получившим статус участников проекта «Сколково».

Полностью освобождены от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, в случае, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах они ведут учет доходов, доходов и расходов или иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Не вправе применять  упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, следующие экономические субъекты:

— организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— жилищные и жилищно-строительные кооперативы; кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

— микрофинансовые организации;

— организации государственного сектора;

— политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

— коллегии адвокатов; адвокатские бюро; юридические консультации; адвокатские палаты; нотариальные палаты;

— некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

* Под субъектом малого предпринимательства понимается лицо, признаваемое таковым на основании статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим критериям:

— по доле участия в уставном капитале субъекта СМП — суммарная для участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в уставном не должна превышать 25%; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

— по средней численности работников – для СМП средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек (из них выделяют микропредприятия со средней численностью до 15 человек);

— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. С 1 января 2013 года выручка субъектов СМП за предшествующий календарный год без учета НДС не должна превышать 400 миллионов рублей, для микропредприятий – 60 миллионов рублей (прим.: данный показатель пересматривается один раз в пять лет).

Как организовать бухгалтерский учет в упрощенной форме?

Во-первых, возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме необходимо закрепить в учетной политике организации. Кроме того, в учетной политике субъекта СМП следует закрепить: рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемые формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила документооборота и технологию обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями.

Во-вторых, следует разработать способы и методы ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме. При разработке таких способов рекомендуется руководствоваться следующими методическими материалами: информацией Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015, информацией Минфина России от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012, информацией Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010. Согласно этим документам субъект СМП вправе:

(прим.: для получения права применения какого-либо варианта из  нижеследующих положений, такой вариант следует закрепить в учетной политике организации)

1. План счетов

Субъект СМП вправе сократить количество синтетических счетов бухгалтерского учета, закрепив данное положение в учетной политике в виде рабочего плана счетов бухгалтерского учета:

а) все производственные запасы можно учитывать на счете 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»);

б) все затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг), можно учитывать на счете 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);

в) готовую продукцию и товары можно учитывать на счете 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);

г) дебиторскую и кредиторскую задолженность можно учитывать обобщенно на счете счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).

д) для учета денежных средств в банках  можно применять счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);

е) для учета капитала можно применять счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»);

ж) для учета финансовых результатов можно применять счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

2. Регистры бухгалтерского учета

Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему и форму регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (Приложение 1 к Приказу Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»). На основании данных такой книги субъект СМП будет составлять бухгалтерскую отчетность. Простую форму можно рекомендовать микропредприятиям, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц) и не имеющим большой номенклатуры производственных запасов, товаров, продукции.

Упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для обобщения информации и составления бухгалтерской отчетности (Приложения 2-11 к Приказу Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»).

Кроме того, можно отказаться от применения упрощенных систем и форм регистров бухгалтерского учета и формировать их привычные варианты (например, журнально-ордерная форма), предлагаемые любой версией продукта 1С в области бухгалтерского учета.

3. Методы учета доходов и расходов

Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов. Кассовый метод означает признание доходов (выручки) и расходов по мере поступления денежных средств от покупателей и заказчиков, по мере оплаты (погашения задолженности) за приобретенные товары, работы, услуги.

Кассовый метод можно рекомендовать организациям-СМП, применяющим специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН). Если же вы применяете общий режим налогообложения, то применять кассовый метод нецелесообразно, так как в этом случае правила признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете будут существенно различаться.

4. Некоторые положения в отношении отдельных способов учета

Бухгалтерский учет ведется по определенным правилам, которые устанавливаются специальными документами – Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время таких ПБУ существует около тридцати.

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе отказаться от применения отдельных ПБУ:

— ПБУ 2/2008 «Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда»,

— ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»,

— ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»,

— ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»,

— ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах».

Кроме того, субъекты малого предпринимательства вправе:

— не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов для целей бухгалтерского учета.

— не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете.

О бухгалтерской отчетности СМП

Субъекты малого предпринимательства вправе составлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке, руководствуясь Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», которым, в том числе,  утверждены упрощенные формы бухгалтерской отчетности для субъектов СМП и НКО.

Кроме того, экономический субъект вправе принять решение о формировании бухгалтерской отчетности в общем порядке. При принятии такого решения следует соблюдать общие требования к бухгалтерской отчетности, установленные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Информация оказалась полезна? Поделись с другими!

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Комментарий к Протоколу N 7 от 25.11.2015 «Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета» (Савина С.Н.)

Комментарий к Протоколу N 7 от 25.11.2015 «Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета» (Савина С.Н.)

Дата размещения статьи: 12.01.2016

Разработанные экспертной группой Минфина России «Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета», отраженные в Протоколе N 7 от 25.11.2015, пригодятся компаниям, которые вправе применять такой упрощенный учет.

Кто может использовать упрощенный бухучет

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
— субъекты малого предпринимательства;
— некоммерческие организации;
— организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Чем упрощенный учет отличается от обычного

В 2015 г. Минфин России выпустил Информацию об упрощенной системе бухгалтерского учета (N ПЗ-3/2015). В ней говорится о том, как организовать такой учет. Приведем некоторые положения. Итак, при упрощенной системе можно:
— предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) и зафиксировать это решение в учетной политике;
— сократить количество синтетических счетов. К примеру, для учета производственных запасов использовать счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»);
— не проводить переоценку ОС и НМА, не отражать обесценение НМА;
— самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности, использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств;
— не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.).

Как применять принципы

Экспертная группа Минфина разработала шесть основных принципов установления упрощенных способов бухгалтерского учета:
1. Соответствие способов учета и масштаба компании.
2. Единство методологических основ упрощенного и обычного учета.
3. Приоритет информационной функции над контрольной.
4. Качество и надежность информации, формируемой в бухучете.
5. Исключение риска злоупотреблений.
6. Сопоставимость информации, сформированной упрощенными способами, с информацией, сформированной в обычном порядке.
Рассмотрим первый принцип — соответствие способов ведения бухучета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности компании (пп. «а» п. 3 Принципов).
В качестве примера применения этого принципа можно привести положение из Информации Минфина (п.

Кто имеет право ведения упрощенного бухучета?

4.1). В нем сказано, что при упрощенном способе компании могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.
Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Такая форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг).
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг).
Таким образом, если компания занимается производством, ей не стоит слишком уж упрощать свой учет и отказываться от применения регистров.
Принцип соответствия можно использовать и при решении других вопросов о степени упрощения учета: стоит ли объединять счета и т.д.

Подходы при организации упрощенного учета

При организации работы по установлению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета используются в том числе следующие подходы:
— право компании самостоятельно определять целесообразность применения каждого упрощенного способа ведения бухучета независимо от применения других упрощенных способов. К примеру, организация может объединить какие-то счета, но при этом оставить резервы предстоящих расходов;
— последовательность в установлении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. Этот подход можно понять так: не должно быть перекоса в применении упрощенных способов. Например, не стоит делать так: сохранять все счета, резервы и другие сложности обычного учета, но при этом использовать отчетность в сокращенном виде по самостоятельно разработанным формам.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Перечень упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность (далее — упрощенные способы), приведен в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Организации — субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы (п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Исключение составляют организации, поименованные в ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ.

Выбор применяемых упрощенных способов организации осуществляют самостоятельно. При этом принимаются во внимание конкретные условия хозяйствования, величина организации, другие соответствующие факторы. Выбранные упрощенные способы закрепляются организацией в учетной политике, которая должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. п. 4, 6, 7 ПБУ 1/2008, п. п. 1.2, 2 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015).

Субъекты малого предпринимательства, в частности, вправе:

1) вести бухгалтерский учет без применения двойной записи, если они относятся к категории микропредприятий (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

2) использовать сокращенный рабочий план счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015).

Отметим, что ведение бухгалтерского учета с использованием сокращенного рабочего плана счетов может вызвать затруднения при составлении бухгалтерской отчетности, формируемой по общеустановленным (не упрощенным) формам, приведенным в Приложениях № 1 и № 2 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Для формирования показателей строк отчетности потребуется организовать аналитический учет по синтетическим счетам бухгалтерского учета, предусмотренным сокращенным рабочим планом счетов;

3) принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации (п. 4 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015). При этом организация может выбрать один из следующих вариантов:

3.1) использовать регистры бухгалтерского учета имущества. В этом случае факты хозяйственной жизни регистрируются в упрощенных ведомостях. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (абз. 3 п. 4.1 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015, абз. 3 п. 21, разд. 4.2 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н);

3.2) вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) — в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов (абз. 2 п. 4.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015, абз. 2 п. 21, разд. 4.1 Типовых рекомендаций);

4) не применять ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02;

5) использовать кассовый метод учета доходов и расходов (не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни), а именно:

— выручку признавать по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. а, б, в и д п.

Как упростить ведение учета на УСН?

12 ПБУ 9/99;

— расходы признавать после погашения задолженности, то есть только в части оплаченных материальных ценностей, работ, услуг, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 20 Типовых рекомендаций);

6) учитывать в качестве прочих все расходы по займам, в том числе проценты за пользование заемными средствами, направленными на приобретение (создание) инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008);

7) осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений по первоначальной стоимости, то есть:

— не переоценивать по текущей рыночной стоимости финансовые вложения, по которым такая стоимость определяется (п. п. 19, 21 ПБУ 19/02);

— не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02).

Внимание!

Принять решение не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен, малые предприятия вправе с 2015 г. (пп. 1 п. 6 Приложения к приказу Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 57н);

8) исправлять в бухгалтерском учете существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год, в порядке, установленном для исправления несущественных ошибок прошлых лет:

— с отнесением прибыли или убытка, возникших в результате исправления ошибок, в прочие доходы или расходы текущего отчетного периода;

— без ретроспективного пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);

9) отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики перспективно, то есть только в отношении фактов хозяйственной жизни, свершившихся после введения измененного способа учета, без корректировок показателей отчетности прошлых периодов (п. 15.1 ПБУ 1/2008);

10) составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, а именно:

— формировать отчетность в сокращенном объеме (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляются в случае, если в них необходимо привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации (пп. б п. 6 Приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, п. 17 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015);

— использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 18 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015). Если организация не применяет указанные формы, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (пп. а п. 6 Приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, п. 18.1 Информации Минфина № ПЗ-3/2015).

Также отметим, что руководитель организации — субъекта малого предпринимательства, которая вправе применять упрощенные способы, может возложить ведение бухгалтерского учета на себя (ч. 3 ст. 7, ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ).

Вернуться к списку

Новости в формате RSS

Поиск Лекций

упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

(в том числе малыми предприятиями)

Внимание!

Применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета субъекты малого предпринимательства вправе только в случае, если они не являются микрофинансовыми организациями и их бухгалтерская отчетность не подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 1, 4 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Организациям, имеющим право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, в приложении к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно дополнительно раскрыть положения учетной политики, необходимые пользователю отчетности для понимания порядка формирования ее показателей.

Такими положениями учетной политики являются, например:

— применение кассового метода признания доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 19 ПБУ 1/2008);

— отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов (неприменение ПБУ 18/02);

— признание всех расходов по займам прочими расходами (п. 7 ПБУ 15/2008);

— неотражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности оценочных обязательств (в том числе связанных с предстоящими расходами по оплате отпусков, по выплате вознаграждений по итогам работы за год, по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию), условных обязательств и условных активов (неприменение ПБУ 8/2010);

— последующая оценка всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется (п. 19 ПБУ 19/02);

— отказ от отражения в учете обесценения финансовых вложений в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);

— перспективное отражение в бухгалтерской отчетности последствий изменений учетной политики (п. 15.1 ПБУ 1/2008);

— исправление существенных ошибок предшествующего отчетного года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета (п. 9 ПБУ 22/2010).

Аналогичные разъяснения для организаций — субъектов малого предпринимательства содержатся в Информации Минфина России «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства».

3.5.10.1.2. Информация об изменениях в учетной политике

Организация должна раскрывать следующую информацию (п. 21 ПБУ 1/2008):

— причину изменения учетной политики в отчетном году;

— содержание изменения учетной политики в отчетном году.

Организация обязана дополнительно привести следующую информацию (п. 21, абз. 2, 3 п. 15 ПБУ 1/2008):

— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);

— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов (включая данные о базовой и разводненной прибыли (убытке) на акцию);

— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта с указанием причин, вызвавших эту корректировку (п. 10 ПБУ 4/99, п. 16 ПБУ 1/2008, п. 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Пример раскрытия информации о корректировках сравнительных показателей в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах

В связи с включением в строку 1150 «Основные средства» информации о запасах, предназначенных для строительства объектов основных средств, и авансах, которые выданы под капитальное строительство и приобретение основных средств, в Бухгалтерском балансе на 31 декабря 2015 г. показатели на 31 декабря 2014 г. и на 31 декабря 2013 г. приведены с учетом корректировки.

тыс. руб.

Наименование показателя Код строки Графа «На 31.12.2014» Графа «На 31.12.2013»
В Бухгалтерском балансе на 31 декабря 2014 г. Корректировка В Бухгалтерском балансе на 31 декабря 2015 г. В Бухгалтерском балансе на 31 декабря 2014 г. Корректировка В Бухгалтерском балансе на 31 декабря 2015 г.
Основные средства 900 000 70 000 970 000 750 000 50 000 800 000
Авансы, выданные под капитальное строительство 50 000 50 000 45 000 45 000
Сырье и материалы, предназначенные для использования при создании основных средств 20 000 20 000 5 000 5 000
Итого по разделу I 900 000 70 000 970 000 750 000 50 000 800 000
Запасы 45 000 (20 000) 25 000 20 000 (5 000) 15 000
Дебиторская задолженность 190 000 (50 000) 140 000 255 000 (45 000) 210 000
Авансы выданные 70 000 (50 000) 20 000 65 000 (45 000) 20 000
Итого по разделу II 500 000 (70 000) 430 000 450 000 (50 000) 400 000
Баланс 1 400 000 1 400 000 1 200 000 1 200 000

Внимание!

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом (п. 21 ПБУ 1/2008).

Внимание!

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации (п. 10 ПБУ 1/2008).

В частности, необходимо раскрыть:

— последствия изменений способов оценки МПЗ (п. 27 ПБУ 5/01);

— последствия изменений способов оценки финансовых вложений при их выбытии (п. 42 ПБУ 19/02);

— характер изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в отчетном периоде (пп. «в» п. 27 ПБУ 12/2010);

— последствия изменения структуры отчетных сегментов (п. 32 ПБУ 12/2010).

В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение (п. 23 ПБУ 1/2008).

Кроме того, организация объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год (п. 25 ПБУ 1/2008).

3.5.10.2. Информация по отчетным сегментам

Сегменты выделяются организацией в зависимости от ее организационной и управленческой структуры, а также системы внутренней (управленческой) отчетности. Например, основой выделения могут быть (п. 6 ПБУ 12/2010):

— производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;

— основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

— географические регионы, в которых осуществляется деятельность;

— структурные подразделения организации.

Сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 10 ПБУ 12/2010):

а) выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10% общей суммы выручки всех сегментов;

б) финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10% от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;

в) активы сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

Если на отчетные сегменты приходится менее 75% выручки от продаж покупателям (заказчикам), то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты (независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них в отдельности условиям признания сегмента отчетным) так, чтобы на отчетные сегменты приходилось не менее 75% выручки (п. 14 ПБУ 12/2010).

Показатели сегментов, не включенных в отчетные, раскрываются в бухгалтерской отчетности как прочие сегменты (п. 16 ПБУ 12/2010).

Раскрывается следующая информация по отчетным сегментам (п. п. 22, 23, 24 ПБУ 12/2010):

а) общая информация о сегменте (в частности, приводится основа выделения отчетных сегментов, случаи объединения сегментов, наименование вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах);

б) показатели отчетных сегментов, в том числе <*>:

— финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;

— общая величина активов на отчетную дату;

— общая величина обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации);

в) способы оценки показателей отчетных сегментов <**>;

г) сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей Бухгалтерского баланса или Отчета о финансовых результатах организации;

д) иная информация.

<*> В случае если полномочным лицам организации на систематической основе представляется соответствующая информация, дополнительно по каждому отчетному сегменту раскрываются следующие показатели (п. п. 25, 26 ПБУ 12/2010):

— величина внеоборотных активов;

— выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации;

— подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;

— проценты (дивиденды) к получению;

— проценты к уплате;

— величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

— иные существенные доходы и расходы;

— налог на прибыль организаций.

<**> В случае если полномочные лица организации для принятия решений используют несколько показателей финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств отчетного сегмента, исчисленных по различным правилам, то в составе информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности организации указанные показатели приводятся в той оценке, которая наиболее соответствует правилам оценки аналогичных показателей по организации в целом, представляемых в ее бухгалтерской отчетности (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

Необходимо раскрыть также выручку от продаж покупателям (заказчикам) организации в разрезе видов продукции, товаров, работ, услуг или их однородных групп (п. 29 ПБУ 12/2010).

По каждому географическому региону деятельности раскрывается (п. 30 ПБУ 12/2010):

а) величина выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, в том числе отдельно от продаж в России и продаж за рубежом;

б) стоимость внеоборотных активов по данным Бухгалтерского баланса организации, в том числе размещенных на территории РФ, за рубежом.

Организация также должна раскрыть информацию о покупателях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10% общей выручки от продаж (п.

Новые упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

31 ПБУ 12/2010).

Если организация в отчетном периоде изменила структуру своих отчетных сегментов, то сравнительная информация за предшествующие периоды должна быть также пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, кроме случаев, когда такая информация отсутствует и пересчет противоречит требованию рациональности. Случаи пересчета (невозможности такого пересчета) подлежат раскрытию в составе информации по отчетным сегментам. При этом если сравнительная информация не пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, то информация по сегментам за отчетный период должна быть представлена в разрезе как прежней, так и новой структуры сегментов (п. 32 ПБУ 12/2010, Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

3.5.10.3. Информация об участии в совместной деятельности

Под информацией об участии в совместной деятельности понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации (отчетный сегмент), осуществляемой с целью извлечения экономических выгод или дохода совместно с другими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями путем объединения вкладов и (или) совместных действий без образования юридического лица (п. 3 ПБУ 20/03). В соответствии с правилами, установленными ПБУ 12/2010, производится также раскрытие информации об участии в совместной деятельности. Для формирования достоверной информации в бухгалтерской отчетности об участии в совместной деятельности каждым участником обеспечивается достоверность представляемой другим участникам договора информации о выполнении договора о совместной деятельности (п. 23 ПБУ 20/03).

Организации могут вести совместную деятельность в трех различных формах:

— совместно осуществляемые операции (разд. II ПБУ 20/03),

— совместно используемые активы (разд. III ПБУ 20/03),

— собственно совместная деятельность (разд. IV ПБУ 20/03).

Организацией, являющейся участником договора о совместной деятельности, в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация (п. п. 8, 11, 16, 22 ПБУ 20/03):

— цель совместной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и т.д.) и вклад в нее;

— способ извлечения экономической выгоды или дохода (совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы, совместная деятельность);

— классификация отчетного сегмента;

— стоимость активов и обязательств, относящихся к совместной деятельности;

— суммы доходов, расходов, прибыли или убытка, относящихся к совместной деятельности.

3.5.10.4. Информация, связанная с осуществлением

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *