Утилизационного сбора

Утилизационного сбора

Содержание

Пока автолюбители ломают голову над вопросом, для чего нужен утильсбор и где находятся специализированные центры по утилизации, деньги продолжают взимать. В том числе с тех машин, что привозят от соседей по Таможенному союзу — из России. Не видел особого смысла в плате и Сергей, пользователь нашего форума с ником tomy. Мужчина не скрывает: поначалу хотел пойти на уловку, чтобы сэкономить. Но в ходе поисков оснований, как сохранить финансы, почти случайно наткнулся на совершенно законную схему. После этого на форуме Onliner он стал помогать другим автовладельцам. По подсчетам Сергея около тысячи человек в год платят утильсбор в случаях, когда для этого нет необходимости.

Последний случай. Владимир

В качестве примера возьмем один из последних прецедентов. Владимир решил вернуть сумму уплаченного утильсбора спустя три с половиной года после оформления документов на автомобиль. Как и множество других грузоперевозчиков, он поехал за машиной в Россию — там выгоднее и дешевле даже с учетом переплат при постановке на учет в РБ. «В 2015 году пригнал грузовой Renault из РФ, — вспоминает мужчина. — Процедура регистрации типичная, список документов — стандартный. И в этот перечень входила квитанция об уплате утильсбора. Для грузовиков сумма относительно немаленькая — приближалась к эквиваленту 4,5 тысячи долларов. При регистрации не уточняют обстоятельства (хотя стоило бы), а сразу требуют квитанцию. Все воспринимают такое положение дел как должное: надо — значит, надо. Даже подозрений по поводу того, что может быть иначе, не возникает».

А на самом деле «иначе» может быть — об этом Владимир узнал только недавно. Ему подсказал наш форумчанин Сергей. «Когда прочитал законы, выяснил, что не должен был платить (об основании — чуть позже). Хотя меня никто не предупреждал об этом при оформлении. Естественно, я решил вернуть отданную сумму, — рассказал мужчина. — Поначалу написал в налоговую службу, оттуда перенаправили в таможенные органы — мол, там брали, значит, там и должны вернуть. Дважды писал на таможню. В последнем ответе указали, что деньги уже ушли в Министерство финансов, спрос с них. Хорошо. Я написал в Минфин. В конце прошлой недели мне сообщили, что ответ уже готовят. Сейчас ждем письмо, надеемся на положительное решение вопроса. В противном случае мою ситуацию буду считать примером нарушения закона со стороны госорганов».

Владимир стал двадцатым человеком, который воспользовался способом Сергея. Сам метод незатейлив, его проблема лишь в том, что о нем знает слишком мало людей.

Первый случай. Сергей

Сам tomy утверждает, что по его подсчетам с «неоправданной» уплатой утильсбора сталкивается до тысячи белорусов ежегодно. У большинства даже не возникает вопросов и сомнений. Сергей рассказал Onliner, как он наткнулся на правовую нестыковку: «Работаю грузоперевозчиком. Утильсбор особенно касается именно представителей моей профессии, потому как многие коллеги используют фургоны и микроавтобусы. По техрегламенту ТС эти машины подпадают под категорию N1 (предназначенные для перевозки грузов и имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонны (п. 3)). Сумма утильсбора в таком случае составляет аж 9281 белорусский рубль (для автомобилей старше трех лет). Оставим за скобками то, что за такие деньги микроавтобус можно не просто утилизировать, но и разложить на молекулы. Лучше сконцентрируемся на вопросе, как этих выплат избежать. Удивительно, но я оказался первым человеком за четыре года действия указа «Об утилизационном сборе», который обратил внимание, что не все машины, ввозимые с территории ЕЭАС, подпадают под его уплату.

Автомобиль, который подходил мне по всем параметрам, находился в Брянске на стоянке автомагазина. Стоял он там уже больше четырех лет, и, судя по ценнику, продать его в России шансов не было. Поэтому продавцы шли мне навстречу, всячески помогали, присылали сканы документов и терпеливо ждали около трех месяцев, пока я боролся с государственной машиной. Изначально, чтобы не платить утильсбор, я хотел оставить автомобиль на российской регистрации и получить временные номера РБ. Такой вариант существует и успешно практикуется крупными перевозчиками. С этими мыслями я и пошел в МРЭО ГАИ для получения консультации, как именно это сделать. Однако был выгнан оттуда с позором и словами — «платить утильсбор все равно надо, читайте законы своей страны». Первая неудача и дельный совет от сотрудников регистрационного отдела заставили меня детально изучить эти самые законы. И что же я там увидел? То, что мне не надо платить вообще, — и это абсолютно легально, без уловок».

Инструкция

В указе №64 от 04.02.2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» есть пункт 1.7. Приведем его полностью:

«Действие настоящего Указа не распространяется на транспортные средства, зарегистрированные на территории РБ в установленном законодательством порядке до вступления в силу настоящего Указа, а также транспортные средства, выпущенные в свободное обращение либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу настоящего Указа».

Теперь простыми словами. Не надо платить утильсбор: во-первых, если авто уже было зарегистрировано в РБ до начала действия закона; во-вторых, если авто выпущено в свободное обращение.

Сергей запросил копию ПТС у продавца, и оказалось, что машина попала в Россию именно из Беларуси и именно до вступления указа в силу, то есть до 2014 года. «Вооружившись уже копией ПТС и распечаткой самого указа, я опять рванул в МРЭО ГАИ, счастливый в своей правоте, — описал дальнейшие действия tomy. — Однако в качестве ответа услышал фразу «вы неправильно понимаете данный пункт указа». Я начал рассылать письма во все инстанции — от налоговой и МВД до Совета министров. В результате трехмесячной переписки мной был получен положительный ответ. Только так я смог поставить на учет автомобиль без уплаты утильсбора».

По прошествии года Сергей все чаще стал встречать людей, оказавшихся в похожей ситуации: «Люди пригоняют машины из России, ранее бывшие в РБ, и их, можно сказать, принуждают уплачивать утильсбор. Что в ГАИ, что в «Белтаможсервисе» — никто просто не обращает внимания на этот нюанс указа. Говорят, иначе авто якобы на учет не поставят. Но за прошедший год с помощью форума Onliner я помог поставить на учет пару десятков легковушек и начать процесс возврата уплаченного утильсбора за грузовики».

Тому, кто планирует приобрести автомобиль в России либо уже поставил на учет пригнанную оттуда машину, стоит выяснить, было ли транспортное средство ранее зарегистрировано в нашей стране (до марта 2014 года). Для этого необходимо ввести VIN в поисковую строку на сайте Государственного таможенного комитета. Поиск надо проводить по обеим базам данных. Если в результате датой ввоза/оформления будет значиться число до 1 марта 2014 года, платить утильсбор не нужно, а уплаченный можно и нужно попробовать вернуть.

На местах

Обе истории, а точнее, необходимость длительных переписок с госорганами, довольно странно выглядят со стороны. Люди вынуждены доказывать, что они правы по закону. При этом сама таможня периодически напоминает: «В отношении транспортных средств, ранее зарегистрированных в установленном порядке на территории Беларуси до 1 марта 2014 года, утилизационный сбор не подлежит уплате». Последнее такое напоминание увидело свет в начале марта 2019 года на официальных сайтах Могилевских облисполкома и райисполкома — очевидно, что в граничащем с РФ регионе вопрос стоит острее. Сообщение начинается со слов «В последние месяцы все чаще стали поступать вопросы по поводу необходимости уплачивать утильсбор в отношении приобретенных в России транспортных средств, ранее вывезенных из РБ».

А почему поступают эти вопросы? Мы решили под видом потенциального покупателя автомобиля уточнить список документов, необходимых для регистрации, при личном визите в МРЭО ГАИ.

— Машину ввозим из России. Документы об уплате утильсбора обязательно приносить?

— В перечень документов при регистрации входит документ об уплате утилизационного сбора.

— В указе №64 написано, что если авто уже было в Беларуси до марта 2014 года, то я не должен платить. Это как раз наш случай.

— (прочитав распечатку выдержек из указа) Но сейчас же машина в России, то есть вы ее ввозите в Беларусь второй раз.

— Да. Однако по логике утильсбор платится раз и навсегда для каждой машины. Не важно, сколько раз ее ввозили. Ведь нельзя одно авто утилизировать дважды. Следовательно, и взнос для этих целей — однократный (так указано в п. 1.2 указа №64. — Прим. Onliner).

— Это логика или это где-то написано? «Раз и навсегда» — в первый раз слышу. Как там написано? «Сбор взимается однократно за каждое транспортное средство, ввозимое с территорий государств-членов ЕАЭС». Что имеется в виду: однократно за каждое ТС или однократно при ввозе?

— Прошу прощения, однако я не хотел бы заниматься полемикой и трактованием законов. Просто ответьте: могу ли я в указанном случае зарегистрировать машину без бумаги об уплате утильсбора? Насколько я понимаю, порядок действий в таком случае у вас четко не определен?

— Ну да. Вам стоит поговорить с начальником отделения…

серый, хетчбэк, бензин 1.6 л, механическая, передний привод 8200$ / 7630€ черный, седан, бензин 2 л, автоматическая, передний привод 11 500$ / 10 701€ черный, седан, бензин 3.5 л, автоматическая, передний привод 18 300$ / 17 028€ Автобарахолка мобильное приложение

С 1 апреля будет проиндексирована ставка утилизационного сбора на колесные транспортные средства и прицепы. Постановление правительства РФ было подписано 19 марта, на следующий день после президентских выборов. Во Владивостоке, где жители по-прежнему предпочитают приобретать импортные автомобили из Японии, ожидается резкий рост цен на машины.

Размеры базовых ставок за легковые автомобили и грузовики остались неизменными — 20 000 рублей для «гражданских» машин и 15 000 рублей – за коммерческий транспорт, то есть грузовики и автобусы. Главное — это изменение повышающих коэффициентов, согласно которым и будет высчитана итоговая оплата. Увеличение ставок утилизационного сбора произошло в среднем на около 15%, но на самые востребованные автомобили с объемом двигателя от литра до двух ставка поднимается до 90%. Целью принятого решения является создание условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов. Однако утилизационный сбор взимается с 2012 года, а многие владельцы авто до сих пор не знают, каким образом и, главное, зачем это нужно.

В среднем самые популярные автомобили, как говорят участники рынка, подорожают на 150 тысяч рублей. Это самые выбираемые модели, так называемые малолитражки – Fit, Vitz, Passo и прочие. Также подорожают и гибриды – Prius, например, которые являются самым популярным автомобилем в Приморье.

По мнению участников рынка, подобный рост приводит к удорожанию машин, уменьшению предложения и очередному подъему цен на новые и б/у автомобили. Также понесут серьезные убытки те, кто уже купил автомобили за рубежом и, не зная о повышении, уже не успеет ввезти в РФ из-за логистических особенностей перевозки. Подписавшиеся под обращением просят врио губернатора Приморья Андрея Тарасенко немедленно решить вопрос о приостановлении действия постановления правительства № 300 от 19.3.2018 года как минимум на 3 месяца, разобраться, на каком основании подняли утилизационный сбор и куда расходуются деньги, взимаемые по статье «утилизационный сбор», а также вернуть утилизационные сборы на уровень до 01.04.2018.

В пользу государства

Утилизационный сбор был введен после вступления России в ВТО и, собственно, является скрытым налогом. Вначале он не распространялся на автомобили, собираемые на территории страны, а касался только автоимпортеров. Но позже его обязали платить и местные сборочные площадки и концерны. Этот сбор включается в цену машины. Для отечественных автозаводов и компаний сбор компенсируется в виде субсидий. Минпромторг в этом году планирует выделить на них более 102 миллиардов рублей. При этом общие поступления от утилизационного сбора в 2018 году вырастут на 58,4 млрд рублей – до 223,4 млрд рублей, а в 2019 году – до 259,8 млрд рублей.

Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля. Правило установлено Федеральным законом «Об отходах потребления и производства» № 89-ФЗ с 2012 года. Согласно законодательству, сбор по утилизации представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства. Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта. Зарегистрировать машину без предварительной уплаты утилизационного сбора невозможно. Даже если автовладелец получит ПТС, то регистрация транспортного средства все равно не будет осуществлена в установленном законом порядке.

Для импорта лазейка все же осталась — физические лица, приобретающие автомобиль для личных нужд, по-прежнему платят по минимуму. Но граждане имеют право на привоз одной машины в год. Если появилась необходимость привезти второе авто, необходимо письменное разрешение начальника таможни. Если доставка транспортных средств из-за рубежа носит регулярный характер (начиная с трех машин в год), оформление их будет уже производиться как на юридическое лицо.

Налог на воздух

О предполагаемом повышении утилизационного сбора сообщал, например, «Коммерсант» в январе, однако до последнего не было известно, утвердят ли желаемые ставки.

Как сообщает РБК, рост утилизационного сбора может сказаться на стоимости автомобилей у дилеров. Концерн Nissan подтвердил, что скорректированные коэффициенты по утилизационному сбору будут иметь эффект, но исключительно на импортируемые автомобили: Juke, GTR. Представитель Hyundai сообщил, что повышение цен в ближайшее время не планируется. Те автопроизводители, которые имеют сборочные площадки в России, получат правительственные субсидии, сопоставимые по размеру с затраченными на оплату сбора средствами.

Автолюбители и автодилеры Владивостока, у которых машины застряли в Японии, решили обратиться к врио губернатора Приморья Андрею Тарасенко, чтобы хотя бы отсрочить платежи и получить возможность вывезти уже приобретенные машины.

«Это обращение от автолюбителей, автодилеров и всех, кто так или иначе связан, работает в этой сфере. 1 апреля очередной черный день в нашей жизни. Правительством РФ было принято постановление № 300 от 19.03.2018 года – об увеличении утилизационного сбора на автомобили, которое вступает в действие 01.04.2018 г. В обществе давно ходили слухи об увеличении этого побора, но никто не мог предположить, что это будет сделано без широкого обсуждения и анонсирования в СМИ, поэтому люди не смогли оценить возможный ущерб от его внезапного повышения. Напомним, что с 1 сентября 2012 года утилизационный сбор стал взиматься при таможенном оформлении, но до сих пор не построен ни один завод по утилизации автомобилей. А значит, огромные деньги за 6 лет сборов уходят непонятно куда. Никто не дает отчета о собранных суммах и о том, как они были израсходованы. Этот налог можно смело называть «налогом на воздух», и более всего удивляет и возмущает факт того, что, не вкладывая ни копейки в заводы по утилизации из собранных денег, правительство опять поднимает утилизационный сбор по некоторым самым популярным видам автомашин в РФ до 90%», – говорится в обращении.

«До выборов не было речи, слухи ходили, – говорит представитель одной из компаний, занимающейся ввозом подержанных автомобилей. – 18-го числа прошли выборы, а 19-го уже подписано постановление. У меня застряло в Японии девять машин, нам не дали времени, не дали отсрочки».

Утилизировать можно

В России действует несколько специализированных предприятий по утилизации автомобилей, однако все они расположены в центральной и западной части страны. Утилизировать автомобиль можно и во Владивостоке, но это будет стоить дополнительных денег.

«К нам обращаются в основном автодилеры, – говорит Юрий, представитель одной из компаний по утилизации. – Мы работаем по Дальнему Востоку, в том числе и во Владивостоке. Здесь на утилизацию отдают мало машин, в Хабаровске больше. К нам обращаются до трех организаций в неделю. С дилерами мы работаем, у них есть наши контакты. Если клиент желает, то он может обратиться к нам. Сперва необходимо будет сдать автомобиль на утилизацию, затем снять его с учета и получить сертификат. В ряде случаев он дает возможность получить скидку на приобретение нового авто. Юридическим лицам утилизировать машины сложнее — нужно заключать договор. Утилизация — не бесплатная процедура, ее стоимость от 4 тысяч рублей и выше, в зависимости от удаленности, необходимости вызова эвакуатора. Сюда же входят оформление пакета документов и наш собственный утилизационный сбор, который мы тоже платим».

Автомобиль в утилизационной компании разбирается на составляющие — сливаются техжидкости, машина делится на пластик, стекло и металл. Пластик в Приморье не перерабатывается, а стекло, металл и резина идут на вторсырье.

Теоретически утилизировать можно любое транспортное средство, не важно, какой у него пробег, когда оно выпущено и какая марка машины. В законе, однако, указано, что авто, подлежащее утилизации, должно быть целиком укомплектовано: все агрегаты, которые предусматривает заводская сборка, в нем должны обязательно быть.

Напомним, строительство завода по переработке подержанных автомобилей в Приморье было запущено в октябре прошлого года Виталием Веркеенко – гендиректором группы компаний «Сумотори», который сейчас является главой Владивостока. Однако о сроках начала работы предприятия пока неизвестно.

Подписаться на канал VL.ru в Telegram

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 ноября 2019 года правительство РФ опубликовало постановление об индексации утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года. Согласно документу, ставки вырастут на 46,1% для машин с объемом двигателя до 1 литра и на 145% для авто с двигателем от 3,5 литра. Сбор на автомобили с двигателем от 1 до 2 литров повысится на 112,4%, а ставка для транспортных средств массой от 12 до 20 тонн возрастет на 18,6%. При этом для физических лиц размер ставки останется прежним. ТАСС подготовил материал об истории утилизационного сбора в России.

Введение утилизационного сбора в РФ

Впервые аналог утилизационного сбора был введен в России в 2009 года при утверждении федеральной программы по утилизации автомобилей. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор в 3 тыс. рублей. После этого владелец получал сертификат на скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового авто (если оно было произведено в России). Программа действовала в 2010-2011 годах, в измененной форме возобновлена в 2014 году.

4 апреля 2012 года в Тольятти (Самарская область) в ходе посещения «Автоваза» премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам автопрома. На нем он поддержал идею представителя международной природозащитной организации Greenpeace Ивана Бокова о необходимости введения ответственности производителя при утилизации отходов. При этом уточнялось, что таким образом Россия сможет защитить себя от резкого роста объема ввоза в страну подержанных иномарок, не отвечающих современным экологическим требованиям. Предполагалось, что наплыв таких иномарок последует в связи с присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО), одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин. На заседании в Тольятти Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину РФ отработать механизм по введению утилизационного сбора.

Соответствующие поправки в закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года и Бюджетный кодекс РФ были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 3 августа 2012 года. 30 августа того же года правительство утвердило правила взимания и ставки сбора.

Принцип работы, ставки

Первоначально утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом — юридические и физические лица. Производители России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) от утилизационного сбора были освобождены, если те брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей.

Базовый размер ставки для легкового автомобиля был установлен в 20 тыс. рублей, грузового — 150 тыс. рублей и с тех пор не менялся. Финальный размер сбора рассчитывается исходя из возраста транспортного средства и объема двигателя. Например, для нового легкового автомобиля с двигателем объемом 2,5 литра в 2012 году размер ставки с учетом коэффициентов составлял 51,2 тыс. рублей, а для подержанного (старше 3 лет) — 322,4 тыс. рублей.

В ноябре 2012 года стало известно, что Евросоюз планирует обратиться в ВТО с иском к России из-за утилизационного сбора, считая его дискриминационным по отношению к собственным производителям. Соответствующий иск был подан 9 июля 2013 года, впоследствии к нему присоединились Бразилия, Китай, Индия, Норвегия, Республика Корея, США, Турция, Украина и Япония. До настоящего времени иск не рассмотрен.

Из-за иска в ВТО в закон об утилизационном сборе были внесены поправки, подписанные президентом РФ Владимиром Путиным 21 октября 2013 года. Они распространили требование об уплате пошлин и на автосборочные предприятия, расположенные в России и других странах Таможенного союза. Одновременно с этим для российских предприятий были введены субсидии, сопоставимые с размером сбора.

26 декабря 2013 года правительство РФ приняло новое постановление о размере утилизационного сбора, которое учитывало новые правила, однако ставка в них в целом осталась прежней и не индексировалась по всем пунктам до 2016 года.

29 декабря 2015 года новыми поправками в закон «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор был введен также на прицепы (с базовой ставкой 150 тыс. рублей).

В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%, в 2018 году — в среднем на 15%, но по некоторым позициям рост достиг 90%.

В действующей до 2020 года редакции утилизационный сбор с учетом коэффициентов для нового легкового автомобиля с объемом двигателя 2,5 литра составляет 126 тыс. рублей, для подержанного — 480 тыс. рублей.

От уплаты утилизационного сбора освобождены:

  • личные машины физических лиц, участвующих в программе по добровольному переселению в Россию соотечественников, а также беженцев и вынужденных переселенцев;
  • автомобили диппредставительств;
  • ретроавтомобили;
  • различные виды техники по особому перечню для ввоза в Калининградскую область, поскольку в регионе мало сервисных центров для промышленных и сельскохозяйственных машин российского производства.

Международный опыт

В некоторых странах, таких как США, где из-за высокого уровня автомобилизации уже к 1960-м годам сформировалась развитая инфраструктура по утилизации машин. Переработке подлежит порядка 70-90% массы старых автомобилей, и эта сфера является выгодным бизнесом. В Соединенных Штатах предприятия по утилизации машин возвращают в оборот около 14 млн тонн стали, большие объемы ртути, нефтепродуктов и других материалов. В США автовладельцы и автопроизводители расходов по переработке машин не несут.

Однако в европейских и некоторых других странах, где автомобилизация была меньше, чем в США, и где не сложилось налаженной системы переработки старых машин, требовались дополнительные инвестиции для развития подобной деятельности. Кроме того, под давлением экологов власти европейских стран решили повысить уровень переработки до 95%.

Еще в 1978 году в Норвегии был введен специальный залог на переработку машин. Он составляет около €300, его платит первый владелец автомобиля, а при сдаче на утилизацию он возвращается последнему владельцу.

В 2000 году утилизационный сбор на автомобили был введен в ЕС. Он уплачивается первым владельцем машины при покупке, его размер зависит от страны, составляет порядка €100. С 2005 года похожий сбор был введен в Японии (составляет $70-$180).

Вступили в силу изменения, касающиеся уплаты утилизационного сбора на автомобили и прицепы. Размер сбора повысился в среднем на 15 %, добавлены виды и категории транспортных средств, в отношении которых он уплачивается. По оценкам Минпромторга, дополнительные доходы бюджета в результате пересмотра размеров сбора могут составить около 5 млрд рублей в год.

Михаил Ожерельев

Базовая ставка для легковых автомобилей осталась прежней (20 000 руб.), а вот коэффициенты расчета суммы утильсбора по многим позициям существенно изменились. В результате сбор с малолитражек объемом двигателя до 1 литра вырос на 16 %, а для самого популярного класса легковушек с моторами объемом 1,0–2,0 литра прибавка составила 90 %. Затронула индексация легкие коммерческие автомобили и электрокары. Для транспортных средств с электродвигателями (за исключением машин с гибридной силовой установкой) сбор повысился на 15 %. К слову, в Аналитическом центре при правительстве РФ отмечают, что поддержка спроса на электромобили не требуется – объем спроса пока минимален. (Табл. 1.)

Изменение утилизационного сбора для новых легковых автомобилей, выпущенных на территории РФ

Тип ТС Коэф. расчета до 01.04.2018 Сумма сбора до 01.04.2018, руб. Коэф. расчета после 01.04.2018 Сумма сбора после 01.04.2018, руб. Изм., %
С электродвигателями (за исключением гибридов) 1,42 28 400 1,63 32 600 +15
С рабочим объемом двигателя не более 1000 см3 1,42 28 400 1,65 33 000 +16
С объемом двигателя св. 1000, но не более 2000 см3 2,21 44 200 4,20 84 000 +90
С объемом двигателя св. 2000, но не более 3000 см3 4,22 84 400 6,30 126 000 +49
С объемом двигателя св. 3000, но не более 3500 см3 5,73 114 600 5,73 114 600 0
С объемом двигателя св. 3500 см3 9,08 181 600 9,08 181 600 0
Ввозимые физлицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 0,17 3400 0,17 3400 0

Для тяжелой коммерческой техники коэффициенты расчета не изменились. Утилизационный сбор платят производители и импортеры транспортных средств. Он был введен 6 лет назад со вступлением России в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили. Мера касается как новых, так и подержанных машин, ввозимых в страну. Однако отечественным производителям, локализовавшим производство автомобилей в России, правительство компенсирует эти затраты субсидиями.

Резкое повышение тарифа в нынешних условиях выглядит необдуманно, ведь российский рынок в прошлом году только начал восстановление (+12 %), а рост цен на автомобили может зарубить эту тенденцию на корню. Прежде всего может пострадать сегмент относительно недорогих автомобилей. Но если власти вдруг решат отменить субсидии российским заводам (вполне реальный сценарий по нынешним временам), то повышение цен затронет весь рынок.

Повышение утильсбора в качестве метода защиты рынка может быть корректно лишь в случае с подержанными автомобилями, но ставка для частных лиц сохранилась на прежнем уровне, и она невысока: за машину не старше трёх лет, ввозимую для личного пользования, нужно отдать всего 3400 рублей, а за более старую – 5200 оублей.

Изменения также коснулись перечня видов транспортных средств, в отношении которых утвержден утилизационный сбор. В частности, в раздел прицепной техники (категория О4) добавлены полуприцепы. Напомним, в предыдущей редакции постановления об утилизационном сборе (ПП № 1291 от 26.12.2013 г.) в списке фигурировали только прицепы, что было малообъяснимо, поскольку прицепы и полуприцепы, по сути, отличаются лишь способом сцепки с тягачом. (Табл. 2.)

Перечень прицепов категории О4, в отношении которых уплачивается сбор

Виды и категории ТС Коэффициент расчета суммы сбора
Новые ТС ТС, с даты выпуска которых прошло более 3 лет
Полные прицепы 0,5 8,05
Полуприцепы 0,5 8,05
Прицепы с центральной осью 0,5 8,05

Ранее сообщалось, что инициаторами введения расширенного перечня, в частности, выступили крупные российские предприятия, специализирующиеся на выпуске прицепной техники. Они предложили главе кабмина Дмитрию Медведеву ввести сбор на собственную продукцию, аргументируя это тем, что прицепная техника является неотъемлемой частью большегрузных автопоездов и, соответственно, нуждается в утилизации наравне с тягачами и колесными шасси. Особую озабоченность российских компаний-производителей вызвала проблема с импортом подержанной техники. Согласно данным Росстата, объем импорта автомобильных прицепов и полуприцепов для грузовиков в 2017 году составил 29 400 единиц. Примерно 40 % импорта составляет подержанная техника. Причем каждый третий полуприцеп используется для перевозки опасных грузов и по правилам Евросоюза должен утилизироваться в нем, а не в России.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении прицепной техники равна 150 000 руб. Для новых транспортных средств коэффициент составляет 0,5, а для техники, бывшей в эксплуатации, – 8,05.

Очевидно, что плата за утилизацию в итоге полностью или частично ляжет на плечи конечного покупателя, неважно, коммерческий это автомобиль или легковушка. Но есть и другая проблема – неясность правил игры для производителей, принимающих на себя обязательства обеспечить безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты изделием своих потребительских свойства. И эта проблема видится весьма серьезной.

Давайте разберёмся, что делать покупателям полуприцепов в ближайшей перспективе в связи введением с 1 апреля 2018 года утилизационного сбора на полуприцепы.

Постановлением №300 от 19 марта 2018 г. утверждены новые ставки утилизационного сбора при ввозе на территорию РФ транспортных средств, включая полуприцепы. Базовая ставка для расчёта суммы утилизационного сбора равна 150 000 рублей, при этом действуют умножающие коэффициенты.

На новые прицепы и полуприцепы коэффициент равен 0.5, на подержанные, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, — 8.05. Таким образом, сумма к уплате при прохождении таможни для б/у полуприцепов составляет 1 207 500 рублей вне зависимости от стоимости самого полуприцепа или его типа.

Что это означает для покупателя

  1. Импортная техника старше трёх лет ввозиться больше не будет.
    Ввозить технику старше трёх лет становится просто нецелесообразно, т.к. её стоимость возрастает в 2-3 раза и более.
    Пока ещё есть техника, которую успели ввезти до введения сбора, но по мере её убывания, будет расти цена и на неё, т.к. спрос никуда не денется, а предложение будет падать.
    Следовательно, если вы планировали купить импортный полуприцеп или прицеп старше трёх лет, то лучше с этим не затягивать.
  2. Импортная техника младше трёх лет вырастет в цене наравне с российской.
    Утилизационный сбор введён не только на импортируемую технику, но и производимую в России. Это означает, что цены местных производителей на новую технику также поднимутся.
    Таким образом, покупая российскую технику вместо импортной, сэкономить тоже не получится. Но пока ещё есть техника, произведённая до введения сбора и не успевшая подорожать.
  3. Аренда становится выгоднее покупки.
    С учётом вышеизложенного аренда техники становится гораздо более выгодным решением, чем покупка. Наша компания ввела услугу аренды полуприцепов ещё в начале 2015 года. К настоящему времени у нас уже накоплен большой опыт сдачи полуприцепов в аренду – мы знаем, что нужно клиентам, и можем им это предоставить.

Перечислим кратко основные преимущества аренды в KRONE ScanBalt:

  1. С учётом нынешних реалий, аренда гораздо выгоднее покупки даже в долгосрочной перспективе. Наши арендные ставки остались не прежнем уровне.
  2. На время аренды п/п вы не несёте расходов на страховки, налоги, регистрацию, сервис и др., т.к. эти расходы лежат на нашей компании.
  3. Широкий выбор полуприцепов: на наших площадках доступно более 100 единиц. Соответственно, мы готовы удовлетворить спрос даже со стороны крупных компаний, которым нужно более 10 полуприцепов сразу.

Стоимость аренды рассчитывается исходя из вида техники, её количества и срока аренды.

Чтобы получить расчёт для вашей компании, обращайтесь по телефонам в Москве:
+7 929 909-29-04
+7 926 536-53-00

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *