Установка игровых автоматов
«Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании», 2005, N 3
УСТАНОВКА ИГРОВОГО АВТОМАТА В МАГАЗИНЕ И ИНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
В соответствии с положениями гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации предприятия торговли и общественного питания, устанавливающие в своих помещениях игровые автоматы, признаются плательщиками налога на игорный бизнес.
Кроме того, установка хотя бы одного автомата может иметь для предприятия целый ряд проблем, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Например, так как использование игрового автомата признается деятельностью в сфере игорного бизнеса, то в таком случае согласно п. 3 ст. 346.12 предприятие торговли и общественного питания не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Если же предприятие применяло специальный режим налогообложения, а в течение года установило игровой автомат или начало осуществлять иную деятельность в сфере игорного бизнеса, оно должно быть готово рассчитать суммы налога по общей системе налогообложения с начала года, уплатив по ним суммы пени и штрафов. По мнению Минфина России (Письмо от 4 октября 2002 г. N 04-00-11), в данном случае у организации отсутствует льготная возможность перехода на общий режим налогообложения. Уплаченные же с начала года суммы авансовых платежей по единому налогу могут быть зачтены в счет исполнения налоговых обязательств в соответствии с общим режимом налогообложения.
Устанавливаемые предприятием игровые автоматы подлежат отдельной регистрации в налоговом органе по месту их установки не позднее чем за два дня до даты их установки. Регистрация осуществляется на основании заявления предприятия с обязательной выдачей свидетельства о регистрации. Формы указанных документов на сегодняшний день утверждены Приказом МНС России от 8 января 2004 г. N ВГ-3-22/7 «Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес».
Под игровым автоматом в соответствии с налоговым законодательством понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша.
Как отмечено в Письме МНС России от 12 марта 2004 г. N 22-1-14/413 «О налоге на игорный бизнес», под действие гл. 29 НК РФ подпадают также игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки.
Уплата налога с используемых игровых автоматов осуществляется по ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 369 НК РФ. Согласно данной статье ставка налога составляет от 1500 до 7500 руб. за один игровой автомат.
По установленным ставкам налог исчисляется и уплачивается за каждый календарный месяц.
Уплата налога и представление декларации по нему в соответствии с положениями п. 2 ст. 370 НК РФ должны осуществляться не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим. Используемая в настоящее время форма налоговой декларации утверждена Приказом Минфина России от 1 ноября 2004 г. N 97н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес и Инструкции о порядке ее заполнения».
Одно из главных условий, которое должно быть учтено при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, закреплено в п. 9 ст. 274 НК РФ, — при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов и расходов организации не учитываются доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.
Для реализации указанных положений организации обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по соответствующим видам деятельности, включая отдельный учет сумм выручки и отдельный учет сумм расходов, непосредственно связанных с осуществлением игорного бизнеса.
Если речь ведется об использовании игровых автоматов, в целях налогообложения прибыли предприятия общественного питания и предприятия торговли не должны учитывать суммы выручки, полученные от их использования, а также суммы расходов, связанные с содержанием автоматов, включая расходы на электроэнергию, ремонт, поддержание в рабочем актуализированном состоянии и прочие расходы.
Не учитываются в целях налогообложения также и амортизационные отчисления со стоимости приобретенных игровых автоматов, хотя для целей бухгалтерского учета амортизация может начисляться в порядке, установленном ПБУ 6/01.
В случае невозможности разделения затрат согласно осуществляемым организацией видам деятельности они могут распределяться между ними пропорционально доле доходов организации от деятельности, связанной с использованием игровых автоматов, в общем доходе организации по всем видам деятельности. Данные нормы также закреплены в п. 9 ст. 274 НК РФ.
Положения о раздельном учете сумм доходов и расходов, связанных с деятельностью в сфере игорного бизнеса, в полной мере распространяются на предприятия торговли и общественного питания, перешедшие на уплату налога на вмененный доход. Об этом сказано как в ст. 274 НК РФ, так и в п. 7 ст. 346.26 НК РФ.
Оказание услуг в сфере игорного бизнеса освобождается от обложения НДС согласно пп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом следует учитывать, что от налогообложения освобождаются только доходы в виде выигрышей, на что обращено внимание в п. 6.12 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447. Как представляется, не могут освобождаться от обложения НДС, в частности, доходы от реализации самого игрового автомата.
Учитывая, что доходы в сфере игорного бизнеса освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, суммы НДС со стоимости самих игровых автоматов, а также расходов по их эксплуатации и ремонту в соответствии с положениями ст. 170 НК РФ должны учитываться в стоимости автоматов и осуществляемых расходов. А так как по правилам расходы, связанные с осуществлением деятельности в сфере игорного бизнеса, не учитываются в целях налогообложения прибыли, то указанные суммы НДС фактически могут оплачиваться только за счет доходов, полученных от использования автоматов.
При формировании показателей Отчета о прибылях и убытках суммы налога на игорный бизнес подлежат отражению по отдельно вводимой после показателя текущего налога на прибыль строке, на что обращено внимание в Письме Минфина России от 18 августа 2004 г. N 07-05-14/215.
В.В.Владимиров
Подписано в печать
14.02.2005