В конфликте рождается истина

В конфликте рождается истина

Как противостоять агрессии и решать конфликты

Цель:

  • Исследовать агрессию и конфликты, причины их возникновения и способы разрешения, формирование позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Задачи:

  • Сформировать познавательный интерес к основам этической культуры, умение анализировать, моделировать ситуации, аргументировать, делать выбор конкретной конфликтной ситуации;

  • Развивать творческие способности, побуждать учащихся к самосовершенствованию.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада вас видеть. Начнем мы наше мероприятие со стихотворения знаменитого персидского поэта Омара Хайяма:

Других не зли и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире.

И если что не так – смирись!

Будь поумней и улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно!

Согласны ли вы с мудрецом?

Как вы понимаете слова поэта?

Обратите внимание на последние две строчки стихотворения.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Конфликт».

1) Что же произошло между спичками?

2) Что явилось причиной конфликта? (Агрессия со стороны серой спички)

Что же такое агрессия?

Агрессия (от лат. «нападаю») – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического ущерба, либо на уничтожение человека.

Агрессия – это положительное или отрицательное качество?

Как противостоять агрессии?

Как вы думаете, как спичкам найти выход из данной ситуации?

Давайте посмотрим, что же случилось дальше.

К чему же привел конфликт?

А кто все-таки виноват?

Как вы думаете, чему учит мультфильм?

В любом конфликте виноваты оба: если один проявил агрессию, то второй мог бы найти выход, чтобы уладить конфликт.

Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх и ненависть между людьми.

Как же разрешать конфликты?

  • НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ:

  • «Да брось ты!»

  • «Что ты в этом понимаешь!»

  • «Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!»

  • МОЖНО ГОВОРИТЬ

  • «Мне кажется»

  • «Может быть я ошибаюсь»

  • «Может, ты со мной согласишься»

  • «Извини, но это не так»

Как и болезни, конфликт лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

Вот несколько способов:

  • Мягкое противодействие.

Это возражение, выраженное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию и не обидеть человека.

  • Конструктивное предложение

Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который может устроить всех.

  • Миротворцы.

Рассмотрим ситуацию:

Вам не нравится что ваш сосед по парте не носит в школу учебников и пользуется вашими. Попробуйте намекнуть ему на это.

  • Мягкое противодействие.

1) Мне не очень хочется ссориться, но мне не очень нравится, когда моими вещами пользуются другие.

  • Конструктивное предложение

Мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники. Давай это будем делать по очереди. Тогда никому не будет обидно!

Миротворцы. Могут ли в случае конфликта помочь одноклассникам?

А какие решения вам помогут подсказать одноклассники?

Вот вы сейчас выступили в роли миротворцев. Каждый из вас может выступить в роли миротворцев и помочь погасить конфликт.

Хотите ли вы жить без конфликтов?

«В нашем классе без агрессии и конфликтов»

  • Мы поддерживаем доброе взаимодействие между собой

  • Мы называем друг друга по имени

  • Мы уважаем друг друга

  • Не отвечаем агрессией на агрессию, ведь зло порождает зло

  • Игра должна быть честной: все соблюдают правила

Игра: «Невидимая связь»

ВЫВОДЫ:

Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.

Комфортность взаимоотношением зависит от того , в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным.

Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом.

Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы не происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

Рефлексия.

Понравилось ли вам мероприятие?

Что вы узнали для себя нового?

Появилось ли желание воспользоваться способами погашения агрессии и предотвращения конфликтов?

Притча «Два Волка»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Сталкиваясь с враждебностью своих собратьев и с этой чертой в самом себе, человек долго искал ответ на загадку собственного поведения, он искал способ исправить это поведение. В Вавилоне, Индии, а также в первобытные времена тех, кто был способен мыслить, беспокоило неразумное поведение его ближних.
Социологи, психологи и ряд других специалистов, изучив враждебное поведение людей, утверждают, что человеком, зачастую, правят животные инстинкты. Такова, якобы, основная причина его склонности к агрессии. Спорное утверждение, однако.
Все мы не идеальны и может показаться, что людям трудно ладить друг с другом. Конфликты на работе, недовольные соседи, домашнее насилие, воюющие страны и национальности — наглядная демонстрация этого. Когда наше внимание приковывают только к таким событиям, то можно подумать, что окружение опасно и ничего нельзя сделать с этим человеческим фактором. На самом деле, человек миролюбив. Многое создано человеком во благо других людей, и цивилизация существует, благодаря его созидательной деятельности.
Почему же два человека засыпают друг друга претензиями и придирками и устраивают разборки?
Для начала остановлюсь на одном важном нюансе. У человека есть основной инстинкт — защищать себя и своих ближних, помогать себе и своим ближним. Все его действия и стремления направлены на это. Нет такого человека, который не предпринимал бы очень упорных попыток помочь своим собратьям.
И все-таки, существовало «нечто» неизвестное, лежащее в основе всех конфликтов. Оно было описано философом Л. Рон Хаббардом и представляло собой естественный закон. Он гласил:
«Для того, чтобы конфликт существовал, в любой ссоре должна присутствовать неизвестная третья сторона».
Или
«Для того, чтобы произошла ссора, неизвестная третья сторона должна активно разжигать ее между двумя потенциальными противниками».
Кто же может выступать в роли третьей стороны? Это человек, который с помощью ложных сообщений вызывает неурядицы между двумя людьми, человеком и группой или группами.
Интересный факт, не правда ли?
Когда мы смотрим на конфликт, мы наблюдаем только две стороны. Один бьет другого в физической или моральной борьбе. Это очевидно. Труднее всего разглядеть и вычислить зачинщика, который не желает быть обнаруженным.
Возьмем семейные конфликты. Проще простого обвинять друг друга в недостатках, доказывать личную правоту и поддерживать спор, в котором ни один из участников не прав. Но, если обратиться к нашему естественному закону третьей стороны, то можно обнаружить много чего интересного и невероятного. Выход из длительно продолжающихся семейных конфликтов только один — заняться тщательным поиском подстрекателя. Найдите того, кто стоит в стороне и не участвует в конфликте и, как кажется, периодами поддерживает одного из противников. Разваливающиеся браки можно спасти, если использовать этот совет, и семейный конфликт сойдет на нет.
Можно подумать, что не существует никаких других обстоятельств для возникновения ссор. Да, такие обстоятельства бывают. Однако, их можно с легкостью исправить путем переговоров, если только третья сторона не подстегивает конфликт.
Поэтому, этот естественный закон — это наша жизнь, и оставлять его без должного внимания, как минимум, неразумно.
Желание жить в ладу со своими близкими, работать в благоприятной обстановке, иметь много надежных друзей и устанавливать мир и согласие — это естественное желание человека. А имея знания о законе третьей стороны, достичь этого гораздо легче.
Елизавета Шаламова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *