Ускоренный метод

Ускоренный метод

Преподаватель, кандидат экономических наук. Буду рад ответить на ваши комментарии к моим статьям.

С 1 января 2017 года в Налоговом кодексе начинает действовать ряд изменений в налогообложении налогом на прибыль, в частности и по операциям предприятий с основными средствами (ОС). Так, разрешена ускоренная амортизация ОС четвертой группы (Раздел ХХ Подраздел 4 пункт 43 НКУ).

Что входит в четвертую группу основных средств

Четвертая группа ОС согласно пункта 138.3.3 НКУ включает в себя машины и оборудование и, по сути, состоит из двух подгрупп:

  • компьютерное оборудование, телефоны, микрофоны, рации и т.п., срок полезного использования которых может составлять минимум 2 года;
  • другие машины и оборудование, для которых срок полезного использования может составлять минимум 5 лет (к ним могут относиться рабочие машины и оборудование, силовые установки, измерительные приборы, медицинская техника, сельскохозяйственная техника и т. д).

Читайте также Расходы не связанные с хозяйственной деятельностью. Налоговый и бухгалтерский учет

Условия получения права на ускоренную амортизацию

С 1 января 2017 минимально допустимый срок налоговой амортизации всех объектов основных средств четвертой группы, включая другие машины и оборудование, может составлять 2 года. Эта норма касается только плательщиков налога на прибыль, которые для определения объекта налогообложения обязаны корректировать финансовый результат до налогообложения на налоговые разницы. Также для получения такого права необходимо соблюдение одновременно следующих условий:

  • ОС не были введены в эксплуатацию и не использовались на территории Украины;
  • ОС введены в эксплуатацию в рамках одного из налоговых (отчетных) периодов начиная с 1 января 2017 года до 31 декабря 2018 года;
  • ОС используются в собственной хозяйственной деятельности и не продаются или не передаются в аренду другим лицам (за исключением налогоплательщиков, основным видом деятельности которых являются услуги по предоставлению в аренду имущества).

При этом еще одним условием использования ускоренной амортизации данной группы объектов является применение исключительно прямолинейного метода амортизации.

Что дает ускоренная амортизация налогоплательщику?

Налогоплательщик получает возможность больше сэкономить на платежах по налогу на прибыль в течение первых двух лет эксплуатации такого объекта. Рассмотрим, как это выглядит на примере.

Пример. Экономия на уплате налога на прибыль

Предприятие в феврале 2017 г. приобрело металлообрабатывающий станок FDB MASCHINEN Turner 410x1500SM за 314 995 грн с НДС. Первоначальная стоимость станка составляет 314 995×5/6=262 495,83 грн. Избран прямолинейный метод амортизации и нулевая ликвидационную стоимость. Сравнивая варианты со сроком эксплуатации 2 года и 5 лет, из таблицы ниже видно, что предприятие экономит на налоге на прибыль за первые 2 года эксплуатации станка 47 249,25 грн против 18 899,70 грн. Разница составляет 28349,55 грн. Это та сумма средств, которую предприятие сэкономит на уплате налога на прибыль в течение первых двух лет эксплуатации данного станка.

Читайте также Расходы не связанные с хозяйственной деятельностью. Налоговый и бухгалтерский учет. Часть 2

Ускоренная амортизация позволяет использовать высвободившиеся средства от уплаты налога на прибыль за первые 2 года на другие нужды предприятия, например, на обновление тех же ОС. Такая возможность распространяется на машины и оборудование приобретенные в 2017 и 2018 годах.

Что делать, если условия будут соблюдены

В случае нарушения вышеприведенных условий относительно применения ускоренной амортизации предприятие должно сделать корректировки. Например, налогоплательщик решил продать или перестать использовать приобретенное основное средство в своей хозяйственной деятельности до окончания периода начисления ускоренной амортизации. Тогда в налоговом (отчетном) периоде, когда произошло такое нарушение, он будет обязан на весь период ее начисления:

  • увеличить финансовый результат до налогообложения – на всю сумму начисленной в бухгалтерском учете ускоренной амортизации (т. е. для срока эксплуатации 2 года);
  • уменьшить финансовый результат до налогообложения – на сумму амортизации начисленной по правилам пункта 138.3 (то есть для минимального срока 5 лет или большего).

Читайте также Сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность 2016

Пример 2. Корректировки в случае нарушения условий

Предприятие ввело в эксплуатацию приобретенный станок (см. пример 1) в феврале и решило амортизировать прямолинейным методом, применив норму Раздела ХХ Подраздела 4 пункта 43 НКУ, то есть 2 года (вместо 5 лет в соответствии с пунктом 138.3 НКУ). Первым месяцем начисления амортизации станка становится март 2017 г. В декабре 2017 г. оборудование было продано. Следовательно, станок амортизировался 10 месяцев (с марта по декабрь). Амортизация за один месяц равна 131 247,92/12=10 937,33 грн. За 10 месяцев будет начислена амортизация в размере 109 373,27 грн (=131 247,92×10/12).

Если бы предприятие амортизировало станок прямолинейным методом со сроком 5 лет, то месячная сумма амортизации была 52 499,17/12=4 374,93 грн. За 10 месяцев начисленная сумма амортизации составила бы 43 749,31 грн (=52 499,17×10/12). Следовательно, в декларации за 2017 год такой плательщик налога должен выполнить следующие корректировки:

  • увеличить финансовый результат на 109 373,27 грн;
  • уменьшить финансовый результат на 43 749,31.

Возможные проблемы и учетная политика

Рассмотрев вышеприведенные корректировки, видим, что применение ускоренной амортизации ОС не создает никаких проблем для налогоплательщика при их эксплуатации, например, в ситуации досрочного выбытия. Даже в случае его реорганизации или выделения право на продолжение применения ускоренной амортизации объекта ОС четвертой группы переходит правопреемнику плательщика налога на прибыль (Раздел ХХ Подраздел 4 пункт 43 НКУ).

Читайте также Новая декларация по налогу на добавленную стоимость с 01.03.2017. Анализ изменений

По нашему мнению, решение о применении ускоренной амортизации ОС четвертой группы должно быть обязательно закреплено в приказе об учетной политике по предприятию для предотвращения недоразумений с налоговым органом.

Итак, ускоренная амортизация объектов четвертой группы является вполне целесообразной для использования предприятиями, которые корректируют финансовый результат на налоговые разницы, которые надо учесть бухгалтеру, руководству и собственнику.

При поддержке: Слышали о преимуществах вывода бизнеса в оффшоры но не знаете с чего начать? У вас есть возможность зарегистрировать оффшор с компанией urafinance.com в короткие сроки по приемлемой цене. Подробнее читайте на их сайте.

Ускоренная амортизация основных средств 4-й группы с 2017 года

Ускоренный метод отображения растрового слоя увеличивает производительность отображения слоя. При отображении растра с использованием ускоренного метода отображения, масштабирование и панорамирование на экране происходит плавно.

Перевод растрового слоя в данный ускоренный статус отображения сходно с добавлением векторных слоев к слою базовой карты для быстрого отображения и предварительного кэширования данных при отображении фрейма данных ArcMap. Конечный результат выражается в возможности для пользователя, при работе с растровыми данными, перемещать и масштабировать изображение плавно, без рывков. Ключевая особенность метода ускоренного отображения — возможность использовать ресурсы графической карты компьютера для ещё большего увеличения производительности. Это дополнительная опция и её нужно активировать в диалоге Опции ArcMap (ArcMap Options). Ускоренное отображение поддерживается для всех типов слоев растров и снимков, включая наборы данных мозаики и сервисы изображений. Вы не можете ни ускорить слой каталога растров, ни сделать его видимым в окне Анализ изображений (Image Analysis).

Чтобы ускорить отображение растровых слоев, откройте окно Анализ изображений (Image Analysis), щёлкните правой кнопкой на растровом слое в списке окна, затем щёлкните Ускорить (Accelerate), чтобы включить эту опцию. Ускоренный растровый слой применяется с этим значком: . Чтобы остановить применение данного метода отображения, щёлкните правой кнопкой на слое в окне Анализ изображений (Image Analysis) и выберите Ускорить (Accelerate), чтобы выключить эту опцию.

Если слой был ускорен, то диалоговое окно Свойства слоя (Layer Properties), доступное из таблицы содержания, ограничено вкладкой Общие (General). Однако, чтобы получить доступ к другим вкладкам, например, Отображение (Display) и Символы (Symbology), вы можете открыть диалоговое окно в окне Анализ изображений (Image Analysis) — щёлкните правой кнопкой на слой и выберите Свойства (Properties).

Использование данного метода отображения не ограничивает функциональность снимков и растровых данных, в отличие от слоев базовой карты, свойства которых нельзя изменить. Такие характеристики отображения как контраст, яркость и прозрачность могут быть при необходимости изменены. Настройка динамических диапазонов также может использоваться в сочетании с ускоренным растровым слоем, чтобы обеспечить наилучшее растяжение данных в текущих экстентах фрейма данных. Ускоренные растровые слои также могут использоваться в сочетании с опциями обработки окна Анализ изображений (Image Analysis).

При использовании ускоренных слоёв работают все стандартные инструменты навигации по карте. Они включают Перемещение (Pan), Увеличение (Zoom In), Уменьшение (Zoom Out) и линейки прокрутки. Кроме того, при нажатии и удерживании клавиши Q отображение следует за курсором, обеспечивая непрерывное панорамирование. Это полезно при оцифровке со снимка, т.к. вы можете нажать клавишу Q, когда курсор достигнет края фрейма данных, и фрейм данных переместится в этом направлении. Клавиша Q работает для всех активных инструментов и курсора в ArcMap. При панорамировании также поддерживается и увеличение, и уменьшение масштаба. Если ваша мышь оснащена колесиком, то нажимая клавишу Q и прокручивая колесико вперёд и назад, вы будете соответственно увеличивать и уменьшать масштаб отображения фрейма данных одновременно с панорамированием..

Отображение ускоренных растровых слоев использует больше оперативной памяти компьютера, чем при нормальном отображении. Таким образом, не рекомендуется использовать данное свойство все время или применять его ко всем растровым слоям.

ПРИМЕНЕНИЕ ПОВЫШАЮЩИХ (ПОНИЖАЮЩИХ) КОЭФФИЦИЕНТОВ К НОРМЕ АМОРТИЗАЦИИ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Российским налоговым законодательством предусмотрена возможность применения к основной норме амортизации по объектам амортизируемого имущества повышающих и понижающих коэффициентов.

Рассмотрим, кем из субъектов хозяйственной деятельности могут применяться повышающие (понижающие) коэффициенты, а также в отношении каких объектов они применимы.

Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации регулируется ст. 259.3 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Специальный коэффициент не выше 2. Налогоплательщики, руководствуясь п. 1 ст. 259.3 НК РФ, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2:

— в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Отметим, что под агрессивной средой в целях налогообложения прибыли следует понимать совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации.

К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрывоопасной, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации;

— в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков — сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрик, животноводческих комплексов, зверосовхозов, тепличных комбинатов);

— в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков — организа-

ций, имеющих статус резидента промышленно-про-изводственной особой экономической зоны или ту-ристско-рекреационной особой экономической зоны;

— в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации (РФ), или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Обратите внимание на то, что НК РФ предоставляет налогоплательщику именно право применять специальный коэффициент к норме амортизации. Соответственно, если это право, значит, налогоплательщик свое решение о применении либо неприменении коэффициента должен зафиксировать в приказе по учетной политике в целях налогообложения прибыли.

Помимо решения о применении коэффициента следует зафиксировать и его размер. Из текста ст. 259.3 НК РФ следует, что коэффициент должен быть только один и может иметь только одно цифровое значение. То есть в организации не должно быть более одного цифрового выражения специального коэффициента, причем и при линейном, и при нелинейном методе начисления амортизации, и для амортизируемых основных средств.

Как уже было отмечено выше, специальный коэффициент не выше 2 применяется в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

По разъяснениям Минфина России, данным в письме от 27.08.2007 № 03-03-06/1/604, перечень объектов основных средств, которые могут быть

отнесены к категории основных средств, работающих в условиях агрессивной среды, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Например, в отношении амортизируемых основных средств, используемых в зимнее время в условиях низких температур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в условиях отсутствия автомобильных дорог, к основной норме амортизации возможно применять специальный коэффициент, но не выше 2.

Перечень основных средств должен определяться налогоплательщиком с учетом требований технической документации эксплуатируемых основных средств. Помимо этого следует подтвердить, что основное средство фактически используется в условиях агрессивной среды. При этом ускоренная амортизация начисляется и учитывается для целей налогообложения прибыли только в месяце (периоде) нахождения основного средства в условиях агрессивной среды, о чем сказано в письме ФНС России от 23.09.2005 № 02-1-08/200 «По вопросам применения положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

В последнее время достаточно широкое распространение получают случаи уточнения налогоплательщиками своих расчетов с бюджетом в сторону уменьшения обязательств на основании наличия (придания) у них (им) статуса организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, поскольку, по их мнению, такой статус организации автоматически означает, что все принадлежащее ей имущество эксплуатируется в агрессивной среде.

По информации, содержащейся в письме ФНС России от 17.11.2009 № ШС-17-3/205 «Об условиях применения повышающего коэффициента при работе основных средств в агрессивной среде», придание статуса опасных отдельным объектам, эксплуатируемым налогоплательщиком, не означает наличия на всей территории имущественного комплекса организации агрессивной среды в том значении, в котором она определена в гл. 25 НК РФ.

Исходя из дословного прочтения условий применения повышающего коэффициента 2, при оценке наличия (отсутствия) фактов работы основных средств в агрессивной среде ФНС России считает целесообразным изначально выделять две группы основных средств организаций: • к первой группе относится имущество, не находящееся в контакте, т. е. непосредственно не соприкасающееся с агрессивной технологической средой (под агрессивной

технологической средой (в том числе и взрыво-, пожароопасной, токсичной) понимаются вещества, признанные опасными в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Например, в приложении 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных объектов отнесены объекты, где используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С

Однако такая среда находится в непосредственном контакте только с самим оборудованием, которое является механической границей агрессивной среды и в рабочем режиме представляет собой опасный производственный объект. При этом выполнение техники безопасности эксплуатации опасного объекта приводит к тому, что агрессивная среда за пределы оборудования, непосредственно контактирующего с агрессивной средой, не выходит.

В таком случае, если организация не заявляет об эксплуатации опасных объектов с нарушением техники безопасности, то другое имущество, находящееся на территории организации, где эксплуатируются опасные объекты, но отделенное воздушной средой от этих опасных производственных объектов, нельзя рассматривать как имеющее непосредственный контакт с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой.

Однако не все служители Фемиды придерживаются такого мнения. Так, из постановления ФАС Московского округа от 09.11.2011 по делу № А40-11990/11-115-39 следует, что в ходе выездной налоговой проверки обществу был доначислен налог на прибыль организаций. По мнению налоговых органов, общество неправомерно применило коэффициент 2 в отношении основных средств (здание гаража), не подверженных влиянию агрессивной среды.

При рассмотрении спора суды установили, что спорное здание находится на территории подстанции в непосредственной близости (на территории подстанции) от трансформаторов, а также в непосредственной близости от емкостей для хранения горюче-смазочных материалов и трансформаторного масла, что подтверждается схемой размещения. Следовательно, здание гаража, к которому при исчислении амортизации применен коэффициент 2, находится в зоне действия технологического

процесса, сопряженного с опасностью уничтожения вследствие воздействия агрессивной среды.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу об обоснованности применения обществом специального коэффициента 2 к основной норме амортизации в отношении спорного объекта (гаража) в связи с нахождением его в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой; • во вторую группу выделяются объекты, имеющие непосредственный контакт с агрессивной средой.

Применительно к этим объектам норма последнего предложения абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ означает также следующее: к агрессивной среде приравнивается работа оборудования в контакте с агрессивной средой, если эта среда в фактических условиях эксплуатации оборудования может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

При этом в случае, если конкретное оборудование предназначено для работы именно в контакте с опасной средой и используется в режиме, установленном соответствующей документацией производителя, эта среда не может рассматриваться как причина ускоренного (по сравнению с установленным производителем) износа такого оборудования или источник аварийной ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, применение повышающего коэффициента 2 для основных средств в соответствии с нормами ст. 259.3 НК РФ правомерно в случае, если собственник оборудования использует его в режиме, не установленном соответствующей документацией производителя, или для работы в контакте с опасной средой использует оборудование, не предназначенное для эксплуатации в подобных условиях. Такие обстоятельства должны быть документально подтверждены. Обратите внимание!

С 01.01.2013 Федеральным законом от 29.11.2012 № 206-ФЗ » О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 206-ФЗ) подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ дополнен новым абзацем, согласно которому коэффициент к норме амортизации не выше 2 применяется в отношении основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной

среды и (или) повышенной сменности, при условии, что они были приняты на учет до 01.01.2014.

Таким образом, к основным средствам, используемым для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, принятым на учет после 01.01.2014 коэффициент к норме амортизации не выше 2 применяться не будет.

Налоговый кодекс РФ понятие «повышенная сменность» не расшифровывает, но разъяснения по этому поводу можно найти, в частности, в письме УФНС России по г. Москве от 25.04.2011 №16-12/040322. В названном письме со ссылкой на письмо Минэкономразвития России от 20.03.2007 № Д19-284 сказано, что понятие «сменность» традиционно относится к режиму работы машин и оборудования, используемых в прерывных технологических процессах, длительность которых может быть приурочена к длительности рабочей смены.

При подготовке Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее — Классификация № 1), сроки полезного использования указанных основных средств устанавливались исходя из двухсменного режима их работы.

Что касается машин и оборудования, работающих в условиях непрерывной технологии изготовления продукции, сроки полезного использования этих средств, установленные Классификацией № 1, уже учитывают специфику их эксплуатации.

Для применения специального коэффициента к норме амортизационных отчислений необходимо, чтобы условия эксплуатации амортизируемых основных средств (по которым данный коэффициент будет применяться) соответствовали установленным НК РФ требованиям и отличались от обычных условий их эксплуатации.

Перечень основных средств, которые могут быть отнесены к категории основных средств, работающих в условиях повышенной сменности, определяется налогоплательщиком самостоятельно (с учетом требований технической документации эксплуатируемых основных средств).

Данные амортизируемые основные средства с указанием используемого специального коэффициента к основной норме амортизации должны быть отражены в учетной политике организации для целей налогообложения прибыли на текущий год.

При этом в случае применения для целей налогообложения прибыли специального коэффициента к основной норме амортизации организация должна

подтвердить увеличение продолжительности работы основных средств по сравнению с нормальной продолжительностью рабочей смены. Об этом говорится, например, в письме Минфина России от 30.09.2008 № 03-03-06/1/341.

В частности, у организации должны быть документы, подтверждающие работу в многосменном режиме, например:

— распорядительный документ руководителя организации (приказ) о применении специального коэффициента в отношении конкретных основных средств (перечень основных средств с указанием их инвентарных номеров, кодов согласно Классификации № 1, дат ввода в эксплуатацию, сроков полезного использования);

— ежемесячно составляемый документ, обосновывающий перечень объектов, учитываемых в течение данного месяца в составе работающих в условиях повышенной сменности (письмо Минфина России от 16.06.2006 № 03-03-04/1/521);

— распорядительный документ о режиме работы налогоплательщика и его отдельных подразделений;

— табель учета рабочего времени сотрудников.

В письме УФНС России по г. Москве от

20.06.2012 № 16-15/053957 указано, что в отношении объектов основных средств, эксплуатируемых в условиях повышенной сменности, необходимо учитывать разъяснение, данное Минэкономразвития России в письме от 13.01.2011 № Д13-13 «О применении повышающего коэффициента к норме амортизации основных средств, используемых в круглосуточном режиме».

По разъяснениям сотрудников названного ведомства круглосуточный режим эксплуатации основных средств может являться как прерывным (например, трехсменным), так и непрерывным. Поэтому каждый конкретный случай применения налогоплательщиком повышающего коэффициента к норме амортизации основных средств, эксплуатируемых в круглосуточном режиме, требует детального исследования обстоятельств его применения.

Не следует упускать из вида и положение п. 1 ст. 259.3 НК РФ, согласно которому налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный коэффициент не выше 2 только при начислении амортизации в отношении указанных объектов. То есть в периоды, когда основные средства исключены из состава амортизируемого

имущества, амортизация по ним не начисляется, соответственно, и специальный коэффициент применяться не может.

Напомним, что из состава амортизируемого имущества на основании п. 3 ст. 256 НК РФ исключаются следующие основные средства:

— переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

— переведенные по решению руководства организации на консервацию, продолжительность которой превышает 3 мес.;

— находящиеся по решению руководства на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 мес.;

— зарегистрированные в Российском международном реестре судов суда на период нахождения их в этом реестре. Отметим, что данная категория основных средств была исключена из состава амортизируемого имущества с 01.01. 2012 (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 07.11.2011 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства»).

Специальный коэффициент не выше 2 не применяется и к основным средствам, относящимся к первой — третьей амортизационным группам, куда входит имущество со сроком полезного использования от 1 года до 5 лет включительно, в том случае, если в отношении названных основных средств организацией применяется нелинейный метод начисления амортизации.

В отношении собственных амортизируемых основных средств вправе применять специальный коэффициент не выше 2 следующие категории налогоплательщиков:

— сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты) (подп. 2 п. 1 ст. 259.3 НК РФ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной или туристс-ко-рекреационной особой экономической зоны (подп. 3 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Напомним, что особой экономической зоной признается часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

Коэффициент не выше 2 может применяться в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 308 (далее — Перечень № 308).

Таким образом, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, может применяться норма амортизации с учетом специального (повышающего) коэффициента, но не выше 2, при условии, что указанные основные средства соответствуют Перечню № 308. Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина России от 27.05.2012 № 03-03-06/1/325, от 22.06.2012 № 0303-06/1/317, а также от 04.04.2011 № 03-03-06/1/209.

Специальный коэффициент не выше 3. Еще один специальный коэффициент установлен п. 2 ст. 259.3. НК РФ. Налогоплательщики согласно подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (лизинга).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон № 164-ФЗ) под договором лизинга понимается договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

В письме Минфина России от 27.08.2012 № 03-03-06/1/431 указано, что имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в отношении основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3.

Таким образом, к амортизируемым основным средствам, являющимся предметом договора лизинга, специальный коэффициент, но не выше 3, может применять либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, у кого из них на балансе числится данное имущество. Организация, не являющаяся лизингодателем или лизингополучателем, применять вышеуказанный коэффициент не может.

Вопрос о применении лизингодателем специального коэффициента к основной норме амортизации в отношении основных средств, являющихся предметом договора лизинга, заключенного с физическим лицом, рассмотрен Минфином России в письме от 02.12.2011 № 03-03-06/1/798.

Согласно Закону № 164-ФЗ лизингополучателем признается физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Учитывая, что лизингополучателем может быть физическое лицо, Минфин России считает, что в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора лизинга, заключенного с физическим лицом, лизингодатель, у которого данные основные средства учитываются в соответствии с условиями договора лизинга, вправе к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 3.

Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина России от 02.11.2011 № 03-03-06/1/707, от 14.09.2011 № 03-03-06/1/552.

Следует иметь в виду, что специальный коэффициент, но не выше 3, применяется к основным средствам, относящимся к четвертой — десятой амортизационным группам, т. е. в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 5 лет.

В письме Минфина России от 02.12.2011 № 0303-06/1/799 на вопрос о необходимости пересчета

суммы начисленной амортизации в случае досрочного выкупа имущества лизингополучателем чиновники разъясняют следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации № 1.

Таким образом, включение основного средства в соответствующую амортизационную группу осуществляется в соответствии со сроком его полезного использования в порядке, установленном ст. 258 НК РФ, определенным на дату ввода объекта в эксплуатацию.

При этом НК РФ не предусмотрен перерасчет сумм амортизации, начисленной с применением повышающего коэффициента, в случае досрочного расторжения договора лизинга.

Специальный коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации налогоплательщики вправе применять в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, что установлено подп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ.

Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятия «научно-техническая деятельность», но разъяснения по этому поводу можно найти, в частности, в письме Минфина России от 21.12.2011 № 03-03-06/1/836.

В вышеназванном письме финансисты со ссылкой на ст. 11 НК РФ указали, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Под научно-технической деятельностью в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» понимается деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных

проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

В целях налогообложения прибыли ст. 262 НК РФ определяется понятие «научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские разработки», под которыми понимаются разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг).

Таким образом, специальный коэффициент не более 3 может применяться к амортизируемым основным средствам, которые используются только для осуществления НИОКР, понятие которых дано в ст. 262 НК РФ.

Для применения специального коэффициента не выше 3 налогоплательщикам следует обеспечить раздельный учет сумм начисленной амортизации путем налогового учета амортизации либо пообъектно, либо по отдельным подгруппам.

Отметим, что в случае, если при амортизации основных средств имеются основания для применения к норме амортизации нескольких повышающих коэффициентов (объект основных средств соответствует одному из критериев, указанных в п. 1 ст. 259.3 НК РФ, и одному из критериев, указанных в п. 2 ст. 259.3 НК РФ), налогоплательщику следует определить в учетной политике, какой из указанных коэффициентов будет применяться в целях налогообложения прибыли организаций, поскольку возможность одновременного применения нескольких повышающих коэффициентов гл. 25 НК РФ не предусмотрена. Такое мнение Минфин России высказал в своем письме от 14.09.2012 № 03-03-06/1/481.

Специальные понижающие коэффициенты. Пунктом 4 ст. 259.3 НК РФ допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных гл. 25 НК РФ по решению руководителя организации-налогоплательщика, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения в порядке, установленном для выбора применяемого метода начисления амортизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При реализации амортизируемого имущества, в отношении которого применялись пониженные нормы амортизации, остаточная стоимость реализуемых объектов определяется исходя из фактически применяемой нормы амортизации.

Следует обратить внимание, что если организация, установившая в учетной политике применение нелинейного метода начисления амортизации, применяет к основным нормам амортизации повышающие (понижающие) коэффициенты и (или) осуществляет расходы на НИОКР, объекты амортизируемого имущества, к которым применяются такие коэффициенты, а также объекты амортизируемого имущества, используемые для выполнения НИОКР, формируют подгруппу в составе амортизационной группы, и учет таких амортизационных групп и подгрупп ведется отдельно.

Согласно п. 13 ст. 258 НК РФ все правила создания или ликвидации группы, увеличения или уменьшения суммарного баланса группы распространяются на такие подгруппы, и к ним применяется норма амортизации, уточненная с помощью повышающего (понижающего) коэффициента.

Применение специальных повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования объектов амортизируемого имущества. При этом амортизационные подгруппы по объектам основных средств, к нормам амортизации которых применяются коэффициенты, формируются в составе амортизационной подгруппы, исходя из определенного Классификацией № 1 срока полезного использования без учета его увеличения (уменьшения).

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства: Федеральный закон от 07.11.2011 № 305-ФЗ.

5. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

6. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

7. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ.

8. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ.

9. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от22.07.2005 № 116-ФЗ.

10. Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности: постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 308.

11. Письмо Минфина России от 16.06.2006 № 0303-04/1/521.

12. Письмо Минфина России от 27.08.2007 № 03-03-06/1/60.

13. Письмо Минфина России от 14.04.2008 № 03-03-06/1/282.

14. Письмо Минфина России от 30.09.2008 № 03-03-06/1/341.

15. Письмо Минфина России от 28.08.2009 № 03-03-06/1/554.

16. Письмо Минфина России от 04.04.2011 № 03-03-06/1/209.

17. Письмо Минфина России от 14.09.2011 № 03-03-06/1/552.

18. Письмо Минфина России от 02.11.2011 № 03-03-06/1/707.

19. Письмо Минфина России от 02.12.2011 № 03-03-06/1/798.

20. Письмо Минфина России от 02.12.2011 № 03-03-06/1/799.

21. Письмо Минфина России от 21.12.2011 № 03-03-06/1/836.

22. Письмо Минфина России от 27.05.2012 № 03-03-06/1/325.

23. Письмо Минфина России от 22.06.2012 № 03-03-06/1/317.

24. Письмо Минфина России от 27.08.2012 № 03-03-06/1/431.

25. Письмо Минфина России от 14.09.2012 №. 03-03-06/1/481.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2007 № Д19-284.

27. Письмо Минэкономразвития России от 13.01.2011 № Д13-13.

28. Письмо УФНС России по г. Москве от

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 4 августа 2017 г.

Мы рассказывали в нашей консультации, что амортизация основных средств и нематериальных активов представляет собой систематический постепенный перенос на расходы стоимости амортизируемых объектов в течение срока их полезного использования. А что такое ускоренная амортизация и в каких случаях она используется?

Ускоренная амортизация позволяет…

Механизм ускоренной амортизации позволяет перенести стоимость амортизируемых объектов более быстрыми темпами по сравнению с условиями, когда метод ускоренной амортизации не применяется.

Таким образом, основным достоинством метода ускоренной амортизации является возможность быстрее признавать в расходах часть стоимости основных средств и нематериальных активов. В общем случае метод ускоренной амортизации предполагает использование специальных коэффициентов ускорения, о чем мы рассказывали в нашем материале.

При этом ускоренный метод начисления амортизации с использованием специальных коэффициентов предусматривается как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

Ускоренная амортизация в бухгалтерском учете применяется при способе уменьшаемого остатка к объектам основных средств и нематериальных активов (п. 19 ПБУ 6/01, п. 29 ПБУ 14/2007).

К примеру, применение ускоренной амортизации основных средств в бухгалтерском учете означает, что с учетом коэффициента ускорения годовая сумма амортизации (АГ) будет определяться так (п. 19 ПБУ 6/01):

АГ = О / СПИ * К

где О – остаточная стоимость объекта ОС на начало года, в котором рассчитывается амортизация;

СПИ – срок полезного использования объекта ОС в годах;

К – установленный организацией коэффициент ускорения (не выше 3).

А в налоговом учете коэффициенты ускорения могут быть применены при определенных условиях только к объектам основных средств при использовании как линейного, так и нелинейного метода амортизации (ст. 259.3 НК РФ).

В использовании ускоренной амортизации есть и определенная целесообразность. Ведь увеличивая амортизационный расход, к примеру, в налоговом учете, организация тем самым уменьшает свою налогооблагаемую прибыль, а следовательно, и снижает налог к уплате. Но чем больше бухгалтерская амортизация, тем меньше учетная прибыль. А значит, для собственников часть распределяемой им прибыли (к примеру, дивиденды) также сокращается.

Страницы ← предыдущая следующая → достижения более высоких, чем предписано рубежей. 3.1.2. Экономические инструменты Назначением экономических инструментов является не прямое задание значимых для отдельного предприятия или общества в целом целей и жесткий контроль за их соблюдением, а использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически желаемом направлении. К экономическим инструментам охраны окружающей среды и природопользования относятся : 1. Рыночно-ориентированные инструменты: • природно-ресурсные платежи за загрязнение среды; • рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот; • механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды; • залоговая система; • интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей; • методы прямых рыночных переговоров. 2. Финансово-кредитные инструменты: • формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий; 61 • кредитный механизм охраны окружающей среды, займы, субсидии и т.п.; • режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования; • экологические и ресурсные налоги; • система страхования экологических рисков. Посредством экологических платежей (налогов), вносимых предприятиями–загрязнителями, на практике осуществляется реализация принципа «загрязнитель платит». Экологические платежи (налоги) играют важную стимулирующую роль, нацеливая предприятия на природоохранную реконструкцию и модернизацию производства. А на уровне общества они позволяют формировать фонды финансирования природоохранных мероприятий. Из рыночных инструментов заслуживает внимания залоговая система, которая представляет собой установленные законодательным путем или в результате добровольных соглашений платежи, которые собираются при покупке потенциально опасных товаров и возвращаются при обратном поступлении использованной продукции. Этот механизм применяется как своеобразная гарантия высокого уровня рециклирования самой продукции или ее упаковки. Рыночные интервенции проводятся, как правило, в виде субсидирования рыночных цен. Например, на сырье, являющееся результатом переработки отходов. Необходимость в таком 62 субсидировании и поддержке производителей возникает в случае, когда складывающиеся на рынке цены не покрывают затраты на рециклирование. Экономические инструменты охраны окружающей среды имеют следующие основные преимущества: • высокая эффективность с точки зрения экономии экологических затрат; • способность вырабатывать устойчивые стимулы к сокращению загрязнения окружающей среды и к научно- техническим инновациям; • способствуют через механизм рыночного ценообразования сохранению дефицитных природных ресурсов для будущих поколений. К числу недостатков экономических инструментов относятся: • сложность точного задания начального уровня эмиссионных платежей и обусловленная этим неопределенность достижения конечного природоохранного результата; • высокая чувствительность к инфляционным процессам, требующая постоянной корректировки уровня платежей; • риск снижения конкурентоспособности продукции, в том числе на международных рынках, вследствие относительно высоких совокупных экологических издержек. 63 3.1.3 Инструменты морально-этического воздействия и убеждения К инструментам морально-этического воздействия и убеждения относятся : • образование и воспитание; • доступность информации; • обучение; • общественное давление; • переговорные процессы; • добровольные экологические соглашения. Добровольные экологические соглашения представляют собой вариант договоров о сотрудничестве между органами экологического регулирования и предприятиями Проведение конструктивного диалога между государством, бизнесом и обществом и заключение добровольных экологических соглашений, как правило, сопровождается активным вниманием со стороны средств массовой информации. Это сулит значительные индивидуальные и общественные выгоды. Для бизнеса участие в соглашениях способно обеспечить как стратегические преимущества в результате ослабления административно-контрольного бремени и приобретения так называемых новых экологических компетенций, отсутствующих у конкурентов, так и тактические выигрыши. В частности, эти выигрыши могут быть получены за счет более широких возможностей по поиску наиболее эффективных природоохранных решений, а также передачи потребителям 64 информации об их экологически ответственном поведении. Для регулирующих органов выигрыши от добровольных экологических соглашений связаны с возможностью реализации своих функций в наименее конфронтационной форме и с минимально возможными издержками, включая сокращение издержек по реализации принимаемых административных решений. Добровольные экологические соглашения могут применяться для выработки инновационных и эффективных решений сложных экологических проблем, параметры которых не могут быть достоверно описаны. Примером может служить задача утилизации отслуживших автомобилей, многие аспекты которой (включая потоки образующихся отходов, возможный уровень их рециклирования, размер рынка рециклируемых материалов и т. п.) характеризуется высоким уровнем неопределенности. Именно для решения этой проблемы во Франции в 1993 году было заключено соглашение по завершению жизненного цикла автомобилей, которым предусматривалось сокращение к 2000 году поступающих в окружающую среду не утилизированных отходов до 15% от общего веса автомобилей. 3.2. Эволюция инструментов экологической политики Проследим эволюцию инструментов экологической 65 политики на примере Нидерландов, которые с начала 70-х годов ХХ столетия демонстрировали ответственное отношение к охране окружающей среды . Для 1-го этапа (1970-1983гг.) ведущими принципами экологической политики являлись: • «загрязнитель платит» (загрязнитель ответственен за компенсацию наносимого окружающей среде ущерба и покрытие соответствующих затрат); • «неухудшение существующего уровня» качества природной среды; • «блокирование загрязнения» (недопущение экспорта загрязнения и его контроль в местах возникновения); • «использование наилучшей из возможных технологий»; • «избежание не обязательных форм загрязнения». На этом этапе инструментами экологической политики относились доводимые до предприятий региональными органами эмиссионные стандарты, а также специальные разрешения (в России и некоторых других странах – это лицензии) на отвечающий эмиссионным стандартам уровень загрязнения. Рассматриваемый механизм в Нидерландах был преимущественно административно-контрольным с принятием основных решений сверху вниз, без учета мнения и интересов бизнеса. На 2-ом этапе (1984-1989гг.), который примерно в этот период протекал и в других промышленно развитых странах, 66 область экологических интересов была существенно расширена, в том числе за счет привлечения к глобальным экологическим проблемам. В этот период происходило формирование нового стиля управленческих решений, что выразилось в идентификации более или менее однородных групп загрязнителей и привлечении их к обсуждению и выработке методов решения наиболее острых для каждой из групп экологических проблем. Более открытому стилю экологического управления отвечало и использование расширенной совокупности инструментов, включая экономические. На 3-ем этапе (1990-1999 гг.) новые инструменты экологической политики отрабатывались под воздействием катастроф в Чернобыле (СССР) и Бхопале (Индия), а также документов конференции в Рио-де-Жанейро. В этот период более широкие права в области охраны окружающей среды были предоставлены региональным и местным властям, а также частным предприятиям. В результате при сохранении эмиссионных стандартов в качестве центрального элемента механизма экологического регулирования стал утверждаться новый управленческий стиль «обучение в процессе выполнения». Ему отвечало заключение экологических договоров с основными целевыми группами предприятий, посредством которых было охвачено около 90% общего объема промышленного загрязнения, массы образующихся и рециклируемых отходов, а также использование энергии. Для 67 предприятий, принявших на себя обязательства по использованию наилучших из возможных технологий, государство стало ослаблять жесткость регулирования и контроля. Повышению эффективности экологических мероприятий также отвечал подход «разделения издержек», создающий условия для управления экологическими издержками и их минимизации в рамках целевых групп предприятий. Его основой явилась ориентация на известный в микроэкономике критерий оптимальности – поиск решения, обеспечивающего выравнивание предельных экологических затрат по отдельным фирмам. В результате было обеспечено достижение более высоких экологических результатов при относительном снижении издержек по регулированию и контролю государства, а также экологических издержек предприятий. В числе отличительных особенностей 4-го этапа (с 2000 г. по настоящее время) следует отметить последовательное утверждение межотраслевого подхода к решению экологических проблем, поиск эффективных механизмов согласования экологических, экономических и социальных интересов. Становится все более очевидным, что опора на возможности отдельных предприятий не достаточна для кардинальных сдвигов в области охраны окружающей среды. Нужна координация природоохранных усилий на межотраслевой и межсекториальной основах. Основными инструментами этого этапа стали постановка целей по глобальным ресурсам; 68 разработка стимулов для производителей и потребителей; разработка «прорывных» технологий; межотраслевые экологические форумы; установка правильных цен. 3.3. Экологизация налоговых систем Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Активизация внимания к экологическим налогам и платежам в странах ЕС происходила со второй половины 80-х годов ХХ столетия в связи с переходом в области охраны окружающей среды от командно- административных к экономическим методам управления. Концептуальной основой экологизации налоговых систем послужила идея двойного выигрыша. Согласно этой идее, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и ресурсосбережения посредством введения экологических налогов должно сопровождаться пропорциональным снижением налогового бремени, связанного с социальными выплатами. Это позволяет стимулировать рост занятости и поддерживать конкурентоспособность национальных производителей. Существенными признаками экологических налогов (или платежей) являются: • включение затрат по ликвидации нанесенного окружающей среде ущерба в цену товара или услуги, которые послужили причиной этого ущерба; • создание стимула для производителей и потребителей 69 изменить свое поведение в области производства (потребления) с целью уменьшения загрязнения окружающей среды и повышения эффективности использования ресурсов; • стимулирование экологических инноваций и модернизация процессов производства и оказания услуг с целью как сокращения их негативного воздействия на окружающую среду, так и повышения конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке; • использование доходов от налогов на финансирование охраны окружающей среды и для снижения налогов на доходы. Экологические налоги и сборы могут быть классифицированы по целевой направленности и по основным областям применения. В соответствии с целевой направленностью различают следующие налоги и платежи: • служащие преимущественно покрытию экологических издержек; • стимулирующие экологически релевантное поведение производителей и потребителей; • служащие пополнению бюджета и имеющие преимущественно фискальную функцию. Согласно основным областям применения выделяют: налоги на определенные виды топлива или энергетические налоги; транспортные налоги; налоги на выбросы (сбросы) загрязнителей – эмиссионные налоги; налоги на отходы. В России к платежам, служащим покрытию экологических 70 Страницы ← предыдущая следующая →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *