В конфликте рождается истина
Как противостоять агрессии и решать конфликты
Цель:
-
Исследовать агрессию и конфликты, причины их возникновения и способы разрешения, формирование позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Задачи:
-
Сформировать познавательный интерес к основам этической культуры, умение анализировать, моделировать ситуации, аргументировать, делать выбор конкретной конфликтной ситуации;
-
Развивать творческие способности, побуждать учащихся к самосовершенствованию.
Ход мероприятия.
Здравствуйте, ребята!
Я очень рада вас видеть. Начнем мы наше мероприятие со стихотворения знаменитого персидского поэта Омара Хайяма:
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так – смирись!
Будь поумней и улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно!
Согласны ли вы с мудрецом?
Как вы понимаете слова поэта?
Обратите внимание на последние две строчки стихотворения.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Конфликт».
1) Что же произошло между спичками?
2) Что явилось причиной конфликта? (Агрессия со стороны серой спички)
Что же такое агрессия?
Агрессия (от лат. «нападаю») – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического ущерба, либо на уничтожение человека.
Агрессия – это положительное или отрицательное качество?
Как противостоять агрессии?
Как вы думаете, как спичкам найти выход из данной ситуации?
Давайте посмотрим, что же случилось дальше.
К чему же привел конфликт?
А кто все-таки виноват?
Как вы думаете, чему учит мультфильм?
В любом конфликте виноваты оба: если один проявил агрессию, то второй мог бы найти выход, чтобы уладить конфликт.
Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх и ненависть между людьми.
Как же разрешать конфликты?
-
НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ:
-
«Да брось ты!»
-
«Что ты в этом понимаешь!»
-
«Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!»
-
МОЖНО ГОВОРИТЬ
-
«Мне кажется»
-
«Может быть я ошибаюсь»
-
«Может, ты со мной согласишься»
-
«Извини, но это не так»
Как и болезни, конфликт лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.
Вот несколько способов:
-
Мягкое противодействие.
Это возражение, выраженное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию и не обидеть человека.
-
Конструктивное предложение
Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который может устроить всех.
-
Миротворцы.
Рассмотрим ситуацию:
Вам не нравится что ваш сосед по парте не носит в школу учебников и пользуется вашими. Попробуйте намекнуть ему на это.
-
Мягкое противодействие.
1) Мне не очень хочется ссориться, но мне не очень нравится, когда моими вещами пользуются другие.
-
Конструктивное предложение
Мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники. Давай это будем делать по очереди. Тогда никому не будет обидно!
Миротворцы. Могут ли в случае конфликта помочь одноклассникам?
А какие решения вам помогут подсказать одноклассники?
Вот вы сейчас выступили в роли миротворцев. Каждый из вас может выступить в роли миротворцев и помочь погасить конфликт.
Хотите ли вы жить без конфликтов?
«В нашем классе без агрессии и конфликтов»
-
Мы поддерживаем доброе взаимодействие между собой
-
Мы называем друг друга по имени
-
Мы уважаем друг друга
-
Не отвечаем агрессией на агрессию, ведь зло порождает зло
-
Игра должна быть честной: все соблюдают правила
Игра: «Невидимая связь»
ВЫВОДЫ:
Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.
Комфортность взаимоотношением зависит от того , в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным.
Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом.
Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы не происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.
Рефлексия.
Понравилось ли вам мероприятие?
Что вы узнали для себя нового?
Появилось ли желание воспользоваться способами погашения агрессии и предотвращения конфликтов?
Притча «Два Волка»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Сталкиваясь с враждебностью своих собратьев и с этой чертой в самом себе, человек долго искал ответ на загадку собственного поведения, он искал способ исправить это поведение. В Вавилоне, Индии, а также в первобытные времена тех, кто был способен мыслить, беспокоило неразумное поведение его ближних.
Социологи, психологи и ряд других специалистов, изучив враждебное поведение людей, утверждают, что человеком, зачастую, правят животные инстинкты. Такова, якобы, основная причина его склонности к агрессии. Спорное утверждение, однако.
Все мы не идеальны и может показаться, что людям трудно ладить друг с другом. Конфликты на работе, недовольные соседи, домашнее насилие, воюющие страны и национальности — наглядная демонстрация этого. Когда наше внимание приковывают только к таким событиям, то можно подумать, что окружение опасно и ничего нельзя сделать с этим человеческим фактором. На самом деле, человек миролюбив. Многое создано человеком во благо других людей, и цивилизация существует, благодаря его созидательной деятельности.
Почему же два человека засыпают друг друга претензиями и придирками и устраивают разборки?
Для начала остановлюсь на одном важном нюансе. У человека есть основной инстинкт — защищать себя и своих ближних, помогать себе и своим ближним. Все его действия и стремления направлены на это. Нет такого человека, который не предпринимал бы очень упорных попыток помочь своим собратьям.
И все-таки, существовало «нечто» неизвестное, лежащее в основе всех конфликтов. Оно было описано философом Л. Рон Хаббардом и представляло собой естественный закон. Он гласил:
«Для того, чтобы конфликт существовал, в любой ссоре должна присутствовать неизвестная третья сторона».
Или
«Для того, чтобы произошла ссора, неизвестная третья сторона должна активно разжигать ее между двумя потенциальными противниками».
Кто же может выступать в роли третьей стороны? Это человек, который с помощью ложных сообщений вызывает неурядицы между двумя людьми, человеком и группой или группами.
Интересный факт, не правда ли?
Когда мы смотрим на конфликт, мы наблюдаем только две стороны. Один бьет другого в физической или моральной борьбе. Это очевидно. Труднее всего разглядеть и вычислить зачинщика, который не желает быть обнаруженным.
Возьмем семейные конфликты. Проще простого обвинять друг друга в недостатках, доказывать личную правоту и поддерживать спор, в котором ни один из участников не прав. Но, если обратиться к нашему естественному закону третьей стороны, то можно обнаружить много чего интересного и невероятного. Выход из длительно продолжающихся семейных конфликтов только один — заняться тщательным поиском подстрекателя. Найдите того, кто стоит в стороне и не участвует в конфликте и, как кажется, периодами поддерживает одного из противников. Разваливающиеся браки можно спасти, если использовать этот совет, и семейный конфликт сойдет на нет.
Можно подумать, что не существует никаких других обстоятельств для возникновения ссор. Да, такие обстоятельства бывают. Однако, их можно с легкостью исправить путем переговоров, если только третья сторона не подстегивает конфликт.
Поэтому, этот естественный закон — это наша жизнь, и оставлять его без должного внимания, как минимум, неразумно.
Желание жить в ладу со своими близкими, работать в благоприятной обстановке, иметь много надежных друзей и устанавливать мир и согласие — это естественное желание человека. А имея знания о законе третьей стороны, достичь этого гораздо легче.
Елизавета Шаламова